Период расцвета руского дворянства
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….3
Расцвет дворянства в России в первой половине XVIII в……5
2. Жалованная грамота дворянству 1785 г…………………………7
3. Дворянство и его положение в XIX в…………………………..14
Заключение…………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Дворянство – привилегированное сословие землевладельцев высших и средних государственных служащих. Юридическое оформление дворянства как сословия началось при ПетреI и было завершено при Екатерине II Жалованной грамотой дворянству 1785 г. В ней закреплялись и обобщались все личные, имущественные и сословные права этой группы: освобождение от службы, податей, телесных наказаний, исключительное право владеть землей и крепостными. В этом же законе было установлено, что лишение дворян жизни, дворянского достоинства и имения могло быть осуществлено только по суду. Дворянам было разрешено поступать на службу к союзным с Россией государствам, получать ордена, свободно выезжать за границу. Кроме того, этим законом получила окончательное оформление структура дворянских корпоративных органов – дворянские собрания, дворянская опека и др.
Петровской Табелью о рангах было введено разделение дворянства на потомственное и личное. Потомственное дворянство передавалось по наследству от отца и приобреталось: “по рождению” (по происхождению), в результате “монаршей милости” и “пожалования российского ордена”, а также “по выслуге” (с 14-го ранга для военных чинов и с 8-го для гражданских). Личное дворянство приобреталось путем выслуги с 14-го ранга на военной службе и с 12-го ранга на гражданской.
Большое влияние на дворянство оказала государственная деятельность Елизаветы, Екатерины II и Николая I.
На протяжении всего XIX в. первое сословие занимало ведущее место в управленческо-бюрократическом аппарате государства и составляло костяк офицерского корпуса. Во второй половине XIX в., когда большая часть дворян теряла связь с землей, служба нередко становилась единственным источником дохода. Правительство осознавало проблему “оскудения” дворянства, пыталось помочь ему сохранить земельную собственность посредством льготного государственного ипотечного кредитования, создавало разного рода комиссии для изучения его положения. Однако вызванный модернизацией общества процесс размывания дворянского сословия остановить было невозможно.
Но к концу XIX в. дворянское сословие медленно приходит в упадок. Наблюдается снижение его значимости в обществе.
РАСЦВЕТ ДВОРЯНСТВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.
Начало расцвета дворянства приходилось на царствование Елизаветы Петровны. Обязанная своим восшествием на престол дворянству Елизавета невольно должна была действовать на благо этого класса, и мероприятия правительства естественно должны были проникнуться дворянскими тенденциями.
Елизавета начала с того, что осыпала милостями гвардию. Лица, стоявшие у власти и вышедшие в большинстве случаев из среды дворянства, не пропускали случая, чтобы не сделать чего-либо в интересах своего сословия. Таким образом, в 1746 г., по случаю производства новой ревизии, издан был указ, запрещающий разночинцам, состоявшим в подушном окладе, приобретать земли, населенные крестьянами, а равно и крестьян без земли. Землевладение и душевладение начинало становиться исключительным правом дворян. Это было дальнейшим расширением мероприятий московского правительства, которое стремилось к сосредоточению в руках служилого сословия земель и людей.
Создавая привилегии дворянству, правительство естественно должно было стремиться к тому, чтобы точнее определить границы дворянского сословия. Было постановлено, что лица, прошедшие в обер-офицеры, не могут считаться потомственными дворянами, а дети их совсем не считаются дворянами. Так появилась на Руси сословная категория личных дворян, отделенных от дворян потомственных. Пока не было издано этого указа, много лиц вошло в дворянскую среду, но согласно новому уставу они не принадлежали к дворянству. Вследствие этого в 1756 г. Сенат определил, что в дворянские списки могут быть записаны только те лица, которые доказали свое дворянское происхождение; определен был и порядок доказательства. Наделяя дворянства правами землевладения и душевладения, правительство Елизаветы принимало меры и к обеспечению фактического пользования этими правами. Указом от 13 мая 1754 года учрежден был государственный заемный банк, чтобы дворяне могли под залог доставать деньги с меньшими процентами.
Заботясь об обеспечении дворян землями и крепостными душами, правительство шло навстречу и стремлениям дворян расширить свои права над крестьянским населением.
В 1747 г. разрешено было помещикам продавать своих крестьян и дворовых людей кому угодно для поставки их в рекруты. Указом 1760 года разрешено было помещикам ссылать своих крепостных за неисправность в Сибирь с зачетом их в рекруты.
Пропасть между дворянством и народными массами всё более и более увеличивалась и вследствие тех культурных перемен, которые произошли в быту высших классов русского общества.
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ 1785 Г.
Дворяне желали консолидироваться, обособиться от остальных сословий. Идея “Дворянского Корпуса” как чего-то изолированного уже вполне созрела и проникла в сознание дворянских масс. “Чтобы корпусу дворянства права и преимущества самодержавной властью пожалованы были”, - требовали волокаменские дворяне. Корпуса дворянского, отдельного “от прочих разного рода и звания людей”, требовали болховские дворяне. “О составлении права дворянского” просили симбирские и казанские дворяне, “дабы они имели преимущества и отличались тем от подлых людей”.
Но дворянские наказы не ограничивались одними требованиями общего характера, они определяли также и состав дворянского корпуса, и те права и преимущества, которыми они желали отделиться от остальных людей подлого рода. В стремлении к обособлению дворян должны были враждебно отнестись к “Табели о рангах” Петра I, которая доводила мысль о преимуществе службы перед родом. Многие дворянские наказы и хлопочут, чтобы дворянство давалось только через пожалование самим государем; мало того, некоторые наказы просят исключить из числа дворян тех, кто попал в него по чину. Но большинство наказов не шло так далеко: большинство просило только исключить из дворянского сословия тех лиц, которые, не имея дворянских дипломов и не представляя никаких доказательств своего дворянского происхождения, продолжали состоять в числе дворян. В старину и при Петре было несколько низших разрядов служилого сословия, которые оставались на каком-то межеумочном положении; некоторые из них попадали в подушный оклад, некоторые – нет, но и не зачислялись в ряды благородного шляхертства, хотя по старой памяти и продолжали называться дворянами. Так вот теперь их старшие братья не захотели иметь их в своей среде. Некоторые наказы предлагали установить особую категорию выслужившихся дворян, категорию “помещиков”. Ярославское дворянство, представителем которого был известный князь М. М. Щербатов, просило, “чтобы дворяне по степени знатности рассортированы были по 6 реестрам: князья, графы, бароны, дворяне иностранного происхождения, пожалованные дворяне и чиновники”; кроме того, ярославские дворяне просили “расписать всех дворян по городам, учредить ежегодные дворянские собрания и завести дворянские книги”. Высоко ценя свое благородство, дворяне добивались, чтобы оно отнималось не иначе, как по суду за неблаговидные поступки для дворян. “Проект прав благородных” предлагал лишить дворянства за измену, воровство, подлог, нарушение клятвы и др. Затем с точки зрения своего благородства дворяне добивались освобождения от телесных наказаний, пыток и смертной казни; некоторые наказы прибавляли сюда и конфискацию имущества.
В области имущественных прав дворяне добивались исключительного права на владение населенными имениями. Надо сказать, что это их право подтверждалось ещё при императрицах Анне и Елизавете, но на практике плохо исполнялось; жизнь была сильнее дворянских тенденций; теперь дворяне и просили категорически запретить всем недворянам владеть землями с крепостным населением. Дворяне хлопочут об отмене стеснительного указа Петра Великого о руде, просят разрешить им приобретать дома в городах, беспошлинно курить вино для домашнего употребления, брать откупы и подряды и продавать продукты своих земель. Затем дворяне хлопочут об уничтожении мелких, но докучливых сборов с бань, мельниц, пасек, просят об освобождении их домов от военного постоя и т. п.
