Вьетское общество и государство в VI-IX вв.
Вьетское общество и государство в VI-IX вв.
Вьетское государство занимало территорию современного Северного и частично Центрального Вьетнама, гранича на севере с Китаем, на северо-западе - с тайским государством, на западе - с различными горными племенами, на юго-западе и на юге - с Камбуджей и государством Чампа (территория совр. Центрального Вьетнама).
В последние столетия древности и в ранее средневековье (с I в. до н.э. и до конца IX в.) страна вьетов в течение длительных промежутков времени находилась в зависимости от китайских империй. Период "северной зависимости" ознаменован постоянной и острой борьбой вьетов против господства иноземцев.
Основным аграрным районом страны была дельта Красной реки. Вьеты были земледельческим народом; они издавна выращивали рис, бобовые культуры, овощи, разводили буйволов и быков, занимались шелководством и выделывали шелковые ткани. Широкое развитие получили рыболовство и добыча жемчуга, последнее как для внутреннего потребления, так и для вывоза. Различные благовония, лекарственные травы и перья редких птиц пользовались спросом за пределами страны. В горах добывались медь, железо, олово, цинк, свинец, золото. Значительные доходы приносила торговля слоновой костью, рогом носорога, жемчугом. Ремесленники обрабатывали железо и занимались художественным литьем из бронзы. Высокоразвитыми были гончарное производство, ткачество, изготовление известных на всем Дальнем Востоке вьетских плетеных изделий. Изделия ремесла продавались не только внутри страны, велась внешняя торговля с Южной и Восточной Азией; такие города, как Лаунгбьен, Луйлоу и др., были и культурными центрами.
Имеющиеся письменные свидетельства говорят о наличии буддизма во Вьетнаме к концу II в. К этому моменту в Зяо (древнее название Северного Вьетнама, ставшее названием китайской провинции), бывшем частью империи Хань, имелись свой буддийский центр Луйлоу (совр. пров. Хабак), сангха, традиции перевода буддийских сочинений. У вьетов существовали достаточно сложные и приспособленные к нуждам государства религиозные комплексы, включавшие в себя культ предков монарха и обожествление сил природы. Буддизм вытеснял эти религиозные представления или образовывал с ними новый комплекс.
В лаквьетском обществе (лаквьеты - вьеты, населявшие территорию совр. Северного Вьетнама) конца II в. н.э. имелись определенные предпосылки, которые ускорили и облегчили распространение буддизма. В процессе почти двухвековой борьбы с ханьской ассимиляцией лаквьетское общество значительно изменяется и усложняется. (Несмотря на то что официально территория современного Северного Вьетнама со III г. до н.э. была включена в состав империи Хань, на деле до начала нашей эры страна лаквьетов оставалась государством, внутренние порядки в котором пребывали неизменными. И лишь с первого десятилетия нашей эры начались попытки превращения страны лаквьетов в китайскую провинцию, вызвавшие сопротивление вьетского народа.) На место подорванной экономически, отчасти истребленной физически традиционной землевладельческой аристократии выходит китаизированная служилая знать, которая берет в свои руки основную власть в Зяо. На этой основе Зяо приобретает определенную самостоятельность в рамках китайских государств.
Эта знать не обращается ни к конфуцианству, которое в этот период испытывает кризис и в самом Китае, ни к традиционным культам, носительницей которых, видимо, в большей степени была старая земельная аристократия. Ее учением стал буддизм, который в условиях зависимости от Китая подчеркивал национальную и культурную специфику вьетов. Свидетельством того, что буддизм был принят именно новой частью господствующего класса, является факт возникновения буддийского центра рядом со столицей цыши (китайского наместника), в то время как столица государства Аулак (лаквьетское независимое государство III в. до н.э.) находилась в другом месте.
Чрезвычайно сложным представляется вопрос о том, какого толка буддизм распространялся в этот период. Исследователи, специально занимавшиеся этой проблемой, обычно выделяют период со II по конец VI в., называя его временем распространения классического индийского буддизма, Временем прямых контактов с Индией. Поздние источники сохранили нам несколько имен индийских монахов, посещавших Зяо в этот период: Марадживака и Кшудра (188 или-294 г.), Кальянаручи (255-256 гг.), Калашива (III в.) и др.
В этот период (конец II в.), как сообщают поздние источники, в Зяо было построено 20 ступ, сангха насчитывала 500 монахов, было переведено 15 сутр, имелся крупный буддийский центр Луйлоу.
Следующий этап распространения буддизма обычно связывается с появлением здесь идей дхьяны (вьет. тхиен). Существует точка зрения, что еще в V в. вьетский монах Хюэ Тханг (440-479) стал учеником индийского монаха Дхармадевы (вьет. Дат-ма-де-ба) и соответственно они являются основателями вьетского тхиена. Но обычно это событие связывается поздней вьетнамской буддийской традицией с именем индийского монаха Винитаручи, который приехал в восстановившее свою независимость вьетское государство Вансуан в 580 г. В 562 г. Винитаручи пребывал при дворе правителей Северного Чжоу в Чанъани, но когда в 574 г. при императоре У-ди на севере начались гонения на буддизм, он уезжает на юг, в государство Чэнь, где также не встречает радушного приема. По преданию, здесь он встретился с патриархом китайского чань-буддизма, который посоветовал ему ехать дальше на юг. Винитаручи последовал совету, и в 580 г. он приехал в государство Вансуан, где в пагоде Фапван в Луйлоу основал свою школу. Согласно сведениям источников, еще до Винитаручи в пагоде Фапван были вьетские монахи, проповедовавшие учение дхьяны, что заставляет серьезно относиться к сообщениям о ХюэТханге. И все же вьетнамская буддийская традиция считает Винитаручи первым проповедником дхьяны -и основателем первой тхиенской школы. Здесь он перевел на вэньянь ряд сутр, в том числе и ваджраянскую "Махаяна вайпулия дхарани сутру" ("Дай-тхыа фы-онг-куанг тонг-чи-кинь"). Учеником и последователем Винитаручи стал вьетский монах Фап Хиен. Забегая вперед, укажем, что эта школа насчитывала 19 поколений патриархов и просуществовала до начала XIII в. (последний патриарх школы, И Шон, умер в 1213 г.). То, что Винитаручи остался в Вансуане, говорит о том, что буддизм здесь не подвергался преследованиям, пользовался поддержкой государства. Об этом, в частности, свидетельствует имя последнего императора Вансуана из династии Ранних Ли - Ли Фат Ты ("Ли - сын Будды").
В IX в. у вьетов появляется новая тхиенская школа. Ее основателем стал Во Нгон Тхонг (кит. У Янь Тун), родом из полувьетского тогда Гуанчжоу, который прибыл в страну вьетов в 820 г. Центром новой школы стала пагода Киеншо (совр. пров. Хабак). Умер Во Нгон Тхонг в 826 г. Его преемником стал вьетский монах Кам Тхань. Школа насчитывала 17 поколений патриархов и просуществовала до середины XIII в. Среди патриархов школы были и императоры. Так, например, в восьмом поколении патриархом школы был император Ли Тхай Тонг (1028-1054).
VIII-IX века были периодом дальнейшего развития экономики страны. В долинах рек и у морского побережья выросли новые города. Высокого уровня достигло ремесло, особенно металлообработка и керамическое производство. Вьетские архитекторы строили многоэтажные здания и крепости, центры городов были застроены по правильному плану кирпичными и кирпично-деревянными зданиями.
В конце VIII в. возник смешанный вьето-ханьский архитектурный стиль, известный как "стиль Дайла", по названию города, где этот стиль впервые получил распространение. Для архитектуры этого стиля характерны стройные многоэтажные кирпичные башни-ступы и храмы квадратной формы. Каждый этаж имел ниши, в некоторых из них стояли статуи Будды. Характерной особенностью зданий храмов были вогнутые крыши. Творцы наиболее известных памятников вьетской каменной скульптуры, относящихся к середине IX в., испытывали значительное индийское и китайское влияние. Чрезвычайно разнообразна была и керамика "стиля Дайла": кирпичи, черепица, поливная посуда, терракоты покрывались рельефными украшениями. В орнаменте видны как вьетские мотивы, так и следы индийского и китайского влияния.
Вьетское общество состояло из членов сельских общин крестьян-рисоводов, крупных землевладельцев и служилого слоя. В период "северной зависимости" эта структура не приблизилась существенно к китайской в силу отдаленности собственно ханьских провинций п малочисленности ханьцев в стране. Развитие шло преимущественно по своим внутренним законам, и в VI-IX вв. мы видим у вьетов раннефеодальные отношения азиатской формы, выросшие, насколько можно судить, из отношений раннеклассового типа.
На протяжении указанных столетий контроль китайских губернаторов постепенно ослабевал, усиливалась вьетская земельная аристократия, приобретая на местах и административную власть. В периоды восстановления независимости и в годы восстаний она возвращала себе и политическую власть во всей стране или части ее. После ухода китайских войск в 880 г. эта социальная группа стала править страной, но не под главенством одной династии, а в виде ряда борющихся группировок. К этому времени ей уже принадлежала значительная часть земель, а после 880 г. ей же досталась скорее всего большая часть земель бывших высших китайских чиновников. Владения вьетской аристократии состояли из общинных территорий, населенных свободными крестьянами, платившими оброк. Кроме них число лично-зависимых ("гостей") могло доходить до нескольких тысяч человек. Количество присваиваемого риса было столь велико, что требовало наличия у некоторых представителей аристократии более сотни рисовых амбаров. Важным элементом социальной организации были роды (хо), высшие из них считались "аристократией"; из поколения в поколение они собирали налоги с определенной группы общин. В большинстве случаев основанием для получения этих владений были не решения китайских губернаторов, а естественноисторический процесс социальной дифференциации (о некоторых "аристократах" известно, что они вышли из богатых крестьян). В число членов хо могли входить и жрецы национальной религии того вре-мени - культа предков (то таен). Этнически в подавляющем большинстве это были потомки лаквьетов (предков вьетов; "вьет" или "кинь" - этноним современных вьетнамцев) и родственных им намвьетов, приходивших из более северных вьетских государственных образований, заселявшихся ханьскими мигрантами. Часть из них была потомками чиновников китайской администрации, порой занимавших посты в стране вьетов наследственно. Многие аристократы имели собственные дружины, что и позволяло им осуществлять власть над крестьянами в пределах своих областей. В 541 г. попытка правительства китайского государства Лян укрепить свое господство в стране вьетов вызвала общенародное восстание против ки-тайской администрации; оно закончилось восстановлением независимости страны. Предводитель восстания, крупный чиновник Ли Бон, был провозглашен императором, положив начало династии Ранних Ли (541-603). Война, в которой участвовали все слои вьетского населения, затянулась на длительный срок, приходилось отражать и наступления китайских войск, и нападения чамов.
Укрепив внешнеполитическое положение страны, Ли Бон занялся внутренным устройством государства. В 544 г. оно было названо "Империей Вансуан" ("Империя Бесчисленных весен"). После провозглашения Ли Бона императором был сформирован государственный аппарат, во главе которого поставлены ближайшие сподвижники государя. Были приняты меры по организации управления на местах, Ли Бон обзавелся пышным двором, начал строительство дворцов и храмов. Большую роль играл в это время буддизм, некоторые монархи носили, по индийским обычаям, буддийские теофорные имена и пр.
Но вскоре военные действия возобновились, Ли Бон потерпел поражение и с небольшим отрядом ушел на северо-запад, рассчитывая найти там поддержку у горных племен. Осенью 546 г. он сделал попытку начать военные действия в центральном районе страны, но позже опять отступил в горы. В дальнейшем (546-547 гг.) сражениями с лянскими армиями руководил вьетский военачальник Чиеу Куанг Фук, ставший после смерти Ли Бона (548 г.) фактическим правителем страны. В 551 г. китайские войска, потерпев новое поражение, ушли из Вансуана.
После прекращения войны среди вьетов началась междоусобная борьба, что привело в конце 50-х годов к временному разделу страны на две части. В западной правил Чиеу Куанг Фук, в восточной укрепился Ли Фат Ты, член династии, который считался номинальным императором всей страны; члены рода Ли занимали главные посты в государстве.
В 602 г. новая китайская империя Суй начала войну против Вансуана и послала на юг значительную армию. В 603 г. вьетские войска были разбиты, Вансуан вынужден был признать власть Суй. Ли Фат Ты был увезен в качестве пленника.
После прекращения правления династии Ранних Ли была восстановлена, уже в упрощенной форме, китайская административная система; с 622 г. Вансуан стал "Аньиань ду-ху-фу" ("Наместничество Умиротворенного Юга"). В наиболее важных стратегических пунктах стояли китайские гарнизоны. Однако на местах правили в основном, по-видимому, вьеты. Часты были восстания против империи Тан, их возглавляли Май Тхук Лоан, Фунг Хынг, Зыонг Тхан и др.
В середине IX в. в дельту Красной реки пытались переселиться тайские племена из государства Дали (Наньчжао). Вьеты и танские власти противодействовали переселению таи, и в 865 г. китайская армия истребила переселенцев. Победа дала возможность Танской империи укрепить свои позиции. С этой целью китайский наместник Гао Пянь провел некоторые мероприятия по упорядочению административного аппарата, были снижены налоги и разработана единая система налогообложения, что должно было "успокоить" страну. Отныне китайские войска размещались не в центральных областях, а на окраинах страны, защищая их извне; в то же время были приняты меры по укреплению столицы - г. Латханя - от нападений вьетов. С этой целью цитадель, где находились администрация и войска, окружили двойной стеной; вьетское население жило вне этих стен. Для экономических нужд были предприняты работы по расчистке рек и каналов и строительству дорог.
Но деятельность Гао Пяня не могла смягчить китайско-вьетских противоречий. Борьба вьетов за независимость не прекращалась, и к 880 г. почти 1000-летней политической власти "Севера", не повлекшей, однако, ассимиляции вьетов, был положен конец. Китайские войска покинули их страну, создались условия для возрождения вьетского государства.
Список литературы
1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.world-history.ru/