Формы государства. Индия
Колледж управления и права
Р Е Ф Е Р А Т
по теории государства и права
на тему:
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В КОНКРЕТНОЙ СТРАНЕ. ИНДИЯ
Студентки II курса
323-К группы
КАЧУЛИНОЙ И.А.
Преподаватель
СУНДЕЕВА Е.Н.
Москва - 1996 г.
П Л А Н
I. Конкретная характеристика формы государства
I.1. Политический режим
I.2. Форма государственного устройства
I.3. Форма правления
II. Форма государства конкретно для страны Индия
III. Мое представление об идеальном государстве
2I. КОНКРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
3Форма государства 0 - это организация государственной власти
в стране, выраженная в форме правления и форме государственного
устройства.
2I.I. Политический режим
3Политический режим 0 - содержание власти, выраженное в средс-
твах и способах властвования, в ее характере - демократическом
или недемократическом.
Понятие 3"политический режим" 0 охватывает не только государс-
тво, но и все общество. В соответствии с этим различаются: де-
мократическое общество и недемократическое общество с автори-
тарным политическим режимом. Крайнее проявление авторитарного
режима - тоталитарная власть.
3Демократическое государство 0 - государство, в котором власт-
ные органы имеют мандат народа. Центральное место в них занима-
ют органы, непосредственно избираемые народом, то есть парла-
мент и глава государства, объем и пределы власти каждого органа
определяются законом. В обществе утверждается верховенство пра-
ва и независимое правосудие, а все граждане имеют защищенные
судом неотъемлемые права и свободы.
3Авторитарное государство 0 - государство, в котором государс-
твенная власть, не имеющая мандата народа, хотя и определяется
законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом лиц
и властвующих органов путем прямого использования управленчес-
кого административного аппарата, вооруженных сил и карательных
учреждений. Право и права человека не имеют независимого стату-
са и верховенства в обществе, их функции ограничиваются требо-
ванием соблюдения действующих законов.
3Тоталитарное государство 0 - государство, в котором админист-
ративное управление строится на началах всевластия, оно не оп-
ределяется законом. Из жизни общества исключается независимое
правосудие и права человека, все общество попадает под тотали-
тарный контроль управленческого административного аппарата, во-
оруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспре-
пятственное подавление личности.
2I.2. Форма государственного устройства
3Форма государственного устройства 0 - это структура государс-
тва, соотношение государства как целого и частей государства,
структура государственности.
Существуют три основные формы государственного устройства:
унитарное государство, федерация и конфедерация.
3Унитарное государство 0 - это цельное государство, части ко-
торого являются только административно-территориальными подраз-
делениями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих под-
разделений нет своего законодательства и особой судебной систе-
мы, а органы административного управления подчинены "центру".
3Федерация 0 - это союзное государство, части которого облада-
ют государственностью, осуществляемой при целостности государс-
тва и, следовательно, при наличии суверенитета у федеративного
государства в целом. Субъекты федерации имеют свое законода-
тельство, особую судебную систему и самостоятельные органы уп-
равления. Но субъекты федерации не имеют права на одностороннее
решение о выходе из союзного государства. На территории субъек-
тов федерации действуют федеральные государственные институты,
обеспечивающие функционирование федеративного государства как
единого целого.
3Конфедерация 0 - это союз государств, каждое из которых обла-
дает государственным суверенитетом. Но этот союз не международ-
но-правовой, а государственный, где объединяется и совместно
осуществляется ряд направлений суверенной государственной дея-
тельности: оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело,
денежно-кредитная система, совместная разработка определенных
полезных ископаемых, управление транспортом и т.д. При конфеде-
рации центр тяжести государственного суверенитета находится в
самих государствах, объединяющихся в конфедерацию; конфедера-
тивный союз имеет характер "вторичной" государственности.
Конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный ха-
рактер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.
2I.3. Форма правления
3Форма государственного правления 0 - это организация высшей
власти в государстве.
Основные формы правления - монархия и республика.
3Монархия 0 - форма правления, в соответствии с которой высшая
власть в государстве объединяет функции главы государства и во
многом функции других властей - законодательной и исполнитель-
ной - и которая принадлежит одному лицу - монарху - представи-
телю правящей династии, обретающему власть в порядке наследова-
ния.
Существует два типа монархий:
- 3 абсолютные монархии 0, в которых монарх в своей высшей
власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законо-
дательство, руководит правительством, контролирует правосудие,
местное самоуправление;
- 3конституционные монархии 0, в которых власть монарха огра-
ничена законом, прежде всего конституцией, сосредотачивается на
функциях главы государства; законодательство осуществляется вы-
борным органом - парламентом; под контролем главы государства и
парламента создается ответственное правительство; формируется
независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
3Республика 0 - форма правлевния, в соответствии с которой
высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - пар-
ламенту, Президенту; они осуществляют контроль над правительст-
вом; существуют независимое правосудие и муниципальное самоуп-
равление.
