Августовский путч 1991 года

Сахалинский Государственный Университет

Институт истории, социологии и управления

Контрольная работа:

Августовский путч 1991 года

Выполнила:

Шистерова К.М.

Студентка 5к, ОЗО.

Проверила:

Шалкус Г.А.

Содержание

Введение

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Заключение

Литература

Введение

События 19-20 августа 1991 года занимают особое положение в отечественной литературе. С одной стороны, можно констатировать что тема не обделена вниманием, а с другой - то что преобладают издания мемуарного и публицистического плана, где хотя и освещаются многие важнейшие стороны кризиса, целостная картина все же отсутствует1.

Остаются без ответа достаточно крупные вопросы, в числе которых и вопрос о том, кто же в те дни совершал переворот? Публикации обнаруживают не менее трех различных позиций по этому поводу.

Наиболее распространенной является версия сформулированная российским руководством еще 19-21 августа 1991 года. Согласно этой версии "Путч" попыталась осуществить "имперская" реакционная партийно-государственная номенклатура, которая противилась глубоким демократическим преобразованиям, проводимым прежде всего российскими властями. Тогда же в 1991 названием "Коричневый путч красных. Август 1991г.". Обложка книги была украшена знаком соединявшим звезду и свастику.

Согласно второй версии, главным инициатором неудавшегося "переворота", являлся президент СССР. Сторонники этой версии полагают, что М. С Горбачев, провоцируя столкновение российских и союзных властей, рассчитывал на их взаимное ослабление и большую уступчивость в будущем.В.С. Павлов же считает, что таким образом президент СССР хотел избавиться от своего окружения, которым он тогда тяготился2. При этом как предполагали некоторые авторы, Горбачев действовал в сговоре с Ельциным.3

И наконец третья версия принадлежит Г.Х. Попову, который весной 1992 года в интервью руководителю Санкт-Петербургского телевидения Б.А. Курковой, заявил, что в августе 1991 г. "путч" совершили демократы, чем не мало шокировал собеседницу.

Противники ГКЧП обычно акцентируют внимание на событиях собственно августа 1991 г., указывая на противоправный характер действий и документов заговорщиков. Участники и сторонники ГКЧП подчеркивают, что их выступление явилось отчаянной попыткой остановить действие тех деструктивных процессов, которые начались задолго до августа 1991 года, привели советское общество к глубокому кризису и поставили под вопрос существование самого государства.

Глава 1

К середине 1991 года деструктивные процессы в стране развивались столь интенсивно, что для восстановления элементарной управляемости обычных мер было уже не достаточно. И это осознавали все политические силы. За право вывода страны из кризиса боролись два четко обозначившихся центра политической власти: союзное руководство, за вычетом Горбачева и российские лидеры. На бескомпромиссность противостояния повлияло то, что за каждым из них стояли не просто личностные амбиции, а различные представления о путях экономического, политического и национально-государственного развития страны. Первые выступали за социалистический выбор, развитие системы Советов, сохранения единого государства в рамках СССР. Вторые заявляли о приверженности либеральным подходам в экономике, о необходимости изменения советской системы, считали возможным осуществить это лишь в рамках конфедеративного союза государств.

Высшие руководители СССР резко возражали против намеченного на 20 августа подписания текста Союзного договора, и всячески старались ему помешать, ведь он означал прекращение существования единого союзного государства. Президент СССР был одним из разработчиков этого договора и инициатором его скорейшего подписания, причем отказавшимся выполнять решения носившие для него обязательный характер4. По мнению ряда высших руководителей СССР, единственное что могло предотвратить крах страны, это введение режима чрезвычайного положения, который мог бы положить конец "войне законов" и восстановить управляемость государством в рамках СССР. Однако проблема состояла, в том что введение режима чрезвычайного положения осуществлялось президентом СССР с последующим утверждением Верховным Советом СССР, а глава государства длительное время пойти на этот шаг не решался. Поэтому в правовом плане перед будущими заговорщиками стояла практически не решаемая задача: реально "надавить" на президента мог лишь Верховный Совет, созвать который до 20 августа было уже тогда не возможно. По сути высшие должностные лица Союза оказались перед дилеммой: либо молча смириться с подписанием договора, либо попытаться предпринять что-либо, причем в обеих ситуациях их позиция была бы юридически не безупречной. Во втором случае перед сторонниками сохранения союза было три варианта действий: попытаться все же склонить президента к введению чрезвычайного положения; под благовидным предлогом постараться "отодвинуть" его на период "не популярных действий"; реально отстранить Горбачева от выполнения обязанностей с последующим вынесением вопроса на Съезд Народных депутатов. В последствии А.В. Крючков сожалел о том, что не был избран последний сценарий5. В августе же 1991 года обсуждались лишь два первых варианта., а учитывая все предшествующие обстоятельства реальным считали лишь второй6. Сильно давил и временной фактор: все нужно было сделать до 20 августа.

Идея введения чрезвычайного положения в августе 1991 года не была новой. С 1990 года неоднократно ставился вопрос о введении чрезвычайного положения на территории всей станы или в ряде регионов как вариант президентского правления. Причем тема не просто обсуждалась: Горбачев давал конкретные поручения по подготовке соответствующих материалов. Правоохранительные органы не однократно получали на этот счет указания в связи с событиями в Прибалтике, Закавказье, Молдавии, Южной Осетии и регионах особой забастовочной активности. Не раз обсуждалась ситуация и в Москве. Поручения президента носили прикладной характер: они касались подготовки соответствующих постановлений, обращений, содержали перечень необходимых организационных и чрезвычайных мер7. На общесоюзном уровне вопрос регулярно поднимался с ноября 1990 года. В декабре 1990 года на 4 съезде народных депутатов были утверждены предложения Горбачева о реорганизации исполнительно-распорядительных органов власти СССР и о введении формы президентского правления.29 декабря 1990 года был подписан совместный приказ министра внутренних дел и министра обороны об организации совместного патрулирования, не однозначно воспринятый различными политическими силами.

В практическую плоскость вопрос о введении режима чрезвычайного положения перешел в середине 1991 года. На открытом заседании Верховного совета СССР 17 июня 1991 года, после доклада премьер-министра В.С. Павлова на необходимости его введения настаивали председатель КГБ В.А. Крючков, министр внутренних дел Б.К. Пуго и министр обороны Д.Т. Язов. По перечню ведомств которые они представляли и с учетом сфер, которыми они занимались, можно сделать вывод о том, что о применении решительных мер говорили люди, каждодневно и остро ощущавшие последствия потери управляемости социальными процессами. Однако тогда, в разгар "новоогаревского процесса", президент СССР не поддержал членов своего кабинета. В то же время поручения Горбачева продолжать анализ ситуации, изучать возможности полного или частичного введения чрезвычайного положения в стране или в отдельных ее частях, применения жестких мер, прежде всего для предотвращения экономического краха, получали как указанные должностные лица, так и другие ответственные работники аппарата президента и руководители ЦК8. Им предлагалось работать и "ждать момента". Последнее поручение Крючков, Язов и Пуго получили перед самым отъездом Горбачева на юг. О большой степени доверенности этой версии, может свидетельствовать тот факт, что позже уже находясь в Форосе, генеральный секретарь взялся за подготовку статьи о недопустимости введения чрезвычайного положения9. Не трудно предположить, что в случае потенциального успеха, подобного мероприятия, статью "о вреде", можно было бы без труда переделать в статью "о пользе"; не менее основательной будет и догадка о том, что он знал (или догадывался), что могло произойти, но ничего не предпринял (или что-то предпринял, но это осталось неизвестным) 10. В пользу этой версии говорит заявление, сделанное Горбачевым для журналистов 22 августа 1991 года: "Всей правды вы никогда не узнаете!"11.

Создание ГКЧП и его действия 17-19 августа достаточно, хотя и противоречиво, отраженны в литературе. Намного меньше внимания уделено "содержательной " стороне деятельности "гекачепистов", связанной прежде всего с первым пакетом документов появившихся от их имени 19 августа.

Глава 2

Потерпев неудачу в попытках убедить Горбачева внести в его текст необходимые изменения, высшие руководители СССР решили действовать самостоятельно. В отсутствие президента, когда он находился на отдыхе в Крыму, 18 августа, на одном из объектов КГБ в Москве, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли: О.Д. Бакланов (первый заместитель председателя Совета Обороны СССР), В.А. Крючков (Председатель КГБ СССР), В.С. Павлов (Премьер-министр СССР), Б.К. Пуго (министр внутренних дел СССР), В.А. Стародубцев (Председатель крестьянского союза СССР), А.И. Тизяков (президент ассоциации государственных предприятий и объектов строительства, промышленности, транспорта и связи), Д.Т. Язов (министр обороны СССР), Г.И. Янаев (вице-президент СССР). Состав комитета должен был продемонстрировать единство высших органов власти и основных социальных групп и их озабоченности судьбой Союза. В тот же день прервал отпуск и вернулся в Москву Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов, который однако в состав ГКЧП не вошел.

Утром 19 августа был обнародован указ вице-президента Г.И. Янаева, в котором сообщалось о невозможности Горбачевым выполнять обязанности президента "по состоянию здоровья", и о вступлении в должность главы государства самого Янаева.

"…. Ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР…".

Заявление Советского руководства.

18 августа 1991г.

В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР полномочий президента Союза СССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу:

В целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества:

Исходя из результатов всенародного референдума о сохранении СССР и руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей страны, всех советских людей

Заявляем:

1 В соответствии со статьей 127(3) Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" и идя на встречу требованиям широких масс, и необходимости принятия самых решительных мер, обеспечения законности и порядка ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР сроком на 6 месяцев с 4 часов по Московскому времени 19 августа 1991 года.

2 Установить что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и Законы СССР.

3 Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе:

Бакланов О.Д. - первый заместитель председателя Совета Обороны СССР, Крючков В.А. -председатель КГБ СССР, Павлов В.С. -премьер министр СССР, Пуго Б.К. министр внутренних дел СССР, Стародубцев В.А. -председатель крестьянского союза СССР, Тизяков А.И. -президент ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР. Язов Д.Т. - министр обороны СССР, Янаев Г.И. -исполняющий обязанности президента СССР. (Янаев, Павлов и Бакланов) 20 августа 1991г.

Вторым документом было "Заявление Советского руководства ", подписанное Г.И. Янаевым, В.С. Павловым и О.Д. Баклановым, о том что в отдельных местностях на срок до 6 месяцев с 19 августа вводиться чрезвычайное положение, осуществлять режим которого был призван ГКЧП СССР. Третий документ -«Обращение к советскому народу", где впервые на столь высоком уровне констатировалось, что начатая по инициативе М.С. Горбачева политика реформ зашла в тупик, и анализировались причины вызвавшие "безверие, апатию и отчаянье), потерю доверия к власти и неуправляемость страны. В числе главных причин называлось возникновение экстремистских сил, взявших курс на ликвидацию Советского Союза и захват власти любой ценой. Документ едва ли не впервые в советской истории открыто призывал защищать социализм. Апелляция к патриотическим чувствам была призвана подчеркнуть критичность момента, консолидировать всех государственнически настроенных граждан СССР, не зависимо от политических симпатий.

В четвертом документе - "Постановление ГКЧП №1" - перечислялся комплекс первоочередных для исполнения мер: незамедлительное расформирование структур власти и управления, военизированных формирований, противоречащих Конституции СССР и Законам СССР, подтверждение недействительности законов и решений, противоречащих Конституции и Законам СССР, приоритет общесоюзного законодательства; приостановка деятельности политических партий общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. Далее следовал перечень необходимых действий по охране общественного порядка и безопасности государства, общества и граждан; мер не допускающих проведение митингов уличных шествий и демонстраций, а также забастовок; по установлению контроля над средствами массовой информации, наведению порядка и дисциплины во всех сферах жизни общества; своевременной сборке урожая и удовлетворению первостепенных социальных нужд. В заключение авторы обращались ко всем политически здоровым силам с призывом объединиться, "чтобы положить конец нынешнему смутному времени". Правотворчество ГКЧП подкреплялось вводом в столицу войск (4 тысячи солдат и офицеров) и бронетехники.

Российское руководство против которого была преимущественно направлена активность ГКЧП, оперативно, продуманно и комплексно отреагировало на эти действия. Во-первых, была развернута мощная информационная компания. На одно из центральных мест вышла тема "заботы", о президенте СССР и его здоровье, что должно было сфокусировать внимание на сомнительности повода отстранения Горбачева от должности. В общественном сознании удалось демонизировать ГКЧП, назвав в первый же день происходящее "путчем хунты", что вызывало ассоциации с образами кровавых диктаторов и правового беспредела. Во-вторых, российские руководители призвали под стены Белого Дома (резиденцию Верховного Совета и Правительства РСФСР), своих сторонников и старались на протяжении всего периода противостояния сохранять живое кольцо (по разным сведениям там находилось от 4-до 90 тыс. защитников). Это было важным сдерживающим фактором, поскольку обе противостоящие стороны понимали политические последствия возможного кровопролития. В -третьих, Б.Н. Ельцин отталкиваясь от идеи утраты легитимности союзным руководством в связи с совершением "государственного преступления", подписал серию указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, в их числе подразделения КГБ, МВД и МО СССР. Он принял также на себя полномочия командующего Вооруженными силами СССР на территории РСФСР.

Противостояние между сторонниками ГКЧП и российских властей происходило в лишь в центре столицы. Руководители других союзных республик, а также областей и краев России все чаще проявляли сдержанность, ограничиваясь принятием документов, в которых выражалась готовность следовать Конституции СССР, российским законам и осуждалось введение чрезвычайного положения.

Глава 3

Утром 19 августа Центральное телевидение и Всесоюзное радио сообщили о том, что М.С. Горбачев тяжело болен, и не может выполнять свои обязанности, поэтому вице-президент Г. Янаев назначен исполнять обязанности президента СССР. В связи с ростом центробежных тенденций и необходимостью предотвращения хаоса и соблюдения порядка, указом Янаева в СССР вводилось чрезвычайное положение, а высшая власть в стране передавалась Государственному комитету по чрезвычайному положению ГКЧП. Заговорщики опирались на поддержку председателя Верховного Совета СССР Лукьянова.

Около 7 часов утра 19 августа подразделения 2-ой Таманской мотострелковой дивизии общей численностью 2107 человек, 127 танков, 169 БМП и БТР, и 4-ой Кантемировской танковой дивизии общей численностью 1702 человек и 235 танков,129 БМП и БТР, двинулись к Москве. К 12 часам дня войска взяли под контроль все ключевые объекты жизнеобеспечения столицы. Таким образом,19 августа 1991 года процесс демократических реформ в стране был прерван. Страна была поставлена на грань гражданской войны. Организаторы ГКЧП пытались лишить народ свободы, веры в перспективы демократии. В ответ тысячи людей пришли к Дому Советов России (который журналистами принято называть Белым Домом) - резиденции всенародно избранного президента РФ Б.Н. Ельцина. Перед зданием КГБ на Лубянке тотчас же снесли памятник Дзержинскому. Борьбу в защиту Конституции СССР, против путчистов возглавило демократическое ядро Верховного Совета РСФСР, президент Б.Н. Ельцин. Листовки и газеты демократических сил опубликовали 19-20 августа Указы Б.Н. Ельцина, в которых он призывал не признавать ГКЧП и активно бороться против власти незаконного комитета Крючкова-Янаева. Судьба путча во многом зависела от армии. В ней произошел раскол: небольшая часть признала власть ГКЧП, были введены войска в Москву, но большая часть военных придерживалась нейтралитета или отказывалась выполнять приказы ГКЧП, не желая выступать против собственного народа.

