Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Доц. Касаева Л.В.
Кафедра социологии и политологии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В традиционной семье явно прослеживалось различие родителей при подготовке детей к будущей семейной жизни, обусловленное полом ребенка. Такая гендерная асимметрия выступала гарантией сохранения традиционной модели организации семьи.
Каждая культура порождает определенную модель семьи, члены которой, как правило, родители и дети, характеризуются определенным статусом, правами и обязанностями, соответствующим поведением. Не последнее место в специфике тех или иных супружеских или родительских ролей имеет половая принадлежность. В организации каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но лишь недавно стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. Образ мужчины и женщины складывался в сознании людей веками, исходя из исторически сложившихся стереотипов. Все наше существо, впрочем, как и семья, как бы поделено на два лагеря мужчин и женщин. Дифференциация мужчин и женщин выражается как в биологическом, так и в психологическом, социальном аспектах. Так как первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы его сознания и поведения как будущей личности, то именно в семье человек усваивает первые образцы феминности и маскулинности. Какова бы ни была биологическая предназначенность мужчины и женщины, семья как первичный институт социализации непосредственно влияет на формирование поведения людей разного пола.
Особенное значение семья имела при господстве традиционных форм социализации. Традиционное воспитание было органически связано с семьей, которая выступала как главный институт социально-демографического воспроизводства населения, главная производственная единица российского аграрного общества. Поэтому в число основных задач семьи в таком обществе входила передача молодому поколению установок на дальнейшее воспроизводство такой же семьи. Выполнение этой задачи осуществлялось через соблюдение молодыми людьми традиций и обычаев. По мнению Н.Ф. Беляевой, традиции и обычаи – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимоотношения людей в обществе, охраняемые общественным мнением, а также привычные идеи, убеждения, взгляды и представления, воплощенные в различных формах общественного сознания. Именно поэтому большое место в жизни молодого поколения занимали традиционные нормы, регулирующие отношения полов. Крестьянская молодежь довольно много общалась во время полевых работ и в свободное от основной работы время (хоровод и посиделки). Соблюдение традиций, связанных с таким общением, подлежало строгому контролю семьи и общины в целом (через общественное мнение селения и непосредственное вмешательство старших). Девушки всюду составляли основу хоровода, но для конкретной крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода решался неоднозначно. В семьях, где росло двое или больше сестер, в силу вступали представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и ограничения для младших сестер. Семья сознательно держала младшую дочь (или дочерей) в тени до выхода замуж старшей. Подростки (мальчики и девочки) лишь допускались в хоровод, они должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во всех увеселениях молодежи. Таким образом, в основе и коллективных и индивидуальных форм общения между мальчиками и девочками лежал крестьянский взгляд на важнейшее условие жизни каждого крестьянина — непременное создание крепкой семьи. Семья воспринималась как хозяйственная нравственная основа правильного образа жизни. Отсюда и вытекает ориентация поведения молодого человека в добрачный период на развитие тех отношений, которые должны завершиться вступлением в брак.
В народном понимании вступление в супружество считалось естественным этапом в дальнейшей жизни молодого человека. Только женатый человек становился полноправным членом традиционной сельской общины. Чтобы ребенок в дальнейшем смог создать семью, были заинтересованы сами родители. Они, с одной стороны, выполняли свой долг перед общиной, а с другой – обеспечивали собственное благополучие в старости.
Особенностью традиционного воспитания являлось еще и то, что мальчиков в семье готовили в дальнейшем к семейному главенству, а девочек – к умению заботиться о муже и детях. Тендерные стереотипы в традиционной семье играли как позитивную, так и негативную роль. В качестве позитивного фактора можно отметить, во-первых, некую «стабильность», которую они несли в уклад традиционного общества, негласно закрепляя, «кто для чего родился» – для какой общественной, семейной, внутриличностной роли; во-вторых, несли в себе также некие традиционные воспитательные элементы. Негативный момент в том, что те качества, которые не соответствовали данному полоролевому стереотипу, «подавлялись» при их проявлении или же происходили разные интерпретация и оценка одного события в зависимости от того, какого пола участник этого события.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа