Наука и культура в межвоенное время
1
Тема урока: Наука и культура в межвоенное время. (§ 33.)
Цели:
А) образовательные:
- изучить процесс развития науки и культуры в межвоенное время;
- познакомить учащихся с основными направлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;
- охарактеризовать основные достижения науки и культуры в межвоенный период.
Б) развивающие:
- развивать умение самостоятельной работы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценку явлениям культкры.
В) воспитательные:
- способствовать развитию и формированию у учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Подведение итогов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Итог урока (д/з и выставление отметок).
Оборудование:
- Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.;
- конспект лекций «Новейшая литература»;
- иллюстрации.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- приветственное слово;
- проверка отсутствующих.
2. Подведение результатов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».
3. Изучение нового материала.
1. Наука и техника. Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале 30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы, искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к осуществлению цепной ядерной реакции.
Эти успехи разделили выдающиеся ученые многих стран. Среди них - лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен Морис Дирак и др.
Достижения атомной физики имели универсальный характер. Ее методы проникновения и идеи нашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях естествознания. Они ускорили развитие или появление новых междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики, геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.
Продолжала нарастать тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическое применение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства. Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.
Заметно выросла социальная значимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь людей входили автомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а также технические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины, газовые плиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так и междугородние маршруты, а гражданская авиация — как внутренние, так и международные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.
В начале 20-х гг. в США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг. вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. — цветное кино.
В развитии науки и техники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметно усилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. На основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия собственного истребления.
2. Общественное сознание и общественная мысль. В начале XX в. общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс и светлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала. Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войны привело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре и справедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожидания новых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающему миру.
Большое влияние на общественное сознание оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданная в 1918 — 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения истории человечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Он представил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящих определенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению, пережила расцвет в XVIII в. и с тех пор катится к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта, Индии, Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания. Шпенглер очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения и ощущения заката европейской цивилизации.
Общественную мысль в то время характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения, концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстро изменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру во всемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На его место философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.
В самой философии доминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм. Все они представляли собой разновидности идеализма.
Экзистенциализм (от лат. еxsistentia — существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающему миру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна, нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит от других людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый ему стандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях — в острой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти - - может осознать свою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.
Неопозитивизм (положительный) противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знания человеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можно проверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактными умозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, — наука неистинная, и в ней нет нужды.
Неотомизм — от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma) Аквинского — официальная философия католической церкви. В противоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основе христианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.
Идеи многих философских течений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-е гг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше. Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создали концепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Но в отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели только германцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их для идеологической подготовки населения к новой войне.
3. Литература и искусство. Многообразная и противоречивая жизнь западного общества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре. В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своему выразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе с тем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, или модернистскими. Они, порвав с традициями реализма, внедряли новые изобразительные средства и формы. В литературе и искусстве они нашли воплощение в таких течениях, как
экспрессионизм (от лат. Expression – выражение),
дадаизм (франц. dadaisme, от dada — конек, деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет),
сюрреализм (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) и др.
Авангардизм - весьма сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем переплетались различные идеологические воззрения и представления — от пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого течения были француз Марсель Пруст, австриец Франц Кафка, ирландец Джеймс Джойс; в изобразительном искусстве — испанский художник Сальвадор Дали, немецкий — Отто Дикс, бельгийский -- Франс Мазерель. В музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И. Ф. Стравинский, француз Артюр Онегер, немец Карл Орф, поляк Кшиштоф Пендерецкий, австриец Арнольд Шенберг, венгр Бела Барток и др.
В первое послевоенное время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре. Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм.
В это же время в литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен Роллан;
в изобразительном искусстве и архитектуре — Альберт Марке, Рокуэлл Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье;
в скульптуре — Аристид Майоль;
в кино — Чарлз Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др.
Большое влияние на духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом антифашистской борьбы жизнь общества.
Массовая культура. Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получила широкое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.
В жизни общества значительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе с радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни, звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».
В массовый вид искусства превратилось кино. В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина и Бестера Китона, приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд, сентиментальные – с Мэри Пикфорд, ковбойские — с Томасом Инсом.
В литературе небывалую популярность приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона, американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную популярность среди читателей.
Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.
Таким образом, основные тенденции развития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенное время.
5. Закрепление нового материала.
1) Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?
2) Назовите основные направления в философии?
3) Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?
4) Что способствовало появлению в Западной Европе массовой культуры?
6. Д/з и выставление отметок.
Д/з § 33