Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики
Реферат
«Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики»
На рубеже II —I тысячелетий до н. э. вся восточная часть Средиземноморья была потрясена переселениями первобытных народов. Переселение греческих племен в основном завершилось в X веке до н. э. Это время почти полного экономического и культурного упадка Греции получило название «темные века», или гомеровский период. Созданные Гомером великие поэмы «Илиада» и «Одиссея» стали неоценимыми источниками сведений о жизни греческого общества в этот период.
Племена дорийцев переправились через Красейский залив и пошли в глубь полуострова. Они заняли плодородные земли Пелопоннеса: Лаконию, Мессению и Истмийский перешеек. Часть местного населения была вытеснена в горные районы Аркадии. Оставшаяся часть населения смешалась с дорийцами.
Во время дорийского нашествия обособилось ионийское население. Оно жило в Аттике на острове Эвбея и в Ахайе. Ионяне захватили некоторые острова Эгейского архипелага и часть малоазиатского побережья, включая крупный город Милет. Поскольку им удалось избежать дорийского завоевания, Аттика и города Малой Азии стали центрами возрождения греческой экономики, торговли и культуры.
На рубеже II—I тысячелетий до н. э. греческие племена были развиты слабо. У греков господствовал родовой строй. Каждая община имела своего правителя и не зависела от других общин. Была забыта письменность. Ремесло и торговля находились на низком уровне.
В IX веке до н. э. греки переняли у финикийцев два важных открытия — алфавит и приемы кораблестроения.
Вся Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов. Земля считалась собственностью всей общины и являлась главным богатством. Каждая греческая община — демос занимала сравнительно небольшую территорию и имела своего главу — басилея (царя), который выбирался из богатых людей. Ему принадлежали права на хранение и толкование законов, полагалась почетная доля вина и мяса на пиру. Басилею давали лучший и самый большой надел при переделе общинной земли. Басилей возглавлял своих соплеменников на войне. Он должен был первым бросаться в битву, показывая пример смелости. Цари требовали от простых воинов беспрекословного подчинения. Нарушителям дисциплины грозило суровое наказание. Но цари в то время не выделялись из знати. Они были первыми среди равных. Во время войн некоторые племена возглавляли несколько царей. Полномочия царей в мирное время были скромными и сводились к судебным функциям. В те времена суды происходили в присутствии народа. Решение суда выносилось старейшинами. Царь разделял свои судебные обязанности с советом старейшин и выполнял обязанности жреца. Царская власть еще не передавалась по наследству. При избрании царя важную роль играли личные качества кандидата.
В совет старейшин входили представители самых знатных и богатых родов. Членов совета старейшин нередко называли геронтами, то есть старцами. В народное собрание входили все свободные общинники. Собирал народное собрание царь. В мирное время оно проходило на площади вблизи царского дома. Однако в народном собрании уже существовало неравенство. Богатые и знатные люди относились к рядовым членам презрительно. По окончании собрания решение выносилось советом старейшин и царем. Царь в то время не мог обойтись без совета старейшин, а совет старейшин по всем важным вопросам заседал в присутствии народа.
Основная масса свободных земледельцев владела небольшими земельными участками, которые назывались клерами, то есть жребиями, поскольку распределение земли происходило при помощи жеребьевки. Примерно на одной ступени с рядовыми общинниками находились ремесленники. Существовали также свободные люди, не являющиеся общинниками. Всякий мог напасть на них, ограбить или даже убить. Людей, лишившихся земли и вынужденных искать заработок на чужбине, называли фетами, то есть батраками. Феты ходили по деревням и просили подаяния или нанимались на работу к богатым. За работу их кормили и снабжали одеждой и обувью. Феты были абсолютно бесправными.
Рабы считались собственностью общины и входили в состав семьи. Они участвовали в общей хозяйственной жизни. Рабов в основном захватывали на войне. Во времена Гомера греки делали набеги и нападали на города, чтобы добыть пленников.
Описанное Гомером общество находилось на стадии глубокого социального расслоения. Аристократию и рядовых общинников разделила непреодолимая стена имущественного неравенства, которое очень скоро должно было превратиться в неравенство социальное. В этих условиях шло формирование того особого политического и социального явления, которое •впоследствии назовут греческим полисом.
Классический полис является городом-государством, населенного частными землевладельцами и ремесленниками, которые, будучи полноправными гражданами, могут иметь земельную собственность. Однако в гомеровскую эпоху процесс образования подобного государства только набирал обороты. Первым шагом на пути к этому был синойкизм, то есть собирание нескольких древних деревень — родовых центров в один город, обнесенный стеной. В этом городе, созданном усилиями какого-либо могущественного аристократического клана, окончательно умерла родовая община и ее место заняло государство.
События VIII—VI веков до н. э. полностью перевернули жизнь Греции и получили название «архаической революции». В это время здесь сложилась античная цивилизация свободных и независимых рабовладельческих городов-государств. Это было связано с тем, что греки захватывали территории других народов и перенимали от них новые знания и приемы ремесла. Но главным достижением самих греков было коренное изменение в металлургии — примерно в начале VII века до н. э. они значительно усовершенствовали железо, что вызвало резкое повышение качества орудий труда и как следствие — взлет экономики. Все это послужило началу греческой колонизации.
В это время греки активно осваивали области Средиземноморья и Причерноморья. Для безопасности первые греческие колонии располагались на острове или полуострове. Греческие колонии были разбросаны на большой территории от Кавказа до Гибралтарского пролива. В колонии ввозились вино и оливковое масло, а в Грецию из колоний поступали излишки продукции сельского хозяйства.
Землевладельцы, лишившиеся земли, и ремесленники уезжали в колонии в поисках лучшей жизни.
Иногда колонии основывались мирным путем, но чаще они захватывались силой ради получения прибыли. Например, ионийцы захватывали территории в Центральном Средиземноморье. Некоторые греческие колонии имели форму земледельческих поселений. Примером такой колонии может служить город Византии на берегу Боспора. Он был основан в VIII веке до н. э. переселенцами из Мегар. В Южной Италии и Сицилии также обустраивались земледельческие поселения. Эти земли были особенно плодородными. Эмигранты из Коринфа основали город Сиракузы в Сицилии. Постепенно экономика колоний стала носить земледельческо-торговый характер, они становились богатыми, процветающими и постепенно вырастали в крупные центры посреднической торговли.
Активная колонизация происходила в западном направлении от островов Балканской Греции. Греки вытесняли финикийцев и расселялись по Апеннинскому полуострову. Южноитальянские колонии греков, так называемая «Великая Греция», были очень богатыми, поскольку здесь были плодородные земли, теплый климат, природные бухты.
Южное направление колонизации сталкивалось с интересами Карфагена. Здесь греки заручились поддержкой фараона, основав в Египте колонию Навкратис, а на Ливийском побережье — Кирены. Это были самые большие греческие колонии на юго-восточном побережье Средиземноморья. К западу от Египта находилась греческая колония Кирены. Она была основана в VII веке до н. э. Вокруг Кирен появились другие колониальные поселения. Со временем они образовали политический союз городов.
В VII веке до н. э. начинается освоение северо-восточного направления. В Крыму греки основали систему колоний, самой главной из которых был Херсонес, расположенный близ современного Севастополя. Также крупными колониями в Крыму были Феодосия и Танаис. Образуя здесь колонии, греки старались избегать военных столкновений с местными жителями.
В период между IX — 1-й половиной VII века до н. э. в Спарте проводились реформы, инициатором которых стал Ликург. Законами Ликурга предписывалось уничтожать всех больных, слабых младенцев, поскольку считалось, что из них не вырастет воин-защитник.
В Спарте постоянно существовала угроза восстания местного населения, порабощенного и превращенного в общинных рабов. Спартиатов было примерно 32 тыс., а зависимого населения — 340 тыс. человек. Поэтому спартиаты постоянно жили как в военном лагере, ожидая восстания, которое могло в течение нескольких суток уничтожить их государство.
В результате реформ Ликурга Спарта оказалась почти полностью изолированной от внешнего мира, что привело к культурному упадку страны. Это уродливое и внушающее отвращение государственное образование, которое было основано на кровавом терроре и эксплуатации закабаленных местных жителей, превратилось в достаточно грозную, мощную, но тупую, неграмотную и неспособную к творчеству силу. За все время своего существования в Спарте не было ни одного философа, ученого, архитектора или поэта. Единственным видом искусства, который смог свободно развиваться в этой стране, стали строевые песни.
