Манфред А.З. "Три портрета"
АНАЛИЗ КНИГИ А.З.МАНФРЕДА “ТРИ ПОРТРЕТА”.
Книга выдающегося советского историка А.З. Манфреда «Три портрета» посвящена историческим судьбам трех крупнейших деятелей эпохи Великой французской революции: Руссо, Мирабо и Робеспьера. Деятельность этих ярких представителей французского общества XVIII века наиболее отчетливо выражает самые существенные особенности общественно-политического развития Франции той переломной эпохи.
A. 3. Манфред родился 28 августа 1906 года. Специальное историческое образование он получил в аспирантуре Института истории РАНИОН (Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных паук).
Обязательная вступительная работа А. 3. Манфреда при поступлении в РАНИОН была посвящена Огюсту Бланки. Основанная на первоисточниках и новейшей литературе, появившейся тогда во Франции, она получила весьма положительную оценку такого вдумчивого и требовательного знатока, как В. П. Волгин, в семинаре которого А. 3. Манфред занимался. Следует отметить, что и в дальнейшем, на протяжении всей своей жизни, академик В. П. Волгин высоко ценил А. 3. Манфреда прежде всего как пытливого и талантливого исследователя.
Большое значение для дальнейшей научной деятельности А. 3. Манфреда имело его участие в семинаре слушателей РАНИОН и Института красной профессуры, которым руководил академик Н. М. Лукин. Семинар был посвящен истории французского социалистического движения в годы Третьей республики.
А. 3. Манфред избрал тему «Социалистическое движение в 70-х годах после Парижской Коммуны». Этой проблеме он позднее посвятил свою кандидатскую диссертацию. Занятия в семинарах этих двух крупнейших ученых сыграли большую роль в формировании А. 3. Манфреда как историка.
В 1928 году А. 3. Манфред был привлечен к работе в Институте Ленина (впоследствии Институт Маркса — Энгельса — Ленина) в группу по истории Коммунистического Интернационала, которую возглавлял выдающийся деятель международного рабочего движения Бела Кун.
В 1930 году, после окончания аспирантуры, А. 3. Манфред был направлен на педагогическую работу сначала в Ярославль, а затем в Иванове (1932—1937 гг.). В эти годы он опубликовал ряд брошюр и статей, посвященных главным образом проблемам мирового коммунистического движения. В 1940 году он вернулся в Москву. Замечательный педагог, талантливый лектор, прекрасный оратор, любимец студенческой аудитории, он продолжал свою педагогическую деятельность в различных учебных заведениях: в Московском областном педагогическом институте, на историческом факультете Московского университета, в Институте иностранных языков, в Институте международных отношений и других, а также руководил рядом кафедр.
С 1845 года А. 3. Манфред работал в Институте истории Академии наук СССР. Именно в этот период в полной мере развернулось его научное дарование как историка.
А. 3. Манфред был специалистом очень широкого профиля. Об этом свидетельствуют его лекционные курсы, многочисленные историографические обзоры, главы в учебниках, монографические исследования, статьи. Однако основные исследования А. 3. Манфреда были посвящены истории Франции. Трудно найти какой-либо период попой истории Франции XVIII — XIX веков, изучением которого он бы не занимался. При этом некоторые проблемы французской истории вызывали у него особый интерес. К числу таких проблем относилась прежде всегo история Великой французской революции. В этой области он был общепризнанным специалистом, его труды хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Первой опубликованной работой А. 3. Манфреда по истории революции был изданный в 1950 году очерк «Французская буржуазная революция конца XVIII века (1789—1794 гг.)»; в 1956 году он вышел вторым, дополнительным изданием. Эта книга была переведена на немецкий; (1952), китайский (1954), а второе ее издание на венгерский (1958), французский и португальский (1961), испанский (1963) языки. Хотя книга носила научно-популярный характер, для специалиста было очевидно, что его очерк истории революции явился результатом большой и длительной работы автора над широким кругом
А. 3. Манфреда всегда привлекал жанр исторического портрета. Яркие характеристики исторических деятелей содержатся почти во всех его работах. Но особенно интересовали его исторические личности, стоявшие во главе французской революции. Другу народа Жан-Полю Марату он посвятил специальную работу, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей». Вместе с В. П. Волгиным А. 3. Манфред подготовил трехтомное собрание «Избранных произведений» Жан-Поля Марата. Это издание, задуманное еще В. Д. Бонч-Бруевичем по совету В. И. Ленина, явилось более полным, чем все предшествующие французские и русские издания (Ш. Веллэ, Г. С. Фридлянда и т. д.). «Избранным произведениям» Жан-Поля Марата была предпослана обширная вступительная статья А. 3. Манфреда.
Особое место в научной деятельности А. 3. Манфреда занимал Максимилиан Робеспьер. По существу во всей русской и советской литературе, посвященной истории французской революции, и в частности деятельности Робеспьера, А. 3. Манфред имел в разработке этой темы только одного предшественника — Н. М. Лукина, автора первой в нашей литературе биографии Неподкупного. А. 3. Манфред подготовил трехтомное собрание «Избранных произведений» Робеспьера; сочинения Робеспьера ни разу до тех пор не издавались на русском языке.
А. 3. Манфред был активным и страстным участником не утихающих в советской и мировой историографии дискуссий о Робеспьере. В 1958 году, во время празднования двухсотлетия со дня рождения этого выдающегося революционера, он выступил с блестящим докладом «Споры о Робеспьере». К этому же юбилею был издан отдельной брошюрой краткий биографический очерк о Робеспьере, написанный А. 3. Манфредом. В 1955 году на втором международном коллоквиуме по истории Великой французской революции, проходившем во время XII Международного конгресса исторических наук, он выступил с докладом «Робеспьер в русской и советской историографии».
Другой темой, всегда вызывавшей интерес у историка, была внешняя политика Франции. В 1947 году в «Вопросах истории» была опубликована его статья «Из предыстории франко-русского союза», показывавшая, как далеко продвинулся А. 3. Манфред в изучении внешней политики Третьей республики в последней трети XIX века. В 1950 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Внешняя политика Франции от Франкфуртского мира до союза с Россией (1871—1891)».
Выступившие на защите в качестве оппонентов Е. В. Тарле, С. Д. Сказкин, Б. Е. Штейн — крупнейшие знатоки истории внешней политики дали весьма положительную оценку диссертации. Диссертация А. 3. Манфреда была опубликована отдельной книгой в 1952 году4. В этой монографии автор использовал широкий круг уникальных архивных источников. В ней было дано наиболее полное для того времени изложение истории дипломатических отношений, приведших к заключению франко-русского союза.
К истории франко-русских отношений А. 3. Манфред неоднократно возвращался и после опубликования этой монографии. Его особенно интересовали культурные связи между Россией и Францией — тема, которая не получила подробного освещения в книге. Многочисленные материалы по этому вопросу, обнаруженные А. 3. Манфредом в советских архивах, были использованы им в интересной и содержательной статье «К истории русско-французских культурных связей 70—80-х годов XIX в.», которая была опубликована в 1961 году.
А. 3. Манфред был одним из пионеров в области изучения истории франко-советских "Отношений. Этой теме он посвятил много статей и докладов 2. Под его руководством были подготовлены специальные исследования по истории франко-советских отношений в 20—30-х годах XX века. Исследования и статьи А. 3. Манфреда по проблемам русско-французских и советско-французских отношений были опубликованы в 1967 году в книге «Традиции дружбы и сотрудничества».
Великой французской революцией и внешней политикой Франции отнюдь не исчерпывался круг проблем новой истории Франции, которыми занимался А. 3. Манфред. Ему принадлежит большая заслуга в исследовании истории первой пролетарской революции — Парижской Коммуны. Еще в 1941 году была опубликована его первая статья, посвященная истории Коммуны. Глава о Парижской Коммуне была помещена в учебнике новой истории для высшей школы. В связи с 90-летием Парижской Коммуны А. 3. Манфред написал интересный этюд, посвященный первым десяти дням революции 1871 года, где он одним из первых дал содержательную и оригинальную оценку деятельности центрального комитета Национальной гвардии.
Он принял активное участие в качестве одного из основных авторов и редакторов в подготовке коллективного двухтомного труда, посвященного 90-летию Парижской Коммуны. Он обобщал и подводил итоги всего того, что было сделано советскими историками в изучении исторического опыта Коммуны. А. 3. Манфред был ответственным редактором, а также автором ряда глав коллективного труда, вышедшего в 1971 году к 100-летию Коммуны .
Еще в 20-х годах А. 3. Манфред начал заниматься историей французского социалистического и рабочего движения после Коммуны. На эту тему он опубликовал ценную статью «Французское революционное движение после Парижской Коммуны и Н. Г. Чернышевский» 3. К этим проблемам он возвращался неоднократно. В коллективном исследовании «Первая русская революция 1905—1907 гг. и международное революционное движение» ему принадлежал содержательный этюд о влиянии первой русской революции на подъем революционного движения во Франции.
Но была одна тема в истории французского социализма, которая привлекала А. 3. Манфреда на протяжении всей его научной деятельности,— о роли и значении Жана Жореса. Если из исторических деятелей Франции XVIII века его интересовал Максимилиан Робеспьер, то в XX веке его привлекала фигура Жана Жореса. В 30— 40-х годах в советской историографии была распространена чисто негативная оценка Жореса. Тезису о «сплошном оппортунизме» II Интернационала соответствовало положение о «сплошном реформизме» Жореса. В 1944 году, к тридцатой годовщине убийства Жореса, в «Историческом журнале» был опубликован первый этюд А. 3. Манфреда, в котором он оспаривал эту точку зрения. Статья эта в рукописи была прочитана и одобрена Мописом Торезом.
В последующие годы А.З. Манфред неоднократно, все с той же убежденностью возвращался к этой теме.
А. 3. Манфреда давно занимала тема Наполеона, но до поры до времени историк как-то обходил ее. Лишь однажды в Исторической энциклопедии2 он опубликовал небольшой очерк о Наполеоне. Возможно, его удерживало от публикации по данной теме наличие широкоизвестной книги Е. В. Тарле. В 1969 году в последних номерах журнала «Новая и новейшая история», а также в томе «Французского Ежегодника» были напечатаны главы из подготовляемой А. 3. Манфредом монографии о Наполеоне, а в 1971 г. вышла книга «Наполеон Бонапарт». В советской исторической науке А. 3. Манфред был признан, и вполне заслуженно, талантливым мастером исторического повествования. В этой работе в полной мере проявилось все исключительно яркое научное и литературное дарование историка. Написанная увлеченно, страстно, в лучших традициях советской исторической науки, эта монография не оставила равнодушным читателя. Она принесла автору огромную популярность. По оценкам советской и зарубежной научной печати, это была самая блестящая работа А. 3. Манфреда.
Монография «Наполеон Бонапарт» открыла как бы новую страницу в творческой биографии А. 3. Манфреда. Эта книга и последующие работы А. 3. Манфреда свидетельствовали о ярком расцвете его научного творчества. В 1975 году появилась капитальная монография А. 3. Манфреда «Образование русско-французского союза». В ней с присущей А. 3. Манфреду тщательностью и требовательностью к себе были подведены итоги его тридцатилетней работы по изучению внешней политики Франции в последней трети XIX века. В книге использованы богатейшие материалы из Архива внешней политики России. Он привлек также — ив этом ему оказал содействие крупнейший специалист по истории международных отношений Пьер Ренувен — архивы французского министерства иностранных дел и даже такой труднодоступный фонд, как архив второго отдела французского Генерального штаба. За три десятилетия упорных поисков через руки Манфреда прошли тысячи, а возможно, и десятки тысяч дипломатических документов. Нельзя не отметить того мастерства, того, можно сказать, изящества, с которым ученый сумел изложить сложнейшую, запутанную историю международной политики конца XIX века, нисколько не загромождая своего изложения и ясно, отчетливо выявляя основные линии развития. Наряду с исследованиями С. Д. Сказкина и В. М. Хвостова эта книга вошла в золотой фонд лучших советских исследований по истории международных отношений.
Сосредоточившись на истории Франции конца XIX века, А. 3. Манфред не оставлял свой излюбленный, говоря словами Радищева, «осьмнадцатый век». Специалисты по истории Франции были приятно поражены, когда в 1974 году А. 3. Манфред выступил с блестящим докладом, а затем и со статьями о молодом Руссо. Жан-Жак Руссо давно привлекал внимание историка, и это было совершенно естественно. Ведь Руссо был властелином дум передовых людей XVIII века, и особенно его любимого героя — Максимилиана Робеспьера. На письменном столе А. 3. Манфреда можно было часто увидеть произведения Руссо. Во время одной из поездок во Францию он посетил Эрменонвиль, где был похоронен Руссо, и это посещение произвело на него глубочайшее впечатление. Только что закончив сложнейшее исследование о Наполеоне, А. 3. Манфред сумел в кратчайший срок перейти к разработке новой важной темы — о Руссо, обнаружив при этом и глубокую эрудицию, и оригинальный подход. Работа о Руссо была написана с тем же блеском и мастерством, которые были свойственны монографии «Наполеон Бонапарт». О Руссо А. 3. Манфред намеревался написать большую книгу, но осуществить этот замысел он уже не смог.
Был еще один деятель Великой французской революции, биография которого была предметом постоянных раздумий историка. Он не скрывал своего желания написать о Мирабо. Это была трудная задача, тем более что до сих пор в русской и советской литературе никто не решался взяться за эту тему.
Так сложился замысел новой книги. Первоначально А. 3. Манфред собирался включить в нее и портреты менее известных персонажей, например первого генерала-плебея, участника всех великих революционных дней, потрясавших Париж в 1789—1792 годах, рабочего-ювелира Жана Россиньоля. Вызывал его интерес и Пьер-Франсуа Реаль, вероятно парадоксальностью своей судьбы. Помощник прокурора-синдика Парижа в 1793 году Шометта, защитник Бабефа на Вандомском процессе, он стал любимцем Наполеона, графом империи и одним из руководителей бонапартистской полиции. Но постепенно замысел уточнялся. В книге должны были остаться только "о деятели, которые воплощали революцию в ее ранних, нееясных зорях, в ее подъеме и, наконец, в ее расцвете п кризисе. Так родилась книга «Три портрета эпохи Великой французской революции», с которой читатель знакомится уже после кончины ее автора.
Мы не имеем здесь возможности охарактеризовать всю большую научную и популяризаторскую деятельность А. 3. Манфреда, завершением которой явились «Краткая всемирная история» в двух томах и трехтомная «История Франции», ответственным редактором которых он был, а также его работы в области историографии. Наш очерк был бы неполным, если бы мы не упомянули об активной организаторской работе ученого и его деятельности по воспитанию научных кадров. На протяжении ряда лет он был председателем Ученого совета по всеобщей истории в Институте истории Академии наук СССР и заведующим сектором новой истории западноевропейских стран, работу которого он поднял на большую высоту.
Крупнейшие заслуги принадлежали А. 3. Манфреду в деле установления и укрепления научных связей между советскими и французскими историками. Он был активнейшим участником почти всех коллоквиумов историков обеих стран (1958 год—Париж, 1961 год—Москва, L 1965 год—Париж, 1969 год—Ереван, 1973 год—Москва, 1976 год— Париж и Дижоп). А. 3. Манфред явился инициатором создания группы по истории Франции при Институте истории Академии наук СССР (с 1963 года, после кончины В. П. Волгина, он был ее председателем) и «Французского Ежегодника». А. 3. Манфред был одним из организаторов созванной в 1969 году в Москве конференции «Ленин и история Франции», в которой наряду с советскими историками приняли участие 5К. Дюкло, Ж. Брюа, А. Собуль, К. Виллар и др. При его активном участии к XIII Международному конгрессу историков были изданы (в Париже и в Москве) два сборника «Век Просвещения» и «Франко-русские экономические связи», в которых сотрудничали советские и французские историки. В редколлегию этих сборников входили с французской стороны Фернан Бродель, Роже Порталъ и Марк Ферро, с советской — А. А. Губер и А. 3. Манфред. А. 3. Манфред был активнейшим деятелем и членом президентского совета общества «СССР — Франция». На XIV Международном историческом конгрессе он был избран одним из трех почетных председателей международной комиссии по истории Великой французской революции (при международном историческом комитете).