Все сословные домогательства дворян были приняты Екатериной и нашли себе почти полное удовлетворение в жалованной грамоте дворянству 1785 г. В одном только Екатерина не выполнила желания дворян – она не замкнула дворянского сословия, осталась на точке зрения петровского законодательства, что дворянство приобретается службой и трудами, престолу российскому полезными. Но все же Екатерина признала и тот принцип давности, который выдвигался в наказах. Первая статья жалованной Грамоты гласила: “Дворянское звание есть следствие, истекающее от качеств и добродетелей, приобретенных древними мужами, от заслуг обращающих род в достоинство и приобретающих потомству своему нарицание благородных”.
Как логическое последствие этого общего положения, жалованная грамота, говорила, что дворянин, женясь на недворянке, сообщает свое звание её и детям, и что дворянское достоинство неотъемлемо – что дворянин теряет его не иначе, как по суду за те преступления, за которые следует телесное наказание и лишение чести, и не иначе, как с конфирмацией государя. Раз дворянское звание в таком смысле неотъемлемо, то “Жалованная Грамота” признает, что дворянка, выйдя замуж за недворянина, не теряет своего звания, но не сообщает его ни мужу, ни детям. Дворянин, покамест он остается дворянином, не может быть подвергнут телесному наказанию или лишению чести без суда, должен быть судим равными себе и лично должен быть освобожден от всех податей. Таковы права дворянства, вытекающие из самого понятия благородства.
Екатерина утвердила также за дворянами все те права и преимущества, которые были им дарованы её предшественниками. Дворяне вольны служить и вольны просить об отставке, они имеют право вступать на службу к дружественным заграничным государям, но при нужде государства каждый дворянин по первому требованию самодержавной власти должен служить, не щадя ничего, даже живота своего.
Затем Екатерина подтвердила право дворян свободного распоряжения благоприобретенными именьями и установила, что наследственные имения не подлежат конфискации, а переходят по наследству к наследникам. Затем дворянам было даровано право торговать оптом плодами своей земли без платежа тех налогов, которые падали на купцов; открывать заводы, ярмарки и подлежать городовому праву, если бы они пожелали им воспользоваться. Исполняя желания дворян, Грамота подтвердила их права на недра земли. Кроме того, был снят с дворянских лесов целый ряд ограничений, которые лежали на них по указам Петра I, запрещавшего в целях сбережения мачтового леса рубить дубы и сосны известной величины. Помещичьи дома в деревнях освобождались от постоя.
Вняв желанию дворян составить особый “корпус”, “Жалованная Грамота” предоставляла дворянам собираться в той губернии, где они жительство имеют, и составлять дворянские общества. Созывались дворяне генерал-губернатором через каждые 3 года для выборов разных должностных лиц и для выслушивания предложений и требований генерал-губернатора и губернатора. На предложения генерал-губернатора дворяне имеют право чинить пристойные ответы о добре и пользе общественной. Но, кроме этого пассивного права, дворяне через депутатов имеют право подавать жалобы в Сенат и непосредственно государю, делать представления об общих государственных нуждах. Дворянство каждой губернии имеет право иметь свой дом, архив, свою печать, своего секретаря и своими добровольными вкладами составлять особую казну.
Желая если не замкнуть, то ясной чертой отделить дворянство от остальных классов, Екатерина разрешила дворянам иметь в каждом уезде свою родословную книгу и на предмет ведения её выбирать одного депутата. Этот депутат вместе с предводителем дворянства должен иметь попечение о составлении и пополнении дворянской родословной книги. В нее должно записывать дворян, которые имеют недвижимость в уезде и могут доказать свое право на дворянское звание. Родословная книга должна была состоять из 6 частей. В первую часть вносятся действительные дворяне, то есть те, кто пожалован в дворяне благодаря гербу, печати и чей род существует более 100 лет. Во вторую часть заносятся те дворяне и их потомки, которые во Франции назывались “дворянством шпаги” (noblesse d’epole), то есть потомки обер-офицеров, возведенных в дворяне по “Табели о рангах” Петра I. Третья часть вмещает в себя те фамилии, которые во Франции назывались nobless de robe, то есть потомство чиновников, попавших в дворянство по “Табели о рангах” Петра Великого. В четвертую часть записывались иностранные дворянские роды, переехавшие на службу в Россию. Пятая часть обнимала собой титулованные дворянские роды – князей, графов, баронов; в шестую часть, самую почетную, попадали древние, самые благородные дворянские роды, которые вели свое родословное дерево с XVII и даже XVI столетия. Так удовлетворила Екатерина желание дворянства иметь в своей среде известную дифференциацию.
Все внесенные в родословную книгу получали право присутствовать на дворянских собраниях, а правом голоса пользовались лишь те, кто достиг 25-летнего возраста, имел свою деревню и дослужился до обер-офицерского чина. Тот, кто не удовлетворял этим условиям, тот мог только присутствовать, но ни активным, ни пассивным избирательным правом не пользовался. Пассивным избирательным правом пользовались те, кто имел со своих деревень дохода на менее 100 руб.
“Жалованная Грамота дворянству” 1785 г. была кульминационным пунктом, который завершил консолидацию и социально-политическое возвышение дворянства. Дворянство сделалось теперь свободным общественным классом, классом привилегированным, который обставлен рядом гарантий по отношению к верховной власти и её представителям.
В истории гражданского развития “Жалованная Грамота дворянству” была первым шагом на пути раскрепощения личности, порабощенной государством, признания прав человека, права самоопределения независимо от распоряжений и усмотрений государственной власти. С этой точки зрения значение “Жалованной Грамоты дворянству” гораздо шире её прямого назначения. Она являлась показателем нового направления русской общественности, будила надежду, что вслед за дарованием прав одному сословию будут даны права и другим сословиям русского общества.
3. ДВОРЯНСТВО И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В XIX В.
В конце XVIII в (1795 г.) насчитывалось 362 тыс. дворян (2,2 % населения России). В середине XIX в. (1858 г.) численность дворян составляла 464 тыс. (1,5 % всего населения). Из них потомственные дворяне составляли большинство (в 1816 – 56 %, в 1858 – 55 %). Правительство не раз предпринимало меры по ограждению дворянства от притока в его среду выходцев из других сословий. Дважды в 1845 и 1856 гг. были повышены классы чинов, дававшие право на дворянство: для потомственного – 6-й для военных чинов и 9-й для гражданских; личного – 12-й для военных чинов и 9-й для гражданских. Также было установлено, что только первые степени российских орденов дают права на получение потомственного дворянства (кроме Георгия и Владимира, все степени которых давали это право до 1900 г.).
Тем не менее в конце XIX в. (1897 г.) численность дворянства увеличилась до 1 млн. 800 тыс. человек, из них две трети составляли потомственные дворяне и 600 тыс. – личные. Удельный вес всего дворянства (вместе с семьями) составлял 1,5 % населения России.
В среде потомственного дворянства сохранялось различие между нетитулованными (составлявшими большинство сословия) и титулованными (князья, графы, бароны). Особо почиталось “столбовое” дворянство, которое могло доказать древность своего рода более чем за 100 лет до издания Жалованной грамоты.
В конце XIX в. примерно из 250 учтенных княжеских фамилий около 40 вели свою родословную от Рюрика (Одоевские, Горчаковы, Вяземские, Волоконские) и от Гедимина (Голицины, Трубецкие). Всего в списке департамента герольдии числилось свыше 830 титулованных родов. Не менее100 из них считались “угасшими”, многие разорились и даже “растворились” в других сословиях. Со временем присвоение титулов приобрело характер обычной награды и чаще не сопровождалось земельными пожертвованиями, совершенно прекратившимися к 80-и гг. XIX в.
В состав российского дворянства входила верхушка присоединяемых к России территорий (с сохранением некоторых местных особенностей, а порой и рядом ограничений): немецкое отезейское рыцарство, польские магнаты и шляхта, украинская казачья старшина, бессарабские бояре, грузинские тавады и азнауры, мусульманские князья, ханы и т. п. Из потомственных дворян в конце XIX в половина называла родным языком русский. Из других языковых групп наиболее многочисленная была польская, затем шли грузинская, турецко-татарская, литовско-латышская и др.
Задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян или 150 десятин земли. Таким образом, возможность активного участия в корпоративной жизни сословия представлялась прежде всего наиболее состоятельной части дворянства. Сама деятельность уездных и губернских дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных чиновников. Правительство пыталось бюрократезировать дворянство, крепче связать его с правительственным аппаратом, превратить сословно-корпоративную службу в разновидность государственной.
Гораздо сложнее было поставить преграду на пути проникновения в первенствующее сословие лиц “неблагородного” происхождения.
Открытая Табелью о рангах возможность получения дворянства по службе со временем привела к резкому росту числа беспоместных дворян. С одной стороны, это отвечало интересам самодержавия, увеличивая в составе дворянства прослойку, полностью зависимую от царской власти. С другой стороны, возрастание численности беспоместных дворян вело к изменению социальной природы высшего сословия. Ограничить получение дворянства лишь царским пожалованием за особые заслуги перед престолом Николай I не решился, хотя проект подобного закона и был разработан Комитетом 6 декабря 1826 г. Однако в 1845 г. право выслуги было значительно ограниченно.
Закрыть путь в ряды дворянства выходцам из купечества, духовенства, лицам с высшим образованием, но в тоже время поощрить наиболее активных представителей этих сословий был призван Манифест 10 апреля 1832 г., учреждавший новую сословную группу почетных граждан (потомственных и личных).
Потомственными почетными гражданами становились дети личных дворян и священнослужителей (при наличии образовательного ценза), ученые и художники (при наличии степеней и званий) и купцы 1-й гильдии (при наличии особых заслуг или 10-летнего в ней пребывания). К личным почетным гражданам по рождению принадлежали дети православных священников, не имевшие необходимого образования, по выслуге лет – чиновники низших рангов, а также лица с высшим образованием. Почетным гражданам предоставляется минимум прав: освобождение от рекрутской повинности, уплаты подушной подати и телесных наказаний.
Сословная политика Николая I привела к тому, что дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры однако не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства. Несмотря на преобладание потомственного дворянства в среде высшей бюрократии состав чиновничества активно пополнялся выходцами из иных сословий.
Экономической базой дворянского сословия издавна было землевладение. В середине XIX в 88 % потомственных дворян были помещиками. Крупнопоместные владельцы (свыше 1000 душ крепостных) составляли 23,3 % всех помещиков. Им принадлежало 80 % крепостных, в среднем по 366 душ на каждого помещика. Среди этих выделялись крупнейшие землевладельцы России, как правило, принадлежавшие к титулованной знати (Шереметьевы, Юсуповы, Воронцовы, Голицины), владевшие десятками тысяч крепостных и сотнями тысяч десятин земли.
Дробление имений при наследовании привело к тому, что к середине XIX в. большинство помещиков стали мелкопоместными (до 20 душ крепостных) – 41 % и среднепоместными (21-1000 душ) – 35 %.
Правительство поддерживало поместное дворянство, предоставляя ему льготный кредит из казенных банков под залог населенных имений и передавая ему казенные земли. Для сохранения крупной дворянской земельной собственности в 1845 г. был издан закон с майоратах. До 1861 г. на майоратном праве находилось на менее 20 крупных дворянских имений. Несмотря на все эти мероприятия в период с 1836 по 1858 гг. около 3,6 тыс. дворян лишились всех своих земель, став беспоместными.
