Казачество и его роль в общественно-политическом развитии Украины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХЕРСОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории Украины
КАЗАЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УКРАИНЫ
Выполнила:
студентка группы 1зЭП
Македонова К.Ю.
Проверила:
Скиба Н.Г.
Херсон – 2007
Вступление
Происхождение украинского казачества. Факторы, которые обусловили формирование казацкого слоя.
Казачество – главная движущая и руководящая сила в борьбе украинского народа за национальное и социальное освобождение.
Казачество как государственно-образовательная сила.
Выводы
Список использованной литературы
Вступление
Среди самых важных заданий современной историографии - осмысление прошлого Украины как неотъемлемой составляющей европейского и всемирного исторического процесса. К сожалению, сегодня, в большинстве популярных и научных работ, написанных украинскими историками из патриотических позиций, история Украины представляется оторванной от международного контекста. Ее внешние связи сводятся к экспансии соседних государств на украинские земли или отношений метрополий с колониальной Украиной. До недавнего прошлого главной объективной причиной господства такого подхода была необходимость отграничения истории Украины как отдельного процесса для его лучшего анализа, главное – обратная реакция украинской историографии на российскую, польскую и советскую литературу, в которой существование отдельной истории Украины вообще не признавалось. Однако такой упрощенный подход и ее искусственное отделение от истории европейской и всемирной не отвечает реалиям прошлого. Украина всегда была частью международной общественности и далеко не всегда – пассивной. Однако, Украина не была субъектом международной политики. Но она занимала вполне определенное геополитическое положение и находилась под влиянием объективных внешнеполитических факторов. Скажем, такие территории, как польское Приморье и украинское Подолье в ХV-ХVІІІ ст., находились под действием совсем разных внешнеполитических факторов. И неудачи Польши в татарской политике оборачивались опустошением именно украинских земель, а не абстрактных земель Речи Посполитой. Поэтому есть все основания отдельно говорить о международном положении украинских земель в составе таких великих и неоднородных государств, как Великое княжество Литовское, Речь Посполита и др., имея ввиду всю совокупность внешнеполитических факторов, которые влияли на них.
Соответственно, перед украинской историографией открывается целое направление новых исследований, связанных с освещением реального места и значения украинских земель в международной политике. Такой подход особенно важен для исследования исторического развития украинского казачества. Традиционно считается, что о международных аспектах его деятельности можно вести речь лишь с начала отечественной войны украинского народа, хотя уже с конца ХVІ ст. казачество выступает как самостоятельный субъект международных отношений. Историография истории казачества до Хмельниччины сосредотачивается на его социальной эволюции и отношениях с польской властью. Несмотря на постоянное упоминание в литературе о нападениях на татар и турков, они никогда не рассматривались как отдельная сфера деятельности казаков, или речь шла об их упрощенном освещении как «борьба против мусульманской агрессии». Поэтому международные причины той же Освободительной войны имели такую же большую предысторию, как и причины социальные. В итоге, уже давно назрела потребность более предметного объединения истории казачества с историей международных отношений.
Последнее время к проблеме определения реальных международных координат истории Украины эпохи казачества обратились некоторые украинские историки (В.Брехуненко, В.Сергейчук, В.Станиславський, Т.Чухлиб, Я.Федорук, В.Щербак). И это направление является одним из самых перспективных в исследовании истории украинского казачества. Вот и мы, двигаясь по этому направлению, рассмотрим тему контрольной работы «Казачество и его роль в общественно-политическом развитии Украины».
Происхождение украинского казачества. Факторы, которые обусловили формирование казацкого слоя.
Рассматривая первый вопрос, следует остановиться на чрезвычайной важности в украинской истории такого феномена, как казачество. Необходимо обратить внимание на его генезис, чтобы понять сложный исторический характер и общественное значение казачества, которое уже в конце XVI ст., как выразился М.Грушевский, не только «скристализировалось в целом, приобрело необыкновенную экстенсивную силу, стало великим и влиятельным общественным слоем, но и облекло собой другие общественные слои, стало репрезентантом украинской народности ».
