Развитие исторической науки в России (работа 1)
Развитие исторической науки в России
Главным предметом исторической науки в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков и на которое направлена, главным образом, деятельность разных учреждений, посвященных исторической науке (исторические кафедры в Академии Наук, в университетах и духовных академиях, ученые исторические общества, археографическая и архивные комиссии, исторические журналы и т. п.) (Русские исторические журналы и периодические сборники "Византийский Временник", "Историческая библиотека", "Исторический Вестник", "Историческое Обозрение", "Записки Одесского общества Истории и Древностей", "Русский Архив", "Русская Старина", "Сборник Московского Исторического Общества", "Чтения в Обществе истории и древностей российских", много статей по истории в "Журнале Министерства Народного Просвещения" и издания университетов.
Из журналов главным образом посвящены всеобщей истории "Историческое обозрение", издаваемое Историческим обществом при Санкт-Петербургском университете и "Сборник Исторического Общества при Московском университете".) Очерк русской историографии выделен в особую статью, предпосланную истории России (см. выше страницы 430 - 440): здесь мы остановимся главным образом на разработке в России истории других народов или того, что у нас принято называть всеобщей историей. Занятия всеобщей историей у нас находятся, отчасти, в тесной связи с разными "филологиями", т. е. с изучением иностранных языков и литератур, мертвых и живых; к числу деятелей исторической науки необходимо отнести, поэтому, многих ориенталистов, классиков и славистов, поскольку они делали предметом своих занятий историю Востока, античного мира или славянских народов; о них, как и о тех государствоведах, юристах или экономистах, которые разрабатывают исторические темы, см. в соответствующих отделах. Кроме того, благодаря, главным образом, существованию в наших университетах особой кафедры всеобщей истории, история других народов разрабатывается у нас и вполне самостоятельно.
До тридцатых годов XIX столетия всеобщая
история находилась в России в очень
жалком состоянии (см. XIII, 497 - 498). Лучшие
времена начались для нашей науки с
обновления наших университетов после
устава 1835 г. Первыми настоящими
профессорами всеобщей истории были
Куторга
,
начавший свою преподавательскую
деятельность в Петербургском университете
в 1835 г., и Грановский
,
занимавший кафедру в Московском
университете с 1839 по 1855 г. Куторгу
справедливо называют первым русским
ученым, посвятившим себя самостоятельной
разработке всеобщей истории; Грановский
первый внес в преподавание этой науки
гуманитарную и общественную точку
зрения, сумев тем самым заинтересовать
всеобщей историей широкие круги общества,
чему немало помогал его замечательный
талант лектора. От Грановского и Куторги
начинается у нас непрерывная традиция
всеобщей истории в университетах.
Куторга выдвигал на первый план греческую
историю и побуждал своих учеников и
вообще лиц, искавших ученых степеней,
писать диссертации на темы, взятые из
греческой истории (Бауер, Васильевский,
Люперсольский , Ф.Ф. Соколов , Стасюлевич
); Грановский, сам более работавший в
области средневековой истории, направлял
в эту сторону и интересы своих учеников
(Кудрявцев
,
Ешевский
).
Для занятий новой историей это время
было крайне неблагоприятно; Грановский,
например, не мог читать курса по истории
реформации. Реакция конца сороковых и
начала пятидесятых годов задержала
развитие у нас и исторической науки.
На дальнейшие ее успехи оказала влияние
лишь посылка за границу (в начале
шестидесятых годов) большого числа
молодых людей для приготовления к
профессорскому званию, а затем
университетский устав 1863 г. С того
времени подобные командировки вошли в
обычай, что было очень полезно, в
особенности для всеобщей истории.
Сначала профессорские стипендиаты
ездили почти исключительно в Германию,
где главным образом "доучивались",
слушая лекции и работая в семинариях;
но с течением времени они стали
отправляться и в другие страны - во
Францию, в Англию, в Италию, в Испанию,
в Швецию (не говоря о славянских землях,
куда ездили и раньше), и уже для более
самостоятельных работ в библиотеках и
архивах. Последнее сделалось возможным
благодаря лучшей научной подготовке,
которую они получали теперь у себя дома.
Устав 1863 г. много содействовал и улучшению
исторического преподавания. При действии
этого устава совершилось разделение
историко-филологических факультетов
на отделения, в числе которых образовано
было и специально-историческое, и начали
вводиться практические занятия по
образцу немецких исторических семинарий.
Устав 1884 г. уничтожил было специальные
отделения историко-филологических
факультетов, превратив последние в
чисто классические школы; но такой
порядок вещей просуществовал недолго,
и исторические отделения снова существуют
в наших университетах. Благодаря более
живому общению с западной наукой и
улучшению университетского преподавания,
всеобщая история за последние десятилетия
сделала у нас заметные успехи; чтобы
убедиться в этом, стоит только сравнить
магистерские и докторские диссертации
по всеобщей истории дореформенного
времени (хотя бы, например, обе диссертации
Грановского) с теперешними. За последнее
время не раз печатались, большей частью
по инициативе самих факультетов, даже
студенческие работы по истории (так
называемые "медальные"), которые
в былые времена могли бы сойти за
магистерские диссертации. Из числа
диссертаций на высшие ученые степени
многие написаны на основании неизданных
источников, хранящихся в заграничных
архивах и библиотеках. Лучшим
доказательством успехов, достигнутых
русской наукой в этой области, может
служить то обстоятельство, что труды
русских историков переводятся иногда
на языки тех стран, истории которых они
посвящены. Тем не менее у нас все еще
мало ученых сил на поприще всеобщей
истории; это видно из затруднений,
сопряженных с замещением вакантных
кафедр. В отношении научного метода и
руководящих философских и общественных
идей историческая наука в России всегда,
в большей или меньшей степени, отражала
на себе главнейшие историологические
направления и течения, возникавшие на
Западе; но, в то же время, в ней чувствовались
внутренние общественные настроения.
Научное движение в области всеобщей
истории началось у нас под влиянием
Нибурова критицизма (Куторга) и французской
и немецкой исторических школ первых
десятилетий XIX века (Грановский). На
занятиях историей славян, Византии,
Западной Европы сказывалось влияние
так называемых славянофильского и
западнического направлений; в связи с
их борьбой находится, например,
деятельность Грановского. С другой
стороны, новейшие культурное и
экономическое направления в истории
оказали большое влияние и на нашу
историческую науку. В общем, можно
сказать, что в области всеобщей истории
русские ученые сравнительно мало
занимались специально критикой источников
и что в их трудах так называемая внешняя
и прагматическая история все более и
более отступает на задний план перед
историей внутренних отношений. В
частности, за последнее время исследование
социальной (и экономической) истории
даже стремится получить перевес над
историей духовной культуры, хотя,
конечно, последняя не может быть вытеснена
из науки. Переходя к обзору русской
литературы по всеобщей истории по
главнейшим отделам, отсылаем за
указаниями, касающимися Востока и
Древнего мира, к востоковедению и
классической филологии (Русские
исторические исследования, посвященные
древним Греции в Риму, перечислены в
статьях об их истории (IX, 636 - 687, и XXVI, 756,
784, 787, 789) и начинаем прямо со средних
веков, включая сюда и последние времена
Римской империи. Начало изучения средних
веков на Западе было положено в Московском
университете Грановским ("Аббат
Сугерий"), ближайшими последователями
которого в этом отношении были Кудрявцев
("Судьба Италии от падения Западной
Римской империи до восстановления ее
Карлом" и неоконченная работа
"Каролинги в Италии") и Ешевский
("Аполлинарий Сидоний" и прекрасный
курс: "История переселения народов,
меровинги и каролинги"). По средней
же истории читал первоначально свои
курсы в Москве и В.И. Герье
,
который завел по этому предмету и
правильные практические занятия. Ученик
его, П.Г. Виноградов
,
сделал предметом своих специальных
занятий западно-европейский феодализм,
взятый преимущественно с
социально-экономической точки зрения.
Его "Происхождение феодальных
отношений в лангобардской Италии" и
"Исследования по социальной истории
Англии в средние века", равно как
английская переработка этой книги
("Villainage in England") - вполне самостоятельные
работы, созданные в архивах и книгохранилищах
Италии и Англии. В Петербургском
университете работы по средневековой
истории зарождались главным образом
под влиянием В.Г. Васильевского. Один
из его учеников, Н.М. Бубнов , написал
большой историко-критический труд:
"Сборник писем Герберта, как исторический
источник". И.М. Гревс
предпринял
ряд исследований в области истории
землевладения в эпоху Римской империи.
Средневековыми городами занимались
А.Н. Смирнов ("Коммуна средневековой
Франции"), Ф.Я. Фортинский ("Приморские
вендские города и их влияние на образование
ганзейского союза") и И.Н. Смирнов
(труды по истории славянских городских
общин в Далмации). Английскому крестьянскому
движению XIV века посвятил большой труд
Д.М. Петрушевский ("Восстание Уота
Тайлера. Очерки из истории разложения
феодального строя в Англии"). Общий
очерк истории французских крестьян
имеется в небольшой книжке Н.И. Кареева
.
Истории сословно-представительных
учреждений на Западе касаются диссертация
В.К. Пискорского
("Кастильские
кортесы в переходную эпоху от средних
веков к новому времени") и книга Н.И.
Кареева о польском сейме. Средневековой
истории посвящена докторская диссертация
М.М. Ковалевского
:
"Общественный строй Англии в конце
средних веков" (ср. его же, "Английская
пугачевщина" в "Русской Мысли"
за 90-е годы). В области славистики
социальной истории посвящена диссертация
А.Н. Ясинского : "Падение земского
строя в Чехии". Религиозные и церковные
отношения средних веков тоже обращали
на себя внимание наших историков: Г.
Вызинский, "Папство и Священная
Римская империя в XIV и XV веках"; Налимов
, "Вопрос о панской власти на Констанцком
соборе"; В.К. Надлер , "Причины и
первые проявлении оппозиции католицизму
в Чехии и Западной Европе в конце XIV и
начале XV века"; Н.А. Осокин , "История
альбигойцев" и "Первая инквизиция
и завоевание Лангедока французами".
Особенный интерес для русских
исследователей представляют личность
и учение Гуса, причем некоторые авторы
старались поставить учение Гуса в связь
с православием (Гильфердинг
,
в "Истории Чехии"; Новиков , "Гус
и Лютер"; В.А. Бильбасов
,
"Чех Ян Гус из Гусинца"; И.С. Пальмов
, "Вопрос о чаше в гуситском движении":
"Памятники кирилло-мефодиевской
старины в Чехии и Моравии"; "К
вопросу о сношениях чехов-гуситов с
восточной церковью в середине XV века").
Иная точка зрения - в работах С.А. Венгерова
о
гуситах и таборитах (в "Русской Мысли"
и "Вестнике Европы" за 1881 - 82 г.).
Обращает на себя внимание ряд больших
статей В.И. Герье в "Вестнике Европы"
за 90-е годы: "Средневековое мировоззрение",
"Торжество теократического начала
на Западе", "Франциск Ассизский"
и "Катарина Сиенская". За самое
последнее время в русской исторической
литературе особенно посчастливилось
папе Григорию VII, которому посвящены
работы князя Е.Н. Трубецкого ("Религозно
- общественный идеал западного христианства
в XI веке") и А. Вязигина ("Очерки из
истории папства в XI веке"). Отдельно
стоят, кроме упомянутого труда Бубнова,
сочинения В.А. Бильбасова ("Крестовый
поход Фридриха II" и "Поповский
король Генрих Распе"), В.К. Надлера
("Адальберт Бременский"), В.Э. Регеля
("Хроника Козьмы Пражского"), Ф.Я.
Фортинского ("Титмар Мерзебургский
и его хроника") и другие. Научное
исследование византийской истории
сделало важные успехи преимущественно
за последнюю четверть века, причем
первыми русским византинистом по всей
справедливости следует считать
скончавшегося в 1899 г. петербургского
профессора средневековой истории В.Г.
Васильевского, автора целого ряда работ
по византийской истории, печатавшихся
в "Журнале Министерства Народного
Просвещения" (отдельно - неоконченное
"Обозрение трудов по византийской
истории"). Васильевский основал и
специальный орган для этой области
исторического знания "Византийский
Временник", который и редактировал,
вместе с одним из своих учеников, В.Е.
Регелем. Другим видным русским
византинистом является Ф.И. Успенский
,
занимающий в настоящее время должность
директора Археологического института
в Константинополе, специально основанного
для византийских изучений. Ему принадлежит
ряд статей в "Журнале Министерства
Народного Просвещения" и книга "Очерки
по истории византийской образованности".
К числу русских византинистов относятся
еще П.В. Безобразов ("Византийский
писатель и государственный деятель
Михаил Пселл"), Н.А. Скабаланович
("Византийская церковь и государство
в XI веке"), Регель ("Analecta Byzantino -
Russica", "Fontes rerum byzantinarum" и другие)
и другие. Кроме того, некоторые ученые
и раньше занимались византийским правом
(см. VI, 270), а в области истории византийского
искусства особенно важны труды Н.П.
Кондакова
.
В деле изучения истории гуманизма
русская наука выдвинула двух ученых,
много работавших над итальянским
ренессансом с культурной и литературной
точек зрения, и притом по неизданным
материалам. Александру Николаевичу
Веселовскому
принадлежат
"Вилла Альберти", "Боккаччо"
и множество более мелких работ. Недавно
(1899) скончавшийся московский профессор
М.С. Корекин кроме целого ряда статей,
отчасти собранных в одну книжку ("Очерки
итальянского Возрождения"), оставил
капитальный труд: "Ранний итальянский
гуманизм и его историография". Тем
же периодом итальянской истории
занимались Н.А. Осокин ("Савонарола
и Флоренция". "Аттендоло Сфорца и
королева Иоанна", "Неаполитанские
государи XIV века"), А.С. Алексеев
("Макиавелли, как политический
мыслитель"), Садов ("Виссарион
Никейский"), В.К. Пискорский ("Франческо
Феруччи и его время"). Над историей
реформации XVI века и реформационной
эпохи вообще наиболее трудились: И.В.
Лучицкий
("Феодальная
аристократии и кальвинисты во Франции",
"Католическая лига и кальвинисты во
Франции"), Н.Н. Любович
("История
реформации в Польше", "Начало
католической реакции и упадок реформации
в Польше", "Марникс де Сент-Альдегонд"),
Р.Ю. Виппер ("Церковь и государство в
Женеве в эпоху Кальвина"). Все трое
много работали в заграничных архивах.
Менее важны сочинения Клячина
("Политические собрания и политическая
организация кальвинистов во Франции в
XVI веке") и С.Ф. Фортунатова ("Представитель
индепендентов Генри Вер"). Этот отдел
западноевропейской истории привлекал
к себе внимание и профессоров духовных
академий, из числа которых всего более
заслуживают внимания труды Будрина
("Антитринитарии XVI века"), П.Н.
Жуковича ("Кардинал Гозий и польская
церковь его времени") и В. Соколова
("Реформация в Англии"). К
реформационному же периоду относятся
и обе диссертации Г.В. Форстена ,
представляющие собой результат изысканий
в заграничных архивах ("Борьба из-за
господства над Балтийским морем в XV и
XVI веках" и "Балтийский вопрос в
XVII и XVIII столетиях"). По истории XVII и
XVIII веков на Западе имеются работы
Вызинского ("Англия в XVIII веке"),
В.И. Герье ("Лейбниц и его век",
сборник писем Лейбница), А.С. Трачевского
("Германия накануне революции",
"Союз князей и немецкая политика
Екатерины II, Фридриха II и Иосифа II"),
П. Соколова ("Церковная реформа
императора Иосифа II"). Особенное
внимание русских историков обратила
на себя Франция, в особенности революция
1789 г., долго бывшая своего рода запретным
плодом. Начало изучения истории
французской революции в наших университетах
положил своими специальными курсами
В.И. Герье, написавший об этом предмете
несколько небольших работ ("L'abbe de
Mably", "Понятие о народе у Руссо",
"Понятие о власти и народе по наказам
1789 г.", "Республика или монархия
установится во Франции", ряд статей
о Тэне). Первым по времени самостоятельным
трудом, написанным по архивным источникам,
является диссертация Н.И. Кареева:
"Крестьяне и крестьянский вопрос во
Франции в последней четверти XVIII века"
(есть французский перевод). Особенное
развитие изучение у нас французской
революции получило в последнее время.
Ей посвятил свой четырехтомный труд:
"Происхождение современной демократии"
М.М. Ковалевский. Одновременно И.В.
Лучицкий предпринял большое исследование
по истории крестьянского землевладения
и распродажи национальных имуществ во
Франции в эпоху революции, для чего
совершил несколько поездок во Францию,
где занимался в провинциальных архивах;
пока им в отдельных статьях и брошюрах
на русском и французском языках
обнародованы лишь некоторые результаты
его изысканий. В настоящее время в
"Журнале Министерства Народного
Просвещения" печатаются две работы,
основанные на архивных материалах: П.Н.
Ардашева
("Провинциальная
администрация во Франции в последнюю
пору старого порядка") и А.М. Ону
("Наказы третьего сословия во Франции
в 1789 г."). В. Хорошун только что выпустил
в свет первый том большого исследования:
"Дворянские наказы во Франции в 1789
г.". К этой же эпохе имеют отношение
труды Г.Е. Афанасьева ("Министерская
деятельность Тюрго", "Условия
хлебной торговли во Франции в XVIII веке"),
И.И. Иванова ("Французский театр и
философия XVIII века"), Алексеева ("Этюды
о Руссо"). Для истории XIX века в русской
литературе сделано сравнительно мало,
если не считать издания архивных
источников (Ф.Ф. Мартенса и в "Сборнике
Русского Исторического Общества")
под редакцией А.С. Трачевского и Н.К.
Шильдера ), а также сочинений по
дипломатической (С.М. Соловьева
,
В.К. Надлера, С.С. Татищева и других) и
военной истории, имеющих большее или
меньшее отношение к истории Р. Общими
трудами по истории XIX века (кроме
переводных, которых много) являются
книги бывшего профессора Педагогического
института Лоренца , учебник Григоровича
и IV и V тома "Истории Западной Европы
в новое время" Кареева, да очень общий
очерк Осокина: "Политические движения
в Европе в первой половине нашего века".
Из числа отдельных работ более
замечательны: В. Даневский , "Системы
политического равновесия и легитимизма
и начало национальности в их взаимной
связи"; Надлер, "Меттерних и
европейская реакция"; А. Шахов ,
"Французская литература в первые
годы XIX века" и "Очерки литературного
движения в первую половину XIX века";
И. Янжул
,
"Английская свободная торговля";
М. Туган-Барановский
,
"Промышленные кризисы в современной
Англии"; С. Фортунатов, "История
политических учений в Соединенных
Штатах"; А. Градовский
,
"Германская конституция"; А.
Трачевский, "Объединение Германии";
А. Назимов , "Реакция в Пруссии"; Н.
Молчановский , "Цеховая система в
Пруссии и реформа цехов при Штейне и
Гарденберге"; Ю. Самарин
,
"Уничтожение крепостного права в
Пруссии"; Н. Попов , "История вольного
города Кракова"; Первольф , "Славянское
движение в Австрии в 1800 - 1848 гг."; П.
Кулаковский , "Иллиризм"; Б. Чичерин
, "История политических учении";
Щеглов, "История социальных учений".
Самостоятельные занятия польской
историей ведут свое начало с 60-х годов.
Ввиду той связи, которая существует
между историей русской и польской, к
разработке последней особенно стремился
приохотить своих учеников в Москве С.М.
Соловьев, который сам написал "Историю
падения Польши". Так возникли, между
прочим, "Борьба за польский престол
в 1733 г." В.И. Герье и "Польское
бескоролевье по смерти Ягеллонов"
А.С. Трачевского. К числу историков,
занимавшихся Польшей, нужно отнести и
Д.И. Иловайского
("Гродненский
сейм 1793 г."). Тесная связь между русской
и польской историей направила в ту же
область и Н.И. Костомарова
("Последние
годы Речи Посполитой"), а также М.Ф.
де-Пуле ("Станислав-Август Понятовский
и Литва в 1794 - 95 годах") и Ф.М. Уманца
("Два года после Ягеллонов"). Более
с точки зрении "всеобщих" историков
занимались Польшей Н.Н. Любович, автор
названых трудов по истории польской
реформации, Н.И. Кареев ("Реформационное
движение и католическая реакция в
Польше", "Очерк польского сейма",
"Польские реформы XVIII века", "Падение
Польши в исторической литературе";
три последние сочинения есть в польском
переводе), П.Я. Жукович ("Гозий") и
В.А. Мякотин
("Крестьянский
вопрос в Польше в эпоху ее разделов").
Наибольшее количество русских трудов
по польской истории посвящено, таким
образом, новому времени; средневековая
история Польши почти совсем не
разрабатывалась у нас (кроме работ
Линниченко , Филевича , Павлова, Тихомирова,
Любавского и т. п., относящихся более к
русской истории, как и "Люблинская
уния" Кояловича
).
По истории польской литературы на
русском языке имеется труд В.Д. Спасовича
.
Особый отдел историографии представляет
собой философия истории. Интерес к этой
отрасли знания появился у нас впервые
в эпоху усиленных занятий философией
(особенно системой Гегеля) и спора между
западниками и славянофилами в исходе
первой половины XIX века. Новую эпоху в
истории этого интереса представляют
собой шестидесятые года, когда особенно
сильное впечатление на русское общество
оказала "История цивилизации в Англии"
Бокля. С семидесятых годов историко -
философские вопросы начинают все более
и более получать социологическую
постановку (см. ниже, Социология, где
указана и соответствующая литература).
Отметим здесь только два наиболее важных
историко-философских труда славянофильского
лагеря: Хомяков
,
"Записки по всемирной истории" и
Данилевский , "Россия и Европа"
(последняя книга вызвала большую
полемику). Диссертации на ученые степени
по философии истории писались М.М.
Стасюлевичем ("Опыт исторического
обзора главных систем философии истории")
и Н.И. Кареевым ("Основные вопросы
философии истории"). Историческая
методология разрабатывалась у нас
сравнительно мало (см. XIII, 508).
Историографическая литература,
посвященная всеобщей истории, представлена
следующими сочинениями: Герье, "Очерк
развития исторической науки"; Петров,
"Новейшая национальная историография
в Германии, Англии и Франции";
Виноградов, "Очерки западноевропейской
историографии" (в "Журнале
Министерства Народного Просвещения"
за восьмидесятые годы); Тураев
,
"Очерк истории изучения финикийской
древности" (в "Историческом
Обозрении"), "Новейшие успехи и
современное состояние египтологии"
(там же); Покровский, "Новые явления
в области разработки греческой истории"
(там же); Герье, "Вступление археологии
в круг римской историографии" (в
"Сборнике Московского Исторического
Общества"); Васильевский, "Обозрение
трудов по византийской истории";
Бузескул
,
"Обзор немецкой литературы по истории
средних веков"; Осокин, "Историография
средних веков"; Вязигин, "Личность
и значение Григория VII в исторической
литературе" (в "Историческом
Обозрении"); Ламанский
,
"Об историческом изучении
греко-славянского мира в Европе";
Корелин
,
"Итальянский гуманизм и его
историография"; Кареев, "Вопрос о
религиозной реформации XVI века в
исторической литературе", "Падение
Польши в исторической литературе",
"Новейшие работы по истории французской
революции" (в "Историческом
Обозрении"), а также небольшие
историографические очерки в "Истории
Западной Европы" и обзор исторической
литературы в "Программах чтения для
самообразования"; Павинский , "Обзор
современного состояния польской
историографии" (в "Историческом
Обозрении"); Пташицкий , "Новейшие
польские сочинения по польской истории
XVIII века" (ib.). Историографические
обзоры можно найти и во многих специальных
трудах (например, очерк историографии
феодализма - в книге Виноградова о
лангобардском феодализме, очерк
разработки истории крестьян на Западе
- в сочинениях В.И. Семевского
о
русских крестьянах при Екатерине II
и
т. п.). Существуют, наконец, статьи об
отдельных историках (Бестужева-Рюмина
об
Ешевском, Бузескула о Зибеле и Ранке,
Виноградова о Ранке, Фюстель де Куланже,
Грановском, Герье о Тэне, Мишле, Кудрявцеве,
Соловьеве, Грановского о Нибуре, Кареева
о Грановском и т. п.). Обширных трудов,
обнимающих историю всего человечества,
кроме переводных, у нас нет; университетские
курсы издаются редко (Петров, "Лекции
по всемирной истории"; Трачевский,
"Учебник истории"; С.М. Соловьев,
"Курс новой истории"; Осокин,
"История средних веков"; Бауер,
"Лекции по новой истории"; Кареев,
"История Западной Европы в новое
время"). Имеются собрания сочинений
Грановского, Кудрявцева, Ешевского,
Куторги, Петрова и других. Лучшие школьные
руководства, обнимающие всю историю,
написаны Щульгиным (устарело) и профессором
Виноградовым. Как пособия, важны
хрестоматии Стасюлевича (средние века),
Виноградова (средние века), Гуревича
(новая история). Переводная литература
по всеобщей истории у нас весьма обширна,
и едва ли найдется какая-либо другая
литература, которая обладала бы такой
массой переводов иностранных исторических
книг.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа