Берлинский кризис и раскол Германии

Оглавление

Введение

Берлинский кризис

Ялтинская конференция (4-12 февраля 1945)

Потсдамская конференция (17 июля - 2 августа 1945)

Германский вопрос

Раскол Германии и образование ФРГ И ГДР

Федеративная Республика Германии (ФРГ)

Германская Демократическая Республика (ГДР)

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Библиография

Введение

Окончание второй мировой войны выдвинуло помимо огромного множества политических, экономических и социальных проблем такую ни с чем не сравнимую по своей значимости и масштабам задачу, как послевоенное устройство мира. Центральное и совершенно уникальное место в решении этой проблемы занимал вопрос германского урегулирования. Именно он стал вначале точкой пересечения интересов держав-победительниц, а затем и яблоком раздора между ними, что привело в итоге к разделу Германии и Европы.

Основным инициатором раздела Германии выступила западная сторона – Вашингтонское совещание (декабрь 1941 г.), конференция в Тегеране (ноябрь - декабрь 1943 г.). А на Крымской (Ялтинской) конференции трех союзных держав (4-11 февраля 1945 года) СССР, США и Великобритании приняли решение о расчленении Германии: «Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик будут обладать по отношению к Германии верховной властью. При осуществлении этой власти они примут такие меры, включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии, которые они признают необходимыми для будущего мира и безопасности»1. В то время как СССР, который никогда не отрицал права немцев на самоопределение, даже сразу после войны, которая принесла нашему народу и гордость победы, и ничем не измеримое горе, естественную ненависть к ее виновникам, выступал против расчленения Германии.

Даже после того, как появились два германских государства, Советское правительство совместно с ГДР продолжало отстаивать единство Германии. В 1950 году СССР поддержал предложение ГДР о восстановлении общей германской государственности. 10 марта 1952 года Советское правительство выдвинуло план объединения Германии в едином демократическом и нейтральном государстве. Запад отверг и это предложение. В 1954 году на совещании министров иностранных дел в Берлине мы вновь предложили создание единой демилитаризованной Германии, и вновь получили отказ…

Таким образом, еще долгий период времени будет решаться германский вопрос, а для самой Германии это обернется «Берлинским кризисом», кризисом, при котором Германия будет в политической борьбе «сама с собой», которою будут подогревать страны запада и востока, будет происходить борьба Восточной Германии и Западной.

Берлинский кризис

В 1945 году Берлин был оккупирован войсками «Большой четверки» (СССР, США, Франция, Великобритания), что символизировало единство военного союза, направленного против нацистской Германии. В 1948-1949 гг. Советский Союз организовал блокаду западных секторов города, тем самым, обострив отношения между Востоком и Западом. В течение 40 лет Берлин служил показателем изменяющихся отношений между США и СССР, превратившись в «арену» противоречий «холодной войны».

Ялтинская конференция (4-12 февраля 1945)2

Ялтинская конференция 1945 (Крымская конференция) глав правительств 3 союзных держав во 2-й мировой войне: И. В. Сталина (СССР), Ф. Д. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания) 4-12 февраля в Ялте. Были определены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основные принципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности; участники Крымской конференции заявили о своей цели — уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации 3 держав (а также Франции, в случае ее согласия) и общегерманского контрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, о создании ООН и др.

Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945)3

Потсдамская конференция руководителей трех союзных держав в принципе расставила точки над i в вопросе о том, какой хотят видеть Германию победители в ходе мирного урегулирования. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Берлинской конференции говорилось, что союзные державы «не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ».4 На заседаниях 31 июля и 1 августа 1945 года главы правительств окончательно согласовали текст соглашения «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». В основу этого соглашения были положены принципы (принцип Четырех «Д») демилитаризации, демократизации, денацификации и декартелизации Германии. Три державы подтверждали, что верховная власть в Германии будет осуществляться главкомами вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих правительств, а также совместно - по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

Целями оккупации провозглашались: полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней; ликвидация национал-социалистической партии и предотвращение нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды; отмена всех нацистских законов; наказание венных преступников; поощрение деятельности антифашистских партий и подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.

Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях. Однако СССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон).

На Потсдамской конференции помимо рассмотрения многих других важных вопросов было решено учредить Совет министров иностранных дел (СМИД) из представителей четырех держав-победительниц и Китая, в функции которого в том числе должна была входить подготовка мирного урегулирования для Германии.

Решения Берлинской конференции имели неоднозначные последствия. С одной стороны, был произведен раздел сфер влияния между СССР и западными державами, с другой — конференция подвела черту под шестилетним периодом мировой войны. Хотя антигитлеровская коалиция доживала последние дни и обозначились скрытые трещины в отношениях между ее участниками, в Потсдаме три державы смогли прийти к согласию по многим вопросам послевоенного устройства. Но эти решения, строго говоря, определяли лишь генеральные направления германского урегулирования и не являлись международно-правовым актом, в полном объеме решившим вопрос о послевоенном устройстве Европы.

Германский вопрос

С осени 1945 года в германском вопросе уже четко определился курс трех западных держав на раздел страны. При этом следует иметь ввиду, что для народов бывшего Советского Союза, как и для многих других европейских государств, германский вопрос означал, прежде всего, живое напоминание о военном нашествии с немецкой земли, несшем смерть и разрушение, и лишь затем - проблему преодоления национального раскола и приобретения немцами единой государственной самостоятельности. Естественно, что в своей политике СССР исходил из недопустимости того, чтобы германский вопрос вновь сделался источником опасений, настороженности и недоверия, поскольку он затрагивал самые чувствительные нервы европейской и мировой политики на протяжении всего XX столетия. Главная задача всех участников германского урегулирования состояла в том, чтобы превратить этот вопрос в поле для опробования и утверждения новых форм двустороннего и многостороннего сотрудничества для решения многих наболевших проблем, доставшихся нам от прошлого.

При решении германского вопроса следует отметить, что подходы СССР и трех западных держав значительно отличались. В то время как Советский Союз выступал за переговоры о мирном договоре с Германией до образования единого немецкого правительства, его западные оппоненты настаивали на перемене мест слагаемых. Западная концепция предполагала сначала создание общегерманского правительства на основе свободных и демократических выборов и лишь затем - проведение переговоров о заключении мирного договора. Это-то и стало камнем преткновения в деле германского урегулирования.

