Предистория и образование Татарской АССР

    Общественный и государственный строй казанского ханства

Титулованная аристократия

Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Верховным собственником земли был хан.

Высшей титулованной аристократией Казанского ханства являлись представители ханской семьи. Жены ханов носили титул «бика» или «ханбика», сыновья – титул «султан», а дочери «ханике». В число высшей титулованной знати входили также эмиры, беки (князья) и мурзы1.

Эмиры и беки являлись самыми крупными феодалами. Титул Эмира в Казанском ханстве носило не более 4 - 5 человек. Его присваивали главам самых знатных татарских родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак.

Утверждённый в этом звании становился внутри своего рода «князем князей». Они являлись владельцами наследственных земель.

Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали от отца ни титула, ни привилегий отца.

После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул «мурза» или «мирза» - слово, составленное из персидских «эмир» (князь) и «зада» (сын), т. е. сын князя. Мурзы являлись наиболее многочисленной, основной группой феодалов. Землёй они владели, как правило, на основе сойюргального права, которое состояло в пожаловании земли ханом тому, кто или иному человеку за несение военной или иной службы в пользу государства. Суйюргал – это земельное пожалование, держатель которого обязан был нести со своим войском службу в пользу хана2.

Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли, прежде всего, местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе Улу Мухаммедом (хан Золотой Орды, впоследствии в 1437г. Изгнанный из неё своим братом Кичи-Мухаммедом, основатель Казанского ханства3), например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся – сюда вливались князья сибирские, ногайские, крымские и т. д.

Местные инородческие князья входили в состав признанной знати. Самые значительные из них были князья Арские, владевшие уделом в Вотской земле, по верховьям р. Казанки; этих князей русские летописи называют по именам Богодана и Эйюба. Число чувашских, черемисских и вотских князей было очень значительно. Предания сохранили имена некоторых черемисских князей (Акпарс, Адай, Полдыш, Ишкэ, Аксаран, Алтыбай и т. д.).

Эмиры, бики и мурзы составляли главный контингент крупных землевладельцев в стране, земельную аристократию, и в качестве таковой являлись одним из важных элементов государственного, общественного и экономического строя Казанского ханства.

Почётное место в государстве принадлежало мусульманскому духовенству. Мусульманство было господствующей религией в Казанском ханстве. На должность главы духовенства всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, т. е. потомков пророка Мухаммеда. После хана глава мусульманского духовенства был вторым лицом в государстве. Как правило, он стоял во главе правительства. К числу лиц духовного звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данищменды. Исламское духовенство пользовалось судебным правом на основе шариата, тщательно регламентирующего все стороны жизни верующих. Сила ислама и её официальных представителей в Казанском государстве была такова, что даже хан при встрече с сеидом должен был спешиться и целовать подол его одежды.

Помимо титулованной знати – миров, биков, духовенства, мурз и инородческих подвластных князей, в Казанском ханстве имелся довольно значительный разряд привилегированных лиц, обладавших земельною собственностью и освобождённых от государственных податей и повинностей всякого рода. Эти лица назывались. Они пользовались рядом привилегий4: 1) тарханы и их имущество охранялись государством; 2) тарханы освобождались от различных видов налогов, податей и повинностей. Сюда были отнесены 9 видов податей и налогов, квартирная повинность по размещению проезжающих чиновников и натуральные повинности по доставке продовольствия и фуража.

Ступенькой ниже стояли огланы. Олганы являлись военным сословием, несшим ответственную и руководящую службу по армии. Прослужив определённый срок в ханской гвардии они возвращались к себе домой. Старшие в семье вступали после смерти отца во владение землёй, поместьем, младшие получали сойюргальное право на землевладение.

На низшей ступени феодальной иерархии стояли казаки. Они составляли основное ядро ханского войска в военное время и делились на внутренних и внешних. В мирное время они занимались сельским хозяйством на своей земле, пользуясь определёнными привилегиями по части государственных сборов и повинностей. В тоже время они должны были нести военно-сторожевую службу по охране внешних границ государства. Казаки занимали промежуточное положение между феодалами - тарханами и основной массой крестьянства.



Податное сословие

Рядовые люди в Казанском ханстве - крестьяне, ремесленники –назывались кешелэр (люди)5.

Среди крестьян преобладали лично свободные земледельцы, которые несли повинности в пользу государства и мусульманской мечети. В связи с ростом частного землевладения феодальной аристократии и сойюргалов в Казанском ханстве сформировался слой частновладельческих крестьян за счет лично-зависимых крестьян, обязанных нести повинности в пользу феодала-землевладельца.

Низшей и самой бесправной категорией эксплуатируемых масс являлись «кул» или «чура6» . Кул (кол) – по-русски это раб, а чура – чужой зависимый человек. Кул или чура становились главным образом военнопленные, по каким-либо обстоятельством избежавшие рук работорговцев и продажи в далёкие восточные страны. Они работали на полях или имениях феодалов, но могли иметь свой дом и вести своё хозяйство. Некоторые из них становились домашними слугами либо работниками ремесленных мастерских. Следует отметить, что ни крепостная зависимость, ни рабство не нашли юридического оформления в Казанском ханстве. Эти явления социальной жизни относились лищь к чужакам, посягнувшим на суверенитет государства.

Податное население платило в пользу государства, хана и отдельным феодалам разные налоги и пошлины, выполняло повинности. Их можно разделить на три группы: 1) подоходные и поземельные сборы (ясак, харадж, гошур и другие); 2) различные сборы и поставки натурой на содержание войска и государственного аппарата; 3) различные подношения духовенству и чиновникам; 4)поголовные и подымные сборы (салыг, твтун саны). Из них основным был всеобщий налог – ясак.

Как уже было отмечено ранее, Казанское ханство являлось средневековым феодальным государство восточного типа. Во главе государства стоял хан из бывшей династии Джучи. Ханы получали трон по наследству.

Власть хана считалась неограниченною, но она несколько умерялась советом (диван), составленным из важнейших особ. Члены этого совета носили название «карачи». Членами совета карачи являлись представители таких золотоордынских родов, как Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, представители феодальной знати и крупных военачальников, а также высшего духовенства. Среди карачи выделялся улу (большой) карачи. Такое название носили князь Булат Ширин – «карача Казанский большой» и его сын Нур Али – «большой карача Казанский». Среди высшего духовенства особое место занимал сеид – глава всех мусульман и мусульманской земли7.

Поскольку в Казанском ханстве ислам являлся государственной религией, то роль сеида в политической и идеологической жизни общества была огромной. И не случайно в источниках сеид назван вторым лицом государства.

Соединение определённых государственных должностей с принадлежностью к знатнейшим родам составляет характерную черту государственного строя Казанского ханства и даёт повод татарским историкам говорить о феодализме в Казанском ханстве. Несменяемость, пожизненность и наследственность высших административных чинов является важнейшей особенностью государственного строя Казанского ханства.

Таким образом, этот строй характеризуется резко выраженным аристократизмом, отлившийся в чрезвычайно неподвижные, консервативные формы. Замкнутость высшего круга администрации делала государственный аппарат крайне негибким и хрупким. Состав высшего управления, определявшийся, не личными качествами, а происхождением, во многих случаях оказывался недостаточно стойким и энергичным для сопротивления внешним врагам, для проведения крупных реформ. Внутри административного аппарата очевидно тоже возникали трения, вследствие несменяемости высших чинов, и эти трения тормозили нормальный ход государственного управления. Совет карачи имели значение законосовещательного органа, но фактически размеры его влияния варьировались в широком масштабе и находились в тесной зависимости от личного состава совета, политических обстоятельств, личного характера хана и т. д. Значение карачи особенно возрастало в тех случаях, когда хан был малолетним – в такие моменты вся полнота власти сосредоточивалась в руках совета.

Кроме постоянного законосовещательного органа, совета карачи, в Казанском ханстве существовал законодательный орган (учредительный), с более широким составом, созывавшийся в некоторых важнейших случаях государственной жизни, для решения определённых вопросов. Это народное собрание, называемое у татар «курултай8». До настоящего времени дошло описание одного из таких собраний, состоявшегося 14 августа 1551года для обсуждения вопроса об избрании на престол хана Щах-Али и об уступке России горной стороны р. Волги. Ввиду исключительных условий момента, осложнявшихся положением внешней политики, собрание происходило не в городе, а под открытым небом, при устье Казанки, на берегу Волги – на границе спорной территории. Обычное же собрание происходило, по всей вероятности, на кремлёвском бугре, и главной мечети или во дворце, а летом, возможно, на открытом воздухе. Состав курултая был следующим: 1) духовенство во главе с Кул-Шерифом, 2) огланы во главе с Худай-Кулом, 3)князья и мурзы во главе с «улу карачи» Нур Али Ширин. Нормальный состав собрания возглавлялся ханом, но в данном случае, вследствие междуцарствия, этого не было.

Таким образом, крултай был собранием трёх сословий – духовенства, войска и земледельцев. Прочие слои населения в курултае представлены не были и название его народным собранием или собранием всей земли не отвечает действительности. Насколько несовершенным было волеизъявление народа при помощи курултая видно из событий 1551 года: курултай 14 августа формально признал, под давлением угроз со стороны русских, уступки России нагорной стороны, но самое население не могло с этим примириться и фактически отказалось признавать действительность этого акта. Выражением воли народа курултай не являлся, в нем находили выражения стремления и пожелания лишь привилегированных слоёв казанского населения.

В настоящее время не известно, как част происходили созывы курултая, но в русских источниках имеются некоторые намёки, позволяющее составить определённое представление о целях его созыва. Тот термин, которым русские переводчики обозначали курултай – «вся земля Казанская», встречается несколько раз. Это – случаи междуцарствия, когда в Казанском ханстве организовывалось временное правительство, которое управляло страной иногда в течение нескольких месяцев. В официальных сношениях временного правительства с иностранными государствами всегда говорилось, что правительство действует от имени «всех людей Казанской земли», а, как было уже сказано, этим термином в русских источниках обозначался курултай, считавшийся единственным выразителем воли народа. В документах также перечислялись те группы населения, от имени которых действовало временное правительство, и в конце этого перечня стояла формула «все люди Казанской земли», как бы подводящая итог этим группам. Перечислялись карачи, огланы, князья, мурзы и бакши. То есть те самые группы, которые участвовали и в курултае, и, таким образом, временное правительство действовало от имени курултая и считалось получившим свои полномочия от него.

По-видимому, в периоды междуцарствования полнота верховной власти считалась принадлежащей курултаю. Истории известно, что курулатй собирался для избрания нового хана. До вступления нового хана на престол в Казанском ханстве курултай передавал обязанности высшего правления временному правительству, которое заканчивало свои полномочия с прибытием нового хана в Казань.

Таким образом, «вся земля Казанская» выступала в качестве действующего лица в наиболее важные моменты истории: 1) При низложении хана; 2) при избрании на престол нового хана; 3) при заключении договоров с иностранными государствами.

Ханская администрация состояла из довольно большого числа членов аппарата управления и служителей. Существовали различные чины при дворе ханов, среди которых главенствовали хранители: финансов, печати, ключей, ханского двора, арсенала. Имелись высокие должности организатора ханской охоты, аталыка – воспитателя ханских детей. Особенно тщательно подбирали кандидатуру на должность министра иностранных дел. Его назвали «ближним человеком», так как он был самым доверенным лицом в окружении хана. Ему подчинялась ханская канцелярия, которая располагала хорошо подготовленными кадрами толмачей-переводчиков, бакши-дипломатов и гонцов. Ханские гонцы, которым поручали доставлять ханские ярлыки в любые концы света, снабжались пайзами (металлическая пластина с тамгой хана). Владелец пайцзы обладал неприкосновенностью и мел право требовать на почтовых станциях лучших лошадей.

Разделом и распределением доходов, в том числе и военной добычи, занимался казнодарг, т. е. управляющий казной. Это был тогдашний министр финансов.

Были специальные чиновники, следившие за состоянием садов и огородов, собиравшие подати с населения, пошлины на заставах и переправах, и многие другие.

Государственно управление осуществлялось по отраслям специальными должностными лицами. Среди последних известны, например, хакимы и кадии, занимавшиеся судопроизводством; таможенные и пограничные чиновники; посланники («илче»); полицейские чины.