До отмены крепостного права подавляющее большинство помещиков вели хозяйство по старинке, на основе крепостного труда. Крепостничество почти полностью исключало возможность эффективной организации производства и повышения доходности имений.
Некоторые помещики пытались добиться этого путем, как тогда говорили, “рационализации” имений, то есть путем использования новых приемов агрокультуры и агротехники. Но таких “рационализаторов”, по подсчетам Вольного экономического общества, было всего 3,0 % от числа всех владельцев поместий.
Небольшая часть помещиков занималась предпринимательством, что меняло феодально-крепостническую природу дворянского хозяйства. Ещё реже отдельные помещики, наряду с купцами, заключали подряды или становились откупщиками. Однако любые формы предпринимательской деятельности в дворянской среде осуждались, так как считались несовместимыми с дворянским достоинством. Дворяне сохраняли привычный образ жизни, консервируя типичный для этого слоя хозяйственный инфантилизм.
После отмены крепостного права помещики сохранили большую (и лучшую) часть своих земель. В 60-е гг. XIX в. им принадлежало 79 млн. десятин земли, однако, средств, полученных ими в ходе выкупной операции (264,5 млн. рублей за вычетом долгов казенным банкам), было далеко не достаточно, чтобы приспособиться к новой экономической ситуации.
Производственно-техническая база у большинства помещичьих хозяйств была крайне низкого уровня, либо просто отсутствовала, навыка хозяйствования в новых рыночных условиях не было.
В своей массе дворянство тяжело адаптировалось к наступившим переменам. Многие стали продавать землю купцам, крестьянам, а с появлением ипотечных банков закладывать земельные владения на длительный срок. Значительная часть помещиков сдавала землю в аренду на различных условиях. Некоторые попытались организовать свои хозяйства на капиталистической основе. “Перестройка” помещичьих хозяйств шла медленно и мучительно. Положение поместного дворянства усугублялось аграрным кризисом конца XIX в.
Площадь дворянского землевладения после 1861 г. уменьшалась примерно на 0,68 млн. десятин в год и к 1877 г. составляла 73 млн. десятин. Большая часть площади дворянских земель (75 %) принадлежала крупным земельным собственникам, чьи владения были свыше 1 тыс. десятин.
На протяжении всего XIX в. первое сословие занимало ведущее место в управленческо-бюрократическом аппарате государства и составляло костяк офицерского корпуса. Гражданская служба не считалась почетной и, как правило, поместное дворянство начинало службу в армии офицерами, а затем переходило на гражданскую, либо, в редких случаях, получив высшее образование, сразу поступало на гражданскую службу, но не с низших чинов. В середине XIX в из чиновников 1-5-го класса потомственные дворяне составляли 76-7 %, а среди чиновников среднего и низшего классов всего 20 %.
Во второй половине XIX в., когда большая часть дворян теряла связь с землей, служба нередко становилась единственным источником дохода. В конце XIX в. на государственной службе была занята четверть всех дворян. Дворянство составляло 90 % офицерского корпуса и 75 % общей численности классных чиновников. Высшая бюрократия в своей подавляющей части состояла из представителей потомственного дворянства. Штатская служба в материальном плане часто была выгоднее военной, но не смотря на это, в кругах поместного дворянства, особенно родовитого, по-прежнему считалось хорошим тоном демонстрировать презрение к гражданскому чину.
В органах местного самоуправления дворяне играли активную роль. В уездах и губерниях по выборам дворянских собраний ими замещались почти все полицейские и судебные должности. Губернские предводители дворянства участвовали во всех коллегиальных органах местной власти, а уездные фактически возглавляли уездную администрацию.
Дворянство было образованным и культурным слоем, из которого формировалась политическая элита страны. Высшая бюрократия на протяжении всего XIX в. в своей подавляющей части состояла из представителей дворянства.
