Железный век степной Евразии
Железный век степной Евразии
1. Общая характеристика эпохи. Значение железа
Освоение способа получения железа явилось крупнейшим достижением человечества, вызвавшим бурный рост производительных сил. Первые железные изделия были, по-видимому» выкованы из метеоритного железа с высоким содержанием никеля. Но почти одновременно с ними появляются изделия из железа земного происхождения. В настоящее время исследователи склоняются к мнению, что способ получения железа из руд был открыт в Малой Азии. По новейшим данным структурного анализа железных клинков из Аладжа-Хююк, датированных 2100 г. до н. э., установлено, что они изготовлены из сыродутного железа.
В Северной Евразии железо появилось в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Переход от бронзы к железу, охватывавший несколько столетий, протекал далеко не равномерно. У одних народов (на Кавказе) железо стало употребляться в X в. до н. э., у других (в Южной Сибири) – лишь в III–II ее. до н. э. Но в основном уже в VI–V ее. до н. э. народы, обитавшие в степях Южной России, на Украине, Средней Азии и на Дальнем Востоке, освоили этот новый металл.
Технология получения железа сложна и трудоемка. Для его получения использовались, как правило, сыродутные печи, или горны, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух, Первые горны имели цилиндрическую форму и были заужены вверху, В нижнюю часть горна вставлялись воздуходувные сопла, с помощью которых в печь поступал воздух, необходимый для горения угля. Горение угля внутри горна создавало, с одной стороны, достаточно высокую температуру, с другой – восстановительную атмосферу в результате образования окиси углерода. Под воздействием этих условий загруженная в печь руда, состоявшая в основном из окислов железа и пустой породы, претерпевала химические превращения. При этом одна часть окислов, восстановившись до закиси железа, соединялась с пустой породой и образовывала легкоплавкий шлак, другая – восстанавливалась в железо. Восстановившийся металл в виде отдельных зерен сваривался в рыхлую массу (крицу), в пустотах которой всегда находились различные примеси. Для извлечения крицы переднюю стенку горна выламывали, после чего крицу в горячем состоянии подвергали уплотнению и обжатию, т.е. проковывали. При этом металл становился однородным. Прокованные крицы являлись исходным материалом для изготовления различных предметов. Сложившийся в древности процесс плавки широко известен как сыродутный способ получения железа.
Начало изготовления орудий труда из железа привело к настоящей технической революции в материальном производстве и принципиально расширило производительные возможности людей. С началом железного века связана новая революция в материальном производстве. Более производительные железный лемех плуга, большой серп, коса, железный топор позволили в широких масштабах развивать земледелие, в том числе и в лесной зоне.
Распространение железа сыграло важную историческую роль в развитии ремесла. Так как все железные орудия получали способом ковки, то на первый план выдвинулось кузнечное дело, обеспечивавшее общество орудиями производства и предметами вооружения. С развитием кузнечного дела определенный толчок получили обработка дерева, кости, кожи. Наконец, использование железа дало в руки воинов более прочное и совершенное наступательное оружие – железные кинжалы, различные наконечники стрел и дротиков, длинные мечи рубящего действия. Усовершенствовалось и защитное снаряжение воина.
Трудоемкий процесс получения железа привел к дальнейшей специализации, выделению ремесленников, металлургов, кузнецов, развитию обмена и, следовательно, содействовал усилению имущественного неравенства и интенсивному разложению первобытнообщинных отношений. В ранний железный век у большинства племен и народов складывается более продуктивное хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве. В ряде мест отмечается рост народонаселения, устанавливаются более устойчивые экономические связи, усиливается роль обмена. Значительная часть древних народов и племен в начале железного века находилась на стадии первобытнообщинного строя, у некоторых племен и союзов шел процесс классообразования. На ряде территорий (Закавказье, Северное Причерноморье, Средняя Азия, скифо-сибирский степной мир) возникли ранние государства.
В раннем железном веке на значительной территории, лежавшей к северу от древнейших государств, выделяются две большие историко-географические зоны: степи Восточной Европы и Северной Азии (Казахстан, Сибирь) и не менее обширная лесная зона. Эти две территории столь значительно отличались природными условиями, экономическим и культурным развитием, что в них сложились два различных культурно-исторических массива.
В степях еще в предшествующую эпоху, начиная с энеолита, развивалось скотоводство и земледелие. В лесной же местности земледелие и лесное скотоводство всегда дополнялись охотой и рыболовством. На Крайнем, приарктическом Севере в Восточной Европе, в Северной и Северо-Восточной Азии сложилась устойчивая зона присваивающего хозяйства. Она охватывала названные территории Евразийского континента, включая северную часть Скандинавии, Гренландию и Северную Америку.
2. Археологические культуры скифов, савроматов и саков
В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века и степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири – от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке – сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира.
На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные разновидности трехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства – бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек – символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.
К основным культурам скифо-сибирского мира относятся: собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы и культура Ордоса скифского времени.
Скифы упоминаются еще в первой половине VII в. до н. э. Интерес к скифским археологическим памятникам возник очень давно, но дореволюционная археология изучала в основном курганы скифской знати. Первый скифский курган был раскопан еще в 1763 г. А.И. Мельгуновым. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, с изображением стреляющих из луков львов и крылатых быков с человеческими лицами.
В кургане Куль-Оба, расположенном около Керчи, среди предметов, найденных в гробнице и в тайнике, интересен сосуд, сделанный из сплава золота и серебра (электра). На нем изображены скифы-воины в башлыках, одетые в кафтаны и длинные штаны. Один натягивает тетиву лука, другой перевязывает раненому ногу, третий – удаляет товарищу зуб.
Около Никополя во второй половине XIX в. был раскопан один из самых знаменитых царских курганов – Чертомлык. Высота его более 20 м, а окружность – 350 м. Внутри кургана оказалось два погребения знатных людей. Рядом с вождем в особых камерах похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Среди множества предметов быта и украшений особый интерес представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу, покрытый прекрасными рельефами. Его поверхность украшена цветами и птицами, а в верхней части помещена композиция, изображающая скифов, ловящих и спутывающих лошадей.
Уникальные вещи были найдены в 1969–1970 гг. в Гаймановой Могиле в Запорожской области. Огромный курган (более 8 м высотой и 80 м в диаметре) стоял в окружении семидесяти небольших курганов. На склоне его обнаружены следы поминальной тризны: обломки сосудов, наконечники стрел, кости животных. У основания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Это погребальное сооружение служило царской усыпальницей. Здесь найдены атрибуты скифской царской власти – чаши, ритоны, кубок и кувшин. Это один из ценнейших археологических памятников Скифии, в котором обнаружена богатейшая утварь, несколько тысяч превосходных ювелирных изделий и великолепные предметы из тайника: золотые и серебряные ритуальные сосуды, деревянные чаши с накладными золотыми пластинками по венчику, два ритона для вина, серебряные кувшины (килики) с золотыми раструбами и чаша.
Могилы рядовых скифов представляют собой невысокие насыпи, под которыми расположены скромные погребальные сооружения в виде неглубоких катакомб или простых ям. В большинстве могил встречаются лишь простые лепные горшки, бронзовые кольца и серьги, железные ножи с костяными ручками и наконечники стрел.
Только в XX в. начались раскопки скифских городищ. Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательной принадлежностью таких домов были хозяйственные ямы для хранения зерна. На поселениях много костей домашних животных – коров, овец и лошадей. В V в. до н. э. на Среднем Днепре и по берегам Буга появились большие укрепленные скифские городища. Особенно много их открыто за последнее время в лесостепной части скифской периферии. Они располагались в большинстве случаев на берегах небольших притоков. Наиболее известными городищами являются Пастырское, занимающее площадь около 35 га, Немировское около Винницы, Григорьевское у Могилев-Подольского, Матронинское и Вельское. Люди жили в землянках, крытых корой и соломой. На территории собственно Скифии хорошо изучено Каменское городище, расположенное на Днепре. Оно занимало площадь около 12 кв. км, было окружено мощным земляным валом шириной около Ими примерно такой же высоты. Вдоль наружной стороны вала тянулся ров. Внутри городища, на берегу реки, находился акрополь.
На поселениях много керамики. Сосуды делались вручную, поэтому их поверхность груба, неровна и шероховата. Сосуды украшали ямками и незатейливыми линейными узорами. По форме они были разными: с выпуклыми овальными боками, шейкой и отогнутым наружу венчиком. Наряду с местной посудой жители поселения пользовались привозной греческой.
Предметы скифского вооружения составляют значительную коллекцию. Хорошо известен скифский меч-акинак, сделанный из железа, короткий, клиновидный, а также бронзовые наконечники стрел. Самые ранние образцы наконечников стрел – плоские с втулкой (специальным отверстием для надевания на древко) и с шипом. Но больше всего трехгранных или трехлопастных стрел. Кроме того, известны железные наконечники копий, крючки для колчанов, железные пластины от панцирей и детали конской сбруи.
Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите – специальном деревянном футляре, обтянутом кожей. Гориты знатных скифов украшались золотыми и серебряными рельефными пластинками. Многие всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных пластин и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит из дерева, обтянутый толстой кожей. В снаряжение воина входили кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинками, слева к нему подвешивался горит, а справа – ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: дротики, тяжелые копья с массивным железным наконечником, железные мечи и боевые топоры.
За Доном, к востоку от земель, занятых скифами, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена савроматов. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья.
Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки на берегах волжских притоков и по р. Манычу.
Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами, которые расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями находятся узкие прямоугольные ямы, в которых хоронили рядовых общинников. Встречаются и другие типы могил – обширные квадратные погребальные камеры. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дно клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад.
Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуды с прямыми или немного выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с ними существовали горшки (т.е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками.
В большинстве савроматских могил имеются кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота. Среди археологических материалов много оружия. Основным вооружением был короткий сложный лук скифского типа. Практически не отличались от скифских и ранние савроматские трехгранные и трехлопастные бронзовые втульчатые и черешковые наконечники стрел. Уже в ранний период истории у савроматов в качестве основного типа наступательного оружия были известны длинные мечи.
Скотоводческое население Средней Азии и Казахстана в персидских ахеменидских источниках известно под названием саков. Геродот называл их азиатскими скифами. Сейчас хорошо изучено несколько групп сакских памятников.
На Памире исследованы десятки сакских могильников: Акбеит, Аличур, Харгуш и др. Курганы в этом районе представляют собой небольшие насыпи из камней или плоские овальные и четырехугольные выкладки. В грунтовых ямах обнаружены скелеты погребенных в скорченном положении. Рядом с погребенными клали бронзовые прямые ножи, кинжалы, стрелы, похожие по форме на скифские, и слепленные руками неорнаментированные сосуды, в большинстве выпуклодонные, сосуды шаровидной или грушевидной формы, а также предметы вооружения.
Особо выделяются своей пышностью курганы Семиречья (юго-восток Казахстана и север Кыргызстана). В этом районе исследованы как царские курганы, так и рядовые могильники. Среди них большую ценность представляют Чиликтинские курганы (Восточный Казахстан), могильник Бесшатар, расположенный в долине р. Или к востоку от Алма-Аты. Диаметр некоторых курганов доходил до 100 м, а высота – до 20 м. Под насыпью больших курганов находились бревенчатые склепы с прихожей и коридором. Сверху они были закрыты бревнами и камышовыми матами. Кроме того, под землей прорывались проходы, назначение которых трудно установить. Общая длина таких проходов под Бесшатарским курганом составляет 55 м. Почти все курганы знати ограблены. Однако по некоторым сохранившимся вещам можно судить о погребальном инвентаре и о том, что вместе со знатными мужчинами погребали жен или рабынь. Иначе хоронили рядовых воинов в могильниках Алтын-Эмель, Джуван-тюбе, Каргалинском и др. Их погребали под небольшими насыпями в прямоугольных ямах, выложенных деревом или камнем. В яму рядом с погребенным клали короткий меч-акинак и колчан с бронзовыми наконечниками стрел. В этих погребениях сохранились бронзовые зеркала и украшения, очень похожие на скифские, а также детали конской сбруи. Многие бытовые и культовые предметы украшены фигурками животных. Среди сюжетов звериного стиля древних кочевников Средней Азии широко распространены литые фигурки горных козлов с гордо загнутыми крутыми рогами.
Уникальным памятником саков является могильник Иссык, состоящий из 45 больших курганов. Могильник расположен на берегу р. Иссык, в 50 км восточнее Алма-Аты. Он состоит преимущественно из так называемых царских курганов диаметром до 90 м и высотой до 15 м. Это своего рода Долина Царей. Особым богатством отличался один курган. Под его насыпью находились две погребальные камеры – центральная и боковая, сооруженные из бревен. В камере размером 2,9 х 1,5 м были найдены остатки погребенного и посуда. На одежде, головном уборе и обуви погребенного были многочисленные золотые украшения. Рядом со скелетом лежали предметы вооружения: остатки железного меча и ножен, железный кинжал, предметы туалета и различная утварь. У южной и западной стен в определенном порядке была размещена глиняная и деревянная посуда: кувшины, миски, блюда и черпаки, бронзовые и серебряные сосуды. В погребальной камере кургана Иссык было обнаружено свыше четырех тысяч золотых предметов: прежде всего многочисленные бляшки в виде барсов, лошадей, горных козлов, пластины, различные декоративные нашивки из листового золота, пронизки, серьги. По положению золотых бляшек установлено, что погребенный был одет в короткий кожаный кафтан и штаны, обшитые фигурными треугольными бляшками из золота. Обувь также украшали бляшками. Кафтан погребенного был перетянут парадным наборным поясом, украшенным шестнадцатью золотыми бляшками-накладками.
Большинство земляных курганов, расположенных в Хакасии, в южной части Красноярского края и на соседних территориях, относится к тагарской культуре, названной по острову на Енисее около г. Минусинска, где был раскопан крупный могильник. Кроме курганов известно около ста татарских поселений, места добычи руды, каменоломни, оросительные каналы и писаницы. Самая ценная среди них – писаница на горе Бояры к северу от Абакана, где изображен поселок людей тагарской культуры.
Основные памятники – курганы. Под их насыпями содержатся обширные квадратные погребальные камеры, стены которых выложены камнем или деревянными бревными. Такие камеры являлись родовыми усыпальницами, внутри которых было погребено до нескольких десятков умерших. Рядом с погребенными найдена масса бронзовых вещей: ножи с отверстием на ручке, бронзовые проколки, чеканы, кинжалы, похожие на скифские.
Основой хозяйства было земледелие и скотоводство. О развитии земледелия свидетельствуют бронзовые массивные серпы со слабо скошенным лезвием и отверстием для привязывания ремня, с помощью которого серп надевали на руку во время работы. Другими земледельческими орудиями являются многочисленные бронзовые мотыги – кельты. Кроме того, в одной из могил Тисульского могильника были обнаружены зерна проса и ячменя. Земледелие у племен тагарской культуры было мотыжным. Обрабатывались, очевидно, только мягкие и влажные земли речных долин. Интересно, что большинство татарских серпов найдено именно в таких наиболее пригодных для мотыжного земледелия районах.
Наряду с земледелием в хозяйстве татарского населения большую роль играло скотоводство. Примеров, доказывающих существование развитого скотоводства, достаточно много. Почти в каждой тагарской могиле есть кости домашних животных – коровы, овцы, лошади.
Тагарцы жили оседло, что подтверждают многочисленные поселения трех типов: долговременные неукрепленные поселения, укрепленные городища и временные сезонные поселения. На поселении Объюл были обнаружены остатки небольших землянок глубиной до метра. Сверху над котлованом жилища возвышались наземные стены. Остатки наземных четырехугольных жилищ открыты на Шестаковском городище на берегу Кии в Кемеровской области и поселении Косоголь в Красноярском крае.
В могилах обнаружено большое количество бронзового оружия. Наиболее распространенным оружием были кинжалы и чеканы. Татарские бронзовые кинжалы просты: клинки имеют вытянутую форму, со сплошной ручкой, прямым или бабочковидным перекрестием и навершием в форме валика с изображениями голов фантастических хищных птиц. Интересным оружием был чекан – ударное приспособление с острым бойком, обухом и втулкой. Он крепился на деревянную ручку, с противоположного конца которой надевался шток – своего рода наконечник.
Курганы Горного Алтая представляют собой большие каменные насыпи. Под ними в глубоких ямах сооружались двойные рубленые бревенчатые камеры. Внутри обширной камеры, по размерам не уступающей жилому помещению, находилась другая, меньших размеров. Между ними было воздушное пространство. Под курганами образовались участки вечной мерзлоты, так как затекавшая внутрь влага шмерзала, а камни за лето прогревались столь незначительно, что образовавшийся под их покровом лед не мог растаять. Вечная мерзлота сохранила то, что в других условиях исчезло бы бесследно. В камерах пазырыкских курганов уцелели все деревянные конструкции, драгоценные ткани, ковры, изделия из шерсти, меха, кожи, войлока и многое другое, включая погребенные в них забальзамированные трупы людей. Нее это позволяет составить представление о том, как жили строители пазырыкских курганов. Это были скотоводы, достигшие высокого уровня развития, очень близкие по культуре и типу хозяйства сакам долины Семиречья, известным по курганам Иссык и др.
В V–III ее. до н. э. в долинах Тувы сложилась уюкская культура, курганные комплексы которой составляют насыпи из камней и земли и каменной ограды. Погребения совершались внутри бревенчатых четырехугольных камер-срубов. В таких склепах погребено до десяти и более человек. С погребенными клали бронзовые кинжалы – акинаки, чеканы, наконечники стрел из бронзы, кости и дерева, аналогичные наконечникам стрел на других территориях скифо-сибирского мира, бронзовые котелки шаровидной формы, деревянную посуду, бронзовые и костяные украшения одежды. Значительную группу археологического инвентаря составляют металлические предметы конского снаряжения, солярные бляшки – «зеркала» и украшения, среди которых различные бусы из камня, подвески из клыков кабана, раковины каури, штампованные из золота бляшки в виде головы антилопы, крылатых орлов, баранов с подогнутыми ногами, грифов и хищников семейства кошачьих.
Восточная окраина скифо-сибирского мира – это культура ордос в Северо-Восточном Китае. Собранная там коллекция археологических материалов из бронзы рассредоточена по ряду музеев мира, плохо документирована. При сравнении с известными материалами соседних территории становится ясно, что там есть предметы как ранние, так и более поздние, относящиеся в основном к последним векам до новой эры и первым векам новой эры. Большинство предметов принадлежит к образцам скифо-сибирского мира.
Список литературы
Якимко С.Н. Археология. М, 1999.
Аверин Л.Ф. Кто такие скифы? М, 2001.