В середине VIII века до н. э. в Спарте стал ощущаться недостаток земли, поэтому спартанцы хотели завоевать Мессению, которая находилась рядом. После двух долгих и трудных войн 740—720 годов и 620—600 годов до н. э. Мессения была покорена.
Каждый гражданин Спарты имел право на надел земли. После успешных военных действий знать захватывала большую часть добычи и земли. Захваченных в плен местных жителей спартанцы обратили в рабов, принадлежащих всей общине. Таким рабам позволялось иметь средства производства, скот, имущество, он должен был отдавать часть своего урожая. Было запрещено продавать рабов за пределы Спарты, а также запрещалось отпускать их на свободу.
Кроме спартиатов и рабов в государстве еще были периэки. Периэки — это свободное население, не обладавшее политическими правами, которое занималось ремеслом и торговлей. Они жили на приграничных землях. Как и все спартиаты, периэки несли военную службу. Они составляли отряды легко вооруженных воинов. Им была выделена земля — 30 тыс. на-делов, столько же было и земледельческих семейств.
Недовольство рабов своим положением создавало постоянную угрозу для Спарты, где все чаще стали происходить мощные выступления зависимого населения. Теперь местные правители были вынуждены искать союзников среди своих соседей. В результате, около 550 года до н. э. по инициативе Спарты был создан Пелопоннесский союз, в который вошли: город Тегей и другие города Аркадии, островов Эгина, область Элида, кроме Ахайи и Аргоса.
Спарта стояла во главе этого объединения городов. У нее был большой авторитет военизированного государства. Политика союза вырабатывалась совместно на собраниях представителей городов. Спартиаты часто занимались набором войск союзников. Пелопоннесский союз был направлен против Афин и союза ионийских торговых городов. Города Пелопоннесского союза выставляли против врагов две третьих численности своих армий. По закону, члены Пелопоннесского союза были самостоятельными государствами, однако они признавали главенство Спарты.
Именно противоборство Спарты и городов ионийцев, самым крупным из которых были Афины, определило дальнейшую историю Греции.
Полуостров Аттика, выступающий в Эгейское море, имеет естественные гавани и бухты, удобные для мореплавателей и торговцев. Местные жители занимались земледелием, скотоводством, а также выращивали оливки и виноград. Они изготавливали отменное вино и оливковое масло, но вынуждены были ввозить хлеб, поскольку для него земли Аттики были малоплодородны. На полуострове добывали мрамор и глину, имелись богатые залежи серебра.
В различных областях Аттики почитали и поклонялись разным божествам.
Сами Афины существовали еще в микенский период, но затем оказались заброшены. Восстановил город царь Тезей, поселив в Афины жителей 12 окрестных поселений.
Цари управляли Аттикой примерно до VIII века до н. э., после чего к власти пришла аристократия. Из представителей знати ежегодно начиная с 683 года до н. э. избирали высших должностных лиц города — архонтов. Аттика в VIII—VI веках до н. э. переживает экономический подъем. Активная колонизация вызвала расцвет торговли и ремесла, в стране были введены деньги.
Бурное развитие экономики, которая намного опередила существовавшие тогда законы, повлекло за собой обогащение одних и полное разорение других. Богатство чаще всего было спутником знатности. Однако совсем не редки были случаи, когда простые общинники быстро богатели, а аристократы разорялись. Но если для знатного человека после потери состояния оставались родственники, друзья, положение и престиж, то для простолюдина разорение означало только одно — долговое рабство. Очень скоро множество простых граждан оказались кабальными рабами аристократии, работая на бывшей своей земле не как хозяева, а как зависимые люди.
Недовольство демоса все более усиливалось, что впоследствии стало причиной возникновения тирании, причем не только в Афинах, но и во многих других греческих полисах, где положение народа было ничуть не лучше. Греческий тиран не имел ничего общего с современным толкованием этого слова. Тираном называли смелого и находчивого человека, немного авантюриста, который при поддержке народа захватывал власть в полисе, отстранял от управления государством аристократию и правил единолично. Будучи, как правило, выходцами из знатных родов, тираны поддерживали демос, значительно облегчали его положение, ограничивали произвол знати, всячески развивали ремесла, торговлю и искусства.
Первой попыткой установить тиранию в Афинах стал мятеж, организованный в 634 году до н. э. победителем Олимпийских игр аристократом Килоном. Вместе со своими приверженцами он попытался захватить Афины, но потерпел поражение и был заперт на Акрополе. Килону удалось бежать, но его сподвижники сдались афинянам и были казнены.
