Киевская Русь во времена правления Владимира Мономаха

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Владимир Мономах – великий политический деятель

1.1 Владимир Мономах – собиратель русских земель

1.2 Внешнеполитическая деятельность Владимира Мономаха

Глава 2. Культурная жизнь Древней Руси в эпоху правления Владимира Мономаха

2.1 Поучение Владимира Мономаха

2.2 Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской Руси

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава Мудрого никто не оставил после себя такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом среди правителей того времени. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века.

Целью нашей курсовой работы стоит изучение «жизни» Киевской Руси во времена правления Владимира Мономаха.

Актуальность работы вызвана неоднозначной политической ситуацией в Украине со времени провозглашения ее государственной независимости.

Много авторов говорили и говорят о Владимире Мономахе как умном, добром человеке, мудром и справедливом политике, и все они сходятся в том мнении, что сын Всеволода, любимейшего из сыновей Ярослава [5,212] по справедливости может называться ярким представителем своего времени. Боханов А.Н., уделявший огромное внимание портретной характеристике Владимира Мономаха, в своей работе называет его самым влиятельным правителем в истории Киевской Руси. И даже, не рассматривая историю Киевской Руси с позиций таких историков как Костомаров Н.И., Дикий А, Карамзин Н.М. любой читатель может познакомиться с мыслью Владимира Мономаха о чести, мужестве, верности отчизне [6,118] из «первых рук», прочитав его «Поучение детям», где он предстает перед нами еще и как образованный литературный деятель.

Можно с уверенностью сказать, что находившейся в то время в столь сложном политическом положении Киевской Руси появление опытного, умного, решительного деятеля в лице Владимира Мономаха оказалось настоящим спасением. И не только потому, что он сумел преодолеть княжескую раздробленность, которую болезненно переживала Киевская Русь [9, 278], объединить силы всех княжеств в борьбе с половцами за « великую землю русскую» [2,2]. Владимир Мономах был незаурядным политиком, который умел эффективно налаживать связи с главами других государств. Рыбаков Б.А. в своем труде «Рождение Руси» полагал, что в этом ему помогали его родственные связи, поскольку мать Владимира Мономаха была дочерью греческого императора. С этим, конечно, можно частично согласиться, но нельзя умалять и роли талантливого правителя, который показывал себя не только на военной арене и в ведении переговоров, но старался развивать письменность, литературу и искусство Киевской Руси, дабы представить ее в глазах мировой общественности того времени как крупный культурный центр. Имя Владимира Мономаха (и, соответственно, статус Киевской Руси) было до того уважаемо, что по словам Костомарова Н.И., впоследствии составилась сказка о том, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, венец и бармы, и через несколько столетий после него спустя московские государи венчались венцом, который назвали «шапкою» Мономаха.

По существу, Мономах выступил в истории Руси как первый серьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающегося строя. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы самого этого развивающегося строя русской жизни.

ГЛАВА 1. Владимир Мономах – великий политический деятель

Совершив за свою жизнь 83 крупных похода, выиграв десятки сражений, князь стал для потомков не только героем-воином. О Владимире Мономахе вспоминают как об идеальном правителе, сумевшим реализовать себя многопланово и разносторонне. Не зря Костомаров Н.И. описывал время княжения его до смерти, последовавшей в 1125 году, периодом « самым цветущим в древней истории Киевской Руси» [6, 518].

Киевская Русь времен Ярослава Мудрого была огромнейшим государством, объединившим когда-то разрозненные восточнославянские племена. Под рукой киевских князей были собраны территории, значительно превышавшие по размерам любую из европейских стран того времени, хотя и нельзя было назвать Киевскую Русь единым государством в сегодняшнем понимании этого слова, так как не было тогда, да и не могло еще быть единого управления и постоянных экономических связей между отдельными землями. Политическая зависимость большинства земель, входивших в державу Рюриковичей, ограничивалась уплатой необременительной дани, а сами киевские князья имели четко определенный круг обязанностей, главными из которых являлись предотвращение внутренних распрей между различными племенами и защита своих налогоплательщиков от внешней опасности. « Каждый хранит вотчину свою, но у всех нас пусть будет единое сердце » - договорились между собой князья русские на встрече в Витичеве, где заправлял всем Владимир Мономах [6, 511], что на тот момент уже было большой победой в деле объединения княжеств. Так как, известно, что договориться о таком союзничестве удалось не сразу, но Владимир Мономах действовал, не сдаваясь и придерживаясь одной политической линии на укрепление внутригосударственных связей Киевской Руси.

