Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.
РЕФЕРАТ
по теме: «Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.»
1. Русская культура в XVIII в.
Русская культура в XVIII в. переживала примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний – исторических, географических, естественнонаучных и иных, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, провидения) уступает место рационализму (исходя из принципов разума – рацио).
Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерными для того времени чертами русской культуры являлись стремление к светскости (секуляризации культуры), гуманистическому восприятию действительности, открытость ее к диалогу с культурами других народов, веротерпимость.
Россия уже в XVIII столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи «Батыева разорения»). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком русской культуры.
2. Просвещение
Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные – в обеих столицах; горные – на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские – в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.
Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л.Ф. Магницкий в своей «Арифметике» (первое издание – 1707 г.).
«Ведомости», первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковно-славянский шрифт употреблялся отныне только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.
В середине – второй половине XVIII столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тыс. учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тыс. школ (1794 г.). Срок обучения в русских школах составлял от трех до пяти лет. Учились по «Арифметике» Л. Магницкого, «Грамматике» М. Смотрицкого, «Первому учению строкам» Ф. Прокоповича, азбукам. Часослову, Псалтырю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы – для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.
Для обучения дворян возможностей было больше – частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.
Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.
В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней – университет и гимназия. В 1755 г. основали по почину И.И. Шувалова и М. В, Ломоносова Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.
Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где он получил образование. Немало путешествовал по Европе. Бецкой с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел, в 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Он познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.
В начале 1762 г. император Петр III вызвал Бецкого в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры – в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой s свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений – Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге. Бецкой стал родоначальником женского образования в России. По его проекту в 1764 г. был открыт Смольный институт в Петербурге (воспитательное общество благородных девиц), которым он также руководил.
В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания «новой породы людей» путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной Екатериной II, цель воспитания юношества – дать хорошее общее образование и нравственное развитие («облагорожение сердца»). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты). Тем самым «зверообразные и неистовые в словах и поступках» старые рутинеры не смогут на них влиять.
Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен – оно продолжало влиять на них. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.
В 1782–1786 гг. была проведена школьная реформа. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах изучали чтение и письмо, священную историю. В двух старших классах обучали геометрии, географии, физике, истории и т.д. В 1782 г. в России было всего 8 школ с 518 учащимися, в конце XVIII в. –288 школ и 22 220 учащихся.
Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т.д. И.К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем «Атласе Российской империи» (1734 г.).
При Петре I создали труды по истории Северной войны – «Книгу Марсову», «Историю Свейской войны». Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями («монстры», всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В.Н. Татищев создал обобщающий труд – «Историю Российскую». В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают сведения о событиях, отсутствующих в других известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке ведутся споры: одни ученые, исследуя «татищевские» известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что Татищев цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом «татищевских» известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т.д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.
Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, «сам был первым нашим университетом».
Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки. Он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т.д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с «глубокой древности», а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтийского моря, а не шведами.
Работавший в академии одновременно с Ломоносовым Л. Эйллер, великий математик, называл его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке».
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М, В, Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С.П. Крашенинников составил знаменитое «Описание земли Камчатки», И.И. Лепехин – описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»).
Во второй половине XVIII столетия закладываются научные основы биологии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые – М.М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»), И.И. Болтин.
Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.
В Петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести «во смирение». В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу дворян. «Крестьянам, – отмечал Посошков, – помещики не вековые владельцы».
Для упорядочения административных и судебных учреждений он предлагал посадить в них вместо «великородных» людей из любых других сословий, если в них «острота ума есть», «истребить» «всяких разных явных и потаенных грабителей». Посошков – сторонник равенства всех сословий перед судом. Он предложил подготовить новое Уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен был быть опубликован для обсуждения, внесения поправок («народосоветие»).
Об итогах реформ и Северной войны шла речь в «Рассуждении о причинах Северной войны» вице-канцлера П.П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович в Духовном регламенте и «Правде воли монаршей» выступал, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорил о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти – демократии (народодержавства), аристократии и монархии – наиболее приемлемой для России он считал третью, т.е. неограниченную власть монарха.
В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославлял успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.
Историк Татищев во многих записях, «мнениях», «проектах ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и «честнейший стан государства», его опора, по его мнению, – это дворянство.
Ускорение экономического развития России – мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповал на волю монарха, на реформы сверху. Он сторонник «просвещенного абсолютизма». В просвещении всех сословий, а том числе крестьян, Ломоносов видел огромную пользу для государства. Он писал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды».
Критика крепостничества звучала в сочинениях Я. Поленова, солдатского сына, И.Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767–1768 гг. – дворян Г.С. Коровина и Я.П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного гнета, его ограничении, постепенном освобождении от него крестьян и работных людей.
Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н.И. Новиков в своих журналах, больше всего в «Трутне» и «Живописце», поместил немало статей об аморальности крепостного права.
А.Н. Радищев в знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести «совершенное уничтожение рабства», передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
3. Фольклор
В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.
Во многих произведениях народного творчества их составители показывают «свирепство» помещиков, подневольное положение крепостных. «Куда ты ни сунься, – везде господа», – сетует анонимный «Плач холопов». Столь же горестно смотрят па свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).
Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.
В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры-то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы («Повесть о Флоре Скобееве»), то дворян и купцов – поклонников европейских нравов и удовольствий (&0 российском матросе Василии», «История об Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне»).
Русский классицизм представлен также именами А.П. Сумарокова, его главы, М.М. Хераскова (тоже выходца из Молдавии), В.И. Майкова, Я.Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.
4. Архитектура
При Петре I строительство, особенно в его «парадизе» (рае) – новой столице России, приняло исключительный размах. Под руководством Д. Трезини, архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий (ныне в нем – университет) и т.д. Над возведением Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие: иностранные (Шлютер, Леблон, Микегти) и русские (Земцов, Еропкин и др.). Вырабатывался новый, смешанный стиль – с использованием иноземных и местных мотивов.
В Москве продолжали развивать традиции русского, или нарышкинского, барокко. Таковы церковь Покрова в Филях, построенная для Л.К. Нарышкина; церковь Ивана Воина на Якиманке; церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) и др.
Великий зодчий России Василий Иванович Баженов, родившийся в 1737 г. в семье церковнослужителя одного из соборов Московского Кремля, с детских лет проявил незаурядное природное дарование – с увлечением срисовывал старинные здания во второй столице. О нем узнал известный архитектор Д. Ухтомский и взял его в обучение. Затем Баженов перешел в петербургскую Академию художеств к С.И. Чевакинскому, став его помощником при возведении Николаевского морского собора. Учился Баженов также в Париже и Риме. Возвратившись на Родину, он строил здания арсеналов в обеих столицах, в Москве – дом Пашкова, в стиле национальной готики – дворец в Царицыно и др. Связи Баженова с Новиковым, цесаревичем Павлом Петровичем, московскими масонами навлекли на него гнев императрицы, и его отстранили от дел. Царицынский дворец остался недостроенным (Екатерина сочла его мрачным), а грандиозный проект перестройки Кремля оказался невостребованным. Некоторое время Баженов занимался частными постройками. В конце правления императрица вернула его в Северную столицу (1792 г.), и он строил здания в Кронштадте. Император Павел назначил его вице-президентом Академии художеств, и гениальный зодчий принялся за новые дела, но вскоре умер (1799 г.).
Сентиментализм отразился в парковой архитектуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»).
В стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах). Сын скульптора К.-Б. Растрелли, он родился в 1700 г. По заказу Анны Ивановны он строил Зимний дворец (1735–1739 гг.), йотом дворец Бирона в Митаве. По его проектам возвели много сооружений в Москве (Анненгофский, Лефортовский дома). Петербурге и его окрестностях (дворец в Царском Селе, дворцы Бобринских, Воронцова, Строганова и др.), Киеве (Андреевский собор) и другие. Венцом его деятельности стала постройка комплекса зданий Смольного монастыря (40–50-е гг., достроен В.П. Стасовым в начале XIX в.). Скончался Растрелли в 1771 г.
Живопись. Светская живопись при Петре 1 выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников – Петра II, Анну Ивановну. Портреты были сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.
В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И. Адольский, Г. Мусикийский.
На гравюрах их авторы (братья Зубовы и др.) прославляли воинские победы русской армии и флота, запечатлели строительство городов, кораблей.
В середине и второй половине XVIII столетия получили известность живописцы-классицисты; А.П. Лосенка («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»), Г.И. Угрюмое («Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков») и другие. Подражание античным образцам, отвлеченность и идеальность образов, характерные для этих картин, снижают их воздействие на зрителя.
«Чувствительные» сюжеты, пасторальность присущи картинам мастеров сентиментального направления (М.М. Иванов – «Доение коровы», пейзажи С.Ф. Щедрина, портреты В.Л. Боровиковского).
Федор Степанович Рокотов (родился в 1730-е гг.) происходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни и обучении не существует. Возможно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым. Его мастерство обратило на себя внимание. Рокотову заказали портреты Петра III, затем он писал коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился правительнице. Императрица изображена на нем во весь рост в профиль на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петровича, И.И. Шувалова, Г.Г. Орлова. В 1765 г. он стал академиком и уехал в Москву. Здесь он создавал небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявился глубоко оригинальный талант живописца. Картины отличались проникновенностью, задушевностью и поэтичностью, особым живописным почерком, необычайной живостью и легкостью мазков, прозрачностью красочного слоя. Большой выразительности достигает Рокотов в передаче лица, тканей, кружев и т.д. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А.П. Струйской, Обресковой, неизвестной в розовом платье и др.
Дмитрий Григорьевич Левицкий работал в реалистической манере. Он родился в 1735 или 1736 г., вероятно, в Киеве, в семье священника, рисованию учился у отца, потом в Петербурге. Известность Левицкий приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Он прославился портретами Екатерины II, членов ее семьи, архитектора А.Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок и тщательность письма.
Выдающееся место в истории русской живописи занял Василий Лукич Боровиковский. Родившийся в 1758 г. в Миргороде, сын дворянина, он некоторое время служил в армии, вышел в отставку, будучи поручиком. Вернувшись к родным пенатам, занимался любимым делом – живописью. Екатерина II во время своего путешествия в Крым (1787 г.), проезжая через Миргород, обратила внимание на картины Боровиковского, аллегорически изображавшие ее и Петра I. беседовала с ним, и по ее совету он поехал в Петербург. Здесь он учился в Академии художеств, у Левицкого. Работая в портретном жанре, он, став академиком (1795 г.), быстро приобрел большую известность – портретами императрицы, Державина, многих вельмож. Писал он и картины на религиозные сюжеты («Благовещение» и др.). Картинам художника присуща удивительная свежесть красок, которая сохранилась до наших дней, в отличие от многих картин его современников. К сожалению, Боровиковский не оставил описания технических приемов своей живописи. Интересно, что он работал левой рукой.
Мало мы знаем о жизни художника И.А. Ерменева, который обучался в Академии художеств, затем был послан в Париж, где стал свидетелем, а возможно и участником, событий 1789 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. В цикле акварелей Ерменев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян («Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие»). Художник создал суровые и величественные образы крестьян, показал силу и достоинство простых людей.
Зачинателем крестьянского бытового жанра стал Михаил Шибанов. Он был крепостным Г.А. Потемкина, который его затем освободил. Перу Шибанова принадлежали многие портреты, в том числе относящийся к лучшим образцам живописи XVIII в. портрет Екатерины II. Однако Шибанов известен прежде всего благодаря своим бытовым картинам («Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора» и др.). На этих полотнах правдиво и любовно переданы сцены крестьянской жизни, лица крестьян, их одежда и жилища.
Скульптура. В Петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра и др.).
Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью (памятник Петру I, или «Медный всадник», работы Э.-М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н.М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф.Г. Гордеева).
Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание – стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) – он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.
Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоносова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Шубин учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.
Приобрел известность М.И. Козловский – автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.
Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца – купеческого сына Ф.Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А.П. Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма: И.А. Дмитревский, П.А. Плавильщиков, Т.М. Тровпольская, сам Ф.Г. Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.
К концу XVIII в. получают распространение сентиментальные постановки – пасторальные комедии, оперы Майкова и других авторов, «слезные драмы» Хераскова. Основоположником этого направления среди актеров стал В.П. Померанцев.
5. Быт
Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоев общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоев городского населения.
Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы и площади старались по плану, «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Следили за санитарным состоянием, мостили улицы.
С целью повышения культуры общения завели ассамблеи; на них присутствовали и женщины, что первое время вызывало недовольство приверженцев старины. Для обучения хорошим манерам издали «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.
По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья – с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников и акробатов.
Сокращение для дворян срока службы до 25 лет (1736 г.), затем отмену обязательной службы (1762 г.) дворяне встретили с одобрением. Многие уходили в отставку, чтобы полностью переключиться на домашнее хозяйство, предпринимательство. Они строили усадьбы, разбивали парки, сады. Все большее место в их жизни занимали праздники и охота, балы и семейные торжества. Дворянам подражали богатые промышленники, купцы. Они тоже заводили дома и дворцы, оркестры и псарни.
Из дворянской среды вышло немало писателей и поэтов, художников и зодчих. Но основная их масса вела жизнь праздную, ленивую, которая их развращала. Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского дворца, вельмож. Императрица Елизавета, например, имела гардероб со многими тысячами платьев. Сановники тратили огромные деньги на пиры, увеселения, фавориток.
Некоторые из вельмож собирали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства, редких рукописей, на свои деньги строили прекрасные архитектурные памятники, музеи, открывали частные театры.
Крестьянский быт изменился незначительно – те же холщовые, пестрядинные рубахи и порты, те же онучи и лапти, зипуны и полушубки, рукавицы и шапки. По-прежнему жили крестьяне в «черных» избах (топились «по-черному»), «белые» избы появлялись только у богатых сельчан. Убранство в домах – деревянные столы и лавки, кровати и посуда. Имелась посуда и из глины, металлическая же встречалась редко.
В тяжелых бытовых условиях проживал мастеровой люд – тесные и грязные помещения, плохая одежда; их еда – хлеб и квас, тюря и капуста. Работали они по 14–15 часов в сутки, за провинности их ждали штрафы и наказания, каторга или рекрутчина. Старики кормились «мирским подаянием». Некоторые забывались в кабаках.
«Капиталисты» – крестьяне и мастера выходили в купцы, промышленники и стремились подражать дворянам в одежде и иных предметах обихода.
Психология чиновничества формировалась средой учреждений с их нередкими злоупотреблениями и произволом, раболепием и взяточничеством. В.В. Капнист, драматург и поэт, в комедии «Ябеда» так обрисовал облик чиновника-хапуги:
Бери – большой тут нет науки.
Бери, что только можешь взять.
На что ж привешаны нам руки.
Как не на то, чтоб брать, брать, брать…
Литература
Громаков С.Г. История России. М., 2008.
Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.
Акаев А.Л. История России. СПб., 2007.
Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.