Гродно в 1921-1939 гг.

МОРБ

УО “Гродненский государственный университет им. Янки Купалы”

Реферат на тему:

Гродно в 1921-1939гг.

Подготовила:

Желукевич А. К

1 курс 1 группа

Проверил:

Гродно 2008

В истории Беларуси было немало периодов, когда та или иная часть ее этничной территории в силу разных политических и военных обстоятельств определенное время входила в состав других государств. Так, в результате советско-польской войны 1919–1920 гг. значительная часть этнических белорусских земель оказалась в составе ІІ Речи Посполитой – польского государства, возрожденного в ноябре 1918 г.

Пользуясь благоприятной внешнеполитической ситуацией, польское государство стремилось расширить свое влияние на земли, входившие ранее в состав федеративного государственного образования – Речи Посполитой, прекратившей свое cуществование в конце ХVIII века. Однако при этом не брались во внимание социально-политические изменения, которые произошли на данной территории более чем за 100-летний период отсутствия польской государственности.

18 марта 1921 г. в Риге был заключен мирный договор, который подвел итоги советско-польской войны 1919 – 1920 гг. Договор, который состоял из 26 статей и 10 приложений, юридически закрепил захват Польшей этнических белорусских и украинских земель, которые с марта 1921 по сентябрь 1939 г. входили в состав этого государства. Территория белорусских земель, включенных в состав польского государства, составила 80,5 тыс. км2 с населением около 3,5 млн. человек. В то же время территория БССР занимала только 54,2 тыс. км2, на которой проживало около 1,5 млн. человек. После присоединения к Польше в 1922 г. т.н. “Средней Литвы” (части бывшей Виленской губернии) в результате политических и военных манипуляций территория Западной Беларуси увеличилась примерно еще на 32,5 тыс. км2.

В результате подписания 18 марта 1921 г. в Риге мирного договора между Советской Россией, Украиной и Польшей была установлена государственная граница, которая до сентября 1939 г. разделяла сферы влияния между Советской Россией и Польшей. При этом решение участи белорусского народа производилось без учета его мнения, так как белорусская делегация даже не была допущена за стол переговоров. От имени правительства БССР подписала делегация РСФСР. Белорусские делегации, как от Белорусской Народной Республики (БНР), так и от Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), не были даже допущены к подготовке и подписанию договора.

Необходимо подчеркнуть, что Рада и правительство БНР пытались получить возможность участия в переговорах. Так, 10 апреля 1920 г. Совету Послов в Париже, руководителям внешнеполитических ведомств РСФСР и Польши была направлена телеграмма, в которой поднимался вопрос о возможности участия делегации Белорусской Народной Республики в мирных переговорах. Были направлены также меморандумы правительствам ведущих европейских государств, в которых утверждалось, что ни Россия, ни Польша не имеют права решать вопрос о судьбе белорусского народа без участия его представителей. Однако их усилия не увенчались успехом.

Руководство РСФСР, так же как и руководство Польши, не было заинтересовано в участии белорусской делегации в переговорах, так как в Риге могла возникнуть ситуация (по утверждению наркома иностранных дел СССР Чичерина), когда белорусская делегация могла разрушить дипломатические комбинации не только РСФСР, в составе которой оставались в то время этнические белорусские земли Витебщины, Могилевщины и Гомельщины, но и Польши, которая претендовала на западную часть этнических белорусских территорий. В связи с этим Военно-революционный комитет БССР еще 10 сентября 1920 г. передал правительству РСФСР мандат на ведение мирных переговоров с Польшей. А.А. Иоффе, руководитель российской делегации на переговорах, считал необходимым присутствие представителя Беларуси в Риге в качестве консультанта и эксперта. Руководитель делегации БССР А. Червяков в конце сентября – начале октября 1920 г. находился в Риге и неоднократно поднимал вопрос перед руководством российской делегации об участии представителей Беларуси в переговорном процессе и выработке условий будущего мирного договора. Однако руководство БССР не получило положительного ответа.

