Первые шаги Турции по направлению к Европейскому Союзу
Первые шаги Турции по направлению к Европейскому Союзу.
1.1. Вестернизация Турции и политика Мустафы Кемаля Ататюрка.
Важно рассматривать отношение Турции к Европейскому Союзу в связи со стремлением страны к модернизации по западному образцу. Без признания силы и глубины этих усилий было бы совсем невозможно правильно оценить развитие этой страны в течении последних пятидесяти лет и волну реформистского восторга в ней. Если бы не было сильного эмоционального обязательства по выполнению этой цели, то могущественные противники вестернизации достигли бы большого успеха. Без идеологической воли этаблированной государственной элиты - стать частью Европы евроазиатские фантазии некоторых вытеснили бы европейские надежды. В конце концов, именно это: глубоко укоренённое наследие кемализма, закат империи османов и убеждение, что Турция- европейская страна- стало препятствием для антиевропейских, авторитарных сторонников вестернизации.
Процесс модернизации начался более 200 лет назад, когда на стыке ХVIII и ХIX столетий в Турции начались реформы, получившие название «Низами Джедид» («Новый порядок»). Они были призваны устранить отставание от европейских держав в государственных и особенно в военных делах. Для обеспечения армии современным оружием и обмундированием строились оружейные заводы и мануфактуры. При реорганизации армии и государства использовались европейские труды по военному делу, фортификации, математике и др. однако уже тогда религиозные деятели выступали против реформ, ссылаясь на их несовместимость с установками Корана и шариата, и первый султан- реформатор Селим III в 1807 году был свергнут. Ветер перемен временно стих.
Успешнее пошли реформы «Танзимата» («Преобразований») в середине XIX столетия. Отношения Турции с европейскими государствами вышли на новый уровень сотрудничества. Были приняты законы, стимулировавшие развитие промышленности на базе европейской техники. Поощрялся приток иностранного капитала, создавались благоприятные условия для деятельности иностранного капитала, создавались условия для деятельности иностранных предпринимателей. Тогда же стали увлекаться европейской роскошью и французской модой. Тем не менее, противодействие духовенства и других традиционалистов вводимым новациям продолжалось. Что ограничивало масштабы реформ. Новой вехой «европеизации» стало принятие в 1876 году Конституции, впервые ограничившей власть султана- халифа, являвшегося одновременно духовным главой всех мусульман. В этом важнейшем нормативно-правовом акте провозглашались принципы личной свободы и равенства всех подданных империи, безопасности личной собственности и неприкосновенности жилища, свободы печати; вводилось обязательное начальное обучение. Но спустя два года не устроивший султана состав парламента был распущен и действие конституции было приостановлено. Установление султанатом режима «зулума» (деспотии, гнета) не вызвало протестов у стран Запада, так, как сохранялась свобода проникновения иностранного капитала в турецкую экономику, а предоставленные займы прочно привязали империю к странам-займодавцам. Поскольку Османское государство было не в состоянии возвращать долги, эти страны добились от султана права самим собирать налоги и пошлины. Так, независимо от воли реформаторов, Турция постепенно стала превращаться в фактическую полуколонию Запада. Вскоре руководители Османского государства, чтобы раз и навсегда покончить с англо-французским диктатом, сменили внешнеполитические ориентиры и в первой мировой войне выступила на стороне кайзеровской Германии против стран Антанты. Расчёт, однако, оказался ошибочным, и Османская империя, потерпев поражение, была оккупирована войсками Англии, Франции, а затем и Греции. Страны-победительницы не только отобрали все подвластные туркам территории, но и решили резко ослабить некогда мощнейшую державу мира.
Таким образом, с одной стороны, османский этап вестернизации закончился для Турции полным крахом, так как в итоге привлечения иностранного капитала западных держав, Турция была не в состоянии покрывать долги, которые возникли в силу слабости её экономики. Также Турция оказалась в числе государств, проигравших в первой мировой войне и тем самым, потеряв статус мировой державы. Но с другой стороны, были и положительные стороны - иностранный капитал, который привлекался с конца XIX века и до первой мировой войны, оказал положительное влияние, несмотря на то, что Турция превратилась в государство-должника. Иностранный капитал сформировал предпосылки и условия к дальнейшей модернизации Турции. Стоит отметить, что положительную роль сыграла европеизация общественной жизни Турции. Все больше жители Турции стали приобщаться к европейской роскоши и моде, многие знатные турки, стали владеть французским, английским языками. На турецкий язык переводились произведения английских, французских, немецких писателей. По образцам Запада стали строить дворцы. В страну стали приглашать европейские специалисты, которые занимались совершенствованием государственного аппарата и реорганизации армии.
Оккупация Османской империи, превращение султана в марионетку западных держав подняли население на национально-освободительную борьбу, которую возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк. В кровопролитных сражениях кемалистам удалось нанести поражение войскам султана и оккупантам. Вскоре в октябре 1923 года прекратил своё существование султанат, и была провозглашена турецкая республика, первым президентом которой стал Мустафа Кемаль.
С основанием Турецкой республики процесс модернизации получил новый стимул. Республиканские реформы, начало которым положили Кемаль Ататюрк и его сторонники, были нацелены на создание современного светского государства. Основной целью новой республики было достижение уровня «современной (т.е. европейской) цивилизации. Поэтому революционный режим в Анкаре с первых дней стремился к интеграции стран в политическую систему Европы. В 1924-1928 годах были установлены дипломатические отношения с Англией, Францией, Германией, а так же с США. Турецкое правительство, стремясь восстановить доверие Европы, обязалось выплатить значительную часть прежних долгов. Действительно, «восстановленное доверие» позволило получать новые кредиты, которые стали отягощать старые, османские долги. В 1932 году республика вступила в Лигу Наций, что также сблизило её с государствами Запада.
Смерть Ататюрка в 1938 году не остановила процесс вестернизации, но заметно снизил его темпы. Под воздействием внешних и внутренних факторов нарастал раскол в правящей элите и турецком обществе. Вестернизаторы и традиционалисты, перегруппировав силы, повели борьбу за альтернативные концепции развития. С одной стороны, стремились развивать с западными странами торгово-экономические и политические отношения, а с другой – приступили к восстановлению традиционных исламских ценностей.
1.2. Развитие отношений Турции и Европейского Экономического Сообщества.
После второй мировой войны Турция присоединилась к институциональным рамкам западного союза и стала членом Совета Европы.
Наиболее быстрый и, пожалуй, единственно возможный в условиях слабой экономики выход был найден в подключении Турции к послевоенным экономическим программам западных стран, в том числе и путем вхождения в различные их организации и группировки. В первую очередь следует упомянуть об участии Турции в "плане Маршалла" - в 1948 г. страна вошла в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), позднее преобразованную в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Хотя средства, полученные Турцией в рамках "плана Маршалла", были американскими, сам факт ее подключения к указанной программе стал не только свидетельством принятия Турцией прозападной ориентации, но и первым шагом на пути координации своей экономической политики с западными странами.
Ранее, в 1947 г. Турция вступила в МВФ и МБРР. в 1951 г.-в ГАТТ, а в 1952 г., одновременно с Грецией, - в НАТО.
Очередной шаг на пути дальнейшего сближения с западными, в первую очередь - европейскими, странами Турция сделала в 1958 году. К середине этого года в экономике страны явственно обозначились кризисные явления. Причиной кризиса стала поспешная либерализация внешнеэкономических связей страны, смешение приоритетов во внутренней экономической политике. Для стабилизации экономического положения в стране правительство А.Мендереса обратилось за помощью к ОЕЭС. Помощь по "стабилизационной программе Мендереса" стала первым случаем значительной технической и экономической помощи Турции со стороны европейских стран, в том числе входивших в состав ЕЭС (Европейский Экономический Союз). С этого момента ее сотрудничество с западноевропейскими странами приобрело характер многостороннего взаимодействия; при этом США утратили роль ведущего и единственного донора Турции.
Таким образом, к рубежу 50-60-х годов США начали терять прежние доминирующие позиции в системе внешних связей Турции, уступая их странам Западной Европы. Как представляется, уровень экономического взаимодействия, достигнутый между Турцией и европейскими странами к указанному периоду, в сочетании с продолжением кемалистского курса на европеизацию страны, обеспечивал предпосылки, подтолкнувшие Турцию к попытке перевода этого сотрудничества на уровень интеграционного сближения со странами ЕЭС, что и было воплощено в ее ассоциированном членстве в этой организации.
Первое ходатайство о членстве в Европейском Экономическом Союзе Турция подала ещё 31 июля 1959 года при правительстве Мендереса, буквально через год после основания этой организации. 25 марта 1957 года в Риме был подписан договор, учредивший ЕЭС, который вступил в силу с 1 января 1958 года. Главные цели Договора о ЕЭС состоялись в создании таможенного союза и общего рынка, предусматривающего свободное движение товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества. Переговоры 31 июля 1959 года правительства Иненю привели к подписанию в Анкаре 12 сентября 1963 года Договора об ассоциации, вступившего в силу с 1 декабря 1964 года.1 Это событие положило начало структурированному процессу движения Турции к интеграции в ведущую европейскую экономическую группировку, а сам Анкарский договор стал основополагающим, базовым документом Турецко-европейского сотрудничества.
Экономическая цель ассоциации Турции с ЕЭС состояла, как декларировалось в Договоре, в «постоянном укреплении отношений между народами Турции и народами, объединенными в ЕЭС», и «ликвидации разрыва, существующей между турецкой экономикой и экономикой стран-членов Сообщества». Важная особенность данного документа, на которую часто обращают внимание в Турции, состоит в том, что его статьей № 28 был предусмотрено получение Турцией статуса полноправного члена Сообщества в течение срока осуществления договора.
Можно сказать, что Договор явился отражением долгосрочных стратегических установок обеих сторон на взаимное сближение.
Мотивы сближения Турции к интеграции в ЕЭС обозначены О.Сезером - автором брошюры «Европейское сообщество и его отношения с Турцией»:
Турция приняла вестернизацию в качестве государственной политики, вступив во многие организации, таких как НАТО или ОЭСР. Естественным результатом этой политики стало решение о членстве в Европейском сообществе, преследовавшем цель экономического и политического союза с Европой;
Турция планирует воспользоваться применяемыми Сообществом различными таможенными льготами;
Турция рассчитывала на благотворное воздействие, которое должна была оказать на её экономику финансовая помощь, полученная в рамках создаваемой в рамках ЕЭС ассоциации.
Вероятно, именно из таких общих соображений и исходили в Анкаре при принятии решения о подачи заявки на вступление в ЕЭС.
Что касается ЕЭС, то можно выделить следующие моменты его заинтересованности в сотрудничестве с Турцией:
Обеспечение стабильности в Восточном Средиземноморье путём интеграции основных государств региона-Греции и Турции- в систему обороны Запада;
Укрепление роли Турции в качестве «заслона» от СССР;
Использование Турции в качестве моста на Ближний и Средний Восток.
Договор предусматривал три основных этапа интеграции Турции в ЕЭС. На первом, подготовительном, предусматривалось предоставление преференции для ряда важных сельскохозяйственных товаров турецкого экспорта (таких, как необработанный табак, изюм, инжир, фундук). Преференции были представлены в визе тарифных контингентов. То есть льготный размер пошлин распространялся только на определённое количество товара; при превышении данного количества применялась обычная пошлина. Кроме того, в соответствии с первым финансовым протоколом, подписанным вместе с Договором, Турции выделялись значительные кредиты для строительства инфраструктурных объектов.
Этот этап должен был продлиться пять лет. Предусматривалось и возможное его продление до девяти лет, однако этого не потребовалось. По условиям договора, в течение этого периода Турция не предоставляла ЕЭС встречных преференций.
Второй этап (собственно переходный) начал осуществляться в соответствии с Дополнительным протоколом, подписанным 23 ноября 1970 года. Он предусматривал поэтапное снижение Турцией пошлин и равнозначных налогов и сборов, постепенную отмену количественных и равнозначных ограничений и поэтапное принятие единого внешнего тарифа Сообщества. При этом либерализационные меры в пользу ЕЭС должны были носить необратимый характер.
Снижение и отмену пошлин и ограничений при импорте из ЕЭС промышленных товаров планировалось произвести в рамках двух различных режимов: для товаров, которые Турция не производила, импортные пошлины должны были быть полностью ликвидированы в течение 12 лет, а для товаров, производимых турецкой промышленностью, переходный период составлял 22 года. Кроме того, в течение 22 лет предусматривалось принятие единого внешнего тарифа. В свою очередь, ЕЭС должно было снять тарифы и ограничения на импорт турецких промышленных товаров, кроме некоторых категорий, где снятия ограничений растягивалось на 12 лет. В области сельскохозяйственного импорта из Турции ЕЭС должно было в течение 22 лет установить преференции на примерно 90 процентов турецкого экспорта.
На третьем, заключительном этапе, предусматривалось завершить создание таможенного союза (Турция должна была полностью либерализовать импорт промышленных товаров ЕЭС к концу 1995 года), выработать и принять регламент турецкой рабочей силы и капитала. Предполагалось, что с 1995 года Турция станет полноправным членом Европейского сообщества.2
Но за годы, прошедшие с подписания Анкарского договора, отношения Турции и ЕЭС, преобразовавшимся в Европейский Союз (ЕС), переживали взлёты и падения, периоды успешной реализации намеченных интеграции и практически полного прекращения диалога, после того, когда к власти в результате военного путча пришли военные. В 1981 году ЕЭС приостановил с ней контакты, приняв решение о том, что заявка о полноправном членстве Турции может быть подана ею только после восстановления демократии в стране, что стало возможно лишь после 1983 года, когда военный режим сменился гражданской администрацией, и в республике прошли свободные выборы. В 1987 году Турция вновь подала заявку на полное членство в ЕС, но Европейская комиссия отклонила ходатайство Турции, обосновав это своей перегруженностью, но подтвердила возможность вступления Турции в эту организацию.
Окончание «холодной войны» побудило Европейское Сообщество повернуться спиной к Турции, поскольку для трансатлантического альянса измерение безопасности уже не имело первостепенного значения, т.к. советская угроза исчезла. ЕС был занят проблемами объединения Германии и должен был задуматься о своём расширении, чтобы стабилизировать восточную часть континента. Долгое время турецкая элита не осознавала, насколько изменились условия европейского контекста, которые - в отличие оттого, что было раньше, - делали невозможным толерантное отношение к несовершенной демократии с её дефицитами в ситуации с правами человека. В ходе гражданской войны, которая велась под руководством Курдской рабочей партии (КРП), была снята с повестки дня программа демократизации. Отношения между Турцией и ЕС испортила и убежденность части государственной элиты, что Европа (и в особенности Германия) если не поддерживают, то по меньшей мере терпят КПР. Таким образом, итог 90-х годов для отношений между ЕС и Турцией и, в особенности, Германии и Турции был негативным.
Несмотря на эту испорченную атмосферу, 18 декабря 1989 года Комиссия Европейских сообществ (КЕС) опубликовала два документа: «Мнение Комиссии по заявке Турции на вступление в Сообщество» и доклад «Турецкая экономика: структура и развитие», который представлял собой развернутый анализ состояния турецкой экономики, в том числе её сравнение с Грецией, Испанией и Португалией как наименее развитыми членами Турции в ЕЭС на данном этапе. Кроме того, Комиссия заявила о том, что «вопрос о расширении Сообщества должен быть рассмотрен только после объективной оценки реального осуществления мер по интеграции внутри ЕЭС, которые планировались на конец 1992 года».3
5 февраля 1990 года Совет без
изменений принял доклад КЕС. Не подвергнув
сомнению, статус Турции как ассоциированного
члена, он, тем не менее, не назначил дату
начала переговоров о полноправном
вступлении Турции в ЕЭС. Кроме того,
заявка Турции не была рассмотрена в
Европарламенте, как того требует
процедура. И всё же 6 июня 1990 года КЕС
разработала и представила Совету
программу, получившую название «Пакет
Мэтьюса». В ней предусматривались
конкретные меры по созданию в 1995 году
таможенного союза, а также сотрудничество
с Турцией в области политики, промышленности
и сельского хозяйства.4
Однако противодействие
Греции, причиной которого послужили ее
территориальные споры с Турцией в
Эгейском море и присутствие турецких
войск на Кипре, нивелировало вышеупомянутую
инициативу Еврокомиссии.
В процессе подготовки к созданию таможенного союза с ЕС Турция в торговле со странами, входящими в этот блок, снизила пошлины на импортные товары с 19,7% в 1993 г. до 12,8% в 1994 г., что для нее было нелегко, поскольку торговый дефицит с ЕС рос и составлял в 1993 г. 5 миллиардов долларов.5 ЕС рассматривал меры государственного содействия экспорту как проявление несправедливой конкуренции. Турецкое правительство вынуждено было считаться с подобными требованиями Евросоюза. В начале октября 1993 года во все государственные организации Турции был разослан утвержденный президентом С.Демирелем циркуляр премьер-министра, в котором указывалось, что необходимо поэтапно отменить все поощрительные меры и субсидии, не соответствующие законодательству ЕС. На деле это означало ликвидацию прямых денежных субсидий (в том числе на транспортные цели или экспортные отрасли) и ряда налоговых льгот.
6 марта 1995 года в Брюсселе
было подписано соглашение о создании
таможенного союза Турции и Европейского
Союза (ЕС). В соответствии с ним были
отменены пошлины во взаимной торговле
промышленными товарами; Турция прекратила
практику взимания с импорта из стран
ЕС сборов в Фонд массового жилищного
строительства (ТКФ), были полностью
ликвидированы количественные ограничения
на экспорт, в частности квоты на турецкую
текстильную продукцию, а также контингенты,
ограничивавшие импорт турецких продуктов
нефтепереработки. Турция начала применять
в отношении импорта из третьих стран
Единый внешний тариф (ЕВТ) ЕС. Таким
образом, произошло снижение защитных
мер во взаимной торговле Турции и
ЕЭС.
Важным дополнением к соглашению
о таможенном союзе стало соглашение
между Турцией и Европейским сообществом
угля и стали (ЕОУС) о свободной торговле,
которое вступило в силу 1 августа 1996 г.
В рамках этого соглашения страны ЕС
отменили пошлины на турецкие товары,
входящие в компетенцию ЕОУС (изделия
черной металлургии, являющиеся продуктами
первой стадии переработки). Турции было
предоставлено право осуществить подобное
снижение на 142 наименования соответствующих
товаров постепенно, в течение трех
лет.
В 1999 году на ЕС приходилось 47%
экспорта Турции, а импорт из стран
Евросоюза достиг 51% от общего объема. В
странах ЕС работало почти 2 млн. турецких
иммигрантов, а на инвалютных счетах
турецких рабочих находилось 13 млрд.
долларов. Объем взаимной торговли
товарами превышал 28 млрд. долларов в
год.6
Серьезным
препятствием для принятия Турции в ЕС
является сохраняющийся разрыв в уровнях
социально-экономического развития.
Турция опережает наименее развитые
страны ЕС: Испанию, Португалию и Грецию
лишь по темпу роста ВВП, экспорта и
размерам дефицита государственного
бюджета. Пока, тем не менее, с точки
зрения показателей эффективности
экономики, Турция не вписывается в
рамки, приемлемые для страны-члена
Евросоюза.
Несмотря на очевидные
прорывы в экономическом сотрудничестве
сторон, на интенсивных переговорах с
представителями Евросоюза в начале
1995 года Турции не удалось добиться
включения в итоговые документы положения
о повышении уровня политического диалога
с ЕС, ориентированного на перспективу
полноправного вступления страны в эту
организацию. Отдельно в докладе
Еврокомиссии от 13 декабря 1995 года были
сформулированы основные области,
заслуживающие внимания для вступления
Турции в ЕС: конституция 1982 года,
соблюдение прав человека и поиск
политического решения курдской проблемы.
Таким образом, Турция, ещё не являясь членом Европейского Сообщества, вошла в его составляющую - Таможенный союз.
Это событие имело огромное значение для Турции со всех точек зрения. Во-первых, достижение Таможенного союза с ЕС стало важным этапом на пути к полноправному членству в Евросоюзе. Несмотря на значительные трудности этого шага, Турция сумела к намеченной дате (то есть к 1995 году) реализовать свои обязательства перед ЕС и таким образом завершить второй этап программы интеграции в ЕС.
Во-вторых, с переходом в режим таможенного союза с ЕС кардинально изменились условия функционирования экономики страны, которая с этого момента не защищена протекционистскими барьерами.7
Подписание соглашения о таможенном союзе ещё раз продемонстрировало заинтересованность Евросоюза в развитии отношений с Турцией, прежде всего ради сохранения её в целом прозападной ориентации, стремления к закреплению за ней статуса «полноценного» европейского государства. Создание таможенного союза Турции и ЕС в очередной раз затронуло вопрос о путях развития турецко-европейского сотрудничества и о перспективах вхождения Турции в ЕС. Однако, несмотря на вроде бы достигнутый успех в сотрудничестве Турции с ЕС, некоторые разногласия всё же оставались.
Вскоре 7 февраля 1992 году в Маастрихе был подписан договор о Европейском Союзе. Важные цели данного договора состоят в создании Экономического и валютного союза, переход к общей внешней политике и политике безопасности и сотрудничество государств-членов в области внутренней политики. Но с преобразованием Европейского Экономического сообщества отношения Турции и ЕС продолжали ухудшаться.
Особо острый характер отношения Турции с ЕС приобрели в конце 1997 года в связи с обнародованием планов Евросоюза о начале переговоров о полноправном членстве с Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией, Эстонией и Кипром. В Анкаре воспринималось весьма болезненно то обстоятельство, что ни в этом, ни в «перспективном» списке кандидатов на вступление в ЕС Турция вообще не была обозначена.
После состоявшегося в декабре 1997 года саммита ЕС в Люксембурге отношения Турции и Европейского Союза были отмечены нарастающим охлаждением. Дело в том, что ЕС не разработал ясной и удовлетворительной для Анкары концепции своих отношений с Турцией, в турецко-европейских отношениях преобладала большей частью неопределённость по поводу путей выхода из сложившегося тупика. Возражения по поводу вступления Турции в ЕС были резюмированы в заявлении Люксембургского премьер-министра о том, что Турция, в которой практикуются пытки, не может сидеть за столом Европейского Союза. После этой встречи турецкий премьер-министр Месут Йилмаз обвинил ЕС в возведении новой, «культурной» Берлинской стены, что подтверждалось религиозной дискриминацией Турции.8
Однако в декабре 1999 года на саммите Европейского союза в Хельсинки Турция, наконец, официально была включена в список претендентов в члены Евросоюза. ЕС провозгласил, что «Турция является страной - кандидатом на вступление в Союз с учетом критериев, предъявленных остальным кандидатам».
Однако, ориентированные на Запад перемены, осуществлявшиеся в Турции в течение без малого трех столетий, находятся в настоящее время в критической фазе. Результат рассмотрения заявки Турции на вступление в Европейский Союз, если все-таки будут преодолены препятствия, мешающие этому шагу, станет оценкой попытки османско-республиканской Турции добиться трансформации своей цивилизации.
От Турции, как потенциального члена Европейского Союза, ожидают выполнения выработанных в Копенгагене критериев:
построение действующей рыночной экономики, которая сможет утвердить себя в международной конкуренции;
принятие государством обязательства не использовать силу или угрозу применения силы во внутриевропейских конфликтах, включая те, что существуют между Турцией и Грецией, а также Турцией и Кипром;
развитие действующей демократии, в условиях которой защищаются всеобщие права граждан, а вооруженные силы подчиняются избранным гражданским властям.
Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Турция обязалась соблюдать правила и уставные требования Европейского Союза. Однако за ней было закреплено лишь право «однажды присоединиться».
1. Турция между Европой и Азией. М.: Институт востоковедения РАН – Крафт+, 2001,
Моисеев П.П, Старченков Г.И. Стратегии экономического развития Турции.:// «Народы Азии и Африки сегодня». 2003, №7,
Старченков Г.И Турция: долгий путь в Евросоюз.: // «Современная Европа», 2002.№4.
Кунаков В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1999,
Савельева.А. Между Европой и Азией.: // «Народы Азии и Африки Сегодня»,2003.№7.
Соли Озель Долгий путь в Европу.: // «Internationale Politik»,2004.№6.
«Internationale Politik», 1998.№1.
http://rosvesty.ru/ numbers/1709/problema/
http://www.eur.ru/ru/index.htm
Поздняков Э.Ганжа С. Новые страны на пороге Европейского союза.: // «МНИМО» М. 1999. №3
1 Савельева.А. Между Европой и Азией.: // «Народы Азии и Африки Сегодня»,2003.№7. с. 37
2 Кунаков В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1999, с. 17.
3 http://rosvesty.ru/ numbers/1709/problema/
4 http://rosvesty.ru/ numbers/1709/problema/
5 Старченков Г.И Турция: долгий путь в Евросоюз.: // «Современная Европа», 2002.№4. с.78.
6 Моисеев П.П, Старченков Г.И. Стратегии экономического развития Турции.:// «Народы Азии и Африки сегодня». 2003, №7,с.21.
7 Турция между Европой и Азией. М.: Институт востоковедения РАН – Крафт+, 2001, - с.344.
8 http://rosvesty.ru/ numbers/1709/problema/
1