Диссидентство в СССР

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Курсовая работа

по дисциплине «История России»

на тему: «Диссидентство в СССР»

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1 Виды диссидентских движений в СССР………………………...……..5

§1 Понятие диссидентства в СССР………………………………………….…...5

§2 Диссидентские организации 1950х-1980х гг.…………………………..........8

Глава 2 Общество, власть, диссиденты……………………..………………….18

§1 Правовая ответственность за «инакомыслие» в СССР……....………….…18

§2 Влияние диссидентов на общество и власть……………………...………...19

Заключение…………………….…………………………………………...…….26

Библиография……………………………..……………………………………...27

Введение

Несогласные с общественно-политическим устройством того или иного государства были всегда. Были они внутри страны и за её пределами. Их несогласие выражалось разнообразными формами – от критики до насильственного свержения власти. Отличительной особенностью диссидентства было то, что, их средством борьбы с государственным строем, как правило, являлось слово.

Исследование такого явления как диссидентство – актуально. Деятельность диссидентов и результаты этой деятельности оцениваются неоднозначно. Этому способствует неоднородность представителей диссидентства СССР , а также субъективный подход многих авторов, описывающих данное общественное явление. Историку всестороннее исследование диссидентства позволяет глубже рассмотреть закономерности российской исторической системы.

Существует большое количество исторических и историографических источников по данной теме: отечественная и зарубежная литература, переписка, публицистика, документы государственных органов, мемуары, аудио и видео интервью.

История диссидентства содержится в научных и литературных трудах Алексеевой Л.М. , Амальрик А.А. ,Буковского В.К., Сахарова А.Д.- активных участников диссидентского движения СССР, а также в ряде работ других авторов, в том числе зарубежных.

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей возникновения диссидентского движения и закономерностей функционирования в советском обществе.

Задачи:

1)определить виды диссидентских движений в СССР в 1950х-1980х гг.;

2)указать ответственность за инакомыслие в СССР;

3) рассмотреть взаимоотношения власти и диссидентов.

Объект исследования – советское государство и общество 1950х-1980х гг.

Предмет исследования – диссидентство как общественно-политическое явление

Глава 1. Виды диссидентских движений в СССР

§1 Понятие диссидентства

Согласно современному определению диссиденты - (от лат . dissidens - несогласный), 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие. 2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы ("карательная психиатрия"), высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко , А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.) [3,с.45].

Людмила Алексеева в своей «Истории инокомыслия в СССР» разделяет движения «инокомыслящих» на: национальные, религиозные и гражданские. Начиная описание с национальных движений, она заявляет в предисловии : «Я начала с национальных движений не только потому, что они — наиболее широкие и наиболее традиционные, но и потому, что возникли они раньше большинства религиозных и намного раньше гражданских»[1,с.4]. Ей выделены: Украинское национальное движение, Литовское национально-религиозное движение, Эстонское национально - демократическое движение, Латвийское, Армянское, Грузинское национальное движение, Крымско-татарское движение за возвращение в Крым, движение месхов за выезд на родину, Еврейское движение за выезд в Израиль, движение советских немцев за выезд в ФРГ, Русское национальное движение. Так начало оппозиционных настроений в Украине, по мнению Алексеевой, связано с проводимой советской властью коллективизацией. Она указывает, что Начиная с 30-х годов, на Украине ведется последовательная политика русификации ,направленная на вытеснение украинского языка русским во всех областях общественной жизни ,и увеличение доли русского населения в городах и промышленных центрах. Национальные движения преимущественно были сосредоточены в западной части Украины, а демократические - в восточной. Данный историографический источник требует критического отношения.

Вся интерпретация исторических фактов у Алексеевой направлена на дискредитацию советской власти и деятельности КГБ. Неудивительно ведь по признанию самого автора - работа была написана по гранту Госдепартамента США как «справочное» пособие. Тем не менее в книге перечислены реально существовавшие движения, поэтому она представляет ценность для исследования. Другим слабым местом этого автора является то, что под диссидентами понимается лишь одна из его форм - правозащитное движение. По мнению Вдовина А.И. : «Такой подход в сущности, не позволяет ни выявить специфику этого феномена ,ни определить хронологические рамки диссидентского движения»[4,с.202]. А.А.Данилов рассматривая феномен диссидентства выделяет следующие периоды движения:

1)1965-1972гг.-от дела А.Синявского и Ю.Даниэля до начала целенаправленной борьбы с движением КГБ;

2)1973-1974гг. характеризуются автором как период кризиса движения;

3)1974-1975гг. автор называет этапом «широкого международного признания»;

4)1976-1981гг - хельсинский период[12,с.296].

В данной периодизации также смешиваются «правозащитное» и диссидентское движение.

Представляет интерес монография доктора исторических наук Александра Владленовича Шубина «Диссиденты, неформалы и свобода в СССР» (Вече,2008). Серьезным шагом вперед по сравнению со многими другими исследованиями проблемы стала попытка рассмотреть явление шире границ собственно диссидентских кругов, но в связи с общественно-политической активностью в различных ее проявлениях. Вопреки преобладающим в историографии истории СССР 1945–1984 годов мнениям, А.В. Шубин исходит из того, что Советский Союз после сталинской эпохи уже не представлял собой такое тоталитарное государство, которое осуществляет всеохватывающий идеологический контроль над жизнью широких слоев населения. Политический строй Советского Союза этого периода характеризуется А.В. Шубиным как авторитарный режим при концентрации власти в руках представителей бюрократической элиты. По мнению автора, этот режим уже не осуществлял полномасштабного идеологического контроля над духовной жизнью граждан, проявляющейся в творчестве, и допускал определенный уровень политической и культурной свободы в рамках действий, не ведущих к разрушению стабильного функционирования политической системы, но главное – не разрушающих авторитет правящей элиты на международной арене. А.В.Шубин выделяет такие группы диссидентов как : демократические социалисты, марксисты-ленинцы, анархисты, либеральные демократы-западники, русские консерваторы - националисты, сталинисты.

Отличительными особенностями зарождения диссидентского движения в СССР в 50-е годы является подпольная (скрываемая от властей) деятельность и использование такой возможности для мобилизации сторонников и пропаганды оппозиционных идей и программ, как «тамиздат» и «самиздат».[4,с.203]

Таким образом, диссидентом мог быть определен любой гражданин СССР, несогласный с проводимой внутренней или внешней политикой государства и выражающий свой несогласие открыто или скрытно.

§2 Диссидентские организации 1950 х-1980 гг

К первым проявлениям легального диссидентства в литературной среде можно отнести книгу В. Дудинцева "Не хлебом единым" (1956), выступление К. Паустовского в ее защиту, выступление О. Берггольц против постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. Публичными проявлениями диссидентства было чтение стихов (обычно не принятых к печати в советских подцензурных изданиях) на собраниях нонконформистской молодёжи у памятника В.В. Маяковскому в Москве (1958–1961 гг., активные участники В.Н. Осипов, Э.С. Кузнецов, И.В. Бокштейн).

Со второй половины 1950-х гг. в разных городах возникали диссидентские подпольные организации, численностью в пределах десятка человек. В Москве — "Русская национальная партия", или "Народно-демократическая партия России" (1955–1958 гг., организатор В.С. Поленов и др.), "Российская национально-социалистическая партия" (1956–1958 гг., А.А. Добровольский). В Ленинграде — кружок под руководством студента В.И. Трофимова (1956–1957 гг.) и др. Деятельность организаций пресекалась органами КГБ.

В конце 1956 — начале 1957 г. на истфаке МГУ сложилась группа марксистского толка под руководством Л.Н. Краснопевцева. Ее участники пытались создать новую концепцию истории КПСС и новую идеологию. Весной 1957 г. они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки об СССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против "сталинского социализма", за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г. распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиления роли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовного кодекса. В феврале 1958 г. девять членов этого кружка были осуждены за "антисоветскую" деятельность на 6–10 лет заключения.

В 1956–1957 гг. в Ленинграде действовал кружок молодого ленинградского математика Р.И. Пименова. Его участники устанавливали связи другими молодежными кружками в Ленинграде, Москве, Курске, пытались консолидировать их деятельность. В сентябре 1957 гг. пять участников кружка были осуждены за то, что "создали из студентов библиотечного института нелегальную группу для организованной борьбы с существующим строем", а фактически — за распространение листовки против безальтернативных выборов.

В октябре 1958 г. пресечена деятельность группы выпускников ленинградского университета во главе с М.М. Молоствовым. Они были арестованы за содержание переписки, которую вели между собой, за обсуждение возможности создания организации и рукописи о путях реформирования социализма.

Осенью 1963 г. генерал-майор П.Г. Григоренко, в дальнейшем видный участник правозащитного движения, и несколько его сторонников распространяли в Москве и Владимире листовки от имени "Союза борьбы за возрождение ленинизма".