Документы свидетельствуют о существовании казаков в Крыму еще в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Позднее – «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Часто им называли свободных, «ничейных» людей, которые промышляли при помощи оружия. Именно в этом значении оно и закрепилось за русичами-украинцами. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В этом же году казацкие отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Далее жалобы татарского хана на нападения казаков становятся регулярными. Судя по тому, как привычно это обозначение употребляется в документах тех времен, следует считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. А так как свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого Дикого Поля, то понятно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Вне всякого сомнения, что и в этническом составе казачества определенное место занимает татарский элемент.
В начале основным занятием украинских казаков, в отличие от их тюркоязычных предшественников, были промыслы – рыболовство, охота в степях, лесах и плавнях, так называемых угодьях, безлюдного, а иногда никому не принадлежащего, Среднего и Нижнего Приднепровья. К этому прибавилось также скотоводство, а позднее – земледелие. Толпы желающих добирались сюда из подлитовских русских владений и промышляли, как правило, сезонно. Близкое соседство татарских кочевников заставляло их постоянно заботиться о защите, а при случае давало возможность поживиться добычей. Поэтому нападения, особенно на татар и турков, рядом с государственной колонизацией Поля тоже были одним из занятий. Хотя существуют данные и про регулярную торговлю казаков с татарами с XVІ века.
Освещая вопросы о возникновении украинского казачества, следует выяснить проблему его социальных истоков, проанализировать особенности процесса перехода представителей разных социальных групп в казаки – добывание так называемого казацкого хлеба. Долгое время поддерживали утверждение, что главным источником формирования казачества были селяне, которые спасались в Поле, в плавнях за Днепровскими порогами так называемого Низа от феодального гнета. На самом деле беглецы и представители безземельных категорий селянства, хоть, и встречались среди казаков, но уж никак не определяли социальное лицо их групп. Казачество скорее репрезентовало два составляющих: служащие охранники южного рубежа и промышленники из местного населения «окрайных мест» Киевщины и Подолья. Сам характер производственной деятельности украинских селян даже в период крепостничества не давал возможность и мотивы для выхода в казачество. Наоборот, власти сами поощряли переселение селян на необжитые просторы Среднего Приднепровья, в большинстве, на земли, которые едва начали осваивать. Только когда Любленская уния открыла возможность магнатской колонизации этих земель, ее волна все интенсивнее несла повсюду крепостничество и усиление гнета, а их бремя все больше подталкивало селян к казачеству.
В городах на татарском рубеже значительная часть людей принадлежала к категории военных служащих. Имея военный опыт, приученные к дисциплине, они и стали ведущей организаторской силой казаческих групп. К тому, что переход бояр и других военных служащих в казачество приобрел черты постоянного явления, привел процесс консолидации феодального класса. От середины XVІ столетия в результате узаконенных ревизий прав на владение имений, не имея возможности подтвердить их грамотами, значительная часть русских бояр оказались вне шляхты. Именно так она и превращалась в государственных селян. В связи с этим уместно выделить тот факт: в документах конца XVІ – начало XVІІ ст. о боярах как о феодальной категории уже речь не идет, вместо этого указывается, что это «холопы». Но есть примечание, которое отождествляет бояр с казаками. Это, как и другие факты, свидетельствует о том, что боярство старалось восстановить потеряный общественный статус, переходя в казаки. Мещане Киевщины, особенно свободные, но обязанные выступать «конно при оружии» по призыву властей, тоже выступали в походы и становились частью казачества.
Опастность от татарско-турецкого соседства с одной стороны, а с другой – сам характер степных промыслов обуславливали казаков-добыдчиков к организованности и дисцыплине, которые могли бы обеспечить успех их опасного дела. Так постепенно из раздельных походных групп создавалась широкая корпорация – казаческое общество со своими способам жизни, территорией, традиционными нормами, ценностными ориентациями, устоями и мировоззрением.
Стоит обратить внимание и на то, что этот процесс был долговременным: между первыми упоминаниями о казацких группах и собственно о Запорожской Сечи прошло, чуть ли не целое столетие. Рост промыслов на угодьях сопровождался сооружением «городков» - «сечей», укреплений из дерева и земли. М.Бельский описал кош на озере Томакивка (первое документальное воспоминание о Сечи) в 1575 году: «Казаки – это люди, которые в низовье Днепра занимаются ловлей рыбы и сушат ее …, живут там только летом, а зимой расходятся по ближним городам … Киев, Черкассы и другие, заранее спрятав свои лодки в безопасном месте на одном из днепровских островов и оставив там несколько сотен на коше … на страже, имеют они и собственные пушки, которые добыли в турецких крепостях.… Раньше их было не много, но теперь собирается до нескольких тысяч, особенно их количество возросло последнее время, и не единожды они туркам и татарам немалые хлопоты принесли, нападали на Очаков, Акерман и другие крепости».
Для появления Запорожского коша были необходимы не только объективные условия, но и активные действия субъективных факторов – известных и неизвестных истории организаторов казачества. Определенную роль здесь сыграли и атаманы отрядов, имена некоторых свидетельствуют документы. Но исторически так сложилось, что начало организованного казачества, связывают с деятельностью некоторых отдельных литовских и польских правительственных чиновников XVІ ст., в основном старост пограничных земель Приднепровья и Подолья. Глядя на слабые возможности государства в противостоянии с татарами и турками, они вынуждены были надеяться только на собственную инициативу и силу. Значительную роль в отношениях с казачеством сыграли и меркантильные интересы этих самых правительственных чиновников, поиск рыцарской славы. Что же касается практических действий, то Остафий Дашкович не один раз организовывал походы против татар на Дикое Поле, в 1523 году захватил и сжег крепость Очаков. В 1528 году повторил нападение, а в 1532 году выдержал осаду Черкасс ханом Саадат-Гиреем. Основным элементом его отрядов были именно казаки. С ними, и уже вместе с татарами, он не раз ходил на Московщину и на Казань. Дашковичу принадлежит и проект 1533 году, согласно которому должна быть организована охрана пограничных путей и бродов от ордынцев. Активно привлекали казаков к походам и охране пограничных территорий в XVІ ст. киевский государь Семен Полозович, хмельницкий староста Предслав Лянцкоронский, барский староста Бернард Претвич, которого считали «стеной подольского края». Однако все они вынуждены были дистанциировать от сотрудничества с казаками, поскольку это противоречило официальной государственной политики Польши, которая постоянно свидетельствовала о лояльности Крыму, стараясь избежать войны. Вместо этого польско-литовские власти винили во всем казаков, заявляя об их вседозволенности и экстерриториальности по отношения к другим государствам. Так, отвечая на требование турецкого султана Ахмеда І покончить с запорожцами, король Сигизмунд ІІІ Ваза писал: «Если вы их уничтожите, то с нашей стороны не будет никаких возражений». Неоспоримым является и тот факт, что некоторые литовско-польские государственные деятели повлияли на превращение казаков из добытчиков в профессиональных военных, на организацию их отделов, овладение казаками тактикой наступления и обороны. По большому счету, к этому привел казачество первый легендарный гетман Дмитрий Вишневецкий. Его реальный вклад в казацкое движение, вопреки собственному авантюризму и политической хитрости, определяется и основанием замка на озере Малая Хортица в 1555 году – прообразу Сечи, базы для его вооруженного отряда, в составе которого преобладали казаки. Отсюда Вишневецкий осуществил успешные походы на турецко-татарские крепости Ислам-Кермен и Очаков в 1556 году. До сих пор остается спорным вопросом: была ли это первая Сеч? Но, вне всякого сомнения, хортицкая крепость Вишневецкого сыграла значительную роль в развитии запорожского казачества. Недаром М.Грушевский назвал Вишневецкого «духовным отцом новой украинской плебейской республики». Так со временем на Запорожье формировался специфический военный и социальный строй. Cечь хоть и напоминала рыцарский орден, была свободной общностью: «С веков за пороги вольно каждому приехать и уехать, хоть бы как он назывался». Все казаки считались равными, имели одинаковые права и звались товарищами. Как правило, они получали и новые фамилии. Каждый мог принимать участие в общем совете сечи, на котором решали важные дела. Этот совет и был высшим органом власти в Сечи. Но и ее демократизм, как и других запорожских институтов, был своеобразным. Дела решало большинство, заявляя об этом криками или подкидыванием шапок. Совет избирал кошевого атамана или гетмана и старшину – есаулов, судей, писарей, обозного. Гетман избирался на время военных кампаний. В мирное время жизнью Сечи руководил кошевой атаман. Структурной единицей сечевого товарищества в военном, организационном и бытовом плане был курень во главе с избранным куренным атаманом. Курень формировался в основном по принципу землевладения.
Следует сконцентрировать внимание на таком важном вопросе, как возникновение и развитие реестрового казачества – казаков на государственной службе, внесенных в специальный список – реестр, который предоставлял им определенные права и привилегии. Во второй половине XVІ ст. власти возвращаются к предыдущим планам организации с казаками военнослужащего континента с предоставлением жалования. В 1568 году король Сигизмунд-Август впервые официально обратился к «поданным нашим казакам» и предложил пойти на службу в пограничные крепости. А в 1570 году коронный гетман Речи Посполитой Язловецкий сформировал первый почет государственных служащих казаков со старшиной и судьей над ними шляхтичем Я. Бадовским, что и было зафиксировано королевской грамотой 1572 года. Хотя этот контингент был небольшим, факт его организации означал появление реестрового казачества как социального положения с оформлением в правовом поле и привилегиями (личная свобода, права на особую юрисдикцию и специальный суд, владение землей, освобождение от налогов и повинностей) при обязательной военной службе со своим снаряжением. С появлением реестра казачество перестало быть только способом жизни и превратилось в институализованое положение феодального общества. Окончательное его оформление произошло при короле Стефане Батории, по вердикту которого в 1578 году было записано на службу 500 казаков. Их старшиной (так официально именовался пост командира реестровцев, хотя параллельно закрепилось и другое название – «гетман») и судьей был назначен шляхтич Ян Оришовский. Войску предоставлялись королевские клейноды, а под постоянную резиденцию отводился город Трахтемиров вблизи Переяслова. В 1590 году реестр был увеличен до тысячи казаков. Следует отметить, что власти постоянно манипулировали численностью реестра и привилегиями реестровцев. Это вынуждало казаков прибегать к восстаниям. В то же время казачество оказывало сопротивление своеволию и натискам магнатов и шляхты, которые не признавали юридического иммунитета казаков, ограничивали их права, захватывали земли. Однако во время военных кампаний, власти неспособные обойтись без казацкого войска, увеличивали число реестровцев. Так, в походе П. Сагайдачного на Москву 1618 года было 20 тысяч казаков, а в Хотинской войне 1621 года Речь Посполиту обороняло более 40-тысячное войско.
Далее следует обратить внимание на быстрый рост казачества в Украине в начале XVІІ ст., которое как социальная группа далеко превзошло обозначенные ему государством рамки и в отчаянной борьбе с феодалами продолжало в организационном, военном и идеологическом аспектах меняться, расширяя свою территориальную и социальную базу. В конце 1620-х годов приобретают окончательного оформления и не реестровое казачество, которое объединялось вокруг Сечи. За ними закрепилось название «Войска Запорожского низовья».
Последующие массовые наступления против польско-шляхтского гнета свидетельствовали не только о росте военной мощи казачества, но и политическое и социальное сознание основного казаческого слоя.
2. Казачество – главная движущая и руководящая сила в борьбе украинского народа за национальное и социальное освобождение.
Переходя к рассмотрению вопроса о казаческих восстаниях XVІ – первой половины XVІІ ст., на основе первого вопроса моей контрольной работы можно сделать вывод, что украинское казачество того времени было наиболее сплоченной реальной силой, которая противостояла феодальной экспансии шляхты и магнатов, интересы которых защищала Речь Посполита. Противоречие этих сил объективно выплывало из их отличающихся социальных, национальных и религиозных принципов и политических и экономических интересов. Следует уделить внимание также роли специфических черт положения и интересов казачества, которые стали влияющим фактором этой борьбы. Это проявилось уже во время первого большого наступления под предводительством одного из «старших» реестрового войска Кристофера Коссинского. Начавшись с конфликта Коссинского и старостой Белой Церкви Я. Острожского, наступление охватило южную Киевщину и перекинулось на Волынь. Казаки овладели Белой Церковью, Трипольем и Переясловом. Фатальным для судьбы повстанцев оказалось поражение под Пяткой на Житомирщине 2 февраля 1593 года. Попытка Коссинского продолжить борьбу и наступление на Черкассы 1593 года были неудачными и закончились его гибелью. Привлекают внимание не только размах восстания, но и перелом феодально-шляхтских порядков на завоеванных территориях. Они принуждали население к присяге в «послушании» казакам.
Еще более выразительно мотивы борьбы за униженные польскими феодалами свободы казаков наблюдаются в восстании атамана Северина Наливайко (1595 – 15960). В ходе восстания войско из реестровцев и казаков низовья, которым вместе с Наливайко руководили тогдашние «старшины» Г.Лобода, Б. Микошинский, осенью 1595 года заняло большие территории на Киевщине, Волыни и в Беларуси. Казаки не только грабили панские имения, но и устанавливали свою юрисдикцию. Для проводников восстания приоритетами были интересы казаческой корпорации.
В конечном итоге социальная ограниченность программы состава восставших ослабевало их наступление. К этому прибавились противоречия между самими казаками и в совокупности, привело к разгрому восстания войском польского гетмана Жулкевского под Солоницей в 1596 году.
Так вооруженными силами, репрессиями и диктатом был решен вопрос казачества. Следующее десятилетие Речи Посполитой именовалось временем «золотого спокойствия». Однако, как оказалось, это было затишье перед национально-освободительной революцией, ведущей силой которой выступало украинское казачество во главе с Богданом Хмельницким.
Наибольшее значение для украинской политики в будущем имели переговоры с Москвой. У казачества там были давние отношения и счеты. Борьба с Крымом велась общими силами всей пограничной Украины, независимо оттого, что она была перерезана московской границей. Борьба с Крымом все-таки велась сообща украинским казачеством, как находившимся в литовских пределах, так и жившим за московской границей. Позже были аналогичные планы соединить оба государства в общей борьбе с Крымом (общим врагом всего пограничья). И затем разные казацкие предводители осуществляли в меньших размерах эту же политику, представляя это так, что они ведет борьбу с ордой и турками столько же в интересах Москвы, как и в интересах Литвы и Польши. На этом основании они, с одной стороны, претендовали на жалование от короля, с другой стороны требовали «казны» от московского правительства – служили на две стороны. Правда, это не служило препятствием к тому, что на клич польского правительства те же самые казаки без зазрения совести шли завоевывать московские земли: они смотрели на войну, как на свое ремесло, и продавали свои услуги тому, кто им платил. Да и с украинскими землями Польши находились в тесной связи и зависимости от них, и с польским правительством приходилось им волей или неволей считаться. Именно казачество стало в авангарде (часть войск, находящаяся впереди главных сил) очередного восстания против властей, которого началось в 1648 году, ознаменовав развертывание мощной сословной революции. Поводом для нее было недовольство казачества политикой польских магнатов, которые заставили тогдашнего короля Владислава IV отказаться от выгодных для него планов антитурецкой войны, что обещали казакам увеличение реестра и восстановление потерянных прав. В этот раз, в отличие от предыдущих ополчение, поддержка казаков мещанами и селянами была наиболее массовой и действенной, охватив всю Левобережную, Надднепрянскую Украину и значительную часть Правобережья. Стихийно формировались отряды повстанцев, которые с поддержкой союзных отделов крымского хана на протяжении лето – осень 1648 года практически уничтожили польские войска на большинстве территорий украинских воеводств. Кульминацией побед повстанческого войска была Зборовская битва в апреле 1649 года, после которой польский король Ян Казимир был вынужден согласиться на подписание мирного трактата с казаками.
Конечно, при тех условиях, при каких пришлось вести переговоры, нечего и думать было о широких планах освобождения украинского народа, для которых была начата война: приходилось возвращаться к старым вопросам казацкого реестра и прав православной веры. Если рассматривать Зборовский договор с такой более узкой точки зрения, то он был большим шагом вперед. Реестр казацкого войска устанавливался в 40 тысяч, вписанные в него казаки и их семьи могли жить в королевских и помещичьих имениях воеводств Киевского, Черниговского и Брацлавского, не подчиняясь ни правительственной администрации, ни помещикам. Это было очень много в сравнении с тем, о чем думал Хмельницкий год тому назад, после первых погромов польского войска. Но это было ничто в сравнении с новыми планами освобождения украинского народа. Хотя вся Восточная Украина должна была перейти, по новому условию, под власть казацкого гетмана и казацкого войска, однако шляхетское право не уничтожалось, громадное большинство населения, не попавшее в состав реестрового казачества, должно было возвратиться в крепостное состояние. Не того ждало украинское крестьянство, поднимаясь на призывы послов Хмельницкого.
После заключения Зборовского соглашения в 1649 г. отношения между казацкой Украиной и Польшей оставались крайне напряженными. Сбор новых больших войск Польшей на границе с Гетманщиной, молдовские походы Б.Хмельницкого, нежелание крестьян повиноваться панству делали неминуемым возобновление большой войны казацкой Украины и Польши.
Так в 1651 году начался второй этап всенародной освободительной войны. К середине 50-х гг. истощение человеческого и экономического потенциала Гетманщины бесконечными войнами и неурожаями, ее временная международная изоляция послужили разработке курса на поиск внешней поддержки как необходимое условие сохранения казаческой государственности. И в марте 1654 года с Москвой был подписан Переясловкий (в литературе его еще называют Переясловско-Московским), согласно которому Гетманщина переходила под протекцию и оборону московского царя. Таким образом, Переясловский договор был первым прецедентом юридического отделения казаческой автономии от Польши, и признание этой автономии как субъекта международного права со своим строем, администрацией и политической элитой.
И в завершающем этапе войны (конец 1657гг.) произошли государствообразующие процессы, когда со смертью Богдана Хмельницкого впервые произошла передача наивысшей власти в стране и был избран новый гетман, определились территории Украины, на которых распространялся казаческий строй.
3. Казачество как государственно-образовательная сила.
Между учеными-историками до сих пор нет единогласия относительно периодизации становления украинского государства. Одни утверждают, что именно Зборовский договор ознаменовал начало украинского казаческого государства – Войска Запорожского, которое стихийно начало формироваться еще до начала восстания. Согласно положению договора, на территории воеводств – Киевского, Черниговского и Брацлавского – вводился казаческий строй, администрация и судебная власть во главе с гетманом, что практически означало создание административной автономии в пределах польского государства. Казаческий реестр увеличивался до 40 тысяч, его членам гарантировались широкие имущественные, личные права, возможность иметь свою администрацию, судей и войско. Таким образом, на этих поприщах казачество превратилось в привилегированное сословие, заняв место бывшей шляхты, и выступая спикером государственной, социальной, экономической и военной жизни.
Однако большинство историков сходятся на мысли, что именно подготовка вооруженного восстания Запорожской Сечи во главе с Б. Хмельницким зародило казаческое государство: в это время более-менее четко определились ее территориальные границы, органы гражданской и военной администрации, политические группирования в среде элиты. В 1648 —1654 гг. на Украине развернулась всенародная освободительная война, в результате которой было создано Украинское государство, на качественно новую ступень поднялось этническое самосознание украинского народа, укрепилась идея единства с русским и белорусским народами. Его живительным источником стали демократические традиции украинского народа, которые развивались на протяжении веков, сохранились в годы порабощения и упадка. Ярким их проявлением стало создание Запорожской Сечи. Это была подлинно «христианская казацкая республика». Исторической заслугой Б. Хмельницкого являлось то, что он выражал вековые стремления и надежды украинского народа к тесному союзу с русским и белорусским народами и, возглавляя процесс складывания украинской государственности, правильно понимал ее задачи и перспективы, видел невозможность в тех условиях спасения украинского народа без его объединения с братскими народами, высказался за воссоединение Украины с Россией. Освободительная война 1648 — 1654 гг., которая ставила главными задачами свержение польско-шляхетской власти, ликвидацию тяжкого феодально-крепостнического гнета и создание Украинского государства, была величайшим историческим событием в жизни украинского народа. Ее главной и решающей движущей силой было трудовое крестьянство, которое выступало против социального гнета польских и украинских феодалов-крепостников и иноземного господства. Важную роль играли союзники крестьянских масс — рядовые казаки и городская беднота.
Участие в освободительной борьбе казацкой старшины, средней и мелкой украинской шляхты, православного духовенства, зажиточной верхушки мещан обусловливалось их стремлением ликвидировать национальный, религиозный гнет и привилегированное положение иноземных поработителей. Были созданы крупные народно-освободительные вооруженные силы, которые нанесли поражение польско-шляхетским войскам и освободили большую часть территории Украины. Успехи в народно-освободительной войне привели к освобождению украинского народа от польско-шляхетского политического, социально-экономического, национального, а также религиозного гнета. Еще в ходе освободительной войны на значительной части территории Украины был ликвидирован государственный аппарат Речи Посполитой и осуществлялся процесс формирования украинской государственности. При этом власть на освобожденной Украине в своих руках сосредоточили казацкая старшина и другие украинские феодалы, они обеспечили себе экономические и политические привилегии, господствующее положение в обществе, возможность эксплуатировать крестьян, рядовых казаков и мещан. Это осуществлялось с помощью гетманского правления и полково-сотенного устройства. В ходе народной войны в освобожденных украинских городах, местечках и селах создавались органы власти, возглавляемые полковниками, сотниками, атаманами, которые кроме военных обязанностей выполняли также административные функции. Образцом для нового формирующегося государственного аппарата Украины стали традиционные войсковые и административные органы Запорожской Сечи. Высшим органом власти на освобожденной территории Украины являлась Войсковая (генеральная) рада, которая решала важнейшие политические, военные и хозяйственные вопросы. Участвовать в Войсковой раде формально имели право все казаки, но фактически дело обстояло иначе. В ней принимали участие генеральная (высшая), полковая и сотенная старшины, а также часть рядового казачества. Таким образом, обеспечивалось руководящее положение в Войсковой раде казацкой старшины. Войсковой раде принадлежало право выбирать гетмана и генеральную старшину, а также смещать их с этих должностей. Она осуществляла верховный суд. В редких случаях присутствия на Войсковой раде широких казацких масс она называлась «чернецкою» или «черною». Здесь явно проявлялись противоречия между казацкой старшиной и рядовыми казаками, поэтому старшина предпочитала созывать узкие старшинские войсковые рады. Руководил Войсковой радой гетман, поддерживали порядок на ней войсковые есаулы. Постепенно власть военная, законодательная, административная и судебная сосредоточилась в руках гетмана. Гетману, в частности, принадлежало право руководить войском, численность которого в 1649 г. достигла 300 тыс. Он утверждал решения генерального суда, возглавлял старшинскую администрацию, подписывал универсалы, приказы, соглашения и другие правовые акты. При гетмане состояла постоянная рада, в состав которой входили генеральная старшина и часть полковников, она являлась совещательным органом. По мере укрепления своей власти гетман все реже созывал Войсковую и даже старшинскую раду, чаше советуясь с узким кругом своих приближенных. Местом сосредоточения гетманского управления был город Чигирин, где проживал Б. Хмельницкий, но столицей Украины гетман неоднократно называл Киев. Центральным административным и судебным органом, подчиненным гетману, был генеральный уряд (генеральная старшина). В его состав входили: генеральный (войсковой) писарь, генеральный казначей, хорунжий, бунчужный, обозный, генеральные есаулы и судьи. Генеральный писарь возглавлял гетманскую канцелярию, готовил проекты универсалов, распоряжений и других актов. Генеральные есаулы руководили войсками, иногда замещали гетмана во время военных действий. Генеральный обозный ведал реестром войска и организацией военного лагеря в походе, организовывал учет населения на освобожденной территории. Финансовыми делами руководил войсковой или генеральный казначей (подскарбий), в ведении которого находилась скарбовая канцелярия, занимавшаяся бюджетом. Все чины генерального уряда избирались на Войсковой раде во время выборов гетмана. Как и гетман, они были крупнейшими землевладельцами Украины. Освобожденная часть территории Украины в военно-административном отношении делилась на полки, которых в 1649 г. было 16, а в 1650 г. — 20. Административным центром каждого полка был наиболее развитый на данной территории в экономическом и культурном отношении город. Полковник управлял полком с помощью полковой старшины, которая назначалась полковником или избиралась казаками. Каждый полк делился на сотни. Количество сотен в полках колебалось от 10 до 20 и более. Сотник руководил сотней совместно с сотенною старшиною: писарем, есаулом, хорунжим, атаманом. Сотника и сотенную старшину, как правило, выбирали казаки. В полковые и сотенные города назначался городовой атаман. Таким образом, в полковом и сотенном устройстве объединялась в одних руках военная и гражданская власть. В городах действовали и некоторые органы самоуправления: в больших — магистраты, в меньших — ратуши. Судебная система не была отделена от администрации. Ее возглавлял гетман, который утверждал приговоры генерального и полковых судов по наиболее важным делам, особенно приговоры к смертной казни. Органы власти, создаваемые в ходе освободительной войны, в итоге стали орудием господства украинских феодалов. Руководящей силой украинских феодалов выступала казацкая старшина (гетман, генеральная старшина, полковники, сотники и атаманы). Захватив земли и другие природные богатства, взяв в свои руки промыслы и торговлю, казацкая старшина стала мощной политической и экономической силой. В класс феодалов входили также украинская шляхта, высшее православное духовенство и городской патрициат. Эти силы, опираясь на складывающийся государственный аппарат, противостояли крестьянству, казацкой и городской бедноте.
Выводы
Период конца XVI – начало XVII ст. занимает особое место в истории украинского народа. Это время называют начало отчета новой (модерной) истории европейской цивилизации, которая, оставив позади эпоху Средневековья, выходила на принципиально новый, отличный от предыдущего, этап своего развития. Центром событий модерного периода была, безусловно, Казацкая революция середины XVII ст., которая активизировала новую политическую элиту – казачество – и послужила причиной глобального изменения социального строя, религиозной ситуации, форм собственности. В результате этой революции на политической карте Европы появилось новое государство – Войско Запорожское, появление которого почти на сто лет запрограммировало все значительные изменения в системе международных отношений, в существенной мере способствовало упадку одной из самых мощных стран – Речи Посполитой (Польши) и усиление роли Московского (Российского) государства. Наконец, казацкая элита была одним из создателей собственно национальной идеологии, которая основывалась на идеях политической автономии, прав личности и на договорных принципах в отношениях с соседями казаческого (украинского, малороссийского) народа. Именно события и идеи XVI - XVII ст. стали той точкой отсчета нового исторического времени, на которую со временем будут обращать свои взгляды основатели украинского национального возрождения.
Список использованной литературы :
Яворницкий Д. История запорожских казаков. – К., 1990
Смолий В. Феномен украинского казачества в общеевропейском контексте // Укр. ист. журнал.- 1991.- №5.
Грушевский М. История Украины-Руси. – К., 1993
Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. М. «Сварог и К», 2001
Лепьявко С. Казацкие войны конца XVI ст. в Украине. – К., 1996
Чистяков О. История отечественного государства и права. – К., 1999
Литвин В. История Украины. – К., 2006
Мельник Л. Борьба за украинскую государственность. – К ., 1995