Великобритания после второй мировой войны
Муниципальное образовательное учреждение лицей № 3
Тракторозаводского района г. Волгоград
Проект
по всеобщей истории
на тему:
«Великобритания после второй мировой войны».
Проект составили
ученики 9 класса «Г»
Гриднев Владимир,
Казаренскова Анастасия,
Карагодова Юлия.
2005 год.
Общие сведения по стране.
Великобритания - островное государство на северо-западе Европы; занимает о. Великобритания, северо-западную часть о. Ирландия, острова Англси, Уайт, Нормандские, Оркнейские, Гебридские, Шетлендские и ряд более мелких. Западные берега Великобритании открыты водам Атлантического океана, восточные и южные, обращены к Западной Европе, омываются северным морем и не широким проливом Ла–Манш и Па–де-Кале. Площадь 244,1 тыс.км² с населением 55.5 млн. человек (1969 год). Столица - г. Лондон.
Великобритания состоит из 4 историко-географических областей:
Англия Уэльс Шотландия Сев. Ирландия |
Площадь Тыс. км² |
Население, млн. человек (1968год) |
Столица |
130,3 20,8 78,8 14,1 |
45,9 2,7 5,2 1,5 |
Лондон Кардифф Эдинбург Белфаст |
За 1938-1969 год колониальные владения сократились по площади с 14,5 млн. км² до 1 млн. км².
Государственный строй.
Великобритания – парламентарная монархия. Единого государственного акта не имеет; не писаная конституция Великобритании складывалась на протяжении ряда столетий и состоит из парламентских законов, судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев.
Высшие органы государственной власти. Глава государства – король (королева). Королевская власть является пожизненной передается по наследству прямым потомкам монарха по мужской линии, а в случае их отсутствия по женской линии, согласно старшинству. Король (королева) является верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженных сил, светским главой государства английской церкви. Юридически королю принадлежит право назначения премьер министра, министров, судий, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, губернаторов, заключение договоров, объявление войны и заключение мира. Обладает правом помилования, жалует пэрство, баронство, рыцарство и другие почетные звания. В действительности английский король (королева) – лишь наминальны (ая) голова государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти – кабинета министров. Формально высшим органом королевского правления считается тайный совет, в состав которого пожизненно входят особо почетные лица (свыше 300 человек). Уже много лет не функционирует.
Местное управление. Великобритания – унитарное государство, состоящее из 4 исторически сложившихся областей. Англия, Уэльс и Шотландия имеют собственные правовые и судебные системы, национальные церкви системы органов местного управления. В состав кабинета министров Великобритании входят госсекретари по делам Уэльса и Шотландии. Северная Ирландия пользуется ограниченными правами административной автономии на основании Акта об управлении Ирландии 1920 года. Исполнительными полномочиями в Северной Ирландии наделен губернатор; законодательный орган – двух палатный парламент, состоящий из палаты общины (52 депутата) и сената (26 сенаторов). Имеется возглавляемый премьер министром кабинет. Полномочия всех этих органов ограничены чисто местными вопросами и фактически управление Северной Ирландии осуществляется правительством Великобритании.
Выборным органом самоуправления во всех административно-территориальных единицах является совет, либо избираемый на три года, либо обновляемый на одну треть каждый год. В состав совета графств, городов-графств и муниципальных городов входят старейшины, которые избираются соответствующими старейшинами сроком на 6 лет в количестве, равном 1/3 численности совета, из числа лиц, не являющихся членами совета. Председатель совета – мэр, избирается советом из числа его членов сроком на один год. Этими органами местного самоуправления подведомственные вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, поддержания общественного порядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и т. д. Муниципалитеты находятся в жесткой финансовой зависимости от центрального производства. Около половины финансов в их потребностей муниципалитетов покрывается за счет правительственных дотаций, остальная часть – за счет местных налогов.
Население.
Великобританию населяют англичане (44,7 млн. человек) живущие в Англии, в большей части Уэльса и на юге Шотландии; шотландцы (около 5150 тыс. человек) – гл. обр. в Шотландии; ирландцы (1350 тыс. человек) – в северной Ирландии и промышленных районах Англии. На полуострове Уэльс расселены уэльсцы или валлийцы (900 тыс. человек), в северной Шотландии и на Гебридских островах – гэлы (90 тыс. человек). Государственный язык и разговорный язык большей части населения – английский; часть ирландцев, уэльсцев и гэлов пользуются также своими языками, относящимся к кельтским языкам. По религии большинство коренного населения принадлежит к протестантским церквам и сектам (верующие англичане – в основном к англиканской церкви, шотландцы – к пресвитерианской церкви); часть жителей (в том числе почти все ирландцы)- католики. С 14 сентября 1752 года был принят григорианский календарь на смену юлианскому.
В 1969 году насчитывалось 23,5 млн.человек экономически активного населения, около 60% которого занято в сфере материального производства. Характерно высокая доля лиц наемного труда и очень не большая по сравнению с другими странами доля промежуточных слоев населения. Распределение экономически активного населения (90%которого составляют рабочие и служащие) по отраслям хозяйства: промышленность и строительство 47,9%, сельское хозяйство 3,6%, транспорт и связь 6,7%, торговля 11,7%, финансово-банковская и страховая сфера 3,8%, просвещение, здравоохранение и другие профессиональные услуги 12,1%, госслужба, армия 6,0% , прочие услуги 0%.
Великобритания самый высокий по сравнению с другими развитыми странами уровень урбанизации: около 80% населения живет в городах, из них около ½ - в крупных городах с числом жителей более 100 тысяч (больше 90 городов); так же есть 3 города с населением свыше 1 млн. человек: Большой Лондон (около 7,5млн. человек), Бирмингем и Глазго (по 1,1 млн. человек). 2/5 городского населения сконцентрировано в крупных городских районах: в Лондонской, Манчестерской, Западной Миндленской, в Клайдсайде, в Западной Йоркширской, в Мерсисайде и Тайнсайде. Плотность населения – 226 человек на 1 км².
Общая характеристика экономики.
Великобритания стоит в ряду крупнейших индустриальных держав мира, уступая по своему положению в мировом хозяйстве США и ФРГ, а с 1968 и Японии. Доля Великобритании в промышленном производстве мира с 1938 до 1969 сократилась более чем в 2 раза. Великобритания отстает от ведущих стран не только по темпам роста промышленного производства, но и по росту производительности труда. Хозяйство Великобритании складывалось в условиях длительного монопольного положения её в мировом промышленном производстве и торговле и при наличие огромной колониальной империи. После 2-ой мировой войны общий кризис капитализма, бурный рост национально-освободительного движения народов привели к распаду Британской колониальной империи. В первые послевоенные годы, несмотря на то, что капиталовложения находились на более низком уровне, чем в кризисный 1938 год, в Великобритании начали развиваться новейшие отросли машиностроения и химии, продукция которых, при отсутствии конкуренции на мировом рынке, имела большой спрос. Вместе с тем сохранение и после войны высокого уровня военных расходов, усиленный экспорт капитала, рост импорта и др. вызывали диспропорции в экономике, финансовые трудности, дефицит платежного баланса, ставший хроническим, ограничения капиталовложений в гражданские в том числе и экспортные, отросли, замедление темпов экономического развития, большую финансово-экономическую зависимость, в первую очередь от США.
Для послевоенного времени характерно усиление монополизации новых отраслей промышленности, а 60-м годам процесс централизации капитала путем многочисленных поглощений и слияний компаний начался и в ряде старых отраслей. Правительство поощряло концентрацию промышленного капитала, создав с этой целью в 1966 г. специальную корпорацию по реорганизации промышленности. Объединения произошли в судостроении, автомобилестроении, электротехническом производстве, авиационной промышленности, электронного оборудования, ВПК, пищевой промышленности; в целом на долю 10 крупнейших монополий приходится около 1/3 капитала 500 ведущих компаний. Процесс концентрации затронул также банковский капитал.
В 50-х годах начала возрастать роль государственно-монополистических объединений, которые охватили, помимо некоторых военных производств, национализированные отрасли промышленности. После 2-ой мировой войны были национализированы отрасли, обслуживающие всю экономику страны: каменно-угольная, газовая, электроэнергетика, ж.д. транспорт, черная металлургия, внутренне-водный и часть городского транспорта, авиалиний, английский банк.