Всякое действие Запада по расколу Германии сопровождалось ответным действием Советского Союза. В 1947 году американская и английская зоны оккупации объединяются в Бизонию. В июне 1948 года в западных зонах оккупации и западных секторах Берлина проводится сепаратная денежная реформа, а в апреле 1949 года к англо-американской зоне подключается Франция и создается Тризония. 23 мая 1949 года была принята западногерманская конституция, 30 мая - восточногерманская. В сентябре конституируется Федеративная Республика Германия, в октябре - Германская Демократическая Республика. И если американская политика, нацеленная с последних дней войны на раскол Германии, последовательно претворялась Соединенными Штатами в жизнь, то Советский Союз все еще не терял надежды создать единое германское государство. Причем эта идея владела советским руководством в течение многих лет, и оно никак не хотело с ней расставаться.

Из воспоминаний В.С. Семенова: «У Сталина было видение Германии как единого политического и экономического целого. Еще во время войны, когда союзники спорили о ее судьбе, он выступил против раздела Германии. Сталин считал, что германский народ — великая нация и ее нельзя долго удерживать в разделенном состоянии. Поэтому в его политических расчетах Германия выступала как единое государство. Конечно, лучше всего было бы сделать его социалистическим. В первые годы после войны он полагал, что это осуществимо, — хаос, развал экономики, унижение народа — все, казалось, работало ему на руку. Однако очень скоро Сталин убедился, что из этого ничего не выйдет. Тогда он стал играть с идеей нейтрализации и демилитаризации Германии...

Расчет у Сталина был прост и гениален: вся Европа, кроме, разумеется, самих немцев, — против объединения Германии. Поэтому, поддержав германское единство, он сыграет на национальных чувствах немцев, выступит в роли их защитника и внесет раздор в позицию Запада. На Западе были силы, готовые уступить и откупиться от Сталина, создав огромный нейтральный буфер между Востоком и Западом. А он рассчитывал противопоставить нейтральную Германию Западу, что в свою очередь заставит ее искать союза с Москвой.

То, что Сталин пошел на создание ГДР, не меняет целостности картины. Это был его ответ на создание ФРГ – шаг вынужденный и в какой-то мере тактический. Судя по всему, для него ГДР была всего лишь разменной монетой в сделке: на самом деле его целью была нейтральная и демилитаризованная Германия».5

С разделом Европы на два противостоящих блока и вхождением в них обоих германских государств, а тем более после вторичного применения Советским Союзом силы в Венгрии в 1956 году, уже не представлялось реальным вести конструктивный диалог между Востоком в Западом о практическом решении германского вопроса Его обсуждение и выдвижение каких-то новых инициатив стало чисто декларативным и уже окончательно переместилось в сторону межгерманских отношений, отведя четырем державам-победительницам функцию обеспечения необходимой идеологической поддержки и пропагандистского прикрытия политики своих подопечных…6

Раскол Германии и образование ФРГ И ГДР

Таким образом еще в 1945 году на встрече в Потсдаме Сталин, Рузвельт и Черчилль поделили Германию на четыре оккупационные зоны и установили четырехстороннее управление Берлином. Это соглашение должно было оставаться в силе до тех пор, пока Советский Союз, США, Англия и Франция не договорятся о создании общегерманского государства и не заключат с ним мирный договор.

«Холодная война» «похоронила» эти планы. В сентябре 1949 года на территории трех западных оккупационных зон появилось новое государство – Федеративная Республика Германия. В ответ в октябре того же года, Сталин создал Германскую Демократическую Республику.

Федеративная Республика Германии (ФРГ)

В сентябре 1949 г, правящие круги США, Англии и Франции завершили раскол Германии, образовав в западной части страны сепаратное государство. Монополии Западной Германии получили возможность создать свое государство как плату за участие ФРГ в агрессивных империалистических блоках, возглавляемых США. Одновременно с образованием ФРГ 21 сентября 1949 г. вошел в силу разработанный правительствами США, Англии и Франции оккупационный статут, который сохранял за этими державами верховную власть в ФРГ.

Оккупационный статут определяет полномочия, которые сохраняются за оккупационными властями в осуществлении ими верховной власти, носителями которой являются правительства Франции, США и Соединенного Королевства.

Для того чтобы обеспечить достижение основных целей, которые преследует оккупация, эти полномочия (за оккупирующими державами) специально оговариваются.

Правительства США, Великобритании и Франции встали на путь отказа от проведения в жизнь решений Потсдамской конференции (июль — август 1945 г.), предусматривавших демилитаризацию Германии, искоренение германского милитаризма и нацизма, ликвидацию монополий и широкую демократизацию страны.

В западных зонах оккупации Германии демилитаризация и денацификация практически не были осуществлены. Многие бывшие нацисты снова заняли важные посты.

Советский Союз последовательно выступает за развитие дружественных отношении со всем германским народом. Считая, что нормализация отношений между СССР и ФРГ будет содействовать укреплению мира в Европе, решению германской проблемы и развитию взаимовыгодной торговли, Советское правительство обратилось 7 июня 1955 г. к правительству ФРГ с предложением установить прямые дипломатические, торговые и культурные отношения между обеими странами. И в сентябре 1955 г. оба правительства обменялись письмами об установлении дипломатических отношений и учреждении посольств.

Взяв курс на восстановление в Западной Германии власти монополистического капитала и на раскол страны, западные державы ставили своей целью возродить германский милитаризм, с тем чтобы использовать его потом в своих интересах против СССР и других социалистических стран. Неудивительно поэтому, что неоднократные предложения Советского Союза, направленные на сохранение единства Германии, были отклонены западными державами, которые рассматривали Западную Германию в качестве своего будущего политического и военного союзника.7

Оккупационные власти западных держав всячески содействовали восстановлению и укреплению экономических и политических позиций западногерманской буржуазии, помогали ей консолидировать свои силы. Создавались партии, представляющими интересы монополистического капитала. В ФРГ был создан государственный аппарат, с помощью которого монополистический капитал мог укреплять и расширять свои позиции, контролировать всю жизнь страны. Западные державы запретили организацию Социалистической единой партии на территории Западной Германии. Эта политика в сочетании с антикоммунистической позицией лидеров Социал-демократической партии Германии (СДПГ) воспрепятствовала объединению коммунистов и социал-демократов.

В рабочем движении также шел процесс воссоздания пролетарских организаций. Отсутствие единства западногерманского рабочего движения серьезно затрудняли борьбу прогрессивных сил против раскола страны. В конституции ФРГ были формально провозглашены основные демократические права граждан — их равенство перед законом, свобода личности, равноправие мужчин и женщин, свобода политических взглядов, печати, собраний и т. д. Принятие этих пунктов в известной мере учитывало активизацию борьбы западногерманских трудящихся за свои интересы.

