Великий русский учитель (о святом преподобном Сергии Радонежском)
Великий русский учитель (о святом преподобном Сергии Радонежском)
Лёвочкин И.В.
Сергий Радонежский умер в 1392 г. За прошедшие со дня кончины шесть с лишним веков об этом святом написано огромное количество самых разных сочинений. Писали о нём богословы и историки, литераторы и журналисты, а также искусствоведы, авторы школьных учебников и научно-популярных работ. Обычно о великих пишут противоречиво: одни восхваляют своего героя, другие порицают. Но авторы многочисленных работ о Сергии Радонежском единодушны в оценке личности и жизненного подвига преподобного: все, кто писал о великом русском Учителе, видели в нём высочайший образец человека-труженика, жившего по заповедям Христа. Никому не творил зла, делал только доброе и учил этому других. Сергий был земным человеком, но основой его жизни стал Святой Дух.
Родился Варфоломей (мирское имя Сергия) в семье ростовского боярина Кирилла в 1322 г. Через четырнадцать лет на Русь вторглись полчища татаро-монголов, опустошив и разграбив многие русские города и села. Семья нашего героя — отец, мать Мария и братья ушли из Ростова в Радонеж. С раннего детства Варфоломей жил по высоким законам Православия, прилежно учился, строго соблюдал посты, читал мудрые книги, помогал родителям. Его главным стремлением было служение людям и Богу. После кончины родителей, он вместе со своим старшим братом Стефаном навсегда покинул дом и поселился на горе Маковец, построив келью и церковь во имя Святой Троицы.
Теперь на этом месте стоит город Сергиев Посад, знаменитая на весь мир Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия, а в то далёкое время была здесь лесная глушь и безлюдье. Первые годы одинокой лесной жизни (брат Стефан вскоре ушёл от Варфоломея) было особенно трудно: скудная пища, зимние холода и беспрестанный изнуряющий труд. Чем объяснить это добровольное лишение себя всех жизненных благ? С позиций молодого человека сегодняшнего дня такое почти невозможно объяснить, но для юноши того времени поступок вполне логичный и мудрый. Против захвативших русские земли грабителей-иноземцев выступать с оружием в руках тогда было бесполезно. Да и некому. Дружины русских князей и бояр большей частью разгромлены, а почти всё мужское население уничтожено или уведено в рабство. Но Варфоломей знал: придёт время и иноземное иго будет свергнуто. А для этого нужно копить силы. Какие? Основные в любой борьбе — духовные.
Несмотря на все лишения, юноша усердно молился за русский народ, не падал духом и беспрестанно работал. Некий игумен совершил над ним чин пострижения в монахи и Варфоломей стал иноком Сергием. Вскоре на место его поселения стали приходить другие отшельники, видевшие спасение Руси в труде и молитве. Вокруг Сергия постепенно складывалось братство — небольшой монастырь. Братия нуждалась в руководстве, в игумене, и просила Сергия возглавить их общежительство. После долгих раздумий, колебаний и отказов основатель монастыря согласился и вскоре стал игуменом.
Труды и молитвы насельников Троицкого монастыря становились известными окрестному населению, церковным и мирским властям. Митрополит Алексий высоко ценил Сергия, столь же высоко мнения был о нём и великий князь московский Дмитрий Иванович. Знали о Сергии и его монастыре и в других землях. Игумен же не обращал особого внимания на всё возраставшую славу. Он по-прежнему работал, молился и учил братию. Это приносило результаты. Троицкий монастырь постепенно становился духовным центром не только Московского княжества, но и всех русских земель, всё ещё находившихся в тяжкой зависимости от татаро-монголов.
Сергий Радонежский обладал чудесным даром исцеления и даже воскресения из мёртвых. Однажды крестьянин принёс к нему мёртвого ребёнка. Игумен взял того в свою келью и через некоторое время сказал отцу, что ребёнок жив: просто замёрз в дороге, а теперь отогрелся. Слава Сергия-чудотворца росла…
В 1380 году великий князь московский Дмитрий Иванович решил выступить против Золотой Орды. Сил у князя было уже достаточно, но полной уверенности в победе над врагом не было. Тогда он решил попросить благословения на трудный и опасный подвиг у Сергия Радонежского. Сергий благословил князя и дал ему в помощь двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю, как символ несокрушимости духа Православной церкви. Куликовская битва закончилась блистательной победой русского войска, а князь Дмитрий Иванович получил историческое имя — Донской.
Сергий Радонежский воспитал целую духовную рать из черноризцев, вместе с ним совершавших подвиг служения Православию. Его ученики становились основателями других обителей, где как и в Троицком монастыре, взращивались духовные силы народа. Среди учеников обязательно следует назвать Евфимия Суздальского, Савву Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Павла Обнорского и конечно же Никона, ставшего преемником Сергия.
Святой преподобный Сергий Радонежский был Учителем ещё двух великих деятелей русской культуры: иконописца Андрея Рублёва и писателя Епифания Премудрого. Величайший художник средневековой Руси и автор знаменитой "Троицы" и создатель многих храмовых росписей-фресок Андрей Рублёв начинал свою деятельность в монастыре Сергия. А Епифаний Премудрый написал "Житие" своего Учителя, в котором проявил себя дивным агиографом, в совершенстве владеющим словом. Из-под его пера вышли и ещё несколько замечательных произведений.
В наше время имя святого и преподобного Сергия Радонежского приобретает особое значение. То, чему он учил, вновь становится необходимым сейчас. А учил он доброте, милосердию и миру и достиг в своём учительском подвиге результатов непреходящей исторической значимости. Несомненно, и в III тысячелетии имя Сергия Радонежского будет вдохновлять православных на подвиги во имя жизни и Божественной благодати.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа