Государство и право Древней Греции (работа 2)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ
Красноярский филиал
Специальность 021100
«юриспруденция»
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран.
Контрольная работа.
Тема: Государство и право Древней Греции
Выполнил: студент 2-ЮСО
Проверил: к.ф.н., доцент
Ховес В.Ю.
Красноярск 2005.
План
Введение.
1. Этапы развития государственности.
2. Гомеровская Греция.
3. Рабовладельческое государство в Афинах.
3.1. Реформа Солона.
3.2. Тирания Писистрата.
3.3. Реформы Клисфена.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э.
4.1. Государственный аппарат.
5. Рабовладельческое государство в Спарте.
5.1. Общественный строй.
5.2. Государственный строй.
6. Основные черты права.
6.1. Имущественные отношения.
6.2. Семейное и наследственное право.
6.3. Уголовное право.
6.4. Судебный процесс.
Заключение.
Список литературы.
Введение
В мировой истории Древняя Греция занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает античная цивилизация, с такими яркими явлениями, как философия, изобразительные искусства, республика. Культура Греции получает продолжение в Древнем Риме, его республике и римском праве.
Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Особенности процесса становления государственности в античном мире также во многом определялись природно-географическими факторами.
Наиболее интересным и изученным является процесс образования государства в двух известных греческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая представляла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократии.
Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, в других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни. По всем своим признакам период военной демократии является последним периодом первобытнообщинного строя.
1. Этапы развития государственности
Первые государственные образования на территории Греции появились во II тыс. до н.э. полисный этап истории Древней Греции делится на четыре периода1:
Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу данного периода.
Архаический период (8-6 вв. до н.э.), в рамках которого происходит формирование классового общества и государства в форме полисов.
Классический период (5-4 вв. до н.э.) характеризуется расцветом древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.
Эллинистический период (4-2 вв. до н.э.). Греческий полис исчерпав свои возможности вступил в полосу кризиса, преодоление которого требовало создания новых государственных образований. Эллинистические государства образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским. Эллинистические государства, сочетая в себе начала греческого полисного строя и древневосточного общества, открыли новый этап древнегреческой истории.
2. Гомеровская Греция
В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако лучшие земли, большие стада находятся у представителей знатных и богатых, а базилевсу принадлежит еще особый надел – теменос. В то же время существовали и такие крестьяне, у которых земли не было совсем.
Население было объединено в сельские общины, обособленные друг от друга и занимавшие небольшую по размеру территорию. Экономическим и политическим центром общины был город, основное население которого – земледельцы, скотоводы, немногочисленные ремесленники и торговцы.
Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин – буле. Это был совет наиболее видных представителей родовой знати. Еще сохранялась первобытная демократия, и значительную роль играли народные собрания. Главой власти был базилевс, одновременно исполняющий обязанности военачальника племени, верховного судьи и верховного жреца. Должность базилевса была выборной, но со временем закрепилась наследственно в одной семье2.
Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на мелкие самоуправляющиеся округи, из которых впоследствии образуются первые города-государства – полисы.
В столетии до н.э. в Аттике образовался город, названный в честь богини-покровительницы Афинами.
3. Рабовладельческое государство в Афинах
Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихся в ведении отдельных племен.
На смену старому делению приходит новое. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии образует сословие эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право замещения всех важных должностей. Большую часть населения составляли земледельцы – геоморы, выделялась группа ремесленников – демиургов3. Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, бывшие свободными, но не имеющие политических прав и ограниченные в экономических.
Следующим шагом к образованию государства стало утверждение новой должности – архонта. Коллегия архонтов, состоявшая из девяти человек, избиралась ареопагом сроком на один год. Первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, осуществлял функции жреца, а также суд по религиозным делам. Третьему архонту – полемарху, принадлежала военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.
По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг представлял собой аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на горе Ареса, отсюда и произошло его название. Ареопаг осуществляет законодательную власть, высший суд, осуществляет надзор за действиями должностных лиц.
Начиная с века до н.э. все более активно развивался новый социальный класс. Относительно высокий уровень производительных сил, благоприятные природные условия Аттики с ее небольшим земельным фондом и удобным местоположением для торговли способствовали появлению ремесленного и торгового населения. Его боевую часть составляли матросы многочисленного афинского флота. Все эти люди, а также крестьяне называли себя демосом – народом.
Демос находился в постоянной борьбе с аристократией. В ходе этой борьбы в Греции совершается переход к классовому рабовладельческому обществу и государству.
3.1. Реформы Солона
В 1594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось в большую смуту. Оказавшись в сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона, который выбрал политику «золотой середины». Он провел ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп.
Первой и самой крупной реформой была сисахфия – отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов4. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства5. Отмена долговой кабалы имела огромное историческое значение, так как дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения численности свободных членов общества, а за счет иноплеменников, захваченных на войне или купленных на мировом рабовладельческом рынке.
Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.
Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (52,5 л.). Те, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду пентакосиомедимнов; получающие 300 медимнов или способные содержать боевого коня относились к всадникам. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли быть только представители первого разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать.
К разряду зевгитов относились те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа закрепила законодательно уже сложившееся к тому времени разделение общества.
Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах. Феты обладали правом только избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.
Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.
Высшим органом власти было афинское народное собрание, обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя. Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов. Он играл важную роль в законодательной процедуре, руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела.
Сохранился ареопаг, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания. Значительную роль играл суд присяжных – гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов. Реформы Солона носили компромиссный характер. Однако они изменили весь строй социально-политической жизни в Афинах и способствовали дальнейшей демократизации государства. Вместе с тем именно реформы Солона доказывают недолговечность политики компромиссов.
3.2. Тирания Писистрата
Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Один из представителей богатого и знатного рода Писистрат, опираясь на вооруженную силу, захватил государственную власть и стал тираном. В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Писистрат принял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Им предоставили дешевые кредиты, были уменьшены некоторые налоги, введены разъездные судьи. Политика этого времени была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, она стимулировала экономический и культурный прогресс и в целом положительно сказалась на развитии афинского общества. Но влиятельные рабовладельцы, недовольные таким режимом, в результате открытого выступления низвергли тиранию. Борьба за власть завершилась победой Клисфена, поддерживаемого народом.
3.3. Реформы Клисфена
Реформа 509 года до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Целью реформы было смешение населения, разъединение родов и тем самым ослабление силы эвпатридов. Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Было создано десять территориальных фил6. В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан. Земледелие было отнесено на второй план.
Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали избирать совет пятисот – по 50 человек от каждой филы. Клисфен создал новый орган – коллегию стратегов, в которую входили по одному человеку от каждой филы. Многим метекам были предоставлены гражданские права.
Клисфену принадлежит изобретение остракизма, который применялся в качестве политической меры. Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тысяч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества7. Решение об остракизме принимало только Народное собрание.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э
В 5 веке до н.э. Греция вела войну с империей Ахеменидов. Победа стала возможной лишь благодаря объединению греческих полисов. Был создан Далосский военный союз, делами которого управлял совет из представителей всех городов – членов союза. В скором времени главенство в этом союзе перешло к Афинам, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.
В 494 году до н.э. отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна была перенесена в Афины и стала частью афинской казны. Союзнические деньги тратились на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников. Некоторые члены союза выступали против Афин, но эти восстания были подавлены.
В 449 году до н.э. был заключен Каллиев мир, положивший конец Греко-персидским войнам. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было не только военно-политическое объединение, но и экономическое: в рамках союза успешно развивалась торговля. Поражение в Пелопоннесской войне прекратило существование Первого Афинского морского союза.
С целью противостояния Спарте в 378 году до н.э. был создан Второй Афинский морской союз. Его члены сохраняли свою независимость и на добровольных началах делали взносы в общую казну. Союзом управляло собрание, где каждый город имел один голос. Но Афины вновь предприняли попытку захватить власть в союзе. Это привело к союзнической войне, и Второй Афинский морской союз распался.
Уже в период войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от имущественного положения. избрание архонтов производилось посредством жребия. Теперь на пути афинской демократии оставался один ареопаг, повысивший свой престиж во время греко-персидских войн.
Демократия, руководимая Эфиальтом, в 462 году до н.э. приняла закон о лишении ареопага всех политических функций. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл, при котором происходит более четкое разделение властей. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистратам, судебная – гелиэе. По предложению Перикла стали получать жалование члены Совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица, за исключением самых высших – стратегов.
Перикл провел гражданскую реформу, вызванную чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством. Всей совокупностью прав и привилегий пользовались только те лица, чьи родители были афинянами. Гражданство приобреталось с восемнадцатилетнего возраста.
Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка, небольшое число граждан обладало значительными состояниями, множество семей составляла беднота. физический труд, за исключением земледелия, признавался недостойным гражданина. Он был уделом метеков, вольноотпущенников и рабов. Число свободных граждан было значительно меньше.
Различались рабы частных лиц и государственные. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.
Метеки не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Им запрещалось участвовать в Народном собрании и занимать должности. Каждый метек должен был выбрать себе простата – посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взимался особый налог, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.
К метекам по своему положению приравнивались вольноотпущенники. Но отпущенный на свободу раб попадал под двойной надзор государства, относившемуся к нему как к иностранцу, и бывшего хозяина, по отношению к которому он имел некоторые повинности8.
Женщина в Афинах занимала особое положение. Она не имела ни политических, ни гражданских прав. Брачный договор заключал отец невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не запрещал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось просто выгнать из дома, а приданое присвоить.
Дети находились во власти отца уже по тому, что завещание находилось в его воле. Для законного лишения наследства достаточно было непочтительного отношения к отцу.
4.1. Государственный аппарат
Верховный орган Афин – Народное собрание (экклесия). Право участия в народном собрании имели все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения9. Народное собрание не только принимало законы, но решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, выслушивало отчеты магистратов по окончании срока полномочий, обсуждало вопросы продовольственного снабжения, утверждало государственный бюджет, рассматривало просьбы частного характера, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Но основным его делом было законодательство.
В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм, для принятия которого требовалось не менее шести тысяч человек. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была создана специальная коллегия для охраны законов, которая наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов афинского государства. Любой член Народного собрания мог выступить с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы. Право каждого гражданина возбуждать жалобы на противозаконие стало подлинной основой афинской демократической конституции.
В Народном собрании мог выступить любой участник, но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять оппонента и говорить не по существу.
Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Однако эта инициатива существенно ограничивалась системой сдержек10:
автор законопроекта нес уголовную ответственность, если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам, и об этом не было определенно заявлено;
всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;
окончательное решение принадлежало гелиэе.
Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов, их защитников назначало Народное собрание. Решение принималось большинством присяжных путем тайного голосования.
В обычное время законодательная инициатива исходила от совета пятисот, коллегии стратегов или других властей.
Экклесия созывалась четыре раза в месяц, по неотложным делам собрание созывалось вне очереди.
В конце 5 века до н.э. была введена плата за посещение Народного собрания. Сначала в размере одного, а затем трех оболов, благодаря чему стало реальным участие в собрании широких масс населения.
Совет пятисот (буллэ) был рабочим органом Народного собрания и одним из важнейших государственных институтов афинской демократии. Он избирался по жребию из числа полноправных граждан, достигших тридцати лет, по 50 представителей от каждой из фил.
В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние связи, финансы. Повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета – притания, секция. По числу фил пританий было десять. Ее члены – пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.
По истечении срока полномочий, длительностью один год, члены совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через несколько лет.
В системе государственных органов Афин сохранился ареопаг. В него входили представители афинской аристократии. Но функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены11. В 5 веке до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний и наблюдал за состоянием нравов.
Верные принципу сдержек афиняне ограничили исполнительную власть совета пятисот коллегиями стратегов и архонтов.
Коллегия стратегов избиралась народным собранием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан, женатых и имевших недвижимость, открытым голосованием путем поднятия руки. Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали многими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но фактическое руководство всегда поручалось одному из них – по выбору Народного собрания.
В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Девять архонтов и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в совете пятисот. Вторую проверку они проходили в гелиэе. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них выбирал себе по два товарища.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя. Она решала вопрос о наделении правами гражданства, наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода, утверждала международные договоры. Главным ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. Гелиэя состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой филы из числа полноправных граждан, достигших тридцати лет. В составе гелиэи действовали десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда12.
Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела: ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Раз в месяц в Афинах созывалось особое Народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. После открытого обсуждения собрание решало, была ли эта деятельность правильной13.
Для своего времени афинская демократия имела самое передовое государственно устройство. Но, какого бы уважения она ни заслуживала, в конечном счете, это была демократия для немногих, державшаяся на рабстве.
5. Рабовладельческое государство в Спарте
Спартанское государство возникло в веке до н.э. в результате завоевания дорийцами территории Лаконики, ан которой уже проживали ахейские племена. После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз и образовали общину. Образование Спарты связывают с именем древнегреческого политического деятеля и законодателя Ликурга, которому традиция приписывала установление основ спартанской конституции. Биографические данные о нем разноречивы и носят легендарный характер. Он принадлежал по рождению к одному из двух правящих домов Спарты.
Ликург задумал свои реформы, чтобы прекратить постоянно возникавшие у спартанцев раздоры. Заранее получив одобрение своих начинаний от пользовавшегося всегреческим почитанием оракула в Дельфах, он с помощью группы вооруженных единомышленников провел демонстрацию устрашения и фактически совершил государственный переворот. Получив в руки всю полноту власти, Ликург радикально изменил прежние порядки. Вплоть до начала 4 в. до н. э. Спарта отличалась завидной внутренней стабильностью, при которой она могла постоянно претендовать на ведущее положение в эллинском мире.
5.1. Общественный строй
Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. По своему положению они были близки к афинским метекам. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами – гармостами14.
Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан. Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около половины они платили господину в виде оброка. Илоты также несли военную службу.
Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на которые каждый отчислял одинаковую сумму своего дохода. А в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять ревность, собственнические чувства по отношению к женщине15.
5.2. Государственный строй
По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.
К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода. Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин – герусии.
Во главе государства стояли два царя - архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц. Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.
Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.
Герусия состояла из 28 членов – геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям16. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей. Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни общества. Но победа в Пелопоннесской войне привела к развитию товарно-денежных отношений. Имущественная дифференциация обусловила рост социальных противоречий, ослабивших государство. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, оказалась под властью Рима17.
6. Основные черты афинского права
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям. Запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.
Драконт включил в законы ряд существенных положений: отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Оформилось право частной собственности, за посягательство на частную собственность вводилось суровое наказание. Жестокость наказаний – характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью18. В начале века до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня развития. Но все же наряду с законами важное место сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общего понятия права, оно еще не было систематизировано. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления.
6.1. Имущественные отношения
Имущественные правоотношения достигли в Древних Афинах высокой степени развития. Было известно деление имущества на движимое и недвижимое. Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром.
Особую разработку получают обязательственные правоотношения, возникающие из договора либо из деликта. Договоры заключались чаще всего в письменной виде, хотя обязательной формы не существовало19. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств выступает задаток, залог и поручительство. Существовали различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.
6.2. Семейное и наследственное право
Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний. Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.
6.3. Уголовное право
По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления20.
Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация. Из наиболее жестоких наказаний применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В области уголовного права законы Драконта отличались особой жестокостью.
6.4. Судебный процесс
Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.
Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека – его простат, за раба – его господин.
Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания. Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.
Заключение
В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Благодаря высокой политической активности рядовых граждан – демоса знать не смогла сохранить государственные формы аристократического правления. Этот фактор по своей исторической значимости выходит далеко за рамки Античного мира.
Назидательной является и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего существования. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Возможность многих жить за счет рабов и неполноправных оказывала разрушающее влияние на общество.
Большинство афинских граждан утратило прежние гражданские добродетели. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Все это самым пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая ее обороноспособность, тем более, что основой войска было ополчение граждан, значительно утративших былую веру в идеалы демократии.
В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое для подавления огромной массы подневольного населения искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.
Таким образом, соперничество Афин и Спарты было своеобразным соревнованием двух разных гражданских и политических общин в Древней Греции. Поучительным является то, что соперничество этих держав привело к затяжной Пелопоннесской войне, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном счете и Афины и Спарта оказались под властью Рима.
Список литературы
Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998.
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
1 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 61.
2 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 60.
3 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.60.
4 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 61.
5 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.62.
6 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 67.
7 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 67.
8 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.66.
9 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 64.
10 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.67.
11 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 72.
12 История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998. Стр.114.
13 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.69.
14 История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998. Стр.120.
15 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 71.
16 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.73.
17 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 76.
18 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 69.
19 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 77.
20 Там же.