Республики бывают парламентскими и президентскими в зависи-
мости от того, какой из органов высшей власти формирует прави-
тельство и осуществляет прямое руководством им и, следователь-
но, перед кем правительство непосредственно несет ответствен-
ность.
Парламентская - такая республика, парламент которой прямо,
преимущественно из своего состава фракций, формирует правитель-
ство (однопартийное, коалиционное), и оно несет перед парламен-
том ответственность за свою деятельность.
Президентская - такая республика, Президент которой непос-
редственно при известном парламентском контроле формирует пра-
вительство, и оно несет перед Президентом ответственность за
свою деятельность.
Существуют смешанные формы республиканского правления -
парламентско-президентские, или президентско-парламентские,
когда парламент и Президент в той или иной пропорции делят свой
контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Кроме того, существует тенденция придавать большую самостоя-
тельность и собственную ответственность правительству, глава
которого занимает самостоятельное высокое положение среди выс-
ших должностных лиц страны.
2II. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КОНКРЕТНО ДЛЯ СТРАНЫ ИНДИЯ
2II.1. Политический режим
Индия - демократическое государство. Среди властных органов
центральное место занимают парламенты и Президент.
Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) избираются на-
селением прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет.
Большая часть членов Совета Штатов (Раджью сабха) избирает-
ся выборными членами законодательных органов штатов по системе
пропорционального представительства сроком на 6 лет.
Президент Индии является главой государства и главнокоман-
дующим вооруженными силами. Он избирается коллегией выборщиков,
составленной из членов парламента и законодательных органов
штатов.
Конституция Индии вступила в силу 26 января 1950 года. Она
провозглашает основные права всем гражданам независимо от их
расовой и религиозной принадлежности, убеждений и пола. Про-
возглашаются также свобода слова и совести, собраний и органи-
заций, передвижения, приобретения собственности и выбора заня-
тия или профессии.
2I.2. Форма государственного устройства
Индия - федерация в составе Содружества, возглавляемого Ве-
ликобританией. Индия является союзом штатов, в который входят
25 штатов и 7 управляемых централизованно союзных территорий.
Каждый штат имеет свое законодательное собрание, а некото-
рые - вторую палату. Руководители штатов называются губернато-
рами. Они назначаются президентом и обычно имеют те же полномо-
чия в своих штатах, какие президент имеет в центральном прави-
тельстве.
Как и в центральном правительстве, в каждом штате существу-
ет кабинет, возглавляемый главным министром, который несет от-
ветственность перед выборным законодательным органом штата.
2II.Форма правления
Индия - республика. Высшая власть в Индии принадлежит пар-
ламенту и Президенту. судебные органы не зависят от исполни-
тельной власти. Верховный суд является высшей судебной инстан-
цией, стоящей во главе единой и общей для всей страны системы.
В стране существует муниципальное самоуправление.
Индия - президентско-парламентская республика. Президент
назначает премьер-министром деятеля, пользующегося в Лок сабха
поддержкой большинства, а затем по его рекомендации назначает
других министров.Премьер-министр занимает свой пост до тех пор,
пока он пользуется поддержкой большинства в парламенте.
2III. МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Представление об идеальном государстве не может быть посто-
янным. С течением времени, развитием общества представление об
идеальном государстве также развивается, идеальное государство
в представлении человека становится все совершеннее по мере со-
вершенствования общества, в котором живет человек.
В настоящее время идеальным государством, безусловно, явля-
ется демократическое государство.
Демократическое государство - это прежде всего государство
правовое, так как в нем все подразделения власти должны быть
подчинены закону, а также правосудие в таком государстве должно
быть независимым и сильным.
Само по себе демократическое государство предусмотрено как
государство, в управлении которого принимает участие народ. Для
такого государства характерен мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования правительственных орга-
нов, выполняющих законодательные и контрольные функции.
Идеальное государство не есть только власть, основанная на
аппарате принуждения, организованность в стране должна обеспе-
чиваться на основе экономических и духовных факторов, благодаря
чему должно осуществляться народовластие, экономическая свобода
и главное достояние цивилизации - свобода автономной личности.
2СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. М., Юри-
дическая литература, 1994.
Индия: ежегодник. М., Главная редакция восточной литерату-
ры, 1987.
Митрохин Л.В. Индия, вступая в XXI век. М., Издательство
политической литературы, 1987.