Первоначальный план заговорщиков строился на том, что власть они захватят "тихо", путем бескровного "дворцового переворота". Задача танковых подразделений в Москве, была ограничена приказом "охраны объектов" и по существу состояла в том чтобы внушить страх населению, парализовать любые попытки сопротивления. Но план сорвался: народ не склонил головы. Надо было срочно менять планы, тактику поведения. Плохие новости породили у членов ГКЧП растерянность и разногласия: одни требовали идти напролом, другие колебались и были склонны признать провал своих планов.

Утром 20 августа Крючков предложил план захвата Дома Советов. Это должна была быть совместная операция армии, КГБ и МВД под условным названием "Гром", она планировалась на 1 час ночи 21 августа, но так и не состоялась. Проведению операции помешали два обстоятельства: во-первых, раскол в армии, в результате чего контроль ГКЧП над армией был фактически утрачен. Ситуация в армии была сложнее чем могла показаться на первый взгляд - при сохранении свойственной ей дисциплины и субардинации, здесь как и в обществе существовали различные политические симпатии, которые проявлялись менее открыто, но в определенные моменты оказывали значительное влияние на события. Так произошло и в августе 1991 г. когда в составе армейского руководства идейно-политического единства уже не существовало.

А во-вторых, несогласованность и нежелание путчистов взять на себя ответственность за "большую кровь". Армия ждала действий КГБ, КГБ - действий армии, а МВД и тех и других. Операция "Гром", как и путч в целом провалилась, 21 августа рычаги реальной власти взяли в свои руки так называемые демократы. Лидером победившего демократического большинства был Б.Н. Ельцин.

Старая система власти рухнула почти моментально. Это у многих вызвало удивление, некоторые даже утверждали что путч-всего лишь миф, спектакль для "простой публики". Но это не так. Путч был острой и настоящей схваткой. А быстрота падения коммунистического режима свидетельствует о том, что так рухнуть только прогнивший режим, окончательно потерявший народное доверие.

Глава 4

После августовского кризиса сложилась ситуация когда принимаемые лидерами решения определялись не конституцией и законами СССР, а реальными соотношениями сил и политической целесообразностью. С конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают что в действительности Советский Союз умер сразу после "августа" формально продолжая существовать до конца года.

Со 2-по 5 сентября 1991 г. работал пятый внеочередной съезд народных депутатов который юридически закрепил пост кризисную ситуацию. Из решений съезда следовало: Принималась новая конституция, страна вступала в новый период и назначались новые органы власти. В рамках этого переходного периода разрешалось подготовить и подписать всеми желающими республиками договор о союзе суверенных государств, в котором каждая из них сможет самостоятельно определять формы своего участия. Выступавшие руководители просили поддержать намерение их республик вступить в ООН и стать полнокровными субъектами международного права.

Не смотря на оптимизм лидеров, у многих делегатов складывалось ощущение что они присутствуют на "собрании обреченных", на "похоронах Советского Союза". И действительно съезд принял конституционный закон "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период". Он предусматривал прекращение деятельности высших органов государственной власти СССР -Съезда и Верховного Совета, обладавших правом принятия общих для всех республик законов. В соответствии с законом был создан Госсовет СССР с участием президента СССР и высших должностных лиц республик, которому на неопределенный по времени "переходный период", передавались реальные функции управления. Оценивая происходящее президент России заявил, что наступает конец длившейся более года между республиками и союзным Центром "холодной войны".

Создание Госсовета СССР легализовало положение существовавшее с конца апреля 1991 года, когда начался Новоогаревский процесс. Именно тогда важнейшие вопросы будущего Союза стали обсуждаться за закрытыми дверями в узком кругу высших руководителей республик, которые далеко не всегда информировали о происходящем на переговорах представительные органы. На практике Госсовет стал не органом для "согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы" как декларировалось изначально, а институтом в рамках которого оформляли свое движение к полной независимости почувствовавшие "вкус свободы" республики.

23 августа 1991 года Б.Н. Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", положения которого позднее развиты в серии других актов и привели к фактическому запрещению КПСС. Основанием для подготовки указа послужила уверенность в том что КПРФ поддержала ГКЧП в государственном перевороте. МВД и Прокуратура получили указание провести расследование фактов антиконституционной деятельности компартии РСФСР. Согласно указу президента от 25 августа 1991 года "Об имуществе КПСС и Компартии", все недвижимое и движимое имущество, включая денежные и валютные счета, становились государственной собственностью России". В этот же день Горбачев объявил о сложении с себя полномочий Генерального секретаря и призвал партию само распуститься, эти события вызвали цепную реакцию в союзных республиках. До конца августа деятельность компартии была приостановлена в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Эстонии; запрещены компартии на Украине, Молдавии и Литве. Процесс "департизации" республик в основном завершился к середине сентября 1991 года.

Одним из компонентов демонтажа союзных структур стало назначение на высшие должности СССР, только лиц которых поддерживало российское руководство. Горбачев был лишен права самостоятельно выбирать людей по своему усмотрению. "У нас уже есть горький опыт, август нас многому научил, поэтому теперь прошу вас все кадровые изменения - по согласованию со мной" - заявил ему российский президент после возращения того из Фороса. Определился и главный критерий выдвижения на главные должности: отношения к ГКЧП и степень поддержки российского руководства в августовские дни наступил 1991 года. Шанс на назначение получали лишь те, кто активно выступил на стороне Белого Дома, "нейтральные" кандидатуры не рассматривались.

25 августа приказом Горбачева был ликвидирован Совет Министров СССР, а вместо него создан Комитет оперативного управления народным хозяйством, который возглавил Российский премьер-министр Силаев. И.С. создание комитета и назначение его руководства обозначили еще одну важную после августовскую тенденцию -перевод советских структур под управление российских органов власти. Тем самым преодолевалось "двоевластие", существовавшее на территории республики более года. До конца 1991 года под юрисдикцию России перешли органы гражданской и военной прокуратуры, министерство финансов и Госплан СССР.

24 августа 1991 года ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив что с этого момента действующими на территории являются лишь Конституция, законы, акты, постановления республики. В тот же день о своей независимости провозгласила и Белоруссия, 27 августа это сделала Молдавия.30 -го августа Азербайджан, 31-Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер З. Гамсахурдия выступил с требованием чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость Грузии. Верховные палаты Литвы, Латвии и Эстонии, еще 20-21 августа заявили о своей независимости и восстановлении Конституций, действовавших до 1940 года. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа.

В августе-ноябре 1991 года развернулось реформирование КГБ. Оно шло по двум направлениям. Первое - дезинтеграция, раздробление КГБ на ряд самостоятельных ведомств и лишение его монополии на все виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности. Предполагалось "разорвать" комитет на части (В.В. Бакатин), которые находясь в прямом подчинении главе государства, конкурировали и уравновешивали бы друг - друга. Второе направление - дезинтеграция или вертикальная дезинтеграция, предоставление самостоятельности республиканским органам безопасности в сочетании главным образом координирующей работой межреспубликанских структур.

Уже в августе КГБ был лишен нескольких десятков тысяч войск специального назначения. Служба охраны преобразована в Управление охраны при аппарате президента СССР.29 августа произошло выделение из КГБ комплекса управлений, отвечавших за правительственную связь, шифровку и радиоэлектронную разведку. На их базе создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР. После этих сравнительно небольших по масштабам, структурных изменений дошла очередь и до самых крупных подразделений Комитета разведки, контрразведки и пограничных войск.

11 сентября вместо Коллегии КГБ создан координационный совет в составе председателей комитетов республик. Республиканские органы власти получили право самостоятельно назначать председателей своих комитетов которые фактически становились автономными руководителями с большими полномочиями. К началу декабря большинство союзных структур были либо ликвидированы, либо поделены, либо перешли под юрисдикцию России, либо просто были дезорганизованы. Как отмечал в начале декабря 1991 года С.М. Шахрай, к тому моменту "юридически и фактически существование Союза не может быть доказано».

    23 декабря во время встречи М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина обсуждались вопросы, связанные с прекращением деятельности союзных структур.25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлем был спущен красный союзный флаг и заменен на трехцветный российский.

