Царствование Бориса Годунова
Царствование Бориса Годунова
1. Москва встречает царя.
26 февраля, в неделю сырокапустника, Борис в'ехал в столицу : встреченный жителями Москвы хлебом, соболями, кубками золотыми и серебрянными и другими царскими дарами, но ничего не взяв сказал, что "богатство в руках народа ему приятнее, нежели в казне ". После вторичного благославления патриархом на государство и литургии Борис сказал, что "не может до светлого Христова воскресения оставить Ирины. . . и возвратился в Новодевичий монастырь. . . ", оставив управление государством боярской думе.
2. Торжественный вход в столицу.
"Наконец, апреля 30, подвиглась столица во сретение государя. " Борис выехал из но водевичьего монастырясо своим семейством. Вскоре он проследовал в храм Успения, где патриарх третий раз благославил его на великое государство Московское. "Он уже царствовал, но еще без короны и скипетра ; еще не мог назваться царем боговеенчанным, помазанником господним. " Однако для того, чтобы окончательно утвердить престол за собой, Борис должен был возложить на себя венец, но "вместо скипетра взял меч в десницу и спешил в поле, доказать, что безопасность Отечества ему дороже и короны, и жизни. Так царствование самое миролюбивое началось ополчением. . . "
3. Знаменитое ополчение.
Помимо крепостей против ханских набегов служили засеки в таких местах как : Перемышля, Лихвина, Белево, Тула, Боровск, Рязань, государь послал туда особенных воевод с мордвою и стрельцами ; устроил плавную рать на Оке. Карамзин писал об этом времени и о влиянии ополчения : "Все действовало сильно на воображение людей : и новость царствования, ополчение, и высокое мнение о Борисовой, уже долговременными опытами, изведанной мудрости ". Однако неприятеля не было в течение 6 недель, трудно сказать, что было : ложные слухи обманули Бориса или он притворным легковерием обманул Россию для того, чтоб явить себе царем не только Москвы, но и всего воинства. Вместо врагов вскоре явились послы Хазы-Гиреева и ополчение поразило хана и послов ужасом, послы сказали, что крымский хан и крымцы желают вечного союза с Россией. Это была первая "дипломатическо-военная победа " Бориса Годунова.
Но Борис Годунов опять отложил венчание до 1 сентября, чтобы совершить венчание в новое лето, в день общего доброжилательства и надежд, лестных для сердца.
4. Прибавление к избирательной грамоте.
"Всем ослушникам царской воли неблагославление и клятва от церкви, месть и казнь от синклита и государства, клятва и казнь всякому мятежнику, раскольнику любопрительному, который дерзнет противоречить деянию соборному и колебать умы людей молвами злами, кто бы он ни был, священного ли сана или боярского, думного или воинского, гражданин или вельможа : да погибнет и память его вовеки ! " Грамоту утвердили 1 августа Борис и юный Федор, все святители. . . .
5. Венчание.
Наконец Борис венчался на царство, еще пышнее и торжественнее Феодора, так как принял утварь Мономахову из рук вселенского патриарха.
Вовремя венчания Борис сказал : " Отче, великий патриарх Иов ! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого ни бедного " - и, тряся верх своей рубашки примолвил : "Отдам и сию последнюю народу. "
Вскоре время покажет, как во время правления Бориса не было " ни сирого, ни бедного. "
6. Внутренняя политика (1598-1604).
Первые указы относились к внутренней экономике : 1) Всем людям служивым, воинским и гражданским выдавать двойное жалование. 2) Гостям Московским и другим торговать беспошлинно 2 года. 3) Земледельцев казенных и жителей Сибири освободить на 1 год от налогов. 4) Уменьшил барщину и оброк крестьянам.
В Сибири под предводительством казака Воейкова был окончательно разбит хан Кучюм и Борису было сообщено, что " в Сибири уже нету иного царя, кроме российского. " Эта победа утвердила господство России над Азией. Как и венчание победа над Кучюмом тоже торжественно праздновалась : " В столице и во всех городах снова праздновали завоевание сего не измеримого края звоном колокольным и молебнами.
После по приказу Бориса основавались новые города : Верхотурья (1598), Мангазей и Туринск (1600), Томск (1604).
7. Внешняя политика (1598-1604).
На этом вопросе долго задерживаться не стоит, на тот период внешнюю политику можно охарактеризовать следующими словами : " Мы везде хотели мира или приобретений без войны, готовясь единственно к оборонительной. " 1)11 марта 1601 г. заключено перемирие с литвою на 10 лет ( в котором Сигизмунда не именовали королем Швеции под предлогом, что, он не известил не Феодора, ни Бориса о своем вошествии на трон ). 2)Вознобвлен договор о свободной торговли датских купцов в России. 3)Брачный союз Ксении с Иоанном (принцем Дании), 28 сентября была свадьба, а 28 октября того же года Иоанн умирает. Однако в 1604г. послы России снова были в Дании и условились с герцогом Шлезвиским, чтобы один из его сыновей, Филипп, ехал в Москву жениться на царевне, но этого не произошло. 4)Австрии помогла деньгами для бборьбы с Магометом 3 ("не другом христианства). 5)Разрушение мира между Россией и Персией. 6)Благоприятные отношения с Англией : Борис дал новую жалованную грамоту для свободной и беспошлинной торговли с Россией. 7)Германии Борис отказал в беспошлинной торговли и строении католитических церквей на Русской земле.
8. Внутренняя политика (1599г. ).
1)В 1599г. Борис в знак любви патриарху Иову, возобновил жалованную грамоту, данную Иоанном метрополиту Афанасию, такого содержания, что все люди первосвятителя, его монастыри, чиновники, слуги и крестьяне освобождаются от ведомства царских бояр, наместников и не судятся с ними ни в каких преступлениях, кроме душегубства, зависимо единственно от суда патриаршего, увольняются также от всяких податей казенных. Это был важный шаг на пути не зависимости церкви. 2)Закон об укреплении крестьян, действующий в то время имел вредное действие, частыми побегами крестьян, особенно из селений мелкого хозяйства : владельцы искали беглецов, жаловались друг на друга в их укрывательстве, судились, разорялсиь. Борис, желая присечь зло и беспорядки, решил об'явить закон временным и в 1601 г. снова дозволил крестьянам господ малочиновных, детей боярских и других, везде кроме одного Московского уезда, переходить в известный срок от владельца к владельцу того же состояния, но не более чем по 2 вместе, а крестьянам бояр, дворян, знатных дьяков, святителей монастырских велел остаться без перехода на 1601 г. Многие связывают дальнейшую трагическую судьбу Годунова с изменением старого закона и нетвердостью нового. 3) Борис пытался также искоренять грубые пороки народа. В частности Борис продолжал попытки своих предшествнников искоренить пьянство : Борис строго запретил свободную продажу спиртных напитков, об'явив, " что скорее помилует вора и разбойника, нежели корчемников "; но хотев воздержать народ от пьянства и принятия спритного, царь не мог полностьюистребить корчемства, и вследствии этого казеные питейные дома, откупаемые забольшие деньги, служили " местом разврата для людей слабых. " 4) В отношении образования Борис превзошел всех предшествующих ему самодержавцев, Борис хотел завести школы и даже университеты, чтобы обучать россиян наукам и иностранным языкам. Но это намерение царя не произошло из-за сильного возражения духовенства, которое утверждало, что " Россия благоденствует в мире единством закона и языка ; что разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви ; что, во всяком случае, неблагоразумно вверить учение юношества католикам и лютеранам. " Однако царь отправил 18 молодых боярских людей учиться за границу. Также царь призывал к себе наслужбу из-за границы лекарей, художников, ремесленников и чиновников на службу.
Но приближалось время, когда царь, славимый в Европе и Росии за свою разумную политику, любовь к просвещению, ревность быть истинным отцом Отечества, " д о л ж е н был вкусить горький плод беззакония и сделаться одною из удивительных жертв суда небесного "
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА.
1600-1605 г. г.
Но борис скоро начал удаляться от россиян, отменил устав времн древних : не хотел в праздничные дни выходить к народу, выслушивать его жалобы. Царь велел книжникам издать книгу о душевном спасении и телесном здравии " слуги божия, всевышним избранного и превознеснного, самодержца всей Восточной стороны и Северной. . . . чтобы россияне всегда с умелением славили Бога за токого монарха, коего ум есть пучина мудрости. . . . чтобы юные, цветущие ветви Борисова дому возросли благославлением небесным и не прерывно осиняли оную до скончания веков! " Борис дерзнул осквернить своим тщеславием и лецимерием " святое действие души человеческой и ее тайное сношение с небом. " После этого Годунов не знал мира душевного, уже чувствовал, что если путем беззакония можно достигнуть величия, то величие и блаженство, самое земное не одно знаменуют.
Вскоре в Борисе стали пробуждаться подозрения, что его хотят убить, изгнать строна " мечтал о тайных ковах против себя, яде, чародейтве ", царь воосстанавливвает Иоаннову систему доносов. Первой жертвой Бориса Годунова стал Бельский (свойственник царицы Марии ), потому что "знал лучше иных глубину Борисого сердца. Второй жертвой Бориса стала семья Романовых, самодержец опасаясь их претенденства на трон велел подлжить в иих дом коренья, а потом. . . " Вдруг сделалась в Москве тревога : синклит и все знатные чиновники спешат к патриарху, посылают окльничего Михайла Салтыкова для обыска в кладовой у боярина Александра, находят там мешки, несут к Иову и в присутствии Романовых высыпают коренья, будто бы волшебные, изготовленные для отравления царя. Все в ужасе - и вельможи, усердные, подобно римским сенаторам Тибериева или Неронова времени, с воплем кидаются на мнимых злодеев, как дикие звери на агнцев, грозно требуют ответ и неслушуют его в шуме. Отдают Романовых под крепкую стражу и велят судить, как судит беззаконие. "
Кроме князей Романовых взяли князей Черкасских, Шестуновых, Репниных, Карповых, Сицких многие из них погибли под пытками, а многих сослали. Годунов кроме того запретил кннязьям Мстиславскому и Василию Шуйскому жениться, боясь, что их дети, по древней знатности своего рода, могли претендовать вместе с его сыном на престол.
В последствии "глас Отечества уже не слышался в хвале частной, корыстолюбивой, и молчание народа, служа для царя явною укоризною, возвестил важную перемену в сердцах россиян : о н и у ж е не л ю б и л и Б о р и с а ! "
В скором времени на Россию начали обрушиваться бедствия и первое произошло в 1601 году : весноу произошло наводнение, которое испортило урожай на 30 процентов ; Карамзин писал о том времени : " небо омрачилось густою тьмою, и дожди лили в течение десяти недель непрестанно, и крестьяне не могли ни чем заниматься, ни косить, ни жать. . . ". Но бедствия не оставили Россию и 15 августа жестокий мороз погубил половину оставшегося урожая. Борис пытался изо всех сил ликвидировать голод, он принимал мноие меры : 1)Убедил духовенство и вельмож продавать хлеб за низкую цену; 2)Велел открыть и раздавать хлеб из царских житниц в Москве и в других городах; 3)Отворил казну!!!:
а)Около московской стены лежали кучи серебра для бедных;
б)Ежедневно каждому давали две московки, деньгу или копейку. Но голод все равно продолжал свирепствовать, так как торговцы скупали за дешево в житницах хлеб, а потом продавали его за очень высокую цену, что денег раздаваемых царем не хватало на покупку у них хлеба. Один из современников писал об этом времени, о том что творилось в Москве : " Свидетельствуюсь истиною и богом, - пишет один из них, - что я собственными глазами видел в Москве людей, котрые, лежа на улицах, подобно скоту, щипали траву и питались ею ; у мертвых на ходили во рту сено. "
В Москве тогда умерло 500 000 человек !!! Время показало, как не было "не сирого, ни бедного ". В 1603 году обстановка нормализовалась но голод очень сильно повлиял на благосостояние России : 1)Уменьшилось число людей в Рооссии. 2)Уменьшилось материальное благосостояние людей. 3)Оскуднела государственная казна.
Боясь гнева Божьего Борис Годунов в 1600-х годах украшает Кремль : воздвигнута огромная колокльня Ивана Великого, пристраивает две большие каменных палаты к Золотой и Грановитой, Столовую и Панихидную для питания и удовольствия бедных людей.
В 1604 году скончалась Ирина в Новодевечьем монастыре. Борис скрывал отнее голод и прочее бедствия народа, скрывал свои мысли о его смещении и гонениях им великих князей, с ней он делил только добрые чувства. . .
Галичанин Юрий Отрепьев в юности лишился отца, стрелецкого сотника, зарезанного в Москве пьяным литвином. Он служил в доме у Романовых и князя Бориса Черкасского ; знал грамоту от скуки решил искать удовольствие в сане инока, постриженный игуменом Трифоном и названный Георгием жил в Чудовым монастыре под присмотром своего деда. Там он познакомился с патриархом Иовым, который посвятил его в диааны и взял его к себе для книжного дела. Вместе с Иовым григорий ездил во дворец, где проявлял необыкновенное любопытство ; с жадностью слушал людей разумных, особенно когда говорили об убиенном царевиче Дмитрии ; Григорий начал ваведывать о его судьбе. . . впоследствии он окрыто говорил, что скоро будет царем на Москве, обю этом было до несено царю и царь приказал сослать его на Соловки, но ему помогли бежать, и никто огда не думал о том какие последсвия будут у этого побега. . .
Григорий достиг Новагорода Северского, где архимандрит Спасской обители принял его дружелюбно и дал ему лошадей. После его уезда архимандрит нашел у себя записку следующего содержания : " Я царевич Дмитрий, сын Иоаннов, и не забуду твоей ласки, когда сяду на престол отца моего ". Архимандрит, не зная, что делать решил молчать. Таким путем беглый диакон решил грубой ложью и обманом свергнуть великого монарха и сесть на его престол. После Новагорода он направляется в Литву(где ненависть к России всегда благоприятствовала нашим изменнякам), предварительно расспустив слух в России о том, что царевич Дмитрий жив. В литве он схдится с князем Вишневецким, который мечтая о славе решил способствовать, как он думал царевичу Дмитрию. Вишневецкий сообщил о том, что царевич Дмитрий жив всей литовской знати и Сигизмундуи. Литовский король решил использовать царевича, чтобы ввергнуть Россию в пламя войны. Сигизмунт собрал ополчение на Россию, чтобы посадить на трон лжедмитрия, не по боявшись разорвать договор о двадцатилетнем перемирии. "Ополчалась в самом деле не рать, асволочь на Россию : весьма немногие знатные дворяне, в угодность королю малоуважаемому или прельщаясь мыслию храбровать за изгнанника царевича, явились в Самборе и Львове : стремились туда бродяги, голодные и полуногие, требуя оружия не для победы, а для грабежа в России". В 1604 году Борис узнал о самозванце, который в то время находился еще в Литве и об ополчении, и о том что в России среди народа распускались слухи, якобы царевич Дмитрий жив. Но вскоре царь узнал, что человек называвший себя Дмитрием был беглый инок Григорий, Борис приказал казнить всех людей помогавших ему бежать и укрывавших его.
16 октября 1500 воинов Литвы и 2000 донских казаков вступили вРоссию. . . царь приготовился к обороне. Лжедмитрий выпустил манифест он "об'являл россиянам, что он, невидимою десницою всевышнего устраненный от ножа Борисова и долго сокрываемый в неизвестности, сею же рукой изведен на феатр мира под знаменами сильного, храброго войска и спешит в Москву взять наследие своих предков, венец и скипетр Владимиров. . . "
18 октября сдался Моровск. 26 октября покорился Чернигов. . . на берегах Десны, Свины и Сновы его радостно встречали. 11 ноября Лжедмитрий получил отпор в первый раз под Новгородом (войском, которого командовал П. Ф. Басманов). Потеряв много людей под Новгородом Лжедмитрий решил двинуться далше. В Рыльске, Борисове, Белгороде, Воронеже и повсей Южной России его радостно встречали и приветствовали.
Но наконец 21 января самозванец был разбит : ". . . Тутрасстрига, как истинный витязь, оказал смелость необыкновенную : сильным ударом смял россиян и погнал их ; сломил и дружину иноземную, не смотря на ее мужественное и блестящее сопротивление, и кинулся на пехоту московскую, которая стояла перед деревнею с огнестрельным снарядом - и нетрогалась, как бы в оцепенении ;ждала и вдруг залпом из 40 пушек, из 10 или 12 тысяч ружей поразила неприятеля : множество всадников и коней пало, кто уцелел, бежал назад в беспамятстве страха - и сам Лжедмитрий. . . Лжедмитрий убит. С сею счастливою вестию прискакал в Москву сановник Шеин и нашел царяя, молящегося в лавре св. Сергия. . . "
СМЕРТЬ БОРИСА ГОДУНОВА.
Борис Годунов умер 13 апреля 1605 года в возрасте 53 лет : в этот день он принимал знатных иностранцев в Золотой палате, и когда встал из-за стола, он почувсвовал дурноту : у него пошла кровь из носа, ушей и рта по словам очевидцев она лилась рекою, врачи не смогли остановить ее. Он начиннал терять память, но успел благославить сына на государство Российское и через 2 часа умер в Золотой палате.
Каков был итог правления Бориса Годунова ? Как можно оценить его деятельность ? Можноли подчерпуть какие-нибудь уроки из его правления. . .
"Но имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Поттомство видит лобное место, обагренное кровью невинных, св. Дмитрия, издыхающего под ножом убийц, героя псковского в петле, столь многих вельмож в мрачных темницах и келиях ;видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям;видит систему коварства, обманов, лицемерия перед людьми и богом. . . Везде личину добродетели, и где добродетель ? В правде ли судов Борисовых, в щедрости, в любви к гражданскому образованию, в ревности к величию России, в политике мирной и здравой ? Но сей яркий для ума блеск хладен для сердца, удостоверенного, что Борис не усомнилсябы ни в каком случае действовать вопреки своим мудрым государственным планам, если бы властолюбие потребовало от него такой перемены. Он не был, но бывал тираном ; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного - предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал на феатр сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, боллее всех содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею ?"