Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х - начала ХХ века
КУРСОВАЯ РАБОТА
Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х- начала ХХ века
2004 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение 3
Глава 1. Краткая характеристика политической жизни в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. 5
1.1.Политическая жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв. 5
2.2. Студенчество как социальная прослойка 8
Глава 2. Революционное движение в студенческой среде Петербурга конца Х1Х - начала ХХ веков 14
2.1. Организации и лидеры революционного студенческого движения в Санкт-Петербурге 14
2.2. Деятельность «Объединенной социал-демократической организации студентов Санкт-Петербурга» 17
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 1 30
Приложение 2 32
Введение
Российское студенчество дореволюционных лет представляло собой самый многочисленный отряд отечественной интеллигенции.
По мнению ученых, студенчество традиционно выступало как наиболее революционный слой общества. В отличие от простой молодежи, революционность студенчества усиливалась еще и высокой интеллектуальной способностью к социальной рефлексии и критическому анализу реальности. В XIX веке почти все социал-демократические и анархистские общества создавались исключительно в университетской среде1.
В России революционный нонконформизм студенчества вообще хрестоматийная тема (народовольцы, Казанский университет, Ульяновы и т.п.).
К тому же студенчество как социальная прослойка всегда была буфером между интеллигенцией и крестьянством.
Петербург как «колыбель революции» всегда был эпицентром событий. Все начинания, все истоки революционных волнений находились именно в Петербурге.
Кроме того, Петербург был и до сих пор остается культурной столицей России. Большое количество университетов, институтов, всегда привлекало лучшие умы провинций и профессорского состава, которым как никому были близки революционные идеи.
Именно поэтому студенчество Петербурга всегда было в первых рядах в деле продвижения революционных идей, находя для этого и средства, и лидеров.
Вплоть до революционных событий 1917 года студенческое сообщество Петербурга сохраняло двойственную репутацию: наименее консервативной, наиболее подвижной, восприимчивой к новым веяниям социальной группой населения, но, в то же время - студенты нередко жили замкнутой, скрытой от постороннего взгляда жизнью. Следовательно, в их среде могли зародиться не только новые продуктивные общественные практики, но и угрожающие сектантские настроения, чреватые общественно неуправляемыми последствиями.
Цель курсовой работы – показать роль революционного студенчества
в Петербурге конца Х1Х- начала ХХ века.
В задачи работы входит:
1.Охарактеризовать политическую жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв.
2.Показать студенчество как новую социальную прослойку российского общества.
3.Осуществить анализ революционного движения в студенческой среде Петербурга конца Х1Х - начала ХХ веков
Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как Т.П.Бондаревская, М.В.Борисенко, А.Е.Иванов, Н.Г.Завадский,И.П.Лейберов, Н.А.Хименко, Р.Г. Эймонтова, В.П. Яковлев и др. ученых-историков.
Глава 1. Краткая характеристика
политической жизни в России
на рубеже
Х1Х-ХХ вв.
1.1.Политическая жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. мировой капитализм вступил в новую стадию-империализм. Свободная конкуренция сменилась господством монополий. Произошло слияние промышленного и банковского капиталов. Наряду с вывозом товаров в слаборазвитые страны особое значение приобрел вывоз капитала. Возникли международные союзы капиталистов. Противоречия между великими державами из-за колоний привели к многочисленным войнам.
Россия - страна среднеразвитого капитализма - была составной частью мирового империализма. Ее природные богатства и дешевые рабочие руки привлекали иностранных капиталистов. Они охотно вкладывали свои капиталы в хозяйство России, особенно в добычу нефти, угля, металлов. Иностранный капитал составлял 7О% всех средств, вложенных в добывающую промышленность. В России тоже шел процесс концентрации производства. Мелкие предприниматели разорялись, а крупные объединялись в монополистические союзы.
Но в России империализм сочетался с остатками феодализма. В стране сохранились абсолютная монархия, помещичьи латифундии. Эти пережитки феодализма мешали экономическому и культурному прогрессу страны, создавали острые социальные противоречия. В России ширилась борьба рабочих с предпринимателями за улучшение условий труда и жизни, борьба крестьян за землю, борьба национальных меньшинств за национальное равноправие.
В стране сложилась революционная ситуация, которая отличалась от всех предыдущих. В ней гегемоном был пролетариат. В лице пролетариата крестьянство нашло союзника в борьбе против царизма. Впервые в России революционная ситуация переросла в мощную народную революцию.
В конце Х1Х-начле ХХ в. мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии.
Россия относилась ко «второму эшелону» стран, вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам экономического роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и прежде всего - возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.
После промышленного подъема 90-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии (1904-1908). В 1909-1913 гг. экономика России сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производства возрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества (буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословное деление-наследие феодальной эпохи (дворянство, купечество, крестьянство, мещанство)2.
Политический строй России - абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах ХIХ века шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Николай II, вошедший на престол в 1894 году, твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.
Вплоть до 1905 года высшим государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министерствами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания. Николай II, всемерно ограждая свою власть, крайне ревниво относился к любой крупной личности своих министров.
Однако раскол российского общества шел главным образом, не по национальному, а по социальному признаку.
Тяжелое экономическое положение, гражданское и политическое бесправие, репрессии и преследования явились причиной постоянно растущей эмиграции из России. Крестьяне массами устремлялись на заработки в приграничные государства (Германию, Австро-Венгрию), а затем и в США, Канаду, Австралию. И наконец, все более заметную часть эмиграции составляли люди, сделавшие целью своей жизни борьбу с самодержавием.
Острота противоречий, раздиравших российское общество, все чаще выливалась в открытый протест. В стране назревала революционная ситуация. Бурлило студенчество. Но наиболее существенную роль в этом процессе играло нараставшее рабочее движение, характерной особенностью которого в этот период было сочетание экономических и политических требований.
