Армения (работа 6)
njМинистерство образования Российской Федерации
Волгоградский государственный университет
Факультет истории и международных отношений
Кафедра
РЕГИОНВОЕДЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
АРМЕНИЯ
Реферат студентки II курса, специальности «Регионоведение»
Чипилян К.Н.
Проверил:
Ассистент кафедры РМО
Е.В. Архипова
Волгоград 2003
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Армения — государство в Закавказском регионе Западной Азии.
Граничит со странами: Азербайджан - 566 км, Нахичевань - 221 км, Турция - 268 км, Грузия - 164 км, Иран - 35 км.
Площадь
Территория Армении занимает 29 800 кв. км.
ПРИРОДА
Армения-горная страна, расположенная в горах Малого Кавказа с его глубокими ущельями, озёрами и стремительными реками.
Рельеф
Армения расположена на Армянском
плато, средняя высота которого составляет
около 1800 м над уровнем моря (высочайшая
точка—гора Арарат—4 090 м). Через страну
проходят многочисленные горные цепи
Малого Кавказского хребта.
Геологическое строение и полезные ископаемые
Недра Армении богаты рудными полезными ископаемыми. На севере и востоке страны имеются богатые месторождения медной руды (Алаверди, Кафан), на юго-востоке молибдена (Дастакертское месторождение), в центральных и юго-восточных районах – железной руды (Разданское, Абовянское и Сваранцское месторождения), на севере Ахтальское, на юго-востоке Кафанское месторождение полиметаллических руд. Кроме того, имеются промышленные запасы алюминиевых нефелиновых сиенитов, а также барита с примесью золота и серебра, месторождения свинца, цинка, марганца, золота, платины, сурьмы, ртути, мышьяка. Встречаются редкоземельные металлы висмут, галий, индий, селен, таллий, теллур, рений. Туфы (оранжевый, желтый, розовый, черный), мрамор, травертины, известняки, которыми сложены горы Армении, являются прекрасными строительными и отделочными материалами. Среди полудрагоценных и поделочных камней выделяются агат, яшма, аметист, берилл, яхонт, обсидиан, оникс, бирюза. Известны ок. 7500 источников пресной и 1300 минеральной воды, многие из которых используются в бальнеологических целях (Джермук, Арзни, Дилижан, Бжни, Анкаван, Севан и др.).
Климат
Климат континентальный. В предгорьях
средние температуры июля 24— 26°С, января
-5°С, осадков 200—400 мм в год; в горных
районах—июля 18—20°С, января от -2 до
-14°С, осадков до 500 мм.
Внутренние воды
Главная река—Араке, Самое глубокое озеро—высокогорное озеро Севан, глубиной до 86 м и площадью более 1200 кв. км.
Почвы и растительность
В горах—широколиственные леса, альпийские луга.
Животный мир
В Хосровском заповеднике можно увидеть диких кабанов, шакалов, рысей и сирийских медведей, а в Дилижанском заповеднике обитают косуля, бурый медведь, куница.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первые политические образования возникли на территории Армянского нагорья уже во второй половине II тысячелетия до н. э. Одно из них — государство Урарту (по-древнееврейски «страна Арарат») — в IX в. до н. э. объединило вокруг себя разноплемённые княжества. Люди в этих княжествах говорили на разных языках, но находились в составе единого государства, которое несколько веков было одним из самых сильных в Передней Азии, они обрели культурную и экономическую общность. Урарту перестало существовать в VI в. до н. а.- его завоевало другое государство Передней Азии — Мидия. Но на бывшей территории Урарту к тому времени уже сложилась единая древнеармянская народность.
Название «Армения» известно с VI в. до н. э., но его происхождение неясно. В армянских преданиях говорится о родоначальнике всех армян по имени Хайк, поэтому армяне сами себя называют «хай» (или «хайк»), а свою страну — «Хайястан». Название «Армения» связывают с именем потомка Хайка — Арама, который совершил множество воинских подвигов и расширил границы Армении.
Более 2 тыс. лет армянский народ сохранял свою государственность, хотя Армения попадала в зависимость от Римской империи, затем Парфии, Ирана, Византии, Арабского халифата. Армянское государство было уничтожено лишь в 1375 г. Начиная с этого времени, более 450 лет армяне жили под властью турок и персов, пока в 1828 г. Восточная Армения не стала частью Российской империи (тогда как Западная Армения осталась в составе Турции). Своё государство армяне по-настоящему возродили только в 1991 г., после распада СССР. Однако современная Армения занимает лишь небольшую северо-восточную часть Армянского нагорья. Исторический центр быв- шего армянского государства — окрестности знаменитой горы Арарат (5165 м) и озера Ван находятся на территории Турции.
В поэме «Книга скорбных песнопений» средневековый армянский поэт и монах Григор Нарекаци (951 — 1003) описал страдания и горести, выпавшие на долю армянского народа, который веками угнетали чужеземные завоеватели. Спасаясь от гибели, многие армяне покинули родную страну и рассеялись по всему миру.
Но самая чёрная страница в истории армянского народа — массовый террор по отношению к армянам в Восточной Турции в 1915—1916 гг. Тогда 1,5 млн армян были убиты, а около 600 тыс. высланы в пустынные районы Сирии и Месопотамии, где большинство из них погибло. Сотни тысяч армян были вынуждены бежать из страны. В их числе и 300 тыс. беженцев, нашедших приют и защиту в Российской империи.
Однако и позднее, уже в советское время, часть армянского народа оказалась в центре межнационального конфликта. При проведении границ между республиками СССР в 20-х гг. XX в. армяне, жившие в области Нагорный Карабах, стали гражданами соседней советской республики — Азербайджана. На территории самой Армении также оказался район, в котором жили в основном азербайджанцы; его выделили в Нахичеванскую автономную республику. Начиная с 1988 г. в этих местах стали разгораться армяно-азербайджанские конфликты. В 1992— 1994 гг., уже после распада СССР, здесь шла настоящая война между Арменией и Азербайджаном. После этих событий границы государств не изменились, однако почти все армяне, жившие в Азербайджане (кроме Нагорного Карабаха), были вынуждены бежать в Армению. В свою очередь почти все азербайджанцы покинули Армению. В итоге Армения стала ещё более мононациональной страной: армяне составляют свыше 93 % её населения. В стране живут также русские, курды, грузины и ассирийцы.
Таким образом, после того, как 23 августа 1990 законодательный орган Армении (тогда Верховный Совет Армянской ССР) провозгласил суверенитет республики, проголосовал за новое официальное название - Республика Армения - и восстановление ранее запрещенного "ерекгуйна" (триколора, состоящего из красной, голубой и оранжевой полос) в качестве национального флага. 23 сентября 1991 Республика Армения провозгласила свою независимость, а 21 декабря того же года присоединилась к Содружеству Независимых Государств (СНГ). К концу 1991 ок. 80% обрабатываемой земли было передано тем, кто ее возделывал. 25 декабря 1991 Республика Армения была признана США, а 22 марта 1992 принята в ООН. Весной 1992 полувоенные формирования Армении установили контроль над Нагорным Карабахом. В 1993 вооруженные силы карабахских армян атаковали позиции азербайджанцев, с которых последние обстреливали Карабах и деревни, расположенные на востоке Армении. В самом Азербайджане вспыхнула гражданская война, и вооруженные силы Карабаха захватили значительную часть азербайджанской территории севернее и южнее Карабахского анклава, расчистив Лачинский коридор, отделявший Карабах от Армении. Сотни тысяч азербайджанцев покинули свои дома и стали беженцами. В мае 1994 при посредничестве России было заключено соглашение о прекращении военных действий.
Между тем экономика Армении была парализована, отчасти из-за распада СССР, но главным образом из-за блокады республики, установленной Азербайджаном. В 1993 производство мяса, яиц и других необходимых продовольственных продуктов сократилось, импорт превысил экспорт на 50%, резко возрос дефицит бюджета. Заводы и школы были закрыты, уличное движение в городах приостановлено. Уровень жизни стал резко падать, пришлось ввести нормирование продуктов питания. В этих условиях процветала коррупция, и организованные местные преступные группы взяли под контроль некоторые отрасли экономики. В эти годы из Армении эмигрировало ок. 10% населения (300 тыс. человек).
В 1994, после двух зим без отопления и почти без электричества, правительство приступило к рассмотрению вопроса о возможности пуска Мецаморской АЭС, которая была законсервирована после Чернобыльской катастрофы 1986. В середине 1990-х годов были проведены переговоры с Туркменией и Ираном об импорте природного газа в Армению и подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сферах торговли, энергетики, банковского дела и транспорта.
