Присоединение к Московскому государству Вятской земли
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Вятский государственный гуманитарный университет"
Факультет исторический
Кафедра история России
Контрольная работа
по истории России
на тему
"Присоединение к Московскому государству Вятской земли"
Работу выполнил студент 1 курса
заочной формы обучения
специальности 050401.65 История
Ревякин Олег Петрович
Киров 2008
Содержание
I. Первые русские поселенцы на Вятке. Первое упоминание о Вятке в летописи
II. Присоединение к Московскому государству Вятской земли
Вятская республика. Хлынов
Участие вятчан в борьбе русских с татарами
Участие вятчан в Феодальной войне 1432-1453гг
Промосковская и анти московская партии Хлынова. Первые попытки Москвы подчинить Вятку 1452г и 1456г
Поход князя Ивана Потринеева 1459г
Окончательное присоединение Вятки к Московскому государству
III. Заключение
IV. Список литературы
- Откуда вы, вятичи? – Издалека.
Когда-то большое и сильное племя.
Нас гнало тяжёлое смутное время.
В глуши повстречалась нам эта река.
- Несла она воды свои широко…
Неслышно и вольно в лесах потаённых
В огромных укромных чащобах зелёных
Жилось без опаски, дышалось легко.
- Какие вы, вятичи, были тогда?
Славяне от самых корней изначальных
Уже не осталось преданий печальных.
Всё чистая вятская смыла вода.
Мы избы рубили, пахали поля,
Здесь сказки родились, и песни, и дети.
Здесь шли мы по тяжким ступеням столетий.
И нашим трудом расцветала земля.
- Откуда мы? – Здесь поднимались из тьмы.
Над Вяткою пращуров наши могилы.
Из этой земли набираем мы силы.
Здешние мы.
М. Чебышева
I. Первые русские поселенцы на Вятке. Первое упоминание о Вятке в летописи
Русская колонизация Вятских земель началась в XI и продолжилась до начала XIII. Об этом свидетельствуют археологические источники, а также устные предания и записи средневековых книжников и летописцев. Письменные источники, XVII-XVIII веков, такие, как "Вятский временник", "Летописец старых лет", "Повесть о стране Вятской", "О вятчанах, как они поселились на Вятке" и др.
Начало проникновения на Вятку русских поселенцев датируется 1181г. В "Повести о стране Вятской" говорится, что вышедший из Великого Новгорода в 1174 году отряд уткуйников поднявшись по Каме и придя на Среднюю Вятку взяли Болвинский городок побив чудь и отяпов (предков современных удмуртов). Болвинский городок находился на месте современного села Нипутцына на правом берегу Вятки неподалёку, от впадения в неё реки Чепцы. На этом месте был заложен город Нипутцын. Так же там упоминается, что другой отряд уткуйников захватил марийский город Коктаров (ныне Котельнич). Позднее согласно данному источнику, а также летописи "О вятчанах как они поселились на Вятке", эти два отряда объединились в один и основали город Хлынов при впадении речки Хлыновицы в Вятку. Согласно официальным вятским документам, конца XVIII века, хранящемся, в Государственном архиве Кировской области, годом основания Хлынова считается 1199год.
Выше приведённые источники свидетельствуют о русских колонистах пришедших из Великого Новгорода, двигавшихся на Вятку по Северной Двине, Югу, Моломе. Кроме этого была другая волна колонизации из Владимиро-Суздальского княжества по Волге, Унте, Ветлуге и Моломе. Возможно эти отряды поселенцев действовали, как совместно, так и самостоятельно. Первоначально переселенцы основывали свои посёлки в виде небольших укрепленных городищ, походивших больше на пограничные заставы, нежели на города в современном экономическом и военно-административном смысле. По поводу первоначального названия главного Вятского города нужно сказать, что мнения учёных по этому поводу различны. Первоначально считалось на основании летописных данных, что город назывался Хлыновым, исходя из того, что в летописном тексте не встречается сочетания "город Вятка". А под Вяткой понималась вся Вятская земля. Но в советские времена было установлено, что первоначальное название города Вятка. Доказательством этому служит "Список всех русских городов дальних и ближних". В нём среди Залеских городов после Нижнего Новгорода и Курмыша на Суре стоит город Вятка. Данный документ по свидетельству академика М.Н. Тихомирова был составлен между 1387-1392 годом. Он является более ранним источником, чем "Повесть о стране Вятской". Датирован списков которой (10шт.) простирается в период с 1739г (описание Геодезии поручика Клетпина). 1824г. – Казанский список, напечатанный в Казанском Вестнике. Поэтому "Список всех русских городов…" более заслуживает доверия. Исходя, из этого можно сделать вывод, что первоначально город назывался Вяткой. По всей видимости ушкуйский набег упомянутый в "Повести о стране Вятской" под 1374 год был совершён на город Вятку, хотя не исключено, что пострадали и другие населённые пункты, расположенные на территории средней Вятки. (Истобенск)
Хлыновым, скорее всего назывался изначально Вятский кремль, расположенный на высоком левом берегу Вятки, на территории между оврагом Засора и Девичьим монастырём современного города Кирова.
II. Присоединение к Московскому государству Вятской земли
1. Вятская республика. Хлынов
Вятка к моменту первого упоминания о ней представляла собой довольно крупный средневековый город, поскольку отряд ушкуйников, пришедший с устья Ветлуги, основавший её насчитывал более тысячи человек. Вывод о численности ушкуйников можно сделать из того, что отряд, основавший город состоял из сорока уткуев, согласно летописи. Уткуи, это крупные речные суда, обычно насчитывали 12 пар загребных вёсел плюс одно рулевое, таким образом, экипаж одного уткуя состоял из 25 человек. Следуя из количества судов, на них находилось не менее 1000 человек. Поселенцы стали обзаводиться семьями, по всей вероятности, женясь на представительницах местных племён. Население постепенно увеличивалось – город разрастался. К тому же на Вятку в это время был приток из южных земель Руси, главным образом из Суздальско-Нижегородского княжества, которое подверглось в 1377-1378 годах опустошительным набегам татар. Спасаясь от татарского нашествия население юга, уходило на север, в том числе и на Вятку. Город представлял собой сомкнутую линию жилых домов, поставленных на не высоком земляном валу и обращённых глухими деревянными стенами на полевую сторону. Внутри этой стены находились остальные жилища и хоз. постройки. Рядом с городом и по течению реки Вятки, образовались погосты и починки русских поселенцев смешавшись, с местным населением марийцами и удмуртами. Хотя основная часть, аборигенов, под давлением русской колонизации уходила на юг и восток. Таким образом, во второй половине XIII- начале XIV века на территории Средней Вятки и её притоков Моломы и Чепцы было основано довольно много русских поселений среди них Котельнич (Коншаров), Орлов, Никулицын и собственно Вятка.
Основную массу населения Вятской земли составляли крестьяне (смерды), занимавшиеся земледелием. Основными выращиваемыми культурами стали озимая рожь, овёс, ячмень, пшеница, а так же лён и конопля, из овощей лук, репа, свёклу, морковь и др. Так же, вятчане занимались скотоводством, разводя лошадей, коров, овец, коз, свиней и домашнюю птицу. Для заготовки кормов использовались заливные луга, лесные поляны и расчищенные из-под леса пожни. Так же занимались охотой, рыболовством и ботничеством в качестве подсобных промыслов. Было развито домашнее ремесло, обработка дерева, кости, металла, кож, пушнины, шерсти, волокна и др. Изначально ремесло не было основным занятием отдельных лиц. Ремесленные изделия изготовлялись для собственных нужд и изготовлялись на заказ. Позднее оно стало приобретать товарный характер, и ремесленники стали сосредотачиваться в городе. Здесь они стали работать на заказ, производить на продажу, и это стало их основным занятием. В городе находился более надёжный сбыт ремесленных изделий, этому способствовало установление торговых связей с соседними племенами: марийцами, удмуртами, коми, хантами, волжскими болгарами и их потомками, чувашами, а так же с русскими землями и княжествами. В городе в связи с этим стали сосредотачиваться торговые люди. Вятка превратилась в торгово-ремесляный центр.
Вятская земля в связи со своей отдалённостью от центра русских земель пользовалась широкой самостоятельностью. Управление было выборным. Это была своего рода республика подобия Новгородской. Но имела и свои отличия во главе управ стояли земские воеводы, избиравшиеся из наиболее знатных и богатых бояр; далее шли Ватаманы и подвойские, избираемые из числа житьих людей и купцов. Воеводы и Ватаманы ведали военными и гражданскими делами, а подвойские выполняли судебно-полицейские функции.
В сельской местности делами ведали сотские и старосты. Церковное управление было в руках десятильника (старейшего священника) – своё название он получил, видимо от церковной десятины уплачиваемой населением в казну церкви.
Слово "Ватаман" имеет скандинавское происхождение и обозначает командира вооружённого отряда (дружины). Позднее оно преобразовалось в слово "Атаман". Возможно часть вятчан, не желая покоряться Москве, в период её агрессии пртив вольной Вятки откочевало на юг и влилось в состав казачьих станиц (вооружённых отрядов казаков) принеся это название на казачьи земли.
В исследуемый нами период Вятка являлась пограничной русской землёй. Какими позже становятся южные казачьи земли.
Население было воинственное склонное к разбою, что потверждается данными летописей об …. Походах Вятчан. Примеры которых будут приведены ниже. Так же в потверждение вольного нрава вятчан можно привести одну из версий о происхождении названия города "Хлынов". Согласно этой версии слово "хлын" в средневековой Руси употреблялось в значении "разбойник" и "бездельник". Так и новгородцы согласно "Повести о земле Вятской" называют вятчан беглецами и разорителями российских князей вотчин…и называют разбойниками… пишуше их самовольниками". Правда, делали это Велико Новгородцы, что бы угодить князьям российским.
Таким образом, можно предположить, что название города Хлынов было дано не самими горожанами, а жителями соседних земель и обозначает поселение вольных разбойных людей. В пользу этой версии так же говорят другие названия поселений имеющихся окрестностях Хлынова-Вятки, например, Разбойный Бор. Имеются так же и другие объяснения на этот счёт, например, одна из легенд говорит, что первоначально поселенцы хотели ставить городок выше по течению современного города. На высокой горе называемой Кикиморской, близ устья речки, впадающей в Вятку – Хлыновицы, названной так, якобы потому что, когда там остановились ушкуйники, над речкой летела птица и кричала: "Хлы! Хлы!". Приготовили для этого брёвна, но неожиданно в одну из ночей вода в Вятке прибыла и перенесла строй материалы на отмель рядом с тем местом, где в последствии кремль. По названию речки и был назван город. Но по нашему мнению наиболее заслуживает, что название город получил от названия своих жителей – Хлынов. Так, как первые переселенцы были из паспокариев, но не нашедших себе применения на родине и двинувшихся на покорение новых земель. Такие люди не возможны без удалого, авантюрного и разгульного нрава, каковыми и наши предки ушкуйники.
2. Участие вятчан в борьбе русских с татарами
На Вятке, не было постоянного войска, в случае военной опасности собиралось ополчение из всех способных носить оружие. А для военного промысла в соседние земли снаряжались дружины ушкуйников, которые были достаточно маневренными и боеэфективными боевыми единицами. Во главе ушкуйников, стояли выборные Ва…… этими дружинами, было совершено ряд набегов на враждебные земли.
В ответ на разорение Вятки царевичем Бектутом в 1391г. Вятчане в составе совместного с Новгородцами и устюжанами похода, взяли татарские города Жукотин и Казань "И вышедши на Волгу пограбита гостей всех и возвратимся" (Софийская летопись I, Типографская летопись, Рязанская летопись). Хотя не в одной летописи прямо не упоминается об участии в походе Вятчан, но исходя из того, что рать "…. . ….и ушкуях рекою Вяткой на низ…" можно заключить, что вятчане принимали в том походе непосредственное участие. С этого, по видимому, и началось участие вятчан в борьбе русского народа против татар. А то, что именно татар можно заключить из того, что в то время гостями, т.е. купцами на Волге были татары, болгары, армяне. А так, как были взяты Казань и татарский городок на Каме Жукотин, делаем вывод, что ушкуйный набег был направлен против татар в ответ на поход Бектута.
1467 г. "Вятчане в составе 120 человек ходили вогдличей совместно с Пермяками и захватили в плен выгульского князя Ясыну, которого привели на Вятку".
1436 г. Вятчане взяли устюжанский город Гладень (Тип. лет.)
1471 г. Известный поход Кости Юрьева на Сарай "…Взяли Сарай и погону бесчисленное множество и княгинь Сарайских" (Арх. лет.). "…Татар всех из сеногна, а сущее всё разграбили) (Соф. II).
Согласно легенде красиво, описанной Вятским краеведом Валерием Пономарёвым в книге "Тайна Вздерихина оврага, ушкуйники в этом походе применили военную хитрость. Они прикинулись купцами и были пущены в город. При этом они были вооружены засапожными ножами и боевыми топорами плевцами, спрятанными под одеждой. Татары оружия не видели и пустили их в город. Ночью вятчане подвергли город разрушению, освободили русских пленников, и ушли на своих судах, вверх по Волге. Операция удалась ещё и потому, что основные силы татар кочевали в одном пути от Сарая. Татары пытались перехватить ушкуйников, перегородив реку под Казанью в устье Камы, своими судами, но те успешно прорвались сквозь заслоны, используя речные протоки, и благополучно вернулись на Вятку. Благодаря этому походу сорвался поход хана Ахмата на Москву. Вятские оказали неоценимую услугу Великому князю Ивану III, занятому войной с Новгородом Великим. Приведённые летописные эпизоды говорят о высоком боевом опыте вятчан.
Профессор Эмаусский А.В. утверждает, что поход Кости Юрьева на Сарай был совершён с подачи великого князя Московского с целью отвлечь татар от похода на Москву, в то время, как Иван III совершал поход на Великий Новгород. В основе его войска по утверждению Эмеусского находились основные силы вятского войска. У Кости Юрского был лишь небольшой отряд отборных бойцов.
1476г. Царь Иброгим пришёл на Вятку "многоть под градом и татар побили Вятчане" (Русский временник). Как, видим вятчане успешно отразили нападение татар Ибрагима в 1476г. и совместно с устюжанами вышли на Каму "… и бесчисленно …. ,а иных пленили" (Русский временник).
"И множество их (татар) попленима, а вятские и устюжанские стран жителие также множество пленима козанских пределов татарские роды" (Рязанские летописи). Далее в 1476г. Ибрагим предпринимает ещё одну попытку пойти через Вятку на Устюг "… в мясопуст великий (великий пост) села и волости повоевал, а града не взял ни единого". Этот поход был предпринят Ибрагимом вследствие ложной вести, что московский князь был разбит Новгородцами. Когда он узнал, что Московский князь победил, то убежал в Казань. Вслед за ним по сообщению Софийской и Типографской летописей Великий князь
Иван III послал рать вятчан и устюжан под предводительством Василья Образца да Бориса Слепца на Казань. Вятчане с устюжанами вновь разбили татар на Каме и подступили к Казани. Ибрагим пошёл на мир с русскими "И послал царь казанский с челобитьем к великому князю, князь же великий пожаловал его" (Соф II).
Следует сказать, что вятские не смотря на договор с Ибрагимом о нейтралитете. В 1479 г. всё же пошли на него в качестве союзников Москвы, но с условием "коли пойдут под Казань братья князя, пойдём и мы". Они пошли воевать на стороне москалей лишь, когда убедились, что князь Московский действительно решил серьёзно разобраться с казанцами, а не просто подставить под удар вятчан. Это говорит о благоразумии Вятского правительства и о независимости Вятки. Хотя Вятская республика и обладала достаточной силой она всё таки не в состоянии была бороться одновременно с более сильными противниками татарами и москалями одновременно, поэтому вятчане выступили данной борьбе на стороне одной из противоборствующих сторон в качестве союзников, но полностью под власть Москвы не пошли. Сохраняя независимость, они передали часть своего войска в оперативное подчинение Московскому князю, и оказали неоценимую услугу Москве в борьбе с татарским игом.
Объединению Москвы и Вятки в борьбе с татарами, мог послужить ещё один фактор – этнический. Москвичи и вятичи являлись одним русским народом, притом христианами, а татары "язычниками погаными". Этот фактор и послужил союзу Вятки с Москвой и являлся одной из предпосылок последующего присоединения Вятки к Москве, хотя были и другие предпосылки, которые рассмотрим ниже.
3. Участие вятчан в феодальной войне 1432-1453гг
Великий князь московский Василий II сын Василия I сел на московском столе в 1425г. И правил до 1462г.
Василий II согласно двум договорным грамотам от 11 марта 1428г. отдаёт "Вятку со слободами и всеми метами" (Собрание государственных грамот и договоров Т.1, М., 1813, с. 86-90), своему дяде Юрию Галицкому в удел. В свою очередь Юрий Галицкий в своей духовной грамоте, составленной около 1434г., перед своей смертью завещает Вятскую землю своим сыновьям. Юрий Галицкий согласно древнему феодально-родовому обычаю считал, что он имеет больше прав на великокняжеский Московский престол, но добиться осуществления этого права он мог только силой оружия. Это обстоятельство положило начало знаменитой феодальной войне 1432-1453гг. Союзниками Галицкой сепаратисткой группировки выступали вятчане. Вятская верхушка, состоявшая из Бояр, житьных людей и купцов стремилась к сохранению местной автономии и поэтому поддержала Галицкую группировку, которая являлась главным противником московской государственной централизации. Вятские полки выступали в этой войне главной опорой Галицких князей, что ещё говорит о достаточно большой военной мощи Вятской республики. В 1436 году вятские полки приняли участие в большом сражении при селе Скорятине близ Ростова Великого на стороне сына Юрия Галицкого Василия Косого против московских войск. В этом сражении Василий Косой потерпел поражение и был взят в плен. На помощь, Косому на судах по Волге двигался ещё один отряд Вятчан. Этому отряду под Ярославлем преградило путь семитысячное войско под командованием Ярославского князя Александра Фёдоровича Брюхатого. Узнав об этом, не доходя 15 вёрст до Ярославля вятские высадились на берег и, спрятав ушку в прибрежных зарослях, пешком двинулись на соединение с Василием Косым. На встречу им попались отступающие от Скорятина остатки первого отряда вятчан. Отступающие рассказали им о поражении и пленении князя. Вятчане решили возвращаться на Вятку, но так как они стремились к самостоятельности, решили создать своё Вятское княжество, отделившись от терпящих поражения Галицких князей. С этой целью они решили захватить князя Александра Брюхатого и как потомка Кирдяпы сделать его своим князем. Предки Брюхатого Семён Дмитриевич и Василий Кирдяпа владели Вятской землёй после присоединения Суздальского княжества, в состав которого она входила, к Москве Василием I в 1401г. После смерти Василия Кирдяпы Вятская земля была формально присоединена к Московскому княжеству и передана в удел Юрию Дмитриевичу Галицкому его братом Великим князем Василием I. Вятчане же воспользовались удобным моментом и решили укрепить свою автономность, учредив княжествово главе с потомком Кирдяпы.
Вятчане ночью "…Князя Александра со княгинею поимаше и вменалися во княжьи же суды, и от берега отпихнулися в Волгу, а всех вятчан сорок человек" (Архангельская летопись. Софийская I и II, Воскресенская летописи).
В княжеском лагере поднялась тревога. Княжеские дружинники приготовились стрелять, но ушкуйники пригрозили убить князя с княгинею и потребовали выкуп за них 400 рублей. Брюхатый согласился на эти условия, но когда казначей привёз требуемую сумму. Вятские забрали её, но князя не отпустили, а двинулись в низ по Волге, где соединились со своими главными силами и благополучно вернулись на Вятку. Далее о судьбе Брюхатого ни чего не известно. Эмаусский предполагает, что вятчане не долго держали у себя князя и отпустили его к отцу, так как представители Суздальскойдинастии вступили в союз с Галицкими сепаратистами надеясь с их помощью вернуть себе последственные владения и восстановить Суздальско-Нижегородское княжество, в состав которого должна войти и Вятская земля. Проект суздальских князей был оформлен специальным договором около 1446 года между Дмитрием Темякой и потомками Суздальско-Нижегородских князей Василием и Фёдором Юрьевичами. Договором предусматривалось, если Жемяка станет Великим князем московским, он отдаст наследникам их "прадедину, дедину и отчину – Суздаль, Н.Новгород и Вятчину и не будет иметь на них претензий. (Эмаусский "История Вятского края в XII - середине XIXвека. Киров, Кир. Обл. тип. 1996. – 272с., ил. Гл.I Вятская земля в период феодальной раздробленности и образования русского государства (XII – XVвв).
Эпизод о захвате князя Александра Брюхатого говорит об отчаянной смелости вятских ушкуйников. Малыми силами (40 человек). Напасть на вражеский лагерь и умыкнуть князя с княжной из под носа у охраны не каждый отважится.
Но так же они показали своё вероломство – взяли выкуп и не выполнили обещание вернуть князя с княжной, что характеризует их с не очень хорошей стороны, как увидим ниже вероломство вятчан проявится, и в договорах вятчан с Московскими властями. В результате войны Галицкие сепаратисты потерпели поражение от сторонников централизованного государства под властью Москвы. Их предводитель Дмитрий Шемяка погиб, Галич был вновь взят москалями и разрушен. Остатки сторонников старой феодальной системы разбежальсь. Часть укрылась на Вятке и влилась в антимосковскую партию Хлынова. В течении второй половины XV столетия эта партия во главе с Хлыновскими боярами оказывала упорное сопротивление Московской агрессии.
4. Промосковская и антимосковская партии Хлынова. Первые попытки Москвы покорить вольную Вятку 1452 – 1456гг
Во второй половине XV века на Вятке образовались две партии: Промосковская во главе с земским воеводой Константином Юрьевым известным нам по героическому походу Сарай и антимосковская во главе с боярином Иваном ….. Мышкиным. Эти группировки в течении ряда лет боролись между собой за господство на Вятской земле. Есть предположение, которое высказал Эмаусский, что антимосковской группировке оказывал содействие правнук первого сеньера Вятки суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича князь горбатый.
Ещё во время окончания Феодальной войны (1432-1453), когда вятское сопротивление возглавляли земский - выборный воевода Яков Пунгвин и братья Аникий и Юрий Мышкины. Митрополит Московский Иона, пытаясь уговорить вятчан, добровольно сменить волю на подданство Москвы, послал на Вятку три "увещевательные" грамоты 1452 и 1456 годах, адресованных боярам, духовенству и всем вятчанам, но вятчане не поддались на посулы и просьбы.
Чувствуя, что придётся иметь дело с московскими войсками, вятчане ночами укрепляли город. В это время и был построен Вятский Кремль, обнесённый валом и стенами с башнями, названный Хлыновым. Он находился на Высоком берегу Вятки при впадении в неё речки Хлыновки (по одной из версий и давшей название городу). Опасения вятчан относительно Московской агрессии оправдались. В1457 году князь Василий II отправил на Вятку войско под командованием Ивана Васильевича Горбатого, князя Ивана Ивановича Ряповского и воеводы Григория Перхушного. Хлынов был осаждён, но не взят. Вятские бояре дали взятку Перхушкову и москали, сняв осаду, увели свои войска. Как, видим уже в те лихие времена, во всю процветала коррупция, которую ни как не можем изжить до сих пор. "Григорий Перхутнов, у вятчан посулы имел, а им поровил" (Синодская хроника. Софийская летопись I, Львова летопись).
"…князь Иван Васильевич Горбатой да князь Иван Ряполовский. И не успеша ничтоже: у вятчан посылы имали, да им поровили, и не Вятки не взяли и возвратимся (Софийская летопись I).
Ну ладно Иван Горбатый потомок суздальских князей мог в отместку за обиды своему роду причинённые москалями, слабину вятчанам дать, да нерадиво службу нести. Но остальные то, тоже взятку взяли. Получается уже тогда у московских чиновников страсть к личной наживе, в ущерб государству проявлялась, а затем по всей Руси, как чума распространилась. Вятские хоть и отличались бандитскими замашками, да иной раз слово не держали, как в случае с Брюхатым, так хоть за мзду не продавались.
5. Поход князя Ивана Потринеева 1459г
В 1459 году московский великий князь Иван III Васильевич посылает снова на Хлынов рать под командованием Ивана Юрьевича Патрикеева. Ему удалось взять Котельничь и Орлов, и осадить Хлынов. Осада затянулась Хлыновцы стали голодать, и только благодаря этому признали над собой власть Москвы. Вятская земля официально вошла в состав Московского государства, но сохранила местную выборную администрацию под наблюдением московского наместника (Эмаусский). Но ещё на протяжении 30 лет вятчане жили достаточно вольно. Вятские дружины лишь в качестве союзников выступали в московских походах. Например, в 1464 году против Новгорода Великого под предводительством Бориса Слепца. Так же вятчане совершали набеги и на великокняжеские земли, так в 1486 году был совершён набег на Устюг, но досамого города не дошли, а "стояли под Осиновцем городом день и прочь пошли, а три волости разграбили" (Архангельская летопись).
Великий князь "…посла на Вятчину воеводу своего Юрия Шестока Кутузова со многою силою, и он тед и умирился с ними и возвратилися" опять продался воевода московский судя по всему или пива бочонок вятчане ему выкатили и на мировую с ним вышли. Он и ушёл восвояси.
А вот воевода Вятский Костя Юрьев в Москву к Великому князю в тот же год убежал. Что ему Иван III посулил мы не знаем, но согласно источников, симпатизировал он Московской власти. Бежал он вместе с осивлянами "…и князь Великий их пожаловал" (Архангельские летописи). Тоже видимо за мзду начали родной землёй торговать, а может, чувствовали конец Вятской самостийности и историческую перспективу Московии. Об этом летописи молчат. Знаем мы только, что приведённые выше набеги Вятчан были последними и вызвали окончательный разгром Вятки московскими оккупантами в 1489г.
Год 1488. Всё лето московские князья стояли в Устюге, охраняя его от нападения вятчан. Командовали войсками князь Иван Владимирович Лыко Оболенский и Юрий Иванович…. "Асила с ними была двиняне, волжане, каргапольцы" (Архангельская летопись). Как видимо сильно же вятчан боялись раз такое войско для охранения выставили, но не дождались нападения. Зря только время потратили.
6. Окончательное присоединение Вятки к Московскому государству
"1489 год. Князь великий Иван Васильевич всея Руси послал рать свою на Вятку за их …., князя Данила Васильевича Щеня да Григория Морозова (Софийская летопись II) и иных воевод со многою силою. Они же шедте городы Вятские …. , а вятчан всех к целованию приведома, а арян к роте приведоим" (Новгородская летопись IV, Софийская летопись IиII, Русский Временник). Как развивались события данного похода мы знаем из отрывка Архангельской летописи. Видимо решил Великий князь окончательно покончить с Вятской вольницей. Послал он на Вятку рать великую, что бы уж наверняка: "…,а Москвичи иные или … , а устюжане, и двиняне, и волжане, и коргопольцы, и белозёрцы, и вологжане, и вычугжане и сысоличи шли в судах" (Архангельские летописи). Даже татар привлёк в количестве 700 всадников во главе с воеводой ихним Уриком. Те, кто водным путём двигались прибыли под Котельнич 24 июля, Московское войско конное пришло 30 июля, а татары 2 августа подоспели. Стояли сводные полки князя великого под Котельничем до 6 августа, а дальше под Хлынов двинулись "А было на Вятке великого князя силы 64 тысячи" (Архангельская летопись). 16 августа 1489г. все эти силы огадили Хлынов – центр Вятской земли. Вятчане закрылись в городе. Воеводы великокняжеские "дали вятчанам опас", т.е. предупреждение, что если те добром не сдадут город, то он будет взят силой. Вятчане стали просить чтобы "рать земли вятские не воевала, а мы великому князю челом бьём и службу служим". Опять хотели москалей перехитрить, да взятку воеводам дать. Да видно на этот раз Иван III, поумнее оказался, послал на покорение Вятки более ответственных служак, чем в прошлый раз. И ответили они осаждённым: "целуйте же вы крест за великого князя от велика до мала, а изменников и крамольников выдайте головами: Ивана Опиниева, да Поконья Лозцева да Пилку Богодийщикова". Вятчане попросили сутки на размышление. Воеводы согласились. После двух дневного раздумья вятчене отказались выдавать своих бояр, после чего воеводы велели своим войском готовиться к приступу и обкладывать стены города горючими материалами "… и примет к городу всякому человеку по бреми смол да берёст, да 50 человек по две сажени плетня и к горду плетни подставляли" (Архангельская летопись). Осаждённые видя, что город хотят поджечь и их поджарить заживо, решились на измену и выдали выше приведённых бояр московским воеводам. Те передали их конвою, состоящему из устюжан Фёдору Ешпову, Левонтию Манушкину, Фёдору Жигулёву и Ивану Опилисову и велели доставить в Москву к великому князю. Куда бояре и были доставлены, после чего Иван III велел их "кнутьем бити да и повесити" (Архангельские летописи).
Вожаки антимосковской партии были казнены, остальных недовольных расселили по территории московского государства, что бы не было у них возможности вместе собраться и бунт поднять. Часть наиболее решительных и боевых не желавших сменить волю на неволю на Волгу в разбой ушкуйничий подались, а затем, скорее всего в казачестве растворились. Тех же оказал содействие московским воеводам князь великий отблагодарил "И князь Великий вятчан земских людей в Боровице да в Кременце посади и поместья им подавал, а торговых людей вятчан же иных в Дмитриеве посади, а Арских князей (потомков каринских татар, живших на Чепце) пожаловал – отпустил в свою землю" Рязанская летопись). Была Вятка вольною да стала подневольною, жили орлы на вятской земле, да все вышли, остались лишь Вороны.
Заключение
С покорением Вятской земли Московией закончилась вольница Вятская из свободолюбивого ….. превратился народ вятский в холопов княжеских. Если по справедливости разобраться, что Вятской земле москали дали? Да ни чего хорошего. Ресурсы стали выкачивать, да налогами народ облагать. А через 300 лет и вообще в ссыльный край превратили, народ забили, о прежней воле даже и памяти не оставили. Вместо выборного руководства Вяткой, наместники Московские стали заправлять. Хотя и пишет Эммаусский, что по воле трудового народа Вятку к Москве присоединили, только что простой народот этого присоединения поимел, ещё в большую кабалу попал. Раньше если Воевода или бояре через чур в раж войдут, да корысть свою удовлетворять начнут, так им на Вече хоть "по шапке дать" можно было, а теперь с Московской властью не забалуешь, она быстро "кислород перекроет", да "гайки закрутит" - не рыпнешся. 500 лет прошло, а москали всё на Вятке, да и в других местах Руси Святой лютуют, да народ обирают: сами же жируют, да с западом в дружбу играют.
С точки зрения Государства Московского покорение Вятки, конечно положительную роль сыграло. Даже плацдарм для покорения Сибири Вятский край послужил. Только ведь вспомнить опять же нужно, кто Сибирь то воевать начал – вольный казак Ермак Тимофеевич и в войске его изрядное количество вятчан было, из тех в ком ещё москали волю калёным железом не выжгли. Да и за камень без указки пошли, правда помощи потом у Иван IV попросили, но ведь начало то сами положили. Так что выводы сделаем не пропала бы Вятка без Москвы, а вот Москва без Вятки – вопрос спорный…
И в заключении зададимся вопросом, почему Московскому государству удалось подчинить Вятку?
Потому что московское княжество было более организовано, как в военно-административном, так и экономическом плане, чем Вятская республика. Имело чёткую цель объединить вокруг себя остальные русские земли. У вятчан такой цели не было. Они хотели лишь независимости, да и то не все. Раскол среди правящего класса Вятки и отсутствие единого фронта сопротивления Московской агрессии. Если бы в Хлынове не было промосковски настроенной группировки, то вряд ли Вятские без боя сдали город. Не из-за одного страха перед осаждающими они выдали главарей сопротивления. Мы знаем город не раз подвергался разорению, со стороны татар, те уходили и город восстанавливался, да ещё и сдачи давал. Так, что при желании ещё лет сто вольной побыть, но историю вспять не повернёшь и не изменишь.
Если учесть точку зрения Л.Н.Гумилёва на исторические процессы, то можно увидеть, что русская цивилизация была на подьёме своего развития. Когда была покорена Вятка преобладали центростремительные силы государства над центробежными, что неминуемо привело бы к объединению народа вокруг какого либо центра. Этим центром, ядром государства сумела стать Москва.
Вятский народ чувствовал, что вместе с Московским государством легче против татар биться, чем одному против тех и других
Этнический фактор свою роль сыграл: русским с русскими легче басурманина бить, чем в союзе с басурманами братьев по крови.
Объединение русских земель, какой была и Вятская земля было не избежным явлением в историческом процессе формирования Великорусской державы – какой стало Московское государство, а затем и Российская империя.
IV. Список литературы
Эммаусский А.В. История Вятского края в XII – середине XIX века [текст]/ рецензент А.И. Комисаренко, научный редактор Е.И. Кирюхина. – Киров: Кировская обл. тип.,1996.- 292с., ил.
Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае [текст]. – Киров: Кировская обл. тип.,1993. – 36с.
Энциклопедия земли Вятской: В10т.: том 3: Ратные подвиги [текст]/ худож.А.М. Колчанов, сост. О.Любовиков. – Киров: Вятка, 1995. – 480с.: 16л. ил. – (Откуда мы родом?).
Энциклопедия земли Вятской: В10т.: том 4: История [текст]/ худож.А.М. Колчанов, сост.В.А. Бердинских. – Киров: Вятка, 1995. – 528с.: 16л. ил. – (Откуда мы родом?).
История Кировской области [текст] . – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1975. – 184с.