Резко выраженный аристократический характер государственного строя лишал Казанское ханство малейших признаков демократизма. Это была военная монархия, возглавлявшаяся неограниченным повелителем; высший законосовещательный орган носил узко замкнутый аристократический характер, и участие в нём было наследственным; законодательный орган, которые решал важнейшие политические вопросы и должен был представлять волю всего населения, в действительности являлся узкоклассовой аристократической формой организации, направленной на эксплуатацию низших сословий и инородческого населения; народная масса была совершенно лишена активного участия в государственной жизни.

2. Образование Татарской Автономной Советской Социалистической республики

Весной 1918 г. был выдвинут проект национальной государственности татар и башкир в форме ТБССР9. 23 марта в газете «Правда» публикуется «Положение о Татаро-Башкирской Советской республике». В тот же день со статьёй «О Татаро-Башкирской республике» выступил нарком по делам национальности И. В. Сталин.

В апреле и мае в Москве прошли совещания по вопросу о ТБССР. На последнем из них некоторые участники, в том числе член Казанского губернского Совета К. Я. Грасис, обвинили наркома по делам национальностей в потакании буржуазным националистам и покинули зал заседаний. Несмотря на это, на майском совещании было принято решение о проведении в Уфе учредительного съезда ТБССР. Однако съезд, назначенный на 13 сентября 1918 г. не состоялся.

Между тем, проблема национального самоопределения татарского народа в той или иной форме требовала своего решения. В октябре 1918г. была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, в марте следующего года Башкирская республика.

Вопрос же о государственности татар затягивался. Это начало вызывать беспокойство широких кругов татарского населения. К тому времени выявились два подхода к проблеме. Одни предлагали продолжит работу по созданию ТБССР, другие – образовать отдельную Татарскую республику.

В конце ноября – начале декабря 1919г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд коммунистических организаций народов Востока. Он принял решение о проведении в жизнь Положения Наркомнаца о Татаро-Башкирской республике и избрал ревком ТБССР. Однако все делегаты Башкирии высказались против создания объединённой республики. Вопрос был перенесён в ЦК партии большевиков.

Политбюро ЦК 13 декабря 1919г. по предложению В. И. Ленина отменило Положение о ТБССР. В постановлении говорилось: «Ввиду того, что значительная часть Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока, и, в частности, все представители коммунистов Башкирии против создания Татаро-Башкирской республики, таковой не создавать. Вопрос о Татарской республике обсуждать особо, если об этом поступит заявление со стороны коммунистов татар».

Такое заявление не заставило себя ждать. 26 января 1920г. Политбюро ЦК одобрило организацию Татарской социалистической советской республики. В это же время была создана комиссия для изучения и определения границ будущей республики. Среди представленных ей в марте материалов был и проект Положения о Татарской автономной республике.

8 февраля вопрос вторично обсуждался на общем собрании коммунистов-татар Казани, где присутствовало 250 чел. С докладом о ходе подготовки образования ТАССР выступил Ш. Усманов. Участники собрания приняли резолюцию, в которой приветствовали и одобряли решение Политбюро ЦК РКП (б) об образовании ТАССР.

Необходимо сказать, что в те дни оживлённо обсуждалась автономия Марийского и Чувашского народов.

Когда Межведомственная комиссия, созданная для подготовки материалов по образованию Татарской АССР близила завершение своих работ, её председатель сообщил, что границы создаваемой республики очерчены.

Вопросам создания ТАССР большое внимание уделяли уездные и губернская конференции коммунистов-татар, проходившие в марте1920г. 22-24 марта состоялась II Казанская губернская конференция коммунистов-татар.

В работе конференции обсуждались вопросы о национально-государственном строительстве, и отмечалась необходимость быстрейшей организации Татарской республики. Также нашли отражение вопросы о культурно-просветительской работе среди трудящихся татар.

Поскольку успешное проведение всех мероприятий по созданию Татарской АССР во многом зависело от степени подготовки национальных кадров, конференция избрала новый состав губернского мусульманского бюро. В него вошли: Исхак Казаков, Нурулла Яруллин, Шамиль Усманов, Зюгра Баимбетова и др.

Губком партии и его мусульманское бюро хорошо понимали, что без людей способных вести политико-просветительную и организационную работу среди татар на их родном языке, невозможно решать задачи создания ТАССР.

Направляя все свои усилия на разрешение двух основных задач политического просвещения масс и подготовки национальных кадров, коммунисты Казанской губернии осуществляли первые, очень важные и трудные практические мероприятия по подготовке провозглашения Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.

В начале мая 1920г. работа по подготовке проекта декрета о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в основном завершилась. 4 мая вопрос о Татарской республике обсуждался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) под председательством В. И. Ленина.

Политбюро решило создать комиссию для подробной разработке вопроса о границах Татарской республики. Комиссия должна была закончить работу в недельный срок. В вопросе о правах Татарской республики

Политбюро обязало комиссию руководствоваться положениями, выработанными для Башкирской Советской республики. Персональный состав комиссии для разработки материалов по вопросу об образовании Татарской республики был утверждён в тот же день на заседании СНК РСФСР. Председателем был назначен И. В. Сталин. В комиссию входили Л. Б. Каменев, Е. А. Преображенский, М. Ф. Владимирский, С. С. Саид-Галиев, М. Х. Султан-Галиев и некоторые другие деятели. В качестве эксперта в этой работе участвовал Г. Ш. Шараф.

Разработанный правительственной комиссией проект декрета об образовании татарской республики обсуждался на заседании СНК 25 мая 1920г. Комиссии поручалось дополнительное рассмотрение вопроса о возможных частичных изменениях и об особых дополнительных постановлениях Президиума ВЦИК с тем, чтобы «комиссия начала работу завтра же и внесла свои решения в четверг, 27 мая, либо СНК в 6 часов, либо в Президиум ВЦИК в 7 часов».

После большой кропотливой работы, проведённой под руководством ЦК РКП (б), 27 мая ВЦИК и СНК приняли декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Декрет был подписан председателем СНК В. И. Лениным.

Декрет закрепил основы государственно-правового статуса республики. Первый параграф декрета гласил: «Образовать Автономную Татарскую Советскую Социалистическую Республику как часть РСФСР…»

Татарская АССР, так же как и другие советские республики, была создана в результате проведения в жизнь национальной политики Коммунистической партии – политики равноправия и дружбы народов в братской семье РСФСР.

Декрет определял структуру органов государственной власти ТАССР, включая сюда местные Советы. На территории республики были созданы сельские, волостные, городские и кантонные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Были созданы Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров ТАССР.

Автономные народные комиссариаты учреждались с учётом национально-бытовых условий республики, были автономны в своих действиях и ответственны непосредственно перед ВЦИК.

Иностранные дела и внешняя торговля оставались целиком в ведении центральных органов РСФСР. Военными делами ведал Татарский военный комиссариат.

Декрет официально провозгласил, что Российская Федерация должна оказывать прямое содействие республике в достижении фактического равенства с другими автономными республиками, снабжая её из общих средств всеми необходимыми финансовыми и техническими средствами.

Декрет об образовании ТАССР положил конец существованию организованной при царизме Казанской губернии, которая была в административно-национальном отношении создана помещиками крепостниками по принципу разобщения народов.

Из 12 уездов бывшей Казанской губернии в пределы ТАССР вошли Казанский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский, Чистопольский, Тетюшский и Спасский уезды. Из 17 волостей Спасского уезда в ТАССР не вошли Жидяевская и Юрткульская. За пределами ТАССР остались уезды бывшей Казанской губернии: Козмодемьянский, Краснококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и Елабужский.

Уезды, отошедшие от Казанской губернии во время образования ТАССР, вошли в состав Чувашской и Марийской автономных областей в соответствии с национальным составом их населения.

Декрет об образовании Татарской АССР явился результатом величайших завоеваний Октябрьской революции и ленинской национальной политики.

В отчёте ЦК РКП (б) с 15 мая по 15 июля 1920г. сказано: «Как особую страницу в работе партии следует отметить идейную подготовку и практическую помощь Советской власти в создании на территории РСФСР новых национально-государственных образований, именно Татарской Советской республики, Карельской трудовой комунны и Чувашской области».