В 1994 началось сооружение современного моста через р.Аракс, соединяющего Армению с Ираном у города Мегри, которое было завершено в 1996. По нему открыто двустороннее движение. Летом 1996 было заключено торговое соглашение с США, выполнение которого, однако, увязывалось с прекращением войны в Нагорном Карабахе.
В 1994 начало расти недовольство президентом Тер-Петросяном и его партией АОД на фоне обострившегося экономического кризиса и широкого распространения коррупции в самом правительстве. Армения приобрела репутацию государства, в котором успешно развивается процесс демократизации, но в конце 1994 правительство запретило деятельность партии Дашнакцутюн и выпуск нескольких оппозиционных газет. На следующий год были подтасованы результаты референдума о новой конституции и парламентских выборах. За эту конституцию было подано 68% голосов (против - 28%), а за парламентские выборы - всего 37% (против - 16%). Конституция предусматривала усиление власти президента за счет сокращения полномочий парламента. На выборах в парламент были допущены многочисленные нарушения, и иностранные наблюдатели оценили эти выборы как свободные, но проведенные небезупречно. Республиканский блок во главе с Армянским национальным движением, преемником Карабахского движения, одержал убедительную победу.
Еще более поразительным оказался результат президентских выборов, проведенных 22 сентября 1996. Тер-Петросян набрал 52% голосов (по правительственной оценке), а основной кандидат оппозиции Вазген Манукян - 41%. Тер-Петросян выиграл с перевесом в 21 981 голос, но была выявлена разница в 22 013 голосов между общим числом голосовавших и числом официально зарегистрированных избирательных бюллетеней. В сентябре 1996 против уличных демонстрантов были брошены армия и полиция.
Президент Тер-Петросян стал особенно непопулярным, когда предложил смелое компромиссное решение карабахского конфликта и принял за основу план международного сообщества, согласно которому Нагорный Карабах формально останется в составе Азербайджана, но получит полную автономию и самоуправление. Даже ближайшие политические сподвижники отвернулись от Тер-Петросяна, и ему пришлось уйти в отставку в феврале 1998. После новых выборов президентом Армении стал Роберт Кочарян, бывший руководитель Нагорного Карабаха. Политика Кочаряна в карабахском вопросе оказалась менее гибкой, но правительство решительно взялось за искоренение коррупции и налаживание отношений с оппозицией (партия Дашнакцутюн снова была легализована).
Говоря об истории создания и развития столицы Армении, следует упомянуть, Эривань — старое (до 1936 г.) название столицы Армении города Еревана (около 1,3 млн жителей). Ереван расположен в обширной межгорной котловине, недалеко от границы с Турцией. Это один из древнейших городов мира: он был основан в 782 г. до н. э. как крепость Эребуни.
На сегодняшний момент Ереван сохранил черты восточного города — маленькие духаны (кавказские подобия русских трактиров или европейских кафе) в подвалах невысоких домов, смешение языков и культур на шумных улочках — чем так восхищался Осип Мандельштам:
Но центр современного Еревана — это широкие площади и проспекты, величественный памятник Давиду Сасунскому — легендарному герою армянского эпоса. Многие здания в Ереване и в других городах Армении построены из туфа — красивого и лёгкого камня разных цветов: бледно-розового, кирпично-красного, чёрного.
НАСЕЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Население республики составляет около 3,421 млн. человек; 93% населения — армяне. Национальные меньшинства: азербайджанцы, русские, курды, украинцы, грузины и греки. Языки: армянский (государственный), русский.
Этнический состав населения: армяне – 90%, азербайджанцы – 5%, русские – 2,5%. Кроме того, в стране живет 50 тыс. курдов, 10 тыс. украинцев, 6 тыс. ассирийцев и др.
За пределами страны проживает около 1,6 млн. армян (в США, Франции, Иране, Ливане, Сирии, Турции, Австралии и др.).
Средняя продолжительность жизни:
мужчины - 69 лет,
женщины - 76 лет.
Возрастная структура: 0-14 лет: 23.23% (м. 394,194; ж. 380,911) 15-64 лет: 67.04% (м. 1,094,646; ж. 1,141,760) 65 лет и свыше: 9.73% (м. 135,477; ж. 189,112)
Рост населения: -0.21%
Таким образом, видно, что Республика Армения является многонациональным государством, продолжительность жизни населения которой, по сравнению с другими государствами достаточно высокая. Однако, явственно наблюдается демографический спад.
