Раннесредневековая Индия (VII-X вв.)
Раннесредневековая Индия (VII-X вв.)
Падение империи Гупта в начале VI в. ознаменовало существенные изменения в общем облике североиндийской цивилизации, хотя этот перелом и не был резко выражен. Политическое крушение блестящей империи, оставившей величественные воспоминания, лишь подчеркнуло процесс, шедший с первых веков нашей эры. Но все же именно эти события - падение империи, нашествие варваров, борьба с ними и восстановление суверенитета местных правителей - кладут конец "классическому" периоду и открывают иной - "феодальный", "раджпутский", "раннесредневековый", как его обозначают в разных исторических школах.
Основой этого перелома, возможно, явились изменения в способе производства, переход к использованию более свободного труда в сельском хозяйстве. Однако при данном уровне наших знаний доказать это на фактическом материале нельзя. Мы можем лишь проследить ряд других изменений, лежащих ближе к поверхности, и по ним судить о глубинных процессах.
Начать надо с натурализации экономики и упадка городов. Этот факт, бросающийся в глаза даже при беглом знакомстве с источниками, долгое время не был общепризнан. После опубликования монографии Р.Ш.Шармы "Упадок городов в Индии" (см. библиографию) дискуссию по этому вопросу можно считать закрытой. Индийский ученый проанализировал археологические данные по более чем сотне городов и пришел к бесспорным выводам. Они заключаются в том, что пик развития городов как центров ремесла и торговли приходится на II в. до н.э. - III в. н.э. К этому же периоду относится наибольшее количество найденных многообразных монет. После III в. начался упадок прежде всего в западных областях (нынешние Пенджаб, Харьяна, западная часть Уттар-Прадеша). Играло свою роль общее положение в Евразии - упадок Рима, Парфии, исчезновение империй Кушанов и Хань и т.д. Но были, видимо, и внутренние причины.
Волна упадка распространялась на восток и юг, замедлившись на некоторое время с возникновением державы Гупта и возобновлением трансазиатской торговли с Византией. Но серьезного нового импульса город в этот период не получил.
Вторая фаза упадка начинается после VI в. Она охватывает прежде всего города среднего течения Ганга. Торговля, видимо, в значительной мере замирает. Металлические деньги почти выходят из употребления - от династий VII в. мы не имеем эмиссии; находки монет других стран и периодов в слоях, относящихся к этому времени, крайне редки.
Возрождение городской жизни началось в части страны в XI в., и только к XIV в. вторая урбанизация стала несомненным фактом.
Понятно, что дезурбанизация, несомненно, вызвала, в свою очередь, серьезнейшие изменения и в социальной структуре общества, и в экономике, и в политическом строе. Аграризация хозяйственной жизни была связана не только с абсолютным хозяйственным упадком. Именно в этот период распространяется земледелие, а вместе с ним и государственность на недавно еще дикие территории. Вслед за земледельцами на новые территории шли брахманы, а также ремесленники и торговцы, а затем и чиновники.
Практика дарения деревень и земель, существовавшая с древности, в первые века нашей эры становится массовой и документально фиксированной. Дарственные грамоты стали выбивать на медных табличках и на камне. Само появление эпиграфики такого содержания свидетельствует о желании дарителя и получателя закрепить этот дар "навечно". Получателю грамоты даровались права, которые с полной уверенностью можно назвать феодальными, - право распоряжаться землей, право фискального, административного и частичного судебного иммунитета, право требовать подчинения со стороны населения и т.п. Сомнения в значимости этого института земельных дарений возникают иногда в связи с тем, что земельные дарения, зафиксированные в надписях, - это почти исключительно дарения брахманам, группам брахманов, храмам с единственной целью приобретения дарителем "религиозной заслуги", иногда сопровождаемые обязательством со стороны получателя давать религиозное благословение семье дарителя. Однако многие исследователи указывают, что несколько надписей о дарениях светским лицам все же найдено, что предоставления земель вассалам за военную службу не фиксировались на "вечном" материале и потому до нас не дошли, что они должны были быть, как о том свидетельствует фиксируемая теми же надписями сложившаяся землевладельческо-управленческая структура.
