Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии

Реферат на тему:

"Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии"

1. Формирование рабочего движения. Стачки

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны, является новым явлением в социальной жизни пореформенной России.

В 60-е гг. борьба пролетариата только начиналась, выступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е гг. растет число стачек, движение приобретает более организованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер: основное требование - повышение заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие силой освобождали арестованных товарищей.

Наиболее крупными стачками были стачки на Невской бумагопрядильной (1870) и Кренгольмской (1872) мануфактуре.

В этот период на рабочее движение большое влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.

Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза. В их идейных позициях были достаточно сильны народнические взгляды, но уже заметное влияние оказывали идеи I Интернационала.

Первой рабочей организацией был "Южнороссийский союз рабочих", основанный в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Е.О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек из ряда городов Юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Важнейшим документом Союза был Устав, в котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только "посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества". Союз заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Члены Союза вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. Союз в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е.О. Заславский был приговорен к 10 годам каторги. В 1878 г. он умер в тюрьме.

В 1878 г. в Петербурге на основе объединения разрозненных рабочих кружков возник "Северный союз русских рабочих". Союз насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций. Руководителями "Северного союза" были рабочие-революционеры - слесарь В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин. В.А.Обнорский, еще в бытность за границей, сумел познакомиться с рабочим движением Запада, с деятельностью I Интернационала, с программами социалистических партий. Он являлся автором программных документов Союза. С.Н. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями. Открыто заявил о своем существовании "Северный союз русских рабочих" в январе 1879 г., когда в нелегальной типографии была напечатана его программа "К русским рабочим", принятая на учредительном собрании членов организации. Союз заявлял, что его главная цель - "ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого". В документе определялась роль рабочего класса в России, как класса, в котором "заключаются вся сила и знание страны" и от которого зависит успех социальной революции.

В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как "политическая свобода" обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д.

Члены "Северного союза" вели пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Руководители Союза стремились наладить связи с другими городами России, ставя перед собой цель превращения организации во всероссийскую. В феврале 1880 г. Союз издал первую нелегальную рабочую газету "Рабочая заря". После выхода первого номера газеты типография была разгромлена полицией. Еще в январе 1879 г. был арестован В.А. Обнорский. Вскоре после ареста виднейших членов "Северного союза" он прекратил свою деятельность. Один из руководителей "Северного союза" Степан Халтурин стал народовольцем. 5 февраля 1880 г. он осуществил взрыв в столовой в Зимнем дворце. После этого скрывался, активно участвовал в деятельности Исполнительного комитета "Народной воли". В марте 1882 г. он был казнен за участие в убийстве одесского прокурора В.В. Стрельникова.

Таким образом, в 70-е гг. XIX в. рабочее движение начинает играть существенную роль в общественном движении страны: определяются специфические пролетарские методы борьбы (стачечное движение), создаются первые рабочие организации, их программы. Из числа рабочих выдвигаются первые руководители: Петр Моисеенко (1852-1924), Петр Алексеев (1849-1890), Степан Халтурин (1857-1882), Виктор Обнорский (1851-1919). Однако движение 70-х гг. охватывало еще узкий крут рабочих. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества.

Дальнейшее развитие стачечного движения, которое отличалось большей организованностью и массовостью, более четким формулированием требований, происходит в 80-90-е гг. Главными центрами стачечного движения были Петербургский и Центральный промышленные районы, но к движению постоянно подключались и новые районы. Крупнейшим событием этого периода стала Морозовская стачка (1885) на текстильной фабрике Морозова в местечке Никольском близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Эта стачка отличалась небывалым размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков. Бастующие требовали ограничения штрафов, упорядочения расчетов с рабочими и др. Ряд требований - о контроле за заработной платой, о государственном регулировании условий найма - впервые вышли за пределы одного предприятия. Для подавления стачки были вызваны войска, суду были переданы 33 рабочих. На суде были вскрыты факты серьезного притеснения рабочих, жестокости и произвола на фабрике. В результате суд присяжных вынужден был вынести оправдательный вердикт. Не согласный с решением суда Александр III дал указание снова арестовать руководителей стачки.

Всего в течение 80-х гг. прошло около 450 стачек и волнений рабочих.

Рост стачечного движения рабочих вызвал необходимость разработки "рабочего законодательства" - издания серии законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов. В 1882 г. были изданы законы, запрещавшие ночные работы детям до 12 лет, введена фабричная инспекция. В июне 1885 г. был принят закон о запрещении ночной работы женщин и подростков, 3 июня 1886 г. - закон о штрафах. Этот закон установил максимальный размер штрафа (1/3 заработной платы), причем указывалось, что штрафные деньги должны использоваться, только на нужды рабочих, а не идти в кассу фабрикантов. Запрещалось вместо денег расплачиваться с рабочими купонами, хлебом, товарами. Рабочие получали право жаловаться на хозяина и фабричную инспекцию в специально созданные коллегиальные губернские присутствия по фабричным делам. Одновременно закон увеличил уголовную ответственность за участие в стачках и руководство ими. Фабриканты были недовольны законом о штрафах, в результате инициатор принятия этого закона министр финансов Н.Х. Бунге* был вынужден уйти в отставку.

Н.Х. Бунге (1823-1895) - государственный деятель России, буржуазно-либеральный экономист. В 1881-1886 гг. министр финансов. Проводил политику протекционизма, правительственного финансирования промышленности.

Хотя рабочее законодательство в России было весьма неразвито и законы часто не соблюдались, его принятие было свидетельством силы возникшего на экономической почве рабочего движения.

В конце XIX - начале XX вв. в России нарастает экономический и политический кризис.

С середины 90-х гг. в стране наблюдается усиление стачечного движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении в России.

В 1895-1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек, в 1900-1904 гг. - 905. В начале 1900-х гг. отмечен рост удельного веса стачек политических: в 1900-1902 гг. политические стачки составляли около 20 % их общего числа, в 1903-1904 гг. - уже более половины.

Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный Юг.

Некоторые забастовки сопровождались вооруженными столкновениями рабочих с полицией и войсками (начало мая 1901 г. - "Обуховская оборона", ноябрь 1902 г. - стачка в Ростове-на-Дону).

Особенно широкий размах приобрела всеобщая стачка на Юге России в июле - августе 1903 г., в которой участвовало около 200 тыс. рабочих.

2. Марксизм – идеология рабочего класса

Характерной особенностью освободительного движения в России в этот период является.

Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой "Освобождение труда". Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России народники из народнической организации "Черный передел" П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.

Переход "чернопередельцев" к марксизму был связан с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на социалистических позициях, они вели теоретические поиски не на пути использования особенностей страны, общинных традиций, а на пути признания прогрессивности капиталистического развития России. В это время в Западной Европе марксизм как идеология рабочего класса завоевывал все большее влияние. Целью группы "Освобождение труда" являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.

Г.В. Плеханов и его группа перевели на русский язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В работах "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Г.В. Плеханов показал, что вопрос о том, пойдет ли Россия по пути капитализма, уже решен ходом экономического развития страны: капитализм утверждается в стране, а крестьянская община разлагается в условиях капиталистического развития.

Г.В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции.

Политические взгляды группы "Освобождение труда" были сформулированы в ее Программе (1884), в Проекте Программы русских социал-демократов (1887). Группа "Освобождение труда" много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России, идеи революционного перехода к социализму путем социальной революции и диктатуры пролетариата. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX - начала XX вв. Подобные позиции, что и группа "Освобождение труда", занимали и марксистские группы и кружки в России, возникшие в 80-90-х гг. в Москве, Вильно, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге и других городах. Эти организации сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной борьбы, но все они, как и группа "Освобождение труда", не были связаны с практическим революционным движением.

Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной жизни страны так называемого "легального марксизма", который получил широкое распространение в 90-е гг. XIX в. "Легальные марксисты" представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру. Целая плеяда ведущих мыслителей России в молодости испытала сильнейшее увлечение марксизмом и активно работала в рядах социал-демократии. Среди них П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский, С.Л. Франк и др. Практически все они полностью порвали с социал-демократией накануне революции 1905 г. Взгляды "легальных марксистов" были противоположны взглядам народников. Видимо, этим объясняется, что власти, которые в народниках видели главную революционную силу, проявляли к ним терпимость. В отличие от народников "легальные марксисты" признавали прогрессивность капитализма и считали его обязательной ступенью на пути к социализму.

Чем можно объяснить такое быстрое распространение марксизма в среде российской интеллигенции? Н.А. Бердяев писал, что "по сравнению с марксизмом старый русский социализм представлялся явлением провинциальным. Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор".

Современный английский ученый советолог Эдвард Карр считает, что быстрое распространение марксизма в России среди интеллигенции было обусловлено интенсивным развитием русской промышленности и отсутствием традиции или буржуазной политической философии. Зарождающееся в России среднее сословие принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе против феодализма и самодержавия.

В то же время "легальные марксисты" отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата.

Н.А. Бердяев писал, что в данный момент капитализм непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности само существование общества. Он утверждал, что общественный прогресс мыслим только на основе и в рамках капитализма, что в истории "социальных катастроф и революций, строго говоря, никогда не было и не будет, бывает лишь социальная эволюция большей или меньшей интенсивности". Отстаивая идею исторической закономерности и неизбежности победы капитализма, "легальные марксисты" затушевывали его антагонистические противоречия.

"Легальные марксисты" отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. "Легальные марксисты", и прежде всего П.Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э. Бернштейн*, стали развивать ревизионистские идеи. "Легальные марксисты" поняли значение капитализма, необходимость экономической европеизации России. Вспомним знаменитый призыв П.Б. Струве пойти на выучку к капитализму. "Легальные марксисты" успешно разрабатывали идеи русского демократического конституционализма, стояли за переход от натурального, преимущественно земледельческого быта к современному индустриальному денежному хозяйству.

Эдуард Бернштейн (1850-1932) - один из лидеров германской социал-демократии, который выступал за пересмотр (ревизию) ряда положений марксистской теории. Он отрицал марксистское учение о неизбежности краха капитализма и утверждения социализма, отвергал теорию классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата.

Таким образом, марксизм оказал серьезное влияние на различные течения в общественном движении России, став серьезным толчком для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии.

3. Русская социал-демократия

С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки (1883 г. - группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. - кружок П.В. Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899 г. - группа М.И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки Н.Е. Федосеева в Казани).

Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма и начали первые попытки вести пропаганду марксизма среди рабочих. В период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.

В решении этой задачи большую роль сыграл В.И. Ленин. Одним из первых шагов на пути к созданию партии было объединение разрозненных социал-демократических кружков Петербурга в единый "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", состоявший из центральной группы и районных групп. Среди руководителей "Союза борьбы" были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др. Союз вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.

Активная деятельность петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и рост массового рабочего движения столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 г. были арестованы руководители "Союза борьбы". Однако "Союзы борьбы", существовавшие в других крупных городах России, продолжали вести политическую агитацию и руководить борьбой пролетариата.

Российская социал-демократическая партия была основана в Минске в марте 1898 г. На съезде присутствовали 9 делегатов от петербургского, московского, киевского, екатеринославского "Союза борьбы", группы "Рабочей газеты" и "Общееврейского рабочего союза в России и Польше" (Бунда).

Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был выпущен "Манифест Российской социал-демократической рабочей партии". В "Манифесте" отмечалось, что российский рабочий класс "совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний", подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса "за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма - за социализм".

В "Манифесте" была ясно выражена мысль о необходимости двух этапов революции - буржуазно-демократического и социалистического: "Чем дальше на восток Европы, тем большие культурные, политические задачи выпадают на долю пролетариата. На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой исторической миссии пролетариата - к созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком".

"Манифест" не был программой партии, в нем не были поставлены конкретные задачи. Съезд не принял и устава партии. Создание партии рабочего класса продолжало оставаться важнейшей задачей революционного движения.

Большую роль в подготовке созыва II съезда РСДРП сыграла газета "Искра", первый номер которой вышел в 1900 г. В состав редакции "Искры" вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Редакция "Искры" осуществила организационную работу по созыву съезда, был подготовлен проект Программы РСДРП. До созыва II съезда РСДРП и окончательного оформления социал-демократической партии было проведено идеологическое размежевание с народниками, "легальными марксистами" и "экономистами".

Особенно острая полемика развернулась накануне II съезда с "экономистами" и другими течениями внутри социал-демократии России.

Против позиции "экономистов" выступили такие видные российские социал-демократы, как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Накануне II съезда РСДРП позиция "экономистов" была отвергнута большинством социал-демократических организаций России.

II съезд РСДРП, который состоялся в июле-августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне, носил по существу учредительный характер. Главной задачей его было принятие программы и устава партии.

Теоретическая часть программы начиналась с марксистского тезиса о том, что производственные отношения достигли такого уровня развития, когда капитализм стал тормозом на пути дальнейшего прогресса. Конечной целью социал-демократии (программа-максимум) провозглашались социальная революция, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества. Диктатура пролетариата определялась как "завоевание пролетариатом... политической власти", необходимое условие социальной революции. Ближайшей политической задачей (программа-минимум) была буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. Ее задачи были разделены на три группы: политические требования (равное и всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, собраний и объединений, выборность судей, отделение церкви от государства, полное равноправие всех граждан независимо от национальности и право наций на самоопределение, уничтожение сословий); экономические требования (8-часовой рабочий день, целый ряд мероприятий по улучшению экономического, жилищного положения рабочих); требования по аграрному вопросу (отмена выкупных и оброчных платежей и возврат полученных по ним сумм, возвращение отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 г., учреждение крестьянских комитетов).

Программа РСДРП принципиально отличалась от программ западных социал-демократических партий, в нее был включен вопрос о диктатуре пролетариата. На II съезде РСДРП был принят также устав, который закреплял организационное строение партии, права и обязанности ее членов. Принятие устава сопровождалось серьезными спорами, дискуссией, особенно по вопросу о членстве в партии.

Однако в целом устав соответствовал ленинскому представлению о партии как централизованной и дисциплинированной организации, построенной на принципах демократического централизма.

Дальнейшее размежевание на съезде произошло и во время выборов в центральные органы партии, в состав редакции "Искры" и по другим вопросам, приведшим впоследствии к расколу российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков.

Литература

    Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

    Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.

    Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М.,1996.

    Хальвеч В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году: Перев. с нем. М., 1990.

    Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.