Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Доц. Касаева Л.В.
Кафедра социологии и политологии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В традиционной семье явно прослеживалось различие родителей при подготовке детей к будущей семейной жизни, обусловленное полом ребенка. Такая гендерная асимметрия выступала гарантией сохранения традиционной модели организации семьи.
Каждая культура порождает определенную модель семьи, члены которой, как правило, родители и дети, характеризуются определенным статусом, правами и обязанностями, соответствующим поведением. Не последнее место в специфике тех или иных супружеских или родительских ролей имеет половая принадлежность. В организации каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но лишь недавно стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. Образ мужчины и женщины складывался в сознании людей веками, исходя из исторически сложившихся стереотипов. Все наше существо, впрочем, как и семья, как бы поделено на два лагеря мужчин и женщин. Дифференциация мужчин и женщин выражается как в биологическом, так и в психологическом, социальном аспектах. Так как первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы его сознания и поведения как будущей личности, то именно в семье человек усваивает первые образцы феминности и маскулинности. Какова бы ни была биологическая предназначенность мужчины и женщины, семья как первичный институт социализации непосредственно влияет на формирование поведения людей разного пола.
Особенное значение
семья имела при господстве традиционных
форм социализации. Традиционное
воспитание было органически связано с
семьей, которая выступала как главный
институт социально-демографического
воспроизводства населения, главная
производственная единица российского
аграрного общества. Поэтому в число
основных задач семьи в таком обществе
входила передача молодому поколению
установок на дальнейшее воспроизводство
такой же семьи. Выполнение этой задачи
осуществлялось через соблюдение молодыми
людьми традиций и обычаев. По мнению
Н.Ф. Беляевой, традиции и обычаи – это
исторически сложившиеся и передаваемые
из поколения в поколение устойчивые
нормы и принципы взаимоотношения людей
в обществе, охраняемые общественным
мнением, а также привычные идеи, убеждения,
взгляды и представления, воплощенные
в различных формах общественного
сознания. Именно поэтому большое место
в жизни молодого поколения занимали
традиционные нормы, регулирующие
отношения полов. Крестьянская молодежь
довольно много общалась во время полевых
работ и в свободное от основной работы
время (хоровод и посиделки). Соблюдение
традиций, связанных с таким общением,
подлежало строгому контролю семьи и
общины в целом (через общественное
мнение селения и непосредственное
вмешательство старших). Девушки всюду
составляли основу хоровода, но для
конкретной крестьянской девушки вопрос
о посещении хоровода решался неоднозначно.
В семьях, где росло двое или больше
сестер, в силу вступали представления
о преимуществе старшей дочери в выборе
жениха и выходе замуж и ограничения для
младших сестер. Семья сознательно
держала младшую дочь (или дочерей) в
тени до выхода замуж старшей. Подростки
(мальчики и девочки) лишь допускались
в хоровод, они должны были вечером рано
уходить домой и участвовали далеко не
во всех увеселениях молодежи. Таким
образом, в основе и коллективных и
индивидуальных форм общения между
мальчиками и девочками лежал крестьянский
взгляд на важнейшее условие жизни
каждого крестьянина — непременное
создание крепкой семьи. Семья воспринималась
как хозяйственная нравственная основа
правильного образа жизни. Отсюда и
вытекает ориентация поведения молодого
человека в добрачный период на развитие
тех отношений, которые должны завершиться
вступлением в брак.
В народном понимании вступление в супружество считалось естественным этапом в дальнейшей жизни молодого человека. Только женатый человек становился полноправным членом традиционной сельской общины. Чтобы ребенок в дальнейшем смог создать семью, были заинтересованы сами родители. Они, с одной стороны, выполняли свой долг перед общиной, а с другой – обеспечивали собственное благополучие в старости.
Особенностью традиционного воспитания являлось еще и то, что мальчиков в семье готовили в дальнейшем к семейному главенству, а девочек – к умению заботиться о муже и детях. Тендерные стереотипы в традиционной семье играли как позитивную, так и негативную роль. В качестве позитивного фактора можно отметить, во-первых, некую «стабильность», которую они несли в уклад традиционного общества, негласно закрепляя, «кто для чего родился» – для какой общественной, семейной, внутриличностной роли; во-вторых, несли в себе также некие традиционные воспитательные элементы. Негативный момент в том, что те качества, которые не соответствовали данному полоролевому стереотипу, «подавлялись» при их проявлении или же происходили разные интерпретация и оценка одного события в зависимости от того, какого пола участник этого события.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа