Бронзовый век
1. В II тыс. до н. э. в жизни племён Казахстана произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получило название бронзовый век.
Эпоха бронзы делится на три периода:
Ранняя бронза – XVIII – XVI вв. до н. э.
Средняя бронза – XV – XIII вв. до н. э.
Поздняя бронза – XII – VIII вв. до н. э.
В эпоху бронзы началось производственное освоение металла, в том числе и золота. Появление новых форм пастушеского хозяйства - отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось ещё в IV тыс. до н. э. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Из-за этого происходит крушение матриархального рода и на смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения.
2. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Её памятники распространены на обширной территорий от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В 1914 году экспедиция Б.Г. Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г. Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской. В 1927 году экспедицией М.П. Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане. Далее перечислены основные районы Андроновской культуры:
Центральный Казахстан – основной район расселения племён в эпоху бронзы, обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников. Андроновская культура Центрального Казахстана делится на три периода: ранний – нуринский; средний – атасуйский; поздний – бегазы-дандыбаевский.
В Северном Казахстане археологи открыли более 80 поселений и могильников – наиболее крупные поселения Алексеевское, Садчиковское вблизи р.Тобол, поселения Петровка и Боголюбово в Приишимье. Уже в этот период появились предшественники древних городов, одно из них Аркаим - на границе Кустанайской и Челябинской областей.
В Восточном Казахстане – в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, в степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников, наиболее крупные из них – Канай, Трудниково, Малакрасноярка.
В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелди.
В Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолеи Тегискен, Таутары.
3. а) Важную роль жизни андроновцев играло скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов - бактериан. Палеозоологи по найденным костям эпохи бронзы смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры:
Быки отличались массивностью, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога;
Овцы были крупные, высотой до 70 см и весом до 50 кг;
Лошади были трёх пород. 1. Малорослые лошади, высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие, были похожи на современных монгольских лошадей; 2. Наиболее многочисленными в табунах были лошади высотой 160 см, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей; 3. Кони-тяжеловозы, высотой до 200 см.
Верблюд был приручён в III тыс. до н. э. в южных районах Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана, во II тыс. до н. э. – в Казахстане.
В период бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочёвки, длина таких сезонных кочёвок в разных природных зонах были различной. В Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочёвки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни. Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стада, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличилось число овец и лошадей. В X – IX вв. до н. э. у андроновцев преобладает коневодство.
b) Андроновцы вели осёдлый образ жизни до I тыс. до н. э. Их хозяйство было смешанным: скотоводческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений найдены горшки с остатками пригоревшней каши из проса, также на жертвенниках найдены остатки сожженной пшеницы. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотёрки использовались для растирания зерна в муку.
c) Важную роль в жизни племён того времени играла металлургия. Основным сырьём для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Основные преимущества бронзы по сравнению с медью:
А) Низкая температура сплава;
Б) Крепче, твёрже
В) Красивый золотистый цвет.
Территория Казахстана богата полезными ископаемыми. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в основном в Центральном и Восточном Казахстане. Вот основные районы месторождений:
1. Жезказган, Зырянов - медь. В Жезказгане добывали 100 тыс. тонн меди;
2. Атасу, в районах Калбинского и Нарымского хребта – олово;
3. Степняк, Акжал, Балажал – золото. Разработка этих месторождений велась за IV – III тыс. до н. э.
Андроновцы применяли следующие методы определения, добычи и сплава руды:
Путем закладывания выработок определяли места залежей руды и приступали к добыче;
Рыхлые руды добывали методом «кайлования» с помощью отбойников и молотков из камня;
Плотные породы добывали методом «огневой проходки», при котором на поверхности жилы разводили костёр, а когда порода нагревалась, охлаждали её водой. В результате резкой смены температуры рудное тело давало трещины.
При глубинных породах использовали метод «подкоп» или шахтный метод;
Рядом с шахтой добытую руду дробили и промывали, чтобы отделить её от пустой породы. Мелкодробленую руду сгребали деревянными лопатами и относили в кожаных сумках к местам плавок. Выплавка металла производилась на местах поселений в специальных плавильных печах. Остатки таких печей обнаружены при раскопках поселений на Атасу, Суыкбулак, Канай, где рядом с печами найдены шлаки, слитки меди, литейные формы. Из полученного метала изготовляли орудия труда, оружия и ювелирные украшения. Использовалась ковка, литьё, тиснение и чеканка. Например, путём литья – бронзовые кинжалы, наконечники стрел, копий, а путём ковки – шилья, иглы, скрепки для ремонта посуды. Основные орудия горняка – каменные молоты и отбойники, ступки, песты, колотушки, тёрки, бронзовые кайла, деревянные и костяные лопаты, клинья, рудодробилки.
d) Если у древних земледельцев Индий, Ирана, Афганистана, Средней Азии посуду изготавливали на гончарном круге специальными мастерами, то в Казахстане каждая семья сами делали посуду для себя. Посуда изготавливалась ленточным способом, вручную. Вначале изготавливалось дно, а затем к нему прилепливались кольцо туловища, кольцо плечика, кольцо венчика. При такой технике лепки на месте перехода тулова в шейку образовывалось ребро-уступ, являющейся характерным признаком андроновской культуры. Основной орнамент керамических посуд – геометрический. У андроновцев присутствовало несколько типов посуды:
1. На раннем этапе эпохи бронзы были – горшки с округлым плечиком, одного размера и украшали её – треугольниками, линиями, различными их сочетаниями при помощи гребенчатого штампа. Орнамент наносился только в верхней части горшка, от венчика до середины тулова.
2. В эпоху средней бронзы – горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной формы. Орнамент располагается по венчику, верхней части тулова и у дна.
3. В позднюю бронзу появляются – горшки с прямым венчиком и шаровидным туловом. Орнамент – налепные валики, шишечки, подковообразные фестоны покрывают большую часть тулова. Способы нанесения орнамента: гладкий штамп, нарезка, защипы пальцами.
Гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл:
А) Налепной поясок-валик символизировал наполненность сосуда;
Б) Налепные шишечи – сосцы коровы-кормилицы, дающей молоко;
В) узоры в виде свастики – символ солнца;
Г) менадры – олецетворяли воду и её движение;
Д) орнамент оберегал содержимое сосуда от «сглаза» и «порчи».
Также у андроновцев было развито ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождений ювелирного искусства на территорий Казахстана во II тыс. до н. э. (XVI – XIVвв.). Они немного числены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях. Среди украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры является серьги и подвески в полтора оборота, свёрнутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. Высоким совершенством отличаются зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки. Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривны, иногда одетыми в них золотыми колечками, на руках – браслетами и перстни. В качестве амулета носили, клыки диких животных, раковины с берегов Аральского и Каспийского морей. Андроновцы изготавливали произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы. Также в андроновской семье могли делать все необходимое для жизни – прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, расшивая их узорами аппликацией и бисером. Уже был известен ткацкий станок и веретено. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных деталей от веретён в поселениях Атасу, Канай, Алексеевское. Нитки пряли из шерсти и пуха животных, также использовали коноплю, дикий лён, крапиву.
4. Природно-климатические условия Казахстана – малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территорий ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Переход к кочевому скотоводству положил начало:
А) переходу общества к патриархальной общине;
Б) зарождение семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенства;
В) появление социальных слоев – родовые вожди, жрецы, военачальники.
Андроновское общество не было однородным: 1. Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций; 2. В особую группу выделяются – войны, что свидетельствуют богатые захоронения войнов; 3. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка; Об имущественном расслоении свидетельствуют могильники. Так в эпоху бронзы появились одиночные погребения с большей величиной и глубиной могил, сложными деревянными конструкциями, большим количеством керамических горшков с пищей, остатки колесниц, кости коней, украшения, оружия и каменные булавы, служившие знаком власти. Среди рядовых захоронений выделяются грандиозные курганы диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м, обнесенные двойным или тройным кольцом ограды из монументальных плит.
5. Основным жилищем андроновцев были – землянки и полуземлянки, прямоугольной и овальной формы. Котловина для жилищ глубиной от 0,6 м до 1,5 м. В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева использовался камень-плитняк. В Центральном Казахстане в XII – IX вв. до н.э., в эпоху поздней бронзы, строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м. и более. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугылы, Акбауыр. Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5 – 0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалась для содержания скота. В эпоху поздней бронзы (XII – IX вв. до н.э.) на основе жилищ андроновцев появляется – юрта. Это свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугылы. В эпоху бронзы появляются древние города. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города:
1. Развитая система фортификаций – укреплений, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений;
2. Наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение;
3. Вся территория поселения делится на несколько зон – жилую, производственную и общественную.
Человек в эпоху бронзы поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков.
I Существовала сложная система представлений о загробной жизни, что свидетельствуют сложные погребальные ритуалы:
1. В раннем периоде эпохи бронзы – покойника сжигали на костре, и его прах вместе с личными вещами помещался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии принося в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме.
2. В средней и поздней бронзе – умершего в каменный склеп в скорченном положений на боку головой на запад или на юго-запад.
II Много численные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев:
1. Строительство дома начиналось с жертвоприношения. В жертву приносили быка или барана. Главный опорный столб дома символизировал связь людей с небом.
2. Домашний очаг был семейной святыней. Разрушить очаг считалось страшным поступком. Очагу приносили жертву, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего.
В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире. Казахстан – одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков – петроглифов. Рисунки Тамгалы, Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами, и стало достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район - Семиречья (урочище Тамгалы). Рисунки на камнях – это ценнейший источник информаций о духовной культуре человека, о его мировозрений.
Антропологический тип андроновцев – европиодный. (Скульптурное изображение мужской головы на каменном песте, обнаруженного на берегу реки Нура в Центральном Казахстане).
Язык андроновцев – индоиранская языковая группа.
6. Бегазы-Дандыбаевская культура – археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культуры были проведены археологической экспедицией во главе с Маргуланом А.Х.
Особенности Бегазы-Дандыбаеской культуры:
1. Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве.
2. Строительство особого типа надгробных сооружений.
3. Своеобразный погребальный обряд.
4. Появление новых форм глиняной посуды.
5. Наличие большого количества шахт по добыче меди.