Преобразование и реформы Петра Великого: их причины, сущность и значение
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
СВЯЗЕЙ
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
отечественная история
Тема
Преобразование и реформы Петра Великого: их причины, сущность и значение
Выполнил:
Студентка 1 курса
Факультет ГМУ
Щеглова Н.В.
Голицыно 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Причины, сущность и проведение реформ
Исторические условия и предпосылки петровских реформ
Военная реформа
Реформа органов власти и управления
Реформа сословного устройства русского общества
Церковная реформа
Реформа в области культуры и быта
2.Реформы: значение, результаты и последствия
Противоречия в реформаторской деятельности Петра
Социально-экономическое развитие и социальная политика правительства в первой четверти 18 века
3.Петровские реформы во временной перспективе
Современные аспекты реформ
Реформы Петра и особый путь России
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Петр Первый по праву является ярким историческим деятелем мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра и Значение его реформ. Так М.В. Ломоносов славил действия Петра, ведь именно при содействии Петра была издана грамматика белорусского писателя и ученого Мелетия Смотрицкого, по которой учился великий ученый. А вот как заметил А.С. Пушкин, Петр показал все черты «нетерпеливого, самовластного помещика», многие указы которого «писаны кнутом».
В конце 18 века, когда на престоле оказался молодой царь Петр Первый, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю, поэтому не было и своего флота. Сухопутная армия была устаревшей и состояла из дворянского ополчения, а дворяне неохотно принимали участие в военных походах, не имели современного вооружения и военной выучки.
Между боярами и дворянами шла ожесточенная борьба за власть. Страна постоянно воевала внутри себя: крестьяне и горожане с дворянами и боярами, поэтому была слабой для внешних врагов - Швеции, Речи Посполитой, которые были бы не против захватить и подчинить себе русские земли.
Таким образом, созрела необходимость реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управление страной, а для этого России нужен был умный и талантливый руководитель, каким и оказался Петр Великий.
1.ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ.
Исторические условия и предпосылки петровских реформ
Страна стояла накануне великих преобразований, и для этого были предпосылки:
-Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
-Промышленность по своей структуре была крепостнической. А по объему продукции явно уступала промышленности западноевропейских стран.
-Русское войско было плохо вооружено и обучено
-Сложный и неповоротливый государственный аппарат не отвечал потребностям страны.
-В области духовной культуры тоже было отставание. В народные массы просвещение почти не проникало, даже в правящих кругах немало было необразованных и неграмотных людей.
Таким образом, Россия самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, чтобы занять достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы были подготовлены всей предшедствующей историей народа, «требовались народом». Данные преобразования при мирном ходе дел могли рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа же Петра была насильственной, но необходимой, внешние опасности государства подталкивали к этому.
О таких мерах введения реформ писал А.С. Пушкин:
«О, мощный властелин судьбы,
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского народа и государства, однако к остальным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную и в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
Военная реформа
С ранних лет у Петра обнаружилась склонность к военному делу. Еще во времена его детства из двух дворцовых сел, Преображенского и Семеновского, в «потешные полки» были собраны ребятишки для военных игр. (Впоследствии они превратились а одноименные первые регулярные гвардейские полки, представлявшие собой внушительную силу как на поле брани, так и в решении вопросов престолонаследия.)
Самостоятельное правление Петра начинается с Азовских походов 1695-1696г.г. Это было продолжением неудачной Крымских походов, начатых еще князем В.Голицыным при правлении царевны Софьи (матери Петра). Войска Петра также потерпели неудачу под Азовом и Петр энергично принимается строить корабли. И ему это удается, ведь флот был любимым детищем Петра еще во времена его юности. Тогда он строил его на Яузе и Плещееевском озере у города Переславля-Залесского, а сейчас флот встал на реке Воронеж у
впадения ее в Дон. Строительство флота шло невиданно быстрыми темпами: в течение года было сооружено 23 галеры, 2 корабля. 4 брандера и 1300 стругов, и 19 июля 1696 года крепость Азов была взята.
В октябре 1696 года по царскому указу в Голландию, Англию, Венецию для обучения навигации направили 61 русского юношу. Полным ходом и шла подготовка к Великому посольству, в составе которого под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова был сам Петр. Это было действительно Великое посольство, т.к. в ходе пребывания в странах Западной Европы окончательно сформировалась личность Петра и приобщило его к культурным формам европейской жизни. В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая ситуация для борьбы за Балтику, потому что крупные государства Европы были заняты предстоящей войной за испанское наследство. Следствием этого была Северная война, которая привела к выходу России к Балтийскому морю. Но этому предшествовало поражение русской армии под Нарвой, после которого Петр принялся за реорганизацию своей армии: создавались новые полки, национальные офицерские кадры, для подготовки которых были открыты школы: математических и навигацких наук, инженерная, артиллерийская и медицинская (в связи с этим ликвидируется дворянское ополчение и стрелецкое войско, которое ликвидируется еще по причине раскрытия заговора против Петра, во главе которого стоял стрелецкий полковник И. Цыклер.), укреплялись города, создавалась новая артиллерия. В условия нехватки металла Петр приказал пустить на переплавку даже церковные колокола. Следствием овладения русскими войсками крепостью у истоков Невы - Шлиссельбургом (ныне Петрокрепость) в мае 1703г. стало заложение города-Санкт-Петербурга. В дальнейшем русские войска овладели Нарвой и Дерптом, началось строительство флота, вышедшего на просторы Балтики. Так было «прорублено окно в Европу».
«Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море».
А.С.Пушкин
Итак военная реформа Петра привнесла в Россию следующие нововведения:
- стали составляться регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием и вооружением: например впервые было произведено соединение холодного и огнестрельного оружия- к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска, были созданы монтиры и гранаты;
-были созданы Военный и Морской устав;
- развивалась металлургия и в связи с этим и артиллерия, появлялись новые ее образцы;
-строился военный флот
на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени;
-введена рекрутская система комплектования армии, имевшая несомненное преимущество перед дворянским ополчением, которое закончило свое существование, но дворянство для дворянства обязательна была военная или гражданская служба.
Реформы органов власти и управления
В первой половине 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым».
В 1718-1721 гг. были учреждены 12 коллегий взамен устаревшей системы приказов, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Военная коллегия ведала сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская- флотом; иностранных дел- внешними сношениями; Камер- коллегия – сбором доходов; Штатс-коллегия- расходами государства; Вотчинная- дворянским землевладением; Мануфактур- коллегия- промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная Берг- коллегия и т.д. Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом надзирал обер-прокурор, так церковь стала частью государственной машины.
Еще в 1708 году Петр провел административно- территориальную реформу, разделив Российское государство на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, в руках которого была исполнительная и служебная власть. Но исполнение законов осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых нередко противоречили друг другу. Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции, во главе которых был воевода. Всех провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
Реформа сословного устройства русского общества
Как и во времена предшественников, социальная политика в эпоху Петра Первого была направлена, главным образом, на усиление роли, места и значения дворянства в стране. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии». Указ слил два феодальных сословия в единый класс – дворянство. Указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну, остальные дворяне должны были нести обязательную государственную службу. В 1722г. Появился знаменитый «Табель о рангах», разделивший гражданскую, военную и придворную службы. Гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов или ступеней, которые нельзя было перескакивать. В 1718-1724 гг. в России была проведена подушная перепись населения. Для этого была введена новая форма учета – ревизия. Ревизии стали основным видом учета в России до 60-х гг. 19 века.
В ревизские списки вносилось только мужское население – от грудных младенцев до дряхлых стариков. Оно было обязано платить ежегодный денежный налог – подушную подать, от которой были освобождены только дворяне и духовенство. Усиления налогового гнета вызвало массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр был вынужден издать указ, запретивший уход крестьян и прием их на работу другим хозяином без письменного разрешения помещика. Тем самым было положено начало созданию в России паспортной системы. Все ремесленники должны были жить в городах и записываться в цехи. Городское население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные жители записывали купцов, промышленников и ремесленников; нерегулярными («подлыми») гражданами стали те, кто не имел собственности.
Итак, Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого надо было распространить среди них знания, повысить их культуру, т.к. дворянство в большинстве своем не было готово к пониманию и осуществлению целей Петра. В первую очередь Петр решил распространить среди дворян образование. Он установил новую обязанность дворян – учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок. По которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только «худородные», но и даже люди «подлого» происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности. При выборе ближайшего окружения Петр руководствовался исключительно практическим соображением – деловыми качествами и благонадежностью. Никогда бывший пироженщик А. Меншиков не вознесся бы на вершину власти, если бы не встреча с Петром. А, например, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга был юнгой на португальском корабле.
Генерал-прокурор Сената пас свиней, а вице-губернатор Архангельской губернии был из крепостных Шереметьева, который подал в 1699 г. Петру проект о введении изобретенной им гербовой бумаги, получил вольную и был принят на военную службу. Таким образом, ясно видно, что Петр больше не руководствовался прежними установками о знатности происхождения и родовитости при подборе важных людей для руководства государством.
Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.
Реформы в области культуры и быта
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезных изменений в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Нововведения в области в области культуры, как и остальные реформы, подвергались явному и скрытому неприятию, многие элементы культурной жизни доводилось насаждать довольно резкими методами. После возвращения из-за границы с Великим посольством Петр произвел войну с бородами.
Принимая бояр, молодой царь взял ножницы и стал резать им бороды, что вызвало шок даже у сторонников Петра. Так, в обычной для себя деспотичной и грубой манере, Петр решительно рвал со стариной в быту. Он не считался с недовольством бояр и духовенства и в специальном указе приказал, чтобы бороды брили все.
Те же, кто не хотел подчиняться царскому указу, должны были платить налог: богатые купцы - по 100 руб. (по тем временам огромные деньги), дворяне и чиновники – по 60 руб., горожане – по 30 руб., крестьяне – по копейке при въезде и выезде из города. В покое оставили только духовенство. После борьбы с бородами указом от 4 января 1700 г. Петр повелел российским дворянам, посадским людям и боярским холопам носить венгерские кафтаны. Это не было новшеством, еще при дворе царя Фёдора в моду вошли польские и венгерские кунтуши.
Не менее важным стало и введение Петром нового летоисчисления. 19 декабря 1699 г. Царский указ известил, что отныне в России, как и в других европейских державах, летоисчисление будет вестись не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. На следующий день указ повелел начинать год не с 1 сентября, а с 1 января. С того же времени Петр разрешил подданным свободный выезд за границу для получения образования. Указом от 10 марта 1699 г. Царь учредил первый русский орден – Святого апостола Андрея Первозванного.
Подавляющая безграмотность была в прежние времена одной из отличительных черт русского человека. В посадах грамоте обучали священники, дьяконы, дьячки и подьячие. Сам царь Петр с трех лет обучался грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования так и не получил. Даже в зрелом возрасте царь писал с грамматическими ошибками, мать его царевна Софья была едва ли не единственным примером образованной женщины из высшего сословия, потому что обучали грамоте только мужчин и только Петр 1 учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин. Что означало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественного французского языка. К моменту наступления Петровских реформ грамотность пытались повысить, был даже выпущен букварь по доступной для простого люда цене – одна копейка. Издавалось много книг светского содержания: разные сборники по истории, литературе, географии, астрономии, медицине и т.д. Несмотря на это, грамотность в русском обществе внедрялась очень медленно. Связано это было не только с извечным нежеланием и ленью русского человека, но и с отсутствием системы учебных заведений. Обучение шло через домашних учителей.
Но к концу века обучение на дому перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос о создании школ.
Несмотря на вполне подготовленную почву, Петру пришлось силой сеять и взращивать семена знаний. В течение первой четверти 18 века по царскому указу была создана целая сеть школ ( прежде всего цифирных, т.е. математических) для начального образования. В них учились мальчики от 10 до 15 лет из дворян, приказных и подьячих. Особое значение приобретали специальные школы, которые давали молодым людям промышленные профессии. Была открыта горная школа, школа для будущих канцелярских служащих, приуральских заводах основали школа для мастеровых и подьячих, была открыта школа переводчиков. Но более важными в свете Петровских реформ оставались специальные технические учебные заведения. Самой известной стала Московская Навигацкая школа, Морская академия, Инженерная школа, первое в России Медицинское училище.
Петр в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, вместо кирилловскому полууставу. Были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли. А также созданием и развитием библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости». Она была обращена к народу, в ней печатался новый алфавит. Новости культуры.
При Петре Первом проводилась большая работа по созданию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике и т.д. в связи с этим было организовано много экспедиций. Была организована астрономическая обсерватория. Создавались труды по русской истории, для целей которых был издан специальный указ о собирании по монастырям древних летописей, летописцев, хронографов. А созданная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей. Это было началом музейного дела в России. В живописи тоже произошли изменения в направлении: на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти 18 века относят и попытки создания русского театра, в это же время написаны первые драматические произведения.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти 18 века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять дворцы, особняки и дома правительственных учреждений и аристократии. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти 18 века, имели большое прогрессивное значение. Но они ещё больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, которое стало презрительно относится к русскому языку и русской культуре.
2.РЕФОРМЫ: ЗНАЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Противоречия в реформаторской деятельности Петра
В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменились место России и её роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные задачи все более отчетливо показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.
Уже в период правления Петр Великого прослеживается главное противоречие свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы деятельности крепостничества, образования рынка вольнонаёмной рабочей силы, ограничения ликвидации сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращение её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений.
Но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. В.О. Ключевский так писал о реформах Петра: « Петр 1 делал историю, но не понимал её…» , «чтоб защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага…», «после Петра государство стало сильнее, а народ беднее…».
Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.
Интересный факт, что не только реформы носили противоречивый характер, но и сам Петр своим телосложением противоречил канонам того времени. Из летописей того времени мы знаем, что он имел рост около двух метров, а размер ноги был 38 (довольно маленький для такого роста). Также была несоразмерно маленькая голова. Этот факт явно виден у памятника Петру, который находится в Петропавловской крепости в г.Санкт-Петербурге. Он довольно достоверен, т.к. лицо было сделано с прижизненно снятой маски.
Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой половине 18 века
Реформы Петра практически не внесли никаких существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.
Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилась власть помещиков над крестьянами. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.
Указ о единовластии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс – сословие дворян – и укрепил его господствующее положение.
Но здесь имелась и другая сторона, Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярной армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.
В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.
И этим не ограничились – вырос размер барщины и оброка, увеличились государственные повинности (дорожная, ямская, постойная), стоимость которой нередко превышала размеры подушной подати. Все эти налоги и сборы были направлены на пополнение опустевшей в результате войн казны. А также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота. В 1722 г. бал издан «Табель о рангах», который устанавливал обязательность службы дворян, причем они должны были начинать её с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями явились металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространения крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.
Изменился характер торговли. Развитие мануфактур и ремесленного производства, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешне торговли. Особенностью которой стал тот факт, что вывоз, составлявший 4,2 млн.руб., вдвое превышал ввоз.
Достоин упоминания и известный механизм мышления людей петровских времен в подходе к обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных, естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий к механическому. Все эти идеи и образы вместе с идеями реформ пришли из европейского общества в Россию, где видоизменились под воздействием российских условий, стали элементами политического сознания, которые в определенной степени повлияли на сознание великого реформатора. В те года господствующие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних – «полезных» видов производства, промыслов товаров – влекло за собой ограничение или даже запрещение других – «неполезных» с точки зрения государства.
Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к данным концепциям. Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи «насильственного прогресса», которому следовал Петр. Наглядным примеров вмешательства государства в экономическую сферу является активное строительство многочисленных мануфактур, связанное с необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Похожая ситуация возникла и торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее- резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и другие.
Установление государственной монополии вело к повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное к ограничению торговой деятельности русских купцов. Петровская эпоха осталась в истории купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление налогов с купцов, как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний _ это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны. Также было и принудительное переселение купцов в Петербург, и административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать, а где это делать категорически запрещено. Это привело к разрушению и без того зыбкой основы благосостояния многих богатых купцов. Все это делалось, прежде всего, для победы в Северной войне и цену этой победы ощутило на себе и сельское население, которое было доведено до обнищания сверхвысокими налогами и привело к бегству сотен тысяч крестьян. А дальнейшее и к восстанию К.Булавина на Дону.
Примерно с конца 10-х годов 18 века, когда в успешном завершении войны никто уже не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована монополия на экспортную торговлю. Изменилась и промышленная политика правительства, суть которой была в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.
Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли и т.д.
Также был утвержден таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ( с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Но суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Именно для этого были созданы государственные учреждения, которые должны были направлять экономическую жизнь страны в нужном направлении.
Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.
Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятие. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов, только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции, как вечного двигателя предпринимательства.
Итак – было два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские страны.
Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху.
Для Росси с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и сознание. Петр придавал огромное значение писанному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.
Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к служащему – как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия – наиболее совершенная общественная структура, что она достойная модель всего общества, а воинская дисциплина – это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Петр сознательно хотел придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.
С петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии.
Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, т.к. бюрократия – необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической системы стало и своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии.
Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели – упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.
В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющее право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.
3.ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ВО ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Современные аспекты реформ
Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения.
Правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть.
Чтобы осуществлять реформы, нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу. Кроме того, для реформы необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл – 2-3 поколения, именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.
Основой перестройки в конце 20 века стала материализация власти. Бюрократическая номенклатура устала от своего противоестественного состояния, когда власти много, а крупной собственности – нет. Даже блага, которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом. Перестроечное реформаторство имеет сугубо « материальные» истоки и именно вследствие этого шло «сверху». Народ ждал перемен, но являлся для реформаторов «человеческим фактором».
И сегодня злободневно звучат слова В.Ключевского: «Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, т.е. действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности».
Реформы Петра Великого и особый путь России
Понятие России в значительной степени отожествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.
Русский этнос в его современном понимании, как нечто единое, по существу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто выросшее из творящей самое себя идеи, - русский этнос, территория культура.
Развитие государства осуществлялось за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности. В России за счет отсутствия гражданского общества или его слабости реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России производились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.
В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором движение вперед переплетается с подавление свободы, а технический прогресс – с отчуждением общества от государства.
В результате исторического развития сложился своеобразный «русский путь». Реформы сверху, особенно внедрение нового, требуют усиления власти, поэтому развитие производственных сил в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой степени возрождавшегося после того, как эпоха реформ проходила.
Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому – разрушение права частной владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в дела крестьян.
Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед неопределенность будущего, необходимо задуматься, т.к. пронесла наша страна с собой сквозь революционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России назывался самодержавием.
Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.
Список использованных источников
1.А.В. ВЕКА «История России с древнейших времен до наших дней» - Минск: Харвест, 2006. – 303-340с.
2.В.В. КИРИЛЛОВ «Отечественная история в схемах и таблицах» - М.: Изд-во Эксмо. 2004. – 103-117с.
3.А.С. ОРЛОВ, В.А. ГЕОРГИЕВ, Н.В. НАУМОВ, Т.А.СИВОХИНА «Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов: Учеб. Пособие для подготовительных отделений вузов» - М.: Высшая школа, 1988. – 151-164с.
4. Е.В. АНИСИМОВ «Рождение империи», кн. «История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XX в. Сост. С.В. Мироненко – М.: Политиздат, 1991. – 367с.
5. В. КРИВОРОТОВ «Вехи. Взлеты и падения особого пути России» - «Знание сила», № 8,9 1990г.
6. В.И. БУГАНОВ «Петр Великий и его время» - М.: Наука, 1989. – 192с.
7. Н.Н. МОЛЧАНОВ «Дипломатия Петра Великого» - М.: Международные отношения, 1990. – 448с.
8. А.П.БОГДАНОВ «Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей» - М: Современник, 1990. – 445с.
9. В.В.МАВРОДИН «Рождение новой России» - Л.: ЛГУ, 1988. – 531с.
10. В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ Сочинения в 9 тт. Т. 4 Курс русской истории. Ч. 4 – М: Мысль, 1989. – 398с.
11.С. КНЯЗЬКОВ «Очерки из истории Петра Великого и его времени» - М.: Культура. 1990. – 658с.
12. «Почему все реформы в России заканчивались провалом» - «Московская правда», 25.11.93г., № 228.
13. А.С. ПУШКИН Сочинения в 3 тт. Т. 2 Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. – М.: Художественная литература, 1986. – 173, 182с.
1