Большое место, как в рабочем движении, так и во всей общественно-политической жизни Западной Германии занимала проблема национального единства Германии. Международная реакция твердо взяла курс на раскол германского государства.

Выражением планомерной линии западных держав, направленной на раскол Германии, явилось создание в 1947 г. так называемой «Бизоний», объединившей американскую и английскую зоны оккупации, а затем «Тризонии» (в 1948 г.), а так же проведение сепаратной денежной реформы.

После создания ФРГ западные державы взяли курс на восстановление военно-промышленного потенциала и перевооружение Западной Германии, на вовлечение ее в военные блоки, направленные против СССР и других социалистических стран.

Канцлер Конрадом Аденауэр8 делал все возможное для того, чтобы осуществить планы ремилитаризации ФРГ, которые вынашивали западногерманские монополии. В августе 1950 г. он передал американскому верховному комиссару меморандум, в котором «вновь заявил о своей готовности в случае создания западноевропейской армии внести вклад в виде немецкого контингента». Западные державы дали согласие на это предложение канцлера ФРГ. Реваншистские требования, направленные на пересмотр итогов второй мировой войны, все больше и больше становились основой официальной политики правящих кругов ФРГ.

Взяв курс на ремилитаризацию страны, правительство Аденауэра отклонило все мирные инициативы Советского Союза, в частности, его проект мирного договора с Германией от 10 марта 1952 г. А 26 марта 1952 г. западные державы подписали общий договор об отношениях с ФРГ, по которому прекращалась формальная оккупация Западной Германии, но войска США, Англии и Франции оставались на ее территории. Но весь рабочий класс, все демократические силы страны оказывали сопротивление политике восстановления западногерманского монополистического капитала и его курсу на ремилитаризацию Западной Германии. И несмотря на преследования, коммунисты продолжали вести борьбу против ремилитаризации страны, за преодоление раскола Германии.

Что касалось развития экономики и политики, то к началу 60-х годов ФРГ все больше и больше заявляла о себе, как лидере западноевропейских государств. Ее правящие круги усилили внешнеэкономическую и внешнеполитическую активность. Но уже к концу 60-х ФРГ затронул экономический и политический кризисы.

В 1969 г. Было сформировано коалиционное правительство СДПГ – СвДП. Федеральным канцлером стал председатель СДПГ (Социал-демократической партии Германии) Вили Брандт, вице канцлером и министром иностранных дел – председатель СвДП (Свободной демократической партии) Вальтер Шеель. В области внешней политики правительство проявило реалистический подход к оценке обстановки, сложившейся в послевоенной Европе, оно учло стремление широких кругов западногерманского населения к разрядке, их желание покончить с опасными пережитками «холодной войны». Правительство Брандта – Шееля пошло на улучшение отношений с социалистическими странами, приняло предложение Советского Союза о проведении переговоров. В результате 12 августа 1970 г. был подписан Московский договор между СССР и ФРГ. Обе стороны выразили стремление содействовать развитию мирных отношений между всеми европейскими государствами, обязались разрешать свои споры исключительно мирными средствами и воздерживаться в своих взаимных отношениях от угрозы силой или ее применения. Ключевое значение имела третья статья договора, закрепляющая нерушимость границ всех государств в Европе. Московский договор создал необходимые политические предпосылки для серьезного поворота в советско-западногерманских отношениях, которые нормализовались на основе отказа ФРГ от претензий на изменение существующих европейских границ.

Большое значение для смягчения напряженности в Европе имело подписанное в сентябре 1971 г. соглашение четырех держав — СССР, Великобритании, США и Франции по Западному Берлину, важным пунктом которого было положение о том, что Западный Берлин не является составной частью Федеративной Республики Германии и не будет управляться ею и впредь.

Заключение Московского договора, переговоры Л. И. Брежнева с В. Брандтом в Крыму в сентябре 1971 г., особенно визит Л. И. Брежнева в мае 1973 г. в ФРГ дали толчок развитию экономических связей между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии, поставили их на качественно новый уровень. Большое значение имело подписание в мае 1973 г. соглашения между СССР и ФРГ о развитии экономического, промышленного и технического сотрудничества сроком на 10 лет.

Германская Демократическая Республика (ГДР)

В октябре 1949 г, западные империалистические державы завершили раскол Германии, создав сепаратное западногерманское государство. В этих условиях демократические и патриотические силы Германии решили, что настало время взять судьбу страны в собственные руки, дать отпор возрождающемуся германскому милитаризму, не допустить распространение власти реваншистов и фашистов на всю Германию. С этой целью демократические силы Восточной Германии 7 октября 1949 г, провозгласили создание Германской Демократической Республики. ГДР возникла как первое в истории Германии государство рабочих и крестьян. Осуществляя здесь верховную власть, Советская военная администрация (СВАГ) провела целый ряд мероприятий по демилитаризации, денацификации и демократизации, создавала благоприятные условия для образования единой миролюбивой демократической Германии.

Борьбу миролюбивых сил немецкого народа за новую Германию возглавила Коммунистическая партия Германии (КПГ). Сразу после легализации своей деятельности 11 июня 1945 г. ЦК КПГ обратился к народу с воззванием, содержащим программу проведения демократических преобразований во всей стране. КПГ ориентировала рабочий класс и трудящиеся массы на установление и Германии антифашистско-демократического строя. Она призывала создать снизу новые органы государственного управления, наказать военных преступников, изгнать нацистов из административно-хозяйственных органов и заменить их антифашистами, ликвидировать монополистические объединения и передать крупные промышленные предприятия, юнкерские имения, а также банки и руки народа. Воззвание КПГ получило одобрение рабочего класса и других слоев немецкого народа, а также всех демократических партий и организаций.

Единство действий рабочего класса в Восточной Германии явилось основой для установления прочного союза рабочего класса с крестьянством, мелкой и средней буржуазией.

С разгромом фашизма был ликвидирован старый государственный аппарат. В Восточной Германии фашисты были удалены из административных и хозяйственных учреждений. По инициативе коммунистов и других антифашистов и при поддержке СВАГ на развалинах гитлеровского рейха были созданы новые органы власти (ландтаги земель), которые выражали и защищали интересы широких народных масс.

