Мазепа - человек и политик
2
План
Введение 3
1. Биография 4
1.1. Семья 4
1.2. Герб гетмана Мазепы 4
1.3. Образование 4
1.4. Карьера 5
1.5. Конец жизни, поражение, анафема и смерть 6
2. Память 9
2.1. Вопрос о снятии анафемы 10
Заключение 12
Литература 13
Введение
Ива́н Степа́нович Мазе́па, также Мазепа-Колединский (укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський); польск. Iwan Mazepa (Jan Mazepa Kolędyński)) (20 марта 1639 года, село Мазепинцы под Белой Церковью, Речь Посполитая — 22 сентября 1709 года Бендеры, Оттоманская империя) — гетман Украины с 1687 года, после отрешения от гетманства И. Самойловича, до 1708 года. Официально его титул именовался «гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра»[1]. Длительное время был одним из ближайших сподвижников российского царя Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией награждён орденом Андрея Первозванного № 2. Однако в 1708 году перешёл на сторону противника России в Северной войне шведского короля Карла XII накануне его разгрома российской армией. Его переход не был поддержан казачеством. За выступление против своего официального суверена — российского царя — лишён всех титулов. Предан церковной анафеме.
1. Биография
1.1. Семья
Мазепа родился в шляхетской православной семье. Первый документально известный предок будущего гетмана был Николай Мазепа — Колединский, которому за военную службу был пожалован польским королем хутор на речке Каменице, впоследствии село Мазепинцы, — прадед гетмана Мазепы.
1.2. Герб гетмана Мазепы
Дед гетмана, Михаил Мазепа, был на службе у московского царя: охранял южные границы Московского государства от набегов татар. Отец, Адам-Степан Мазепа, был одним из соратников Богдана Хмельницкого. Принимал участие в Переяславских переговорах с Московскими боярами. Не поддержал Переяславский договор и в дальнейшем принимал участие в вместе с гетманом Выговским в создании Великого Княжества Русского под протекторатом Польши. В 1662 году польским королем был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году.
Мать гетмана — Марина Макеевская происходила из старинного шляхетского казаческого рода Белоцерковщины, которые занимали руководящие должности в Киевском казачьем полку и прославились воинскими подвигами[источник?]. После смерти мужа приняла постриг под именем Марии и была игуменьей Киево-Печерского Вознесенского и Глуховского женских монастырей.
1.3. Образование
Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме, затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по протекции отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян.
Близость к королю позволила Мазепе получить блестящее образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкии и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — «Государь» Макиавелли.
В 1663 году обнажил шпагу в королевском дворце против оскорбившего его дворянина. Это должно было караться смертью, но король пощадил Мазепу и только отслал его.[2] Мазепа был послан к гетману Правобережной Украины П. Тетере, там и остался.
1.4. Карьера
В 1665 году, по смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского.
В 1669 году отказался от этой должности. Вскоре выдвинулся среди казаков и казацкой старшины. Сперва ротмистр гетманской надворной гвардии, потом писарь, он присоединился к гетману Дорошенко, женился на богатой шляхтянке, был послан в Турцию, по дороге схвачен запорожцами и отправлен в Москву, откуда его отправили к левобережному гетману Самойловичу. Самойлович поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского.
По поручению гетмана, Мазепа несколько раз ездил в Москву. В правление царевны Софьи власть находилась в руках ее любимца В. В. Голицына. Мазепа снискал к себе его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее вляние на избрание Мазепы малороссийским гетманом 25 июля 1687 года на раде под Коломаком (ныне Коломакский район Харьковской области). «Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну.»[2] Широко распространена также другая точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу кн. В. В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся»[3]. Заслуживает внимания, что источником этой версии отчасти является сам Мазепа: после восшествия Петра I на престол Голицын попал в опалу, и Мазепа написал на него донос с обвинениями в вымогательстве взяток и с перечислением всех своих даров, представленных как взятки.
Принято обвинять Мазепу в организации интриги против своего благодетеля, гетмана Самойловича, и в гибели его сына. Однако, как справедливо отмечает Н. И. Костомаров: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу.»[2]
Уже как гетман Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына.
1.5. Конец жизни, поражение, анафема и смерть
Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Однако объективным результатом его перехода к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска[10]. Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев (это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа). Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении (и в Российской армии было больше казаков, чем у Мазепы). В результате войска шведов под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года были раздавлены вдвое превосходящими их силами Петра (60 тысяч против 27 тысяч)[8], влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.
6 ноября 1708 года царь Пётр на раде в Глухове повелел избрать нового гетмана. Согласно желанию Петра, был избран Иван Ильич Скоропадский.
12 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова в присутствии Петра I Киевский митрополит украинец Иоасаф Кроковский, родом из Лемберга, в сослужении иных малороссийских архиереев совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев»[5].
В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил.»[7]. 12 ноября того же года по указу Петра в Успенском соборе Москвы в присутствии царевича Алексея Петровича Блюститель Московского Патриаршего престола украинец [7].
Османская империя отказалась выдать Мазепу российским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Петр Толстой был готов потратить на эти цели 300.000 ефимков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.
Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника, Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там похоронено.
2. Память
В столице Украины, областных центрах и других населенных пунктах (Киев), Харьков, Львов, Ровно, Ивано-Франковск, Тернополь, Луцк, Винницкая область, Вышгород, Переяслав — Хмельницкий, Коломия, Трускавец, Надворный, Борщив, Новый Раздол и т. д. улицы были названы в честь гетмана Мазепы.
Кроме того, в ряде городов Украины и в других странах планируется установить ему памятники (Харьков, Полтава, Приднепровская Молдавская Республика).
Памятники гетману Мазепе уже установлены в селе Мазепинцах Киевской области, городе Галаце (Румыния) и в Вене (Австрия).
25 октября 2007 г. решением Киевсовета улица Январского восстания, на которой расположена Киево-Печерская Лавра, была переименована в улицу Ивана Мазепы. Секретарь Киевсовета О. Довгий объяснил это переименование тем, что, по его данным, на средства Мазепы были построены находящиеся на этой улице Вознесенская церковь и женский монастырь. Кроме того, по словам Довгого, на средства Мазепы была построена каменная стена Киево-Печерской Лавры и проведен ряд строительных работ на ее территории. Как отмечается в документах Киевсовета, «Иван Мазепа поднял на высокий уровень интеллект, духовность и национальное сознание Украины, поставив ее в один ряд с высокоразвитыми европейскими странами» [2].
Угол Лаврского переулка и вновь переименованной улицы Ивана Мазепы в Киеве
За пять дней до этого против переименования улицы Январского восстания в честь гетмана Мазепы выступили некоторые православные организации. В их совместном заявлении говорится о «недопустимости наименования улицы, на которой расположена Киево-Печерская Лавра — колыбель Русского Православия, которую называют вторым Иерусалимом, — именем одиозной личности Ивана Мазепы, отлученного от Православной Церкви (преданного анафеме)». [3]
В то же время Священный Синод УПЦ (МП) не выступает против такого переименования, лишь предлагая городским властям для уменьшения политизации данного вопроса присвоить улице вместо имени Мазепы название «Лаврская», а именем гетьмана, которого члены Синода признают как щедрого мецената Лавры, назвать любую прилегающую улицу. [4]
В отличие от глав УПЦ (МП), иерархи УПЦ КП через свою пресс-службу сообщили, что поддерживают данное переименование и считают это событие восстановлением исторической справедливости. [5]
В 2007 году президент Украины В. А. Ющенко подписал указ, которым предусмотрено установить памятник гетману Мазепе на поле Полтавской битвы, рядом с памятником Петру І.
2.1. Вопрос о снятии анафемы
22 февраля 2008 года в Москве Президенту Украины В. А. Ющенко, который среди прочего поинтересовался, действительно ли в 1918 году была снята анафема с гетмана Мазепы, спекуляции о чём циркулировали в украинских СМИ, было разъяснено при личной встрече Патриархом Алексием ІІ: «В 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной Российской Церкви. <...> снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем.»[8]
Обращение Президента Украины Ющенко В. А. к Патриаху Московскому и всей Руси было связано с тем, что ряд Украинских православных церквей (Украинская православная церковь в Канаде, Украинская автокефальная православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата) и Украинская греко-католическая церковь никогда не признавали эту анафему и считали ее незаконной, антиканоничной и проводили богослужения за упокой души гетмана Мазепы.
Заключение
Мазепа–талантливый человек и тонкий политик. Ни один из гетманов не сделал так много, как Мазепа для развития культуры и духовности украинского народа. Желание гетмана вырвать Украину из-под московского ярма, реализовать великую идею независимости, самостоятельности украинского государства, не увенчалось успехом, но на протяжении тех столетий это желание, идея теплилась в сердцах лучших сынов украинского народа.
Корни современной независимой Украины полностью лежат в великой идее Мазепы. Имя Мазепы после его смерти, осталось для дальнейших поколений символом борьбы за независимость Украины.
Мазепа просто устал мириться с тем, как Петр I продолжал политику своих предшественников, все больше и больше порабощал Украину, грабил казачество. И именно это явилось причиной решения Мазепы присоединиться к Карлу XII, вместе со шведскими войсками выступить против царской России.
Трагедия гетмана заключалась в том, что его план не поняло и не поддержало все казачество.
Литература
Костомаров Н., «Руина» и «Мазепа и мазепинцы»;
Таирова-Яковлева Т. Мазепа. М: Молодая гвардия, Жизнь замечательных людей, 2006;
Статьи и заметки о Мазепе в "Киев. стар. " (1882, № 4; 1883, № 7; 18 8 4, № 12; 1885, №№ 7 и 12; 1886, № 12; 1887, №№ 1 и 2; 1888, № 5);
«Статья А. М. Лазаревского в "Русск. арх. " (1876, № 12);
Статья А. Е. Д-ого, в "Киевск. телегр. " (1866, №№ 1, 2, 3 и 4);
Терещенко А. в "Русск. арх. " (1865, № 9),
О Мазепе и Палии в "Черниг. лист. " (1862, №№ 4, 5, 6 и 8),
О Мазепе и Горленках в "Вест. Европы " (1872, т. III, ст. де Пуле).