История Киева
История Киева
Первые поселения.
Киев. Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Согласно легенде, в конце V-начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом. Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол. В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси - древнерусского централизованного государства. В силу своего расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.
Бурное развитие
Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015), который в 988 г. крестил Русь. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь. В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингисхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Осада продолжалась 10 недель и 4 дня. В конце концов, татаро-монголы нашли слабое место в системе укреплений - Лядские ворота (они были расположены в районе современной площади Независимости). Но, даже прорвавшись в город, ордынцам не сразу удалось захватить Киев - город имел не одну полосу укреплений. Сопротивление жителей было настолько упорным, что хан был вынужден дать своим войскам передышку. Но 4 декабря 1240 года Киев пал.
Времена татаро-монгольского ига и экспансии Литвы
Разъяренные невиданным отпором татаро-монголы перебили более половины мирного населения, почти все ремесленники были угнаны в рабство. Масштабы трагедии подтверждают археологические раскопки, в результате которых встречаются как единичные костяки, так и огромные братские могилы насчитывающие не одну тысячу скелетов. Из пятидесятитысячного населения, после Батыева погрома в городе осталось не более 2 тысяч жителей. Не меньший ущерб понес и сам город. Были повреждены Успенский, Софиевский собор, Троицкая надвратная церковь (сейчас главный вход в Лавру), разрушена церковь Спаса на Берестове, Ирининская церковь, практически все киевские ворота. Киев практически перестал существовать. В конце XIII - начале XIV вв. информации о Киеве мало, известно лишь то, что город постепенно возрождался. В то время жизнь из Верхнего города перемещается в ремесленные районы - Подол и Печерск. В начале XV в. начинается наступление Литвы на православие, все больше склонявшейся к католицизму под влиянием Польши. Отныне только католики могут занимать важные государственные посты, им даруются широкие привилегии, начинается сбор денег на строительство католического монастыря. На протяжении XV в. ситуация между правящим классом и рядовыми жителями все более обостряется. Все больше людей уходит летом на промыслы в низовья Днепра, возвращаясь только зимой. В скором времени такие люди выделились в особый класс, и стали называться козаками. В середине XV в. воевода запрещает киевским козакам жить в черте города, поэтому они строят свои жилища - курени на свободной территории расположенной недалеко от города. До сих пор этот район называется Куреневка.
Особенно бурный протест населения вызвал так называемый "темный закон" запрещающий горожанам освещать свои дома с наступлением темноты, принятый под предлогом частых пожаров в Киеве (в то время город практически не насчитывал каменных, жилых зданий и даже замок князя был деревянный). За нарушение взимался огромный штраф. Смысл закона был чрезвычайно прост: не давать ремесленникам Подола работать с наступлением темноты. В результате вооруженного конфликта указ был отменен. Литовские и польские магнаты скупают все больше киевских земель. Одним из самых крупных землевладельцев в Киеве был Бискуп. В 1506г. Подольские мещане оградили Бискупщину от своих территорий высоким земляным валом, чтобы защитить свои земли от посягательств чужеземцев. Этот вал находился между современными улицами Нижний и Верхний Вал. В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство над Украиной. Жестокость и произвол иноземцев, поляков, литовцев и евреев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.
В XVI-XVII вв. население города стремительно увеличивается. По переписи 1571г. в Киеве насчитывается уже 40тыс. домов. Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на три исторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Наиболее активно заселяемым в это время районом является Печерск, в особенности прилегающие к Печерскому монастырю области. Увеличивается торговый оборот, растет количество специальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в. начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церкви и монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся роль в культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополит Петро Могила. Именно он был инициатором восстановления Софиевского и Успенского соборов, церкви Спаса на Берестове - древнейших памятников Киева. Именно им было основано первое в городе высшее учебное заведение - теперь это Киево-Могилянская академия, расположенная на Подоле. В 1648 г. жители Украины начали вооружённую борьбу с инородцами-поработителями. Во главе восстания стал гетман украинских казаков Богдан Хмельницкий. Вскоре большая часть Украины и Киев были освобождены. Встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах - с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, Хмельницкий прозорливо вспомнил о том, что принадлежит к триединому русскому народу великороссов, малороссов и белорусов и обратился к за военной помощью к русскому царю. Помощь единоверных и единокровных братьев не заставила себя ждать, поляки, татары и евреи были биты и бежали. Договор о воссоединение русских земель был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада).
Время расцвета.
После воссоединения для Киева наступает время расцвета. Город растет. Начинается застройка в Сторону Лукьяновки. Прокладывается Кирилловская улица (теперь ул. Фрунзе). В конце XVII- начале XVIII вв. начинается новый всплеск строительства церквей. Строились они в основном на деньги богатых козаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться - "козацкое барокко". Развивается и гражданское строительство, строятся частные владения гетмана Мазепы. После измены гетмана общерусскому делу, его переходу на сторону шведов и последовавшему разгрому шведов и изменников, владения Мазепы в Киеве снесены Петром Первым. Правление Петра было вехой для Киева. В это время наблюдается резкий экономический подъем, увеличение военной мощи государства. Петр считал Киев важнейшим стратегическим пунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложена Печерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска. В том же году киевские войска, состоявшие в основном из козаков, получают приказ готовиться к обороне от шведов, но последние обходят город. В XVIII веке происходит долгожданное объединение двух частей Киева: Печерска и остальной части города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этот район считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике. С середины XIX века - это центральная улица города В XIX в. продолжается территориальный и экономический рост города. Строятся новые дома, прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие к Крещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдается значительный рост производства. Одной из бед Киева остаются частые пожары. Особенно часто они возникают на Подоле, Печерске. Эти районы являются легкой добычей для огня - в основном это деревянные районы, где дома не отделяются друг от друга, а стоят стена к стене. Последний из крупнейших пожаров в Киеве случился в 1811 году. Подол горел три дня, густой дым был виден на расстоянии 130 км от города. После пожара на Подоле осталось только две улицы которые не пострадали от огня - Волошская и Межигорская. Несмотря на это, район быстро восстанавливался. После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли дальнейшие улучшения. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась. В 1871 году открыли первый постоянный цепной мост через Днепр, самый длинный на то время в Европе, появилось постоянное здание для цирка (на ул. Городецкого). Губернаторы постоянно пеклись о достойном виде города. В конце XIX - начале XX вв. Киев был одним из самых красивых и благоустроенных городов Европы - " жемчужиной в оправе царской короны".
XX век
В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В то время вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанный с русско-японской войной и неурожаями 1902-03 годов. Но Киев по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно. Волнения в среде рабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше чем в столицах. Во время революции 1917 года и гражданской войны 1918-1922 годов власть в городе менялась с калейдоскопической быстротой. Правительство Центральной рады было выбито отрядами Красной гвардии, после них пришел гетман Скоропадский, на смену которому пришла Директория, Петлюра, белогвардейцы, немцы, белополяки, батька Махно. В течение 1920-21 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки. Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армии вырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенно часты были еврейские погромы. Киев на протяжении всей своей истории был знаком с этим явлением – первые еврейские погромы были отмечены еще при Владимире Мономахе в 1113 году. Установление Советской власти в Киеве, образование Союза ССР открыло новую страницу в жизни города. Крупное промышленное строительство отчасти изменило лицо города, по генеральному плану реконструкции 1936 года пустоты на центральных улицах застраивались, строились новые кварталы. В годы сталинских пятилеток в городе построено множество новых фабрик и заводов, реконструированы старые. Киев стал центром среднего и точного машиностроения, легкой промышленности. В городе строились и оснащались речные и морские суда, производился электрокабель, фотореактивы, научные приборы. 22 июня 1941 года немецкие самолеты бомбили город. «Киев бомбили, нам объявили, так началась война» - слова известной советской песни. Во время боев 1941 года, которые длились 72 дня, город серьезно пострадал. Фашисты установили режим кровавого террора, однако, во время оккупации в городе все равно действовало несколько подпольных групп. Сто тысяч киевлян было угнано на работу в Германию. Стремительное наступление советских войск в ноябре 1943 года не позволило фашистам полностью уничтожить город, хотя они и успели разобрать для своих нужд более 60 километров трамвайных путей и множество каменных зданий. В результате боев практически полностью была разрушена главная магистраль города – Крещатик. После Победы город восстанавливает нанесенный войной ущерб и становится третьим по значимости среди городов СССР. Киев удостоен звания город-герой, за мужество, которое его жители проявили во время войны.