В России шло брожение. Признаком этого были политические стачки. Уже в 1903 году на юге России состоялось много стихийных политических забастовок. Движение приняло широкие массовые масштабы, но постепенно угасало из-за отсутствия руководителей.
Революционные события в России быстро нарастали. Первого мая 1905 года во многих городах состоялись массовые демонстрации.
Революционные настроения проникли в армию и на флот.
В стране поднялась волна крестьянских выступлений. В августе 1905 года возник Всероссийский крестьянский союз - первая массовая организация в деревне, руководили которой либералы и эсеры.
После октябрьской политической стачки возглавляемая Лениным партия большевиков и Советы рабочих депутатов организовали по всей стране подготовку к вооруженному восстанию с целью свержения монархии.
Под влиянием революционной борьбы рабочих в стране происходит рост крестьянского движения. Крестьяне захватывают пашни и луга помещиков, громят помещичьи усадьбы. Широко распространились забастовки сельскохозяйственных рабочих. В 1905 году в стране было более 3500 крестьянских выступлений.
2.2. Студенчество как социальная прослойка
Студенчество того времени представляло собой уникальный феномен стратографического устройства общества. Студент - это больше, чем учащийся высшего учебного заведения. По сути, это особый социально-антропологический тип, отдельное состояние экзистенции3. Именно в этот «период поиска идентичности» человек, незашоренный системными ограничениями, наиболее способен к радикальному действию творческого мироустройства. К революции, проще говоря. Не случайным, поэтому, выглядит провозглашение В.Хлебниковым в революционные дни 1917-го поэтической утопии «государства 22-летних» - интуитивной метафоры возрастного модуса происходивших событий.4
Появление революционных настроений в студенческой среде было в значительной мере обусловлено недовольством существующим государственным устройством. Это недовольство побуждало к теоретическим разработкам иных политических доктрин и экономических систем, а запрет их пропаганды - к конспирации, губительной своей закрытостью5.
В середине Х1Х века знакомство слабо образованных молодых людей с социалистическими учениями при отсутствии открытой научной критики уводило их в миры несбыточных грез, увлекало утопиями, кажущимися им вполне реальными. Многие полагали, что эти учения, воплощенные в жизнь, пренепременно избавят человечество от рабства и нищеты. Радикально настроенная часть русского общества не сомневалась в том, что народы, населяющие Россию, с нетерпением ожидают сигнала, по которому тут же поднимутся против царя и помещиков, чиновников и фабрикантов.
Анализ программных документов «Земли и воли», «Народной воли», других революционных сообществ приводит к мысли о полном непонимании проповедуемых ими идей и фанатической вере в реальность их осуществления. Они не пожелали даже предположить, что народ вовсе не собирается восставать ради непонятных ему призывов.6 Убедившись на собственном опыте в консерватизме крестьян и провале «подготовления революции в России на коренных социалистических началах», народники обратились к индивидуальному политическому террору. Они увидели в нем «осуществление революции в настоящем» (Н.А.Морозов). Террор есть компенсация, попытка реванша за провал «хождения в народ», за неудачи с кружками самообразования, воскресными школами, мелкими конспиративными обществами.
Революционное студенчество старалось учитывать все «просчеты» своих предшественников и действовать в революционной борьбе «по научному», вместе с тем не отказываясь полностью от террора.
Студенчество в России уже в начале XIX века воспринималось как особая социальная группа. Её формирование в основном происходило по тем же законам, которые определяли статус студенческих сообществ в иных европейских странах. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в университеты неохотно шла молодежь из знатных дворянских семейств, поскольку служебные перспективы выпускников высших учебных заведений были достаточно ограниченными. Лишь в 1809 году положение дел изменилось. По инициативе известного реформатора эпохи Александра I Михаила Сперанского был введен в действие новый порядок чинопроизводства. На чин коллежского асессора (восьмой класс из двенадцати, составлявших российскую «Табель о рангах») могли претендовать лишь выпускники одного из российских университетов.
Студенчество в России начала ХХ века было новой социальной группой. Надо отдать должное царскому правительству, которое поддерживало стремление к учебе в университетах молодых людей из бедных слоев. Из 4017 студентов столичных университетов 1957 были детьми неимущих родителей, причем 847 из них получали стипендию. Конфликт возник из-за полицейского произвола в отношении студентов Санкт-Петербургского университета7.
Студенты потребовали неприкосновенности личности, публикации всех касающихся их мер, отмены старого закона о призыве в армию исключенных студентов. Ректор университета ответил им, что «райские птицы, которым дается все, что они просят, не обитают в нашем климате». Студенты устроили демонстрацию у Казанского собора. Их поддержало своей забастовкой 25000 рабочих. Университет был закрыт, все студенты исключены. После открытия университета принято было обратно 2181 студентов из 2425. Николай II осудил студентов, заявив, что они должны учиться, а не демонстрировать.
Брожение не утихло, и 14 января 1901 г. бывший студент Карпович П. В. убил министра просвещения проф. Боголепова Н. П. Это бессмысленное преступление, восторженно встреченное студенчеством, открыло серию террористических актов со стороны революционных сил и ответных действий правительства. После этих событий значительная часть студенчества стала в оппозицию царскому режиму.
В 1902 г. произошел подпольный студенческий съезд с яростными дискуссиями эсеров и либералов. Небольшая часть студентов-экстремистов пошла в террор, в боевую организацию эсеров.
Всероссийский студенческий съезд - происходивший в начале марта 1902 г. в Киеве, выпустил манифест, выдержку из которого мы приводим8:
«Съезд после всестороннего рассмотрения настоящего положения вещей пришел к следующим выводам:
1) Студенческое движение есть движение политическое. Этим положением съезд хочет сказать, что студенческое движение своими корнями лежит глубоко в современном общественном строе России. Осуществление университетской автономии шло бы вразрез с правительственной тенденцией, заглушающей всякое стремление к самодеятельности. Поэтому борьба за права студенчества неизбежно является борьбой против правительства. Противодействие такой постановке вопроса неразумно и рано или поздно будет смыто волнами жизни. Студенческие движения будут продолжаться до тех пор, пока народное представительство не даст гарантии свободы личности, совершенно отсутствующей при монархическом строе.
2) Необходимость высказать это положение вызвана у съезда грустным сознанием, что не вся масса студенчества вполне ясно представляет себе роковую неизбежность революции. Съезд находит, что выяснение вопроса может и должно вестись в форме пропаганды среди студенчества. Констатируя факт совместных действий за последнее время студентов и рабочих, приветствуя от души это явление и выражая желание большего единения учащейся молодежи и пролетариата, идущих нога в ногу по пути требования политической свободы, являющейся первым пунктом социалистической программы, - съезд находит желательным возможно широкую пропаганду социалистических идей среди студентов. Последнее необходимо для ясного понимания роли и степени участия пролетариата в нашем движении. Для лучшего достижения этой цели съезд находит желательным учреждение при всех высших учебных заведениях постоянных организационных комитетов, состоящих в сношениях с местными комитетами РСДРП, к которым съезд обращается с предложением оказать содействие проектируемым организациям. Что касается вопроса о тактике движения, съезд, оставляя в силе применение забастовки и обструкции во всех ее видах, выдвигает на первый план демонстрацию, как наиболее действительное средство обратить внимание общества на ненормальное положение дел. Кроме того, съезд предлагает всем студенческим организациям заняться изысканием новых форм протеста.
Считая единство действий залогом успеха, съезд высказывается за желательность учреждения обще-студенческого секретариата (Центральное Бюро), который установил бы правильные сношения между отдельными организациями. Съезд находит возможным, чтобы печатный орган издавался при Центральном Бюро. Для той же цели желательны периодические съезды представителей студенческих организаций России. Созыв съезда с указанием времени и места предоставляется секретариату. Заканчивая работу, съезд полагает, что он исполнил в пределах возможного свой долг перед студенчеством. Он не хочет убаюкивать учащуюся молодежь уверением в легких победах. Он не хочет закрывать глаза перед суровой действительностью. Конечная цель действия - политическая свобода, вопрос неопределенного будущего, но мы идем к ней твердыми и верными шагами. Правда, наш путь усеян жертвами и, может быть, еще много придется потерять на этом пути; не одно еще движение вспыхнет и снова погаснет, но какие бы меры ни принимало правительство, оно не может задавить протеста, созданного самой жизнью. Из этого сознания мы должны черпать новые силы. Съезд убеждает товарищей не падать духом от временных неудач и, объединившись, правильно организовавшись, смело встать против гнета самодержавного режима».
Таковы были настроения студенчества, представлявшего собой наиболее радикально настроенный социальный слой.
Глава 2. Революционное движение в
студенческой среде Петербурга
конца
Х1Х - начала ХХ веков
2.1. Организации и лидеры
революционного студенческого движения
в Санкт-Петербурге
Анализ обширной литературы по данному вопросу9 показывает, что наиболее ярыми сторонниками революционного движения того времени. В Санкт-Петербурге становятся студенты Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горного института, Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, Петербургского политехнического института, Петербургского университета. Вот некоторые студенты, которые вошли в полицейские сводки как наиболее «неблагонадежные личности», студенты, становившиеся во главе организаций, поддерживающих революцию.
Данилов Сергей Александрович (1879-1927). Видный деятель Народной Воли. Будучи студентом медико-хирургической академии, принимая участие в студенческом движении, в 1901 г. был выслан в Архангельскую губернию и уволен из академии. В 1906г. он был возвращен, но в 1907 г. вновь арестован и за хранение революционных прокламаций сослан на 5 лет в Западную Сибирь. Бежав оттуда в конце 1910 г., Иванов принял ближайшее участие в делах народовольческой организации, служа посредником между Петербургом и южными группами «Народной Воли». В своих показаниях Иванов говорит о том, что «охотно брал на себя всякие поездки» в это время, и благодаря этим поездкам его имя «совершенно незаслуженно популяризировалось».
Чеботарев Илья Николаевич (1881 - 1921). Студент Медико-хирургической академии. Вел пропаганду летом 1901 г. на московской фабрике Ганешина. Арестован 20 сентября 1901 г. по делу «Общества друзей революции». 28 декабря 1901 г. поселен в Вятке под надзором, пробыл там до 1907 г. Впоследствии сотрудник «Русских Ведомостей».
Ларионов Всеволод Михайлович (1884 - 1922). Студент Технологического института. Народник-пропагандист. В январе 1905 г. арестован в Москве на квартире, которую он держал с В. С. Ивановским, где собирались рабочие. В июне 1905г. приговорен к 5 годам каторги. Отбывал в Новобелгородском централе, потом на Каре. Вышел на поселение в 1910 г. в Якутской области. Вернулся в Россию в 1911 г. Писатель-этнограф. Умер в Киеве 2 февраля 1922 г.
Иоффе, Абрам Овсеевич, (1887 - 1932), студент Горного института, арестован 17 декабря 1907 г. По высоч. повелению от 19 февраля 1886 г., Иоффе было вменено предварительное заключение, и он был подчинён гласному надзору полиции на 2 года вне местностей усиленной охраны.
Кроме студентов, которые во времена революции становились предметом пристального внимания полиции лишь только потому, что учились в вузах, находящихся в списках наиболее «неблагонадежных», революционное движение захватывало и отдельных личностей из числа тех, кто, в силу выбранной профессии, в принципе не должен был вступать в какую-либо борьбу. Среди таких студентов, вошедших в историю революционного студенчества – Юлия Вейсберг.