Надписи попутно с основным дарением упоминают неких землевладельцев (бхогиков), имевших по одной или по нескольку деревень и ту или иную власть над их населением. С IX в. появляется термин тхаккура, означавший землевладельца из любой касты, имевшего тот или иной титул (рай, рана, рават и т.д.).
Соответственно слабел, сокращался и терял значение собственно государственный, управленческий аппарат. Создается впечатление, что государства VII-X вв., впрочем как и последующие, были устроены весьма просто. Двор был сведен к минимуму, основным институтом государства была армия, которая передвигалась по стране, обеспечивая лояльность населения разных территорий как бы по очереди.
Армия состояла из отрядов вассалов. Наемная армия была неизвестна. Основным родом войск была пехота, конница составляла незначительную часть армии. Использовались, как и прежде, слоны.
В V-VII вв. на территории Индии отмечено около 50 государств, существующих рядом друг с другом или сменяющих друг друга. Даже возникавшие время от времени крупные государственные образования были, по существу, конфедерациями мелких княжеств.
После распада империи Гупта сохранились государства ее прежних вассалов, из которых наиболее известным стало государство Майтрака из Валлабхи (Гуджарат). Последний правитель Валлабхи упоминается в 766/67 г. Это государство сошло со сцены как-то незаметно, вытесненное, видимо, Чаулукьями из Анхильвады.
Нашествие эфталитов сыграло определенную роль в разгроме остатков "классической" Индии. Эфталиты принесли кочевнические представления о государственном устройстве, которые повсюду придали феодализму похожие формы. Эфталиты и пришедшие с ними гурджары слились с местными племенами, населявшими нынешние Синд, Раджастхан, Северный Гуджарат и Малву, и образовали общность, получившую позднее наименование раджпутов и сыгравшую большую роль в оформлении "индусского феодализма".
К концу VI в. крупными государствами в долине Ганга можно счесть Гауда (Бенгалия), государство Маукхари и государство Пушпабхути. Расцвет Гауды связан с именем Шашанки (конец VI - 30-е годы VII в.). Его государство простиралось на запад до Праяги и охватывало часть Ориссы. Маукхари из Канауджа и Пушпабхути из Стханешвара стали Союзниками, но потерпели поражение в борьбе с Шашанкой. Харшавардхана (Харша) Пушпабхути (616-646) объединил оба княжества и приступил к завоеваниям. Он сумел объединить под своей властью долину Ганга, Бенгалию (после смерти Шашанки), Ориссу, Малву. Однако продвинуться к югу от гор Виндхья ему не удалось. В 620 г. он потерпел поражение от государства Чалукья на р.Нарбада и больше походов на юг не предпринимал. После смерти Харши его государство распалось. Индийские историки последних десятилетий склонны считать Харшу лишь одним из удачливых завоевателей своего времени, подобных его основным противникам Шашанке из Бенгалии и Яшодхарману Чанделла из Малвы или завоевателям VIII в. Яшоварману из Канауджа и Лалитадитье из Кашмира, устанавливавшим на короткое время власть над долиной Ганга. Все эти империи рассеялись по смерти их основателей.
В этот же период существовали государства Чалукья на Декане и Паллава на крайнем юге, устойчивость которых была значительной. Именно с этого периода создается система постоянных центров политической жизни, борющихся друг с другом под флагами разных династий, - Бенгалия, Северная Индия, Декан и крайний юг. Княжество Чалукья из Ватапи возникло в начале VI в. при Пулакешине I и достигло расцвета при Пулакешине II (609-642). Оно охватывало Махараштру и северную часть Карнатаки. Именно Пулакешин II отбил нападение Харши. В Лате (Гуджарат) и в Андхре правили братья Пулакешина, признававшие его главенство.
Княжество Паллава существовало еще с III в. Пулакешин II Чалукья нанес Паллавам тяжелые поражения, но Нарасимхаварман I сумел восстановить мощь государства Паллава, разгромил Пулакешина, захватил Ватапи. Пулакешин погиб в битве, и на 13 лет государство Чалукья прекратило существование. Однако затем оно возникает снова и борьба Паллавов и Чалукьев возобновляется.
В середине VIII в. политическая обстановка в Северной Индии изменилась. Началась экспансия кланов раджпутов из Раджпутаны и завоевание ими Северной и части Центральной Индии. Раджпуты возводили свои родословные к кшатрийским Солнечной и Лунной династиям. Еще одна группа кланов создала легенду о своем происхождении от Огненной династии. Раджпуты стали претендовать на право политической власти по всей Индии. Наибольшую известность среди них приобрел клан Гурджара Пратихаров, образовавший государство в Малве и части Гуджарата. Кланы Чахаманов (Чауханов), Чаулукьев (Соланки), Парамаров были реально или фиктивно родственны Пратихарам, что и позволило последним долгое время господствовать в Центральной и Северной Индии.
Примерно в это же время Декан был в руках Раштракутов, сменивших Чалукьев на два века (742-973), а Бенгалия - в руках Палов. Противоборство Пратихаров, Раштракутов и Палов, их борьба за Доаб (территорию Джамна-Гангского двуречья) стали основной канвой политических событий VIII-X вв. Канаудж по традиции продолжал считаться столицей всей Индии. Ватсараджа Гурджара-Пратихара (ок. 778-784) нанес поражения Дхармапале (ок. 770-810), но в 785 г. Гурджара-Пратихары были разбиты Дхрувой Раштракутой (ок. 780-793). Дхрува принял титул императора, но в 790 г. он уже не владел Доабом, там распоряжались Палы. В начале IX в. Нагабхата II Гурджара-Пратихара (ок. 805-833) вновь нанес поражение Палам, но снова раштракутский правитель, на этот раз Говинда III (ок. 793-814), сын Дхрувы, лишил его плодов победы и подчинил себе Канаудж. В 810-850 гг. Палы вновь вытеснили другие державы из Доаба, но во второй половине IX в. гегемония перешла к Гурджара-Пратихарам. В начале Х в. произошло очередное и последнее усиление Раштракутов. Кришна II (ок. 880-914) из этой династии подчинил Восточный Декан (государство Восточных Чалукьев) и Гуджарат. При его преемнике Индре III (ок. 914-928) Раштракуты овладели Канауджем и дошли до Аллахабада и Варанаси.
В Х в. пришли в упадок все три державы, боровшиеся до этого за Северную Индию. Чалукьи вернули себе власть на Декане. Они сделали своей столицей г.Кальяни. На землях империи Гурджара-Пратихара возникли независимые княжества Парамара, Чанделла, Калачури, Гухилот, Чаухан (Чахамана) и Чаулукья (Соланки). Государство Пала с середины Х в. уже не вмешивалось в политическую борьбу за Северную Индию, но продолжало существовать до XII в., когда распалось на несколько владений, среди которых наиболее известно государство Сена.
На крайнем юге в IX в. исчезло государство Паллава, и весь Тамилнад в Х в. был объединен Чолами, столица которых была в Танджуре. Расцвет государства Чола приходится уже на XI в.
К этому периоду относится появление ислама на земле Южной Азии. Первые попытки арабов напасть на Индию морским путем - снаряжая экспедиции на Тхану, Броч, Дебал - были отбиты. Предпринятая затем попытка пройти через Хайберский проход была отражена индианизованными княжествами на территории современного Афганистана. Наконец, в 712 г. армия под руководством Мухаммеда бин Касима прошла к устью Инда по побережью Макрана и подчинила несколько княжеств на территории современного Синда. Арабы попытались развить успех, но это им не удалось. Пратихары и Чаулукьи и зАнхильвады в Гуджарате отбили нападения. Синд остался мусульманским, но на остальную территорию Южной Азии это обстоятельство влияло мало.
