Первобытно-общинный строй
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ1
История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен материал, из которого преимущественно изготовляли орудия труда в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы — это позволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблагоприятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-общинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700— 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй характеризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем развития производительных сил, особенно орудий труда.
Каменный век (палеолит)2 подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700— 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандертальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько десятков особей. Первобытное человеческое стадо было древнейшей формой общественного бытия. Оно сменило зоологические объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обработки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того времени на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулканическое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетельствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с прочностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, когда человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объектами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пещерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользовались, но добывать его еще не умели.
Эпоха мезолита3 (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: человека небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми надбровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое изменение климата, неоднократные наступления ледников, доходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Памятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек заселяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие — научился добывать огонь, что превратило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь способствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились общественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, возникают зачатки искусства.
Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысячелетия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым временем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Естественный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым климатом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — Homo Sapiens (человек разумный — лат.), в отличие от раннепервобнтного человека — Homo Habilis (человек умелый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо больший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников копий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабатывать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научились шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших животных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобытная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобытная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет родства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, поскольку прокормиться можно было только в большом коллективе. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а понятие отцовства в общественном смысле не осознавалось, придавало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели домашнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело немалое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль женщины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Костёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-животному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы позднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.
В конце позднего палеолита ледник окончательно отступил. Появились новые, современные виды диких животных. На территории Африки изобретена и быстро распространилась на север так называемая микролитическая техника: изготовлялись кремневые вкладыши (микролиты), которые вставляли в рукоять. Вкладыши можно было менять, не делая новых орудий, и, кроме того, само орудие стало легче. На юге Европы и Азии возникли зачатки земледелия и скотоводства, появились первые домашние животные — собака, свинья. Оскудение охотничьих ресурсов, сокращение числа крупных животных способствовало изобретению лука и стрел, которые дали возможность охоты на птиц и мелких животных. Появились охотничьи силки и ловушки. Новое оружие сделало ненужными для охоты большие коллективы людей — размеры и численность стоянок сократились. Трудности в поисках пищи вызвали большую подвижность населения, жилища стали временными, росла миграция. Одновременно на основе группирования родственных общин образовались различные культурные области, появились как бы основы будущих племен.
Неолит4 начался около XIII тысячелетия до н. э. и закончился на юге в IV тысячелетии, на севере — во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху улучшились приемы выделки орудий, появились керамическая посуда, ткачество, судоходство (лодки), различные ремесла. Формируется и укрепляется племя как тип этнической общности и социальной организации людей на основе кровно-родственной связи общин, единого языка, общей территории и до известной степени общего хозяйства (коллективные охоты и т. п.). Возникли племенные советы и вожди, общеплеменные культы и праздники. У племен Черноморья, Кавказа, Средней Азии развились скотоводство и земледелие, причем в Азии с искусственным орошернием. Необходмость контроля за распределением воды привела там к появлению руководящей верхушки, прочной власти и политико-административных центров, возникли зародыши древнейших государств.
Энеолит5 (медно-каменный век, конец III — все II тысячелетие до н. э.) — переходный период к бронзовому веку, время первоначального развития культуры металла, начало освоения меди и бронзы. Новые металлические орудия были гораздо производительнее прежних — кремневых и костяных, экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления прибавочного продукта. Спрос на медь и бронзу стимулировал обмен и связи между различными областями. В эпоху энеолита скотоводы отделились от земледельцев и охотников, произошло первое крупное общественное разделение труда, что вызвало перемены в общественных отношениях. В связи с развитием металлургии и пастушеского скотоводства в обществе возросла роль мужского труда. Это привело к замене матриархата патриархатом. Получение большего чем прежде прибавочного продукта вызвало появление и рост имущественного неравенства. Выдающийся памятник культуры земледельческих племен эпохи энеолита находится у села Триполье (трнпольская культура) в Приднепровье (Украина). В поздних слоях стоянки отчетливо прослеживается культура раннего земледелия. Глиняная посуда, но пока еще ручной лепки, там уже обжигалась в печах. В скульптурных изображениях отчетливо прослеживается культ женщины — покровительницы плодородия. О большом значении земледелия в хозяйстве свидетельствуют и каменные зернотерки, и скульптура женщины с этим инструментом, и большие ямы для зерна. Интересны глиняные модели домов и повозок, служившие, вероятно, игрушками. В трипольском обществе существовала значительная имущественная дифференциация, на что указывает выделение больших богатых погребений. Триполъская культура охватывала значительное пространство.
Металлические орудия первоначально изготавливали из меди. В III тысячелетии до н. э., добавив к мягкой меди олово, человек получил твердый сплав — бронзу, пригодный для производства рубящих, режущих и колющих орудий. Появились центры добычи и обработки цветных металлов в Прикарпатье, Казахстане, на Северном Кавказе, Урале. Бронзовые орудия вначале изготовляли ковкой, затем литьем. Металлические орудия ускорили процесс общественного разделения труда, значительно развился обмен, что способствовало культурному сближению племенных групп и распространению технических достижений. При патриархальном родовом строе в руках глав больших семей сосредоточивались продукты труда членов семьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это вело к образованию частной собственности, разлагало первобытное равенство («первобытный коммунизм»), усиливало имущественную дифференциацию. Выделялась племенная верхушка, стремившаяся увеличить свое богатство.
В I тысячелетии до н. э. возникло табунное скотоводство. Сложился новый уклад жизни — кочевых скотоводов. Владельцам огромных стад приходилось постоянно менять места выпасов. Они освоили пустыни Средней и Центральной Азии, нагорья Памира и Тянь-Шаня. Широкое развитие кочевого скотоводства стало возможно благодаря изобретению бронзовых литых удил, позволивших обуздать коня. В жизнь скотоводов прочно вошла войлочная юрта.
В бронзовом веке появилось новое оружие — наборный гибкий лук скифского типа, острые наконечники стрел, мечи, кинжалы. В войнах крепла родовая аристократия, зарождались племенные союзы кочевников.
У кочевых и земледельческих племен рост населения и крепнущие межплеменные связи привели к созданию союзов племен. Союзы позволяли обеспечить безопасность каждого племени, регулировали межплеменные отношения и обмен. Но в условиях, когда стало возможно накапливать и обменивать богатство, участились столкновения между общинами, племенами и союзами племен. Поэтому каждую племенную организацию возглавил выборный военный вождь или совет вождей. Это была высшая форма социально-политической организации первобытного строя — военная демократия. В эпоху бронзы происходили крупные передвижения племен, складывались новые культурно-исторические области. Их своеобразие определялось различием географических условий, природных ресурсов, плотности населения, его хозяйственной деятельности. Под воздействием этих условий развитие культурно-исторических областей шло неравномерно и неодинаково. Внутри больших племенных союзов усиливалось одно племя, язык которого становился главенствующим, происходила культурно-языковая ассимиляция других племен союза, возникали большие этно-культурные общности — среди них индоевропейские (например, скифо-сарматские, славянские, германские племена) и финно-угорские.
1 Б.И. Гаврилов, История России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999.
2 Палеолит – древний каменный век (от греческого «палайос» - древний и «литос» - камень).
3 Мезолит – средний каменный век (от греческого «мезос» - средний и «литос» - камень).
4 Неолит – новый каменный век (от греческого «неос» - новый и «литос» - камень).
5 Энеолит – медно-каменный век (от греческогь «энеос» - медный и «литос» - камень).