Почетный доктор Клермон-Ферранского университета, А. 3. Манфред пользовался большим авторитетом среди широкого круга французских историков.
А. 3. Манфред никогда не был чисто кабинетным ученым. Его страстные публицистические статьи нередко появлялись в центральной партийной печати.
Разносторонние знания и высочайшая духовная культура, любовь к исторической науке, тонкий и пытливый ум ученого в сочетании с ярким литературным талантом завоевали А. 3. Манфреду исключительно почетное место в нашей науке.
2.
Первая часть книги посвящена молодому Руссо, человеку, оказавшему глубокое влияние на возникновение революции, на идеологию ее наиболее видных демократических деятелей. Вторая часть книги — подъем революции рассказывает о Мирабо. Читатель убедится, с каким блеском воссоздал ученый исторический портрет этого человека, к громовому голосу которого в 1789 году прислушивалась вся Франция, два года спустя потрясенная и возмущенная «великой изменой графа Мирабо» (la grande trahison du comte Mirabeau). Историк ничего не скрыл, ничего не утаил в повествовании о молодости «дикого барина», как чрезвычайно метко он определил Мирабо, применив тургеневский эпитет (Тургенев, кстати, принадлежал к числу любимейших писателей А. 3. Манфреда, которого он часто и охотно перечитывал). Он сумел объяснить и ту роль, которую Мирабо довелось сыграть и при открытии Генеральных штатов, и в первые месяцы существования Национального собрания. С тем же мастерством он изложил и «падение» Мирабо. Вторая глава книги «Три портрета эпохи Великой французской революции», по нашему глубокому убеждению, относится к лучшим страницам литературного наследия А. 3. Манфреда.
Третью часть этой книги — расцвет и трагический закат революции — историк, естественно, связал с именем Максимилиана Робеспьера, деятельность которого он так долго и с таким глубоким пониманием изучал. Споры о Робеспьере велись и ведутся с непрекращающимся ожесточением вот уже почти два века. Мы уже отмечали, что в этих спорах А. 3. Манфред был на передовой линии, в первых рядах убежденных защитников Робеспьера.
В третьей части книги ученый подводит итоги своих многолетних исследований биографии и исторической роли Робеспьера, внося при этом много нового. Особый интерес представляет заключительный раздел главы о Робеспьере. Вникнуть в духовный мир Робеспьера, вжиться в его образ, понять причины, заставлявшие его действовать,— задача необычайно сложная. Может быть, только Ромен Роллан, долгие годы не решавшийся написать последнюю часть цикла своих пьес, посвященного революции, лучше других понимал драму Робеспьера. А. 3. Манфред предложил новое толкование поведения Робеспьера в последние недели его жизни. Это толкование еще не является общепризнанным, о нем, возможно, будут спорить. Но, на наш взгляд, оно весьма правдоподобно, основано на глубоких многолетних размышлениях о тех мотивах, которые определяли поведение Робеспьера.
В книге речь пойдет о другом. А.З.Манфред проявлял большой и, можно сказать, возраставший с годами интерес к проблемам Великой французской революции 1789—1794 гг. Ему довелось в разное время написать по этим проблемам разного рода сочинения: и специальные работы, и работы более общего, концептуального характера, и книги, посвященные отдельным страницам истории той эпохи.
Если у читателя возникнет вопрос, каково же содержание монографии, то ответ он найдет в заголовке,— это книга о Великой французской революции XVIII века.
Но ведь и тему революции можно объяснить по-разному.
А.З.Манфред раскрыл внутреннее содержание больших общественных процессов, к которым относятся и революции, через изображение отдельных их деятелей. Вероятно, с равным правом освещать эту тему на примере сдельных человеческих судеб можно, говоря и о роли идей, которые стояли во главе революционного процесса, о роли тех, которые были его рядовыми участниками. И те и другие имеют одинаковое право на внимание.
