Сравнение цивилизации, формации и культуры
План:
1.
Цивилизация и культура.
2. Понятие
формации
3. Понятие цивилизации
4.
Цивилизация и формация как разные среды
в развитии
общества.
5. Заключение
Попробуем
сравнить три важнейших понятия в жизни
человека:
цивилизация, формация и
культура.
Понятие цивилизации тесно
сопряжено с понятием культуры,
причем
не только в негативном смысле, но и в
позитивном плане,
т.е. противопроставляется
культуре, как материальное, техни-
ческое
- духовному, как стандартное и бесчеловечное
- уникаль-
ному и гуманному. О.Шпенглер
рассматривал цивилизацию, как
упадок
культуры: "Цивилизация есть неизбежная
судьба культу-
ры... логическое следствие,
завершение и исход культуры". Но
такое
противопоставление не является адекватным
отражением
противоречий современного
мира. Цивилизация есть социокультур-
ное
образование, и этим она отличается от
формации, окружающей
систему социальных
связей безотносительно к культуре.
Отсюда
вытекает сама возможность
использования понятия цивилизации
для
характеристики конкретных
пространственно-ограниченных об-
ществ
с их своеобразной культурой. Иначе
говоря в мире сущест-
вует не одна, а
множество локальных цивилизаций,
способных
сохранять свои типичные
особенности в различных
общественных
формациях.
Противопоставление
цивилизации и культуры коренится в
глу-
бинных противоречиях развития
цивилизации, порождающее в ходе
своего
развития насилие, войны, разрушение и
гибель культур,
отчуждение и эксплуатацию,
богатство одних и нищету других.
И
все-таки противопоставление культуры
и цивилизации теоретичес-
ки неправомерно,
ибо без культуры существование
цивилизации
немыслимо, поскольку она
теряет тогда своего субъекта - чело-
века,
способного воспроизводить условия
цивилизации и разви-
вать ее.
Многообразие
культур в рамках цивилизации не исключает
на-
личия у них общих моментов, общих
проблем, общих принципов,
например,
принципов гуманизма, во-первых, и
взаимодействия,
взаимопроникновения
и взаимообогащения культур - во-вторых.
То,
что эти процессы протекают не без
противоречий, не отменя-
ет их значения
для прогресса цивилизации. Ведь и
различные об-
щественные формации -
каждая по своему - вносят свой вклад
в
развитие цивилизации.
Формация и
цивилизация разные среды в развитии
общества
как целостной системы. Как
нельзя познать механизм развития
любого
общества, исследуя только базисные
факторы и опустив
надстроечные, так
невозможно и понять секреты управления
об-
щественным развитием, ориентируясь
либо только на формацион-
ный, либотолько
на цивилизационный аспект в его
динамике.
Формация - социоэкономическая
категория, цивилизация -
социо-
культурная.
Понятие формации
имеет значение как системообразующего
на-
чала всего социально-экономического
и политического строя дан-
ного
общества. Формации различаются по
доминирующим формам
собственности.
Переход от одной формации к другой
обусловлен
сменой форм собственности
на основные средства производства,
происходящей
под влиянием прогресса производительных
сил, отк-
рывающего новые материальные
возможности для человеческой
дея-
тельности, для формирования
общественных отношений.
В понятии
цивилизация объединяются социальные
и культурные
аспекты жизни общества,
цивилизация представляет собой
этап
истории, начинающийся вместе с
выходом истории из естественно-
го,
т.е. первобытного, состояния и развивающемся
далее на ос-
нове им самим создаваемых
предпосылок, что она характеризует
преемственность
в развитии общества. Вместе с тем
настойчиво
утверждалась мысль, что
фактически в истории существуют
раз-
личные цивилизации, так сказать
"формационные": капиталисти-
ческая
цивилизация, коммунистическая цивилизация
и т.п. В ито-
ге цивилизационный подход
терял свою относительную самостоя-
тельность
и подчинялся формационному, а понятие
цивилизации
становилось подсобным,
нужным лишь для выполнения некоторых
аспектов
общественно-экономической формации.
Если теория фор-
маций ориентирована
на выявление закономерностей, присущих
об-
ществу на различных этапах истории,
а так же его структуры на
каждом из
этих этапов, то цивилизационный подход
решает совер-
шенно иные познавательные
задачи. Две из них являются главны-
ми.
Первая - это анализ социальных механизмов
деятельности лю-
дей, обеспечивающих
саму возможность существования
общества
на данном, т.е. цивилизованном
уровне, уберегающих его от рас-
пада
и одичания. Эти механизмы постоянно
развиваются, совер-
шенствуются или
устраняются. Если тот или иной механизм
устра-
няется, то начинается деградация
связанных с ним социальных
структур.
Каждая последующая формация является
и шагом вперед
в развитии цивилизации,
а не посягательством на ее основы.
Ги-
бель тех или иных цивилизаций в
прошлом не останавливала исто-
рического
движения, потому что это были локальные
катастрофы.
Прогресс цивилизации при
всей его противоречивости все-таки
связан
с развитием и совершенствованием ее
социальных механиз-
мов. Эти механизмы
обеспечивают для жизни современного
общест-
ва развитие производительных
сил, техники, науки, поддерживают
соответствующую
динамику общественных отношений.
Вторая
задача, которая решается цивилизованным
подходом к
истории, - выявление ее
человеческого измерения,
механизмов
формирования личности
цивилизованного человека, анализ
культу-
ры, как меры развития человека,
его способности к деятельнос-
ти.
Понятие
"цивилизации" шире понятия формации,
однако эту ее
объемность нельзя
рассматривать упрощенно: нельзя скажем
ут-
верждать, что цивилизация - это
формация плюс сфера культуры
данного
общества. Различия между этими категориями
обусловлены
еще неадекватностью
структурных связей между явлениями и
про-
цессами.
Итак, такие понятия как
цивилизация, формация и культура
нельзя
уравнять, но в то же время они тесно
связаны между со-
бой.
_Используемая
литература:
"Цивилизации" под
редакцией М.А.Барг
1 и 2 выпуски