Юлия Вейсберг была студенткой Петербургской консерватории (1902-1906). Однако, вследствие революционных событий и студенческих волнений 1905 года (организация студенческого забастовочного комитета учащихся Консерватории, увольнение из Консерватории целого ряда профессоров и преподавателей) Вейсберг, как одно из главных действующих лиц Организационного комитета, была исключена из рядов студентов. И хотя вскоре ее восстановили - впрочем, как и остальных - в ее жизни уже наметились серьезные перемены. Через несколько месяцев - зимой 1907 года - она покинула Россию и уехала к своему будущему супругу в Германию, где провела 5 лет - с 1907 по 1912 год.
Участие в революционном движении студенчества Политехнического института заслуживает отдельной статьи.
19 февраля 1899 г. было принято правительственное постановление об организации в Петербурге нового высшего учебного заведения - политехнического института. Институт создавался с целью подготовки своих, отечественных специалистов - инженеров для развивающейся русской промышленности.
Выбор правительством площадки под строительство подальше от города мотивировался опасностью нежелательного «заражения» молодежной среды нарастающими революционными настроениями в Петербурге. Этот выбор, однако, не оставил политехнический институт в стороне от приближающейся революции, но принес преподавателям и студентам немало лишений в последующий тяжелый период с 1914 по 1924 годы.
Период основания Петербургского политехнического института - начало ХХ века - был периодом назревания революционной ситуации в России. Огромная страна стояла накануне буржуазно-демократической революции. Оставалось уже совсем немного времени до грозного 1905 года. Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы всячески воспрепятствовать проникновению в вузы революционно-демократической части молодёжи. Однако, несмотря на это ему не удалось оградить студенчество от революционных влияний
Уже в ноябре 1902 года, словно бомба, в стенах Института прогремело революционное воззвание, датированное 7 ноября и имевшее подпись - Организационный Комитет С. Петербургского политехнического института. "Николай II - верховный царственный паразит…» «Студенчество, - говорилось в воззвании, - усвоив социал-демократическую тактику, сгруппировалось под красным знаменем и, пролетариатом, заявило о правах…Мы выкажем солидарность с ними (рабочими) в общем требовании политической свободы как средства для будущего социального переворота».
Этот документ возвестил о начале деятельности социал-демократической студенческой группы петербургских вузов, куда, кроме студентов политеха, вошли также студенты Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горного института и Санкт-Петербургского университета. Таким образом, вопреки всем самодержавно - полицейским преградам революционные традиции были установлены в первый же год существования группы.
2.2. Деятельность «Объединенной
социал-демократической организации
студентов Санкт-Петербурга»
В январе 1904 года Петербургским Комитетом РСДРП были установлены связи со всеми существовавшими в тот момент революционными группами в различных учебных заведениях. К маю 1904 года в основном оформилась «Объединённая социал-демократическая организация студентов Санкт-Петербурга», действовавшая на правах филиала, под руководством Петербургского Комитета РСДРП.
В сентябре 1904 года был выработан устав объединённой организации петербургских студентов, определивший её цели следующим образом: «подготовка сознательных работников партии, доставление ей материальных средств и поддержка студенческого движения». Социал-демократические группы учебных заведений, как указывалось в уставе, «…есть партийные организации, состоящие из партийных работников данного учебного заведения, для руководства партийной работой в данном учебном заведении». На членов группы возлагалась обязанность работать не только в своём институте, но, по требованию Комитета, и в других частях местной социал-демократической организации. 10
В протоколе заседания объединённой организации указывается, что 28 ноября 1904 года на Невском проспекте был арестован студент Горного института А. М. Саруханов, обвиняемый в том, что он держал красное знамя. За этим кратким сообщением кроются, однако, важные события, связанные с деятельностью Петербургской объединённой студенческой организации.
На 28 ноября 1904 года была назначена демонстрация, которую готовили студенты под руководством Петербургского Комитета РСДРП. Была выпущена специальная листовка с призывом выйти на демонстрацию. Говоря о демонстрации, газета «Вперёд» даёт следующее, небезынтересное для нас описание: «… в половине первого дня из массы публики, заполнившей тротуары Невского проспекта, на углу Михайловской улицы компактная группа развернула два красных флага с надписями: «Долой войну!» и «Долой самодержавие!» Как видно из этих материалов, из двух красных знамён, бывших на демонстрации, одно держал студент Лесного института. Появление студента 28 ноября 1904 года с красным знаменем на Невском проспекте свидетельствует о том, что он действовал по прямому призыву социал-демократов, большевиков, а может быть и являлся членом РСДРП или был связан с ней.
Вечером 29 ноября полиция пыталась произвести обыск в комнате общежития Лесного института, где жил арестованный. Однако студенты сорвали эту попытку. 30 ноября студенты в ожидании нового появления полиции, приняли необходимые меры. Очевидец этих событий профессор М. А. Шателен вспоминал, что студенты, готовясь встретить войска, вооружились графинами, в которых вместо воды была налита серная кислота.
Указанные факты дают представление об атмосфере, царившей в студенческих кругах в конце 1904 года, накануне революции. Не следует, конечно, переоценивать студенческие выступления. Студенчество было неоднородно. Многие являлись, как уже указывалось, выходцами из мелкобуржуазной, разночинной среды, выражали стихийный протест против самодержавного строя, но имели весьма путанное мировоззрение и воспринимали события с мелкобуржуазных, анархистских, эсеровских или либерально-буржуазных позиций. Некоторые впоследствии отходили от участия в движении, у них с годами пропадал революционный пыл. Но было среди студентов немало стойких, мужественных людей.
Наиболее же сознательные из них были сторонниками социал-демократов или входили в большевистскую партию.
