Политические и правовые идеи декабристов (работа 1)

ПЛАН

Введение 2

2. Основная часть 3

2.1. "Русская Правда" Пестеля 3

2.2. "Конституция" Муравьёва 9

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

В декабре 1825 года в Санкт-Петербурге произошло вооружённое выступление, а затем на Украине восстание Черниговского полка. Выступления были подготовлены тайными обществами.

Именно в среде тайных обществ вырабатывались наиболее радикальные проекты государственных преобразований.

В Санкт-Петербурге было создано Северное общество под руководством Никиты Михайловича Муравьёва (1795 – 1843), а на Украине – Южное общество под руководством Павла Ивановича Пестеля (1793 – 1826).

И в начале 20-х гг. 19 века появляются проекты Н.М. Муравьёва – "Конституция" и П.И. Пестеля – "Русская Правда".

Вообще декабристы оставили множество произведений, среди которых можно найти и работы политико-правового характера. И содержание этих работ по-прежнему остается актуальным для России. Так, в частности, решение вопроса об административно-территориальном делении всегда будет оставаться важным для России из-за огромной размеров её территории и большого количества народов, населяющих её.

Цель данного реферата: анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления и судоустройства, административно-территориального деления, решения национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности в Российской империи (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее).

2. Основная часть

2.1. "Русская Правда" Пестеля

"Русская Правда", написанная Пестелем, явилась манифестом, программным документом Южного общества.

Полное название конституционного проекта Пестеля – "Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует из названия, этот документ должен был служить "наказом" Временному революционному правительству.

По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью, правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"1.

В "Русской Правде" проектировалась республиканская форма правления. Монархическое устройство государства, по мнению автора, по сущности непрочно и несовместимо с народной волей.

Республиканский проект Пестеля носил якобинский характер: сильная централизованная административная власть, военно-деспотического типа должна была подготовить переход к республиканской форме. В новой республике законодательная власть принадлежит Вечу, избранному по двухступенчатой системе выборов.

Оно избирается на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). "Заветные" (конституционные) законы "обнародуются и на суждение всей России предлагаются"1.

"Народное вече есть одно целое и на камеры (палаты) не разделяется. Вся законодательная власть в нём обретается". Оно "представляет волю в государстве, душу народа. Никто не может распустить Народное вече".

Народное вече избирает на год своего председателя из числа депутатов, "последний год заседающих". Полномочиями народного вече являются такие, как:

    объявление войны;

    заключение мира;

    обсуждение и принятие всех законы, кроме конституционных ("заветных"). И только после их обсуждения и одобрения народом получают силу закона.

Между сессиями Народного вече его функции исполняет Временная комиссия.

Исполнительная власть сосредоточивается в руках Державной Думы, которая состоит из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодно избирается Народным Вече из кандидатов, предложенных губерниями). "Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний или пятый год".

Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы).

Полномочиями Державной Думы должны быть следующие:

    ведение переговоров с иностранными государствами;

    руководство военными действиями во время войны, но Дума не имеет права ни объявлять войну, ни заключать мирные договоры и прочие трактаты.

Дума имеет свою канцелярию. "Все министерства и вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной думы".

Для того чтобы указанные выше власти не выходили из своих пределов, учреждается блюстительная власть, которая поручается Верховному Собору. Верховный Собор – это 120 бояр, которые пожизненно назначаются Народным Вече из кандидатов, предложенных губерниями. Верховный Собор проверяет законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.

На рассмотрение Верховного собора представляются все законы, принятые Народным вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкции этого контрольного органа. Однако лишь Верховный собор рассматривает предоставленные ему законы лишь с точки зрения их соответствия конституции, не вникая в содержание: "Собор не рассуждают о сущности предметов, а смотрит на одни лишь формы".

Верховный Совет:

    посылает своих полномочных представителей в министерства и области;

    назначает главнокомандующего действующей армии.

Пестель придавал большое значение Верховному собору как гаранту соблюдения законности. Предусматривалось, что в этот орган избирались наиболее заслуженные и авторитетные граждане страны.

По Пестелю, распорядительную власть на местах должны осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную – окружные уездные и волостные правления.

Главами окружных и уездных наместных собраний должны быть выборные посадники, а главой волостного собрания – волостной предводитель.

Компетенция волостных собраний должна быть довольно широкой: они должны выслушивать исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – в волостных, уездных и земских правлениях, принимать и рассматривать жалобы на местное начальство, выбирать новых чиновников местного управления и утверждать прежних, и вообще заниматься всеми делами местного значения, "до волости и уезда касающимся".

Местные органы власти избираются сроком на один год. Выборы являются прямыми и производятся на волостных собраниях. Краткие сроки полномочий местных выборных органов власти рассматривались Пестелем как гарантия против узурпации власти.

Избирательные права должны получать все граждане мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, а женщины избирательных прав не имели.

У Пестеля отсутствует избирательный ценз. Чтобы избирать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином Российской республики. Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещённым людям, но ценза грамотности у него в конституции не было: и грамотный и неграмотный имели одинаковое право голосования. "Каждый гражданин имеет право на занятие всех мест и должностей по государственной службе. Одни дарования, способности, познания и услуги служат поводом и причиною к прохождению службы".

Россия представлялась унитарным государством, отдельные её территории (Финляндия) инкорпорируются в единое устройство, отдельные местности лишаются какой-либо автономии.

Будучи убеждённым республиканцем, Пестель требовал не только ликвидации самодержавия, но и любой монархии, даже ограниченной конституцией.

Более того, чтобы гарантировать будущую Российскую республику от реставрации монархии, Пестель выступал не только за цареубийство, но и вообще за "истребление всей императорской фамилии", за физическое уничтожение всех возможных претендентов на российский престол.

Пестель – сторонник единого русского централизованного государства. Он отвергал Федерацию как возрождение "удельной системы". Особенно пагубна та федерация в России, где существует много языков и вер, племён и народов.

"Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский".

Поэтому господствующей религией должно стать православие.

"Невыгоды" федеративного образования государства Пестель усматривает в следующем. Верховная власть в таком государстве "не законы издает, но только советы", так как при самостоятельности отдельных частей в федерации у верховной власти не окажется "принудительных средств" к приведению законов "во исполнение".

В федерации областные интересы неизбежно будут брать верх над общегосударственными. Особый образ правления и особые законы в областях приведут к ослаблению связей между ними, а также к осознанию ненужности верховной власти, а, следовательно, и к распаду государственной организации.

"Каждая область, составляя в федеративном государстве, так сказать, маленькое отдельное государство, слабо к целому привязана будет и даже во время войны будет действовать без усердия к общему составу государства, особенно если лукавый неприятель будет уметь прельстить её обещаниями о каких-нибудь особенных для нее выгодах и преимуществах. Особенно пагубным для неё выгодах и преимуществах".

Согласно проекту Пестеля, Россия подразделяется на десять областей и два удела, каждая область состоит из пяти округов (или губерний), губернии в свою очередь делятся на уезды, уезды на волости. Пестель составил и карту нового административного деления России. Столицей России Пестель определил Нижний Новгород.

Вообще аграрный проект Пестеля основан на том, чтобы, освободив крестьян, улучшить их положение, "а не мнимую свободу им даровать". Для этого земли каждой волости делятся на две части, одна из которых будет общественной собственностью, а другая – частной.

Общественные земли предназначены для доставления необходимого всем гражданам без изъятия, они не могут закладываться или продаваться.

Каждый россиянин имеет право получить в своей волости участок земли, который был бы достаточным для пропитания одного тягла (муж с женой и тремя детьми).

Частные земли должны продаваться свободно и свободно же покупаться1. Они "будут служить к доставлению изобилия".

Пестель выступал против имущественного ценза: "Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству ещё другие политические права и преимущества".

В "Русской Правде" говорится, что "личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства. На ней основано всё сооружение государственного здания и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия".

Провозглашается неприкосновенность личности и жилища граждан: "Никто из граждан не должен быть лишён и под стражу посажен иначе как законным порядком и законным образом. Всякое действие, сему противное, наводит строжайшую ответственность на нарушителей… В дом гражданина никто войти не может без его согласия".

Цель аграрного проекта, по Пестелю: обеспечить каждому россиянину прожиточный минимум, который защищал бы его от нищеты и произвола "аристократии богатств".

Отличительная черта нынешнего столетия, считал Пестель, ознаменовывается явной борьбой между народами и феодальной аристокрацией, во время которой начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной.

В целом "Русская правда" была самым радикальным из конституционных проектов, разработанных декабристами, выдающимся документом декабристской идеологии, вобравший в себя лучшие достижения передовой общественной мысли того времени.

2.2. "Конституция" Муравьёва

"Конституция", которую написал Муравьёв Н.М., – это манифест Северного общества.

Теоретической основой программы Муравьева, так же как и Пестеля, была просветительская философия, а сама программа объективно выражала задачи буржуазно-демократического переустройства страны, но она являлась плодом самостоятельного политического творчества, на основе западноевропейского и американского опыта и применения его к русской действительности.

По "Конституции" будущая власть в России сохранит монархическую форму.

Во "Вступлении" говорится: "Опыт всех народов и времён доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества, что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идёт о них самих. Одно из двух: или они справедливы, тогда к чему же не хотят и сами подчиняться оным, или они несправедливы, тогда зачем хотят подчинять их другим. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русский заслуживает и то и другое"1.

Итак, основными принципами, изложенными во "Вступлении" к "Конституции", являются такие как:

    суверенитет народа;

    верховенство закона (в данном случае конституции);

    необходимость федеративного устройства для такого обширного государства, как Россия.

Эти положения и нашли своё развёрнутое воплощение в "Конституции" Н.М. Муравьёва1.

По проекту Муравьёва будущая Россия должна представлять собой федеративное государство (он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Штатов). Империя делилась на отдельные федеральные единицы, которые Муравьев назвал "державами", обладающие определённой автономией, со своими "столицами", законодательными и исполнительными органами власти, правом самостоятельно решать свои внутренние дела.

Державы и области образуются по территориальному принципу.

Федеративное устройство в такой обширной стране, как Россия, по мнению Н. Муравьева, явится противодействием чрезмерному усилению центральной власти, которая в централизованном государстве неизбежно выльется в деспотическое правление. Федерация гарантирует страну от деспотии, обеспечит сохранение свобод граждан.

Н. Муравьев проводит строгое разделение власти – на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть осуществляет Народное Вече, которое состоит из Верховной Думы (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняя палата).

В Верхнюю Думу избираются по три депутата от каждой державы и по два депутата от области, то есть 45 депутатов согласно первому варианту и 42 – по второму. В Палату народных представителей избираются по одному депутату от 50 тысяч жителей мужского пола (по расчету Н. Муравьева – всего 456 депутатов).

Депутаты в обе палаты избираются на шестилетний срок, при этом каждые два года 1/3 депутатов переизбирается. Народному Вече предоставляется право законодательной инициативы, объявление войны и заключения мира, заключение других договоров с иностранными государствами, принятие решения о предания государственных чиновников (право импичмента).

Заседание палат в Народном Вече и Державном Вече является открытыми, содержание дебатов должно публиковаться в особых бюллетенях, за исключением тех вопросов, которые будут признаны составляющие государственную тайну.

Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью: взять под стражу и предать суду депутата можно лишь с согласия той палаты, членом которой он является, но ни в коем случае не во время заседания палаты или по пути в город, где проходят заседания законодательного органа, или же во время возвращения оттуда. Депутаты пользуются полной свободой выражения своего мнения: "Члены не отвечают за мнения, обнаруженные в палате, никто, нигде не вправе тревожить их и требовать от них объяснений сказанного ими во время их законодательного служения".

В период службы в палатах депутаты получают денежные вознаграждение, им оплачивается и их транспортные расходы.

Верховная исполнительная власть принадлежит императору: "Император есть верховный чиновник российского правительства". При вступлении в правление он приносит присягу посреди Народного Веча, дав клятву верности сохранять и защищать конституционный устав России.

Права императора довольно обширны:

    назначение министров, чиновников, послов;

    право отлагательного вето;

    права верховного военачальника; и другие.

"Императорское звание учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом было семейственным состоянием".

Женщины не имеют праву на престол.

Низшей судебной инстанцией (в волости) является выборный "совестный судья", разбирающий дела по мелким гражданским и имущественным проступкам. Следующей инстанцией является "уездное судилище" по гражданским и уголовным делам. Оно состоит из выборного "уездного судьи" и "съезда совестных судей". Кассационной инстанцией служит "областное судилище" из 5-7 "областных судей" (по числу губерний, входящих в областной судебный орган). Эта инстанция принимает дело на апелляцию в том случае, если при решении дела применили "не надлежащий закон".

Высшим органом судебной власти является "Верховное судилище", которое судит высших государственных и должностных чиновников, решает и международные споры.

Существуют системы судов: областные, уездные заседания, в которых принимают участие присяжные.

По Муравьёву, существует активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право – это право "быть избранным в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти", а пассивное избирательное право – это право выбирать депутатов в представительные органы управления и должностных лиц.

Защита интересов землевладельцев-помещиков наиболее полно отразилась в решении Н. Муравьевым аграрно-крестьянского вопроса. "Земли помещиков остаются за ними".

Помещик в лице крестьянина получал рабочую силу, экономически прикреплённую к району землевладельческого имения. Вознаграждение со стороны крестьянина за уход от владельца – замаскированный выкуп личности.

Муравьев не только обезземеливал крестьянство, но и не устранял и внеэкономического принуждения. Создавая внешнюю видимость свободного договора, он сохранял, хотя и в смягчённой форме, юридическую преграду свободному переходу.

Муравьёв полагал, что военная революция произойдёт в столицах и других частях страны, где имеются вооружённые силы, руководимые офицерами – членами тайных обществ.

Движение войск на столицы прекращается с упразднением прежнего правления.

Конституция Никиты Муравьева в большей степени, нежели "Русская Правда" Пестеля, несла на себе печать непоследовательности и ограниченности.

Тем не менее, это – глубоко прогрессивный документ революционного преобразования тогдашней крепостной России, направленный на решительную ломку феодально-абсолютистских порядков и предусматривавший достаточно широкие для того времени демократические преобразования. Вот почему, несмотря на критику отдельных положений этого проекта (в частности, имущественного ценза, решения аграрного вопроса) членами Северного общества, проект Н.М. Муравьева не встретил принципиального неприятия как со стороны петербургских, так и московских декабристов. Предлагаемые ими поправки и дополнения не затрагивали важнейших основ Конституции Н.М. Муравьева.

Заключение

Мы рассмотрели основные политико-правовые идеи наиболее известных из декабристов – П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва.

Конституционные проекты Пестеля и Муравьёва являются одними из первых документов в истории России, так кардинально предусматривающие изменение тогдашнего строя России.

Несмотря на различие "Конституции" и "Русской Правды" (в вопросах о форме правления, административном устройстве, в решении аграрного вопроса, в отношении избирательной системы), в основном, по многим положениям (идея гражданской свободы и народного представительства, уничтожения личного рабства и введения законного управления, ликвидации сословных перегородок и установления формального равенства всех граждан) эти проекты были сходными.

Выступление декабристов было самым заметным и значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти 19 века.

Политико-правовые программы тайных обществ по-новому поставили ряд коренных проблем развития России. Актуальность этих проблем обусловила разнообразие и противоречивость идеологических оценок событий 1825 года.

Движение декабристов наложило глубокий отпечаток на дальнейшую историю России, ибо это было первое организованное выступление против самодержавно-крепостнических порядков в России и стало началом первого, дворянского периода в революционном движении в России.

Политико-правовые взгляды декабристов, также сыграли большую роль. Так, например, идеи декабристов, отличающиеся радикализмом для своего времени, оказывали влияние на ход государственных реформ в XIX веке (как рассказывают современники, материалы допросов 18 декабристов были настольной книгой императора Николая 1) и идеологию будущих поколений общественных деятелей России.

Список используемой литературы

    Большая Российская юридическая энциклопедия. М., 2000, с.810.

    Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951, с.497.

    Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2002, с.768.

    История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2002, с.688.

    История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996, с.816.

    Мальцев В.А. Основы политологии. Учебник для вузов. М., 1997, с.480.

    Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В.П. Пугачёва. М., 1992, с.660.

    Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. М., 1982, с.123. с. 206.