В итоге заключения несправедливого и позорного для белорусского народа договора его этническая территория оказалась разделенной на две части. Право белорусского народа на самоопределение в его этнографических границах было грубо проигнорировано. На восток от границы, установленной Рижским миром, находилась Белорусская Советская Социалистическая республика (БССР), с 1922 года входившая в состав СССР.

Та часть территории Белоруссии, которая по условиям Рижского договора входила в состав Польского государства в 1921 – 1939 гг., в исторической литературе получила наименование Западная Беларусь. Согласно административно-территориальному делению, она состояла из 4 воеводств: Белостокского – с поветами: Августовским, Белостокским, Волковысским, Гродненским и Сакольским; Виленского – с поветами: Ошмянским, Браславским, Вилейским, Виленско-Трокским, Дисненским, Молодечненским, Поставским и Свенцянским; Новогрудского – с поветами: Барановичским, Воложинским, Лидским, Новогрудским, Несвижским, Слонимским, Столбцовским и Щучинским; Полесского – с поветами: Брестским, Дрогичинским, Кобринским, Косовским, Лунинецким, Пинским, Пружанским и Столинским.

Территория Виленского, Новогрудского, Полесского, а также центральная и восточная части Белостокского воеводств были населены преимущественно белорусами. На территории этих воеводств было также несколько поветов с преимущественно литовским и украинским населением. Общая площадь вышеуказанных воеводств составляла 113 тыс. км2. На данной территории, согласно переписи 1931 г., проживало 4,6 млн человек. Наиболее крупными городами Западнобелорусского края были Вильня, Белосток, Гродно, Брест, Пинск, Новогрудок, Слоним, Лида. Наиболее крупным историческим культурным и научным центром региона являлась Вильня. Белостокский район был развитым промышленным районом.

Кроме белорусов, которые составляли основную часть населения в Западной Беларуси, проживало немало представителей других этносов: поляков, евреев, украинцев, русских, литовцев, татар.

Согласно условиям договора, Польша, РСФСР и УССР обязались уважать государственный суверенитет друг друга, отказывались от любого вмешательства во внутренние дела.

В соответствии с седьмой статьей Рижского мирного договора польское правительство обязалось обеспечить белорусам, украинцам и русским реализацию их прав на свободное развитие культуры, языка и вероисповедование. Соответствующие права были гарантированы полякам на территории РСФСР, БССР и УССР. Однако на практике права, гарантированные Рижским договором национальным меньшинствам, постоянно нарушались и сознательно игнорировались местной польской администрацией. Необходимо отметить, что в границах созданного после первой мировой войны польского государства представители национальных меньшинств: белорусы, украинцы, немцы, евреи, литовцы, чехи, татары и др., составляли около 40% от общего количества всего населения. Поэтому, для усиления своего влияния на территориях, населенных преимущественно непольским коренным населением, польское правительство проводило целенаправленную политику ассимиляции и полонизации представителей национальных меньшинств. Сам термин “Западная Беларусь” не признавался польскими властями и заменялся в официальных документах на название “крессы восточные” (восточные окраины). Абсолютное большинство населения этого края составляли белорусы – около 67%, в то время как официальная статистика сообщала, что количество белорусов не превышает 23% населения Западной Беларуси.

В соответствии с государственной стратегией политика полонизации должна была реализовываться через органы власти, образование и церковь.

Из 3514 белорусских школ, которые работали в 1919/20 учебном году на территории, которая по условиям Рижского мира отошла к Польше в 1921 г., к 1922/23 учебному году осталось только 32. Вместо ликвидированных белорусских школ открывались польские школы. В соответствии с официальными польскими источниками, среднее образование имели в то время 0,27% населения Западной Беларуси и только 0,17% – высшее образование. Поэтому Западная Беларусь представляла собой широкое поле для реализации политики полонизации.

Проводилась целенаправленная политика по увеличению в Западной Беларуси количества поляков из центральных и западных регионов Польши, которые должны были стать надежными проводниками политики полонизации и колонизации Западной Беларуси. В то же время учителя-белорусы оставались безработными и направлялись на переподготовку в Краков. После переподготовки они вынуждены были преподавать на территории этнической Польши.

Необходимо отметить, что политически активная и организованная часть западнобелорусского общества пыталась отстоять в 20-е гг. свое законное право на получение образования на родном языке. Наиболее полно это проявилось в деятельности белорусских депутатов в польском сойме.

В начале 1924 г. в Париже был создан Комитет угнетаемых Польшей наций, который добивался реализации на практике прав, которые предоставлялись национальным меньшинствам польскими законами и международными пактами. Международное давление вынудило польское правительство принять в 1924 г. “Закон о языке и организации школьного дела для национальных меньшинств”. Согласно этому закону, в национальных окраинах разрешалось, при выполнении ряда условий, открывать национальные школы для представителей меньшинств с родным языком обучения.

Однако польские власти данный закон не собирались претворять в жизнь. В результате его практической реализации открывались преимущественно школы с двумя языками обучения. В Западной Беларуси были польско-белорусские школы, которые рассматривались польским правительством в качестве промежуточного этапа осуществления полонизации в сфере образования.

В конце 20-х гг., в связи с борьбой польского “санационного” правительства с радикальным коммунистическим движением, были на некоторое время замедлены темпы полонизации образовательной сферы. Однако уже в начале 30-х гг. наблюдается нарастание давления на белорусскую национальную школу в Западной Беларуси с целью ее окончательной ликвидации.

Осуществление целенаправленной политики полонизации образовательной сферы привело к тому, что к 1939 г. в Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы. Были закрыты белорусские гимназии в Гродно, Будславе, Городке, Клецке, Новогрудке, Несвиже и Радашковичах. Исключением из этого можно считать разве только Виленскую белорусскую гимназию, созданную в 1919 году, которая в середине 30-х гг. стала филиалом Польской государственной гимназии.

Необходимо подчеркнуть, что дипломы о среднем образовании выпускников белорусских гимназий до 1929 г. не признавались польскими властями, что автоматически закрывало им путь в польские вузы. Поэтому белорусы вынуждены были продолжать свое обучение в высших учебных заведениях Чехословакии. Руководство этой страны ежегодно выделяло определенное количество мест и стипендий для студентов – уроженцев Западной Беларуси.

С целью создания надежной опоры в Западную Беларусь было направлено большое количество переселенцев из западных и центральных воеводств Польского государства, которых привлекала возможность быстрого карьерного роста и обеспечения финансового благосостояния. Чиновники и военные колонисты, религиозные деятели и учителя являлись проводниками ассимиляционной политики на “крессах восточных”. К тому же официальная статистика должна была продемонстрировать всему миру абсолютное превосходство польского этнического элемента в Западной Беларуси. Так, в частности, согласно материалам официальной статистики в 1931 г. в Новогрудском, Полесском и Виленском воеводствах к числу поляков было отнесено почти все белорусское население католического вероисповедования и частично – даже православного. Часть населения численностью 707 тыс. человек, преимущественно жители Полесья, по причине их низкого национального самосознания, была отнесена к числу т. н. “тутэйших”, которых официальные власти зачисляли к польскому этносу.

Важную роль в реализации политики полонизации имела деятельность римско-католической церкви. Она, согласно конституции 1921 и 1935 гг., не относилась к числу государственной, однако фактически заняла доминирующее положение в стране. При этом активная позиция части ксендзов-белорусов, направленная на пробуждение национального самосознания местного белорусского населения католического вероисповедования, рассматривалась властями исключительно как вражеская.

С целью расширения влияния католического костела на “крессах” проводилась т. н. “ревендикция”, т.е. возвращение католикам культовых зданий, которые раньше принадлежали им, однако во время вхождения белорусских земель в состав Российской империи были превращены в православные храмы. К июню 1936 г. на территории Западной Беларуси в костелы было превращено около 1300 православных храмов.

С 1926 г. римско-католическая религия вводилась в качестве обязательного предмета во всех школах страны. Выпускалось около 300 наименований католических газет и журналов, которые имели большие тиражи и должны были содействовать расширению сферы влияния католицизма. Большинство подобных изданий поддерживали курс правительства на осуществление ассимиляции населения Западной Беларуси. Отдельные белорусские католические издания, такие как “Криница” и “Христианская думка”, которые стояли на позициях белорусского национального возрождения, рассматривались властями как враждебные. Несмотря на доминирующее положение католической конфессии, имели возможность для развития православие, протестантизм, униатство, а также иудаизм и ислам. Религиозная жизнь в целом в Западной Беларуси в 20─30-е гг. отличалась динамичностью и не ощутила серьезных потрясений, характерных для БССР.

Культура Западной Беларуси 20 – 30-х гг. являлась фактически одной из форм национально-освободительной борьбы белорусского народа против денационализации. Она базировалась на белорусской идее и являлась выразителем идейных стремлений широких народных масс.

Важное место в культурной жизни занимала литература. Заметный вклад в развитие национальной литературы в Западной Беларуси внес Максим Горецкий (1893 – 1939). Им была написана первая литературоведческая книга “Гісторыя беларускай літаратуры” и целый ряд литературных произведений.

В начале 20-х гг. активное поэтическое творчество Леопольда Родзевича (1895 – 1938), Владимира Жилки (1900 – 1933), Игната Кончевского (1896 – 1923) нашло свое отражение на страницах белорусских периодических изданий, а также в форме отдельных поэтических сборников.

Плодотворно продолжали работать на литературной ниве поэты Казимир Свояк (Казимир Степович) (1890 – 1926) и Гальяш Левчик (1890 – 1944).

Роль первопроходца в жанре тюремной лирики в литературе Западной Беларуси принадлежит поэту Алесю Сологубу (1906 – 1934). Изданный в 1929 г. в Минске его поэтический сборник “Лукишки” включал стихи преимущественно тюремной тематики.

В середине 20-х – начале 30-х гг. происходило становление как поэта Михася Машары (1902 – 1976), дебютный сборник которого “Малюнкі” также отражал впечатления и мысли автора во время нахождения в Лукишской тюрьме.

В творчестве Хведора Ильяшевича (1910 – 1948) органически сочетались национально-освободительные идеи возрождения с социальными мотивами, что нашло отражение в сборниках поэзии “Вясна песні” и “Зорным шляхам”. Заметной фигурой на литературном поле был Михась Василек (1905 – 1960), для творчества которого были характерны национально-освободительная и крестьянская темы.

Весьма заметной и перспективной в 20-е гг. была литературоведческая работа Игната Дворчанина (1895 – 1937). “Хрестоматия новой белоруской литературы (от 1905 года)” имела огромное патриотически-воспитательное значение в условиях Западной Беларуси.

Во 2-й пол. 20-х гг. была сделана попытка придать литературному движению в Западной Беларуси организационные формы. В мае 1927 г. молодые писатели и художники создали в Вельно организацию “Веснаход”. Основатели данной организации в 1928 г. издали небольшой альманах “Рунь веснохода”, в котором были напечатаны стихи А. Сологуба, Х. Ильяшевича, П. Пестрака и др. поэтов. Однако устав организации не был утвержден польскими властями и организация была вынуждена прекратить свое существование.

В 30-е гг. литера Западной Беларуси продолжала опираться на предыдущие традиции белорусского литературного слова, несмотря на усиление авторитарного режима. В данный период литература пополнилась новыми произведениями М. Машары: сборниками поэзии “Наперад”, “На сонечны бераг”, “З-пад стрэх саламяных”, а также поэмами “Валачобнае” и “Смерць Кастуся Каліноўскага”. Сочетая литературню деятельность с крестьянским трудом, поэт черпал свои поэтические образы из деревенской жизни.

Тяжелыми тюремными дорогами пришлось прокладывать свой жизненный путь Валентину Тавлаю (1914 – 1947). Отдельные произведения поэта ─ поэма “Непераможаныя” и несколько стихотворений ─ воссоздают яркий образ революционера-политзаключенного, типичного для условий Западной Беларуси того времени.

Во второй половине 30-х гг. безусловным лидером западнобелорусской поэзии можно считать Максима Танка (1912 – 1995). Популярность его творчества среди широких слоев белорусского и польского общества, положительные отзывы литературной критики свидетельствовали о всеобщем признании поэта. В поэмах “Нарач”, “Казка пра музыку”, “Журавінавы цвет”, “Каліноўскі” произошло эстетическое осмысление революционной сущности и исторического прошлого Беларуси. Первый сборник поэта “На этапах”, изданный в 1936 г., был конфискован властями из-за революционной идейной направленности против существующего авторитарного режима.

Одним из эффективных средств массового воздействия на народное самосознание являлся национальный театр. В ноябре 1921 г. под руководством Л. Родзевича (1895 – 1938) участники музыкально-драматического кружка в Вильно поставили пьесу Я. Купалы “На папасе”. В октябре 1921 г. под руководством Ф. Олехновича был создан белорусский объездной театр, который начал свою деятельность постановкой в Лиде спектакля па пьесе Ф. Олехновича “Птица счастья”. Однако деятельность этого театра была недолгой.

С целью создания в Западной Беларуси основы для профессионального театра, а также для расширения национальной культуры, в марте 1922 г. в Вильно была основана театральная студия под названием “Беларуская драматычная майстроўня”. Руководителями студии были М. Красинский, А. Михалевич, А. Кончевский и Л. Родзевич. Репертуар театрального коллектива составляли острые по своей социальной направленности пьесы “Раскіданае гняздо” Я. Купалы, “В зимний вечер” Э. Ожешко, “Лес шумит” В. Короленко, “Апошняе спатканне” В. Голубка и др. БДМ работала с перерывами до 1925 г.

В 20-е гг. ХХ в. усилиями деревенских любителей сценического слова по всей Западной Беларуси были налажены театральные представления, которые кроме развлекательного характера несли в широкие массы идеи национальной и социальной свободы. Широкая география любительских театральных представлений позволяет утверждать, что театральная жизнь в пределах Западной Беларуси, несмотря на определенную стихийность, отличалась значительной активностью и динамизмом.

Однако главная проблема – создание профессионального национального театра в Западной Беларуси ─ не была решена по причине отсутствия финансовой поддержки со стороны государства.

C другой стороны, произведения, предназначенные для постановки, проходили жесткую цензуру и должны были переводиться на польский язык. В итоге в нужный день, несмотря на предварительную устную договоренность с властями, приходил письменный запрет на проведение представления.

Следующий этап в развитии театрального искусства в Западной Беларуси был связан с деятельностью таких культурно-просветительских организаций, как Товарищество белорусской школы (1921 – 1936) и Белорусского института хозяйства и культуры (1926 – 1936). Кружки, созданные этими организациями во 2-й половине 20-х – 30-х гг. ХХ в., покрыли густой сеткой всю Западную Беларусь. При кружках работали драматические и хоровые секции, которые организовывали представления по всему краю.

Проблема открытия профессионального театра в Западной Беларуси оставалась актуальной и в 30-е гг., однако ее положительному решению не содействовала политическая атмосфера довоенной Польши. Существенным препятствием на пути создания профессионального театра было и то, что большое количество деятелей театрального искусства Западной Беларуси (Л. Родзевич, М. Красинский и ряд других) были вынуждены выехать в БССР.

Важное место в культуре Западной Беларуси занимало изобразительное искусство. Значительный вклад в развитие изобразительного искусства внес Язеп Дроздович (1888 – 1954). В 1921 г. под воздействием Рижского мирного договора художник написал картины “Усяслаў Чарадзей у порубе кіеўскага князя” и “Пагоня Ярылы”. В данных картинах в символичных образах художник отразил актуальную идею борьбы за независимость и свободу Беларуси.

В 20-е гг. была создана целая серия графических работ художника, посвященных исторических местам. Работая преподавателем в белорусской гимназии в Новогрудке на протяжении 1927 – 1930 гг., Я. Дроздович по заказу Белорусского научного товарищества в Вильно создал 7 альбомов, в которых изобразил памятники древнего белорусского зодчества: “Мир” (1927), “Новогрудок и новогрудцы” (1928), “Троки”, “Крево”, “Лида”, “Медники”, “Гальшаны” (1929). В 30-е гг. в творчестве художника доминировала космическая тематика.

Работал Я. Дроздович и в области скульптуры. В 1933 г. вышла целая серия его скульптурных портретов, выполненных из дерева, посвященных западнобелорусским деятелям: поэту М. Машаре, собирателю фольклора А. Гриневичу, журналисту Я. Почопке. Продолжительное время работал художник и в качестве оформителя, в 20-е гг. в Вильно в “Беларускай драматычнай майстроўні”, а в начале 30-х гг. в Белостоке в местной окружной управе ТБШ.

Выдающимся представителем изобразительного искусства Западной Беларуси был график и живописец Я.М. Горыд (1896 – 1936). Его творчество было тесно связано с национальным освободительным движением Западной Беларуси в период его наибольшего подъема и массовости. Во время работы в сатирико-юмористическом журнале “Маланка” (1926 – 1928) особенно ярко проявился талант Я. Горыда как художника-сатирика, мастера острой политической карикатуры.

Определенный вклад в развитие изобразительного искусства Западной Беларуси внесли В. Сидорович (1905 – 1937), М. Василевский (1904 – 1935), Ю. Монвид (Ф. Олехнович) (1883 – 1944), П. Южик (1875 – 1944) и др.

Особое место в изобразительном искусстве 30-х гг. ХХ в. принадлежит западнобелорусским художникам П.А. Сергеевичу (1900 – 1984) и М.К. Севруку (1905 – 1979).

В тематических картинах П. Сергеевича отражал повседневный быт белоруса, а также обращался к национальной истории (“Выправа Усяслава Чарадзея на вайну”). Он создал первые картины, посвященные восстанию 1863 – 1864 гг. под руководством К. Калиновского. Работал П. Сергеевич и в качестве книжного графика, оформлял поэтические сборники М. Машары, журналы “Неман”, “Студэнцкая думка”, “Крыгалом”.

М. Севрук работал как живописец и график. Так он оформлял первый сборник М. Танка “На этапах”, в 1935 – 1939 гг. оформлял обложку журнала “Калоссе”, а также сборник белорусских народных песен “Наша песня”, подготовленный Р. Ширмой.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Накануне войны, 23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен договор о ненападении, т. н. Пакт Молотова-Риббентропа. Он был дополнен секретным протоколом, который определял сферы советских и германских интересов в Восточной Европе. Западная Беларусь, Западная Украина, Прибалтика и Финляндия признавались сферами влияния СССР, а остальная часть Восточной Европы – сферой влияния Германии.

За две недели боев немецкие войска заняли всю этническую территорию Польши, а 14 сентября 1939 г. заняли Брест и начали дальнейшее продвижение на восток от линии, определенной секретным протоколом Пакта Молотова-Риббентропа.

В этих условиях 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии получили приказ перейти бывшую польско-советскую границу, установленную в Риге в 1921 г. и взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Беларуси. Такое решение было воспринято с одобрением большинством населения этих территорий.