Раджпутские государства Северной Индии в основном унаследовали предшествовавший им политический и социальный строй. Но значительно большее значение в структуре господствующего класса приобрело родство. Вассальные отношения обеспечивались большей частью родственными и клановыми узами. Раджпутские кланы, тесня друг друга, двигались по равнинам Северной Индии, и это движение в дальнейшем, вплоть до колониального завоевания, не останавливалось. При завоевании новой территории подразделения клана получали округа, состоявшие из нескольких сот деревень, более мелким подразделениям выделяли доли, называвшиеся обычно чаураси, т.е. "восемьдесят четыре", хотя реально такой отряд насчитывает 100 пехотинцев и 20 кавалеристов. Создался своеобразный кодекс взаимных обязательств вассала и сюзерена. Вассалы были обязаны уплатой дани, выражением покорности, присутствием и службой при дворе, помощью государю во время войны. Совокупность этих обязанностей носила наименование авалагана. Этот термин впервые встречается в надписи VIII в. из Раджпутаны. Таким образом, можно говорить о возникновении феодальной структуры господствующего класса. Окончательно она была оформлена в последующий период.
Что касается процессов на уровне хозяйства и сельской общины, то о них известно очень мало. Резко сокращается количество сведений о рабах и прочих зависимых, лишенных средств производства слоях населения, об аренде земли.
Судя по надписям, сельские общины в целом, включая их землевладельческую верхушку, попадали в зависимость от бхогиков (тхаккуров), начинали платить им ренту и выполнять для них отработки (вишти), которые ранее возлагались лишь на самые низкие, шудрянские слои. Надписи сообщают единичные факты, поэтому по ним нельзя представить себе размах этого процесса, но возможно, что именно этот процесс привел в первые века нашей эры к изменению взгляда на труд земледельца. В древности и по традиции земледелие считалось одной из основных (вместе со скотоводством и торговлей) обязанностей вайшьев, т.е. Входило в круг довольно уважаемых, не унижающих занятий. Однако в рассматриваемый период варновым занятием вайшьев считалась уже только торговля, а земледелие и скотоводство стали уделом шудр. Это можно интерпретировать так, что сельские хозяева, члены сельской общины, стали в это время восприниматься как шудры, т.е. что их социальных статус понизился. Возможно, что это понижение объясняется общим обеднением слоя общинников и их феодальным подчинением.
В VII-X вв. завершается становление современной кастовой системы - возникновение многих новых каст в результате разделения более крупных прежних социальных единиц, возникновения сект и религиозных течений, арианизация племен и включение их в кастовую систему. Иерархичность, характерная для индийского взгляда на мир, получает в этот период значительное подкрепление в процессе мультипликации каст и социальных градаций.
В религиозной сфере Индия в этот период вернулась от буддизма к индуизму. Буддизм в Индии, видимо, так и не стал массовой религией, хотя ему покровительствовали Ашока, кушанские правители, а в рассматриваемый период- Харша и бенгальские Палы. Вытеснение буддизма из Индии, безусловно, связано с особенностями индийского социального строя периода средневековья - именно с тем, что развились кастовый строй и кастовое мышление, для которых идеальную объясняющую и закрепляющую схему представлял индуизм.
Силой индуизма, способствовавшей его победе над буддизмом, а впоследствии и его успешному сопротивлению исламу и христианству, были его "слабости" - аморфность, раздробленность, отсутствие канона, церкви, догматики. Индуизм целиком состоит из сект и направлений, отличающихся друг от друга почитаемым богом, способами его почитания и т.п. Общими для всех индуистских сект были лишь несколько положений.
Наиболее важное из них - учение о дхарме, карме и ахимсе. Каждый человек, по учению индуизма, должен был исполнять свои обязанности, свой долг (дхарму), различный для разных каст. В зависимости от того, насколько неукоснительно человек исполняет свои обязанности, в зависимости от его поступков (карма) его душа после смерти возрождается в более высокой или в более низкой касте; для особенно безнравственных предусматривалось рождение в виде самых отвратительных животных. Таким образом, рождение брахманом являлось наградой за прошлую добродетельную жизнь, а рождение неприкасаемым - наказанием за совершенные в прежних рождениях дурные поступки. Связь этого учения с кастовой системой очевидна.
Принцип ахимсы был связан с учением о переселении душ: нельзя приносить вред живым существам, поскольку в них могут быть души умерших людей.
Конечной целью индуиста является не рождение в высшей варне, а освобождение из цепи рождений (мокша). К этой цели ведут три пути: путь благочестия (дхарма - здесь этот термин употребляется в ином значении, чем указано выше), путь погони за материальной выгодой (артха) и путь погони за наслаждениями (кома); они равно возможны, хотя каждый предыдущий прямее, а потому и предпочтительнее, чем последующий. В некоторых текстах сущность путей формулируется по-иному: джняна-марга ("путь знаний"), карма-марга ("путь деятельности") и бхакти-марга ("путь любви"). В этой триаде наиболее прямым и лучшим считается третий путь, поскольку он предполагает личную любовь адепта к богу. Учение об этих трех путях, выраженное впервые в "Бхагаватгите", стало идеологической основой религиозного движения бхакти, имевшего позже большое значение.
Определенным признаком общности всех индуистских культов было поклонение ряду животных, прежде всего корове.
Наиболее широко почитаемыми богами в индуизме были Шива и Вишну. Культ третьего основного бога, создателя мира Брахмы, не стал сколько-нибудь массовым. Таким образом, с целью классификации и описания все индуистские культы удобно разбить на два основных направления - вишнуизм и шиваизм.
Группу божеств, связанных с Вишну, составляют прежде всего его аватары (воплощения при "нисхождениях" на землю). Различные системы перечисления насчитывают 10, или 12, или 24 таких "нисхождения". По представлениям индуистов, Вишну нисходил время от времени на землю, чтобы восстановить справедливость. Последняя аватара Вишну - всадник Калки на белом коне - еще придет в мир, чтобы установить окончательную справедливость. В качестве аватар Вишну осмыслялись местные божества различных племен и народностей и включались таким образом в индуизм. Даже Будда был объявлен подобным образом одной из аватар Вишну, посланным якобы в мир для защиты животных от убоя.
Наиболее почитаемыми аватарами Вишну стали Рама и Кришна. Рама стал олицетворением справедливого царя, истинного кшатрия. Его деяния были воспеты в "Рамаяне". Объектами поклонения стали кроме него самого его жена Сита, его брат Лакшмана, предводитель обезьян Хануман и другие мифологические образы этой поэмы. Кришна почитался чаще всего в образе молодого пастушка. Другой его облик - воина, колесничего Арджуны из "Махабхараты", - не стал популярным в народе.
Шиваизм тоже был собранием ряда различных верований. В него входили культы самого Шивы в образе аскета, погруженного в медитацию на горе Кайласа, в образах повелителя грозы Рудры, защитника скота Пашупати, космического танцора Натараджи, культы его жены, выступавшей под разными именами (Парвати, Кали, Ума, Шакти), его сыновей Ганеши и Картикеи, а также поклонение различным символам, в частности линге.
Шиваизм сыграл особенно значительную роль в возрождении индуизма. Шиваитами стали вождь эфталитов Михиракула, многие члены семьи Харши. Шиве поклонялись также Майтраки из Валлабхи и многие правители Южной Индии. Махендраварман Паллава обратился в шиваизм и превратил свою столицу Канчипурам в крупнейший центр этой религии. Для успеха именно шиваитской пропаганды большое значение имела деятельность Шанкарачарьи (788-820) - философа и религиозного деятеля, попытавшегося придать шиваизму некое организационное единство при помощи основания шиваитских монастырей в разных концах Индии.
Но возникло также большое количество сект, промежуточных между шиваизмом и вишнуизмом, а также полуиндуистских-полубуддистских. Этот процесс условно называется возрождением индуизма, потому что большинство новых культов провозглашало свою связь с ведами и ведантой, восстанавливало роль брахманов и т.п. Несмотря на явную преемственность индуизма и ведизма, в период поздней древности и раннего средневековья возникала и возникла по существу новая религия, отличавшаяся от ведизма по ряду существенных черт.
Был заменен основной обряд, символизировавший связь этого мира с миром богов. Развитие религиозных представлений шло от абстрактного к конкретному. Место жертвоприношений (яджня) невидимым ведическим богам заняло церемониальное подношение цветов и плодов статуям (пуджа). Эта тенденция захватила и другие индийские религии. Буддизм и джайнизм также стали концентрировать свое внимание вокруг поклонения статуям Будды и Махавиры, бодхисатв и тиртханкаров. Эволюция индийских религий шла как бы в противоположную сторону по сравнению с процессом становления мировых религий. Если для народов Ближнего и Среднего Востока, а также Европы характерен переход от локальных культов к вселенским представлениям и от конкретного к абстрактному в осмыслении потустороннего мира, то индийцы предпочли конкретность и фрагментарность своей религиозной жизни.
Принятие вед было сугубо декларативным. Основной религиозной литературой средних веков стали пураны. Эпос, "Махабхарата" и "Рамаяна", почитались как лучшее наставление в религии, "пятая веда".
Обрядовость заняла ведущее положение среди других выражений религиозности. Ритуализированы были все стороны жизни - производственная, культурная деятельность, быт.
Мертвящая обрядовость, засилье брахманов, кастеизм неоднократно вызывали к жизни движения, иногда характеризуемые как протестантские. Чаще всего знаменем таких движений было бхакти - идея любви к богу, которая способна сделать ненужными все обряды и жрецов и дать адепту возможность прямого эмоционального контакта с богом. Чаще всего объектом бхакти было одно из божеств группы Вишну - Рама или Кришна. Кришнаитский культ, связанный с песнопениями, пронизанными чувственностью и воспевающими плотскую любовь (которая символизировала возвышенную любовь к богу), получил значительную самостоятельность, выработал свои обряды. Он возник в районе Матхуры, где Кришна, по преданию, жил, и распространялся в основном в Северной Индии.
В Южной Индии с VI в. развивается течение бхакти внутри шиваизма, а с VII в. - и среди видшуитов. Идеи бхакти в условиях, когда брахманы занимали ключевые позиции не только в духовной сфере, но и в экономике и в администрации, могли приобретать характер социального протеста.
Но, как и буддизм, являвшийся первым движением, пытавшимся подорвать влияние брахманов, бхакти не имело перспектив. Иерархическому сознанию индийцев мысль о равенстве всех людей перед богом была чужда, и, как результат, членство в бхактийских сектах было всегда незначительным. Основателя такой секты очень почитали - как святого, но следовать его учению не торопились.
Рассматриваемый период завершает так называемый классический или золотой век в истории Индии. С VI в. уже заметны признаки упадка. Число выдающихся поэтов, ученых сокращается. Развивается практика комментирования древних сочинений, причем комментаторы стремятся не вносить в свои комментарии ничего нового. Достойными комментария признаются в основном произведения дхармашастры, "науки о благочестии". Артхашастра, "наука о пользе", более практичная по своим установкам, забывается. В VIII в. Камандака составил трактат "Нитисара", который стал одним из последних произведений этой традиции. Буддийская мудрость, еще имевшая государственную поддержку в лице Палов, получает средство для своего выражения в виде университета в Наланде.
Возникает культура средневековой Индии, не порывавшая идейной связи с предшествовавшей, но во многом новая. Философия превращается в самостоятельную отрасль знаний со своими методами исследования, хотя иррациональность, мистицизм, йогическая медитация продолжают характеризовать некоторые ее школы.
В раннем средневековье окончательно оформляются шесть классических систем индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта.
Эти системы признавали авторитет вед и поэтому считались ортодоксальными, философы этих школ считали, что мир, душа, бог существуют реально. В учениях санкхьи и вайшешики современные ученые иногда прослеживают даже некие материалистические тенденции. Логика, созданная представителями ньяи в V-X вв., явилась вкладом в индийскую философию в целом. Она использовалась также и другими школами.
Ортодоксальным школам противостояли, с одной стороны, буддийские школы мадхъямиков и виджнянавады, отрицавшие существование бога, души, а также всего внешнего мира, а с другой стороны - материалистические школы локаятиков.
Возникает своеобразная история философии в виде даршан - обзоров существовавших ранее и продолжающихся философских систем. Господствующее положение в философской мысли постепенно заняла система адвайта-веданты, создание которой приписывают Гаудападе (род. ок. 780 г.) и Шанкарачарье. Эти мыслители выступали защитниками "чистоты" учения упанишад против неортодоксальных течений. Все сущее, по словам Шанкары, - результат деятельности мирового духа, Брахмана. Мир можно мыслить как реально существующий, но лишь с точки зрения простых, не умудренных знаниями людей. Только святые и "просветленные" способны понять иллюзорность мира и реальность одного Брахмана.
Значительные достижения индийской математики относятся к древности.
В раннесредневековый период математические знания лишь применялись, в частности в астрономии. Варахамихира (VI в.) и Брахмагупта (VII в.) были видными астрономами этого периода.
В медицине создалась национальная школа (аюрведа), оригинальная по методам, до сих пор практикуемая в Индии и за ее пределами. Очень подробно была разработана диагностика; в лечении болезней большое место отводилось гигиене и диете. Но наиболее разработанной областью индийской медицины являлась хирургия. Индийские врачи умели делать очень сложные по тем временам операции, например кесарево сечение, трепанацию черепа и т.п.
Раннее средневековье - период возникновения в большинстве районов Индии литературной традиции на местных языках, хотя литература на санскрите продолжала развиваться. Основным жанром литературы оставалась поэзия. Даже научные и философско-религиозные трактаты излагались стихом. Некоторые произведения того периода рассматриваются как части индийского классического наследия. Это поэма Баны "Харшачарита", произведения Бхавабхути, Бхарави и ряда других. Из Прозаических произведений к "классике" относятся "Дашакумарачарита" Дандина и "Кадабмари" того же Баны. Получает дальнейшее развитие возникший еще в древности жанр "обрамленной повести". Из поэтов, писавших на пракритах, наиболее известен Вакпати (поэма "Гаудавахо"), живший при дворе Яшовармана.
Самой обширной и развитой из литератур на местных языках была тамильская. Она появилась раньше других - еще в первые века нашей эры. В III-IV вв. в Тамилнаде создалась сангха - что-то вроде поэтической академии. От того времени сохранились сборники "Эттутохей" ("Восемь антологий") и "Паттунатту" ("Десять лирических поэм"). Примерно к VII в. относятся "Тирукурал", составленный Тируваллуваром, и "Наладияр" - сборники нравоучительных изречений по вопросам этики и политики. Дидактичны, пронизаны идеологией кармы тамильские эпические поэмы "Шилаппадигарам" и "Манимехалей". В то же время они отличаются большой лиричностью и реальным изображением быта и человеческих страданий. Распространение на Юге идей бхакти вызвало к жизни обширную поэзию найянаров (шиваитских бхактов) и алваров (вишнуитских), расцвет которой относится к VIII-IX вв. Гимны найянаров и алваров, как и вся литература бхакти, отличаются исключительной лиричностью, воспеванием любви к богу, изображаемой в виде земной любви.
Среди изобразительных искусств издревле развивалась архитектура, с первых веков нашей эры - также скульптура и фрески. Фрески в основном покрывали стены пещерных буддийских храмов. Традиция фресковой живописи прекратилась с закатом буддизма. Скульптура же заняла ведущее положение в изобразительных искусствах благодаря ее функциональности - необходимости изготавливать в большом количестве изображения тысяч божеств. Вместе с тем связь скульптуры с религией рано предопределила установление канона, консервацию изобразительных приемов и норм. Изображения богов должны были быть традиционными - и поза и атрибутика - и практически не давали простора для проявления индивидуальности художника. Не случайно вся скульптура средневековая не имеет автора, безымянна.
К Х в. замирает как художественная, так и религиозная жизнь в буддийских центрах Аджанты и Эллоры, оставив лишь следы в виде пещерных храмов. К этому времени заканчивается сооружение пещерного храма Шивы на о-ве Элефанта. Возникает, но тоже быстро сходит на нет техника изготовления изображений и целых храмов из одного куска, одной скалы (Эллора, Махабалипурам). Исчезает монументальность в скульптуре. Она сливается с архитектурой, становится архитектурной деталью, но одновременно архитектура становится нагромождением деталей.
В V-VIII вв. начинается строительство общественных сооружений из каменных блоков, возникает несколько стилей, но они окончательно оформляются в более поздний период, и об этом пойдет речь в следующей главе.
К IX в. исчезает театр, имевший в гуптское время определенное распространение, по крайней мере при дворах, и связанный с именами Калидасы, Шудраки и др. Конечно, продолжалось развитие народного театра - фарса, пантомимы, - но о нем мы имеем слишком незначительные сведения. Центрами классического танца и пения сделались храмы.
Список литературы
1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа