Михаил Александрович Бакунин (работа 2)
Михаил Александрович Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский революционер, один из видных представителей революционного народничества и анархизма. Искренняя и страстная вражда ко всякому угнетению и готовность жертвовать собой во имя торжества социальной революции привлекали к ниму симпатии многих революционно и демократически настроенных людей. Вместе с тем смутное и в целом иллюзорное видение конкретных путей социального освобождения способствовало превращению его в идейного противника научного социализма.
Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика принадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое начальное образование и воспитание. Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдеет экзамены и поступает в Питербургское военное училище. Завершив учебу Бакунин довольно скоро почуствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не его призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год уходит в отставку.
Последующие годы Бакунин посвятил филосовскому самообразованию и провел большей частью в Москве.
Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдался своеобразный интерес к освоению истории.
Формитрование политических взглядов Бакунина происходило в обстановке напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием декабристов. Уже в первых его работах сквозь контуры Гегелевского диалектического метода и философии истории проглядывает самостоятельное и политически ориентированное мышление.
С именем Бакунина М.А. связано зарождение и распостранение идей так называемого коллективистского анархизма - одного из заметных направлений в идеологии мелкобуржуазной революционности. Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений пролетариата на общенациональной политической сцене (Парижская комунна 1871 года во Франции).
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах, протест против религиозного мракобесия, угодничества либеральной науки, а так же защита революционных методов борьбы от буржуазных реформистов. При всей эклектичности, непоследовательности и известной незавершенности Бакунинская анархистская программа выделялась. Анархизм все больше становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.
Важный аспект рассмотрения политических взглядов Бакунина заключался в том, что их необходимо было сопоставить с предшествующими и современными ему анархистскими воззрениями. Такой подход позволяет с гораздо большей достоверностью осмыслить своеобразие или же, напротив, эклектизм и заимствование составных частей доктрины коллективистского анархизма.
Представители позитивистской юриспруденции испытывают известное затруднение в ответе на вопрос, что же считать правовым компонентом в анархистской доктрине. С этой точки зрения у анархистов будто бы совершенно отсутствует прагматическое правовое начало. Нормативисты - строгие ревнители "чистой" теории права также отрицают наличие филосовско-правового компонента в анархизме.
В конечном итоге анархистская теория агульно причисляется к разряду таких политических концепций, в которых право и правопонимание никак не связано с моральным должествованием и необходимостью принимать в расчет иерархию правовых норм, правовые процедуры, правовые гарантии.
Анархист исходит из уверености в том, что каждый индивид способен и должен стать полностью свободным от внешнего по отношению к ниму воздействию власти и авторитета и что он при этом должен судить самостоятельно о том, что правильно и что неправильно.
В процессе выработки своей политической программы Бакунин использовал не только политико-организационнный опыт, но и идейное наследие прошлого и это не осталось незамеченно современниками. Так еще в преданархистский период он выступил с призывом создать в среде славянских народов "общество всех людей, живой мысли и доброй воли, соединенных безграничною любовью к свободе, верою в русский народ".
Таким образом вопрос о происхождении и историческом развитии анархистских идей и взглядов не является столь простым, как его изображают буржуазные интерпретаторы и сами анархисты. Анархизм продолжает оставаться сегодня не менее многоликим, чем он был в прошлом веке.