Петровские реформы и начало модернизации российского общества
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ"
Тема: " ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ И НАЧАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА"
ПЛАН:
1. Введение.
2. Становление Петра 1 на престол, цели и причины реформ.
3. Военная реформ
4. Реформы в экономике
5. Реформа финансов
6. Реформы церкви и ликвидация патриаршества
7. Реформы в области образования и культуры
8. Укрепление абсолютной монархии
9. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи Нарышкиной, первого императора Российского Петра I Великого.
Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. По моему мнению, реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений. Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕТРА 1 НА ПРЕСТОЛ, ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ РЕФОРМ.
После смерти в 1682 году Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича или 16-летнего слабого здоровьем Ивана. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных.
Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в селе Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир таким как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения.
В конце 17 столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Важнейшими из них были:
-тенденция к абсолютной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержавец»;
-оформления общегосударственного законодательства. Дальнейшее улучшение Свода законов;
-активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства;
- реорганизация и совершенствование вооруженных сил;
- реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;
-переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;
- развитие внутренней и внешней торговли;
На формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архангельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства. Преобразования Петра были подчинены не интересам отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.
В истории петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г.
На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики немного ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий. Анализируя преобразования Петра I (цели, характер, темпы, методы осуществления), многие обращают внимание на то, что в основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.
Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии с новейшими специальными и философскими теориями того времени государство приобретало милитаристические черты.
Тепы преобразований зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другом или создания новых структур и учреждений.
В целом процесс формирования был связан с внешним фактором – необходимость выхода России к морям и с внутренним – процессом модернизации страны.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
Реформаторская деятельность начинается с военной реформы. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, основываясь на рекрутской повинности. Существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства. Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Для управления вооруженными силами взамен приказов образованы Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия, также введена должность главнокомандующего (на военное время). Установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения. Преображенский и Семеновский полки служили для подготовки офицерский кадров. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Организация вооруженных сил, вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском и Книге-уставе морском.
В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, стали одним из факторов, определивших успехи русской армии и флота в Северной войне.
РЕФОРМЫ В ЭКОНОМИКЕ.
Они охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло торговлю и финансовую политику.
Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Но и здесь были попытки реформы. Вводились новые культуры – табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, разводились новые породы скота. Совершенствовались предметы труда крестьян.
В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли промышленности. Поощрение полезных и нужных для государства видов производства сочеталось с запрещением и ограничением выпуска ненужных товаров.
Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны, и было особой заботой Петра. Главное внимание уделялось металлургии. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах. Реформы охватывали и мелкое производство, способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов.
В области внутренней и внешне торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров, что значительно пополняло казну.
Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей – главного в это время вида транспорта.
РЕФОРМА ФИНАНСОВ.
Финансовая политика характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы – введению подушной подати, заменившей подворное обложение.
Реорганизация государственного управления. Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов управления.
В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти царя. В 1711 г. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру сановников. В 1718-1721 гг. была преобразована система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов было создано 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью власти.
Наряду с укрепления центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний, во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненной территории. Каждая губерния делилась на провинцию, а они делились на уезды.
Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников.
РЕФОРМА ЦЕРКВИ И ЛИКВИДАЦИЯ ПАТРИАШЕРСТВА.
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, устранявшая автономию церкви и полностью подчинявшая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью создана специальная Духовная коллегия, преобразованного потом в Святейший правительствующий Синод. В его подчинении находились только церковные дела и функции духовного суда. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Это означало подчинение церкви государству.
РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.
Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим. Первыми появились Навигация и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения учебы сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие, издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.
Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Изучали историю, географию и природные богатства России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера – первый отечественный естественноисторический музей.
С 1 января 1700 г. в России выло введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой.
Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бородобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалась западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».
Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью» и рационализмом.
Петровские преобразования в области культуры, быта и нравов вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный политический характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства.
Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.
Созданное им государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов на только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.
Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служение Российскому государству.
УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.
Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.
Петровское законодательство отличалось от предыдущего более высоким уровнем обобщения и более четкой схемой и последовательностью.
Публично-правовые принципы абсолютизма – это основные начала абсолютизма, основы государственного строя. Переход к абсолютизму, как уже отмечалось выше, означал, прежде всего, отмирание сословно-представительных органов. Земские соборы уходят в прошлое. В начале своей реформаторской деятельности Петр I окончательно упраздняет Боярскую Думу. Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата. В связи с этим необходимо рассмотреть правовое положение императора как главы государства.
Один из принципов абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем цари периода сословно-представительной монархии. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял, через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы русской православной церкви – патриарха была упразднена.
Петр I внес изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII в., если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор. Однако Петр считал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, император может назначить своим преемником другое лицо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола». Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.
Итак, абсолютизм базировался, во-первых, на неограниченной власти монарха, а, во-вторых, коренным преобразованием в абсолютистской традиции стал «Устав о наследовании престола».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, с середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя – монархия, но содержание и внешние атрибуты ее меняются. Власть монарха становиться неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренних сферах.
Переход к абсолютизму характеризуется и заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.
В период становления и упрочнения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, производиться работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы – военно-уголовный, процессуальный.
Но говоря о становлении абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные процессы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брикнер А. Г. История Петра Великого. – М., 2005.
2. Валишевский К. Петр Великий. – М., 2004.
3. Гумилев Л. Н. От Руси до России. – М., 2003.
4. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.) : учеб. пос. / под ред. проф. И. Я. Фроянова. – М., 2002
5. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. – М., 2006.