Значение войн с Византией для Первого болгарского царства
Реферат
на тему: «Значение войн с Византией для Первого болгарского царства»
Введение
Можно сказать, что история первого Болгарского царства (679–1018) началась с военных столкновений с одной из самых сильных держав той эпохи и закончилась благодаря им же. Почти вся эпоха Первого болгарского царства прошла под знаком взаимодействия, в основном в виде военных столкновений, Византии и Болгарии. Эти войны имели огромное значение как для уже отживающей свой век Византии, так и для только переживающей становление Болгарии. Именно по этой причине теме отношений двух государств уделялось огромное внимание разными исследователями, в том числе А.П. Кажданом, Г.Г. Литавриным, Н.С. Державиным. Но несмотря на это довольно сложно в полной мере оценить насколько ускорили эти войны падение первого болгарского царства, и оказали ли они столь губительное влияние на Болгарию в целом. В этой связи интересной мне показалась работа Н.С. Державина «Славяне в древности», изданная в 1945 г. В ней он довольно полно рассматривает как прямые, так и косвенные последствия войн с Византией для Первого болгарского царства, хотя по некоторым пунктам другие ученые с ним не согласны.
1. Византия и Первое болгарское царство
Собственно история Первого болгарского царства начинается мирным договором с Византией 679 г. установившим границы болгарского государства. Тем самым Аспарух юридически оформил международное признание возникшего на Византийской территории болгарского государства, как самостоятельной независимой державы. Юстиниан II (685–711) попытался нарушить договор с болгарами и с этой целью предпринял поход против Болгарии, но в одном из балканских проходов был разбит. Свергнутый вскоре после этого с престола он обратился за помощью к преемнику Аспаруха, князю Тервелю (702–719). Он пошел на встречу просьбе Юстиниана и в 705 г. неожиданно для византийского правительства явился со своим войском к стенам византийской столицы. В результате этого военного выступления Тервеля Юстиниан был восстановлен на престоле, Тервель же получил от византийского императора царскую мантию, был провозглашен кесарем, получил титул великого князя (1). Т.о возникшее на византийской территории Болгарское царство своим международным признанием обязано именно победоносному для болгар военному столкновению с Византией. Но не все так просто. Византия хотя и признала Болгар не желала мириться с соседством варваров, проживавших на византийских территориях и еще совершавших грабительские набеги. Византийское правительство не могло мириться с создавшимся положением вещей и посему еще раз попыталось ликвидировать варваров, но и на этот раз болгарам удалось нанести византийцам сокрушительный удар. К тому же в Византии в начале 8 в. наступили внутренние неурядицы, чем воспользовался Тервель, дважды в это время опустошивший византийские владения, и византийское правительство было вынуждено заключить с ним в 716 г. выгодный для Болгарии договор, который оставался в силе в течение всего правления Льва III (717–741) (2). Т.о. благодаря своим военным успехам, болгары получили некоторую передышку и возможность для внутреннего развития. Но до стабильности во внешнем и внутреннем положении было еще довольно далеко, т. к. государство было еще молодым и с 735 по 802 гг. Болгария становится жертвой сложных внутренних неурядиц, чем искусно пользуется византийское правительство, стараясь частью интригами, частью непрерывными военными мероприятиями, максимально ослабить политическую и военную мощь Болгарии (3). Тем самым оно старалось добить своего ненавистного соседа и узурпатора византийской территории, имеющего перед собой огромный резерв славянского населения на полуострове для дальнейшего расширения своих владений и укрепления своего политического влияния и своей мощи, угрожавших самому существованию империи. Но все усилия Византии были тщетными. Болгария продолжала с каждым годом расширять свою территорию на полуострове за счет византийских владений и укреплять политическую и военную мощь.
А тем временем новые территории Болгарии приносили ей немалые выгоды, за счет лишения Византии этих самых выгод. Так новые территориальные приобретения на северо-западе лишали Византию непосредственной сухопутной связи с западом, т.е. наносили серьезный удар по ее экономическим интересам, принося этот интерес Болгарии, что, по-видимому, и явилось главной причиной того, что византийское правительство нарушило свой мирный договор, заключенный императрицей Ириной с предшественником Крума – Кардамом, а новый император Никифор I (802–811) в 807 г. открыл военные действия против Крума (4). Начиная с этого времени болгаро-византийские отношения протекают в обстановке жесточайших военных столкновений последствиями которых, помимо появления новых земель, экономических выгод и богатой военной добычи, были ужасающие взаимоистребления массового мирного населения, кровавые погромы и грабежи. Причем «культурные» византийцы в этом отношении не уступали «варварам» Крума.
Омортаг или Мартагон (815–831) еще больше расширил границы Болгарии за счет византийской территории. Заключив с Византией тридцатилетний мирный договор, Омортаг обратил свое внимание на северо-запад и северо-восток своих владений. Ему пришлось отказаться от части своих владений на крайнем северо-западе, в Посавской Паннонии, удержав, однако за собою города Сирмиум и Сингидунум (Белград). Эти районы оставались во владении Болгарии до 1018 г., когда т.н. Первое болгарское царство, сломленное, наконец, Византией, прекратило свое существование и было превращено в византийское наместничество (5).
С именем князя Бориса связывается крупнейшее событие в истории болгарского народа, которое внесло существенные изменения во внутреннюю жизнь болгарского общества и в международное положение Болгарии и заложило основы ее новой культурной жизни и новых политических отношений. Этим событием было принятие Борисом христианской веры по византийскому обряду. Принятие христианства довольно значительно изменило развитие Болгарии, по сути, она становилась в зависимость от Византии, повторяла ее достижения, ставила ее образцом. По мнению Державина христианство было принято в результате того, что Византия неожиданно в 863 г., предприняла наступление против Бориса, вынудив его просить мира. В 865 г. Борис принял христианство от Византии, объявив его государственной религией: этого требовали, прежде всего, внешние интересы болгарского князя. Но Каждан и Литаврин оспаривают подобную точку зрения, считая, что военное столкновение не сыграло существенной роли при принятии решения о вере. Они говорят о том, что, скорее это был определенный предлог, а к принятию христианства подталкивали внутренние причины экономического, политического и социального характера (6). Они отмечают, что известные круги славянского населения в значительной своей части формально уже были христианами, т.е. культурно, а стало быть, и политически уже были втянуты в сферу византийского влияния. Акт принятия Болгарией в 9 в. христианства от Византии определял собою дальнейшее направление и характер ее культурно-политического развития. Как в организации внутреннего управления, так и в быту, в искусстве и литературе, особенно господствующих классов, правящая Болгария имела для себя высшим образцом и непререкаемым авторитетом Византию. К этому образцу она тянулась, ему она подражала, его она воспроизводила в мелочах для того, чтобы, сравнявшись с ним, состязаться с ним в борьбе за первенство власти.
Наибольшее количество столкновений с Византией приходится на время правления Симеона. Он повел непримиримую, агрессивную политику против своего учителя Византии. Все устремления внешней политики Симеона были направлены в основном к захвату Константинополя и византийского престола. Действуя как искусный полководец и тонкий дипломат, Симеон ведет непрерывные войны с Византией (894, 896,904,913, 920–924), значительно расширяет границы старой болгарской державы. Они доходят теперь на юго-востоке почти до самых стен Константинополя, что имеет для развития Болгарии немаловажное значение, прежде всего в экономическом плане. Но занять византийский престол Симеону так и не удалось, но свои военные и политические успехи он завершил провозглашением себя в 925 г. «Вазилевсом». Немаловажное значение войны с Византией имели и для внутренней политики Болгарии, поскольку она строилась прежде всего в зависимости от внешних целей, по крайней мере при Симеоне. Внутрення политика Симеона вытекала из его основного стремления к захвату Византии. Он на всех уровнях пытался максимально приблизить положение дел в Болгарии к положению Византии (7). Т.о. в начале 10 в. Болгария по своему государственному, политическому и социальному строю, а также и по культуре господствующих классов, представляла собою приближение к Византии. По мере того, как крепла мощь господствующих классов и официальная Болгария все более и более превращалась в маленькую Византию с большими претензиями занять место разлагавшейся и умиравшей большой Византии, все более и более росла и углублялась пропасть между высшими правящими классами и народом, между официальными государственностью и церковностью, с одной стороны, и народным сознанием – с другой. Это непримиримое противоречие послужило основою, на которой развилось и вспыхнуло в Болгарии в ее народных низах при ближайшем преемнике Симеона – Петре (927–969) богомильство. И в конечном счете можно сделать вывод о том, что это непримиримое противоречие было одной из главных причин падения Первого болгарского царства.
Ввиду молодости Петра в качестве его советника и руководителя Симеон приставил к нему его дядю Гергия Сурсовула. Эти обстоятельства, повидимому, сослужили роль стимула к развитию в правящих болгарских кругах внутренних трений и борьбы за власть. Трения начались с заключения Георгием Сурсовулом на очень выгодных для Болгарии условиях мира с Византией в 927 г. Болгария была признана в границах, оставленных ей Симеоном; за болгарским князем официально был признан титул царя; за болгарской церковью полная независимость и собственный патриарх, кроме того, Византия обязалась платить ежегодную дань Болгарии. Политический мир был скреплен заключением родственного союза между византийским и болгарским дворами женитьбой царя Петра на внучке византийского императора Марии (8). Однако заключение этого мира, по-видимому, не отвечало ни интересам, ни настроению сильной придворной военной партии и поддерживавшего ее феодального боярства, а разоренные города и закрепощенное в большинстве своем за светскими и духовными земельными вотчинами крестьянство не могло быть для правительства Петра какою-либо опорою в его борьбе с притязаниями феодалов. Разоряемое бесконечными войнами и эксплуатируемое светской и церковной властью массовое городское и сельское население или спасалось бегством в Византию и Сербию, или уходило в леса и горы, или же переходило в ряды антиправительственной оппозиции. Поэтому правление Петра отмечено несколькими боярскими восстаниями. Одно из таких восстаний было удачным. Из западных областей болгарского царства образовалось независимое государство(9). Т.о. в 963 г. симеонова Болгария распалась на два самостоятельных царства: восточное и западное.
С вступлением на престол Никифора Фоки положение восточно-болгарского царства, теснимого к тому же с севера мадьярами, становилось критическим. В 968 г., решив покончить с унизительным положением болгарского данника, с одной стороны, и с другой – восстановить свои былые экономические выгоды, связанные с обладанием торговых путей на полуострове, находившихся в руках болгар, Никифор Фока не только отказался платить болгарам дань, но и с позором выгнал из Константинополя болгарских послов, явившихся сюда за данью(10). Такая перемена византийской политики объяснялась крупными военными и политическими успехами Никифора Фоки на востоке в борьбе Византии с арабами. Никифор Фока при содействии специального эмиссара, херсонесца Калокира, поднял против болгар киевского князя Святослава. Борьбу с ним вел Борис (969–972). В 968г. Святослав с 60 тыс. войском двинулся в устье Дуная. Болгария была застигнута врасплох и разбита. Святослав центром своих болгарских владений сделал город Преславец. Это был очень важный торговый пункт, лежавший в самом узком месте между Дунаем и Черным морем. Чтобы спастись от киевского князя болгарское правительство вступило в переговоры с Византией и одновременно предложило печенегам напасть на Русь. Во вторую болгарскую экспедицию 969 г. Святослав продвинулся из своего Переяславца уже далее на юг, занял столицу болгарского царства, захватил в плен болгарского царя Бориса II и его семью, завоевал всю Болгарию и через Адрианополь проник на византийскую территорию. Иоанн Цимисхий (969) вынужден был принять меры против вчерашнего союзника и нанес Святославу ряд жестоких поражений. Заключив в 972 г. мир с Византией, Святослав покинул Болгарию. Открыв военные действия против Святослава, Цимисхий уверил болгар, что единственное его намерение – спасти Болгарию и восстановить ее попранные права. Закончив борьбу со Святославом, Иоанн Цимисхий объявил Болгарию присоединенной к империи, уничтожил болгарский патриархат, подчинив Болгарию в церковном отношении византийскому патриарху. Болгарскому царю пришлось снять с себя знаки царского достоинства и стать в ряды византийских сановников в звании магистра империи. Вместе с этим актом восточно-болгарское царство прекратило свое независимое существование (971), но западно-болгарское царство продолжало сохранять свою политическую независимость. Воспользовавшись вспыхнувшим в восточной Болгарии восстанием против Византии, Давид, Моисей, Аарон и Самуил объединили всех болгар в борьбе против византийского ига. Самуил в 980–1018 гг. был фактическим болгарским царем, имея своей базой западное болгарское царство, своими военными мероприятиями наводил ужас на Византию, но спасти Болгарию ему не удалось. Византийский император Василий II, прозванный «болгаробойцем» (976–1025), стал систематически наносить удар за ударом Болгарии и отбирать у нее одну за другой ее области, пока, наконец, в 1014 г. в сражении при горах Беласицы болгары были разбиты наголову. После смерти Самуила Болгария еще несколько бет отчаянно боролась с греками за свою независимость, но в 1021 г. взятием Срема на Дунае Византии удалось сломить последние остатки болгарского сопротивления, и вся Болгария в своих обеих составных частях, восточной и западной, подпала под греческое иго, была обращена в византийское наместничество с греческими чиновниками и духовенством и обложена материальными повинностями (11). Этот факт имел огромное значение для дальнейшего развития Болгарии. Под игом Византии она все больше и больше превращалась в маленькую Византию в культурном, экономическом и политическом отношениях. Положение вещей в Болгарии под греческим игом приняло в конце концов такой характер, что, повидимому, стало забываться и самое имя болгар и Болгарии. Страдавшее от непосильных поборов и злоупотреблений болгарское население боролось со своими насильниками восстаниями. Восстания эти подавлялись византийским войсками, население подвергалось жестоким репрессиям, истязаниям и разорению и спасалось бегством в горы. С севера Болгарию разоряли печенеги. Византия в борьбе с болгарским народным движением за освобождение от ига бесправия и произвола, впервые вызвала из Азии в Европу турок, что впоследствии имело весьма губительные последствия не только для болгар и самой Византии, но и для всех балканских стран, попавших в позднее в зависимость от этого народа. К тому же беспрепятственное хозяйничанье этих пришельцев на полуострове превратило цветущую некогда Болгарию в пустыню. Лишь кое-где, преимущественно в малодоступных горных областях, сохранились полунезависимые вотчины болгарского боярства, платившего Византии дань и поддерживавших торговые связи с окрестным горным пастушеским населением. И только в 1187 г. Болгария смогла возродиться как самостоятельное государство, было положено начало Второму болгарскому царству.
Заключение
Войны с Византией имели огромное значение для Первого Болгарского царства от начала и до конца его истории. Благодаря своим военным победам в начале своей истории Болгария получила международное признание. Болгария благодаря этим войнам получала значительные экономические и политические выгоды. Но не все так просто. Несмотря на то, что плюсы взаимодействия с более развитой во всех отношениях Византией несомненны, естественно были и немаловажные минусы. Естественно любые войны ведут к значительным растратам, ложащимся на плечи населения. К тому же немалая часть этого населения бывает часто разорена или уничтожена. По сути можно сказать, что войны с Византией привели к утрате Болгарией части ее некоего своеобразия и привели к ее превращению в маленькую Византию со всеми ее преимуществами и пороками, войны с Византией привели к изменению в общественном развитии, что в свою очередь повлекло за собой увеличение разрыва между бедными и богатыми слоями общества и привело к его расколу. А этот раскол в свою очередь привел к распаду Болгарии, и соответственно ее порабощению Византией. Т.о. можно сказать, что главным итогом войн Первого болгарского царства с Византией стало падение Болгарии.
Библиография
Державин Н.С. Славяне в древности. - М., 1945 г.
Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. - М., 1950 г.