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ
Христианство /Армянская Апостольская Церковь/
Одна из древнейших Церквей - Армянская Апостольская Святая Церковь - на протяжении всей истории христианства была и является неотъемлемой частью "Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви" Христовой.
Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин - Католикосат Всех Армян, основанный в 301 году.
ЭКОНОМИКА
Экономический облик Армении формировался в течение многих веков. Страна последовательно прошла все стадии экономического развития - от ремесленного производства до современной индустрии. Ко времени провозглашения независимости Армения представляла собой преимущественно индустриальную республику, обладающую мощным научно-техническим потенциалом. С приобретением независимости Республика Армения вступила в этап, который можно считать переходным. Происходят кардинальные изменения, целью которых является утверждение рыночных отношений. Подобный переход для любой страны отмечен большими трудностями. В Армении к этим закономерным трудностям добавились последствия разрушительного землетрясения 1988 года и осложнения, вызванные создавшейся в регионе напряженной обстановкой, - блокада, вооруженные столкновения и пр.
Денежная единица — драм.
Промышленность
Состояние промышленности Армении особенно ухудшилось после распада СССР, когда прервались существовавшие десятки лет налаженные хозяйственные связи. Стало очевидным, что большая часть промышленных предприятий Армении не обеспечивает законченный цикл производства, находится в зависимости от завозившегося извне сырья или компонентов продукции. В 1990-1991 гг. резко сократилось производство промышленной продукции, фактически перестали работать некоторые предприятия, возникла безработица. Сократилось производство электроэнергии, поскольку после землетрясения 1988 года была закрыта Армянская атомная электростанция.
В подобных условиях возникла необходимость выявить новые источники и виды сырья (в основном местные), принять меры для смягчения энергетического кризиса, преобразовать производственный профиль некоторых предприятий. Одновременно в республике начался процесс приватизации промышленных предприятий. Развернулась работа по повышению надежности Армянской атомной электростанции и в 1996 году она возобновила производство электроэнергии.
Правительство республики предприняло меры для получения долгосрочных кредитов от международных финансовых и банковских учреждений. Благодаря принятым мерам, начиная с 1994 года во многих отраслях промышленности стали заметны обнадеживающие сдвиги: начал медленно увеличиваться объем промышленной продукции, часть предприятий приспособилась к новым условиям, стала самостоятельно изыскивать источники сырья и рынки сбыта, были предприняты шаги в направлении создания конкурентоспособной продукции.
Так, благодаря привлечению иностранных инвестиций и помощи МВФ в последние годы удалось пустить в строй ряд промышленных объектов. Традиционно ведется добыча и обработка строительных материалов: базальта, перлита, известняка, пемзы, мрамора и др. Производится цемент. На базе разработки меднорудных месторождений в Кафане, Каджаране, Агараке и Ахтале возобновлена работа медеплавильного комбината в Алаверди. На основе местного сырья производятся алюминий, молибден и золото. Ведется огранка бриллиантов, однако, алмазы являются экспортными, поскольку алмазными месторождениями Армения не обладает. Вновь заработал Ванадзорский химический комплекс, состоящий из 25 предприятий.
Финансы и банковская система
Посредством финансово-кредитной системы Республики Армения осуществляется формирование, распределение, перераспределение и использование финансовых и денежных фондов. В условиях современных рыночных отношений в финансовой системе республики центральное место занимает бюджетная система, которая состоит из Государственного бюджета и местных бюджетов общин. Государственный бюджет Республики Армения представляет собой финансовую программу формирования и расходования денежных средств, необходимых для того, чтобы обеспечить реализацию государственными органами своих полномочий. В городах и селах финансовой основой местного самоуправления являются бюджеты общин.
Банковская система Республики Армения включает в себя Центральный банк Республики Армения, действующие на территории республики банки (в том числе и дочерние), их филиалы, представительства, конторы (пункты), включая филиалы и представительства зарубежных банков. По положению на 1 января 1999 года количество зарегистрированных торговых банков и филиалов составляло соответственно 31 и 175 единиц, а объем объявленного уставного капитала - 19704 млн. драмов.
Сельское хозяйство
Сразу же после приобретения независимости в Армении были проведены коренные реформы, направленные на утверждение рыночных отношений в сельском хозяйстве. Было приватизировано около 450 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения (61%), 63% пахотных земель, 85% насаждений и 54,5 % пастбищ. В 2000-ом г. в Республике Армения было 333810 сельских индивидуальных и 10 сельских коллективных хозяйств. По расчету пахотных земель средняя площадь хозяйств составляет 1 га. Затем были приватизированы скот и значительная часть сельскохозяйственной техники, сделаны первые шаги в направлении создания фермерских хозяйств.
