Династия Рюриков
Династия Рюриков
Династия Рюриков открывается пришествием трех братьев варягов (викингов): Рюрика, Синеуса и Трувора с дружиной на северо-западные земли будущей Руси. Рюрик стал править Новгородом, Синеус Белоозером, Трувор - Изборском.
Существует популярная версия, основанная на тексте "Повести временных лет", первом письменном документе русской истории, что “Чудь и словене, и кривичи” сами обратились к варяжскому племени Руси и пригласили этих братьев: “да поидете княжити и володети нами”.
Было ли вообще пришествие варягов, как правителей, на Русь?
Ранние русские князь носили явно скандинавские имена, слегка переиначенные в народе на славянский лад. Имеются торговые документы в греческих хрониках от 912 и 945 годов, подписанные от Руси явно скандинавскими именами.
Никто из князей не отрицал свое происхождение от Рюрика, если в поздних поколениях это династическое родство стало выгодным политически, то в ранних - наоборот, по всем известным источникам викинги не были космополитами и им не был свойственен отказ от собственного рода.
Викинги оставили глубокие следы в Европе, в Ирландии, Англии, Нормандии они прочно обосновывались на захваченных землях. Трудно предположить иную причину того, что столь близка территориально земля восточных славян была избавлена от их нашествия, чем тот факт, что эта земля уже принадлежала им.
Начавшаяся сразу после смерти Рюрика междоусобица его потомков, при которой русские города переходили из рук в руки, как простая собственность, а князь постоянно перемещались из города в город, свидетельствует об отсутствии у этих князей каких бы то ни было глубоких родственных связей с этими городами, об их нездешнем в целом происхождении.
Кем был Рюрик?
1. Был ли Рюрик вождем варяжского племени "русов"?
Если бы он был вождем, то после вокняжения в такой богатой и обширной стране либо соединил бы ее территорию с территорией племени "русов", либо это племя переселилось бы на новообретенные земли - но никакое подобное пришествие "русов" не зафиксировано, никакая территория Скандинавии или Дании в состав будущего государства Русь не входила.
2. Был ли Рюрик и его дружина официальными представителями "русов" на славянских землях?
Т.е. действительно ли славяне и прочие племена обратились за помощью в управлении к "русам"? В этом случае настоящий вождь этого племени, делегировавший Рюрика и военный отряд, не оставил бы без своего руководства столь удачно обретенную новую землю или стали бы известны какие-либо разногласия между Рюриком и вождем.
3. Был ли Рюрик просто предводителем бродячего отряда разноплеменных викингов (наподобие "ватаги" Степана Разина во время вольного пиратства последнего)?
Такие отряды в истории викингов известны, они, наряду с организованными военными экспедициями викингов, тоже пробавлялись разбоем по всей Европе. Но в этом случае Рюрик смог бы захватить без боя один, может быть два города за счет внезапности и военного превосходства, в прочих местах встретил бы непременно массовое сопротивление, ибо набеги викингов всегда отличались жестокой расправой с побежденными. А Рюрик брал города, судя по всему, практически не встреча сопротивления, как будто имел на это право, признаваемое горожанами.
4. Вероятнее всего, Рюрик и его дружина служили наемниками Новгорода. В этом случае Рюрик мог быть уже никак не связан со своим племенем "русов", а среди его дружинников могли быть воины из разных племен (в том числе, и славяне, как сообщают некоторые источники)
Как Рюрик стал князем Руси?
Версии:
1. Жители Новгорода и ближайшие племена обратились к племени "русов" за помощью в управлении (как утверждает "Повесть временных лет") Возражения по этому поводу см. в пп.1 и 2 предыдущего параграфа.
2. Рюрик, предводитель наемников, служивших Новгороду, обратил свой меч против нанимателей и силой захватил власть, объявил себя князем. Неизбежно массовое сопротивление его дружине в других городах, как следствие, разорение этих городов и избиение жителей, по обычаю викингов. Такие свидетельства отсутствуют.
3. Рюрик, предводитель наемников, служивших Новгороду, за свои личные качества или в результате политической интриги был избран новгородским вече или иным, более широким собранием граждан, уставших от пустых раздоров, на княжение. Тогда Рюрик, уже как легитимный вождь, действительно легко мог взять под свою руку прочие города. Возможно, это избрание впервые произошло не в Новгороде, а в Ладоге, или рюрикова дружина служила в Ладоге, а избран князь был в Новгороде.
В 882 г. сын Рюрика Олег взял Киев, и столица была перенесена из Новгорода туда, затем, в 989г. - во Владимир.
Династия Рюриков, начавшись в 862 году в Ладоге-Новгороде, завершилась в году 1598 в Москве со смертью бездетного Федора Иоанновича.
Рюрик (862-879)
Из племени варягов, которое называлось Русью, пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, братья Рюрик, Синеус, Трувор и заняли места в Новгороде, на Белоозере и в Изборске. Это случилось в 862 году.
Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами.
Олег (879-912)
После смерти Рюрика, за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь".
Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода.
Русь дивилась его подвигам и прозвала его "Вещим Олегом".
Игорь (912-945)
Игорь (Ингвар) Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его". И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним.
Ольга (945-957)
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей.
Святослав (957-972)
Сын Игоря и Ольги, закалил себя в походах и войнах, отличался суровым характером, честностью и прямотой. Он шел на врагов с предупреждением "иду на вы". Святослав присоединил вятичей, разбил хазаров, взял область Тьмутаракань, и, несмотря на малочисленную. Дружину, успешно воевал с болгарами на Дунае. После того пошел на греков, завоевал Андрианополь, грозил Константинополю. На обратном пути был убит печенегами у порогов Днепра.
Владимир св. Равноапостольный (980-1015)
Междуусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни раздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков Червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов.
Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году.
Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества.
Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси.
В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.
Святополк (1015-1019)
Владимир Святой еще при жизни разделил земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу.
После смерти Владимира, Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля Болеглава Храброго, Святополк вторично овладел Киевом, но должен был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных песнях он, как убийца своих братьев, прозван "окаянным".
Прозван Окаянным
Ярослав Мудрый (1019-1054)
По изгнании Святополка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли.
Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и Юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письменности на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием "Русская Правда".
Сыновьям своим: Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой народ прозвал Ярослава "мудрым".
Изяслав (1054-1078)
Старший сын Ярослава, Изяслав I, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.
Всеволод - I (1078-1093)
Всеволод-I мог быть полезным правителем. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванному монахом.
Святополк II (1093-1113)
Сын Изяслава I, Святополк II, наследовавший после Всеволода I киевский престол, отличался бесхарактерностью и неспособен был усмирить междоусобия князей из-за владения городами.
На съезде в Любиче Переславском в 1097 году, князья целовали крест "каждому владеть отцовской землей", но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька. Снова собрались князья на съезд в Вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни.
По предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев. Русские разбили половцев на реке Сале (в 1111 году) и взяли множество полону: скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами Земли русской.
Владимир Мономах (1113-1125)
Князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславски (с 1093), великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха, призван на киевский престол во врем киевского восстания, которое он усмирил ограничением ростовщичества и др. мерами.
Несмотря на старшинство святославичей, после смерти Святополка II, на киевский престол выбран был Владимир Мономах, который, по словам летописи, "добро хотел братии и всей земле русской". Он выделялся своими большими способностями, редким умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им "Поучение детям", в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей родине.