Декретом ВЦИК и СНК об образовании Татарской АССР в состав республики были включены ранее входившие в другие губернии уезды и волости с татарским населением. Согласно примечанию к декрету об образовании ТАССР, вопрос о включении в состав Татарской республики Белебеевского и Бирского уездов Уфимской губернии оставался открытым до волеизъявления трудящегося населения этих уездов. Таким образом, этим историческим декретом ВЦИК татары, проживавшие в районе Среднего Поволжья, были объединены в составе одной советской автономной республики.

Несколько позже, согласно постановлению ревкома ТАССР, вся территория республики была разделена на 10 кантонов: Арский, Бугульминский, Буинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский и Чистопольский. Некоторые кантоны были организованы на базе уездов и волостей, вошедших в состав ТАССР из соседних губерний. Дальнейшая работа по определению территориальных границ республики велась по принципам добровольности при включении того/иного уезда или волости в состав ТАССР.

На территории Татарии проживало 2892 тыс. чел.; из них сельского населения было 2639 тыс. Остальное население проживало в 10 городах ТАССР, в частности в Казани в то время оно составляло 194 тыс.

Соотношение между сельским и городским населением ярко показывает основное направление производственной деятельности населения. Народное хозяйство Татарской АССР, так же как и других национальных районов, имело ярко выраженный аграрный характер.

Второе место, после земледелия, в сельском хозяйстве ТАССР занимало – животноводство. Учитывались так же экономические факторы, без которых республика не могла рассчитывать на нормальное развитие.

Казань, как культурный центр народов Востока, была включена в состав республики. Это имело крупное политическое значение, показывая всем мусульманским народам, что истинной властью, стремящейся к освобождению народов, является власть рабочих и крестьян.

Что же представляла собой Татарская республика как политическая советская социалистическая автономия?

Прежде всего, вся власть в республике была сосредоточена в руках рабочих и крестьян. Органы государственной власти создавались согласно Конституции РСФСР и состояли из местных Советов, Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров республики.

Декретом ВЦИК была предусмотрена организация следующих народных комиссариатов ТАССР: Внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, соц. обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов и.т.д.

Комиссариаты разделялись на подчиняемые, в целях сохранения единства и хозяйственной политики РСФСР (по всей территории оставались в непосредственном подчинении) и не подчиняемые, т.е. автономные в своих действиях. До организации Совнаркома ТАССР вся полнота власти в пределах республики принадлежала Временному революционному комитету ТАССР, который был образован Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

В декрете ВЦИК и СНК об образовании ТАССР указывалось, что всеми необходимыми финансовыми и техническими средствами Татарская республика будет снабжаться из общих средств РСФСР. Иностранные дела и внешняя торговля целиком оставались в ведении центральных органов РСФСР. В вопросах внешней политики, военного дела и борьбы с контрреволюцией тесное объединение всех сил и строгая централизация были совершенно необходимыми требованиями, диктуемыми внешней и внутренней обстановкой.

После опубликования декрета об организации ТАССР началась работа по созданию органов власти республики. Как указывалось, до созыва I съезда Советов татарской республики вся полнота власти должна была принадлежать Временному революционному комитету (ВРК). Состав ВРК ТАССР обсуждался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) 8 июня и был официально утверждён ВЦИК 10 июня 1920г.

Председателем ВРК ТАССР был утверждён С. Саид-Галиев, членами комитета: И. Ходоровский, К. Хакимов, А. Бочков, К. Мухтаров и др.

Работа по созданию государственного аппарата Татарской республики велась так, что ни на один день не прекращались текущие дела по управлению краем и по мобилизации усилий трудящихся.

Вхождение Татарии в состав РСФСР имело значение. Автономия создала широкие возможности для развития народа и способствовала дальнейшему укреплению дружбы русских и татар. Как и другие народы страны, создав свою республику татарский народ, встал на путь коренных преобразований.

1 июня 1920г. состоялось совещание коммунистов-татар Казани. В принятом решении было отмечено, что нужно «поддерживать отношения с русским населением, жить и работать в согласии». Совещание указало на необходимость неуклонного проведения в молодой республике национальной политики Коммунистической партии. Совещание оценило декрет ВЦИК от 27 мая 1920г. как «реальное доказательство того что, несмотря на провокации буржуазии, Советская власть остаётся верной Октябрьским лозунгам».10

Казанский губернский комитет РКП (б), а также уездные и волостные партийные организации руководили всей работой на местах. Вопросы, связанные с организацией ТАССР, неоднократно обсуждались на заседании губкома. 15 июня губком принял решение о посылке в уезды, вошедшие в ТАССР, своих представителей для ознакомления с ходом партийной работы.