События 9 января 1905 года стали началом революции. Выстрелы в Петербурге пробудили во всей стране огромные народные массы к активной революционной борьбе. В числе жертв расстрела был студент второго курса экономического отделения Петербургского университета Николай Васильевич Савинкин, убитый у Александровского сада. Савинкин являлся членом студенческой социал-демократической группы. На экстренном заседании 10 января 1905 года Совет организации, выразив своё глубокое возмущение по поводу расстрела мирной демонстрации, принял решение прекратить в знак протеста занятия и довести это до сведения правительства. Студенты в знак протеста, прекратив полностью занятия, фактически примкнул к всеобщей забастовке рабочих, начавшейся в Петербурге11.
Состоявшееся в августе 1905 года совещание представителей ЦК РСДРП, работавших в России, рекомендовало студентам прекратить забастовку и приступить к занятиям с тем, чтобы превратить университетские и институтские аудитории в трибуны революции. В сентябре 1905 года ЦК РСДРП опубликовал специальное обращение «Ко всей учащейся молодёжи», которое было напечатано в большевистской газете «Пролетарий» и в специальной листовке.
ЦК РСДРП призвал демократическое студенчество воспользоваться аудиториями как трибунами для обличения правительства, превратить залы университетов и институтов в штаб-квартиры своей революционной работы. «Для этого, а не «для мирных занятий», вы должны открыть учебные заведения". В первых числах сентября 1905 года во всех высших учебных заведениях страны прошли студенческие сходки, на которых обсуждались вопросы дальнейшего участия студенчества в революции.
В конце 1905 года студенческие сходки всё чаще посещают рабочие и революционно настроенная интеллигенция. Сходки превращаются в общенародные митинги, на которых обсуждаются важнейшие политические проблемы, вопросы тактики пролетариата и его партии. Основную помощь в этом оказало революционно настроенное студенчество.
Об одном из таких митингов, состоявшемся в Политехническом институте 9 октября, на котором присутствовало до 3 тысяч студентов и рабочих, а речи «носили исключительно революционный характер», с тревогой сообщал петербургский генерал-губернатор Трепов. Под влиянием развернувшейся в стране октябрьской Всероссийской политической стачки студенческое движение в стране ещё больше выросло. На сходке 13 октября 1905 года студенты постановили с 14 октября прекратить занятия в знак солидарности с бастующими петербургскими рабочими. Таким образом, с 14 октября 1905 года учебные занятия в институтах вновь прекратились. 16 октября специальная телеграмма правительства объявила о закрытии Политехнического института. Но митинги в институтских аудиториях продолжались. 12
Однако, несмотря на «обещание» свобод, данное в манифесте 17 октября, царское правительство посылало войска, чтобы срывать митинги в вузах. Многие институты города были закрыты. Занятия, прерванные в октябре 1905, не возобновлялись вплоть до наступления нового учебного года.
Чтобы дать отпор черносотенной реакции и полиции, по призыву большевиков рабочие Выборгского района начали вооружаться. В боевых дружинах принимали участие студенты Политехнического и Лесного институтов. Так прошёл революционный 1905-й год
В условиях спада революции после поражения Декабрьского вооружённого восстания большое значение для студенческого движения имело использование всех легальных возможностей. Осенью 1906 года в ряде вузов Петербурга студенческая молодёжь пытается организовать свой представительный орган. Сама возможность этой попытки являлась реальным завоеванием 1905 года и продолжавшейся в стране революционной борьбы трудящихся. В дореволюционный период подобная попытка была бы обречена на провал.13
Таким образом, несмотря на постепенное отступление революции, в студенческих слоях продолжалось революционное, демократическое движение студенчества. Здания институтов и общежитий широко использовались для революционной пропаганды. 14
Как уже упоминалось, боевая дружина возникла в организации еще в 1905 году в ответ на разгул черносотенцев. Значительное усиление деятельности боевой организации произошло в 1906-1907 гг. По воспоминаниям старых большевиков петербургские дружинники в июле-августе 1906 года собирались преимущественно в лесу, в Лесном, а иногда и в Лигове. В Петербурге местом сбора «служили столовые Университета, Политехнического института, Лесного института, а в особенности Технологического института».
Быстрый рост боевой организации потребовал от партии создания специальной школы для обучения дружинников необходимым навыкам военно-боевой работы. В этих целях была создана центральная инструкторская школа-лаборатория. Её занятия проходили в различных вузах Петербурга, и, в частности, Политехническом институте. Революционное студенчество и его организации оказывали школе всяческое содействие.15
3 июня 1907 года после, так называемого, третьеиюньского переворота, когда царь разогнал Вторую Государственную думу, в России окончательно утвердилась реакция. 11 июня 1907 года правительством были составлены новые ещё более суровые правила и в отношении высших учебных заведений страны. В среде демократически настроенной интеллигенции России начали появляться настроения упадка и пессимизма. Начался массовый отток в социал-демократическом движении. Социал-демократическая группа прекратила существование. Отсутствие национальной идеи, потребительские настроения, разброд, шатания и уныние охватило передовую молодежь и интеллигенцию. Участились самоубийства.16
В послереволюционный период студенческие организации всё более расширялись. О социальном составе студенчества свидетельствуют данные анкеты 1909 года, организованной институтской кассой взаимопомощи. Из числа опрошенных на долю детей буржуазии и помещиков приходилось 35 %, на долю трудовой интеллигенции - 55 % и на долю детей рабочих и крестьян - 10 %. По своим политическим симпатиям 23 % студентов примыкали к социал-демократам: 16,8 % - к народникам; 15,5 % - к кадетам; 2,2 % - к октябристам; 2,8 % - к правым и т.д., 28,2 % - назывались беспартийными. Несмотря на то, что каждый очередной прием в институты тщательно контролировался полицией, в институты активно поступали представители демократически настроенных слоев населения. Студенчество не только овладевало науками, оно продолжало живо откликаться на революционные события, которые заметно оживились со второй половины 1910 года. Архивные документы и воспоминания участников свидетельствуют о том, что в конце 1910 года в Петербурге вновь возродилась студенческая социал-демократическая фракция. В ноябре 1910 года состоялись студенческие демонстрации по случаю смерти Л. Н. Толстого. Студенты были среди участников демонстраций. В декабре 1910 года в Петербургском университете состоялась многолюдная студенческая сходка. В разгар обсуждения в чертежную ворвался полицейский пристав и приказал немедленно разойтись. На это председательствующий студент Петрашкевич заявил приставу, что он, председатель, слово приставу не давал и предложил продолжить собрание. На этой сходке было принято постановление о прекращении учебных занятий на три дня как протест против жестокостей царских властей по отношению к политическим заключённым. Под нажимом полиции Петрашкевич был исключен из института. Хроника выступлений студентов университета свидетельствует о нарастании настроений протеста.