Западную Беларусь освобождал специально созданный Белорусский фронт, который состоял из четырех армий, в которых насчитывалось около 201 тыс. красноармейцев. Им противостояло примерно 45 тыс. польских солдат и офицеров. В то же время СССР не объявлял войны Польше. Правительство Польши также признало, что состояния войны с СССР нет, и поэтому в своем приказе главнокомандующий полесской армией Э. Рыдз-Смиглы отдал приказ не вступать в военные действия с частями Красной Армии. Данная ситуация привела к тому, что фактически значительных военных столкновений между польскими и советскими войсками почти не было. Исключением были бои за Гродно 20─21 сентября, в которых Красная Армия потеряла убитыми 47 человек убитыми и 156 раненными, а также было подбито 12 танков.

К концу сентября 1939 г. Красная армия освободила всю Западную Беларусь и заняла территорию, определенную советско-германским соглашением. На территории Западной Беларуси начали активно осуществляться общественно-политические и социальные преобразования.

В воеводствах, поветах и городах создавались Временные управления, а в местечках и деревнях – крестьянские комитеты. Определенную роль в создании временных органов власти сыграли освобожденные из тюрьмы бывшие члены КПЗБ и комсомола Западной Беларуси. В компетенцию Временных управлений и крестьянских комитетов входило решение вопросов административной, хозяйственной и культурно-просветительной деятельности. В городах действовали вооруженные отряды Рабочей гвардии, которые помогали Красной Армии охранять железнодорожные станции, предприятия, мосты и т.д. Они боролись против бывших польских офицеров, чиновников, полицейских, которые оказывали сопротивление новой власти. В сельской местности действовали отряды сельской милиции.

По распоряжению Временных управлений сразу после освобождения на предприятиях был установлен 8-часовой рабочий день, отменена плата за обучение в школах и введено бесплатное медицинское обслуживание.

С целью проведения социально-политических преобразований в Западную Беларусь было направлено с территории БССР 700 коммунистов и 800 комсомольцев. Обусловлено это было тем, что новая власть довольно подозрительно относилась к местным кадрам из числа бывших членов КПЗБ и КСМЗБ.

1 октября 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) в Москве приняло постановление, которым предусматривался созыв Народных собраний Западной Украины во Львове и Западной Беларуси в Белостоке. Народные собрания должны были решить вопрос территориальной принадлежности территорий Западной Беларуси и Западной Украины, а также закрепить полномочия на проведение широких социально-экономических преобразований на этих территориях.

В выборах в Народное собрание, которые проходили на основе всеобщего прямого избирательного права и тайного голосования 22 октября 1939 г. участвовало более 2 млн. 672 тыс. человек (96,71% от общего количества избирателей. За выдвинутых кандидатов проголосовали 90,7% принявших в голосовании выборщиков. В итоге были избраны 926 депутатов. В процессе работы Народного собрания Западной Беларуси 28─30 октября единогласно была принята Декларация о вхождении Западной Беларуси в состав БССР, Декларация о конфискации помещичьих земель, Декларация о национализации банков и крупной промышленности.

30 октября Народное собрание избрало полномочную комиссию в составе 66 человек для отправки в Москву. Комиссия должна была передать решение по поводу вступления Западной Беларуси в состав СССР.

2 ноября 1939 г.5-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о включении Западной Беларуси в состав Союза ССР, о воссоединении ее с БССР.2 ноября 3-я внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла Западную Беларусь в состав БССР. В итоге территория БССР увеличилась со 125,5 тыс. км2 до 225,7 тыс. км2. После передачи Литве в ноябре 1940 г. части территории и населения площадь БССР составила 223 тыс. км2, а население – 10,2 млн. человек.

Таким образом, воссоединение Западной Беларуси с БССР положило конец территориальному разделу Беларуси, что оказало положительное влияние на дальнейшее историческое развитие белорусского народа. Несмотря на определенные политические особенности той неоднозначной эпохи, объединение Западной Беларуси и БССР было актом исторической справедливости.