Современный Киев
После войны в Киеве широко развернуто жилищное строительство и за пятнадцать лет возведено несколько новых микрорайонов – Первомайского, Отрадного, Нивок. В 1960 году введен в строй третий киевский водопровод, проведена реконструкция городского фуникулера, построено метро, над Днепром перекинуто семь мостов. Сегодня Киев – крупнейший и красивейший город, с населением более двух с половиной миллионов человек. Половина городской территории приходится на водохранилища и зеленые массивы, что делает Киев необыкновенно уютным и свежим. В городе два аэропорта, железнодорожный вокзал, три десятка музеев и столько же театров. Киев является крупным научным центром, в городе хорошо развит туризм.
История г. Киева
Киев - старинный центр славянства, столица могучей Киевской Руси. О нем упоминают в "Повести временных лет" и в "Слове о полку Игоревом". Слава о Киеве распространялась в Европе и Азии, в странах Запада и Востока.
На территории современного Киева человек впервые появился около 20 тысяч лет тому назад (конец каменного века). Это известная Кирилловская стоянка, которая была расположена в северо-западной части города(ул. Фрунзе, 59-61, бывшая Кирилловская). Известны также места поселения эпохи мезолита(10-8 тысяч лет тому назад), неолита(5-3 тысяч лет тому назад),медно-бронзового и раннего железного веков, отдельные поселения трипольской культуры. Проблема происхождения Киева постоянно притягивала внимание историков. Согласно легенде, в конце 5 - начале 6 столетий нашей эры три брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбидь основали на крутом правом берегу реки Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Археологическими исследованиями установлены на Старокиевской горе жилища и хозяйственные постройки "городка Кия", датированные 5-6 ст. Вокруг старинного Киева объединялись поляне, древляне, угличи, северяне, и город Киев стал крупным политическим центром восточнославянских племен. В 988 году князь Владимир вводит в Киевской Руси христианство как официальную религию. Это способствовало установлению и развитию политических и культурных связей с Византийской империей, Болгарией и другими государствами Европы и Ближнего Востока. В XI веке Киев становится одним из самых известных центров цивилизации в христианском мире. В городе функционировало около 400 церквей, 8 рынков, проживало более 50 000 тысяч жителей . После смерти Владимира Мономаха в 1125 году начался процесс распада единого государства Киевская Русь. На его территории образовалось несколько княжеств, которые самостоятельно не могли противостоять иноземным вторжениям. Этим воспользовался монголо-татарский хан Батый, внук Чингиз-хана. В 1240 году Киев был разрушен и опустошен его ордами. Это задержало развитие Киева почти на столетие. Сохранились лишь очень скупые сведения про Киев конца XIII века. Административный центр в этот период переместился на Подол. Здесь отстраивались кварталы ремесленников, возводились укрепления вокруг них. В XIV веке Киев стал возрождаться, начала формироваться украинская народность. В 1362 году войско Великого князя Литовского захватило Киев. В XV веке Киеву было даровано Магдебургское право. Теперь всеми городскими делами руководил магистрат. Магдебургское право предоставляло Киеву значительно большую независимость в делах международной торговли. В городе появились колонии греков, армян, генуэзцев, имели свои дворы турецкие, московские, польские купцы. На Подоле появилась рыночная площадь, которая стала главной площадью города. В 1569 году Литва и Польша Объединились в единое государство Речь Посполитую. Согласно Люблинской унии 1569 года польские феодалы начали управлять большей частью украинских земель, в том числе и Киевом. Начался период жестокого насаждения католичества среди украинского населения. В конце XVI века - первой половине XVII века берут начало восстания украинского народа против порабощения. В 1648-1654 годах продолжалась народно-освободительная война против польского гнета. 23 декабря 1648 года в Киев через Золотые ворота торжественно въехал гетман Богдан Хмельницкий во главе казацкого войска. Однако Богдану Хмельницкому приходилось вести войну на несколько фронтов - с поляками и литовцами, с крымским ханом и турецким султаном. Пришлось обратиться за военной помощью к русскому царю. В 1654 году в Переяславле был заключен союз с Россией. Украина надолго попала под власть Российской империи. Несмотря на огромное давление со стороны царского правительства, в XVII веке Киев был главным экономическим и культурным центром украинских земель. Украинская культура развивалась вокруг таких центров как Киево-Могилянская академия. В XVIII веке Киев становится символом православия всей огромной Российской империи. После социальных реформ 1861 года, отмены крепостного права, изменились к лучшему культурная и социальная жизнь города, выросло количество больниц, просветительских организаций, быстро начала развиваться промышленность. После Октябрьской революции 1917 года, падения царизма, власть в Киеве менялась несколько раз. В период с 1917 по 1921 год в Киеве сменилось три правительства независимой Украины, которая находилась под бременем гражданской войны. 22 января 1918 года Украинская Центральная Рада во главе с известным историком профессором Михаилом Грушевским провозгласила независимость Украины. В 1919 году Украинская Народная республика во главе с Симоном Петлюрой торжественно объединилась с Западной Украинской Народной Республикой. Но, к сожалению, это было ненадолго. После поражений Западноукраинской и Восточноукраинской армий, захвата войсками Советской России Киева, Украина вошла в состав Советского Союза. За время Советской власти, особенно во время сталинских репрессий, лучшие представители украинской интеллигенции: ученые, писатели, артисты, инженеры, военные погибли в лагерях Гулага. Во время второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева в 1941< году. 19 сентября 1941 года немецко-фашистские войска вошли в город. А 29 сентября 1941 года в Бабьем Яре с расстрела многих тысяч евреев началась всемирно известная трагическая страница в истории Киева. Нацисты построили еще два лагеря возле города. За годы войны всего было убито около 200 000 человек, военнопленных и гражданских. 6 ноября 1943года город был освобожден. В послевоенные годы Киев быстро отстроился. Но положение вновь стало нестерпимым для людей: аресты, доносы, показательные судебные процессы...
После смерти Сталина ситуация несколько смягчилась, но во времена Хрущева и Брежнева главный нажим со стороны Кремля был направлен на украинскую речь и культуру. Началась массовая русификация Украины. Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 года изменила жизнь Украины и ее столицы Киева. Чернобыль принес Украине десятки тысяч смертей, сотни тысяч людей потеряли свое здоровье, пострадали экология и экономика. Сегодня речь идет о закрытии Чернобыльской АЭС.
24 августа 1991 года Верховна Рада Украины провозгласила Декларацию Независимости. 1 декабря 1991 года 93% населения Украины во время референдума высказались за независимость Украины. С этого времени Киев является столицей независимого государства Украина.
Первые поселения на территории Киева
Древнейшие из известных поселений человека на территории современного Киева относят к периоду позднего палеолита (древнего каменного века – около 15–20 тысяч лет тому назад). Места стоянок первобытного человека, охотившегося на мамонтов и шерстистых носорогов, довольно многочисленны.
Палеолитическая стоянка на улице Кирилловской была открыта известным украинским археологом В. В. Хвойкой в 1893 году и исследовалась им до 1900 года. По результатам исследований ученых можно судить о том, что люди позднего палеолита еще ощущали непосредственное влияние последнего оледенения, жили в суровых климатических условиях. Они занимались охотой и собирательством, строили свои жилища из костей животных и их шкур.
Интересно, что на Кирилловской стоянке были обнаружены несколько крупных обломков бивней мамонта, покрытых геометрическим и условно-фигуративным орнаментом. По всей видимости, они являются древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Киева или же отражают древнейшие религиозные представления первобытных людей.
Аналогичные древние поселения периодов палеолита, мезолита (средний каменный век) и неолита (новый каменный век) были обнаружены и в других частях города: в Протасовом Яру, в районе Соломенки и Совок, на Оболони и Приорке, на Лысой горе, Выгуровщине, в Пирогове, в Чапаевке, близ Никольской слободки и в ряде других мест. Орудия труда в эпоху палеолита (резцы, скребки, ножевидные пластины и т.д.) изготовлялись из камня и костей животных.
В мезолитическую эпоху (8–10 тыс. лет тому назад) произошли важные изменения в экономической и социальной жизни общества, обусловленные, прежде всего, изобретением лука и стрел. В этот период также были предприняты первые попытки приручения диких животных, получило развитие собирательство, возникло рыболовство. Неолит (VI–IV тыс. лет до н. э.) – время формирования племенного строя, при котором экономической и социальной основой был, очевидно, матриархальный род. Эта эпоха характеризуется появлением керамики (глиняной лепной посуды), усовершенствованием орудий труда и техники их изготовления, переход к земледелию и скотоводству, возникновением новых отраслей хозяйства, например, ткачества. Однако, ведущими формами хозяйства по-прежнему оставались охота, собирательство и рыболовство.
Трипольская культура
На смену неолитической пришла новая историческая эпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы – энеолит. В эпоху энеолита впервые началась добыча медной руды и производство меди, появились и распространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход к мотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные отношения были вытеснены патриархатом.
В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен так называемой Трипольской культуры (IV–III тысячелетие до н. э., получила название от села Триполье возле Киева, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники). Поселения Трипольской культуры обычно состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу с площадью посредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. Стены жилищ возводились из сильно обожженной глины, внутри устраивались большие очаги или глинобитные печи. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и пахотным (с применением тягловой силы – быка) земледелием развивалось и скотоводство. Определенную роль продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.
Высокого совершенства трипольцы достигли в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающем их мире. Трипольцы, по-видимому, исповедовали культ плодородия и культ предков, обожествляли силы природы.
Кроме посуды, были обнаружены несколько статуэток из темно-красной и черной глины, изображающие женские фигурки. Среди многочисленных каменных и костяных орудий труда уникальной находкой является глиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг.
Рядом с поселениями трипольцев были обнаружены коллективные захоронения, дающие представления о загробных ритуалах представителей этой культуры. Усопших хоронили на спине в вытянутом положении, головой на запад. Позднее трипольцы стали кремировать умерших, остатки праха ссыпали в сосуды-урны или в небольшие округлые ямки. Рядом клали посуду, орудия труда, оружие и украшения, среди которых находят довольно интересные экземпляры, например, медные пластинчатые браслеты, янтарные бусы. Большое количество оружия из металла свидетельствует, по мнению ученых, о патриархальном укладе трипольского общества и о выделении родовой верхушки, т.е. о начале формирования классового общества.
Эпоха бронзы
На территории Украины эпоха бронзы датируется концом III – началом I тысячелетия до н. э. Она характеризуется дальнейшим развитием земледелия и скотоводства, распространением бронзовых изделий. Из бронзы, которая тверже меди и более легкоплавка, изготовляли различные орудия труда, оружие, украшения. Однако полностью заменить изделия из камня бронзовые предметы еще не могли. В эту эпоху заметно усилилось имущественное и социальное неравенство между отдельными семьями. В связи с частыми войнами и борьбой за территории стали формироваться крупные союзы племен. В конце III тысячелетия до н. э. на территории, занятые трипольскими племенами, с правого берега Среднего Поднепровья расселились племена так называемой средне-днепровской культуры, ассимилировавшие трипольское население. Свои жилища представители этой культуры строили из дерева. Кроме земледелия и скотоводства, значительное место в их хозяйственной деятельности занимали ткачество и гончарство.
Ранний железный век
Эта эпоха, сменившая в начале I тысячелетия до н. э. эпоху бронзы, стала заключительным периодом в истории первобытного общества Восточной Европы. Праславянские племена, жившие на территории Киева в этот период, достигли достаточно высокой ступени развития. Поселения из деревянных домов-полуземлянок располагались на невысоких, пригодных для земледелия участках. Наибольшего мастерства праславянские племена достигли в бронзолитейном деле и изготовлении глиняной посуды. К раннему железному веку ученые относят найденный в 1852 году при строительстве Анатомического театра (теперь улица Хмельницкого, 37) бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоять кинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовано выступающими орлиными головками. Освоение железа имело огромное значение для развития всех отраслей хозяйства, скотоводства, ремесел, военного дела.
С возникновением постоянной угрозы со стороны причерноморских племен киммерийцев (VIII в. до н. э.), а затем скифов (VII в. до н. э.) лесостепные племена вынуждены были строить укрепленные поселения-городища, иногда довольно больших размеров. Поселения этого времени открыты на территории Кирилловского заповедника (в 1959 году), в Бортничах, Боярке и ряде других мест.
В середине I тысячелетия до н. э. населявшие территорию современного Киева племена установили отношения, носившие характер натурального обмена с кочевыми южными “соседями” – скифами и античными государствами Северного Причерноморья. В начале новой эры местное население уже поддерживало интенсивные торговые связи с восточными провинциями Римской империи. Об этом, в частности, свидетельствуют находки как единичных римских монет II – IV вв., так и их кладов, обнаруженных на территории города. Памятники древних культур на территории современного Киева свидетельствуют о ее заселении в период от позднего палеолита до III в до н. э. Однако, поселения каменного, медного, бронзового и раннего железного веков составляют предысторию Киева и рассматриваются учеными как докиевские.
До образования города
На территории современного Киева поселения появились в позднем палеолите – около 20 тыс. лет тому назад. Люди ощущали влияние послеледникового оледенения, охотились на мамонтов, носорогов, оленей, строили жилища из костей и шкур животных.
Следы жизни человека позднепалеолитического типа на территории современного Киева были обнаружены на улице Фрунзе, 59-61 (бывшая улица Кирилловская) – Кирилловская стоянка. Открыта стоянка известным ученым-археологом В. В. Хвойкой в 1893 году. Культурные остатки состояли из двух слоев, нижний находился на глубине 22 м. от поверхности земли. Найдены были большие скопления костей мамонта, шерстистого носорога, кострища; орудия труда: резцы, скребки, ножевидные пластины.
Основным занятием обитателей этой стоянки была охота. Усилиями всех членов общины устраивались облавы, животных загоняли в чащи, болота, на высокие кручи. Все жители поселения участвовали в транспортировке добычи, вес которой достигал 4,5 тонны. Кроме мяса первобытные люди употребляли в пищу плоды дикорастущих деревьев, ягоды, корнеплоды.
Жители Кирилловской стоянки сохраняли огонь с помощью больших костей и черепов крупных животных. Костер, в котором долго тлели крупные кости, был защитой от хищных животных.
В мезолитическую эпоху произошли важные изменения в экономической и социальной жизни общества, благодаря изобретению лука и стрел. Охота приобрела индивидуальный характер, появились кратковременные стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. В мезолите происходят попытки приручить диких животных, возникает рыболовство.
На территории Киева известно несколько стоянок мезолитической эпохи. Одна из них находилась на месте Кирилловской стоянки в верхнем горизонте. Стоянка площадью 600 квадратных метров на глубине 13-14 метров от современной поверхности. Обнаружены кремневые орудия труда – скребки, резцы, заостренные пластины, а также кости животных – волка, медведя, гиены.
Одно из значительных неолитических поселений было открыто к югу от с. Никольская Слободка, на северо-восточном берегу оз. Святище. Найдены раздробленные кости, глиняное грузило, фрагменты глиняных лепных сосудов, в том числе четыре целых горшка с гребенчатым орнаментом. Также найдено редкое для неолита глиняное пряслице свидетельствующее о появлении ткачества. Кремневые находки позволяют датировать поселение концом IV – первой половиной III тыс. до н. э.
Остатки неолитических поселений обнаружены на Оболони в 50 метрах от берега Почайны, в у усадьбе №59 по улице Фрунзе, на Приоке, Лысой горе, Соломенке.
В среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен трипольской культуры, получивший название от с. Триполье на Киевщине. Поселения трипольской культуры состояли из нескольких десятков построек расположенных по кругу, иногда несколькими кругами, с площадью посредине. Жилища в основном наземные. На ряду с охотой, рыболовством собирательством развивалось скотоводство. Высокого мастерства достигли трипольцы в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, но обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающей природе. Идеология трипольского населения тесно связана с культами плодородия и предков, обожествлением сил природы.
На территории Киева обнаружены поселения трипольской культура датируемые III тысячелетием до н. э. Одно из них в усадьбе дома №81 по улице Фрунзе. Находка нескольких зернотерок указывает на занятие земледелием. Найдено много обломков глиняной посуды. Отдельные сосуды, покрытые росписью, выделяются утонченностью форм. Обнаружено несколько статуэток изображающих женские фигурки изготовленных из темно-красной и черной глины.
Еще одно трипольское поселение исследовано в усадьбах №59-61 по улице Фрунзе. Здесь особого внимания заслуживают полуземляночные жилища небольшого размера, тип которых характерен для многочисленных поселений позднетрипольского времени, расположенных на возвышенных участках Киева от Кирилловского монастыря до Замковой и Старокиевской гор.
Уникальной находкой является глиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг. Это свидетельствует о том, что жители поселения изготавливали медные вещи.
Несколько трипольских поселений было открыто на Сырце. Находки аналогичны материалам поселений на Кирилловских высотах.
В центральной части города обнаружено трипольское поселение в усадьбе №8 по Кияновскому переулку. Следы поселений были обнаружены также в районе Львовской площади (здание Торговой полаты), Ярославого Вала (в усадьбе дома №19), на Старокиевской горе (ул. Владимирская №2).
Большинство поселений бронзового века в районе Киева обнаружено на высотах правого берега Днепра. Материалы эпохи бронзы находились между Никольской и Кухмистерской Слободками, на Трухановом острове, на Куреневке.
Во дворе дома №9 по улице Трехсвятительской найден клад, состоящий из пяти медных украшений: диадемы в виде тонкого обруча, луновидной подвески, и трех височных колец.
На Десятинной улице были найдены бронзовые топор-молот и втульчатый топор. На ул. Владимирской №2 – захоронения с трупосожжением, сопровождавшееся пятью глиняными сосудами, один из которых был заполнен остатками праха покойника. На Подоле обнаружены два плоских бронзовых браслета, украшенных геометрическим орнаментом. На горе над Крещатиком, напротив улицы Б. Хмельницкого, найден топорик из пирофиллитового сланца с просверленным отверстием для рукояти, служивший предметом вооружения и символом власти.
В районе Киева поселения раннего железного века открыты на территории Кирилловского заповедника. Здесь под южной стеной собора и частично под фундаментом каменной пристройки-усыпальницы хорошо сохранилась углубленная часть жилища, на полу которой обнаружена керамика, камни от зернотерок. К раннему железному веку относится и найденный в 1852 году, при строительстве Анатомического театра бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоять кинжала пластинчатая, в виде фигурки кабана.
Предметы, характерные для VI – IV вв. до н. э., находили и в других районах города. Так, фрагменты керамики были найдены в усадьбе дома №81 по ул. Фрунзе, на Кирилловской горке, на Лысой и Старокиевской горах, около Никольской Слободки. Бронзовые наконечники стрел скифского типа – на Приорке, Лысой горе, вблизи колокольни Софиевского собора и Михайловского собора, Выдубецкого монастыря. Скифские мечи – вблизи колокольни Лавры.
Не позднее первой половины VI в. до н. э. на территории современной Киевской области в связи с необходимостью защитить свою землю от постоянной угрозы военных нападений степных племен возникают городища, которые соседствовали с открытыми поселениями.
Одно из таких укреплений (VI – V вв. до н. э.) находится между Феофанией и с. Хотов. Городище обнесено земляным валом высотой до 3 м и глубоким рвом, имело три въезда и деревянные оборонительные башни. Жилища располагались вдоль валов, а центральная часть была не застроена и могла использоваться для загона скота или под посевы. Были найдены обломки сосудов греческого происхождения, бронзовые наконечники стрел, бронзовые булавки, железные ножи. Уникальным является обломок костяного предмета с изображением пантеры.
Кто основал Киев?
Со школьных лет известна легенда об основании Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. Новгородские историки XI...XII веков вписали эту легенду в летопись под 854 годом, уравняв Киев с другими городами Древней Руси, а самого князя Кия объявили простым охотником или перевозчиком через Днепр.
Киевские историки не остались в долгу и ответили «несведущим». Первый ответ был дан в торжественной форме составителем летописного свода 1093 года (перевод): «Как в древности был царь Рим (Ромул) и в его честь назван город Рим. Также Антиох и был (город) Антиохия... был также Александр (Македонский) и во имя его – Александрия. И во многих местах города были наречены во имя царей и князей. Так же и в нашей стране назван был великий город Киев во имя Кия». Два десятка лет спустя крупнейший русский историк средневековья, киевлянин Нестор предпринял целое исследование для выяснения древнейшей истории Киева. Нестор изучил древние сказания (в его время еще хорошо помнили и о готских походах IV века и о славянском князе Бусе, плененном готами, о нашествии авар в VI веке, о славянских походах на Балканы в VI веке) и обрисовал облик Кия подробнее, чем в кратком предании.
«Если бы Кий был перевозчиком, – писал Нестор, – то не мог бы ездить в Царьград (позже – Константинополь, Стамбул). Но Кий был князем в своем племени и приезжал к императору, имя которого нам неизвестно, но мы знаем, что от того императора, к которому он ездил, князь получил великую честь.
На обратном пути на Дунае Кий построил на понравившемся ему месте небольшой городок и предполагал осесть в нем со своими соплеменниками, но местные жители воспротивились.
До сих пор дунайцы называют «городища Киевец». Кий же, вернувшись в свой город Киев, здесь и скончался... После смерти Кия и его братьев его династия правила в земле Полян». Итак, для прояснения истины знаменитый летописец Нестор произвел дополнительные разыскания о личности и исторической роли Кия.
Казалось бы, вот теперь в наших руках уже есть данные для точной датировки, времени деятельности Кия. Но, к сожалению, сам Нестор не знал имени византийского императора, а научная добросовестность не позволила знаменитому киевлянину придумывать что-либо.
Киевские князья совершали походы на Царьград или становились союзниками Византии и в IX – Х веках. Так; может быть, прав новгородец, писавший о 854 годе?
Обратимся к источнику, который уже существовал задолго до 854 года, но не был известен русским летописцам. Полвека тому назад академик Н.Я. Марр обратил: внимание на поразительное сходство русской летописной легенды об основании Киева с записью в армянской «Истории Тарона», написанной Зенобом Глаком в VIII веке. Там есть легенда, не имеющая никакого отношения к истории Армении, искусственно вставленная в канву древних армянских событий, но она полностью совпадает с киевским преданием: три брата – Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) – основывают три города в стране Палуни (Поляне), а через некоторое время братья создают еще город на горе Керкей, где был простор для охоты и обилие трав и деревьев, и ставят там двух языческих идолов. Совпадение обоих преданий почти полное, только одного из братьев звали не Щек, а Мелтей. Естественно, возникает вопрос о том, каким образом армяне в VII...VIII веках могли познакомиться со славянским эпическим сказанием о Кие, Щеке и Хориве.
Во-первых, славяне соприкоснулись с армянами в эпоху византийского императора Маврикия (582...602), когда славяне отвоевали у империи Фракию и низовья Дуная, а Византия направила сюда армянский корпус во главе со Смбатом Багратуни. Второй реальной возможностью для армян ознакомиться с киевским преданием были события 737 года, когда арабский полководец из династии Омейядов Mapван воевал с Хазарией и достиг «Славянской реки» (очевидно. Дона), где пленил 20 тысяч оседлых славянских семейств и переселил их в Кахетию, расположенную в непосредственном соседстве с Арменией.
Армянская запись драгоценна для нас тем, что отодвигает дату основания Киева по крайней мере до эпохи, предшествующей VII...VIII векам н.э.
Приглашение славянских (антских) князей с их дружинами широко практиковалось. императором Юстинианом (527...565); именно тогда одни славянские племена нападали на империю, а другие племена, союзные Византии, ее защищали. И разыскания Нестора о князе Кие вполне вписываются в мировые события VI столетия.
Византийский историк Прокопий, современник – Юстиниана, писал о том, что около 533 года один из военачальников императора, носивший славянское (антское) имя Хильбудий, был отправлен на Дунай для защиты северной границы империи, но потерпел поражение от других, славян, попал в плен, а затем, по одной версии, вернулся на родину в землю антов. Вторично Юстиниан обращается к антам (приднепровским славянам) в 546 году, когда отправляет к ним посольство с предложением занять город на Дунае и оборонять империю. Анты на общем вече выбрали Хильбудия и отправили его в Царьград к цесарю.
Не будем выяснять запутанные рассказы Прокопия о Хильбудий, в которых много противоречий и неясностей для самого автора, но отметим, что общая схема событий в византийской хронике и в русской летописи почти одинакова: восточнославянский (антский) князь приглашен цесарем на византийскую службу.
Осведомленность императора о славянских князьях Среднего Поднепровья не должна нас удивлять, так как ко времени Юстиниана о «русах – народе богатырей» знали не только в Константинополе, но и на тысячу километров южнее, в Сирии, где Псевдо-Захария Ритор составил в середине VI века свое описание кочевников Причерноморских степей и их оседлых соседей («народ рос»).
Нас в большей степени удивляет другое: каким образом знаменитый Юстиниан попал в разряд неведомых летописцу Нестору цесарей – ведь еще в IX веке в летопись (которую потом продолжил Нестор) были внесены византийские сведения о комете, появившейся в царствование этого императора, «...сице же бысть при Устиньяне цесари, звезда восия на западе, испущающа луча, юже прозываху блистаницею и бысть блистающи дней 20...». Знали летописцы и последующих императоров (Маврикия, Ираклия и др.). Невольно возникает вопрос: не могло ли приглашение Кия в Царьград исходить от другого, более раннего в менее известного императора? Прямого ответа да того не будет, но косвенные соображения возникают.
Обращение Византии к славянам за помощью могло иметь место лишь тогда, когда славяне уже вошли в контакт с империей. Долгое время Византия была отделена от славянского мира гуннами и готами. В: 488 году остготский король Теодорих, увел свои войска с Балкан на запад, начав завоевание Италии, а через пять лет, при императоре Анастасии Дикоре (491...518), начались первые походы славян на Византию (483, 499, 502).
В древнейшей части Киева (Замковая гора) найдены монеты императора Анастасия. Они дополняют ряд косвенных свидетельств.
В итоге мы можем сделать следующий вывод: летописный рассказ Нестора о князе Кие может быть с достаточной убедительностью отнесен не к IX веку, как это сделал пристрастный новгородский книжник, а по крайней мере на три сотни лет раньше – к VI веку н.э. Учитывая большую популярность императора Юстиниана в средневековой христианской литературе, мы под «неведомым цесарем» летописца можем подразумевать другого императора, Например, Анастасия. Дата заключения союза между князем полян и императором Византии может колебаться в пределах последних 3...4 десятилетий V столетия.
Но основание города Киева, символизировавшее какой-то важный перелом внутри Полянского племенного союза, следует, по всей вероятности, датировать временем, предшествовавшим широкой славе полянского князя, достигшей императорского дворца в Царьграде.
В этом вопросе решающее слово принадлежит археологическим материалам, количество которых непрерывно возрастает благодаря усилиям украинских ученых.
Обращаясь к данным археологии, следует отказаться от мысли, что археологические раскопки откроют нам классический средневековый город с кремлем и посадом, с торговыми площадями, ремесленными кварталами и несколькими линиями укреплений. Таким Киев станет в пору своего расцвета в X...XIII веках.
Рождающиеся города – это не сказочные палаты, возникающие в одну ночь. Город рождается как своего рода «узел прочности» его округи. Причины и формы возникновения такого центра могут быть различны и многообразны.
Это может быть порубежное иди центральное укрепление, постоянный стан вождя, пункт сбора веча, место склада дани, племенной ритуальный центр, перепутье важных дорог, место периодического торга и т.п. Чем больше отдельных признаков накопится в одной и той же точке, тем надежнее ее превращение из узла прочности первобытной округи в город классового общества. Не государственность первоначально создает города на пустом месте (хотя факты постройки городов феодалами известны), а сам ход исторического развития родо-племенного строя приводит к умножению таких центров и к усложнению их функций.
Историю каждого известного нам города нужно прослеживать по возможности с того времени, когда данная топографическая точка выделилась из среды соседних поселений, стала в каком-то отношении над ними и приобрела какие-то особые, ей присущие функции.
Собственно говоря, так и, поступали в тех случаях, когда отмечали 800-летний юбилей Москвы (1947), 1100-летие Смоленска (1962) и Новгорода (1959).
Нумизматические находки римских монет первых веков нашей эры в Киеве свидетельствуют о том, что на киевских (точнее, «докиевских») высотах велся торг. Здесь, торгуя, теряли монеты, а иногда специально закапывали в виде клада значительные сокровища. Таков, например, клад, найденный на Львовской площади сто дет тому назад: в нем было около пуда римских монет и медалей, уложенных в ведро. Топографически они тяготеют к прибрежной части города, к древней пристани на Днепре (Подол, Замковая гора, овраги Глубочицы), найдены они на Старокиевской горе и в Печерске. На месте будущего Киева было тогда несколько небольших славянских селений, и находки монет подтверждают мнение автора «Слова о полку Игореве», что счастливые времена в истории славянства связаны с «Траяновыми веками». С царя Траяна, правившего в 98...117 годах н.э., началась широкая торговля славян с Римом.
Указанные находки монет и вещей нередко, наводили на мысль, что историю Киева следует начинать с рубежа нашей эры, что Киеву две тысячи лет. При этом иногда опирались на церковную легенду, придуманную игуменом Сильвестром в 1116 году: на месте будущего города на высокой горе будто бы побывал апостол Андрей, воздвиг на ней крест и предсказал, что здесь «возникнет великий город». Даже если принят на веру христианскую мифологию, то «во времена апостолов», то есть в 1 веке н.э., города еще нет. Разрозненные славянские селения и торг без крепости – это предыстория Киева. Таких пунктов было много, и не от них следует отсчитывать судьбы исторических центров.
В VI веке н.э. началось грандиозное движение славянских племен на юг к Дунаю и на Балканы, изменившее всю этническую карту Европы. Подготавливалось оно не менее столетия на протяжении V и начала VI веков. В колонизационном движении приняли участие не только племена южной окраины славянского мира, но и далекие жители Верхнего Поднепровья, соприкасающиеся с балтскими племенами – предками литовцев и латышей.
Взглянем на географическую карту и представим себе путь этих славян-переселенцев, заполонивших впоследствии весь Балканский полуостров. Из лесной зоны на юг они могли плыть по таким рекам, как Днепр, Десна, Сож, Березина, Припять. Все эти реки стекались к Киеву, и Киев, как замком, запирал колоссальный бассейн Днепра в четверть миллиона квадратных километров. Тот князь, который владел киевскими высотами в V веке, был хозяином положения; он контролировал поток переселенцев, мог набирать из него свою дружину, мог взимать мытную проездную пошлину. И по тем же путям, по каким двигались славяне-колонисты, слава о князе, владевшем днепровской магистралью, могла дойти и до императорского дворца в Царьграде. И дошла.
Новая историческая ситуация V...VI веков потребовала и новых организационных форм. Хозяин Днепра не мог довольствоваться пристанями и торговыми местами – ему нужна была крепость.
Большой интерес для ответа на вопрос, где был город Кия, представляет сопоставление легенды о трех братьях – строителях города с реальной топографией киевских высот.
Конфигурация правого берега Днепра в районе Киева с его оврагами, мысами является результатом древних размывов коренного берега как потоками Почайны и Глубочицы, так и водами реки Десны, оттеснившими воды Днепра к правому берегу. Высокий берег Днепра на территории Киева тянется с юго-востока на северо-запад, отступая от реки в том месте, где Днепр образует луку. Здесь в Днепр широким устьем впадает Почайна, представляющая собой превосходную гавань-затон. Полукруглое низменное пространство между Почайной и высоким правым берегом носило название Подола и было заселено еще в первые века нашей эры. Если смотреть на киевские высоты со стороны Почайны, то слева направо (с юго-востока на северо-запад) мы увидим следующую обширную панораму: на левом краю будет мыс основного киевского плато, по летописной терминологии, просто «Гора» (впоследствии она получила название Андреевской или Старокиевской). Коренной берег отступает далее в глубь плато, на запад, почти перпендикулярно Днепру и образует мысы и овраги («Дитинка», «Копырев конец», или «Клинец», и др.). Овраги во времена Киевской Руси были использованы гончарами и кожевниками.
Прямо за Подолом, окаймляя его с юго-запада, находились вытянутые в одну линию три горы: южная ближайшая к «Горе» – Замковая гора (Киселевка, Фроловская гора); далее, на северо-запад, – Щековица, а за ней, в наибольшем отдалении от Днепра, – Лысая гора (Юрковица, Иорданские высоты).
Между этими четырьмя горами исследователи и распределили «грады» трех героев летописной легенды. Конечно, при анализе тех предположений, которые выдвигались в связи с легендой о трех братьях, нам следует исходить из того, что двое братьев могли получить свои имена от существовавших местных топонимических названий. Щековица не вызывает сомнения потому, что так она называлась в эпоху Мономаха («идеже ныне зоветься Щековица»), так ее именовали в XVIII веке, так она называется и в настоящее время.
Хоревица, с которой связали имя третьего брата, определяется различно. Ни летописной, ни более поздней традиции нет. Возможно, что следует присоединиться к давнему мнению В.Б. Антоновича (поддержанному советскими археологами М.К. Каргером и П.П. Толочко), что Хоревица – Лысая гора. Судя по такому своеобразному наименованию, это была одна из тех ритуальных гор, на которых, по народному поверью, проводили свой шабаш киевские ведьмы. Рядом с Лысой горой находился огромный языческий курганный могильник. Языческий ритуальный характер данной горы явствует из описания событий 980 года, когда Владимир, подступая к Киеву, «обрывся на Дорогожичи, межю Дорогожичем и Капичем; и есть ров и до сего дне». Капиче, – очевидно капище, языческий храм. Лысая гора – соседняя с Дорогожичами, ближе к Киеву; здесь капище было вполне уместно.
Хоревица, названная в поздних источниках XVI...XVII веков, отождествлялась с Вышгородом. Теоретически это можно допустить, так как в той же армянской записи только Хореан отмечен как город, находящийся «в области Палуни» (Полян), то есть как бы в стороне от городов старших братьев. Город (или область) Хореван знает Ибн-Русте, упоминая, что здесь русы размещают пленных славян. Но Вышгород ли это, или гора Хоревица (Юрковица) в Киеве, остается неясным.
Сложнее обстоит дело с городом основного героя легенды – Кия. Археологи еще в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе внутри так называемого «города Владимира» небольшой отсек этого города, самостоятельную крепостицу – «градок», обнесенный валом и рвом. Современные киевские археологи (П.П. Толочко, С.Р. Килиевич) на основании керамики типа «корчак» датируют этот «градок» V...VI веками н.э. И с этим можно согласиться.
Как назывался этот «докиевский» Киев?
Константин Багрянородный и на этот раз сообщает интересные сведения. Рассказав о том, что ладьи-однодревки сходятся к Киеву из Новгорода, Смоленска, Чернигова, цесарь пишет, что все они «собираются в киевской крепости, называемой Самбатас». Император хорошо знал Киев и упоминал его неоднократно, но в данном случае назвал, очевидно, какую-то часть города, связанную с рекой, гаванью, затоном. Уже высказывалась мысль, не является ли название киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта, подступавшего, судя по находкам римских монет на Подоле, к самому Днепру. Это могла быть одна из небольших гор, расположенных близ Подола. Этимология слова неясна. К двум десяткам различных толкований имени Самбата можно добавить (для будущего рассмотрения лингвистами) еще одно направление мысли: есть славянское слово XI века «самобытие», обозначающее самостоятельность, естественность.
Крепость на Старокиевской горе была как бы капитанской рубкой, с высоты которой полянский князь мог не только видеть Вышгород и устье Десны, но и управлять всеми плывущими у подножия Горы.
В своих разысканиях о начале Киева никто из исследователей (в том числе и я сам в работах 1950...1960 годов) не обращал внимания на интереснейшую двойственность в определении местопребывания Кия: и русская летопись и армянская «История Тарона» в полном согласии друг с другом говорят о том, что у князя Кия (Куара) сначала была резиденция в одном месте, а по прошествии некоторого времени братья взошли на высокую гору с охотничьими угодьями и здесь-то и основали новый город.
В армянской записи говорится о постановке в новом городе на горе двух идолов. Раскопки киевского археолога В.В. Хвойко в 1908 году обнаружили в свое время на Старокиевской горе, почти в центре «градка» Кия, два языческих жертвенника: один с четырьмя выступами строго по странам света (богу Вселенной Роду, или Сварогу) и другой – круглый (может быть, богу солнца Дажбогу).
Где же жил Кий первоначально, до постройки верхней крепости?
Вглядимся внимательней в летописный текст: «И седяше Кый на горе, идеже ныне увоз Боричев».
Боричев увоз (спуск) начинался около угла верхней крепости Кия (близ Андреевской церкви Растрелли) и выводил за город на Подол. На первый взгляд все совпадает – крепость Кия и начало спуска действительно соседствуют. Но крайне удивляет то, что в других местах своей хроники летописец Нестор, отлично знавший топографию Киева, упоминал территорию древнего «градка» Кия, но дважды обозначал ее самым заметным ориентиром:, за Десятинной церковью. Первоначальная же резиденция Кия обозначена спуском и дорогой к Днепру, проходящей вне города.
Она находилась действительно за пределами Старокиевской горы, у «Боричева тока» (продолжавшего Боричев увоз), – это Замковая гора, «Киселевка», омываемая течением речки Киянки, в самом имени которой видна близость к Кию и Киеву. Путь «по Боричеву» из великокняжеского дворца к церкви Пирогощи на Подоле, которым князь Игорь возвращался в 1185 году из Киева, пролегал у самой подошвы Замковой горы.
Замковая гора – останец высокого берега с крутыми, обрывистыми краями – была заселена уже в V...VI веках. Более того, киевские археологи Полагают, что именно отсюда шло заселение окрестных мест, а это полностью подтверждает высказанное выше предположение о первоначальном местопребывании князя Кий. Здесь, на Замковой горе, был мощный культурный слой, датированный византийскими монетами императоров Анастасия (498...518) и Юстиниана (527...565), относящийся к концу V и VI века.
Град князя Кия на горе не разрастался в то время; тогда была пора не строительства, а походов, не производства, а трофеев. Но историческая роль Киева начиная с этого времени непрерывно возрастает. По всей вероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен: руси (по рекам Роси и Днепру), северян (по Десне и Сейму) и полян, живших севернее Руси, вокруг Киева. Первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам.
Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью, «Русской землей» (в узком смысле), но столицей этого союза становится полянский Киев, что потребовало от летописца специального пояснения: «Поляне, которые теперь называются Русью», Но он же назвал Киев «матерью городов русских».
Дальнейшие события в восточнославянском мире подтвердили устойчивое положение Киева как главного центра объединения и защиты славянства.
К рубежу VI...VII веков завершилось заселение балканского полуострова славянами. Славяне восточной половины полуострова получили от тюрок-болгар свое новое собирательное имя, ассимилировали тюрок и сохранили большую близость к восточным славянам («антам»), от которых они откололись в VI веке.
Степи были заняты новыми ордами кочевников, среди которых выделялись хазары. Летописец с гордостью говорит о том, что когда хазарский хан потребовал дани с земли полян, то поляне дали вместо дани меч, символ вооруженной независимости.
Примерно в это же время (точно оно, к сожалению, не обозначено, может быть, это рубеж VIII...IX веков) происходит перерастание днепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянских племен. Летопись перечисляет их: «Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север». Все они входят в общее понятие Руси. Это почти половина восточных славян. Такой союз. охватывавший территорию около 120 000 квадратных километров и простиравшийся на 700 километров на север, вплоть до Западной Двины, или уже был настоящим государством, или становился им.
Киевским историкам средневековья было чем гордиться, когда они сравнивали свой город с Римом и Александрией, – Киев был столицей крупнейшего в Европе феодального государства; Киев успешно оградил славянские народы от наездов кочевников; Киев принимал товары разных стран и сам наладил ежегодные связи с Византией, арабским халифатом и Западной Европой. Киевские князья породнились с императорскими и королевскими домами Византии, Венгрии, Франции, Польши, Англии, Швеции, Норвегии.
И всю историю Руси киевский историк начинает с ответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити?»
Мы теперь можем определить, что: Киев начал играть свою историческую роль с момента своего возникновения; он возник как историческая необходимость полторы тысячи лет тому назад.
Борис Рыбаков.
«Возникновение Киева»
“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве”.
“Повесть временных лет”
Первое датированное упоминание о существовании Киева относится к 862 году и не является датой возникновения города. Летописец Нестор в “Повести временных лет” записал народное придание о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленых” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личности Кия, Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которому Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Долгое время этот летописный рассказ, отношение к которому чаще всего было скептическим, являлся единственным источником в решении вопроса о времени происхождения Киева. Историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая основание Киева сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам.
В. Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь – имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский”. Само имя “Киев” происходит от сарматского слова “кивы”, что значит “каменные горы”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени до пришествия Христова.
М. М. Щербатов полагал, что основателями Киева были гунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне Киев. Найдя это место удобным для поселения, вожди их остановились и построили «вышеозначенные грады».
Против теории гуннского происхождения Киева, неоднократно возрождавшейся на протяжении всего XIX века, выступил историк И. М. Болтин. “Чтобы гунны на берегах Днепра, где ныне Киев, когда-либо жили, - писал он, - о том ни в какой истории не вспоминается, да и весьма сомнительно, чтобы они местами сими проходили. Жили тут издревле сарматы, и прежде, нежели славянами были покорены, построили город Киев, назвав его так по местоположению, ибо слово “кивы” на сарматском языке значит горы”. Однако позднее И. М. Болтин отстаивал аварское происхождение Киева.
Г. Байер утверждал, что Кий – это готский король Книве, который воевал в Панонии во времена римского императора Дация, около 250 г.
Немецкий историк Г. Миллер утверждал, что честь основания Киева принадлежит гуннам: “Писатели средних времен часто называли город Киев Унигардом, какое название без сомнения происходило от уннов”.
При всей своей несхожести выводов выше упомянутых историков они единодушны в отрицании славянского происхождения Киева. Первым подверг критике немецкую школу историков М. В. Ломоносов. Русский ученый писал: “Владетели и здатели городов в пределах российских известны по Нестору: в полях Кий, Щек, и Хорив. И хотя в оном летописце с начала много есть известий невероятных, однако всего откинуть невозможно”.
Крупнейший представитель русской дворянской историографии Н. М. Карамзин также встал на защиту летописных известий об основании Киева. Критикуя филологические построения историков о неславянском происхождении слова “Киев”, он остроумно замечал, что “имена древния не всегда могут быть изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же, славянское местоимение Кий, слова щека, щекотать, гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как и персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебелае и прочие”.
В одной из опубликованных в 1850-1852 гг. саг говорится, что внебрачный сын готского короля Гейдрека царствовал в Рейдготии, а столицей имел Днепровский город “Данпарстад”. Ф. К. Браун считал, что Данпарстад занимал, вероятно, то место, где сейчас находится Киев. Г. Вигфуссон был так же сторонником скандинавских саг, но в Киеве он видел центральный город готской империи – столицу Эрманарика. Однако позднее готское происхождение Киева было опровергнуто анализом самих же саг. В том виде, в котором эти памятники дошли до нашего времени, они не старше IX в., а следовательно, сведения о Днепре и “Днепровском городе” являются позднейшей локализацией столицы Эрманарика, которая могла произойти под влиянием рассказов скандинавов, бывших в Киеве в IX и последующих веках или слышавших о нем.
Тем не менее, теорию о скандинавском происхождении поддерживали исследователи исторической топографии. Н. И. Петров считал все же, что Киев вначале принадлежал готам, а затем гуннам и в IV в. был центром готской империи и столицей Эрманарика.
Крупные историки XIX в. Н. П. Дашкевичь, А. А. Шахматов и другие относили начало Киева только к концу IX в. В. О. Ключевский полагал, что Кий был князем в первобытном понимании родового старейшины, а в князя полян он превратился под пером летописца.
И. Я. Франко считал, что Нестор не мог придумать князя Кия. В рассказе о поездке Кия в Царьград Франко видел военный поход Кия на Царьград - “Очевидно, речь здесь идет о военном походе Кия на Царьград, более раннем, чем переход обров мимо Киева, бывший в 670 г. Это позволяет отнести начало государственной организации в окрестностях Киева к началу VII-го века”. “Мне кажется, этимологическое толкование рассказа о Кие, Щеке и Хориве неверное и ненужное”.
И. М. Самойловский считает, что историю Киева необходимо начинать от тех поселений, которые были на месте будущего города на рубеже старой и новой эр.
О славянском происхождении основателей Киева свидетельствует не только “Повесть временных лет”, но и другие летописи. Новгородская первая, Никоновская, летописные известия включенные в “Синопсис” говорят о том, что средневековые авторы Длугош и Стрыйковский пользуясь какими-то древнерусскими, не дошедшими до нас летописями, писали не только о славянском происхождении Кия, но и о том, что именно он был родоначальником киевской княжеской династии, прекратившей свое существование после убийства Аскольда и Дира. Однако уже во времена Нестора некоторые летописцы скептически относились к изложенной версии, не оспаривая славянского происхождения Кия, были склонны видеть в нем обыкновенного перевозчика через Днепр жившего в IX в. Для опровержения этого Нестор дополнил свой рассказ, привлекая дополнительные материалы. Быть может это, были народные предания, а возможно, в его руках находился и какой-то письменный источник.
“Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались”.
“Повесть временных лет”
К сожалению, Нестору не удалось разыскать сведения о времени жизни и деятельности первого киевского князя, в чем он и признался.
Точная дата основания Киева Кием имеется в новгородской первой летописи – это 854 г., но ей нельзя доверять. Она была внесена в рассказ о Кие новгородскими летописцами в XI – XII вв., пытавшимися создать свою схему развития Руси, в которой не Киев, а Новгород выступал бы наиболее ранним восточнославянским городом. Им же принадлежит и версия о Кие – перевозчике через Днепр.
Существуют параллельные киевской легенде иностранные источники. В первой части “Истории Тарона” Зеноба Глака рассказывается о происхождении рода Мамиконянов в Армении. В армянской записи киевской легенды говорится об основании города в стране полуни Куаром, Мелтеем и Хореаном. Н. Я. Марр датировал “Историю Тарона” VII в.
Начало VI в. отмечено крупными вторжениями славянских племен в византийскую империю. Согласно свидетельству Прокопия Кессарийского славяне почти ежегодно совершали набеги на Византию, иногда достигая предместий Константинополя. Чтобы обезопасить империю, Юстиниан I открывает широкий доступ славянам в наемные войска. Один из них, по имени Хильбудий, даже назначается стратигом Фракии. Сведения об этом славянине сообщил Прокопий Кессарийский: “Был некто Хильбудий, близкий к императорскому дому, в военном деле человек исключительно энергичный и настолько чуждый жажды стяжательства, что вместо величайших богатств он не приобрел ни какого состояния. На четвертом году своей единодержавной власти император, назначил этого Хильбудия начальником Фракии, поставил его для охраны реки Истра, приказав ему следить за тем, чтобы жившие там варвары не переходили реку… Спустя три года после своего прибытия Хильбудий по обыкновению перешел реку с небольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Была битва жестокая, пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий”. Продолжением этого рассказа является надгробная плита, обнаруженная близ Константинополя с надписью “Хильбудий сын Самбатаса”. Исходя из того, что Самбатас – название Киева в византийских источниках, можно предположить, что в этой надписи, датируемой 559 г. речь идет о Кие. В рассказе Прокопия Кессарийского о Хильбудие много общих черт с рассказом Нестора о Кие. Не исключино, что с целью разобщения антов и склавинов Юстиниан I был вынужден принять в Константинополе с великими почестями полянского князя Кия, как об этом писал Нестор.
Археологические материалы обнаруженные в разных районах Киева достигают наивысшего развития в II – III вв. н. э., после чего происходит их угасание. Материалы IV в. встречаются редко, а материалов начала V в. практически нет. В конце V в. появляются поселения отличающиеся от поселений предшествующего этапа.
Материалы VI – VII вв. находятся в основном в древней части Киева. Это площадь гор Замковой, Детинки, Старокиевской, некоторая часть Подола. Их можно назвать ядром Киева также IX – XIII вв.
Исследования древнейшего киевского городища показали, что его укрепления ограничивали небольшую двухгектарную часть Старокиевской горы: от того места где сейчас Андреевская церковь, через территорию музея истории Украины, и заканчивалась над Гончарным оврагом. Нет сомнения, что древнейшие киевские поселения формировались как укрепленные центры. Об этом говорит выбор места для них.
Будучи изолированной со всех сторон естественной преградой (70 м над уровнем Днепра), Замковая гора, и без искуственных укреплений была не приступна. Это не исключает на ней укреплений в виде деревянной стены остатки которой были найдены археологами.
На Замковой горе и в ее окружении, были найдены византийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I, амфориски херсонского производства, бронзовая фигурка льва.
Вероятно Замковая гора являлась межплеменным центром, из которого происходило заселение окружающих возвышенностей.
Значительное расширение центральной части произошло за счет возведения укреплений на Старокиевской горе. Отсутствие естественных преград с юга способствовало развитию центральной части города. “Град Кия” был построен по всем правилам раннесредневекового оборонительного зодчества – искусственные укрепления удачно дополняли естественные рубежи – с трех сторон Старокиевская гора имела крутые склоны, а с юга высокий земляной вал и глубокий ров (около 4 м).
Крепость на днепровских высотах была исторической необходимостью. Князь, создавший ее, опираясь на среднеднепровские дружины, получал известную власть над всеми племенами, главные реки которых текли к Киеву: древлянами (Ирпень, Тетерев), дреговичами (Припять, Днепр), кривичами (Десна, Днепр), северянами (Десна, Сейм) и радимичами (Сож). Еще одним существенным преимуществом киевской крепости, было надежное укрытие глухими лесами от кочевых орд степи.
Важным средоточием союзов племен было Среднее Поднепровье. Здесь образовалось мощное объединение во главе с полянами. Его центром стал Киев, непрерывное развитие которого началось в конце V в. Крепость, построенная на Старокиевской горе, являлась центром древнерусской государственности.
Киев - старинный центр славянства, столица могучей Киевской Руси. Согласно легенде в конце V - начале VI столетий нашей эры три брата Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу реки Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Первое упоминание о Киеве, содержащееся в древнерусской летописи "Повесть временных лет", относится к 862 г. Однако археологическими исследованиями установлены на Старокиевской горе жилища и хозяйственные постройки "городка Кия", датированные V - VI вв. (на основании этого открытия в мае 1982 г. был торжественно отмечен 1500-летний юбилей города). В IX - XII вв. Киев - столица одного из самых больших и могущественных государств Европы. После смерти Владимира Мономаха в 1125 г. начался процесс распада единого государства Киевская Русь. В 1240 г. Киев был разрушен и опустошен ордами монголо-татарского хана Батыя. Монголо-татарское нашествие задержало развитие города почти на столетие.
В XV веке Киеву было даровано магдебургское право. Согласно Люблинской унии 1569 г. польские феодалы начали управлять большей частью украинских земель, в том числе и Киевом. В конце XVI века - первой половине XVII века берут начало восстания украинского народа против порабощения. 23 декабря 1648 г. в Киев через Золотые ворота торжественно въехал гетман Богдан Хмельницкий во главе казацкого войска. В 1654 г. в Переяславле был заключен союз с Россией, в результате которого произошло воссоединение Украины с Россией.
С декабря 1919-го по июнь 1934 г. столицей страны был Харьков. 24 июня 1934 г. украинское правительство и все республиканские организации переехали в Киев. Город сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны и полностью восстановлен в послевоенные годы. С 1991 г. Киев - столица независимой Украины.
Киев - святыня руской земли - споконвека славен своими красотами и драгоценным историческим наследством. У 882 году первый князь киевский Олег Рюрикович объединил все земли руские и начал свое княжества в Киеве, провозгласив: "Сие конуры иметь градомъ русскимъ!". И стало расти с тех времен могущество князей киевских, а вместе с тем и слава самой столицы Давней Руси. Киев розкинув свои одеяния на берегах Днепра - одной из наибольших рек Европы, почти в центре его бассейна. В одной из древних легенд вспоминается Днепр под именем Борисфен, что можно истолковывать, как "тот, что течет из севера} . При этом Днепр обрисовывается огромной рекой, которая богатая рыбой и уступает величием лишь Нилу и Дунаю.
Первое летописное упоминание о столице Давней Руси датируется 862 г. Именно в это время иноком КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ Лавры, Нестором, был начат труд над "Повестью временных лет" - многовековым сказало о становлении и истории Киевской Руси. Но эта летопись не является свидетельством рождения более давнего восточнословянского города, ибо источники его основания ведут в глубину веков. Нестор-литописець свидетельствует, что к его временам сохранился перевод о походе апостола Андрея к северу. Плывя со своими учениками водами Днепра, св. Андрей благословил склоны, на которых было суждено розкинуться Киеву. а народной легендой три брата - Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбидь учредили на этих днепровских склонах город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Современ княжества Олега, сильнел и перестраивался Киев, а вместе с тем ширилась величие и самой руского государства. За свою больше чем 1500-годовую историю "иметь градов руских" неоднократно была захвачена врагами, пылала в огне и опять была возрождена с пепла. Территориальное развитие Киева с самого начала было обусловлено потребностью в постоянном и надежном укреплении : врагов у восточных славян и Руси всегда было много. Неисчислимые орды кочевников вытаптывали причерноморские степи, а из запада врывались на Русь агрессивные польские и венгерские князья, из севера - беспощадные варяги. Оттого годы существования древнеруского государства преисполнены грому битв и шума походов.
Ще за княжество Олега Киев становится одним из наибольших городов восточной Европы. По смерти первого киевского князя все наследники княжеского престола всегда олицетворяли могучих правителей и творцов культурного наследия Киевской Руси.
После принятие христианства в 988 г. князем Владимиром, Киев славится ячейкой Христова учения на Руси. В те времена началось строительство многих храмов и монастырей - важнейших памяток истории и архитектуры, а главного языческого идола, Перуна, было привязанным к конскому хвосту и во всеуслышание сброшено из Боричевского подъема в Днепр. Часыже наибольшей славы для древнего Киева были в эпоху князя Ярослава Мудрого (1019-1054 рр.). Ярослав заметно расширил территорию города и оградил его стеной и валом, в которых из четырех различных сторон были установлены ворота: из северного востока - Градски, из южного запада - Золоте, из северного запада - Жидовские, а из южного востока - Лядские. Внутри город был украшен многими величественными сооружениями. Самая главная из этих сооружений - Киево-Софийский собор, при котором находился митрополичий дом. Создан было этот храм на том самом месте, где 1037 года произошла битва руських с печенегами, в которой последние потерпели поражение. а Ярослава впервые на Руси сложено свод законов - "Руску правду". Он сделал попытку уменьшить зависимость руской церкви от Константинополя, назначив 1051 года (без санкции патриарха) киевским митрополитом русина Иллариона.
В 1039 году было завершено обновление и осуществлено освящение Десятинной церкви, которая сильно пострадавшая во время пожара 1017 года. За всей достоверностью много других храмов Божьих, как в самом Киеве, так и на его околицах возникли и были обновлены также благодаря щедроты князя Ярослава, который, по свидетельству летописцев того времени, пытался уподобить нашу "мать градов руских" Византии. Перед смертью Ярослав Мудрый разделил государство между сыновьями, отдав киевский стол Изяславу. Похоронили князя в соборе Софии в мраморном саркофаге, что поныне стоит в Софии. История древнего княжеского Киева завершается еще одним выдающимся событием, а именно штурмом города монгольським ханом Батием. Летом 1240 года Батий начал поход на Западную Европу, и первым большим городом на пути монголов в этом походе оказался Киев. Оборону города возглавил воевода Дмитрий, ибо тогдашний князь Даниил Галицкий находился в Галичине. В ходе этого штурма были разбиты Лядские ворота и разрушено крепость Десятинной церкви. После этого кровавого нападения монголов христианский Киев и значительная часть украинских земель был подсоединен в Литву князем Ольгердом, который воевал с крестоносцами. Впоследствии, после заснування Запорожской Сечи, уже казацкий Киев был освобожден из-под гнета литовский - именно с этих славных времен и начинается эпоха гетманской казацкой власти.
Слава средневекового Киева
1648 года произошел торжественный въезд в Киев полководца и основателя казацкого государства - гетмана Богдана Хмельницкого. Именно в Киеве новым гетманом были приняты решения воевать за новую независимость Украины. У январе 1654 года в г. Переяслави произошли переговоры между украинской казацкой старшиной, возглавляемой Богданом Хмельницким, и московским посольством под руководством Василия Бутурлина. Так было принято Переяславску соглашение, за которым Украина присягала на верность московскому царю.
Важной стороной деятельности Коша Запорожской Сечи была организация посольств в Москву с целью ведения переговоров об объединении Украины с Россией. Активным организатором и инициатором этих переговоров выступал киевский митрополит Иов Борецький. Хозяйничание благородной Вещи Посполитой на украинских землях, режим жестокой социальной эксплуатации и религиозного прижатия привели к могучей освободительной борьбе украинского народа. У второй половине XVI - первой половине XVII веков в городах Украины существовали школы при церквях и монастырях. В Киеве вспоминается школа Михайловского монастыря. 15 октября 1615 года начала свою деятельность школа, которая вошла в историю, как Киевская братняя школа, родоначальница КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ академии. аснована она была митрополитом Киевским, Галицким и всей Руси Петром Могилой из благословения знатной киевлянки из благородного рода Волыни Галшки Гулевичивни, которая дарила свой дом с землей под основания монастыря и школы для детей "народа руского православного".
Большую поддержку Братняя школа получила от гетмана Войска Запорозького Петра Конашевича-Сагайдачного. Эту его традицию - поддерживать Киевскую братнюю школу, продолжили и следующие гетманы Украины, в частности, Иван Петрижицький, Богдан Хмельницкий, Иван Самойлович, Иван Мазепа и др. В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ коллегией (академией). У первой половине XVIII ст. в Академии учились такие известны впоследствии деятели науки и культуры, как Константин Щепин, Андрей Денисов, Михаил Ломоносов. Уникальным был книгосборник Киевской коллегии, которая формировалась в течение двух веков и пополнялась также за счет закупок и поступлений от издательства Украины, России, Беларуси, Амстердама, Гамбурга, Галле, Берлина, Братиславы, Данцига, Варшавы, Лондона, Парижа, Рима, Болоньи и других городов.
Киев XIX - начала XX веков
9 июля 1811 г. на Подоле, где и поныне располагается первое киевское высшее учебное заведение, был большой пожар. Пламя поглотило множество архитектурных памяток Киева, было повреждено неисчислимое количество домов, но общими силами народа и городской власти Академия была возрождена. После этого пожара древний подольский район Киева еще многократно страдал от нашествия природной стихийной беды.
Двагода подряд (1844 и 1845) киевляне страдали от необыкновенно бурных разливов Днепра. Особенно страшным был разлив 1845 г. Во время этого небывалого наводнения вода поднялась на семь с половиной метров выше обычного уровня, затопив все Деление и два квартала Плоской слободы. У XIX ст. 1830 г. для большего укрепления города была построена новая Киевская крепость, а комплекс оборонных, военных и административных сооружений на Печерске, основанный в начале XVIII ст., стал называться Старой крепостью.