1911 год. 27 января состоялась сходка. Объявлена забастовка в знак протеста самодержавной политике правительства. Все занятия прекращены. Март - арестованы 55 студентов. Сентябрь - сходка по поводу голода в Поволжье. 1912 год. Апрель - массовые митинги с участием студентов по поводу расстрела рабочих на Лене.
В институтах распространено воззвание социал-демократической партии. Осень - создан городской Объединенный Комитет социал-демократических фракций высших учебных заведений.
1913 год. Март - в институте состоялась сходка студентов (1200 человек) по поводу закрытия властями Военно-медицинской академии. 15 марта объявлена забастовка. Апрель - в годовщину Ленского расстрела на Невском проспекте с участием студентов состоялась первая после 1905 года политическая демонстрация.
Май - с участием многих студентов прошли майские демонстрации на Невском. 1914 год. 13 марта - сходка студентов на площадке центральной лестницы по поводу очередной годовщины Ленского расстрела и против всей системы дворянско-крепостнического режима. Предлагалась двухдневная забастовка. Исполнялись революционные песни. 21 марта - сходка по поводу массовых отравлений работниц на фабриках Петербурга. Май - проведен «День рабочей печати». Распространено 500 экземпляров «Правды», прошел сбор денег в фонд газеты. Отпечатано и распространено в городе 20 тысяч первомайских листовок. Таким образом, передовая демократическая часть студенчества принимала активное участие в революционном движении. Это движение, в отличие от 1905 года, проходило под влиянием партии большевиков.
Практическим примеров активного участия студенчества в революционном движении может стать агентурное донесение о террористическом направлении в студенческом движении, датированная 15 апреля 1909 г. (приложения 1 и 2).
Заключение
Поскольку Петербургское студенчество выступало «на почве борьбы за политическую свободу», оно не могло не искать поддержки у революционной партии, которая боролась до него и после него. Нельзя забывать, что политический союз - как бы он скромен ни был - налагает на обе стороны определенные политические обязательства. Студенческий съезд вполне правильно поставил вопрос на почву политического союза с социал-демократической партией. Прежние студенческие движения не имели под собой основы, которую дала социал-демократическая партия студенческим организациям. Борьба с самодержавным режимом, несомненно, в революционные годы была обще студенческим делом.
В революционные годы учащаяся молодежь составляла главный общественный слой, на который опиралось революционное движение. Тогда студенчество было авангардом и в революционной борьбе, и в развитии русской общественной мысли. Литература внимательно следила тогда за изменениями в настроении студенчества, за появлением и развитием в нем новых типов. Студент был тогда излюбленным героем романов.
Решительным моментом была революция 1905-1906 годов, во время которой ярко выявилось стремление пролетариата и крестьянства всерьез, до конца вести революционную борьбу за свои классовые интересы, за захват всей помещичьей земли, за социализм. А эти требования совсем не отвечали интересам студенчества. И студенчество, наряду с другими слоями интеллигенции, уходит из лагеря революции. Но и в буржуазном лагере студенчеству, как политической силе, делать нечего. Буржуазные партии никогда не имеют массового характера. Это всегда только группы вожаков, политиканов плюс необходимый для работы партии аппарат. Этот аппарат состоит из квалифицированных интеллигентов, которых в рядах буржуазных партий не мало. Недоучившийся студент, как общее правило, здесь не нужен. Студенчество может играть здесь только подсобную роль статистов, «толпы». И студенчество уходит из области политики; оно замыкается в область «академизма». В литературе образ студента бледнеет. Революционные беллетристы рисуют этот тип в виде «белоподкладочника».
И они оказались вполне правы. Когда вспыхнула революция 1917 года, когда студенчеству нельзя было оставаться в роли бесстрастного к политике академизма, когда оно должно было проявить свое политическое лицо, оно в подавляющей массе стало в лагерь буржуазных партий. А когда ударил гром октябрьской революции, то в лагерь противников ее ушло почти все студенчество до меньшевиков и эсэров включительно. Но и в этом лагере студенчество не образовало особой характерной группы: оно смешалось здесь с прочими родственными элементами в группе белогвардейских добровольцев. А та часть студенчества, которая, хотя и сочувствовала белогвардейцам, но все-таки по тем или иным причинам осталась в России, не играла никакой самостоятельной роли. Эта пассивная роль, это тесное общение с обывательской интеллигенцией не прошло даром для студенчества.
Но революция не только насмерть ушибла старое студенчество. Наряду с ним она создала и новое. Это молодежь, которая выросла в огне, в муках и в работе революции, которая до студенческой скамьи сплошь и рядом работала - и подчас самостоятельно работала - в армии. Она рисковала там жизнью во имя революции; это привязало ее к революции, крепко спаяло с последней. Эта молодежь привыкла своими силами выходить из очень затруднительных положений, привыкла смолоду добывать хлеб не только для себя, но и для семьи. Это развило в ней энергию, которая прежде убивалась жизнью на всем готовом. Эта молодежь - дитя революции со всеми темными и светлыми сторонами, которые должна выработать в молодежи трудная, мучительная, сплошь и рядом уродливая, но в то же время и геройская эпоха революционной борьбы.