1.1 Владимир Мономах – собиратель русских земель

Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, и также отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом вновь начались кровавые раздоры князей. Нужна была идеологическая пропаганда новых идей. Задачам этой пропаганды служит культ Бориса и Глеба, летописание, усиленно поддерживавшееся Владимиром Мономахом, и, наконец, собственные произведения самого Владимира Мономаха.

Как одно из направлений в деле объединения русских земель Мономах в своей политической деятельности с особенной энергией призывал соблюдать крестоцелование. Это был не простой призыв к честности, а установление самой сути системы: ведь целует крест не только побежденный победителю, но и сюзерен своим вассалам, а вассалы ему: все князья - постоянно договаривающиеся стороны. На договорных условиях пытался Мономах организовывать совместные походы русских князей против половцев, стремился добиться их организации путем уговоров, созывов княжеских съездов, на которых всегда выступал против раздоров и за активную оборону Русской земли. Кроме того, в новых условиях необходимо было упорядочить феодальную эксплуатацию в интересах всего феодального класса, остановить отдельных излишне усердствовавших в этом феодалов. Одним словом, недостаток объединяющей политической силы киевского князя и недостаток экономических связей, как мы уже говорили, необходимо было бы в некоторой степени возместить силой моральной. Известно, что начало раздорам между князьями русскими было положено еще после смерти Ярослава Мудрого и только его внук Владимир сумел организовать борьбу за объединение, частично жертвуя даже своим положением. Так как после кончины своего отца он имел возможность занять престол Киева, но предвидя, что это приведет к обострению и без того не прекращавшихся усобиц, сам предложил своему двоюродному брату, сыну старшего из сыновей Ярослава Святополку Изяславичу, княжившему в Турове, занять киевский престол. Таким образом, Владимир Мономах во-первых поддержал принцип старейшинства и, во-вторых показал свою политическую зрелость и мудрость в принятии решений, несмотря на свой возраст.Здесь хочется провести параллель между поступками Владимира и значением его имени. Так как его прозвище «Мономах», полученное в честь его деда по материнской линии византийского императора Константина IX в переводе с греческого – (единоборец, сражающийся в одиночку). Думается, что вся его политическая деятельность соответствовала его необычному греческому прозвищу. Будучи еще достаточно молодым, он один из немногих понимал, что только объединив Киевскую Русь, невзирая на жажду собственной сиюминутной наживы, возможно усилить ее могущество на мировой арене, и всю свою жизнь целенаправленно шел к этой цели. Известен еще один факт, говорящий в пользу Владимира Мономаха: в борьбе за могущество Киевской Руси он почти всегда выступал инициатором княжеских съездов, начало которым было положено во времена молодого князя киевского Святополка. На княжеских съездах не только решались вопросы обустройства русской земли, но и создавались союзы для походов в Степь. Начало XII века прошло в острейшей конфронтации с половцами. Но совместными усилиями русские князья сумели обеспечить адекватные ответные меры. В 1111 году поход в Степь был настолько мощным, что половцы были вынуждены оставить прилегающие к Руси степные районы и отступить за Дон. И, снова, инициатором всех антиполовецких действий был Мономах. Суть его политики была простой и здравой: искать мира при перевесе сил у половцев и наступать, когда удавалось собрать сильный союз различных княжеств.

Деятельность Владимира Мономаха как собирателя русских земель была связана не только с боями, что мы уже выделяли, но состояла из попыток решать вопросы иными путями. Мы знаем, что большинство из 83 походов Мономаха были направлены на половцев. Вместе с тем в своем "Поучении сыновьям" князь говорит и о 19 мирных соглашениях с половецкими правителями. При заключении таких мирных договоров князь "дарил много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких" [2,3]. Известно, что в 1107 году Владимир и Олег гостили у половецкого хана Аепы, заключили с ним мир, скрепленный дипломатическими браками. Сын Мономаха Юрий, будущий Долгорукий, женился на дочери Аепы. В позднейших усобицах Юрий Долгорукий неоднократно будет пользоваться помощью своих степных родственников, а имя Юрий станет одним из первых русских имен, пришедших в половецкую степь вместе с христианством.

О мудрости и политическом таланте Владимира Мономаха знаем, не только мы спустя столетия. Уже в то время простые люди видели и хорошо понимали направленность Владимира. Это доказывает тот факт, что после смерти Святополка, князя киевского, киевляне пригласили править именно Мономаха, хотя согласно «принципу старейшинства» правителем должен был стать Олег (и Владимир Мономах сам отказался от престола в его пользу). Время пришествия Владимира на престол киевский было сложным, поскольку люди выявляли недовольство правлением Святополка и устраивали мятежи, обвиняя последнего и его ближайшее окружение в беззакониях и покровительстве иудеям-ростовщикам, дававшим ссуды под произвольно назначаемые и чрезмерно высокие проценты [9,421].

Сам Мономах в "Поучении" ставил себе в заслугу то, что "и простого смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным". Незадолго перед этим фактом Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет. Для того времени это было немало. Он овладел верховной властью в таком возрасте, когда люди уже расстаются и с властью, и с жизнью. Впереди у него еще было 12 лет правления.

За это время Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, но значительно укрепил русскую государственность. Во-первых, он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе братьев Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он, как Владимир I и Ярослав Мудрый, рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка — Ярослава, который правил на Волыни. При этом великом князе Русь восстановила свое единство, свою мощь. Другие князья беспрекословно выполняли указания Мономаха. Он проявил себя не только как видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его «Устав» был направлен на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, богатое купечество от народного гнева, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.

1.2 Внешнеполитическая деятельность Владимира Мономаха

В оценке исторических лиц для нас очень важно определить не столько их субъективные качества, которые могут дойти до нас в искаженной передаче пристрастных современников, сколько объективное значение их деятельности: шла ли она против течения Жизни или, наоборот, способствовала ускорению наметившихся жизненных явлений.

Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана -- "Тугарина Змея».

Мы знаем, что при таком положении дел, которое существовало в Киевской Руси во время пришествия Владимира на престол, важнейшей задачей тогдашней политической деятельности было, с одной стороны, установление порядка и согласия между князьями, а уж потом укрепление могущества Руси на мировой арене.

С этой задачей Владимир Мономах справился: при Владимире Мономахе Русь побеждала половцев, и они на время перестали быть постоянной угрозой. Власть киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской народностью. Усобицы мелких князей решительно пресекались тяжелой рукой великого князя. Киев стал действительно столицей огромного, крупнейшего в Европе государства.

Гигантским полукругом очерчивает поэт «Слова о погибели русской земли» границы Руси во времена правления Владимира Мономаха: от Венгрии к Польше, от Польши к Литве, далее к прибалтийским землям Немецкого ордена, оттуда к Карелии и к Ледовитому океану, оттуда к Волжской Болгарии, буртасам, мордве и удмуртам. Это все с давних пор было покорно Владимиру Мономаху, "которым то половци дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угри твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великий Володимер тамо не въехал" [2, 3].

Демонстрируя силу и мудрость, он завоевывал первенство и авторитет среди всех русских князей. Твердая рука Мономаха простерлась до Дуная, где он вступил в конфликт с византийской империей. В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, с мирными предложениями.Наполовину грек Владимир иначе, чем в Византии, понимал суть верховной власти. Современная ему Византия акцентировала внимание на правах правителя, Владимир же воспринимал власть как круг обязанностей.