Большое значение для укрепления нового антифашистско-демократического строя в Восточной Германии имела ликвидация собственности монополистического капитала, этой важнейшей опоры фашизма. Выполняя Потсдамские решения, СВАГ в октябре 1945 г. наложила секвестр на все имущество, принадлежавшее гитлеровскому государству, военным преступникам, активным нацистам, а также монополиям, участвовавшим в развязывании войны.

Важнейшей отличительной особенностью развития Германии после освобождения явилось переплетение социальной (классовой) борьбы народных масс с борьбой против раскольнических действий американо-английских империалистов и немецких реакционеров, препятствовавших созданию единого независимого германского государства. Большое значение в борьбе за национальное единство страны имели решения 2-го Немецкого народного конгресса, состоявшегося в марте 1948 г. Он провозгласил лозунг борьбы за единою Германскую Демократическую Республику, избрал руководящий орган движения – Немецкий народный совет. Он принял проект конституции ГДР, провозгласил 7 октября 1949 г. образование Германской Демократической Республики.

Правительство ГДР провозгласило своей программой борьбу за осуществление дальнейших демократических преобразовании, экономический и культурный подъем немецкого народа, за национальное единство, за дружбу и сотрудничество с Советским | Союзом и всеми миролюбивыми народами мира. Образование ГДР встретило полную поддержку и одобрение со стороны Советского правительства, которое сразу же признало ее и передало правительству ГДР все административные функции, принадлежавшие СВАГ. Образование ГДР явилось поворотным пунктом в истории немецкого народа, сильнейшим ударом по германскому империализму и милитаризму.

Таким образом, что касалось отношений между Советским Союзом и ГДР, то в 1954 г. Правительство Советского Союза неизменно руководствуется стремлением содействовать урегулированию германской проблемы в соответствии с интересами укрепления мира и обеспечения национального воссоединения Германии на демократических основах.

Ввиду такого положения и в результате переговоров, которые Советское правительство провело с правительством Германской Демократической Республики, правительство СССР признает необходимым предпринять дальнейшие шаги, идущие навстречу интересам германского народа, а именно:

1. Советский Союз устанавливает с Германской Демократической Республикой такие же отношения, как и с другими суверенными государствами.

Германская Демократическая Республика будет свободно решать по собственному усмотрению свои внутренние и внешние дела, включая вопросы взаимоотношений с Западной Германией.

2. За Советским Союзом остаются в Германской Демократической Республике функции, связанные с обеспечением безопасности, вытекающие из обязательств, возложенных на СССР по соглашениям четырех держав.

Советское правительство приняло к сведению заявление правительства Германской Демократической Республики о том, что оно будет соблюдать обязательства, вытекающие для Германской Демократической Республики из Потсдамского соглашения о развитии Германии как демократического и миролюбивого государства, а также обязательства, связанные с временным пребыванием советских войск на территории ГДР.

3. Наблюдение за деятельностью государственных органов Германской Демократической Республики9.

Одной из важнейших задач, стоявших перед ГДР в 50-е голы, являлась борьба за воссоединение Германии как миролюбивого демократического государства. Ведя последовательную борьбу за национальное единство, СЕПГ, правительство ГДР и Национальный фронт выработали в начале 50-х годов программу мирного разрешения германского вопроса. Она предусматривала образование путем переговоров временного общегерманского правительства, которое должно было подготовить мирный договор и провести свободные выборы по всей Германии. Однако многочисленные предложения правительства ГДР о преодолении раскола и достижении национального единства мирным путем неизменно отвергались правящими кругами ФРГ.

В соответствии с изменившимися условиями (вступление ФРГ в НАТО) правительство ГДР 27 июля 1957 г. выступило с заявлением, в котором выдвинуло предложение об образовании Германской конфедерации, т. е. государственного союза между ГДР и ФРГ. В дальнейшем, по мере своего укрепления, конфедерация позволила бы обеим частям Германии постепенно объединиться и создать единое миролюбивое и демократическое государство. Однако западногерманское правительство отвергло предложения правительства ГДР об образовании Германской конфедерации и усилило атаки против ГДР.

Социалистическое строительство в ГДР осуществлялось (плоть до 13 августа 1961 г.) при наличии открытой границы Западным Берлином и ФРГ, что препятствовало стабилизации экономического развития ГДР. Западногерманские милитаристы и международная империалистическая реакция использовали открытую границу для того, чтобы вести усиленную подрывную работу против ГДР. Среди многочисленных подрывных акций особое место отводилось вербовке граждан ГДР, преимущественно инженеров, врачей, ученых, квалифицированных рабочих, для переселения на запад.

13 августа 1961 г. по согласованию со странами Варшавского Договора правительство ГДР приняло решительные меры по введению строгого режима на границе с Западным Берлином и ФРГ, по обеспечению неприкосновенности государственной границы ГДР (в Берлине сооружен защитный вал и пр.). Эти меры сорвали планы империалистов разжечь гражданскую войну в стране; в то же время они имели большое значение для сохранения и укрепления мира в Европе.

Начало 70-х годов ознаменовалось небывалым укреплением позиций ГДР на международной арене, нормализацией отношений с ФРГ. 21 декабря 1972 г. между двумя немецкими государствами был подписан договор об основах отношений между ГДР и ФРГ10.

Заключение

Берлинский кризис стал прологом к замораживанию вопроса о единой Германии более чем на четыре десятилетия. Хотя Берлинский кризис показал, что стороны стремились избегать крупномасштабного военного конфликта, вместе с тем он стал важным этапом на пути к окончательному расколу Германии на два государства.

Образование ФРГ и ГДР подвело черту под первым периодом эволюции германской проблемы в отношениях между четырьмя недавними союзниками по антигитлеровской коалиции. В 1949 г. были созданы два германских государства – в сентябре, Западная (ФРГ) и в октябре Восточная (ГДР) Германия, созданная на территории советской оккупационной зоны, вошедшие впоследствии, соответственно, в НАТО и Организацию Варшавского договора, превратившиеся в основную арену противостояния войск США и СССР в Европе. На протяжении, начиная с 1949 г. вплоть до 1970 г. ФРГ отказывалась признать ГДР, а германский вопрос долго оставался одним из главных источников международной напряженности.

Берлинский кризис ускорил формирование военного союза западных государств. В апреле 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО). Несколькими месяцами ранее СССР и страны Восточной Европы объединились в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. провозглашением Организации Варшавского Договора (ОВД). Европа была разделена на враждующие военные и экономические блоки.

Важнейшим событием послевоенной истории стало объединение Германии, предпосылкой для которого явилась кардинальные внутренние изменения в СССР и «соцлагере», демократическая революция 1989 г. в ГДР. В марте 1990 г, на выборах в ГДР победила некоммунистическая оппозиция во главе с христианскими демократами. СССР согласился с сохранением членства объединенной Германии в НАТО и выводом советских войск из Восточной Германии. В августе 1990г был подписан Договор о вхождении земель ГДР в ФРГ с 3 октября 1990г. 2 октября прошли общегерманские выборы. Таким образом, социальный вопрос в Германии стал движущей силой германского объединительного процесса. Мирное объединение Германии, политическое решение одной из наиболее сложных проблем послевоенной Европы - проблемы германского единства была наиболее ярким выражением окончания холодной войны.

Приложение 1

КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СОВЕТСКОГО СОЮЗА, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КРЫМУ

(Крым, 4 - 11 февраля 1945 года)

За последние 8 дней в Крыму состоялась Конференция руководителей трех союзных держав - Премьер-министра Великобритании г-на У. Черчилля, Президента Соединенных Штатов Америки г-на Ф.Д. Рузвельта и Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталина при участии министров иностранных дел, начальников штабов и других советников.

Кроме глав трех правительств следующие лица приняли участие в Конференции.

(Следуют списки делегаций СССР, США и Великобритании.)

О результатах работы Крымской Конференции Президент США, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-министр Великобритании сделали следующее заявление:

I. РАЗГРОМ ГЕРМАНИИ

Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага. Военные штабы трех союзных наций в продолжение всей Конференции ежедневно встречались на совещаниях. Эти совещания были в высшей степени удовлетворительны со всех точек зрения и привели к более тесной координации военных усилий трех союзников, чем это было когда-либо раньше. Был произведен взаимный обмен самой полной информацией. Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координация новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга.

Наши совместные военные планы станут известны только тогда, когда мы их осуществим, но мы уверены, что очень тесное рабочее сотрудничество между тремя нашими штабами, достигнутое на настоящей Конференции, поведет к ускорению конца войны. Совещания трех наших штабов будут продолжаться всякий раз, как в этом возникнет надобность.

Нацистская Германия обречена. Германский народ, пытаясь продолжать свое безнадежное сопротивление, лишь делает для себя тяжелее цену своего поражения.

II. ОККУПАЦИЯ ГЕРМАНИИ И КОНТРОЛЬ НАД НЕЙ

Мы договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции, которые мы совместно предпишем нацистской Германии после того, как германское вооруженное сопротивление будет окончательно сокрушено. Эти условия не будут опубликованы, пока не будет достигнут полный разгром Германии. В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны. Планом предусмотрены координированная администрация и контроль, осуществляемые через Центральную контрольную комиссию, состоящую из Главнокомандующих трех держав, с местом пребывания в Берлине. Было решено, что Франция будет приглашена тремя державами, если она этого пожелает, взять на себя зону оккупации и участвовать в качестве четвертого члена контрольной комиссии. Размеры французской зоны будут согласованы между четырьмя заинтересованными правительствами через их представителей в Европейской консультативной комиссии.

Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира. Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб, который неоднократно содействовал возрождению германского милитаризма, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию и взыскать в натуре возмещение убытков за разрушения, причиненные немцами; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа и принять совместно такие другие меры к Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всего мира. В наши цели не входит уничтожение германского народа. Только тогда, когда нацизм и милитаризм будут искоренены, будет надежда на достойное существование для германского народа и место для него в сообществе наций.

III. РЕПАРАЦИИ С ГЕРМАНИИ

Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германией союзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере.

Будет создана Комиссия по возмещению убытков, которой поручается рассмотреть вопрос о размерах и способах возмещения ущерба, причиненного Германией союзным странам. Комиссия будет работать в Москве.

IV. КОНФЕРЕНЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов.

Основы были заложены в Думбартон-Оксе. Однако по важному вопросу о процедуре голосования там не было достигнуто соглашения. На настоящей Конференции удалось разрешить это затруднение. Мы согласились на том, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско в Соединенных Штатах будет созвана Конференция Объединенных Наций для того, чтобы подготовить Устав такой организации соответственно положениям, выработанным во время неофициальных переговоров в Думбартон-Оксе.

С Правительством Китая и Временным Правительством Франции будут немедленно проведены консультации и к ним будет направлено обращение принять участие совместно с Правительствами Соединенных Штатов, Великобритании и Союза Советских Социалистических Республик в приглашении других стран на конференцию.

Как только консультации с Китаем и Францией будут закончены, текст предложений о процедуре голосования будет опубликован.

V. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕННОЙ ЕВРОПЕ

Мы составили и подписали Декларацию об освобожденной Европе. Эта Декларация предусматривает согласование политики трех держав и совместные их действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами. Ниже приводится текст Декларации:

"Премьер Союза Советских Социалистических Республик, Премьер-министр Соединенного Королевства и Президент Соединенных Штатов Америки консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств - сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.

Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору. В соответствии с принципом Атлантической хартии о праве всех народов избирать форму правительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенных прав и самоуправления для тех народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия.

Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлять эти права, три Правительства будут совместно помогать народам в любом освобожденном европейском государстве или в бывшем государстве - сателлите оси в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют:

a) создавать условия внутреннего мира;

b) проводить неотложные мероприятия по оказанию помощи нуждающимся народам;

c) создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле народа, и

d) способствовать, где это окажется необходимым, проведению таких выборов.

Три Правительства будут консультироваться с другими Объединенными Нациями и с временными властями или с другими правительствами в Европе, когда будут рассматриваться вопросы, в которых они прямо заинтересованы.

Когда, по мнению трех Правительств, условия в любом европейском освобожденном государстве или в любом из бывших государств - сателлитов оси в Европе сделают такие действия необходимыми, они будут немедленно консультироваться между собой о необходимых мерах по осуществлению совместной ответственности, установленной в настоящей Декларации.

Этой Декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в принципы Атлантической хартии, нашу верность Декларации Объединенных Наций и нашу решимость создать, в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, построенный на принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности, свободе и всеобщему благосостоянию человечества.

Издавая настоящую Декларацию, три державы выражают надежду, что Временное Правительство Французской Республики может присоединиться к ним в предложенной процедуре".

<…>

(Подписи)

ПРОТОКОЛ РАБОТЫ КРЫМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(Крым, 11 февраля 1945 года)

Происходившая 4 - 11 февраля в Крыму Конференция Глав Правительств Соединенных Штатов Америки, Великобритании и СССР пришла к следующим заключениям:

I. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Было решено:

1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;

2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:

a) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,

b) те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином "присоединившиеся нации" имеется в виду 8 присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украину и Белоруссию;

3) что Правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с Правительством Китая и с Французским Временным Правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;

4) что текст приглашений, которые будут разосланы всем государствам, принимающим участие в конференции, должен быть следующий:

Приглашение

Правительство Соединенных Штатов Америки от своего имени и от имени Правительств Соединенного Королевства, Союза Советских Социалистических Республик и Республики Китая, а также от имени Временного Правительства Французской Республики приглашает Правительство......... направить представителей на Конференцию Объединенных Наций, которая должна состояться 25 апреля 1945 года или вскоре после этой даты в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах Америки, для подготовки Устава Всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности.

Вышепоименованные Правительства предлагают, чтобы Конференция рассмотрела как базу для такого Устава предложения по учреждению Всеобщей Международной Организации, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате Конференции в Думбартон-Оксе и которые были дополнены следующими условиями для раздела C главы VI:

II. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕННОЙ ЕВРОПЕ

Была принята следующая Декларация:

"Премьер Союза Советских Социалистических Республик, Премьер-министр Соединенного Королевства и Президент Соединенных Штатов Америки консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацисткой Германии, и народам бывших государств - сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.

Установление порядка в Европе и переустройство национальной экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору. В соответствии с принципом Атлантической хартии о праве всех народов избирать форму правительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенных прав и самоуправления для тех народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия.

Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлять эти права, три Правительства будут совместно помогать народам в любом освобожденном европейском государстве или в бывшем государстве - сателлите оси в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют:

a) создавать условия внутреннего мира;

b) проводить неотложные мероприятия по оказанию помощи нуждающимся народам;

c) создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле народа, и

d) способствовать, где это окажется необходимым, проведению таких выборов.

Три Правительства будут консультироваться с другими Объединенными Нациями и с временными властями или с другими правительствами в Европе, когда будут рассматриваться вопросы, в которых они прямо заинтересованы.

Когда, по мнению трех Правительств, условия в любом европейском освобожденном государстве или в любом из бывших государств - сателлитов оси в Европе сделают такие действия необходимыми, они будут немедленно консультироваться между собой о мерах по осуществлению совместной ответственности, установленной в настоящей Декларации.

Этой Декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в принципы Атлантической хартии, нашу верность Декларации Объединенных Наций и нашу решимость создать, в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, построенный на принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности, свободе и всеобщему благосостоянию человечества.

Издавая настоящую Декларацию, три державы выражают надежду, что Временное Правительство Французской Республики может присоединиться к ним в предложенной процедуре".

III. РАСЧЛЕНЕНИЕ ГЕРМАНИИ

Было решено, что ст. 12 "а" условий капитуляции Германии должна быть изменена и должна гласить следующее:

"Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик будут обладать по отношению к Германии верховной властью. При осуществлении этой власти они примут такие меры, включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии, которые они признают необходимыми для будущего мира и безопасности".

Изучение процедуры расчленения Германии было передано Комиссии, состоящей из г-на Идена (председатель), г-на Вайнанта и г-на Гусева. Этот орган рассмотрит вопрос о том, желательно ли присоединение к нему представителя Франции.

IV. ЗОНА ОККУПАЦИИ ДЛЯ ФРАНЦУЗОВ И КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ ДЛЯ ГЕРМАНИИ

Было решено, что Франции должна быть предоставлена в Германии зона, подлежащая оккупации французскими войсками. Эта зона будет образована из британской и американской зон, и ее размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с Французским Временным Правительством.

Было также решено, что Французское Временное Правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии.

V. РЕПАРАЦИИ

Был подписан следующий Протокол:

ПРОТОКОЛ О ПЕРЕГОВОРАХ МЕЖДУ ГЛАВАМИ ТРЕХ ПРАВИТЕЛЬСТВ НА КРЫМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСУ О РЕПАРАЦИЯХ НАТУРОЙ С ГЕРМАНИИ <>

Главы трех Правительств условились о следующем:

1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.

Репарации должны получаться в первую очередь теми странами, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наибольшие потери и организовали победу над врагом.

2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:

а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;

в) использование германского труда.

3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается Межсоюзная комиссия по Репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании.

4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: "Московская Комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качества базы для обсуждения предложение Советского Правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 2-й должна составлять 20 миллиардов долларов, и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу". Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской Комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.

Вышеприведенное советско-американское предложение передано Московской Комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению.

VI. ГЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ

Конференция решила, что вопрос о главных преступниках войны должен после закрытия конференции подлежать рассмотрению тремя министрами иностранных дел для доклада в надлежащее время.

(Подписи)

Приложение 2

ПРОТОКОЛ БЕРЛИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ТРЕХ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ

(Берлин, 1 августа 1945 года)

Происходившая с 17 июля по 2 августа 1945 года в Берлине Конференция Глав Правительств Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Великобритании пришла к следующим заключениям.

II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ГЕРМАНИЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Были приняты следующие политические и экономические принципы обращения с Германией:

A. Политические принципы

1. В соответствии с Соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской Республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих Правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный совет, являются:

I. Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

a) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая Генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

b) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении Союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны запрещается.

II. Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.

III. Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.

IV. Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии.

7. Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития чувства ответственности. С этой целью:

I. Местное самоуправление будет восстанавливаться по всей Германии на демократических началах и, в частности, через выборные советы, настолько быстро, насколько это совместимо с сохранением безопасности оккупационных сил и целями оккупации.

II. Во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения.

III. Принципы представительства и выборности должны вводиться в районные, провинциальные управления и управления земель настолько быстро, насколько это может быть оправдано успешным применением этих принципов в местном самоуправлении.

IV. Пока что не будет создано никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного совета.

10. С учетом необходимости поддержания военной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии и религиозные учреждения будут уважаться. Будет разрешено создание свободных профсоюзов, также с учетом необходимости поддержания военной безопасности.

B. Экономические принципы

11. В целях уничтожения германского военного потенциала, производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено. Производство металлов, химических продуктов, машиностроение и производство других предметов, необходимых непосредственно для военной экономики, должно быть строго контролируемо и ограничено в соответствии с одобренным уровнем послевоенных мирных потребностей Германии, достаточным для осуществления целей, изложенных в пункте 15. Производственные мощности, ненужные для промышленности, которая будет разрешена, должны быть либо изъяты в соответствии с репарационным планом, рекомендованным Межсоюзной репарационной комиссией, и утверждены заинтересованными правительствами, либо уничтожены, если не будут изъяты.

12. В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических объединений. Несмотря на это, однако, и для достижения целей, изложенных в настоящем документе, должны быть сохранены или восстановлены определенные формы центрального административного аппарата, особенно в области финансов, транспорта и коммуникаций.

13. При организации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.

14. В период оккупации Германия должна рассматриваться, как единое экономическое целое. С этой целью должна быть установлена общая политика относительно:

a) производства и распределения продукции горной и обрабатывающей промышленности;

b) сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства;

c) зарплаты, цен и рационирования;

d) программы импорта и экспорта для Германии в целом;

e) денежной и банковской системы, централизованных налогов и пошлин;

f) репараций и устранения военно-промышленного потенциала;

g) транспорта и коммуникаций.

При проведении этой политики по мере надобности должны приниматься во внимание различные местные условия.

15. Должен быть установлен союзный контроль над германской экономикой, но только в пределах необходимых:

a) для выполнения программы индустриального разоружения и демилитаризации, репараций и разрешенного экспорта и импорта;

b) для обеспечения производства товаров и обеспечения услуг, необходимых для удовлетворения нужд оккупационных сил и перемещенных лиц в Германии и важных для поддержания в Германии среднего жизненного уровня, не превышающего средний жизненный уровень европейских стран (европейские страны означают все европейские страны, за исключением Соединенного Королевства и Советского Союза);

c) для обеспечения, в порядке, который установит Контрольный совет, равномерного распределения основных предметов между различными зонами с тем, чтобы создать сбалансированную экономику во всей Германии и сократить необходимость в импорте;

d) для контроля над германской промышленностью и всеми экономическими и финансовыми международными сделками, включая экспорт и импорт, с целью предотвращения развития военного потенциала Германии и достижения других названных здесь задач;

e) для контроля над всеми германскими общественными или частными научными, исследовательскими и экспериментальными учреждениями, лабораториями и т.д., связанными с экономической деятельностью.

16. Для введения и поддержания экономического контроля, установленного Контрольным советом, должен быть создан германский административный аппарат, и германским властям должно быть предложено в полном, практически возможном, объеме заявить и принять на себя управление этим аппаратом. Таким образом германскому народу должно быть внушено, что ответственность за это управление и любой срыв его будут лежать на нем. Любое германское управление, которое будет противоречить целям оккупации, будет запрещено.

17. Должны быть приняты немедленные меры в отношении:

a) проведения необходимого ремонта транспорта;

b) увеличения добычи угля;

c) максимального увеличения сельскохозяйственной продукции и

d) проведения срочного ремонта жилищ и основных коммунальных предприятий.

18. Контрольный совет должен предпринять надлежащие шаги для осуществления контроля и распоряжения теми германскими активами за границей, которые еще не поступили под контроль Объединенных Наций, принимавших участие в войне против Германии.

19. После оплаты репараций германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов для того, чтобы он мог существовать без помощи извне. При составлении хозяйственного баланса Германии должны быть выделены необходимые средства для импорта, одобренного Контрольным советом в Германии. Выручка от экспорта продуктов текущего производства и товарных запасов идет в первую очередь для оплаты такого импорта.

Указанное здесь условие не будет применяться к оборудованию и продуктам, упомянутым в пунктах 4 "a" и 4 "b" Соглашения о германских репарациях.

III. РЕПАРАЦИИ С ГЕРМАНИИ

1. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.

2. СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

3. Репарационные претензии Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и из соответствующих германских вложений за границей.

4. В дополнение к репарациям, получаемым Советским Союзом из своей зоны оккупации, СССР получит дополнительно из западных зон:

a) 15% такого пригодного к использованию и готового промышленного капитального оборудования, в первую очередь металлургической, химической и машиностроительной отраслей промышленности, которое не является необходимым для германского мирного хозяйства и должно быть изъято из западных зон Германии в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, цинке, лесных материалах, глиняных изделиях, нефтяных продуктах и других видах материалов, о которых будет обусловлено договоренностью.

b) 10% такого промышленного капитального оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и которое должно быть изъято из западных зон для передачи Советскому Правительству в счет репараций без оплаты или возмещения любым образом.

Изъятия оборудования, обусловленного в вышеизложенных параграфах "a" и "b", будут производиться одновременно.

5. Количество оборудования, подлежащего изъятию из западных зон в счет репараций, должно быть определено самое позднее в течение шести месяцев, начиная с настоящего времени.

6. Изъятия промышленного капитального оборудования начнутся так скоро, как это возможно, и будут закончены в течение 2 лет после решения, указанного в параграфе 5. Поставки продуктов, обусловленных параграфом 4 "a", начнутся так скоро, как это возможно, и будут произведены Советским Союзом партиями, обусловленными по договоренности в течение 5 лет от упомянутой даты. Решения о количестве и характере промышленного капитального оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и поэтому подлежащего репарациям, будут приняты Контрольным советом, согласно политике, принятой Союзной комиссией по репарациям, с участием Франции, причем окончательные решения будут выноситься командующим зоной, из которой будет изъято оборудование.

7. До определения общего количества оборудования, подлежащего изъятию, будут произведены авансовые поставки такого оборудования, которое будет определено в соответствии с порядком, указанным в последней фразе п. 6.

8. Советское Правительство отказывается от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в западных зонах оккупации Германии, а также на германские заграничные активы во всех странах, за исключением тех, которые указаны в п. 9.

9. Правительства США и Соединенного Королевства отказываются от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в восточной зоне оккупации Германии, а также на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии.

10. Советское Правительство не имеет претензий на золото, захваченное союзными войсками в Германии.

IV. ПЕРЕДАЧА ГЕРМАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО И ТОРГОВОГО ФЛОТА

A

Были приняты следующие принципы распределения германского Военно-Морского Флота:

1) Весь германский надводный военно-морской флот, исключая потопленные корабли и те, которые были взяты у союзных государств, но включая корабли, находящиеся в постройке и в ремонте, будет разделен поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами.

2) Корабли, находящиеся в постройке или ремонте, означают такие корабли, строительство или ремонт которых может быть закончен в период от 3 до 6 месяцев в зависимости от типа корабля. Вопрос о том, должны ли такие находящиеся в постройке или ремонте корабли быть достроены или отремонтированы, будет решаться упоминаемой ниже Технической комиссией, назначенной тремя державами, принимая во внимание принцип, что их достройка или ремонт должны быть завершены в течение указанного выше срока, без какого-либо увеличения количества квалифицированной рабочей силы на германских судостроительных верфях и без допущения возобновления деятельности какого-либо германского судостроения или связанной с ним промышленности. Дата окончания означает дату, когда корабль в состоянии сделать первый выход, или, в соответствии со стандартами мирного времени, обычную дату передачи корабля судостроительной верфью правительству.

3) Большая часть германского подводного флота должна быть потоплена. Не более 30 подводных лодок должны быть сохранены и разделены поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами для экспериментальных и технических целей.

4) Все запасы вооружения, боеприпасов и снабжения германского военно-морского флота, относящиеся к кораблям, передаваемым в соответствии с параграфами 1 и 3 настоящего документа, должны быть переданы соответствующим державам, получающим эти корабли.

5) Три Правительства согласились создать Тройственную военно - морскую комиссию, состоящую из двух представителей от каждого Правительства, которым будет придан необходимый штат, для представления трем Правительствам согласованных рекомендаций о распределении конкретных германских военных кораблей и для рассмотрения других конкретных вопросов, возникающих из соглашений между тремя Правительствами о германском флоте. Первое заседание Комиссии должно состояться не позднее 15 августа 1945 года в Берлине, который будет являться местом ее пребывания. Каждая делегация в Комиссии будет иметь право на основе взаимности осматривать германские военные корабли, где бы они ни находились.

6) Три Правительства согласились, что передача кораблей, включая те, которые находятся в постройке и ремонте, должна быть закончена как можно скорее, но не позднее чем 15 февраля 1946 года. Комиссия каждые две недели будет представлять доклады, включающие предложения, по мере принятия их Комиссией, относительно постепенного распределения судов.

Были приняты следующие принципы распределения германского торгового флота:

1) Германский торговый флот, сдавшийся трем державам, независимо от его местонахождения, будет поровну разделен между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Реальная передача судов соответствующим странам будет иметь место, как только это практически станет возможным после окончания войны против Японии. Соединенное Королевство и Соединенные Штаты выделят из своих долей сдавшихся немецких торговых судов соответствующие количества для других союзных государств, торговое судоходство которых понесло тяжелые потери в борьбе за общее дело против Германии, исключая Польшу, суда для которой выделит Советский Союз из своей доли.

2) Распределение, обеспечение командами и использование этих судов в период японской войны будет находиться в компетенции и власти Объединенного совета по координации судоходства и Объединенного управления торгового флота.

3) Пока реальная передача судов будет отложена до окончания войны против Японии, Тройственная комиссия по Торговому флоту произведет инвентаризацию и оценку всех имеющихся в наличии судов и даст рекомендации относительно конкретного распределения в соответствии с параграфом 1.

4) Немецкие суда берегового плавания и суда, плавающие внутри страны, которые будут определены союзным Контрольным советом в Германии, как необходимые для поддержания основ мирной экономики Германии, не будут включены в общую массу судов, разделяемых таким образом между тремя державами.

5) Три Правительства согласны создать Тройственную комиссию по торговому флоту, состоящую из двух представителей от каждого Правительства, которым будет придан необходимый штат, для представления согласованных рекомендаций трем Правительствам относительно распределения конкретных немецких торговых судов и для рассмотрения других конкретных вопросов, возникающих из соглашения между тремя Правительствами относительно немецких торговых судов. Первое заседание Комиссии состоится не позднее 1 сентября 1945 года в Берлине, который будет являться местом ее пребывания. Каждая делегация в Комиссии будет иметь право на основе взаимности инспектировать германские торговые суда, независимо от их возможного местонахождения.

<…>

Берлин, 1 августа 1945 г.

И.СТАЛИН

Г.ТРУМЭН

К.ЭТТЛИ

Библиография

    Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению. – М.: Высш. школа, 2001. – 367 с.

    Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX – начало XXI века: Учебное пособие для студентов / В.М. Заболотный. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 494 с.

    История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 2000 г.: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «История»/ Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, А.И. Строганов и др.; под ред. Е.Ф. Язькова, – М.: «Простор», 2001. – 480 с.

    Вторая мировая война. Дискуссия. Основные тенденции. Результаты исследований: Пер. с нем. Предисловие В. Рана. – М.: Прогресс – Академия, Весь мир, 1996. – 800 с.

    Политические партии: справочник. /Под ред. В.В. Загладина, Г.А. Хмелева. М., 2003.

    Загладин Н.В. Всемирная история: XX век: Учебник для 10-11 классов основной школы. – 3-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001. – 400 с.

    Гриневский О. Берлинский кризис 1958-59 гг. Заметки дипломата // Звезда, 1996., № 2.

    Новейшая история. 1939-1975 гг. Курс лекций под ред. Проф. В.В. Александрова. Учеб. пособие. М., «Высш. школа», 1977.

    Хрестоматия по новейшей истории в трех томах (Том III, Часть I). Редактор А. Гофман. – М., Соцэкгиз, 1961. – 799 с.

1 Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению, 2001, с.76.

2 См. Приложение 1

3 См. Приложение 2

4 Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению, 2001, с.77.

5 Гриневский О. Берлинский кризис 1958-59 гг. Заметки дипломата // Звезда, 1996., № 2. с.134-135.

6 Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению, 2001, с.87.

7 Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX – начало XXI века: Учебное пособие для студентов, 2004, с.381

8 Аденауэр (Adenauer) Конрад (1876-1967), немецкий государственный деятель, федеральный канцлер ФРГ в 1949-63. Один из основателей (1946) и с 1950 председатель Христианско-демократического союза. Внес значительный вклад в создание Основного закона (конституции) и государства ФРГ.. Добился приема ФРГ в Западно-Европейский Союз и НАТО. В 1955 правительство Аденауэра установило дипломатические отношения с СССР.

9 Хрестоматия по новейшей истории в трех томах (т. III, Ч. I). Редактор А. Гофман, 1961, с.253.

10 Договор вступил в силу 21 июня 1973 г. после обмена ратификационными грамотами двух государсв.

 Данный документ приведен не полностью, некоторые главы.

<*> 22 августа 1953 г. между Правительствами СССР и ГДР подписан Протокол о прекращении взимания германских репараций и других мерах по облегчению финансово-экономических обязательств ГДР, связанных с последствиями войны.

 Данный документ приведен не полностью, а некоторые его главы (гл. II, III, IV)