Общественно-политическое движение в Украине в 1846–1849 годах
Реферат
«Общественно-политическое движение в Украине 1846–1849 годах»
1. Общественно-политическое движение
1.1 Великий революционер-демократ Т.Г. Шевченко
Наиболее передовыми общественно-политическими деятелями того времени, защищавшими классовые интересы крестьянства, были революционеры-демократы. Самый выдающийся из них на Украине — Тарас Григорьевич Шевченко (1814—1866 биография и произведения которого вам известны из курса украинской литературы. Как и его современники и единомышленники в России — сначала В. Г. Белинский и А. И. Герцен, а позднее Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, Т. Г. Шевченко настойчиво пропагандировал устным и печатным словом идею крестьянской революции как единственного решительного средства свержения крепостничества и самодержавия.
С глубоким уважением относился Шевченко к революционному подвигу декабристов, которых называл «благовестителями свободы» и «поборниками святой воли». Но решающее влияние на формирование революционных взглядов Тараса Шевченко оказала крепостническая действительность, которую он наблюдал с детских лет до конца своей жизни. Он говорил, что крепостническая действительность с ее проявлениями деспотизма вызвала в нем на всю жизнь отвращение и ненависть к любому насилию человека над человеком. Верный сын народа, он мог с полным правом заявить о себе в «Автобиографии»: «...история моей жизни составляет часть истории моей родины». Из 47 прожитых лет 24 года он был крепостным. «Крепостное горе всегда стояло перед его глазами»,— заявлял в воспоминаниях о великом Кобзаре один из его многочисленных русских друзей Л. М. Жемчужников.
В своих произведениях гениальный поэт разоблачал и гневно осуждал порождения крепостнического строя: бесправие и угнетение крестьян, бесстыдную торговлю крепостными «душами», насилие и грабительство со стороны помещиков. Революционные убеждения Шевченко крепли под влиянием неуклонно нарастающей борьбы народных масс против социального и национального гнета. Вместе с тем он искоренял иллюзии крепостных крестьян о «добром царе», постоянно учил их, что нет лучших или худших царей, поскольку все они угнетатели народа. Поэт убедительно разоблачал колонизаторскую политику Петра I, Екатерины II, еще больше — своего современника Николая I и его сатрапов-губернаторов, которые «Украиной правили».
Развенчивая самодурство крепостников и деспотизм самодержавия, Шевченко в своем знаменитом «Завещании» (1845) призывал угнетенных к вооруженному восстанию против угнетателей:
Схороните и вставайте,
Кандалы порвите
И вражеской злою кровью
Волю окропите.
Тарасу Шевченко в равной мере были ненавистны эксплуататоры любого национального происхождения. Но особую ненависть вызывали в нем украинские феодалы, всячески маскировавшие свое грабительское нутро. Украинских помещиков он презрительно называл «оборотнями» и «недолюдками», которые «злее ляха» распинают простых людей. Поэт гневно клеймил бездушных крепостников — представителей старинных казацко-старшинских и шляхетских родов — Галаганов, Киселей, Кочубеев.
Распространявшиеся в рукописных списках антикрепостнические и антисамодержавные произведения Т. Г. Шевченко крестьяне заучивали наизусть. Да и сам Шевченко много ездил по Украине и пропагандировал среди трудящихся масс революционные идеи. По народным преданиям, шевченковская пропаганда была очень убедительной и доступной для самих широких малограмотных крестьянских масс. Собрав вокруг себя много простых людей, Шевченко вынимал из кармана горсть семян, клал отдельно одно зернышко и говорил: «Это — царь». Затем в сторонку откладывал небольшую кучку семян и объяснял: «Это — помещики». Затем горстью семян засыпал и «царя», и «помещиков», приговаривая: «А вот это мы — народ!» Так просто революционер-демократ показывал неодолимую силу народа в борьбе против угнетателей.
1.2 Кирилло-Мефодиевское общество. Весной 1846 г.