К дворянству по рождению или по выслуге принадлежали и наиболее яркие реформаторы XIX в. (С. Ю. Витте, П. Д, Киселев, М. М. Сперанский и др.), и наиболее верные “охранители” российского самодержавия (А. Х. Бенкендорф, Н. М, Карамзин, К. П. Победонсцев). Дворянство сыграло огромную роль в истории русской культуры первой половины XIXв. “Золотой век” русской культуры по праву можно назвать дворянским.
В первой половине XIX в. дворянство играло ведущую роль в развитии общественной мысли и общественного движения России. Являясть наиболее свободным, просвещенным слоем общества, именно передовое дворянство формировало оппозиционные правительству течения. При этом спектр общественных позиций был весьма широк – от умеренно-либеральных до радикально-социалистических. Таким образом, дворянство отражало интересы разных социальных групп общества и выступало за разные перспективы общественного развития.
Во второй половине XIX в. главной формой проявления дворянской оппозициионности становится земское движение. Однако подавляющее большинство дворян (помещики чиновники) были настроены консервативно, поддерживали институт самодержавия, выступали против политических реформ, требовали от правительства помощи “первому” сословию. Правительство осознавало проблему “оскудения” дворянства, пыталось помочь ему сохранить земельную собственность посредством льготного государственного ипотечного кредитования, создавало разного рода комиссии для изучения его положения. Однако вызванный модернизацией общества процесс размывания дворянского сословия остановить было невозможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, дворянство – привилегированное сословие землевладельцев высших и средних государственных служащих. Юридическое оформление дворянства как сословия началось при ПетреI и было завершено при Екатерине II Жалованной грамотой дворянству 1785 г.
Начало расцвета дворянства приходилось на царствование Елизаветы Петровны. Создавая привилегии дворянству, правительство естественно должно было стремиться к тому, чтобы точнее определить границы дворянского сословия. Заботясь об обеспечении дворян землями и крепостными душами, правительство шло навстречу и стремлениям дворян расширить свои права над крестьянским населением.
Пропасть между дворянством и народными массами всё более и более увеличивалась и вследствие тех культурных перемен, которые произошли в быту высших классов русского общества.
Все сословные домогательства дворян были приняты Екатериной и нашли себе почти полное удовлетворение в жалованной грамоте дворянству 1785 г. В одном только Екатерина не выполнила желания дворян – она не замкнула дворянского сословия, осталась на точке зрения петровского законодательства, что дворянство приобретается службой и трудами, престолу российскому полезными.
Задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей.
Сословная политика Николая I привела к тому, что дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры однако не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства. Несмотря на преобладание потомственного дворянства в среде высшей бюрократии состав чиновничества активно пополнялся выходцами из иных сословий.
На протяжении всего XIX в. первое сословие занимало ведущее место в управленческо-бюрократическом аппарате государства и составляло костяк офицерского корпуса. Во второй половине XIX в., когда большая часть дворян теряла связь с землей, служба нередко становилась единственным источником дохода. Правительство осознавало проблему “оскудения” дворянства, пыталось помочь ему сохранить земельную собственность посредством льготного государственного ипотечного кредитования, создавало разного рода комиссии для изучения его положения. Однако вызванный модернизацией общества процесс размывания дворянского сословия остановить было невозможно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Любавский М. К. Русская история XVII – XVIII веков – СПб.: Издательство “Лань”, 2002. – 576 с.
История России XVIII – XIX вв. / Под ред. В. Г. Тюкавкина – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева – М.: Высшая школа, 1994. – 431 с.
Н. .М. Карамзин. История государства
российского.
М. “Книжный сад”. 1993.
С.Д. Охлябинин. Из истории российского мундира. М. “Владос”. 1996.
А.П. Паршев. Почему Россия не Америка. М. “Форум”. 2000
Е. В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. История Отечества. М. МЭСИ. 2001.
Корнилов А. А. Курс истории России – М.: ЮНИТИ, 1996. – 542 с.
Миронов Б. Н. Социальная история России – СПб.: Вече, 1999. – 324 с.