Последствием «Килоновой смуты» стало создание письменных законов, составленных аристократом Драконтом и в 621 году до н. э. и утвержденных ареопагом. «Драконтовы законы» отменяли кровную месть, которая бытовала среди знатных фамилий, привели в порядок судебную систему. Но вместе с тем, вводили невиданные по своей жестокости наказания за преступления против частной собственности.
В 594 году до н. э. высшим должностным лицом Афин был избран аристократ и известный поэт Солон, который обладал правом создавать законы и прославился как реформатор. Он понимал, что если не избавить Афины от двух основных язв, долгов и кабального рабства, в городе рано или поздно будет установлена тирания. Чтобы избежать этого, Солон издал ряд важных законов. Первым делом он ужесточил ответственность за попытку установления тирании. Затем были отменены долги и упразднено кабальное рабство — все афиняне, превращенные в рабов за долги, обрели свободу. Те, кого за долги продали за границу, были выкуплены за счет государства. Вся заложенная за долги земля возвращалась общине и была заново разделена между гражданами.
Солон разделил всех граждан на 4 категории в зависимости от их состояния. Более богатые обладали большими правами, но обладали и большими обязанностями.
Однако реформы Солона только временно ослабили напряженность и, в конечном итоге, не устраивали никого. Аристократы смогли сохранить крупные земельные наделы и были готовы в любой момент взять реванш, а бедные общинники были недовольны тем, что не получили таких же политических прав, как богатые.
Афинское общество раскололось на две партии: сторонники земельной знати, крупные ремесленники и купцы схлестнулись с обедневшими крестьянами из горных областей Аттики. В конце концов партию крестьян возглавил аристократ Писистрат, который в 560 году до н. э. с их помощью захватил власть в Афинах и стал тираном.
Писистрат начал свою деятельность с того, что раздал народу землю, которая принадлежала его врагам, бежавшим из Аттики. Затем он ввел дешевые государственные кредиты для крестьян. Это привлекло на его сторону много малоимущих и разорившихся землевладельцев. Были созданы выездные суды для разбора спорных земельных и гражданских дел. Для пополнения казны полиса вводился обязательный налог: землевладельцы должны были отдавать государству одну десятую часть урожая. Писистрат активно создавал новые колонии. Он закрепился на побережье, что способствовало освоению выходцами из Аттики международных торговых путей.
Также Писистрат распространил влияние Афин на главную святыню ионян — храм Аполлона. Народный культ бога Диониса оттеснил аристократического бога Аполлона и стал государственным. При Писистрате в Афинах развернулось большое строительство, был проведен водопровод, что дало возможность бесперебойно снабжать город водой. Были проложены дороги из города в пригороды.
Писистрата дважды изгоняли из города, но он вновь возвращался и становился тираном. Однако после его естественной смерти в 527 году до н. э. сыновья Гиппий и Гиппарх не смогли удержать власть в своих руках. В 514 году до н. э. Гиппарх был убит заговорщиками, а спустя 3 года спартанчы захватили Афины и при помощи самих афинян свергли Гиппия. Он и его дети были объявлены вне закона и навечно изгнаны из города.
Чтобы впредь обезопасить Афины от тирании, вождь демоса аристократ Клисфен в течение 509—507 годов до н. э. провел ряд важных реформ, которые заложили основы полисной демократии.
Клисфен разделил Аттику на 30 территориальных округов — триттий. Широкие массы сельского населения были объединены в демы. Аттика делилась на сто демов. Это были хозяйственные, административные, религиозные, военные и политические объединения. В демах велись гражданские и военные списки. При обозначении своего имени гражданин ставил имя отца, затем название дема.
При Клисфене должностные лица избирались и отчитывались за свои действия. Это было показателем афинской демократии. При Клисфене была введена такая мера как «остракизм» — своеобразное тайное голосование (слово «остракизм» происходит от названия глиняного черепка — остраконе). На глиняном черепке каждый голосующий писал имя человека, который казался ему опасным для государства.
Если при подсчете голосов одно и то же имя повторялось 6 тыс. раз, то этот человек покидал родину на десять лет. По окончании этого срока он мог вернуть себе все гражданские права и имущество. При Клисфене с помощью жребия избирался суд присяжных. В суд присяжных граждане жаловались на незаконные действия должностных лиц.