Э тот триптих не случаен. Первый портрет посвящен молодому Жан-Жаку Руссо. Это заря революции, ее предшествие; она еще не настала, лишь брезжит рассвет. В образе молодого Руссо, Руссо, еще не ставшего ни знаменитым, ни мудрым писателем, мне хотелось показать, как пробивался рассвет наступающего, завтрашнего дня. Следует также объяснить, почему не показан полностью Руссо таким, каким он вошел в историю. Эта тема настолько велика, многогранна и сложна, что она требует специального, только одному Руссо посвященного сочинения. В рамках данной работы это невозможно сделать по многим причинам, начиная с соображений о месте и времени. В дальнейшем повествовании Руссо действует уже как бы за сценой, но в каждой из глав читатель будет чувствовать косвенное, в том числе и посмертное, влияние Руссо.
Второй портрет посвящен одной из самых спорных фигур революции — Рабриэлю Опоре Мирабо. Сложилось так, что в нашей стране о Мирабо по-настоящему никогда не писали. Этот яркий, внутренне противоречивый образ в наиболее полной мере представляет ранние часы революции. Мирабо вошел в историю как деятель начального этапа революции. Его имя неотделимо от ее первых дней. Мирабо — герой 1789 года; за пределами этого года слава знаменитого трибуна начинает тускнеть, блекнуть. Его преждевременная смерть в апреле 1791 года не могла предотвратить осуждения его последующими поколениями. И все-таки, несмотря на все превратности его необыкновенной судьбы, Мирабо остался в истории и это имя требует своего объяснения.
И наконец, третий портрет — портрет Максимилиана Робеспьера. Максимилиан Робеспьер — это полдень, это революция, достигшая своей зрелости, зенита и после его гибели пошедшая по ущербному пути упадка. О Робеспьере написаны сотни книг, тысячи статей. Споры вокруг его имени не стихают почти двести лет. И все-таки в самом облике этого человека, дожившего всего до тридцати шести лет, остается так много значительного, важного, сложного, что он до сих пор продолжает привлекать внимание.
О содержании, о достижениях, о трагедии Великой буржуазной революции XVIII века, раскрываемой через образы трех исторических деятелей той эпохи, и рассказывается в этой книге.
5.
Автор пытался дать в этих трех портретах свое понимание эпохи Великой французской революции XVIII века. Эта эпоха была трагедийной. Трагедийной прежде всего для ее руководителей и героев, которые надеялись на то, что они творят великую революцию, преобразующую человеческий род, призванную привести общество к идеальному золотому веку справедливости.
Данная монография представляет собой ценный вклад в исследование истории и культуры Франции. Читателя привлечет новое толкование различных исторических процессов, которое не является общепризнанным. Но наш взгляд оно весьма правдоподобно, основано на глубоких многолетних размышлениях автора. А.З.Манфред раскрыл внутреннее содержание больших общественных процессов ,через образы трех исторических деятелей той эпохи. Наиболее ценным в этой работе стало, на наш взгляд, именно такое видение событий Французской революции.
.
Десятки и сотни тысяч поклонников таланта А.З.Манфреда при прочтении этой книги еще раз испытают радость встречи с любимым автором. Но они ощутят и горькое сожаление при мысли о том, что эта книга является последним произведением блестящего и необыкновенно талантливого историка.
2.
Вскоре после своего выхода книга обрела необычайную популярность. Монография «Три портрета эпохи Великой французской революции.»,написанная увлеченно, в лучших традициях исторической науки, не оставила читателей равнодушными.
6.Наиболее интересной для меня стала глава о Максимилиане Робеспьере. Автор вникнул в духовный мир Робеспьера, вжился в его образ, попытался понять поведение революционера в его последние дни, понять причину его бездействия.Робеспьер не действовал потому, что понял: революция, с которой он связал свою судьбу, не повинуется больше голосу справедливости, совести, заботе о народном благе.Вождь партии равенства начал убеждаться в том, что после стольких жертв торжествуют не равенство и добродетель, а преступления, пороки, богатство.
А.З.Манфред считал, что то состояние оцепенения, в котором находился в последние недели своей жизни Робеспьер, было вызвано глубоким кризисом революции., оно было своеобразным отражением того оцепенения, которое перед своей гибелью переживала сама революция.
Монография представляет собой ценный взгляд в исследовании истории и культуры Франции.
1