Концентрация капитала и производства, с одной стороны, способствовало мобилизации средств и внедрением новейших достижений науки и техники, с другой – сопровождалось сокращением числа занятых и ростом безработицы. В послевоенной Великобритании усилилось проникновение в её экономику американского капитала, который контролирует свыше 10% промышленного производства Великобритании.
Для Великобритании характерно преобладание занятых в промышленном производстве над долей занятых в с/х и весьма высокая роль серы услуг, которая поглощает всё большее количество занятых
Великобритания после 2-й мировой войны.
Война вызвала дальнейшее значительное ослабление экономических и политических позиций Великобритании, хотя ее людские потери (245 тыс. убитых и 278 тыс. раненых) были меньше чем в первой мировой войне. Расходы на войну составили более 25 миллиардов фунтов стерлингов; государственный долг вырос с 7,2 млрд. ф. ст. до 23,7 млрд. ф.ст. к 1946 году. Великобритания потеряла около 25 % национального богатства страны. Промышленная продукция и внешняя торговля сократились, установилась долговременная экономическая и политическая зависимость Великобритании от США. В условиях развернувшейся НТР усилилось отставание от ведущих капиталистических стран по темпам роста промышленного производства.
После второй мировой войны развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого являлся крах крупнейшей в мире британской колониальной империи. Вследствие мощного подъема национально освободительного движения британские империалисты были вынуждены предоставить независимость Индии (но разделили страну по религиозному признаку на Индию и Пакистан), Бирмы и Цейлона, а так же всем колониальным территориям Великобритании. В 1945 году население английских колоний и зависимых территорий составляло около 432 млн. человек, в1969 – около 10 млн. человек. Распад колониальной империи резко ослабил английский империализм, однако последний сохранил еще значительней экономические и политические позиции во многом бывших владениях Великобритании.
Пытаясь уничтожить положение Великобритании среди соперников, лейбористское правительство Этли увеличило в первые послевоенные годы капиталовложения в промышленность; ряд отраслей экономики был национализирован и реконструирован за счет государства. Под усилившимся давлением рабочего движения были приняты меры направленные на улучшение системы социального страхования, просвещения, здравоохранения. Происходило дальнейшее сближение позиций лейбористкой верхушки с позиции консерваторов. В области внешней политики правительство Этли вместе с США разорвало коалицию СССР и положило начало гонке вооружений и «Холодной войне» против СССР и других социалистических государств.
Стремление британского империализма к теснейшему объединению политических, экономических и военных сил капиталистического мира для борьбы против социализма и национально освободительного движения привело к усилению зависимости Великобритании от США. На её территории появились американские военные базы. Борясь за главенствующую роль в западной Европе, Великобритания создала в1960 году европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в составе 7 стран. Однако ЕАСТ оказалась не способной к конкурентной борьбе с «Общим рынком»; в дальнейшем попытки Великобритании вступить в общий рынок постоянно наталкивались на противоречия с Францией. В августе 1963 года начатые по инициативе СССР еще в 1958 году советско-американо-английские переговоры завершились подписанием договора о запрещении испытания ядерного оружия в трех сферах.
Во внешней политике лейбористы, продолжая курс консерваторов, по прежнему делали ставку на сохранение военно-политического союза и особых отношений США. Они поддерживали все их агрессивные действия, включая начавшуюся в 1964 году войну во Вьетнаме. С самого начала дальневосточного кризиса 1967 года правительство Вильсона оказывало поддержку агрессии Израиля против арабских государств. Оно выступало в роли одного из гл. поборников укрепления и активизации НАТО. Добиваясь вступления Великобритании в «общий рынок », лейбористские лидеры, вопреки национальным интересам страны, усилили военное сотрудничество с ФРГ (в области совместного производства некоторых видов, вооружения, разработка ядерной стратегии НАТО и др.). Проводя курс на концентрацию военно-политических интересов Великобритании в Западной Европе, при некотором сокращении её «военного присутствия» в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, лейбористское правительство стремилось отстаивать( в том числе военными средствами) свои позиции в странах, ранее входивших в Британскую империю, и в оставшихся у Великобритании колониях и зависимых территориях.
Проводя враждебный курс в отношении СССР и социалистических стран , лейбористское правительство вместе с тем было вынуждено считаться с изменением соотношения сил на мировой арене в пользу сил социализма. В 1968г. правительство Великобритании подписало договор о нераспространении ядерного оружия.
Политика наступления на права трудящихся, империалистическую направленность внешней политики правительства Вильсонам вызвали рост разочарования и недовольства населения Великобритании. На досрочных парламентских выборах в июне 1970 г. лейбористы потерпели поражение. К власти пришло консервативное правительство Э. Хита. Консерваторы усилили наступление на профсоюзы, внеся в парламент законопроект, существенно ограничивающий право трудящихся на забастовки.
В феврале 1971г. правительство Великобритании подписало договор о запрещении размещения на дне морей и ок4еанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Прогрессивные силы Великобритании ведут активную борьбу, против империалистического внешнеполитического курса правящих кругов. В движении сторонников мира учувствуют не только рабочий класс и интеллигенция, но и либеральные буржуазные круги, осознавшие размер опасности, которую представляет для Великобритании ядерная война.
60-е годы ознаменовались массовым движением против агрессии США во Вьетнаме и израильской агрессии на Ближнем Востоке. Движение за мир сливается с борьбой народных масс против гнёта монополистического капитала. В Северной Ирландии происходили массовые выступления трудящихся, требовавших уничтожения социального и экономического неравенства и предоставления равных гражданских прав и свобод. В 1969- 1971 гг. эти выступления перерастали в вооруженные столкновения с полицией и войсками
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Большой интерес консерваторов вызвала проблема повышения пристижа монархии. В 1952г. К похоронам короля Георга6 и восхождению на престол его дочери Елизаветы2 была приурочена целая серия мероприятий,призванная возродить былую значимость и авторитет короны.Новая королева была воспитана в традиционном духе и относилась к своему статусу с необычайной пунктуальностью и самодисциплиной. Помимо исполнения конституционных обязанностей главы гос-ва Елизавета2 активно включилась в международную представительскую деятельность. По числу зарубежных официальных визитов она значительно превзошла всех своих предшественников. Особое внимание королевы вызывали страны Британского Содружества и европейские гос-ва,где сохранялся монархический строй. Патронировала Елизавета2 и деятельность английских гуманитарных организаций,программы расширения культурного влияния Великобритании в мире.
Уход в 1955г. Черчилля с поста премьер-министра знаменовался восхождением его преемника Антони Идена.Этот многолетний руководитель британской дипломатии,являлся политиком того же поколения и той же школы. Невероятная трудоспособность,организованность,дисциплинированность нового премьер-министра несколько изменили стиль работы правительства,но не могли компенсировать отсутствие новых идей и моральную усталость «старой гвардии»тори.Более того,правительство Идена вовлекло страну в крупнейшую колониальную авантюру 50-х годов-англо-франко-израильскую агрессию против Египта в 1956г.
«Ветры перемен». Гарольд Макмиллан
Макмиллан родился в 1894г. В Лондоне в семье крупного издателя. С успехои,окончив самые престижные учебные заведения Великобритании-Итонский колледж и Оксфордский университет,он избрал карьеру политика в рядах консервативной партии. Он призывал к решительному изменению традиционной политики тори,отстаивал идеи смешанной экономики со значительной ролью государственного регулирования («организованного капитализма»),придания государству ограниченых социальных функцийпоощрения подконтрольной государству деятельности крупных монополий,способных ускорить модернизацию экономики,отказа от партийного противостояния,лишенного смысла в условиях социальной демократии.
Став в 1957 году премьер-министром,Макмиллан провозгласил лозунг «ветра перемен»,призвав партию перейти от молчаливого признания реалий современной системы ГМК к активной работе по созданию динамичной и прогрессивной национальной модели экономического и социального развития.
Стратегия правительства Макмиллана,безусловно,отвечала требованиям времени и обозначила бесспорные приоритеты политики на ближайшие годы.
В 1963 г. Макмиллан ушел в отставку .Его преемник Алек Дуглас-Хьюм,родовитый аристократ,расставшийся с титулом и местом в палате лордов для занятия правительственной должности,находился у власти совсем недолго-до праламентских выборов 1964г.
ПОЛИТИКА Г.ВИЛЬСОНА
Вильсон был представителем технократов-центристов в лейбористской партии,для которых социализи казался закономерным итогом развития общества в эпоху НТР. Он и его единомышленники считали,что залогом общественного процветания должно стать «соединение науки с техническим планированием»,превращение научно-технического прогресса в объект целенапраленной государственной политики.
ПРАВИТЕЛЬСТВО Э.ХИТА.
Э.Хит на выборах 1970 года, был полон решимости реабилитировать партию за «13 впустую потраченных лет».Он являлся одним из наиболее популярных политиков своего времени. Человек широкого образования, сочетающий жесткую волю и целеустремленность с интелегентностью и мягкостью . Хит быстро стал одним из лидеров партии,возглавив течение так называемых «новых консерваторов».»Новые консерваторы» скептически относились к идее «государства всеобщего благосостояния» и считали необходимым создание материальных и социальных условий для благополучия конкретного человека.
«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ». ПРАВЛЕНИЕ
ЛЕЙБОРИСТОВ.
Среди идеологов нового курса выделялся Джеймс Каллаген,выдвинувший идею «социального контракта»-тесного договорного сотрудничества профсоюзов и правительства во имя «коренного и необратимого перераспределения власти и богатства в пользу рабочих».
Джеймс Каллаген,несмотря на свое непосредственное участие в разработке прежнего курса,провозгласил окончательный переход к политике бюджетной экономии, приоритетное значение антиинфляционных мер,отказ от планов национализации.
М.ТЭТЧЕР И БРИТАНСКИЙ НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
На парламентских выборах 1979г. Лейбористская партия не смогла представить какие-либо убедительные аргументы против принципиально новой программы консервативной партии,возглавляемой новым лидером-М.Тэтчер. Победа тори открыла новый период в современной истории Великобритании.
Год за годом Тэтчер шла по ступеням партийной иерархии,накапливая политический опыт и создавая имидж «железной леди».
Первые годы пребывания у власти стали настоящим испытанием на прочность для нового поколения консерваторов.
В итоге правления М.Тэтчер Великобритания стала единственной из ведуших стран Запада,в которой в 80-х годах совокупный показатель эффективности производства стабтльно увеличивался.
Д.МЕЙДЖОР И БРИТАНСКИЙ НЕОКОНСЕРВАТИЗМ.
Мейджор решительно сменил сам имидж руководства консервативной партии.В консервативной партии он выдвинулся благодаря покровительству Тэтчер,но вскоре преобрел и собственную устойчивую репутацию.
Отражением успехов правительства Мэйджора стало чрезвычайно благоприятное состояние общественного мнения,свидетельствовавшее на протяжении всех лет его правления о явном перевесе партии тори над оппонентами.
Победу на выборах в мае 1997г. Одержала лейбористская партия,ведомая своим новым лидером Энтони Блэром.
Э.Блэр сумел провести в начале 90-х годову полную рекострукцию Лейбористской партии,модернизировав ее идейный арсенал и сформировав энергичную команду единомышленников в руководстве.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 80-90-е годы.
Уже в первые годы своего правления Тэтчер решительно приступила к восстанговлению былой роли Великобритании в мировом сообществе.
Во второй половине 80-х годов во внешней политике Великобритании произошли серьезные перемены. Аналитки отмечали определенную смену настроения британского премьер-министра уже с 1983г.- Тэтчер все с большим интересом следила за событиями в СССР.
Значительно меньшей конструктивностью отличалась позиция Тэтчер по проблемам западноевропейской интеграции.
Тэтчер проявила жесткость в отношениях со странами Британского Содружества. Едва не завершилось дипломатическим скандалом ее стремление открыто поддержать в гражданской войне в Родезии режим белого меньшинства во главе с Яном Смитом.Выступала Тэтчер и против санкций в отношении расистского режима ЮАР,вызывая решительные протесты стран Сообщества и мировой общественности.
Мэйджору удалось сдвинуть с мертвой точки решение североирландской проблемы. Ключ к нему был найден не в самом Ольстере,а в диалоге с руководством Ирландской Республики. В результате двух лет непрерывных,тяжелых переговоров правительств двух стран было достигнуто историческое соглашение об отказе Ирландии от прямых притязаний на Ольстер при условии изменения британских законов,ограничивающих право североирландского населения на самоопределение.
Склонность к политической конфронтации,авторитаризм,тяга к элитарности в политической жизни,бескомпромиссность,навязывание своей точки зрения Тэтчер,стали вызывать недовольство. Все это привело к радикальным перестановкам в высших эшелонах власти,призванных спасти репутацию консервативной партии. В 1990 году новым лидером тори и премьер-министрном стал Д.Мейджор.