В результате проведенных реформ смягчился вопрос занятости сельского населения, крестьянин был вовлечен в сферу рыночных отношений, страна избежала резкого спада производства сельскохозяйственной продукции.
Однако затяжка приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и отраслей, обслуживающих труд земледельца, стала причиной того, что в республике еще не полностью сформировались структуры технического обслуживания крестьянских хозяйств и реализации сельскохозяйственных продуктов, соответствующие новым условиям. Развитие указанных структур, равно как и решение важной для условий Армении проблемы орошения, позволит повысить производительность труда крестьянина и обеспечить дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства.
Транспорт
До провозглашения независимости Армения была связана с соседними и дальними странами посредством железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. С начала 1990-х гг. вследствие создавшегося в регионе напряженного положения Республика Армения оказалась в блокаде. Перестали действовать железнодорожные и автомобильные дороги между Азербайджаном и Арменией, из-за грузино-абхазского конфликта прекратилось движение по железной дороге, идущей через Грузию в Россию.
В этих условиях резко возросло значение автомобильного и в особенности воздушного транспорта. В период 1991-1996 гг. властям Армении удалось поддержать рабочее состояние основных автомагистралей республики, построить дорогу Горис-Лачин-Степанакерт, расширить и благоустроить дорогу, ведущую из Ширака в находящийся в соседней Грузии Джавахк, построить связывающий Армению с Ираном мост через реку Аракс.
Посредством воздушного транспорта осуществляются перевозки пассажиров в другие страны, а также ввоз в республику основной части грузов. Воздушными линиями Армения связана с рядом городов бывшего СССР, Европы, Азии. Ереванский аэропорт "Звартноц" стал важным международным воздушным узлом. Действуют также ереванский аэропорт "Эребуни", аэропорты в Горисе, Гюмри и др.
Торговля
После приобретения независимости Армения получила возможность принимать самостоятельное участие в мировой торговле. В области внешней торговли образовался отрицательный баланс, поскольку экономика республики была еще не в состоянии обеспечить конкурентоспособность своей продукции. Основным путем преодоления такого положения стало развитие экономики. Для населения Армении, которое на протяжении десятков лет постоянно испытывало недостаток в продуктах и товарах широкого потребления, некоторое время было непривычным то обилие продуктов, которое возникло после приобретения независимости. Как и в других странах, которые в свое время пережили этап предварительного накопления капитала, в Армении также вложения прежде всего были сделаны в торговлю. Из России, Ирана, Сирии, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран, с которыми налажены торговые отношения, в Армению ввозятся продукты питания, товары широкого потребления и т.д.
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ
Численность вооруженных сил и расходы на оборону в 1992 и 1997 гг.
1992 1997
Численность (тыс. чел.) 20 60
Расходы на оборону (% от ВНП) 3,5 3,5
Экспорт и импорт вооружений в 1992 и 1997 гг.
1992 1997
Экспорт (% от мирового экспорта) 0,0 2,1
Импорт (% от мирового импорта) 0,0 0,0
Говоря о причинах нахождения российской военной базы на территории Армении, следует отметить, что российские военные базы, которые приходится выводить из Грузии, переводятся на территорию Армении. Эта республика - по-настоящему стратегический партнер России в Закавказье. Как сообщали информационные агентства, Роберт Кочарян, говоря о присутствии России на Кавказе, сказал буквально следующее: «Это важный стабилизирующий фактор и серьезный элемент безопасности». «Обеспечение региональной безопасности отвечает общим интересам двух стран», - добавил армянский лидер.
«У нас очень неплохо развиваются отношения по всем ключевым направлениям. Мы прошлись по всему комплексу нашего взаимодействия и в политической сфере, и на международной арене, и в области военно-технического сотрудничества», - заявил на встрече Владимир Путин1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Республика Армения - суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.
Власть в Республике Армения принадлежит народу. Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц.
Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами - на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Конституция Республики Армения
Конституция Республики Армения была принята 5-го июля 1995 г. в результате всенародного референдума.
Конституция - Основной Закон Республики Армения является гарантией независимого демократического общества Армении, основанного на верховенстве социальной справедливости и закона.
В Конституции закреплены следующие положения:
- основы конституционного строя;
- основные права и свободы человека и гражданина;
- Президент Республики;
- Национальное Собрание (Парламент);
- Правительство;
- судебная власть;
- территориальное управление и местное самоуправление;
- принятие, изменение Конституции и референдум;
- переходные положения.
Президент
Республика Армения имеет систему президентского правления. Согласно Конституции, Президент обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей, является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Pеспублики.
Президент избирается гражданами Республики Армения пятилетний срок.
Президентом Республики может быть избрано каждое ли достигшее 35 лет, последние десять лет являющееся граждан ном Республики Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и о падающее избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Республики более, чем два раза подряд.
Национальное собрание (парламент)
Национальное Собрание осуществляет законодательная власть в Республике Армения
Нынешний состав Национального Собрания Республики Армения сформирован в результате выборов 5 июля 1995г., срок полномочий - 4 года. Были проведены смешанные выборы по пропорциональной и мажоритарной системам.
Национальное Собрание состоит из 189 депутатов (декаб 1997 г.). 149 депутатов избраны по мажоритарной системе, 40 по пропорциональной системе (партийного представительств;
Только те партии, которые получили более 5% общего чис. голосов в пропорциональных выборах (по партийным списка могут иметь фракции в Национальном Собрании. 10 и более депутатов могут образовать свою депутатскую группу.
Правительство Республики Армения
Исполнительную власть в Республики Армения осуществляет Правительство Республики Армения, состоящее из Премьер-министра и министров.
Структура и порядок деятельности Правительства устанавливаются указом Президента Республики Армения по представлению Премьер-министра.
Президент Республики Армения назначает Премьер-министра (варчапет) во главе Правительства и, по представлению Премьер-министра, членов Правительства - министров (нахарар).
Заседания Правительства созывает и ведет Президент Рес-публики Армения или, по его поручению - Премьер-министр.
Постановления Правительства подписывает Премьер-министр, заверяет Президент Республики Армения.
Члены Правительства - министры:
Внутренних дел и национальной безопасности устанавливает до ратификации международного договора соответствие Конституции закрепленных в нем обязательств:
- решает споры, связанные с результатами референдумов, выборов Президента Республики Армения и депутатов;
- дает заключение о наличии основания для отрешения от должности Президента Республики Армения;
- дает заключение о невозможности исполнения Президентом Республики Армения своих полномочий;
- в установленном законом порядке выносит решения о приостановлении или запрещении деятельности партий...
В Конституционный Суд могут обратиться:
- Президент Республики Армения;
- не менее чем одна треть депутатов;
- кандидаты в Президенты Республики Армения и в депутаты о спорам, связанным с результатами выборов;
- Правительство - в случаях невозможности исполнения Президентом Республики Армения своих полномочий.
Конституционный Суд рассматривает дело лишь при наличии соответствующего заявления.
Административно - территориальное деление, территориальное управление и местное самоуправление
Административно-территориальными единицами Республики Армения являются области и общины. Области состоят из сельских и городских общин.
В общинах осуществляется местное самоуправление. Для распоряжения общинной собственностью, решения вопросов общинного значения на трехлетний срок избираются органы местного самоуправления: Совет старейшин общины в составе от пяти до пятнадцати членов, руководитель общины - мэр города, сельский староста.
Руководитель общины формирует свою администрацию.
Совет старейшин общины утверждает бюджет общины, контролирует исполнение бюджета, устанавливает местные налоговые платежи.
В областях осуществляется государственное управление. Правительство назначает и освобождает руководителей областей (марзпет), которые реализуют региональную политику Правительства, координируют деятельность региональных служб pecпубликанских исполнительных органов.
Город Ереван имеет статус области. Мэра Еревана, по поставлению Премьер-министра, назначает Президент Республики. Местное самоуправление в Ереване осуществляется в квартальных общинах.
№ |
область |
областной центр |
Население на 1996г. (тыс.чел.) |
Населенные пункты |
Городские общины |
сельские общины |
|
Арагацотн |
Аштарак |
162,5 |
121 |
3 |
112 |
|
Арарат |
Арташат |
305,0 |
98 |
4 |
93 |
|
Армавир |
Армавир |
315,5 |
98 |
3 |
4 |
|
Гегаркуник |
Гавар |
272,4 |
98 |
5 |
87 |
|
Ереван |
Ереван |
1249,4 |
1 |
12 |
- |
|
Лори |
Ванадзор |
392,4 |
130 |
8 |
105 |
|
Котайк |
Раздан |
325,9 |
69 |
7 |
60 |
|
Ширак |
Гюмри |
358,3 |
131 |
3 |
116 |
|
Сюник |
Капан |
161,9 |
135 |
7 |
106 |
|
Вайоц Дзор |
Ехегнадзор |
68,3 |
55 |
3 |
41 |
|
Тавуш |
Иджеван |
154,8 |
65 |
4 |
58 |
|
По стране |
3766,4 |
1001 |
59 |
872 |
ОБЩИНЫ ГОРОДА ЕРЕВАНА
1. Аван 7. Hop Норк
2. Арабкир 8. Норк-Мараш
3. Ачапняк 9. Нубарашен
4. Давташен 10. Центр
5. Канакер-Зейтун 11. Шенгавит
6. Малатия-Себастия 12. Эребуни
Судебная власть
Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды - в соответствии с Конституцией и законами. В установленных законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных.
Судами общей юрисдикции Республики Армения являются суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный Суд.
В Республике Армения действуют также хозяйственный, военный, а также иные, предусмотренные законом суды.
Запрещается создание чрезвычайных судов.
Гарантом независимости судебных органов является Президент Республики Армения. Он возглавляет Совет правосудия.
Судья несменяем и занимает свою должность до достижения 65 лет. Полномочия прекращаются только в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией и законами.
При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону.
Государственные праздники и дни памяти Республики Армения
В Республике Армения установлены следующие праздничные дни памяти:
С 31-го декабря по 6 января - Рождественские праздники. Нерабочими днями являются: 31-е декабря, 1-е и 2-е я (Новый год), 6-е января (Св.Рождество и Богоявление).
7 апреля - Праздник материнства и красоты (нерабочий день). В этот день мужчины делают подарки своим матерям, жёнам, сестрам, любимым подругам.
24 апреля - День памяти жертв геноцида армян (не рабочий день).
9 мая - День победы и мира (нерабочий день). 9 мая армянский народ чтит память сотен тысяч своих сыновей, которые в годы второй мировой войны сражались против фашизма в рядах вооруженных сил Советского Союза и союзников.
28 мая - День Первой Республики (нерабочий день)
5 июля - День Конституции (нерабочий день).
21 сентября - День независимости (нерабочий день] Свободная и независимая Республика Армения была провоза на 21 сентября 1991 г. - согласно результатам всенародного референдума.
Таким образом, говоря о Республики Армения, необходимо отметить, что страна имеет стабильный политический курс развития, тесно связанный с Россией, чему не в малой степени способствует исторические предпосылки, а также, промышленный комплекс, построенный в Советский период и природные ресурсы.
Говоря об экономическом потенциале страны, учитывая особенности развития промышленности республики, накопленный опыт, уровень занятых в ней специалистов и рабочих, становится очевидным, что целесообразно развивать те отрасли промышленности, которые отличаются малой энергоемкостью, в состоянии обеспечить занятость населения и использовать мощный научно-технический потенциал страны. В условиях углубления рыночных отношений будущее будут иметь те отрасли, продукция которых займет свое место на мировом рынке. Этим требованиям может удовлетворить пищевая промышленность (производство вин, коньяков, консервов, минеральных вод, кондитерских изделий, табака и пр.), легкая промышленность (производство тканей, обуви), промышленность строительных материалов. Перспективами дальнейшего развития обладает также машиностроение - станкостроение, приборостроение, электроника, производство вычислительной техники и т.д. Основным направлением развития химической промышленности должна стать так называемая "малая химия" - производство бытовых химических материалов, красок и т.д. Наличие в республике научного потенциала делает возможным развитие фармакологической и биологической промышленности. Данный вывод можно еще аргументировать весьма скудными природными ресурсами.
Список литературы
1. http://www.centralasiannews.com/shtml/html/armenia/armenia.htm
2. http://www.ca-c.org/journal/rus-02-2002/12.bagprimru.shtml
3. http://www.100top.ru/encyclopedia/countries/byid/?countryid=12676
4. http://www.armenia.ru/church/index.htm
5. http://www.gismeteo.ru/weather/towns/37789.htm
6. http://www.krugosvet.ru/articles/100/1010016/1010016a6.htm#1010016-L-122
1 http://www.vesti7.ru/news?id=1772