В 1962–1965 гг. в Ленинграде существовала подпольная марксистская "Лига коммунаров". Она руководствовалась программой "От диктатуры бюрократии — к диктатуре пролетариата" (Л., 1962, авторы В.Е. Ронкин, С.Д. Хахаев), распространяла листовки с призывом к революционной борьбе с советской бюрократией, самиздатский журнал "Колокол" (Л., 1965).

Наиболее многочисленной из всех подпольных диссидентских организаций (28 членов, 30 кандидатов) был ленинградский "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа" (1964–1967 гг., руководил И.В. Огурцов), намеревавшийся предложить стране православно-почвеннические ценности с соответствующим государственным устройством.

Подпольные кружки действовали также в Саратове ("Группа революционного коммунизма", О.М. Сенин и др., 1966–1970 гг.), Рязани (группа Ю.В. Вудки, 1967–1969 гг.), Горьком (группа В.И. Жильцова, 1967–1970 гг.). Их участники чаще всего вдохновлялись социал-демократическими идеалами, но в практической деятельности ориентировались на общедемократические и либеральные ценности, налаживали контакты с открыто действующим движением за права человека в Москве и др. городах. В еще большей степени это можно сказать о раскрытом в 1969 г. в Таллине "Союзе борьбы за демократические права" (Г. Гаврилов), издававшем самиздатский журнал "Демократ" на русском и эстонском языках, и "Эстонском демократическом движении" (1970–1974 гг., руководил С.И. Солдатов).

В конце 70-х гг. в Москве образовался кружок "либеральных коммунистов", группировавшихся вокруг самизатских журналов "Поиски" (М., 1978–1979. № 1–8), "Поиски и размышления" (1980. № 1–4). Их редакторы и авторы (П.М. Абовин-Егидес, В.Ф. Абрамкин, Р.Б. Лерт, Г.О. Павловский, В.Л. Гершуни, Ю.Л. Гримм, В.В. Сокирко, М.Я. Гефтер, П.А. Подрабинек и др.) были людьми преимущественно левосоциалистических взглядов, сторонниками либерализации советской системы, расширения в ней свобод. Они пытались осуществить синтез идей, которые могли бы лечь в основу плавного реформирования системы и в то же время получить поддержку хотя бы части советского общества, включая реформаторское крыло правящей элиты. Особую позицию в кружке занимал В.В. Сокирко, являвшийся также автором, составителем и редактором самиздатского сборника "В защиту экономических свобод" (М., 1978–1979. Вып. 1–6). Он предлагал образовать буржуазно-либеральную партию, которая выступала бы как оппонент КПСС за развитие экономических свобод, за некое "буржуазно-коммунистическое", "весьма либеральное и коммунистическое будущее общество".

В конце 1970-х гг. в Москве действовала группа "советских еврокоммунистов" (А.В. Фадин, П.М. Кудюкин, Б.Ю. Кагарлицкий и др.). Группа издавала "самиздатские" журналы "Варианты" (М., 1977–1982), "Левый поворот" (М., 1978–1980), "Социализм и будущее" (М., 1981–1982). В апреле 1982 г. "молодых социалистов" арестовали, однако назначенный на 12 февраля 1983 г. суд не состоялся.[17,с.303]

В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность имели братья Р.А. и Ж.А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в "очищении социализма". Начиная с 1964 г. Р. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием "Политический дневник" (М., 1964–1970. № 1–70). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экз., распространялся среди "надежных" людей. Журнал имел корреспондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работник журнала "Коммунист"). В журнале отражалось отношение к различным событиям в стране и за рубежом. По выражению А. Сахарова, это было "таинственное издание... нечто вроде самиздата для высших чиновников". Позднее выходил альманах "XX век" ("Голоса социалистической оппозиции в Советском Союзе") (М., 1976–1977, № 1–3).

Он выпускался издательством, созданным Р. и Ж. Медведевыми за границей, переводился на итальянский, японский, английский и французский языки. Альманах был собранием работ советских авторов (Р. Медведев, М. Максудов, А. Красиков, А. Зимин, А. Бехметьев, Н. Пестов, М. Богин, М. Якубович, Л. Копелев, С. Елагин и др.) о проблемах советской истории и современности, западной и восточной демократии и др. Р. Медведев не признавал правозащитного движения (считал его "оппозицией экстремистского толка"), надеялся, что социалистическое течение станет массовым и позволит осуществить в СССР серьезную программу демократических реформ, а в последующем (в начале XXI в.) — бесклассовое коммунистическое общество. Тем не менее, Р. Медведев в 1969 г. был исключен из партии "за взгляды, несовместимые с членством в партии", его брат Жорес, автор разоблачительной книги о Т.Д. Лысенко, критических работ о положении науки в СССР, в мае 1970 г. принудительно помещен в психиатрическую больницу. В результате протестов представителей интеллигенции (П.Л. Капица, А.Д. Сахаров, И.Л. Кнунянц, А.Т. Твардовский, М.И. Ромм и др.) освобожден, однако в 1973 г. лишен советского гражданства, выдворен из страны. После ввода советских войск в Чехословакию социал-демократическое направление начинает терять своих сторонников. Разочаровывается в нем и академик А.Д. Сахаров, занявший одну из ключевых ролей в диссидентстве после публикации в "самиздате" в июне 1968 г. работы "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (либерально-западническая программа движения).