Промышленность.
Промышленность занимает главенствующее место в экономике Великобритании, обеспечивая около 50% валового национального продукта и почти 9/10 экспорта. Из всех занятых в промышленности около 60% сосредоточено в тяжёлой индустрии. Несмотря на некоторую модернизацию, различен технический уровень «старых» отраслей, возникших в период промышленной революции, и «новых», предприятия которых оборудованы по последнему слову техники. Старые отрасли отстают по концентрации производства и централизации капитала, хотя в конце 60-ых гг. здесь произошёл некоторый сдвиг.
После окончания 2-й мировой войны в промышленности Великобритании произошли существенные структурные изменения. При абсолютном росте числа занятых в1,5 раза, в 3 раза увеличилась занятость в машиностроении и металлообработке; в 2,5 раза – в химической промышленности, в 1,5 раза – в пищевой и полиграфической и несколько более -- в электроэнергетике. Занятость же в старых традиционных британских отраслях – в угольной и текстильной промышленности – упала..
Важное значение приобрели такие новейшие отрасли, как атомная, электротехническая с электронной, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, авиаракетная. В целом сильно выросла тяжёлая промышленность. Каменно-угольная промышленность – одна из старейших экспортных отраслей Великобритании. Основой энергетики является также уголь, хотя доля его в энергобалансе потребления непрерывно снижается за счёт повышения доли нефти новых источников энергии: в 1969 г. на уголь приходилось 50,8% потребляемой в стране энергии, на нефть 42,6%, на атомную и гидроэнергию 4%, на природный газ 2,5%. Большую часть переработки обеспечивают ТЭС. В 1956 – 1970гг. введены в действие 11 атомных электростанций (АЭС), которые произвели (1969) 12% электроэнергии. В то время как ГЭС вырабатывает менее 2% электроэнергии.
Чёрная металлургия, обеспеченная собственным коксом и наполовину – низкокачественной железной рудой, в послевоенное время была модернизирована, расширены её производственные мощности. Однако по внедрению новейшей техники Великобритания отстаёт от других стран. Цветная металлургия работает почти целиком на производном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам и лишь выплавка алюминия – к гидростанциям Шотландии.
Машиностроение – ведущая отрасль британской промышленности и по числу занятых и по стоимости продукции – многообразно и сложно по своей структуре; широко развито во всех районах страны.
Авиационная промышленность по выпуску самолётов занимает 2-е место в капиталистическом мире после США. Заводы крупнейших авиационных компаний выпускают различные типы самолётов, в т. ч. Турбовинтовые и турбореактивные, а также двигатели , вертолёты, самоуправляющиеся снаряды, авиаракеты.
Станкостроение даёт высококачественную продукцию, но не обеспечивает себя полностью новейшими специализированными станками.
Химическая промышленность опирается преимущественно на нефтепереработку в связи с развитием отраслей нефтехимического синтеза, роль коксохимического сырья резко сократилась.
Текстильная промышленность – старейшая экспортная отрасль, потерявшая былое значение; особенно сократилось хлопчатобумажное производство. Вместе с тем продолжается его реорганизация, модернизируется оборудование.
В связи с тем, что Великобритания издавна импортирует продовольствие, сложилось характерное размещение пищевой промышленности: с одной стороны, пищевые предприятия разбросаны в местах производства или потребления сельскохозяйственных продуктов, с другой – они тяготеют к портам и особенно к крупным.
Сельское хозяйство.
В целях обеспечения страны сельскохозяйственным сырьём и продовольствием в послевоенное время производство ввело субсидии и гарантированные цены на сельскохозяйственные продукты. Основная часть земли принадлежит крупным землевладельцам. В 1960-70-х гг. заметно усилился процесс концентрации сельскохозяйственного производства; в массовом масштабе происходит разорение мелких фермерских хозяйств.
Главная отрасль сельского хозяйства – животноводство, на долю которого приходится около 70% валовой продукции.
На Востоке и гл. образом на Юго-востоке большое значение имеет полеводство. Сельскохозяйственное производство высокоинтенсивно, имеет высокий уровень механизации.
В результате роста производства сельскохозяйственной продукции в после военное время улучшилась самообеспеченность страны продовольствием, и сократился его импорт.
Также развито и рыболовство, в котором занято 23 тыс. человек. Улов рыбы держится на уровне около 1 млн. тонн.
Транспорт.
Велико значение морского транспорта, который обслуживает внешнеторговые связи и, кроме того, используется для фрахта. По тоннажу морского флота Великобритания – одна из первых стран в мире.
Длина железных дорог 21,2 тыс. км, из них 2/3 – двухпутные и многопутные;10,5 % -- электрифицированные.Высока его доля во внутренних грузовых перевозках – 22%.
Сеть автодорог (325,2 тыс. км) очень разветвлена, хотя широких автомагистралей мало. Автопарк составляет 14,5 млн. машин.
Развит авиатранспорт.
Внешние экономические связи.
Зависимость экономики Великобритании от внешней торговли очень велика; отношение импорта к валовому общественному продукту достигает 28%, а экспорта 24%. Вывозится до 1/3 производимой продукции, ввозится подавляющая часть сырья, а также в среднем около 1/2 потребляемого в стране продовольствия.
Характерен дефицит торгового баланса и остра проблема платёжного баланса, отрицательное сальдо которого стало почти хроническим.
Великобритания – крупный экспортёр капитала; британские инвестиции
Оцениваются около 18 млрд. ф. ст., 2/3 из них в странах стерлинговой зоны . Денежная единица – фунт стерлингов ( по курсу Госбанка СССР на январь 1971 1англ. ф. ст. = 2,1537 руб.)
Вооружённые силы.
Вооружённые силы Великобритании состоят из сухопутных войск (армии), ВВС и ВМС; общая численность их в конце 1970 составляла около 370 тыс. чел. Кроме того имеются территориальные и резервные войска (св.56 тыс. чел.). Верх. главнокомандующий – король( королева) ,но его функции в руководстве вооружёнными силами чисто формальны . Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооружённых сил несут премьер-министр и кабинет министров, которому подчинены Комитет обороны и внешней политики и Министерство обороны. Высшее руководство вооружёнными силами осуществляет Комитет обороны, в состав которого входят: премьер-министр и министр обороны, внутренних дел, иностранных дел и по делам Содружества, финансов, техники. Министр обороны осуществляет непосредственно руководство вооружёнными силами через зам. министра по армии, ВВС и ВМС и через Штаб обороны. Основные органы министерства обороны: Совет обороны, Комитет начштабов, Штаб обороны и департаменты видов вооружённых сил. Совет обороны планирует строительство вооружённых сил, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью. В его состав входят: министр обороны, гос. Министр по делам обороны, зам. министра по армии, ВВС и ВМС, пред. Комитета начштабов, начштабов видов вооружённых сил. Оперативное руководство вооружёнными силами министр обороны осуществляет через Комитет начштабов и Штаб обороны, в составе которого имеются центральные управления и которому подчиняются по оперативным вопросам штабы видов вооружённых сил. Комитеты советов обороны армии, ВВС и МВС осуществляет руководство деятельностью соответств. видов вооружённых сил Великобритании – член агрессивного импеарилистического военного блока НАТО, Организации центрального договора (СЕНТО), СЕАТО и др. военных блоков.
Здравоохранение
Гос. Служба здравоохранения была создана в 1948 в результате требования трудящихся. Общее руководство здравоохранением в Англии и Уэльсе осуществляет Министерство здравоохранения и социального обеспечения, в Шотландии – Департамент здравоохранения, в сев. Ирландии – Министерство здравоохранения и социального обслуживания. Все основные виды медицинской помощи оказываются бесплатно. С 1951 введены налог на каждый выписанный рецепт и частичная оплата за лечение зубов и зубное протезирование. Здравоохранение финансируется за счёт гос. бюджета, а также за счёт страховых взносов, местных налогов и др.
Просвещение.