Список литературы
Банелин Р.Ш. Петербургский университет и правительственная политика (Из истории студенческого движения) // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.6. Л., 1989.
Берков П.Н. Из ранней истории научных и литературных сборников студентов Петербургского университета // Там же. Т.1. Л., 1962.
Бондаревская Т.П. Большевистская организация университета в революции 1905-1907 гг. // Петербургский университет и революционное движение в России. Л., 1979.
Борисенко М.В. Участие студенчества Петербургского университета в революционном движении в 1907 г. - феврале 1917 г. (историография вопроса) // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.5. Л., 1984.
Борисенко М.В. В.И.Ленин о студенческом движении в России времени революции и нового революционного подъема (1907-1914) // Вестник ЛГУ, 1984. N 2. Вып.1. С.103-105.
Борисенко М.В. Студенчество
Петербурга в 1907-1914 гг.:
Автореф. канд.
дис. Л., 1984.
Витте С.Ю. О полицейской расправе над студентами ун-та 8 февр. 1899.
Георгиева Н.Г. Советская историография студенческого движения в России на рубеже XIX-XX вв. // Вопр. истории. 1979. N 10. С.124-131.
Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России 1899-1907 гг. М.: Мысль, 1971.
Гусятников П.С. Деятельность петербургских большевиков среди демократического студенчества (1903-1904 гг.) // Учен. зап. Петрозаводск. гос. ун-та. Т.13. Вып.4. 1966.
Жуйкова Р.Г. Революционное студенческое движение в Петербурге в 80-х гг. XIX в. (1881-1887 гг.).Автореферат дис. канд. ист. наук. Л., 1965.
Жуйкова Р.Г. Революционные студенческие кружки С.-Петербургского университета 80-х годов XIX века // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.2. Л., 1968.
Золотарев Б.Н. В.И.Ленин и революционное студенчество Петербургского университета в период создания и деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса // Вестн. Ленингр. ун-та. 1969. N 2.Вып.1. С.9-26.
Из истории революционного движения учащихся в России в 80-х годах XIX в. / Публ. А.Н.Катренко // Сов. архивы. 1983. N 6. С.31-35.
Иванов А.Е. От хроники к исследованию // Новый мир. 1973. N 5. С.285.
Иванов А.Е. Демократическое студенчество в революции 1905-1907 гг. // Исторические записки. 1982.
Косачевская Е.М. Декабристы и Петербургский университет // Петербургский университет и революционное движение в России. Л., 1979.
Лейберов И.П. Революционное студенчество Петроградского университета накануне и в период первой мировой войны (март 1914 - февраль 1917 г.) // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.2. Л., 1968.
Мaрголис Ю.Д. Петербургский университет 1905-1907 гг. в воспоминаниях современников // Новое о революции 1905-1907 гг. в России. Л., 1989.
Ольховский Е.Р. Студенческое движение в Петербургском университете в период ленинской Искры 1900-1903 гг. // Петербургский университет и революционное движение в России. Л., 1979.
Ольховский Е.Р. Студенческое движение на рубеже XIX-XX вв.: Зарождение большевистской организации в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.6. Л., 1989.
Петербургский университет и революционное движение в России / Отв. ред. Н.Г.Сладкевич. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
Савельева В.Г., Яковлев В.П. Студенческая забастовка 1908 года в Петербургском университете // Вестн. Ленингр. ун-та. 1979. N 8. Вып.2. С.29-33.
Тишкин Г.А. О революционной пропаганде студентов Петербургского университета в воскресных школах // Вестник Ленингр. ун-та. 1973. N 2.
Тишкин Г.А. Декабрист в студенческом кружке // Ленингр. ун-т. 1975. 18 ноябрь С.4.«Искра» N 18, 10 марта 1902 г.
Хименко Н.А. Большевистская организация студентов Петербурга накануне и в годы первой русской революции (1904-1906 гг.)., Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1975.
Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России, последняя четверть XIX в. / АН СССР. Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1987.
Эймонтова Р.Г. Университетский вопрос и русская общественность в 50 - 60-х годах XIX в. // История СССР. 1971. N 6. С.144-158.
Энгель Г.А. 1905 год и студенческое движение в Петербурге // Ленинградский университет в воспоминаниях современников. Т.2. 1895-1917. Л., 1982.
Юхнева Н.В. Студенческое движение в Петербургском университете и первые демонстрации 1901 г. // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.1. Л., 1962.
Яковлев В.П. Петербургский университет в революции 1905-1907 гг. // Вестн. Ленингр. ун-та. 1980. N 2. Вып.1. С.19-25.
Яковлев В.П. Студенчество российских университетов в годы реакции (1907-1910)// Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып.3. С.48-55.
Приложение 1
Агентурное донесение о террористическом направлении
в студенческом движении
«Студенческая затея “о покушениях” принимает обороты, во всяком случае достаточно серьезные. Мне самому казалось по началу, что сообщение сделанное после обсуждения петербургскими студентами, постановления об отделении от ЦК партии С-Р (покушения на Витте и Щегловитова) не более как бравада, хотя и с полной готовностью “пойти на жертвы”во имя идеи возвращения народовольческой тактики, которую целиком вело студенчество. Но на поверку выходит много сложнее. Мне пришлось вчера утром видеть С.. Хотя сейчас он и не студент, но все его симпатии и связи в студенчестве. Он много разбирался в названном вопросе и вчера вечером сказал, что идея “студенческого террора” имеет много поклонников не только “сочувствующих”, но и активных. По словам С. эта новая так сказать боевая организация студенчества насчитывает уже около 18 активных членов. “Готовых на все” по выражению С. Интересно, что даже С. при всех своих огромных связях в студенчестве, где он известен за убежденного террориста, не практикующего сейчас террора только потому, что его не санкционирует ЦК - и тот при значительных стараниях узнать кто именно в новой “боевой организации” и вчера вечером, и сегодня утром не может назвать ни одного человека. Понятно, что можно предположить, что С. знает, но не говорит мне. Предположение это будет абсолютно неправильным, С. находится под моим огромным влиянием. Я сказал бы даже обаянием. Мне многое приходилось для него делать и по моему желанию он сделает все. И он положительно не знает и думает, что едва ли ему удастся узнать.
Покушение на Витте и Щегловитова как говорят должно состояться в один из дней заседания государственного совета. Хотят в один день. Полагают, что такой эксцесс произведет “огромное впечатление”. При удачном покушении - вызовет сильную реакцию в Царском Селе и в жизнь будут проведены все начала манифеста. Это будет полным триумфом “студенческой революционной воли”.
Официальная боевая организация петербургского студенчества выступит во всяком случае не ранее чем выясняется результаты референдума.
Предполагают, что вчерашний случай у подъезда Витте далеко не так прост как его обрисовала сегодняшняя утренняя печать.С. не отрицает, что задержанный у подъезда действительно ненормален. Но история революционной работы во время народовольчества знает такие примеры.
Приложение 2
Циркуляр департамента полиции начальнику Санкт-Петербургского
охранного отделения М.Я. Клыкову о разработке агентурных сведений о «студенческом терроре».
16 апреля 1909 г.
Секретно.
По имеющимся в Департаменте Полиции сведениям в г. С.Петербурге образовалась новая Социал-Революционная Студенческая боевая организация, насчитывающая в своих рядах около 18 активных, готовых на все членов и располагающая достаточным количеством лиц, сочувствующих идее “Студенческого Террора”. Большое влияние на эту террористически настроенную молодежь может оказывать некто Николай Николаевич Ашешев, журналист, человек обладающий сильной волей и выдержкой, состоящий, кажется, фактическим редактором “Современного Слова” и хотя имеющий 40 лет от роду, но тем не менее всегда окруженный студентами.
В числе террористических актов, намеченных означенной организацией, предположен к выполнению одновременный акт над Графом Витте и Министром Юстиции Щегловитовым в один из дней заседания Государственного Совета.
Сообщая об изложенном, Департамент Полиции просит Ваше Высокоблагородие произвести самую тщательную разработку вышеприведенных сведений, установить за названным Ашешевым неотступное наблюдение для выяснения его связей и сношений и о последующем уведомить для доклада Его Превосходительству Господину Товарищу Министра Внутренних Дел.
Подписал: За Вице-Директора, Полковник Климович
Скрепил: За Заведующего Отделом Броецкий
1 Лейберов И.П. Революционное студенчество Петроградского университета накануне и в период первой мировой войны (март 1914 - февраль 1917 г.) // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.2. Л., 1968. С.3-40.
2 Эймонтова Р.Г. Университетский вопрос и русская общественность в 50 - 60-х годах XIX в. // История СССР. 1971. N 6. С.144-158.
3 Ольховский Е.Р. Студенческое движение на рубеже XIX-XX вв.: Зарождение большевистской организации в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.6. Л., 1989. С.75-111.
4 Завадский Н.Г. Революционное студенчество Петербурга в 1907-1914 гг.: Проблемы взаимоотношений с политическими партиями России: Автореф. канд. дис. СПб., 1991. 16 с.
5 Из истории революционного движения учащихся в России в 80-х годах XIX в. / Публ. А.Н.Катренко // Сов. архивы. 1983. N 6. С.31-35.
6 Золотарев Б.Н. В.И.Ленин и революционное студенчество Петербургского университета в период создания и деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса // Вестн. Ленингр. ун-та. 1969. N 2. Ист., язык, лит. Вып.1. С.9-26.
7 Георгиева Н.Г. Советская историография студенческого движения в России на рубеже XIX-XX вв. // Вопросы истории. 1979. N 10. С.124-131.
8 «Искра» N 18, 10 марта 1902 г.
9 Хименко Н.А. Большевистская организация студентов Петербурга накануне и в годы первой русской революции (1904-1906 гг.)., Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1975. 17 с; Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России 1899-1907 гг. М.: Мысль, 1971. 264 с; Жуйкова Р.Г. Революционные студенческие кружки С.-Петербургского университета 80-х годов XIX века // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.2. Л., 1968. С.41-51; Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России, последняя четверть XIX в. / АН СССР. Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1987. 237 с; Юхнева Н.В. Студенческое движение в Петербургском университете и первые демонстрации 1901 г. // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.1. Л., 1962. С.129-139.
10 Борисенко М.В. Участие студенчества Петербургского университета в революционном движении в 1907 г. - феврале 1917 г. (историография вопроса) // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.5. Л., 1984. С.136-150.
11 Берков П.Н. Из ранней истории научных и литературных сборников студентов Петербургского университета // Там же. Т.1. Л., 1962. С.90-94.
12 Юхнева Н.В. Студенческое движение в Петербургском университете и первые демонстрации 1901 г. // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.1. Л., 1962. С.129-139.
13 Петербургский университет и революционное движение в России / Отв. ред. Н.Г.Сладкевич. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 192 с. История рев.движения в петерб.ун-те от дворцовых переворотов до пролетарской революции включительно.
14Борисенко М.В. Студенчество Петербурга в 1907-1914 гг.: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 14 с.
15 Мaрголис Ю.Д. Петербургский университет 1905-1907 гг. в воспоминаниях современников // Новое о революции 1905-1907 гг. в России. Л., 1989. С.18-27.
16 Савельева В.Г., Яковлев В.П. Студенческая забастовка 1908 года в Петербургском университете // Вестник Ленингр. ун-та. 1979. N 8. Ист., язык, лит. Вып.2. С.29-33.