В том же 1116г. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству, где сидели вечно мятежные потомки князя Всеслава, который умер в 1101 г., так и не смирившись с властью Киева. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае. На юг было направлено русское войско, но Византия поспешила прислать Мономаху богатые дары, греки предложили обручить внучку Мономаха, дочь Мстислава Добронегу с сыном византийского императора. Это была высокая честь. Русское войско было отозвано. Таким образом в 1122 году Владимир помирился с преемником Алексея, Иоаном Комнином.

Ожесточение историков, пытающихся, спустя многие столетия, понять смысл давних событий, берет свои корни в идеологии, которая зарождается на Руси в XI—XII в. Идут непрерывные войны — с половцами, на юго-востоке, с поляками, немцами — на Западных рубежах. Это жестокие, кровопролитные, разрушительные конфликты. Пленники обращаются в рабство. Василий Ключевский называет Владимира Мономаха «самым умным и добрым из Ярославичей», но в Поучении детям великий князь вспоминает, что напав однажды врасплох на Минск, он не оставил там «ни челядина, ни скотины». В Минске жили православные христиане.

Существует еще и такая точка зрения на политические события времен Киевской Руси во главе с Владимиром Мономахом: военные столкновения этого времени, носили семейный, династический характер. Это касалось и запада, и юга. Русско-половецкие связи были настолько сильны, что историки-евразийцы пришли к мысли о существовании единого полицентрического государства: Половецкая степь и Киевская Русь. Одновременно, как заметил французский историк Леруа-Болье, никогда — до XVIII в. — Россия не была такой европейской, как в эпоху Киевской Руси. Это был результат, в первую очередь, брачных, династических связей. Следовательно и конфликты были семейными.

Несмотря на разные точки зрения, все историки сходятся во мнении, что наибольшую мощь и влияние на мировой политической и культурной аренах Киевская Русь приобрела в эпоху правления Владимира Мономаха, князя мудрого, решительного и деятельного.

Проанализировав факты, свидетельствующие о личности, деятельности Владимира Мономаха мы можем отметить, что он был убежденным и страстным идеологом нового. За время своего правления Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, умерив пыл и подчинив себе русских князей, но значительно укрепил русскую государственность. При этом великом князе Русь восстановила свое единство, свою мощь. Другие князья беспрекословно выполняли указания Мономаха.

Он проявил себя не только как видный полководец, властный политик, законодатель, но и как рачительный хозяин. Мономах стремился не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, богатое купечество от народного гнева, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.

К тому же действовал Владимир Мономах, руководствуясь справедливостью, совестью, мудростью, стремился моральной проповедью сгладить политические недостатки системы и защищал самую систему.

Не забывал Владимир Мономах и о том, что одного единения и организованности внутри государства недостаточно для крепких позиций на мировой арене. И именно поэтому активно заботился о статусе Киевской Руси в глазах других государств. Его внешнеполитическая деятельность была направлена на создание нового образа Киевской Руси. При этом князь одновременно действовал во многих направлениях: расширял и укреплял границы российского государства путем быстрых и решительных завоеваний, а также создавал условия для культурного роста Киевской Руси.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что во времена правления Владимира Мономаха Киевская Русь стала крупным государственным и культурным центром.

ГЛАВА 2. Культурная жизнь Древней Руси в эпоху правления Владимира Мономаха

Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, уже обладавшая высоким культурным потенциалом, приобщилась к европейской средневековой цивилизации и во времена Владимира Мономаха пережила бурный культурный расцвет. Это не было результатом простого заимствования: творчески переработав разнообразные влияния (византийское, южнославянское, частично романское и восточное), Древняя Русь создала органичную систему культурных ценностей, которая на века определила пути развития самобытной культуры восточнославянских земель – великорусского, украинского, белорусского народов. Во многом, возможно, греческие корни помогли Владимиру Мономаху сохранять и развивать культурные связи с Византией.

Выйдя на мировую арену во главе с Владимиром Мономахом значительно позднее своих европейских соседей, Русь за короткий промежуток времени прошла сложный путь своего развития, который складывался из многих, в разное время возникавших компонентов. Возникнув в VI в. и имея культурный уровень близкий к первобытному, Русь уже в XI в. сумела превратиться в страну с высокоразвитой культурой и достичь уровня передовых стран средневекового мира. В эпоху Киевской Руси складывается общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в появлении общей культуры.

В эпоху Киевской Руси Владимира Мономаха был задан тип культурно-исторического развития русского народа в рамках тесного переплетения двух векторов его духовной жизни: христианского и языческого. В это время она создала свою собственную самобытную культуру. Ее светлые начала прошли через века и оказались очень стойкими.

2.1 Поучение Владимира Мономаха

Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода небольшое чудо. Правда, каждое из этих чудес в той или иной мере объясняется литературоведами: мы можем вскрыть его истоки в русских, византийских и других книжных традициях, в общественной жизни Руси, в исторической обстановке. Тем не менее каждый памятник в той или иной мере удивляет своей непохожестью на другие.

Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием "Поучения", написаны в конце XI - начале XII в.

"Поучение" дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком "Слова о полку Игореве" в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.

То, что мы называем "Поучением" Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь собственно "Поучение", его автобиография и письмо к князю Олегу.

Особенно поражает и удивляет замечательное письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу ("Гориславичу"), как называет его автор "Слова о полку Игореве" за то горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле). Письмо это частное, личное. Обстоятельства, которые дали повод для написания письма, исключительны, и сама тональность письма, его содержание также совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление.

О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом. Может быть, Мономах торжествует свою победу над ним? Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле?

Нет! Письмо Мономаха поразительно. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды.

Письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу начинается в покаянном тоне: "О, многострастный и печальны аз! Мономах излагает повод, послуживший к написанию письма - убийство Олегом сына их обоих, - и высказывает мысль, что жизнь человеческая в руках божьих (то есть - виноватых нет!), а затем пишет: "Егда же убиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю (следовало бы тебе, увидя кровь его и тело увянувшее), яко цвету (цветку) нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: "Увы мне! что створих! И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех собе, отцю и матери слезы [2,4].

Мономах всячески подчеркивает, что он не собирается мстить Олегу: "Дивно ли, оже мужь умерл в полку (в сражении) ти? Лепше суть измерли и роди наши". Перед нами поразительная для своего времени переделка обычной воинской формулы ободрения воинов перед битвой: "аще мужь убьен есть на рати, то кое чюдо есть?"

Мономах очень смело переделал традиционную формулу ободрения воинов перед битвой здесь не случайно: Мономах ведь обращается к суровому воину Олегу и стремится говорить с ним на понятном для него языке воина. Князья обычно говорили воинам перед сражением: "Что удивительного (разве это чудо?), что муж убит на войне?" Этим они стремились вселить бесстрашие в своих воинов. Вместо побуждения к битве Мономах этой же формулой оправдывает свой отказ от мести за убитого сына и добавляет: "неси ти ворожбит, ни местьник (я не враг тебе и не мститель)". Мономах готов добром отдать побежденному Олегу его волости.

Мономах призывает Олега вернуться в Русскую землю и начать княжить в своем наследственном княжестве. Больше того, Мономах просит его простить старую вражду.

Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране.

Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана.

Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную.

Чрезвычайно важно проследить, как тема необходимости морального упорядочения нового политического строя пронизывает собой все сочинения Владимира Мономаха: его "Поучение", автобиографию и письмо к Олегу.

Повод, по которому написано "Поучение", отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое "Поучение" - к детям и к "иным, кто его услышит". Под этими "иными" Мономах явно разумел всех русских князей. Именно к князьям обращены "Поучение" и другие примыкающие к нему "списания". Он учит в своем "Поучении" князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д. Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели - призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа.

"Поучение" начинается с тех слов Псалтири, которые он нашел в ней и которые как бы ответили его мыслям: "Не ревнуй лукавнующим (то есть не соревнуйся со злодеями), ни завиди творящим безаконье, зане (потому что) лукавнующии потребятся (то есть истребятся, погибнут), терпящий же господа - ти обладають землею". Эта мысль развивается Мономахом особенно подробно, здесь явно имеются в виду князья-современники. Он призывает их довольствоваться малым: малое у праведника лучше многих богатств нечестивых, нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. Практическое применение всех этих мыслей псалма в феодально-княжеской практике XII в. означало только одно: каждому князю довольствоваться своей отчиной, хотя бы и малой, как бы законны ни казались ему его права на землю соседа.

Владимир Мономах дал в своем письме к Олегу образец того, как надо прощать противнику даже смерть сына, - ибо смерть невозвратима, заботу же необходимо проявлять только о живых. Вот почему письмо к Олегу тесно примыкает к "Поучению" и по содержанию, и по ходу изложения. Оно как бы продолжает заключительные слова "Поучения", где Мономах говорит: "а иже от бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти". Не мог отнять у смерти своего сына и Владимир Мономах. Не исключена возможность, что свое смелое и сильное письмо именно сам Владимир Мономах присоединил к "Поучению" в качестве практического образца нового поведения.

Громадная политическая тема - подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй - была разрешена в "Поучении" с удивительным художественным тактом. Весь тон "Поучения" - задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего "Поучения", когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он "в печали" взял Псалтирь, а затем собрал "словца си любая и складох по ряду и написах". Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: "векую печалуеши, душе?", "будучи обращен к гадающему, как бы сам собой присваивал его душевному строю названье печалования; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь - к этому верному наблюдению исследователя "Поучения" - В. Л. Комаровича добавим от себя, что слово "печалование" имело в Древней Руси именно тот политический оттенок, который требовательно лежит на всем "Поучении". Печалование означало заступничество старших за младших и обиженных.

Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви. Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Большую роль Владимир Мономах отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”

Свое знаменитое «Поучение» Владимир Мономах создал на закате жизни и многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с заповедями, изложенными в произведении, но тем более эта исповедь, на наш взгляд, была удивительна.

2.2 Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской Руси

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Но литература началась не с записи памятников фольклора: литература и фольклор как художественные системы в древней Руси противостояли друг другу. Вплоть до XI в. памятники устной словесности не записывали, не только потому что был дорог материал для письма и было еще мало грамотных людей, но, прежде всего потому, что не испытывали в этом необходимости. Литература – как письменная форма воспроизведения памятников словесности возникает при Владимире Мономахе и носит характер единственной возможности ознакомления древнерусского общества с чужими и чуждыми текстами.

Крупных писателей в Древней Руси было немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский многие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество была искусством надиндивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным "чувством плеча", они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу времен Киевской Руси можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном, открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература не знает условных персонажей. В ней упоминаются только лица сыгравшие значительную роль в исторических событиях.

Естественно, что имея правителя, интересам которого было бы чуждо желание жить в культурно развитой державе, Киевская Русь вряд ли смогла достигнуть тех высот литературной и культурной жизни, к коим пришла во главе с Владимиром Мономахом.

Причем, следует отметить, что первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся именно ко времени правления на Руси Владимира Мономаха. Среди них такие выдающиеся памятники как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе», собственно «Поучение». Жанровое разнообразие древнерусской литературы на тот момент уже было достаточно велико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение восьми веков, и взяла свое начало именно в первых столетиях XII века. Этот факт, как нам кажется, тоже достаточно ярко говорит о создававшихся в то время благоприятных условий для развития литературы, и, конечно же, культуры в целом.

Древняя Русь времен Владимира Мономаха оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства; книги открывают "розмысл сердечный", в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю. Развитие художественной культуры Киевской Руси мы также склонны соотносить со связями, которые благодаря Владимиру Мономаху были налажены с Византией. Хотя уместнее говорить о взаимосвязях, поскольку русское народное творчество, в свою очередь, в древнюю византийскую традицию добрые, жизнелюбивые устремления и это в первую очередь относится к художественной традиции.

В процессе храмосоздательной и градообразующей деятельности Владимира Мономаха основные сферы художественной практики: стенопись, иконопись, рукописная и иллюминированная книга, как в свою очередь архитектура, и все виды декоративно-прикладного искусства, явились предметом исключительного внимания и напряженного художественного творчества. Процессы взаимодействия художественных культур были глубокими и сложными. Сам отбор идейного и культурного наследия Византии был сделан столь глубоко и тонко, что определил едва ли не на века дальнейшие пути развития культуры и духовной жизни Руси, вплоть до настоящего времени.

Из «Поучения» мы вынесли мысль о том, что из многочисленных и разнообразных задач христианской культуры была выбрана ее основная цель – "воспитание внутреннего человека", а отсюда постоянная обращенность к внутреннему миру с целью его (человека) очищения и совершенства. Именно это было главным, что выбрала для себя и прочно усвоила в практике своей художественной культуры Древняя Русь. "Внутренний человек", его жизнь, борения и духовное восхождение стали подлинным стержнем всех сокровищ русской художественной культуры вплоть до наших дней.

Древнерусское искусство было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, еще не зная расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусства "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к "узорочью", но при этом в полной мере обладало чувством величия, свойственным органическим культурам средневековья.

Древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Русское искусство можно назвать искусством былинно-эпического склада. Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы.

Художественные идеалы и устремления эпохи Владимира Мономаха наиболее ярко отразились в монументально-декоративном искусстве, в котором будучи средоточением произведений всех видов искусства – архитектуры, станковой и монументальной живописи, многих видов художественного ремесла и искусства книги – древнерусские храмы стали концентрированным выражением высокого уровня художественного развития средневековой Руси.

Развиваясь также как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, древнерусское искусство оставалось преимущественно церковным, культовым и соблюдало установленную иконографию. Во множестве на Руси строились церкви, которые стали частью ее ландшафта.

Монастыри были центрами распространения духовных знаний и сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.

Большое каменное строительство началось в XI в. с возведения христианских храмов по византийскому образцу, но в него были привнесены и некоторые черты самобытного деревянного зодчества, уходящего своими корнями в глубь веков. Для храмового строительства Владимир привлекает греческих зодчих. Они приносят на Русь вполне сложившуюся систему крестово-купольного храма. Грандиозная по замыслу и исполнению она была увенчана, по словам летописи, 25 главами и занимала площадь 900 кв.м.

В XI в. широко и богато обстраивались города. Были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Храм Софии Киевской, с венчавшими его 13 главами, являлся гордостью Киева. Ее внутренние стены были украшены мозаиками и фресками работы приезжих греческих мастеров. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией.

Культура эпохи Владимира Мономаха сопровождалась развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Это значительно обогащало общерусскую культурную сокровищницу. В это время русское искусство приобретает свое самостоятельное неповторимое лицо, с этим временем связан расцвет монументальных видов изобразительного искусства: архитектуры, фресковой живописи и иконописи. От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств, выделившихся из первоначально целого – земель Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской.

Если мы приглядимся ко всей деятельности Владимира Мономаха, ко всем его сочинениям, то убедимся в одном чрезвычайно важном факте: ни одно его действие не было вызвано случайным настроением или случайными политическими обстоятельствами.

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики, искусства, образования и литературы. Эта этическая система довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно "Поучением", и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу.

Можно с уверенностью сказать, что Владимир Мономах как владыка Киевской Руси сделал для нее так много, что смог достигнуть высот развития других европейских государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Княжение Владимира Мономаха в Киеве – славная страница нашей истории. Умный политик и удачливый полководец, он твердой рукой подавлял все междоусобные конфликты своих многочисленных родственников.

К концу княжения Мономаха усобицы временно прекратились, ослабла и половецкая опасность. На время степняки прекратили свои разорительные набеги.

Посвятив большую часть своей жизни решению политических и военных проблем, князь много времени уделял литературе, искусству и архитектуре. В княжение Мономаха строятся новые каменные соборы, пишутся летописи. Да и сам князь был крупнейшим писателем своего времени. В написанном им "Поучении сыновьям" он изложил основные вехи трудного жизненного пути. В "Поучении" говорится, что идеальный русский князь должен беспрекословно подчиняться старшему в роде, жить в мире с равными себе князьями, не притеснять младших князей и бояр и, по возможности, избегать кровопролития. Наглядный пример такого устройства Владимир видит у птиц: птицы весной прилетают в родные края, и каждая находит свое, принадлежащее ей место. Ни одна не пытается согнать другую, но каждая довольствуется своим уделом.

Владимир скончался 19 мая 1125 года. Летописцы воздали ему посмертную похвалу, какой доселе не удостаивался на страницах летописи ни один правитель: "Украшенный добрыми нравами, прославленный победами. Перед его именем трепетали все страны.

Не возносился, не возвеличивался, но все возлагал на Бога и Бог покорял под ноги его всех врагов, он же заповедь Божию храня, творил добро врагам своим, отпуская их одаренными…". Естественно, что и в позднейшей традиции имя князя обрастает легендами. Мономах всегда воспринимался как символ величия Руси и ее единства. Не удивительно, что в первой половине XVI столетия, когда Московское государство становилось царством, именно с его именем связали легенду о дарах императора Константина русскому правителю. Вещественным воплощением этой легенды стала драгоценная скуфья, сделанная греческими мастерами в XIII веке, а на исходе XV века отороченная мехом и ставшая главной коронационной регалией Российского государства. Изучив мнения многих авторов, касающихся личности Владимира Мономаха и, конечно же, его многообразной деятельности, я пришла к выводу о том, что в каждой эпохе должна быть яркая, выдающаяся, харизматичная личность. В противном случае государство рискует потерять свою уникальность, независимость и интерес для других держав.

Таким образом, я подошла к обоснованию актуальности выбранного мною исследования, изложенного во вводной части моей курсовой работы. Хотелось бы и в нашем государстве сегодня иметь мудрых, деятельных личностей в качестве лиц, на которые возложена на функция управления державой. Тем более, как показывает история, потенциал у нашей страны есть.

Все вышеизложенное мною носит субъективный характер и каждый из вас вправе не согласиться с моей точкой зрения.

ЛИТЕРАТУРА

    Боханов А.Н., Горинов М.М. История Роcсии с древнейших времен до конца 20 века в 3-х книгах. кн.1. История России с древнейших времен и до конца XVII века. – М.: Изд-во «МИК», 1996.- 736 с.

    Геллер Михаил. «История Российской империи». В трех томах.- М.: Изд-во «МИК», 1997.- Том 1- 448 с.

    Дикий Андрей. Неизвращенная история Украины – Руси. Том 1.- Нью-Йорк: Изд-во «Правда о России».-1960.

    Карамзин Н.М. История государства российского: в 12 т./ Н.М. Карамзин.- М.: «Моск. Рабочий»; «Слог».- [кн. 1]: т. 1-2: Древняя Русь; Киевская Русь.- 1994. – 366с.

    Костомаров Н.И. Исторические произведения. – К.: Изд-во при Киевском университете, 1989.- 736 с.

    Крупчан С. Новiйший довiдник: Iсторiя України. - К.: ТОВ «Казка», 2005.-736 с.

    Лихачев Д.С. Великое наследие// Избранные работы в 3- х томах. Том 2.- Л.: Худ. лит.,1987.- 278 с.

    Полонська-Василенко Н. Iсторiя Украiни: у 2-х т., т.1. До середини XVII столiття.- К.: Либiдь, 1995.- 672 с.

    Рыбаков Б.А. Рождение Руси.- М.: «Аиф Принт», 2003.- 447 с.