Современная система народного образования состоит из трёх ступеней: начального, среднего и так называемого последующего образования. Дошкольное воспитание осуществляется в школах-яслях и дошкольных классах. Начальным образованием охватываются дети с 5 до 11 лет. С 5 лет они посещают 2-летние школы для малышей, с 7 лет – начальные школы. По окончании начальной школы учащихся на основании тестовых испытаний распределяют по трём неравноценным типам средних школ: около 20% учащихся попадает в грамматическую школу со сроком обучения 5 – 7 лет, около 70% -- в современную школу со сроком обучения 4, иногда 5 лет,около5% -- в техническую со сроком обучения 5, иногда 7 лет. Примерно ½ средних школ имеет раздельное обучение для девочек и мальчиков. Подготовка учителей для начальных и современных школ осуществляется в 3-годичных педагогических колледжах. Ступень т. н. последующего образования включает общеобразоват. и проф. уч. Заведения с полным и неполным уч. днём, а также различные курсы, предназначенные гл. обр. для работающей молодёжи. Низшее проф. образование осуществляется в системе фабрично-заводского ученичества (срок-5 лет) и индивидуального обучения. Ср. проф. образование дают младшие отделения спец. колледжей(с 2-годичным курсом обучения): технич. , художественные, коммерческие, домоводческие, сельскохозяйственные. Возраст уч-ся обычно свыше 16 лет. Многие из колледжей имеют 4-5-годичные курсы обучения и дают образование, приближающееся к высшему. К системе «последующего» образования относятся и учреждения по обслуживанию молодёжи во время досуга.
Наука.
В послевоенные годы научная революция перерастает в научно-техническую. В Великобритании быстро растёт удельный вес исследований, связанных с военной промышленностью.
Атомные исследования в военных целях были начаты Великобританией во время 2-й мировой войны. В 1956 в Колдер-Холле начала действовать 1-я в Великобритании атомная электростанция мощностью 92 тыс. кВт.
В 50-х гг. сконструированы суда и автомобили на воздушной подушке. Разработаны многочисленные типы электронно-вычислительных машин.
Наивысшего успеха английские биохимики добились в изучении строения белков и нуклеиновых кислот. Исследования строения белков и нуклеиновых кислот привели к быстрому развитию молекулярной биологии. Велики также заслуги английских учёных в исследовании гормонов. Современные исследования в области нейрофизиологии связаны с именем Э.Эдриана. Он разработал представления о физиологических свойствах нервных импульсов, их скорости, ритме и закономерностях проведения и раскрыл механизмы рецепций – болевых, слуховых, чувствительных и т.д. Достижения молекулярной биологии, биохимии и микробиологии находят отражение, в частности, в медицине.
Философия.
К сер. 20 в. Определяющее влияние приобрёл неопозитивизм, в частности, школа логического позитивизма. Английский логический позитивизм внёс значительный вклад в разработку математической логики. Организационным центром этого учения стала Кембриджская школа.
Историческая наука.
После 2-й мировой войны различные течения английской буржуазной историографии стали более навилироваться, сливаясь в единое направление, которое выступает против марксизма на гл. участках исторических исследований. К буржуазной историографии примыкают историки лейбористского направления, занятые преимущественно изучением английского рабочего движения. В то же время растёт влияние марксистско-ленинской историографии; тематика марксистских исследований охватывает важнейшие проблемы национальной и отчасти всеобщей истории.
Экономическая наука.
Для современной экономической науки Великобритании характерно развитие её специализированных отраслей – экономики научно-технического прогресса и конкретных отраслей хозяйства; использование математико-кибернетических методов и электронно-вычислительной техники; подключение к экономическим исследованиям смежных наук – социологии, психологии, демографии, наук о поведении человеческих отношениях; развития экономического прогнозирования и программирования.
Юридическая наука.
В новейшее время в юридической науке Великобритании известны крупные учёные, разрабатывающие проблемы общего права и права справедливости, гражданского права, уголовного, истории английского права и т. д.
Литература.
После 2-й мировой войны появляется новое поколение романистов, отражающих кризис английского буржуазного общества, углубившийся в результате распада британской колониальной империи и утраты страной её прежнего положения в мировой экономике и политике.
Используемый материал.
Большая Советская Энциклопедия (том 4). А.М.Прохоров 1971 год.
стр. 412 - 452
2. Советский энциклопедический словарь. А.М.Прохоров, А.А.Гусеев и т.д.
Сайты:
www.yandex.ru
www.rambler.ru
www.google.ru
Ссылки:
1. www.trimm.ru/php/content.php?
2. http://msav.narod.ru/india.htm
3. www.sevtolib.iuf.net/region/external/