На этом же заседании было решено днём официального празднования образования Татарской республики объявить 25 июня.

18 июня Политбюро ЦК партии постановило: «Поручить ВЦИК сегодня же известить казанские местные учреждения о том, что сроком вступления в действие учреждений Татарской Советской Республики назначается 25 июня, о чём должно быть торжественно объявлено местному населению».

20 июня Казанский губисполком обсудил и утвердил конкретный план проведения торжеств в связи с провозглашением ТАССР. План предусматривал закладку памятника татарскому революционеру Мулануру Вахитову, закладку здания татарского театра, организацию парада и выдачу усиленного пайка.

25 июня состоялось торжественное заседание Казанского совета совместно с представителями партийных, профсоюзных, комсомольских органов и политотдела. Здесь Казанский губернский исполнительный комитет передал ревкому ТАССР полномочия власти.

День провозглашения ТАССР был торжественно отпразднован. Столица молодой республики Казань, имела торжественно-праздничный вид. Днём на Театральной площади состоялся парад войск. Затем трудящиеся провели праздничный субботник. Также был отпразднован день республики и в уездных городах и деревнях Татарии. В Бугульме состоялся парад войск местного гарнизона, коммунистического отряда и всех учащихся.

В праздновании участвовало всё гражданское население города и прибывшие из волостей. В Чистополе, Мензелинске и Тетюшах состоялись митинги, демонстрации, субботники.

В это время в адрес ВРК поступали многочисленные телеграммы и письма трудящихся с приветствиями молодой республике и выражением глубокой благодарности Коммунистической партии и правительству РСФСР.

С тех пор этот день вошёл в историю как национальный праздник татарского народа.



Список использованной литературы

    Алишев С. Х. Казанское ханство. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 48 с.;

    И.М.Климов, Образование и развитие Татарской АССР, Казань, 1960г.- 368 с.;

    М. К. Мухарямов Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. Изд-во «Наука». Москва. – 1969г. - 380 с.;

    История Татарстана :Учебник под ред. В. И. Пискарёва. Казань: ТаРИХ, 2001. - 544 с.;

    Рашитов Ф. А. История татарского народа: с древнейших времён до наших дней: Учебное пособие. – Саратов: Регион Приволж. Изд-во «Детская книга», 2001. - 288 с.;

    Фахрутдинов Р. Г. История Татарстана и татарского народа: Учебник. ЧI Казань: Магариф, 1995г., с. - 161. В. И. Пискарёв. История Татрстана: Учебное пособие. Казань: ТаРИХ, 2001. - 255 с.;

    Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. -М.: Инсан, 1991.- 319 с.

1 Фахрутдинов Р. Г. История Татарстана и татарского народа: Учебник. ЧI – Казань: Магариф, 1995г., с. - 161.

2 В. И. Пискарёв. История Татрстана: Учебное пособие. Казань: ТаРИХ, 2001, С. – 89.

3 Фахрутдинов Р. Г. История Татарстана и татарского народа: Учебник. ЧI – Казань: Магариф, 1995г., с. - 175.

4 "На стыке континентов и цивилизаций". М., "Инсан", 1996, с. – 683

5 Рашитов Ф. А. История татарского народов: с древнейших времён до наших дней: Учебное пособие. – Саратов: Регион Приволж. Изд-во «Детская книга», 2001, с. – 102.

6 Алишев С. Х. Казанское ханство. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2002, с.- 17-19.

7 Рашитов Ф. А. История татарского народов: с древнейших времён до наших дней: Учебное пособие. – Саратов: Регион Приволж. Изд-во «Детская книга», 2001, с. – 100..

8 "На стыке континентов и цивилизаций". М., "Инсан", 1996, с. – 676.

9 История Татарстана :Учебник под ред. В. И. Пискарёва. Казань: ТаРИХ, 2001, с. – 341.

10 И.М.Климов, Образование и развитие Татарской АССР, Казань, 1960г., стр. 34