Т.Г. Шевченко вступил в члены тайной политической организации — Кирилло-Мефодиевского общества. Эта антикрепостническая организация была создана в Киеве в начале того же года и названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Кирилло-Мефодиевского общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров, служащий канцелярии генерал-губернатора Н.И. Гулак, учитель с Полтавщины В.М. Белозерский (позже к ним присоединился украинский писатель П.А. Кулиш) при помощи литературно-просветительской пропаганды распространяли идеи освобождения всех славянских народов и создания единой славянской федеративной республики.
А Т.Г. Шевченко, став членом этой организации, добивался, чтобы включить в ее программу задачи уничтожения, крепостного права и свержения самодержавия путем массового народного восстания. Революционно настроенная молодежь горячо поддерживала великого поэта (например, студенты Киевского университета А.А. Навроцкий, И.Я. Посяда, Г.В. Андрузский). Однако большинство основателей общества продолжало отстаивать либеральные идеи проведения реформ «сверху» — будто бы единственного реального способа улучшения существующего строя.
Тайные заседания общества проходили в непрерывных принципиальных спорах его членов, стоявших на разных общественно-политических позициях. Шевченко и его единомышленники стремились превратить общество в боевую революционную организацию. Под их влиянием в программу общества «Книгу бытия украинского народа» было записано: «...и восстанет Славянщина, и не останется ни царя, ни графа, ни герцога, ни помещика, ни боярина, ни крестьянина, ни холопа, ни в Великой России, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии...»
Эти же революционные идеи были закреплены в Уставе кирилло-мефодиевцев. Он утверждал: равенство всех граждан, независимо от социального и национального происхождения и религиозной веры; равноправие народов в будущей славянской республиканской федерации, которую возглавит общий славянский собор — наивысший орган административно-политической власти, состоящий из представителей каждого народа. Украина, по убеждениям кирилло-мефодиевцев, должна была стать инициатором борьбы за объединение славянских народов. Для распространения в массах были подготовлены агитационные прокламации «К братьям украинцам» и «К братьям великороссам и полякам».
Еще более горячие призывы ко всем народам Российской империи объединиться в борьбе против самодержавия слышны в поэтических произведениях Тараса Шевченко «И мертвым, и живым...», «Сон», «Кавказ», которые распространялись кирилло-мефодиевцами в рукописных списках. Великий украинский поэт пламенно пропагандировал идеи единства и дружбы славянских народов в борьбе против социального и национального угнетения. В предисловии к поэме «Гайдамаки» он провозгласил: «Пусть житом-пшеницею, как золотом, покрытая, неразделенной границами останется от моря и до моря — славянская земля». А в поэме «Еретик» великий Кобзарь высказал свою заветную мечту:
Чтобы все славяне стали
Братьями родными.
Эту поэму Шевченко посвятил своему современнику, чехословацкому ученому, активному деятелю национально-освободительного движения славянских народов П. Шафарику и позже даже сумел ему передать собственноручно переписанный текст своего произведения. А рукопись поэмы «Кавказ» передал великому польскому поэту и революционеру А. Мицкевичу. Личным примером украинский революционер-демократ воплощал на практике программные положения Кирилло-Мефодиевского общества.
К сожалению, оно просуществовало немногим более года. Весной 1847 г. царские власти в Киеве арестовали всех 12 постоянных участников заседаний общества и под конвоем отправили в Петербург. Так были сорваны попытки кирилло-мефодиевцев установить связи с тайной политической организацией петрашевцев, которые отводили произведениям Тараса Шевченко первостепенную роль в революционной агитации на Украине. Через год после кирилло-мефодиевцев жандармы арестовали и большинство петрашевцев.
Разгром царскими властями Кирилло-Мефодиевского общества нанес ощутимые потери рядам революционных борцов и напугал либералов. Однако начатые тайными организациями традиции общероссийского и всеславянского освободительного движения продолжали новые борцыч против крепостного права.
2. Освободительное движение на западноукраинских землях
2.1 Положение народных масс и их борьба за социальное и национальное освобождение
Народные массы западноукраинских земель, захваченных Австрийской империей, находились под особенно жестоким феодально-крепостническим гнетом, который обрек бедноту на нужду, голод и вымирание. Свыше четырех пятых своих доходов крестьяне были вынуждены отдавать помещикам, духовенству, государству в форме различных повинностей (дань помещикам натурой либо деньгами, пропинация, церковная десятина, государственные налоги, дополнительная повинность по строительству, ремонту дорог, мостов, плотин и т. п.). На практике ни один помещик не придерживался какой-то определенной нормы барщины. Одновременно применяя различные формы усиления эксплуатации крепостных крестьян, помещики иногда увеличивали барщину до семи дней в неделю. Естественно, у крестьян не хватало времени для обработки своих собственных небольших земельных участков.
Важным источником обогащения помещиков и феодального государства оставалось производство спирта, большая часть которого перерабатывалась на водку, а ее были обязаны покупать у барина феодально зависимые от него крестьяне. Не удивительно, что на каждого жителя Восточной Галиции в возрасте свыше 14 лет вырабатывалось 14 литров водки, а мяса — менее 5 килограммов в год.
Крестьяне-украинцы, составлявшие большинство населения западноукраинских земель, захваченных Австрийской империей, упорно боролись против феодальной эксплуатации вместе с польской и венгерской беднотой, жившей на той же территории. К единению народов в освободительной борьбе, а также к укреплению общественно-политических и культурных связей с трудящимися большей части Украины в составе Российского государства призывали передовые общественные деятели западноукраинских земель. Революционным лозунгом во второй половине 40-х годов здесь стал призыв: «Если хотим вооружиться силой, давайте прислушаемся к громогласному Шевченко!» Революционные произведения гениального поэта распространялись в рукописных списках среди демократически настроенной общественности.
Активно пропагандировали освободительные идеи деятели основанного в 30-х годах во Львове демократически-просветительского кружка «Русская троица» М.С. Шашкёвич, Я.Ф. Головацкий, И.Н. Вагилевич. Они напечатали на украинском языке антикрепостнические и антимонархические литературно-художественные альманахи «Русалка Днестровая» и «Венок русинам на обжинки». В помещенных там народных песнях, думах, сказках, стихотворениях, публицистических и научно-исторических произведениях провозглашалась идея единства западно-украинских земель и всей территории Украины в составе России, идея нерушимого братства с русским народом. Альманахи указывали на необходимость изучения исторического прошлого: ведь из него «узришь, как твои отцы, твои деды жили, что делали, что их веселило, радовало, а что печалило... как думали... что их вдохновляло на активные действия, а что у них силу отнимало, каков их язык, какова беседа, какова их душа, каково сердце...»
Подъему национального самосознания служила и популяризация «Русской троицей» единства могучего Древнерусского государства, столица которого Киев и в последующие века оставался центром политической, социально-экономической и культурной жизни всех земель Южной Руси (позднее Украины). Воспевались героические подвиги запорожских казаков при защите родной земли от иноземных захватчиков, освободительная война украинского народа в 1648— 1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. В частности, деятели «Русской троицы» отмечали стремление воссоединить с Россией как восточноукраинские, так и западноукраинские земли. Демократы-просветители призывали западноукраинских общественно-политических и культурных деятелей укреплять связи с коллегами на Украине в составе России.
Литературно-издательская деятельность «Русской троицы» вместе с произведениями Тараса Шевченко способствовала подъему национально-освободительной борьбы населения западноукраинских земель.
2.2 События революции 1848—1849 гг. Лукьян Кобылица
Из курса новой истории вам известно, что в 1848— 1849 гг. буржуазные революции охватили ряд европейских стран, в том числе Австрийскую империю. Там, на западноукраинских землях, главным центром революционных событий стал Львов. В ночь на 2 ноября 1848 г. львовские рабочие, ремесленники и студенты разных национальностей (украинцы, поляки, евреи) совместными усилиями возвели в центре города несколько баррикад. Над одной из них взметнулся красный флаг.
На следующий день защитники баррикад, вооруженные винтовками, пистолетами, саблями, копьями, топорами, завязали бой с правительственными войсками и вынудили их отступить. Тогда австрийский главнокомандующий приказал обстрелять город из орудий, установленных на близлежащих холмах. Загорелись здания ратуши, театра, университета, политехнической академии. Повстанцы понесли значительные потери и прекратили сопротивление. Сотни их попали на расправу военным судам. В городе, а через несколько дней и во всей Восточной Галиции было введено военное положение. Начались репрессии.
В революционных выступлениях на улицах Львова и ряда других городов в 1848 г. наиболее активно участвовали пролетарские массы. Их героическая борьба служила примером для сельской бедноты. Украинские крестьяне вместе с польскими, словацкими, венгерскими, румынскими решительно потребовали ликвидации феодальных порядков.
Напуганные большим размахом крестьянского движения, австрийские власти были вынуждены весной 1848 г. провозгласить отмену барщины и других феодальных повинностей. Правда, крестьян обязали уплатить помещикам и государству большой выкуп и полностью лишили их давнишнего права на бесплатное пользование пастбищами и лесными угодьями.
Не удивительно, что грабительская реформа вызвала глубокое возмущение крестьян. Один из них Лукьян Кобылица, избранный крестьянскими массами во время революции даже депутатом парламента, вернувшись из Вены осенью 1848 г., немедленно созвал в местечке Выжница многотысячное собрание. В своей речи он призвал бедноту восстанием поддержать революцию в Венгрии. Большинство депутатов парламента проголосовали за исключение Кобылицы из его состава. Но подлинно народный депутат уже убедился, что правительство не желает облегчить тяжкую долю украинского крестьянства Северной Буковины. Кобылица решил действовать самостоятельно.
Из самых храбрых крестьян Лукьян организовал конный отряд и отправился в освободительный поход по всей буковинской земле. Действуя вроде бы с полномочиями австрийского кесаря (монарха), он в каждом селе или местечке, куда прибывал со своим отрядом, проводил выборы органов местного самоуправления, объявлял земли леса и пастбища собственностью народа. Повстанцы отнимали имущество у помещиков и раздавали его крестьянам, а также начали заготовлять продовольствие и фураж для нужд восставших венгерских революционеров.
Решительность восставших буковинцев в борьбе против угнетателей прославлена в народной песне:
Гайда панів бити, Гнів у серці кожнім,
Землю розділяти!.. М'язи наче криця,
Ой шумить Черомош, Гей веде повстанців
Ой гудуть Карпати. Лук'ян Кобилиця.
Австрийские власти на Буковине обещали высокую награду тем, кто выдаст руководителя украинских повстанцев. Но предателя не нашлось, и антикрепостническое движение продолжалось полтора года. Тогда против повстанцев были брошены регулярные войска. Их численный перевес и гораздо лучшее вооружение решили судьбу восстания. Захваченный в плен Кобылица был замучен карателями. Как и Кармалюк, он стал героем многих народных песен и легенд. Его также воспели в своих произведениях классики украинской литературы И.Я. Франко и Ю.А. Федькович. Освободительное движение буковинских крестьян под руководством Лукьяна Кобылицы освещалось и в «Новой Рейнской газете», которая во время революции печаталась в Германии под редакцией Карла Маркса.
Таким образом, революция 1848—1849 гг, способствовала подъему социальной и национально-освободительной борьбы западноукраинского населения против австрийской монархии. Но и на этот раз трудящиеся не добились удовлетворения своих требований. Мыслями и чаяниями они все чаще устремляются на восток — к единокровным братьям-украинцам в составе России.
3. Развитие культуры
3.1 Просвещение и наука
В первой половине XIX в. в связи с открытием университетов в Харькове (1805) и Киеве (1834), лицеев в Одессе, Нежине, гимназий в Полтаве, Харькове, Одессе и ряде других городов значительно расширились возможности получить среднее и высшее образование для детей привилегированных классов и сословий.
В крайне запущенном состоянии находилось просвещение народных масс на западноукраинских землях, захваченных Австрийской империей. Церковь, которой подчинялись все начальные школы, главное внимание уделяла изучению основ религии. Но и таким «просвещением» в 40-х годах XIX века было охвачено только 14 процентов детей школьного возраста.
Правящие круги как австрийской, так и российской монархий тормозили развитие науки, но остановить ее движение вперед не могли. В 40-х годах XIX в. в Киеве начала работать Временная комиссия для разбора древних актов. Она собирала, изучала и публиковала документы об историческом прошлом Украины. Сотрудником комиссии был и Т.Г. Шевченко. По ее поручению он совершал поездки, во время которых зарисовывал и описывал археологические находки и древние архитектурные сооружения. На основе революционно-демократических убеждений поэт в своих произведениях осмысливал события отечественной и зарубежной" истории, клеймил реакционных историков, которые защищали царизм и пытались опорочить освободительную борьбу украинского народа, призывал крепить единство украинских и русских трудящихся в борьбе против феодально-крепостнического строя.
В это время известный русский и украинский историк Н.И. Костомаров издал свои труды «Богдан Хмельницкий» и «Бунт Стеньки Разина», в которых заметно политическое влияние сочинений Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевского, общение с этими известными социал-демократами.
Выдающийся ученый-славист, профессор Харьковского университета И.И. Срезневский составил и издал историко-фольклористический сборник «Запорожская старина». Вошедшие в него украинские народные песни и думы (с обстоятельными объяснениями) проникнуты идеей нерушимого братского единения украинского и русского народов. Срезневский одним из первых прогрессивных деятелей русской культуры выступил в прессе за развитие украинского языка, за его использование в литературе, печати, науке.
Первый ректор Киевского университета, разносторонний ученый М.А. Максимович подготовил и опубликовал три сборника украинских народных песен. Он же был автором двухтомного учебника ботаники, по которому учились студенты всей страны. Так же использовалось трехтомное издание «Курса математики», подготовленное профессором Харьковского университета Т.Ф. Осиповским.
Ученым с мировым именем стал выпускник Харьковского Университета, уроженец Полтавщины гениальный математик М.В. Остроградский. После усовершенствования своих знаний в Париже он всю жизнь работал в Петербурге, где его избрали академиком Академии наук. М.В. Остроградский, как и Максимович, был товарищем Т.Г. Шевченко, разделял его взгляды, подвергался полицейским преследованиям. Основатель Харьковского университета В.Н. Каразин создал неподалеку от Харькова первую на Украине метеорологическую станцию.
3.2 Фольклор. Литература
В песнях, думах, преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, народ воспевал свое героическое прошлое, связанное с защитой Отечества от иноземных захватчиков, с борьбой за социальное и национальное освобождение. Песни и думы вдохновенно исполняли кобзари, бандуристы и лирники. Талантливейший кобзарь XIX в. Остап Вересай родился в селе Калюжинцы на Черниговщине. Слепой с четырехлетнего возраста, он свыше 70 лет шествовал от одного села к другому, пел под аккомпанемент кобзы, пробуждая у слушателей самые благородные чувства, воодушевляя на борьбу против социальной несправедливости.
Выдающимся событием в жизни украинского народа стал выход в свет «Кобзаря» Т.Г. Шевченко. Книгу, изданную в Петербурге в 1840 г., тепло встретила передовая русская общественность. Похвально отозвался о ней на страницах журнала «Отечественные записки» В.Г. Белинский, отметивший, что в произведениях Шевченко находим «все элементы народной поэзии». В творчестве гениального украинского поэта органично сочетались беспощадное разоблачение самодержавно-крепостнического строя, деспотии и паразитизма помещиков и царских сатрапов с гимном освободительной борьбе народных масс. Тараса Шевченко вместе с И.П. Котляревским по праву считают основоположниками новой украинской литературы и украинского литературного языка.
Остро критиковали (хоть и не всегда открыто) произвол и паразитизм крепостников, злоупотребления чиновников современники Тараса Шевченко прогрессивные украинские писатели И.П. Котляревский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, П.П. Гулак-Артемовский.
Общероссийское освободительное движение, связанное с деятельностью дворянских революционеров, а потом революционных демократов, неутихающая борьба трудящихся масс, главным образом закрепощенного крестьянства оказывали решающее влияние на развитие украинской культуры. Ведущую роль тут играла русская классическая литература XIX в., теснейшим образом связанная идейно с борьбой против крепостничества и царизма. Передовые русские писатели А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь проявляли большой интерес к жизни украинского народа, рассказывали о нем в своих произведениях (вспомните те из них, с которыми вы познакомились на уроках русской литературы).
3.3 Музыкальное, театральное, изобразительное искусство
Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известный певец и композитор. Самый большой вклад его в развитие музыки — первая украинская опера «Запорожец за Дунаем».
Творчески обработав несколько украинских народных мелодий, М. И. Глинка написал романсы «Гуде вітер вельми в полі» и «Не щебечи, соловейко» на слова поэта В. Н. Забилы, с которым композитор познакомился на Украине. В 1857 г. в Петербурге вышел в свет составленный Н. А. Маркевичем сборник украинских песен с нотами. На следующий год там же вышел еще один нотный сборник песен, составленной чешским музыкантом Алоизом Едличкой, который многе'лет работал на Полтавщине и в Восточной Галиции. Тут же, в Восточной Галиции, сформировался как композитор-профессионал М. М. Вербицкий — автор восьми симфоний-увертюр и музыкальных произведений на слова Пушкина и Федьковича.
В условиях крепостнической действительности театральное искусство развивали традиционные коллективы из крепостных крестьян. Они ставили балетные и оперные спектакли, выезжали на гастроли в крупные города Украины. Но крепостные актеры, даже овладев высотами театрального искусства, терпели грубые издевательства помещиков, могли быть наказаны плетьми.
Заслуженной славой в начале XIX в. пользовался любительский театр в селе Кибинцы на Полтавщине, руководителем и режиссером которого был отец писателя Н.В. Гоголя — В. П. Гоголь-Яновский. Тогда же в Полтаве построили специальное театральное помещение, на сцене которого начала выступать аматорская группа под руководством И.П. Котляревского. И.П. Котляревский был инициатором выкупа из неволи русского актера М.С. Щепкина, который в начале своей театральной деятельности был крепостным. В спектаклях по пьесам этого украинского драматурга Щепкин выступал на сценах Москвы и Петербурга (из курса украинской литературы вспомните названия и содержание этих пьес).
Выдающийся украинский артист К.Т. Соленик начинал свою деятельность на сцене профессионального театра, директором и режиссером которого был Г. Ф. Квитка-Основьяненко.
И полтавский, и харьковский театры ставили спектакли не только по пьесам украинских драматургов, но и по произведениям Пушкина, Гоголя, Грибоедова.
Демократизмом, гуманизмом, критикой самодержавно-крепостнического строя проникнуты многие произведения изобразительного искусства того времени. Вершин в искусстве гравировки (нанесения рисунка на твердый металл) достиг воспитанник выдающегося русского художника К.П. Брюллова Т.Г. Шевченко. За это Академия художеств в Петербурге присвоила ему звание академика. Кисти и карандашу Шевченко принадлежат более 130 портретов. Социальные мотивы отчетливо выступают в сериях его рисунков «Притча о блудном сыне», «Живописная Украина», а также в разных зарисовках из жизни казахского народа, среди которого жил Шевченко в ссылке.
Выдающийся художник В. А. Тропйнин почти 30 лет был крепостным одного из помещиков на Винничине. Нарисованные им портреты воссоздают реалистические образы современных ему украинских крестьян и крестьянок, героев народных восстаний. В частности, кисти Тропинина принадлежит единственный портрет Кармалюка, написанный с натуры. Перед зрителем — привлекательный образ известного вожака антикрепостнического движения на Подолии и Волыни в первой половине XIX в. Долгое время портрет был известен под замаскированным названием «Украинец». Действительно, ничего героического в образе Кармалюка художник не подчеркнул. Это настоящий выходец из крестьян. Народная одежда: свитка и вышитая сорочка-чумачка. Голова стрижена под скобку, по-подольски. Видны натруженные руки. Словом, это портрет подлинно народного вожака — человека, который и жизнью, и судьбой был неотделим от народных масс.
Таким образом, реальная жизнь народа, его борьба против эксплуататоров находили воплощение во всех отраслях братских культур — русской и украинской. Так передовые ученые, писатели, композиторы, артисты, художники внесли свой вклад в освободительное движение трудящихся против ненавистного феодально-крепостнического строя, против самодержавия.
Список литературы
Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989
Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987
Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002
Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987
Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999