На развитии диссидентства в конце 60-х гг. существенным образом сказались демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и суд (октябрь 1968 г.) над ее участниками, исключение в ноябре 1969 г. А.И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов "В круге первом" и "Раковый корпус", присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970).

"Нобелевская лекция" Солженицына стала выражением либерального почвеннического направления в движении. В этой связи он писал: "Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: Нации это богатство человечества..." это было воспринято всеобщеодобрительно... Но едва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, это было с яростью объявлено великодержавным национализмом". Свою идеологию писатель неоднократно определял не как национализм, а как национальный патриотизм.

После заключения Хельсинкских соглашений была создана Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976 г.). В нее вошли член-корреспондент Армянской Академии наук Ю.Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л.М. Алексеева, М.С. Бернштам, Е.Г. Боннэр и др. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977 г. при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А.П. Подрабинек. В феврале 1977 г., оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хельсинкских групп.

В 60–80-е гг. в диссидентстве было заметным течение русской либеральной национально-патриотической мысли, дающее о себе знать главным образом в "самиздатской" публицистике, являвшейся своеобразным ответом на "самиздат" либерально-космополитического толка. Первым из ставших известными широкой публике текстов русских "националистов" было "Слово нации", написанное 31 декабря 1970 г. A.M. Ивановым (Скуратовым) как ответ на анонимную "Программу Демократического движения Советского Союза", появившуюся в 1969 г. Основным для России в "Слове" представляется национальный вопрос. Констатировалось, что русские играют в жизни страны непропорционально малую роль. Изменить положение должна была национальная революция под лозунгом "Единая Неделимая Россия", которая превратила бы русский народ в господствующую нацию. В национальном государстве, которое необходимо было построить, традиционная русская религия должна занять подобающее ей почетное место. Важным событием в русском либерально-патриотическом движении стало появление журнала "Вече", который тоже был своеобразным ответом на диссидентские либеральные и национальные издания. Инициатором издания стал В.Н. Осипов, отсидевший 7 лет на строгом лагерном режиме за организацию "антисоветских сборищ" на площади Маяковского в Москве в 1960–1961 гг. и поселившийся в 1970 г. в Александрове. Журнал задумывался как лояльный по отношению к власти (на обложке значились фамилия и адрес редактора). Первый номер журнала вышел 19 января 1971 г. Почти сразу же на журнал был повешен ярлык шовинистического антисемитского издания. В этой связи редакция 1 марта выступила с заявлением, в котором говорилось: "Мы решительно отвергаем определение журнала как „крайне шовинистического"... Мы отнюдь не собираемся умалять достоинства других наций. Мы хотим одного укрепления русской национальной культуры, патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что касается политических проблем, то они не входят в тематику нашего журнала". Число постоянных читателей журнала составляло примерно 200–300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а также в Киев и Николаев. Одним из кругов "Веча" были "молодогвардейцы", члены "Русского клуба". Степень их вовлеченности в издание журнала ограничивалась темой защиты памятников истории и культуры, некоторой финансовой поддержкой.

Наиболее ярким выразителем русской идеологии применительно к новым условиям был Г.М. Шиманов, издавший на Западе книгу "Записки из Красного дома" (1971). Публицист обнажал корень мирового зла (и трагедии России), усматривая его в катастрофическом тупике западной цивилизации, по сути, отказавшейся от христианства и заменившей полноту духовной жизни фальшивым блеском материального благополучия. Он полагал, что судьба России не только ее судьба, но всего человечества, которое сумеет выйти из тупика, опираясь на традиционные духовные ценности русского народа. Русским нужно объединяться на своих духовных основах. И в этом объединении атеистическая советская власть не является препятствием, ибо она может быть преобразована изнутри, главное же возродить в себе коренное русское самосознание. Журнал просуществовал недолго. В феврале 1974 г. в редакции произошел раскол, а в июле, после выпуска 10-го номера журнала, он был закрыт. Осипов решил возобновить издание под новым названием "Земля", вскоре был выпущен его первый номер. Тем временем КГБ начало следствие по факту издания журнала. В конце ноября 1974 г. Осипов был арестован, а пока находился под следствием, B.C. Родионов и В.Е. Машкова выпустили второй номер "Земли". На этом история журнала закончилась. В сентябре 1975 г. В.Н. Осипов осужден Владимирским облсудом на 8 лет строгого режима.

В 1974 г. бывший член ВСХСОНа Л.И. Бородин начал издание журнала "Московский сборник", посвятив его проблемам нации и религии. В своей издательской деятельности он опирался на помощь молодых христиан, которые группировались вокруг Г.М. Шиманова (прораб В.В. Бурдюг, поэт С.А. Бударов и др.), принадлежали к пастве отца Дмитрия Дудко и поддерживали отношения с другими диссидентами либерально-патриотической ориентации. Тиражом 20–25 экземпляров вышло два номера, подготовлено еще два, но издание прекратилось. Бородин, получив в прокуратуре "Предупреждение по Указу ПВС СССР от 1972 г." о том, что его действия могут нанести ущерб безопасности страны и повлечь наказание, отошел от издания, вернулся в Сибирь и занялся литературной деятельностью. В 1982 г. он был арестован и осужден за публикацию своих произведений на Западе к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки.

В середине 70-х гг. произошла идеологическая переориентация математика и диссидента И.Р. Шафаревича (академик РАН с 1991 г., президент Московского математического общества). Он написал ряд работ с критикой тоталитарной системы. Особенно широкую известность приобрели его статьи "Обособление или сближение?", "Есть ли у России будущее?", вошедшие в сборник "Из-под глыб" (составлен А.И. Солженицыным, издан в 1974 г. в Париже), а также книги "Социализм, как явление мировой истории" (впервые опубликована в Париже в 1977 г.) и "Русофобия" (написана в 1980 г., распространялась в самиздате, многократно переиздавалась начиная с 1989 г.). Эти работы создали автору репутацию идеолога национально-православного движения, сразу же вызвав критику в кругах демократически настроенной интеллигенции, профессиональных историков и этнографов, находящих в них разного рода натяжки и неточности. Однако теория "малого народа", развиваемая Шафаревичем вслед за французским историком О. Кошеном, получила широкое признание в патриотических кругах.

Во второй половине 70-х гг. в диссидентстве появилось течение, позднее названное "национал-коммунистическим". Оно претендовало на то, чтобы вместе с властями бороться против сионизма за самобытное Российское государство. Существовали две группировки таких "коммунистов": православные во главе с Г.М. Шимановым и Ф.В. Карелиным; язычники во главе с A.M. Ивановым (Скуратовым), В.Н. Емельяновым, В.И. Скурлатовым. Обе группировки активно отмежевывались от диссидентства в его либеральной ипостаси, критиковали деятельность МХГ, Рабочей комиссии, Христианского комитета защиты верующих, Солженицынского фонда. В 1980–1982 гг. выпущено пять номеров самиздатского журнала "Многая лета". Основными его авторами, кроме редактора Шиманова, были Ф.В. Карелин и В.И. Прилуцкий. Вокруг них группировался кружок из десятка единомышленников. Основная идея журнала состояла в том, чтобы склонить советскую власть к политике "здравого смысла", укрепить власть за счет коммун, объединенных по родовому и религиозному признакам. В 1982 г., после угроз КГБ, Шиманов прекратил выпуск журнала. С его закрытием организованные структуры русского национального диссидентского движения перестали существовать.

В религиозном отношении в русском национально-патриотическом движении были не только христиане. К середине 70-х гг. сформировались небольшие, но устойчивые группы "неоязычников", призывавших вернуться к дохристианским верованиям. "Неоязычники" считали праславян и древних славян частью племен древних ариев, имевших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании.

Диссидентство как общественное явление представляло собой спектр общественных организаций и движений, литературных направлений, художественных школ, совокупность индивидуальных диссидентских поступков. Известное оппозиционное единство диссидентству как общественному явлению придавало активное неприятие сложившихся в СССР порядков, стремление к свободе и правам человека. Однако цели, способы и результаты переобустройства советского общества и государства представители различных направлений диссидентства видели неодинаково. Поэтому о внутреннем единстве между всеми диссидентами говорить нельзя.

Глава 2. Общество, власть, диссиденты

§1 Правовая ответственность за инакомыслие в СССР

Для борьбы с диссидентами власть использовала соответствующие положения советского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как "общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв или ослабление советского общенародного государства, государственного или общественного строя и внешней безопасности СССР, совершенное в целях подрыва или ослабления Советской власти". Для уголовного преследования диссидентов до 1960 г. использовался пункт 10 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик. «Контрреволюционная агитация» предусматривала лишение свободы на срок до 25 лет. С 1960 г. статья 70 УК РСФСР 1960 г. - «антисоветская агитация» и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик предусматривали лишение свободы на срок до 7 лет плюс 5 лет ссылки (до 10 лет плюс 5 лет ссылки для ранее судимых за подобное преступление). С 1966 г. также была введена статья 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет. По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956–1987 гг. за подобные преступления было осуждено 8145 чел. За 1956–1960 гг. ежегодно в среднем осуждалось 935 чел., в 1961–1965 гг. — 214, в 1966–1970 гг. — 136, в 1971–1975 гг. — 161, в 1976–1980 гг. — 69, в 1981–1985 гг. — 108, в 1986–1987 гг. — 14 человек.[4]

Специфическим видом наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу, что с юридической точки зрения не являлось репрессивной санкцией. К диссидентам применялась и такая мера воздействия как лишение советского гражданства. С 1966 по 1988 г. за действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР" были лишены советского гражданства около 100 человек, в т.ч. М.С. Восленский (1976), П.Г. Григоренко (1978), В.П. Аксенов (1980), В.Н. Войнович (1986). Несколько заключенных оппозиционеров (Г. Винс, А. Гинзбург, В. Мороз, М. Дымшиц, Э. Кузнецов) были обменены на арестованных за границей двух советских разведчиков, а В.К. Буковский — на оказавшегося в заключении лидера чилийских коммунистов Л. Корвалана.

На «демократическом» западе отношение к своим внутренним инакомыслящим было мягко говоря не очень демократичным. В 50-х гг. в политической жизни США происходит усиление тоталитарных тенденций, связанных с понятием маккартизма. В 1954г. принят «Акт 1954 года о контроле над коммунистами».Он объявил коммунистическую партию незаконной. Закон 1954г., как и принятый в 1950г. закон «Маккарэна» запрещал коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной службе. Мировой коммунизм представлялся серьезной угрозой американскому образу жизни. Маккартизм – политический экстремизм, нетерпимость к инакомыслию, использование сомнительных методов расследования случаев предполагаемой угрозы безопасности, создание атмосферы страха и подозрительности [15,с.9].

Таким образом, относительно жесткое преследование диссидентов в СССР диктовалась ещё внешней политикой, холодной войной.

§2 Влияние диссидентов на общество и власть

Развитию диссидентства во многом способствовал «тамиздат» — издание за рубежом с последующей популяризацией зарубежным радиовещанием и распространением в СССР созданных вне рамок социалистического реализма, неподцензурных литературных произведений: Б.Л. Пастернак Доктор Живаго (1958); А.Д. Синявский. Суд идет (1959), Любимов (1963); В.С. Гроссман. Жизнь и судьба (1959), Все течет (1963); Ю.М. Даниэль. Говорит Москва (1961), Искупление (1963) и др. Внутри СССР распространялся "самиздат" — изготовление на пишущих машинках в нескольких экземплярах, с последующей перепечаткой диссидентских материалов и документов.

Первым самиздатским литературным журналом был "Синтаксис" (М., 1959–1960, ред. А.И. Гинзбург). Вышло три номера, тираж которых достигал 300 экз. Состоял из стихов московских и ленинградских поэтов, публикации которых встречали препятствия со стороны цензуры. В № 1 журнала (декабрь 1959 г.) публиковались А. Аронов, Н. Глазков, Г. Сапгир, И. Холин, С. Чудаков; в № 2 (февраль 1960 г.) — А. Аврусин, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Шестаков; в № 3 (апрель 1960 г.) — Д. Бобышев, И. Бродский, А. Кушнер, В. Уфлянд и др. Все выпуски перепечатаны в энтеэсовском журнале "Грани" (1965. № 58). Были частично подготовлены еще два выпуска (4-й посвящался ленинградской поэзии, 5-й — поэтам республик Прибалтики). Однако с арестом Гинзбурга (июль 1960 г.) выпуск "Синтаксиса" прекратился.

За "Синтаксисом" последовали другие "самиздатские" альманахи и журналы, а в 1964 г. группа молодых московских литераторов во главе с Л. Губановым создала неофициальное объединение творческой молодежи СМОГ (расшифровки: Самое Молодое Общество Гениев; Смелость, Мысль, Образ, Глубина; Сжатый Миг Отраженной Гиперболы) В июле 1965 г. смогисты осуществили выпуск журнала "Сфинксы" (М., 1965, ред. В.Я. Тарсис), в том же году его содержание воспроизвели "Грани" (№ 59). В журнале опубликованы стихи В. Алейникова, В. Батшева, С. Морозова, Ю. Вишневской и др. Были изданы также самиздатские сборники смогистов: "Здравствуйте, мы гении", "Авангард" (М., 1965), "Чу!" (М., 1965) и др. Общество существовало до 14 апреля 1966 г., когда состоялось последнее выступление СМОГ у памятника Маяковскому. После этого участники объединения прошествовали от площади Маяковского, до Центрального дома литераторов, подняв над головами эпатажный лозунг "Лишим социалистический реализм невинности!".

Летом 1970 г. у трапа пассажирского самолета, курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек, намеревавшихся захватить и использовать самолет для вылета в Израиль. Суд над "самолетчиками", безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию, закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам этой акции и арестами среди сионистской молодежи в ряде городов страны. Суд привлек внимание мировой общественности к проблеме свободы выезда из СССР. Благодаря этому властям пришлось с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 г. эмигрировало за рубеж более 255 тыс. взрослого населения (с учетом детей свыше 360 тыс.). Почти 80% всех эмигрантов составляли лица еврейской национальности, автоматически получавшие статус беженцев при въезде в США и Канаду. Согласно переписям, численность еврейского населения в СССР сократилась с 2151 тыс. человек в 1970 г. до 1154 тыс. — в 1989 г., в России (2002) — до 230 тыс.

"Самолетный процесс" привлек внимания властей и общественности к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из форм его выражения. При выработке международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1973 г. представители некоторых государств в ООН пытались осудить антисемитизм, но возражали против предложения советской делегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. Тем не менее 10 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, определявшую, что "сионизм является формой расизма и расовой дискриминации". После упразднения СССР резолюция была отменена. Процесс над угонщиками самолета показывал, что значительная часть "правозащитников" использовала правозащитную идею для прикрытия воинствующего национализма и других далеких от прав человека идей. Однако именно в 70-х гг. правозащитное движение становится одним из главных составляющих движения диссидентов. В ноябре 1970 г. В.Н. Чалидзе создал Комитет защиты прав человека, куда вошли крупные ученые А.Д. Сахаров и И.Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973 г. В 1973 г. возникла русская секция "Международной амнистии".

Новый подъем диссидентства во многом связан с появлением на Западе в 1973 г., а затем и в "самиздате" солженицынского "опыта художественного исследования" государственной репрессивной системы под названием "Архипелаг ГУЛАГ".5 сентября 1973 г. А.И. Солженицын написал "Письмо вождям Советского Союза", в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей грозивших нам в ближайшие 10–30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, "отдать ее Китаю" а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть "старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь", и уже не повторять ошибок конца войны, когда "снова вытащили Передовое Учение из нафталина". Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй. По изучении письма власти в январе 1974 г. решили привлечь писателя к уголовной ответственности "за злостную антисоветскую деятельность", а затем лишить гражданства и выдворить из страны. Писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля выслали за границу. В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А.И. Гинзбург.

В 1974 г. А.Д. Сахаров написал работу "Тревога и надежды", в которой было представлено видение будущего мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. "Я считаю, писал он, особенно важным преодоление распада мира на антагонистические группы государств, процесс сближения (конвергенции) социалистической и капиталистической систем, сопровождающийся демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, что экономический строй, возникший в результате этого процесса сближения, должен представлять собой экономику смешанного типа". Учитывая, что объем валовой продукции советской экономики составлял 12% от мировой (а она почти вся капиталистическая), имелись в виду прежде всего преобразования в СССР. Суждения "отца водородной бомбы" производили большое впечатление в стране и мире. М.С. Горбачев со временем положил их в основу курса внутренней и внешней политики государства, полагая возможным начать конвергенцию в одностороннем порядке.

Власти в то время считали, что одна из главных опасностей для государства исходит от диссидентов. Стремясь приглушить усилившуюся с началом участия советских войск в гражданской войне в Афганистане напряженность общественной жизни, они ужесточили репрессии против диссидентов. В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозных организаций. А.Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане был лишен правительственных наград и выслан в г. Горький (январь 1980 г.). Через полтора года заместитель председателя КГБ С.К. Цвигун объявил со страниц журнала "Коммунист" (1981. № 14), что антиобщественные элементы, маскировавшиеся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное движение перестало существовать. Власти толковали диссидентов как средство идеологической борьбы Запада с СССР: «С приходом к власти в США администрации Рейгана в 1981 г. широкомасштабная идеологическая диверсия против стран социализма была открыто возведена в ранг государственной политики. Важной составной частью общей стратегии империализма являются также подрывные кампании против коммунистического движения в целом. Такова, например, кампания в «защиту прав человека», которая рассматривалась на Западе как основа для развития идеологической борьбы против СССР»[14,с.37]

Идеи диссидентства широко популяризировались мировыми средствами массовой информации. Один только Сахаров в 1972–1979 гг. провел 150 пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио. Диссидентству в Советском Союзе активно содействовало американское ЦРУ. Известно, например, что к 1975 г. оно участвовало в издании на русском языке более 1500 книг русских и советских авторов.

Спуск государственного флага СССР с флагштока над куполами Кремля 25 декабря 1991 г., если смотреть на это событие через призму антисоветского диссидентства, означает, что на позиции движения перешли по существу главные силы бывшего партийного и государственного руководства. Они стали движущей силой номенклатурной революции 1991–1993 гг., которая моментально (по историческим меркам) подрубила устои "развитого социализма" и обрушила здание "нерушимого Союза". Феномен внутрипартийного либерального диссидентства, его метод хорошо обрисованы в статье А.Н. Яковлева "Большевизм социальная болезнь XX века" (1999). В ней утверждается, что во времена "развитого социализма" группа "истинных реформаторов" раскрутила новый виток разоблачения "культа личности Сталина" "с четким подтекстом: преступник не только Сталин, но и сама система преступна". Партдиссиденты исходили из убеждения, что "советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма". К нашим дням обнаружилось, что своего рода "генеральным диссидентом" был М.С. Горбачев. Об этом свидетельствует его выступление на семинаре в американском университете в Турции в 1999 г. Он говорит: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма ,невыносимой диктатуры над людьми»[8,с.1]

Таким образом, диссидентские идеи пройдя путь через социокультурную сферу общества проникли во власть. И только здесь они смогли реализоваться в виде системных реформ.

Заключение

Особенность диссидентства заключается в том что данное явление зародилось в советской культуре и боролось против политических и правовых институтов той же самой культуры. В таком аспекте диссидентство можно обозначить как особую субкультуру.

Поводом для проявления диссидентской деятельности стала смена политического курса власти, характеризующаяся относительной либерализацией, начавшаяся после XX съезда партии (1956).Национально-государственная идеология СССР, как государственно - общественный идеал , на практике реализовывалась не так как предполагалось в теории потому, что содержала в себе элементы мифа и утопии. Последние оказывались благодатной почвой для построения и распространения диссидентами своих идей.

Диссидентство возникло по объективным причинам и представляло собой способ альтернативного разрешения негативных явлений советского государства таких как: чрезмерный бюрократизм, попустительство в национальной политике, ограниченность гражданских прав и свобод. Изначально диссиденты не были иностранными агентами. Однако впоследствии на Западе и особенно в США сразу поняли какую выгоду можно извлечь, используя их в своих целях. Некоторые стали средством воздействия на политическую обстановку в СССР, прежде всего это относится к отдельным «правозащитникам».

Таким образом, проявление внимание к различным формам инакомыслия и его объективный анализ необходимы для успешной деятельности по управлению социально-политической системой.

Библиография

1.Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период, М, 2006;

2. Амальрик А.А. Записки диссидента. - М.: Слово, 1991

3.Большой энциклопедический словарь,М:АСТ,2005

4.Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России 1938-2002,М,2003

5.Безбородов А.Б, Мейер М.М.Пивовар Е.И.Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50х-80х гг,М,1994

6.Буковский В. "И возвращается ветер"...: Письма русского путешественника. - М: Демократическая Россия, 1990.

7.Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964-1994.М.1996

8.Горбачев,М.С.-Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/9b/1006517.htm (2.12.2009)

9.Исаев И.А.История государства и права России,М:Юристъ,2001

10. Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе.1953-1982 гг.М.,2005

11.Марченко А.Т. Живи как все: История инакомыслия. - М: ВЕСТЬ-ВИМО, 1993

12.Политическая история России,М:Юристъ,1998

13.Орлова Р., Копелев Л. Мы жили в Москве: 1956 - 1980. - М.: Книга, 1990

14. Научный коммунизм :словарь ,под ред.А.М.Румянцева, М 1983

15.Хлудова Л.Н. Основные тенденции социально - экономического и политического развития стран Западной Европы и США.Армавир,2008

16.Шубин А.В.Преданная демократия.СССР и неформалы(1986-1989),М,2006

17.Шубин А.В.Диссиденты,неформалы и свобода в СССР,Вече,2008