Владимир Мономах (работа 3)
Владимир Мономах
Вступление
Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (1053г., Киев?-19.05.1125г., там же) - князь Смоленский, Переяславский, с 1113г. - великий князь Киевский. Из рода Рюриковичей. Внук Ярослава Мудрого и сын великого киевского князя Всеволода I Ярославича и византийской принцессы Марии (см.Приложение 1), от отца которой императора Константина IX Мономаха и унаследовал свое почетное родовое прозвище «Мономах» (в перводе с греческого – «единоборец»).
Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII веков и, вместе с тем, выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей.
В XI веке, особенно во второй его половине, развивается феодальная раздробленность Руси (приложение 6). Каждый князь претендует на самостоятельное управление своей отчиной. Владимир Мономах не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой отчин без посягательств на отчины соседей. Свою идею союзов Владимир Мономах постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103гг.).
Владимир Мономах устанавливает культ князей братьев Бориса и Глеба, безропотно подчинившихся своему старшему брату Святополку и погибших от руки подосланных им убийц. Культ Бориса и Глеба должен был подать пример всем князьям полного, до самой мученической кончины подчинения старшему князю и вместе с тем резко осудить старшего князя - Святополка Окаянного, не пожелавшего считаться с правами младших. Тем самым Владимир Мономах как бы выступал против принципа единодержавия на Руси, изображая это единодержавие в известных обстоятельствах преступным и братоубийственным.
Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя - Рюрика.
Выступая за мир на основе договорных начал между князьями и принципа отчинного начала, Владимир Мономах стремился по возможности смягчить также и социальные противоречия.
Ратная деятельность
Всю свою долгую жизнь Владимир Мономах посвятил объединению Русской земли и защите ее от постоянных набегов половцев (Приложение 4). Под этим названием, а также под именем команов (у византийцев), кунов (у венгров), кипчаков (у грузин) этот кочевой народ, обитавший в южнорусских степях, встречается в древнерусских летописях, в польских, чешских, венгерских, немецких, византийских, грузинских, армянских, арабских и персидских письменных источниках.
Воевать с ними Владимир Мономах начал, когда получил в удельное правление порубежное Переяславльское княжество, стоявшее на краю Дикого поля, или, как его тогда называли на протяжении целого столетия - Половецкой степи.
Отечественная история донесла до нас горестные цифры: с зимы 1061 года по 1210-й половцы совершили 46 только больших набегов на Русь, не считая малых. Больше всего от них досталось приграничной Переяславльской земле. Девятнадцать раз половецкие орды волной накатывались на это княжество, прикрывавшее собой, без малого, пол-Руси.
Для сравнения: на Поросье (область на реке Рось) пришлось 12 набегов. На Северскую землю - 7. На Киевское княжество и на Рязанщину - по 4. На Черниговщину, земли Белой Руси и другие области врагу приходилось прорываться через Переяславльское княжество. Набеги же степных хищников малыми силами в древнерусские летописи просто не записывались. Деревушка - не город, село - не посад. Да и много ли летописей Древней Руси дошло до наших дней.
Чтобы понять истинную роль Владимира Мономаха в борьбе с половцами на рубеже XI-XII столетий, достаточно упомянуть о военных походах, совершенных им в не утихавшей войне с Диким полем. Немногие князья-ратоборцы в отечественной истории имеют подобный послужной список:
- поход 1078 года, когда юный князь шел из города-крепости Смоленска на помощь отцу князю Всеволоду и по дороге с жаркими боями пробивался через вторгшиеся на Русскую землю половецкие полки;
- битва в том же году на Нежатинской ниве с князьями-недругами Борисом Вячеславовичем и Олегом Святославовичем, в войсках которых находились и многочисленные наемные половецкие отряды;
- сражения на берегах реки Десны и за Новгород-Северским («за Новым Городом»), в результате которых в плен попали половецкие ханы Асадук и Саук, разгромлена конница хана Белкатчина и отбит большой полон, захваченный степняками в разоренных землях под городом Стародубом;
- поход против половецких кочевий - веж за порубежную реку Хорол в 1083 году;
- переход за реку Супой, во время которого по дороге к Прилукам произошла кровопролитная битва с половцами. На следующий день князь Владимир Мономах во главе переяславльской дружины пошел к Белой Веже, где нанес противнику большое поражение.
Возможно, речь в древнерусских летописях здесь идет о двух разных походах в порубежье: на Супой и к Прилукам;
- поход против половцев, прорвавшихся через защищенное заставами порубежье на город Святославль;
- поход на пограничный город Торческ, подвергшийся внезапному нападению орды степняков и оказавшийся в осаде;
- поход на город Юрьев, по которому из Дикого поля был нанесен сильнейший удар половецкой конницей;
- ожесточенное и кровопролитное сражение с половецкими ханами-союзниками у Халепа;
- сражение с половецкой ордой близ Варина, где княжеские дружинники захватили половецкие вежи;
- жестокий бой со степной конницей в 1093 году на пограничной реке Стугне, в результате которого было предотвращено большое вражеское вторжение на русские земли;
- большое сражение в 1094 году у Чернигова с князем Олегом Святославовичем, который пришел на Черниговщину с «половечьскою землею». Впоследствии этот князь не раз наводил на Русь степные орды (не случайно в «Слове о полку Игореве» он назван Олегом Гориславичем);
- отступление с поредевшей в боях дружиной из Чернигова в родной город-крепость Переяславль «сквозь полки половечьские», которые пытались окружить князя Владимира Мономаха и его воинов;
- избиение под стенами Переяславля личных дружин половецких ханов Итларя и Китана в 1095 году;
- поход за Римов (пограничный городок в Посулье, сожженный во время нападения войском хана Боняка) в том же году;
- поход на половецкие вежи, кочевавшие в опасной близости от русского приграничья за рекой Голтвой;
- совместный поход с князем Святополком Изяславичем на хана Боняка за реку Рось на Бог (к реке Буг или к Богуславлю, стоящему и ныне на реке Рось);
- поход против кочевников-торков и половецких веж за пограничную реку Сулу;
- упорная погоня с князем Святополком Киевским за ханом Боняком (очевидно, в 1096 году, когда половецкое войско прорвалось через порубежье и напало на стольный град Киев);
- другая погоня за войском хана Боняка, совершившего внезапное нападение на приграничные русские земли, за ту же реку Рось в степное приграничье, но на сей раз княжеские конные дружины зашли глубже в Дикое поле;
- поход на вежи хана Боняка, одного из самых «злокозненных» степных правителей, из Переяславля за реку Сулу;
- первый большой поход из приграничья на вежи хана Урубу (Урусобу) к реке Молочной в 1103 году, что стало для степняков полной неожиданностью;
- еще один поход на половецкое войско хана Боняка к пограничному городу-крепости Лубну;
- большой поход против половцев в 1110 году к Воиню - русскому городку на Днепре - в союзе с князьями Святополком и Давидом Святославичами;
- большой степной поход 1111 года с киевским князем Святополком и другими русскими князьями-союзниками к половецким городам Шарукани и Сугрову. Тогда русская рать за 22 дня проделала путь в 500 километров и оказалась в донских степях, самом центре половецких кочевий;
- большой поход 1113 года к Ромну и в Посульское пограничье с Олегом Черниговским и другими союзными князьями против могущественных степных ханов Боняка и Аепы.
По подсчетам историка С.М.Соловьева, еще в княжение своего отца Владимир Мономах одержал над половцами 12 побед в сражениях. Почти все - на степном порубежье Русской земли.
Владимир Мономах стремился к единению Древней Руси, а произойти это могло только с прекращением княжеских междоусобиц, истощавших военные силы русских. Это удавалось ему далеко не всегда, а если получалось, то на непродолжительное время. Порой ему приходилось вооруженной рукой, в союзе с другими князьями, наказывать ослушников. Но все это делалось не с целью расширения собственных владений, а для укрепления русских княжеств перед общей опасностью в лице Дикого поля.
В период правления в стольном граде Киеве Владимиру Мономаху удалось объединить вокруг себя большую часть Русской земли. На княжеском съезде в городе Любече, состоявшемся осенью 1097 года (по летописи - «в год 6605»), Мономах убедил крупнейших русских князей объединить дружины для борьбы с половецкой опасностью и «устроить мир» на земле Отчизны, прекратив междоусобицы. Он явился организатором и вдохновителем целого ряда совместных походов русских князей против половцев. Самыми большими из них были походы 1103, 1107, 1111 годов.
В постоянной борьбе с Диким полем великий ратоборец Русской земли показал себя выдающимся тактиком и стратегом. Он основательно изучил характер набегов половцев на Русь и пришел к выводу, что эти набеги нужно упреждать. Кочевники обычно нападали на русские княжества в самом начале лета. Владимир Мономах же предложил совершать походы в степь ранней весной, когда после зимней бескормицы половецкие кони еще не набрали силы. Он же предложил громить половцев не в приграничье, а на территории их родовых кочевий.
Первый крупный дальний поход русской рати состоялся в 1103 году после Долобского совета князей. Владимир Мономах выступил в поход вместе с князем Святополком Киевским. Их войско состояло из конницы, которая шла берегом Днепра, и пеших воев, плывших на ладьях. В районе острова Хортица пешие ратники высадились на берег и вместе с конниками двинулись в степь. Русское войско за четыре дня прошло примерно 100 километров. Впереди двигался большой отряд - «сторожа», который выполнял функции сторожевого охранения и разведки.
Когда о движении русских полков стало известно в половецких вежах, ханы собрались на «съезд», чтобы обсудить такое небывалое дело - противник зашел в глубь Дикого поля. Ханы решили разбить русскую рать и затем незамедлительно совершить большой набег на Русь.
Первое большое сражение с кочевниками произошло в урочище Сутень. Русская «сторожа» окружила здесь и уничтожила большой половецкий отряд во главе с ханом Алтунопой. Так половцев впервые разбили на их собственной земле.
Битва же с главными силами степного народа состоялась утром 4 апреля на реке Молочной. Летописец так описывает ее пролог: «И двинулись полки половецкие, как лес, конца им не было видно; и Русь пошла им навстречу».
Сражение, как и ожидалось, началось яростными атаками несметной половецкой конницы, но русские ряды не дрогнули. Пешая рать, составлявшая «чело» (расположенная в центре), не позволила половецкой коннице разорвать себя и притянула к себе главные силы врага. Княжеские конные дружины, стоявшие на флангах («крыльях») начали разгром войска ханов. После жаркой сечи половцы обратились в бегство, русская конница преследовала противника, кони которого после зимовки потеряли прежнюю резвость. В той битве погибли 20 половецких ханов.
От такого удара половецкие орды не сразу пришли в себя. В мае 1107 года степняки во главе с ханами Боняком и Шаруканом совершили набег на окрестности порубежного города-крепости Переяславля. В августе они повторили набег и дошли до реки Сулы близ Лубеня. Владимир Мономах вновь поднял русских князей на совместный поход и внезапно обрушился на походный стан кочевников. Половцы не успели даже выстроиться для битвы. Захватив большой полон, русские дружины «с победой великой» вернулись домой.
Чтобы обезопасить Русь от разорительных набегов половцев, Владимир Мономах использовал не только военную силу, но и прибегал к дипломатическим приемам. Он женил двух из своих сыновей - Юрия, будущего Долгорукого, и Андрея - на дочерях знатных половецких ханов. Так поступали и другие удельные князья. Однако и это не удержало степные орды от набегов на северных соседей.
Тогда Владимир Мономах задумал совершить сверхдальний поход в Половецкую степь, выйти к Дону и там разгромить те половецкие вежи (кочевья), которые до сих пор избегали удара русских дружин. Этот поход состоялся в 1111 году, в конце февраля, когда степь находилась еще под снегом. Пешие русские ратники выступили в дальнюю дорогу на санях. На санях же везли тяжелое оружие и корм для коней.
Маршрут объединенного войска нескольких русских князей пролегал в стороне от ближайших к границам Руси кочевий, что обеспечило скрытность похода. В конце марта русское войско вышло на берега реки Северский Донец и взяло половецкие городки Шарукань и Сугров, освободив здесь много пленников.
Появление многотысячной русской рати в самом центре Дикого поля заставило половецких ханов соединиться в одно огромное конное войско. Произошло два больших сражения. Второе из них, состоявшееся 27 марта на берегах Днепра, отличалось необычной ожесточенностью. Владимир Мономах выстроил русские полки в привычный боевой порядок: пешие воины стали в центре, а княжеские конные дружины - на флангах (крыльях). Они составляли одну боевую линию. Но на сей раз древнерусский полководец поставил и вторую линию - ее составили полки самого Владимира Мономаха и черниговского князя Давыда Святославича.
Половецкая конница всей массой обрушилась на первую линию русских воев. Однако теснота на поле битвы не позволяла им вести прицельную стрельбу из луков, и степняки так и не смогли прорвать строй противника. Напрасно ханы раз за разом посылали своих воинов в атаку. Когда Владимир Мономах убедился, что наступательный пыл половцев иссяк, он ввел в сражение вторую линию. Такого большого поражения от русских, что произошло на берегу Дона, половцы еще не знали.
После разгрома в 1111 году половецкие вежи, чтобы избежать полного уничтожения, откочевали за Дунай, а до 40 тысяч половецких воинов вмести с семьями и стадами ушли в Грузию, нанявшись на военную службу к царю Давиду IV Строителю. Там из них был сформирован 5-тысячный отряд царской гвардии. Когда русская рать после победы на Дону вновь пришла в донские степи, то половецких веж она там не обнаружила.
В последние годы правления и жизни Владимира Мономаха кочевые орды из Дикого поля больше не тревожили русские земли. Безопасными стали жизнь в порубежье и торговые пути по Днепру. Черта земледелия продвинулась на юг.
Великий воитель известен еще и тем, что за годы своего княжения создал целую систему крепостей на степных границах Руси, гарнизоны которых бдительно «сторожили» Дикое поле.
Он добился того, что русское войско сражалось и уходило в поход под единым командованием. Владимир Мономах выбрал правильную тактику борьбы с кочевыми ордами, стремясь прежде всего уничтожить живую силу врага, а не просто изгнать его из порубежья. Он часто собирал в походы народные ополчения. Став великим князем киевским, он значительно увеличил численность легкой конницы, воины которой во владении луком и саблей ни в чем не уступали степнякам.
Произведения
Кроме того, что Владимир Мономах являлся крупнейшим военно-политическим деятелем Киевской Руси, он был и глубоким религиозно-философским мыслителем. Хорошее образование позволяло ему прекрасно ориентироваться в литературе. Об это свидетельствует его знаменитое «Поучение» - наказ, завещание, которое Владимир Мономах предназначал для своих потомков.
«Поучение» - это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы, политической и религиозно-философской мысли.
Текст «Поучения» показывает, насколько глубоко к началу XII века христианское миросозерцание проникло в души и сердца мирских людей. Ведь, по сути дела, «Поучение» Владимира Мономаха - это первое русское христианское сочинение, написанное светским человеком, а не монахом или священнослужителем.
Владимир Мономах проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения Владимир Мономах в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем Владимир Мономах проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.
Все основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха - глубоко христианские. И главный наказ, который он обращает к своим потмкам, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру. И тогда у них сохранится надежда на избавление от грехов, обретения вечного спасения и вечную жизнь в Царствие Небесном, которая окрыляет душу всякого христианина и составляет главную цель земного бытия.
В «Поучение» Владимира Мономаха перед нами разворачивается настоящая, яркая и образная картина христианского благочестия. И это тоже не случайно. Ведь одна из целей «Поучения» - показать идеальный образ христианского властелина. Покаяние, милосердие, молитва, попечение о слабых, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем, и которые должны служить основными принципами управления государством: «Да то вы, дети мои, не тяжька заповедь Божья, оже тееми делы 3-ми избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися». Среди этих принципов - и обязательный союз с Церковью, уважительное отношение к священнослужителям. Но при этом, Владимир Мономах постоянно делает акцент на главной для него в этом случае идее, - инициатива истинного христианского благочестия должна исходить от правителя.
Заключение
Во время великого княжения Владимира Мономаха в Киеве и других городах было построено много больших и красивых храмов, переведено на славянский язык немало византийских (греческих) книг. Летописи приписывают ему важные дополнения к «Русской Правде» - своду древнерусских законов, действовавших на протяжении многих столетий. При нем Древнерусское государство достигло вершины своего могущества и расцвета.
Последние годы своей жизни Владимир Мономах посвятил государственному устройству Киевской Руси, которую поделил между сыновьями-наследниками. Он наказал им быть послушными старшему из них, правившему в стольном граде Киеве. Великий ратоборец Руси мечтал видеть своих сыновей сильными удельными правителями, подчиненными во всех больших делах великому киевскому князю. Его главенство должно было не только символизировать единство русских земель, но и оберегать ее от княжеских междоусобиц и кочевых народов Дикого поля.
Владимир Мономах стремился облегчить положение простых русских людей, боролся с еврейским ростовщичеством, дополнил и пересмотрел «Русскую Правду». Весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков. После этого восстания князь Владимир запретил высокий ссудный процент. Более того, он велел выслать всех «жидов». В законе, установленном им, заявлялось: «Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут - вольно их грабить и убивать».
Прокняжив в столице тринадцать лет, Владимир Мономах скончался 19 мая 1125 года и был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. Владимир Мономах оставил пять сыновей и супругу третьего брака. И современники, и потомки весьма прославляли его имя, ибо это был князь много потрудившийся за Русскую землю.
Княжение Владимира Мономаха на Киевском столе было временем политического и экономического усиления Руси. Он постоянно боролся за единство Руси и сумел объединить под своей властью многие земли Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы.
Владимир Мономах стал в истории Киевской Руси третьим величайшим устроителем земли Русской после Владимира Святого и Ярослава Мудрого. В народном создании образ его совмещался с образом Владимира Святого, и в некоторых былинах он назван, как и креститель Руси, Владимиром Красное Солнышко.
Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI веке, когда встал вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром, царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха», хотя, как известно, не имел к историческому Мономаху абсолютно никакого отношения.
Для нас имя Владимира Мономаха памятно и как об отце основателя Москвы князя Юрия Долгорукого (Приложение 7).
Список литературы
1. В.Г.Валькова и др. Правители России. Серия Энциклопедии. М. «Рольф». 1999г. 352с.
2. В.Каргалов, А.Сахаров. Полководцы древней Руси. ЖЗЛ. М. «Молодая гвардия». 1986г. 576.с
3. Я.П.Нерсесов. Владимир Мономах или половецкие тучи над Русью. М. «Белый город». 2003г. 48с.
4. Б.А.Рыбаков. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М. 1972г. 520с.
5. К.В.Рыжов. Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеописаний). М. «Вече». 2001г. 640с.
6. А.Н.Сахаров. Владимир Мономах. - М.: АСТ, 2003. - 472 с.
7. А.П.Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник. В 2 кн. М. «Аст-Лтд». 1997 г. 448с.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа