Профсоюзы СССР как нить между социалистическим обществом и властью КПСС
Содержание
Введение
Глава I: Роль профсоюзов в развитом социализме
Система: партия – профсоюз – народ
1.1 XXII съезд КПСС и его решения по профсоюзной деятельности
1.2 XIII съезд профсоюзов СССР
1.3 XXIII съезд КПСС. Профсоюз и экономическая реформа
1.4 XIV съезд профсоюзов СССР
Глава II: Профсоюзы СССР и совершенствование развитого социализма
2.1 XXIV съезд КПСС
2.2 XV съезд профсоюзов СССР
Заключение
Список литературы
Список источников
Введение
Профсоюзы в России получили своё распространение со времён октябрьской революции 1917 года. Конечно, ещё до революции были некие зачатки данных движений, но это были именно движения, а не организации. И лишь с захватом власти партией большевиков, профсоюзные организации стали неотъемлемой частью в осуществлении революционного захвата власти пролетариатом. И действительно, где бы сейчас были те же большевики, если бы не отлаженный механизм деятельности профсоюзов. Да, многие могут сказать, что всем этим руководили умы большевиков, их лидеры, такие, как В. И. Ленин, но без посредников, в лице профсоюзов, им было бы намного сложнее объединить такое количество рабочего народа, под красным знаменем.
Чем дальше развивалась страна, чем больше власть закреплялась за рабочим классом, тем серьёзнее начали оценивать роль профсоюзов в политической жизни страны. Период 60–70 – х гг. это один из наиболее интересных периодов в развитии профсоюзного движения в СССР. Это можно объяснить тем, что в данный период профсоюзы наиболее чётко привлекаются к политической жизни страны и тем самым рушат стандарты, которые определяют их место в политической системе.
По профсоюзной деятельности данного периода писались и пишутся работы, к примеру, «История профсоюзов СССР. Часть 2-ая. (1938 - 1978)» под редакцией Г.В. Шарапова, «Международное рабочее и профсоюзное движение на современном этапе» Баглая М.В., «О профессиональных союзах» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, «Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра» Юргенса И. Ю. и Можаева В. Е. Как источники можно использовать: «Профсоюзы СССР. Документы и материалы. (1963-1973)» Белоносова И.И., также можно использовать различные материалы съездов, как профсоюзов, так и партий. Это лишь та малая часть, литературы по профсоюзам, относящейся к данному периоду. Если же не касаться темы работы, а затронуть, в общем, профсоюзную сферу, то можно обратить внимание на такие работы: «Актуальные проблемы профсоюзного движения в капиталистических и развивающихся странах» Протопоповой А.С., «Учреждения культуры профсоюзов: новые условия хозяйствования» Соловьёва В.Н. и многие другие.
Исходя из обзора литературы, можно сделать вывод, что тема профсоюзов была действительно актуальна со времён победы советской власти. Это связано с тем, что рабочий класс, а вместе с ним и рабочие организации, являлись самым многочисленным классом или слоем населения и были основой политической власти советского правительства. Но времена меняются, а тема профсоюзов стала ещё более актуальной, в результате, нависших над страной проблем в виде экономического кризиса, нарастающей безработицы, незаконных увольнений и т. п. В данный момент профсоюзные организации, мягко говоря, не справляются со своими обязанностями, о задачах, конечно же, вообще речи не идёт, профсоюзы, просто-напросто, не ставят их перед собой. И, по моему мнению, зерно данной проблемы нужно искать в истории, то есть, изучая предшествующие периоды, связанные с данным вопросом. Быть может, найдя, это самое зерно в прошлом, мы сможем изменить наше настоящее.
Говоря о том, что тема профсоюзов нова, я просто-напросто солгу, так как она достаточно изучена. Но при всём при этом, изучена она, в основном, с точки зрения обыкновенных организаций рабочих, которые должны их защищать и создавать достойные условия для работы. Моё же изучение будет посвящено, доказательству того, что профсоюзы, на тот период, являлись рычагами в руках правительства, по осуществлению собственной политики и удержанию власти.
Целью работы мы поставим доказать то, что профсоюзы Советского Союза являлись неотъемлемой частью в политическом и экономическом управлении государством и были нужны не столько народу, сколько правительству.
Для достижения поставленной цели мы определим перед собой некоторые задачи, которые выражаются в названиях глав, а именно: изучение политической роли профсоюзов в развитом социализме и определение их места в борьбе за коммунизм. То есть это два основных периода, в которых профсоюзы были наиболее задействованы в управлении государством, видимо это связано с ухудшением экономики страны, а вместе с тем с уменьшением влияния партии.
В свою очередь решение этих задач я вижу в проведении параллелей между съездами КПСС и съездами профсоюзов. Наблюдается некая закономерность в их проведении. Так как в идеале связь между профсоюзами и государственными органами должна быть минимальна то, изучив профсоюзы через выше упомянутые параллели, можно прейти к новым выводам по поводу их влияния на политику СССР, а также влияния политики СССР на профсоюзы.
Глава I: Роль профсоюзов в развитом социализме.
Система: партия – профсоюз – народ
1.1 XXII съезд КПСС и его решения по профсоюзной деятельности
В решениях XXII съезда партии, состоявшегося в 1961 году, нашел свое воплощение ленинский курс на всестороннее развертывание социалистической демократии, на привлечение всех трудящихся к активному участию в управлении государством. В осуществлении этого курса большая роль отводится профсоюзам, призванным быть для трудящихся школой, в которой они получают навыки общественной и государственной работы, учатся управлять делами общества. XXII съезд своим курсом, бросил некую пыль в глаза трудящихся членов профсоюзов, то есть создавая иллюзию вовлечения простых людей в управление государством, правительство ещё больше эксплуатировали население в своих целях.
«Центральной задачей профсоюзов должна быть задача борьбы за осуществление программы коммунистического строительства, мобилизация трудящихся на быстрейшее претворение в жизнь великого плана работ, намеченного историческим XXII съездом КПСС. Профессиональные союзы призваны усилить свою деятельность по руководству хозяйством, организации соревнования за коммунистический труд, обучению масс управлению социалистическим производством и общественными делами, повышению коммунистической сознательности трудящихся.».1 Создание руководящих должностей на местах и их подчинение, с помощью въевшейся в умы населения, идеи коммунизма, было одной из основных целей правительства СССР, так как подобным образом, было легче скорректировать действия по повышению экономики и не только, ведь получается, что XXII съезд, ставя задачи по усилению влияния профсоюзов на успешное выполнение планов, подразумевал и усиление, вместе с тем, партийного аппарата в лице КПСС. Делая выводы из задач, поставленных XXII съездом, X пленум ВЦСПС июль 1962 года считал важнейшей задачей профсоюзных организаций развертывание социалистического соревнования за выполнение принятых обязательств и досрочное завершение планов текущего года. Главное внимание участников соревнования должно быть сосредоточено на всемерном повышении производительности труда, как важнейшем условии полной победы коммунистического строя, что естественно являлось ещё одним доказательством идейного закрепощения советского общества, даже на трудовые подвиги люди шли не ради лучшей жизни, а ради идеи.
Профессиональные союзы, выступая организаторами соревнования за коммунистический труд, призваны еще шире развивать это движение, направляя его на борьбу за быстрейшее достижение рубежей, предусмотренных Программой КПСС, заметьте не по собственному разумению, а именно программы КПСС, хотя суть профсоюзов заключается в том, что они должны быть политически независимы. По мере продвижения советского общества к коммунизму, как многие считали в то время, функции профессиональных союзов расширялись, но происходило это лишь для того, чтобы правительство Советского Союза могло меньшее внимание уделять заморочкам, связанным с управлением на местах, а если что-то не получается, то уже будет с кого спросить.
XXII съезд КПСС придал своими решениями и планами большое значение профсоюзам. Данный съезд дал профсоюзам ещё большие полномочия и рассматривал их как неотъемлемую часть в построении коммунизма. Правительству СССР для построения коммунистического общества нужна была не только идея, воспринимаемая положительно советским обществом, но и экономическое её подкрепление, что было невозможно бес консолидации ресурсов, в лице народа. И именно для этой консолидации правительству нужны были профсоюзы. Тем более что на тот момент профсоюзные организации были самыми многочисленными.
1.2 XIII съезд профсоюзов СССР
XIII съезд профсоюзов октября 1963 года имел под собой основу выполнения указаний предшествующего съезда КПСС. В нём озвучены результаты задач, поставленных КПСС. «Съезд отмечает, что в центре внимания всех профсоюзных организаций в отчётный период была борьба за выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства, осуществление разработанной XXII съездом КПСС программы создания материально-технической базы коммунизма».2 Здесь мы можем наблюдать, что съезд профсоюзов проходит именно после съезда партии, может для кого это и случайность, но для меня закономерность. Съезд КПСС ставит задачу, а съезд профсоюзов прикладывает все усилия, что бы её выполнить. Происходит полное подчинение профсоюзов от правительства, что в дальнейшем приведёт к пагубным последствиям в профсоюзной деятельности. Год прошедший после съезда КПСС, является годом идей и корректировки, то есть в этот год народ подключает свою мозговую деятельность для решения поставленных задач. И если это так и есть, то получается, что деятельность КПСС и его власть, полностью зависят от профсоюзов. КПСС говорит, профсоюз делает, а обратной отдачи нет.
Между тем к профсоюзным организациям возникают претензии. «Многие профорганизации ещё не глубоко вникают в экономику производства, слабо участвуют в планировании, выявлении и использовании резервов, не добиваются улучшения организации труда, создания лучших условий рабочим для выполнения планов и заданий, не принимают действенных мер по оказанию помощи отстающим».3 И если до этого, возможно, было говорить о случайном перебрасывании обязанностей правительства на профсоюзы, то в дальнейшем понимаешь, что правительство это делало специально. Видимо уже тогда КПСС нуждалась в поддержке, для удержания власти в своих руках. Вообще, профсоюзы можно назвать той же партией. Только в партию могли войти не все, а в профсоюз все рабочие. И в этом вся прелесть профсоюзов для партии. Так как профсоюзы были руками партии, то вход в них со стороны населения означал их солидарность с властью и политикой КПСС.
Также было примечательным в XIII съезде профсоюзов то, что улучшению условий рабочих, заработной плате и другим функциям профсоюзов, функциям, которые являются основой профсоюзной деятельности, было уделено мало внимания. Всё больше места стало отводиться политике, экономике, но социальный вопрос затрагивался в меньшей мере. Профсоюзы имели право законодательной инициативы, принимать активное участие в формировании органов хозяйственного руководства и в управлении предприятиями, активно помогали органам партийно-государственного контроля, всё это создавало впечатление, что профсоюзам просто не хватало времени отвлекаться на вопросы связанные с благополучием рабочих. «Съезд рассмотрел вопрос о принятии нового Устава профессиональных союзов СССР. Новый Устав был разработан на основе решений XXII съезда КПСС и Программы партии».4 Программа партии была превыше всего, а значит, профсоюзы стали достаточно зависимы от политической жизни, это пагубно отразилось на социальном вопросе. Вмешательство партии давало развитие государству в целом, но тяжело отражалось на жизни людей.
1.3 XXIII съезд КПСС. Профсоюз и экономическая реформа
Борьба за создание материально-технической базы коммунизма была ключевым направлением деятельности профсоюзов и в восьмой пятилетке. «В соответствии с решением мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 года, XXIII съезда партии в эти годы в стране осуществлялась экономическая реформа».5 Реформы в экономике – это всегда затраты ресурсов, как людских, так и материальных. Если, по части материальных ресурсов, правительство само может справиться, то по части людских, снова проявляется высокая роль профсоюзных организаций. Осуществление руководства и планирование дальнейших действий стало достаточно удобным для правительства, в результате привлечения профсоюзов.
В целях повышения эффективности экономики, ускорения темпов её развития, обеспечения единого руководства промышленностью и научными исследованиями в каждой её отрасли создавались построенные по отраслевому признаку союзные и союзнореспубликанские министерства. Совнархозы упразднялись. Предприятия переводились на полный хозяйственный расчёт, им сокращалось число показателей, утверждаемых сверху. Главным показателем работы предприятий, как и всех отраслей промышленности, стал не общий объём продукции, а объём реализованной продукции и полученной прибыли. Предприятиям предоставлялось больше хозяйственной самостоятельности и прав в организации производства. Увеличение самостоятельности предприятий требовало большего внимания к ним правительства, поэтому профсоюзы оставались той нитью с помощью, которой, государство могло навязывать им свою политику. И здесь, снова возрастает роль профсоюзов.
«Задачи профсоюзов в связи с постановлением сентябрьского Пленума ЦК КПСС обсудил пленум ВЦСПС 2 ноября 1965 года. Профсоюзы призваны были способствовать развитию инициативы коллективов предприятий в решении производственных вопросов. Главным содержанием работы профсоюзов стало участие в осуществлении решений сентябрьского 1965 года Пленума ЦК КПСС».6 Правительство, давая свободу предприятиям, в тоже время ещё сильнее внедряло профсоюзных рабочих в производственную деятельность в предприятиях, тем самым не упуская из виду эти предприятия.
В новых условиях увеличились и окрепли контакты центральных комитетов профсоюзов с министерствами и ведомствами в разработке текущих и перспективных планов развития отраслей промышленности. Повысилась роль центральных комитетов в руководстве социалистическим соревнованием.
Проводя экономическую реформу, правительство КПСС знало, что свобода и самоокупаемость предприятий положительно повлияет на экономику СССР, но при этом не желало терять свою власть. Поэтому профсоюзы были очень нужны правительству и если раньше через профсоюзы проходило взаимодействие с рабочим народом, то есть основной массой населения, то во время и после реформы, профсоюзы стали нужны и для взаимодействия с предприятиями.
1.4 XIV съезд профсоюзов СССР
К XIV съезду марта 1968 года советские профсоюзы пришли сплочёнными вокруг Коммунистической партии. Ещё выше возросла роль профсоюзов на новом этапе коммунистического строительства. Благодаря партии усилилось их влияние на все стороны жизни страны. «Профсоюзные организации активно участвовали в разработке и осуществлении производственных планов, расширились их связи и сотрудничество с хозяйственными и плановыми органами в совместном решении важнейших вопросов организации производства и труда; они всемерно содействовали претворению в жизнь решений партии и правительства об улучшении управления промышленностью в подъёме сельского хозяйства». Политика партии соответственно отразилась на работе профсоюзов и на их съезде. Все цели и задачи были поставлены с учётом целей партии. Продолжалось дальнейшее внедрение членов профсоюзов в работу и контроль производством. Как упоминалось выше – это происходило, что бы ни терять влияния в предприятиях и вести свой курс в экономике. Этому свидетельствуют задачи, поставленная во время XIV съезда профсоюзов: «Профессиональные организации вместе с хозяйственными руководителями должны определять направления соревнования и его условия, исходя из требований экономической реформы, всестороннего учёта особенностей и задач данной отрасли и предприятия, оказывать помощь соревнующимся в разработке и выполнении социалистических обязательств, шире развивать соревнование рабочих ведущих профессий».7 В условиях расширения самостоятельности предприятий и хозяйств повысилась роль постоянно действующих производственных совещаний как важной формы участия трудящихся в управлении производством. Главной же целью партии было не потерять влияния над профсоюзами, и результатом этого стал призыв XIV съезда профессиональных союзов СССР, ещё сильнее сплотиться всем трудящимся вокруг Коммунистической партии, активно участвовать в осуществлении Программы КПСС установленной на XXIII съезде.
Результатом XIV съезда стало ещё большее сближение с партией, внедрение в предприятия, усиление роли профсоюзов в реформировании страны. На новом съезде профсоюзных организаций больше внимания стали уделять социальному вопросу: обеспечение жилищами трудящихся, уделяется больше внимания оздоровлению. Но новые плюсы были отнесены к постоянной заботе партии и правительства жизнью общества. И это естественно, ведь без поощрений правительством, общество страны будет менее лояльно. Хотя рабочие сами обеспечивали себя жильём и всем остальным, не подозревая того, что это только их заслуга, а не заслуга правительства. Но КПСС так закрутило данный момент не без помощи профсоюзов, что получилось, будто бы это их заслуга, и народ верил, ведь звучало это из уст профсоюзов – их защитников.
Таким образом, профсоюзы в развитом социализме попали под полное влияние партии. Правительство долгое время использовало профсоюзы, как объединяющий фактор, для контроля над рабочими, то есть осуществлялась схема: партия – профсоюз – народ. Со временем, помимо контроля над народом, во время экономической реформы 1965 года, появилась нужда контролировать работу предприятий, так как они стали более свободны и здесь появилась новая схема: партия – профсоюз – народ – предприятие.
Глава II: Профсоюзы СССР и совершенствование развитого социализма
2.1 XXIV съезд КПСС
Одним из рубежей в жизни партии явился XXIV съезд КПСС март – апрель 1971 года. Съезд заслушал и обсудил Отчётный доклад Центрального Комитета партии, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Были утверждены Директивы по девятому пятилетнему плану развития страны. Партия выдвинула главную задачу в основе, которой лежала борьба за повышение благосостояния народа, данный курс, по мнению партии, должен быть определяющим в дальнейшем развитии страны. Такой подход XXIV съезд КПСС считал наиболее благоприятным для творческого развития людей. Не исключено, что жизненный уровень повышался, и что на их нужды выделялось в два раза больше денег, чем в 1966–1970 годах. Но всё же экономическая реформа начала терпеть свой крах и это ни как не могло положительно отразиться на благосостоянии народа. Съезд отметил, что возросла роль профсоюзов, но это происходило уже давно. Чем больше правительство перекладывало на профсоюзы обязанностей, чем чаще пользовалось ими для повышения экономики, тем сильнее профсоюзы въедались в систему управления и тем больше имели в данной системе веса. Профсоюзы стали участвовать в решении многих задач – от выработки государственных планов до управления работой каждого предприятия.
На XXIV съезде КПСС подчёркивалось, что «партия и впредь будет постоянно поддерживать деятельность профсоюзов как самой массовой организации трудящихся, заботиться о том, чтобы они могли полнее и успешнее выполнять свою роль школы управления, школы хозяйствования, школы коммунизма».8 Тут нужно заметить, съезд своим высказыванием сразу же расставил приоритеты, то есть партия будет поддерживать профсоюзы, пока это самая массовая организация. Массовость, вот главный соблазн партии в профсоюзах. Через профсоюзы КПСС могли массово внедрять свои коммунистические идеи, массово распространять своё политическое влияние и массово заставлять идти и перевыполнять планы, ради идеи.
Главное условие дальнейшего совершенствования работы профсоюзов, повышения авторитета и эффективности их влияния на производственно-экономическую деятельность трудовых коллективов и воспитание людей – это усиление партийного руководства профсоюзами. «Партийные организации, не допуская мелочной опеки над профсоюзными комитетами, обязаны всемерно содействовать развитию их активности и инициативы, укреплять кадрами, повышать требовательность к коммунистам, работающим в профсоюзах»9.
После XXIV съезда КПСС партия и Советское правительство приняли меры, направленные на расширение правовых основ деятельности профсоюзов. Огромное значение для повышения роли профсоюзов в жизни советского общества имело, «утверждённое Президиумом Верховного Совета СССР в сентябре 1971 года по представлению ВЦСПС Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза. Оно является документом большого социально-политического значения, затрагивающим интересы многомиллионных масс трудящихся».10 Причём Положение не только законодательно обеспечивает участие рабочих и служащих в управлении производством, но и обязывает администрацию создавать для этого необходимые условия. Согласно новому Положению, документы, регламентирующие жизнь и деятельность коллектива предприятия, разрабатываются и утверждаются администрацией только с участием фабричного, заводского, местного комитета. Получается, что государство формально, повысив, свободу предприятий, с помощь профсоюзов контролировало их деятельность и внедряло в них идеи выгодные правительству СССР. Профсоюзы в данном случае выступают в виде шпионов или разведчиков, которые в подробностях давали информацию правительству, о недостатках или достоинствах, того или иного предприятия.
Коммунистическая партия и Советское правительство твёрдо проводили в жизнь линию на повышение роли профсоюзов в жизни общества, так как это было необходимым фактором для лояльности народа. Если внедрять профсоюзы в массы, то вместе с ними внедряется и партия. Получается, что если народ лояльно будет относиться к профсоюзам, то партия на правах консолидирующей силы профсоюзов, тоже будет выглядеть в лучшем свете.
2.2 XV съезд профсоюзов СССР
Съезд проходил 20–24 марта 1972 года. В основу работы съезда легли, как уже можно предположить, материалы XXIV съезда КПСС. В центре внимания съезда стояли вопросы по решению узловых проблем, выдвинутых съездом КПСС, проблемы по мобилизации усилий всех граждан на успешное выполнение заданий девятой пятилетки. Как мы видим в иерархии между партией и профсоюзами ни чего не изменилось, профсоюзы подчинены правительству, но при этом профсоюзы, думаю, были недооценены, так как их коэффициент полезного действия был на много выше, коэффициента полезного действия партии. «Общественный долг советских профсоюзов состоит, прежде всего, в том, чтобы всемерно повышать политическую и трудовую активность масс, шире привлекать трудящихся к управлению производством, улучшать организацию социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду. Важнейшая задача профсоюзов – вести постоянную борьбу за повышение эффективности производства, неуклонный рост производительности труда, повышение культуры производства и качества продукции, широкое применение современных методов организации и управления, улучшение использования производственных фондов и капитальных вложений, экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов».11 Происходит дальнейшая вербовка профсоюзов на внедрение в массы идеологии коммунизма. На плечи профсоюзов ложится всё больше обязанностей и ответственности. Партия в меньшей мере участвует в повышении экономики, её роль становится завышенной. На фоне заслуг профсоюзов, заслуги партии меркнут. Если профсоюзы могут существовать без партии, в виду своей компетенции, так долго тренируемой в них партией, то партия без профсоюзов, как «без рук».
Так как одной из основных целей правительства, была подъём хозяйства, то мобилизовывались силы всех профсоюзов. Для развития сельского хозяйства устраивались шефства заводов, фабрик, городских учреждений культуры над селом. Происходит внедрение авторитета партии, даже в далёкие глубинки и в этом профсоюзные организации являлись, не заменимы. Это ещё связано с тем, что повышается ответственность профсоюзов за идейно-воспитательную работу.
«Реальная помощь профсоюзам со стороны партийных организаций должна проявляться и в том, чтобы поддерживать профсоюзы в их справедливых требованиях к хозяйственным работникам, добиваться неуклонного соблюдения администрацией коллективных договоров, того, чтобы каждый руководитель чувствовал свою обязанность и потребность постоянно советоваться с профсоюзными организациями, внимательно прислушиваться к мнению рабочих и служащих»12, а значит и к мнению партии.
Одной из особенностей данного съезда было укрепление сотрудничества профсоюзов СССР с профсоюзами других стран, в результате чего, партия и советское правительство могли расширять своё влияние вне Советского Союза.
Таким образом, прошедшие съезды профсоюзов и КПСС являлись продолжателями политики данного периода. И что интересно застой, проявившийся в экономике, проявился и в идейно-политической области. Ведь с каждым новым съездом, практически ни чего нового не превозносилось, методы оставались старыми. Как и не изменилось осуществление власти партии при помощи профсоюзных организаций.
Заключение
В период хрущёвской оттепели, а также в годы правления Л.И. Брежнева профсоюзы всячески использовали возможность усилить свои защитные, контрольные и другие функции, укрепить свои правовые и организационные позиции. В 1958 году на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР было принято «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза» (обновлённое затем в 1971 году), в 1965-ом — «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», в 1970-ом — новый КЗоТ («Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» — важнейший документ для профсоюзов), в 1974 году принимается «Положение о трудовых спорах», в 1977-ом — «Положение о товарищеских судах», а также другие документы — всё это давало большие возможности для эффективной работы профсоюзам. И вместе с тем, как это и было на протяжении всей советской истории, государство беззастенчиво эксплуатировало их авторитет, особенно в периоды, когда нужно было обеспечить тот или иной трудовой почин, повысить производительность труда, рационализаторскую и изобретательскую инициативность, новый взлёт социалистического соревнования, укрепить дисциплину и так далее — эксплуатировались сравнительно безвозмездно, так сказать, приёмами социологического воздействия на массы. В оправдание можно лишь сказать, что таков был характер политической системы советского общества, в которую профсоюзы входили одной из её составных частей («приводные ремни») и, к сожалению, зачастую неравноценно подчиняющие свою волю партийно-государственным интересам. Философски говоря, советская триада — власть – партия - профсоюзы — в идеале должна бы быть едина, но не слиты во едино, то есть воля – одна, а функции – ипостасные. Причём функция профсоюзов не обязательно должна быть ограничена единственной – защитной, как пытаются уверить иные современные идеологи, по-новому возвращаясь к старым перепевам; безусловно, это главная, но всё-таки не единственная функция профсоюзов. Да, дух времени, долгие годы разрушительно вызревавший в недрах советской тринитарной догматики, вырвался наружу и сейчас не оставляет крайне ослабевшим профсоюзам практически никакого места, кроме ниши малосильной правовой защиты трудящихся. Это, по большому счёту, функциональная ущербность их. Но колоссальный опыт советского профсоюзного движения показывает, что общественный организм без здоровых, инициативных, полнокровных профсоюзов будет хром и кособок, пока не найдётся им соответствующая замена, которой, увы, не предвидится, или пока не восстановится их многосторонняя сила. Стул на двух ногах даже под виртуозным циркачом долго не простоит, и колесо с двумя спицами далеко не уедет. И выходит так, что осуществление власти при помощи профсоюзов, нанесло пагубное влияние на их работу сейчас. Привычка кому-то подчиняться у профсоюзов осталась, а те, кому они десятки лет подчинялись, то есть правительству, партии, оставили их. И уже в наше время эта привычка сыграла злую шутку, ведь профсоюзы стали зависимы непосредственно от того предприятия, в котором существуют, как один из его элементов.
Список литературы
1) История профсоюзов СССР. Ч. 2 (1938–1978 годы) / Под ред. Г.В. Шарапова. - М.: Профиздат, 1979 г
2) Международное рабочее и профсоюзное движение на современном этапе.Баглай М.В. – М.: Профиздат, 1979
3) О профессиональных союзах. К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Профиздат, 1940
4) Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра. Юргенс И.Ю., Можаев В.Е. – БПА, 1996
5) http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1129618
6) http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/093/699.htm
7) http://www.fppo.ru/?node_id=379
8) http://www.sprab.ru/book_view.jsp?idn=024423&page=617&format=html
Список источников
1) Материалы XXII съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1961
2) Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971
3) Профсоюзы СССР. Документы и материалы. М.: Профиздат, 1974
4) http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1129618
1 История профсоюзов СССР. Ч. 2 (1938–1978 годы) /Под ред. Г.В. Шарапова. – М.: Профиздат, 1979 г.
2 Профсоюзы СССР. Документы и материалы. М.: Профиздат, 1974
3 Профсоюзы СССР. Документы и материалы. М.: Профиздат, 1974
4 Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961
5 Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра. Юргенс И.Ю., Можаев В.Е., - БПА., 1996
6 http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1129618
7 Профсоюзы СССР. Документы и материалы. Т. 5 (1963 – 1973 гг.). М.: Профиздат, 1974
8 Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971
9 Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971
10 Международное рабочее и профсоюзное движение на современном этапе. Баглай М.В.
– М.: Профиздат, 1979
11 Материалы XV съезда профессиональных союзов СССР. М.: Профиздат, 1972
12 Профсоюзы СССР. Документы и материалы. Т. 5 (1963 – 1973 гг.). М.: Профиздат, 1974