Заключение

Кто же в августе 1991 года совершил переворот? Что сыграло решающую роль? Можно сделать вывод, что к середине 1991 года в стране очень интенсивно развивались деструктивные процессы, поэтому нужно было принимать решительные меры, это осознавали все. За право вывода страны из кризиса боролись два четко обозначившихся центра политической власти: союзное руководство и российские лидеры. На бескомпромиссность повлияло то что за каждым из них стояли не просто личностные амбиции, а различные представления о путях развития страны. Первые выступали за развитие системы Советов и сохранения единого социалистического государства в рамках СССР. Вторые - заявляли о приверженности либеральным подходам в экономике, о необходимости изменения советской системы, считали возможным осуществить это только в рамках конфедеративного союза государств. С союзным руководством ассоциировали все неудачи в социально-экономической, национальной и внешней политике, поэтому его авторитет постоянно падал…в то время как "молодая российская демократия" продемонстрировала большую активность. Огромное значение сыграл временной фактор, к августу 1991 года ситуация совсем вышла из-под контроля, дезинтеграция страны зашла очень далеко, союзный центр существовал во многом номинально, а сам президент еще до 19 августа переходил на позиции "сильнейших", следовал в политическом форватере политических лидеров. В этом плане он объективно был заинтересован в том чтобы отодвинуть своих соратников по союзным структурам, правовая предпочтительность их позиции в глазах Горбачева меркла перед реальным соотношением политических сил, в котором сам президент уже определился.

Единственными дееспособными общегосударственными структурами оставались спецслужбы и вооруженные силы СССР. Однако уже тогда сложно было понять насколько эффективным могло быть их вмешательство в ситуацию. Этот вопрос так и остался в числе риторических, поскольку реализованное частью политиков и военных выступление не было подготовлено не политически, ни технически, что и привело к неудаче.

Трудность понимания событий 19-21 августа состоит в том, что "путч" начали одни, а переворот совершили другие, противоположные силы. Угасание военного вмешательства со стороны ГКЧП сопровождалось расширением правотворчества российских властных структур, которые в чрезвычайных условиях пошли на то что собирались сделать только после намеченного подписания Союзного договора. Этот момент можно выделить, поскольку в действиях российского руководства 19-21 августа не было экспромтов: все принятые акты отражали давно и определенно обозначенные позиции. В том плане нельзя согласиться с широко распространенной точкой зрения, согласно которой "путч" сорвал планы реформирования Советского Союза. События августа 1991 года лишь перевели процесс дезинтеграции СССР в открытую форму, положив начало новому периоду, основным содержанием которого явился последовательный демонтаж союзных структур.

Литература

    Иванов Р. Ф Политическая история современной России 1991-2001г. М.: 2001г.

    Барсенков А.С. Курс лекций: Введение в современную Российскую историю. М.: 2002г.

    Шахрай С.М. Советский Союз был убит вирусом -анти СССР // Независимая газета 1996 г.10 дек.

    Грачев А.С. Кремлевская хроника М.: 1994г.

    Гловацкий М.Е. Россия которую мы не знали 1939-1993г. М.: 1995.

    Черняев А.С. Дневник помощника Президента СССР. М.: 1991.

1 Горбачев М.С Августовский путч. Причины и следствия. М.,1991г; Коричневый путч красных. Август 1991 г. М.,1991г.

2 Павлов В.С. Указ.соч.

3 Независимая газета 1991 год 21 августа.

4 Имеется в виду Постановление Верховного Совета СССР «О проекте договора о Союзе суверенных государств» от 12 июля 1991 года.

5 Крючков В.А. Соч. с 161.

6 Крючков В.А. Указ.соч; Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий; Павлов В.С. Указ. соч.

7 Крючков В.А. Указ.соч с 37-38.

8 Крючков В.А. Указ.соч с 146.

9 Черняев А.С. 1991год. Дневник помощника президента СССР. с 190-191.

10 К такому выводу пришел суд занимавшийся в 1994 году «делом генерала Варенникова» см. Язов Д.Т. указ. Соч. с. 490.

11 Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. С 489.