Торговля в 19 веке
2
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах.
Глава 2. Развитие торговли в России в конце 19 века.
2.1. Торговля в России
2.2. Положение денежной системы России.
2.3. Роль монополий в развитии торговли.
Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.
Заключение.
Библиографический список:
Введение.
Вопросу торговли в конце 19 века посвящено очень мало литературы, как правило, этот вопрос рассматривается лишь в контексте других вопросов, хотя эта тема достаточно важна.
Данная тема интересна тем, что торговля в России в конце 19 века была, своего рода кульминацией капиталистического развития России досоветского периода. Сегодня мы столкнулись с тем, что нам надо заново строить рыночные отношения, поэтому очень важно, учесть предыдущий опыт нашего государства. Конечно, ситуация кардинально отличается, но, может быть, глубокое исследование данной темы позволит глубже понять природу российского народа.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ торговой деятельности в России в конце 19 века.
Для рассмотрения торговли необходимо рассмотреть общее экономическое развитие страны. Поэтому в первой главе мы рассмотрим развитие рыночной экономики России того периода. Чрезвычайно важно знать, что производили, для кого, куда направлялись инвестиции.
Вторая глава посвящена непосредственно рассмотрению торговли в России. И в третьей главе будет рассмотрена торговля в Саратовской области.
При написании данной работы использовались следующие источники: Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998, где достаточно тщательно рассмотрена история России в разрезе экономического развития, в том числе и во времена конца 19 века; Верт Н. История советского государства 1900-1991. М., 1994, эта классическая работа даёт детальное рассмотрение истории 20 века нашей страны, но конец 19 века рассмотрен не достаточно хорошо, тем более, касательно торговли; а также другие работы, список которых приведён в конце работы.
Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах.
В 1880-е годы XIX века в основном завершился промышленный переворот и переход мануфактурного к фабричному производству. В ведущих отраслях народного хозяйства стали преобладать паровые машины и разнообразная техника — механические станки, оборудование, механизмы, прежде всего, в обрабатывающей промышленности. Так, с 1875 по 1892 годы количество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, а их мощность — в три раза. За последние десятилетия XIX века появились и начали быстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и др. К традиционным промышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые: угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупные промышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. За 1860— 1895 годы выплавка чугуна выросла в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз. Производство чугуна передвинулось с Урала на юг России. В Донбассе сосредоточилось 70% всей добычи угля страны. Появились крупные машиностроительные заводы по производству паровозов (Коломна), пароходов (Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск)1.
В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в два раза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от их ввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми и т.д.
На юге страны были построены передовые по техническому оснащению металлургические заводы. Так, в 1872 году вступила в строй первая доменная печь в Юзовке (на заводе английского промышленника Дж. Юза), через два года — на Сулинском металлургическом заводе. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинский заводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъему черной металлургии в этом регионе.
Вскоре к ним присоединился металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не на крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. К началу 1890-х годов здесь производилось более 20% всего российского чугуна, а к концу века — 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывалось в Донбассе. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промышленности и транспорта1.
Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка, прежде всего, в районе Баку. Первоначально там существовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872 года нефтяные районы стали сдаваться в долгосрочную аренду с торгов. В это же время стала внедряться новая техника — бурение скважин и выкачивание нефти при помощи паровых двигателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за 1870—-1890-е годы с 1,7 до 243 млн. пуд., то есть в 140 раз. К концу XIX века нефтедобыча возросла до 633 млн. пуд., что позволило России выйти на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов большим спросом стал пользоваться керосин для бытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспорте использовался пока в незначительном количестве.
Особенностью этого периода было бурное развитие рассеяной мануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «переселялась» в деревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне, еще прикрепленные к общинным наделам, широко участвовали в различных промыслах, из которых позже создавались крупные промышленные предприятия. Таким образом, в центральной России возникли многочисленные фабрично-заводские поселки — Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь Хрустальный и др., в которых в конце XIX века проживало до 50% промышленных рабочих. Наряду с крупными промышленными центрами в глубине России развивались новые виды мелкой промышленности, которые были связаны с большими фабриками разделением труда1.
Заметные изменения происходили и на рынке труда. Если в дореформенной России работники промышленных предприятий чаще всего были оброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных и вотчинных мануфактур, то в 1860—1870-е годы они становились свободными людьми, не связанными с общиной, навсегда переехавшими в города вместе с семьей2.
Они заметно отличались от прежних рабочих более высоким уровнем грамотности, поскольку работа на промышленных предприятиях требовала от них умения обслуживать различные машины и технику. Квалифицированные кадры особенно были нужны на крупных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численность за 1865—1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же в конце XIX века в России насчитывалось около 10 млн. лиц наемного труда, из них 3,5 млн. наемных сельскохозяйственных работников, 1 млн.— занятых в строительстве, 2 млн.— так называемых «чернорабочих», 2 млн.— занятых надомной работой1.
В последние три десятилетия происходил бурный рост городского населения. Так, по материалам первой переписи городов 1863 года оно составляло 6 млн. человек, а в 1897 году, когда проходила первая всероссийская перепись населения, 17 млн. человек, то есть увеличилось в 2,8 раза, тогда как все население страны увеличилось в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. Правда, здесь надо отметить такой момент: более 300 крупных фабрично-заводских поселков с населением свыше 20 тыс. жителей каждый (Юзовка, Ижевск) официально городами не числились, поэтому их жители не считались горожанами2.
Особенно быстрыми темпами росло городское население за счет крестьян в 1890-х годах, когда в основном завершились отработки временнообязанных крестьян, и они могли свободно уйти в города на заработки. Так, если в начале 1860-х годов по паспортам уходило примерно 1,3 млн. человеке год, то в 1890-х годах — свыше 7 млн. человек.
По официальной статистике конца века городское население состояло из следующих групп: крупная буржуазия, помещики и высшие чиновники — 11%, мелкие ремесленники и лавочники — 24%, «люд рабочий» — 52%3.
Наиболее высокими темпами возрастало население самых крупных городов — Киева, Риги, Одессы, Варшавы — центров торговли и промышленности, поскольку там можно было найти работу, открыть свое «дело». В 1897 году в Петербурге насчитывалось 1,2 млн. жителей, в Москве — более 1 млн. Заметно менялся внешний облик городов, в которых появлялись многоэтажные дома, трамваи, улицы стали освещаться электрическими фонарями.
Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861—1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В 1865—1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст1.
Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва — Курск, Москва — Воронеж, Москва — Нижний- Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море — в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магистрали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку — Тифлис — Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.
Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. За десять лет было построено более 21 тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Однако железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, а в Англии — в 66 раз1.
Первоначально железные дороги строились в основном на частные средства с широким привлечением иностранного капитала. Постепенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в безвозмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые строить за счет казны.
Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства.
К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами.
Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах — свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520.1
Глава 2. Развитие торговли в России в конце 19 века.
2.1. Торговля в России
Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 году до 11-12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом. Как правило, биржи функционировали по специализированному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материалов и пр1.
Еще в 1820-е годы зародилась практика проведения'промышленных выставок. В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта I Всероссийская мануфактурная выставка, в работе которой участвовали сотни российских предпринимателей с самой разнообразной продукцией. И вплоть до революции подобные выставки проходили раз в четыре года попеременно в разных городах страны. Во второй половине XIX века Россия являлась непременным участником Всемирных выставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственные товары, ювелирные изделия, продукция фарфоровых и стекольных заводов, изделия художественных промыслов неизменно получали высокие награды.
Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка, который увеличился за 30 пореформенных лет более чем в два раза. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40% — вывозилось за границу. Еще быстрее развивался рынок промышленных товаров как производительного, так и личного потребления. В стране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного труда, продукты нефтепереработки, и, прежде всего, керосин, ткани, обувь промышленного изготовления. Крупным потребителем становилось не только городское, но и сельское население2.
Во вторую половину XIX века значительно возросли объемы внешнеторгового оборота, страна быстро втягивалась в мировой рынок. Совокупный объем экспортно-импортных операций за 1 86 1 - 1 900 годы увеличился в три раза — с 430 до 1300 млн. руб., причем стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых. В структуре экспорта конца века 47% занимал хлеб. В то время как за эти пореформенные годы общий объем экспорта увеличился почти в три раза, вывоз хлеба увеличился за эти же годы в 5,5 раз. В конце века на внешний рынок ежегодно поступало до 500 млн. пудов зерновых. Среди других экспортируемых товаров были лен, лес, пушнина, сахар. В эти же годы значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина.
Основными статьями импорта были машины, оборудование для промышленности и сельского хозяйства. Немалую долю импорта составляли металлы, хотя собственная российская металлургия постоянно развивалась. К концу века снизились закупки хлопка-сырца в связи с развитием хлопкосеющих районов в Средней Азии. В числе импортируемых были чай, кофе, какао-бобы, пряности. По-прежнему подавляющая часть внешнеторгового оборота — 75-80% — прихо--дилась на европейские страны — Англию, Германию, а остальные 20-25% — на азиатские страны и США1.
2.2. Положение денежной системы России.
Определённым тормозом для развития рыночных отношений была неразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков. Государственный банк, созданный в 1860 году, выдавал в основном ипотечные ссуды крупным землевладельцам под залог земли, то есть кредиты почти не были связаны с производственной сферой. В конце 1 860 — начале 1870-х годов в банковском деле разгорелась настоящая учредительская горячка. Бурное развитие промышленности и железнодорожного строительства требовало крупных капиталов, превышающих возможности отдельных предпринимателей, поэтому в эти же годы достаточно быстро развивалось акционерное дело. До реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. За годы так называемой учредительской горячки было создано 357 акционерных компаний с капиталом в 1116 млн. руб. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались «дутыми» и лопнули1.
Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодорожный транспорт — более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте данной отрасли.
В условиях промышленного подъема 1890-х годов происходила вторая волна учредительской лихорадки. Так, в 1893—1900 годах количество акционерных обществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа, акционерный капитал стал направляться в основном в промышленное производство. Если в 1870—1880-е годы акционерные общества возникали прежде всего в легкой промышленности, то в 1890-е годы — в тяжелой, причем их капиталы направлялись на строительство новых предприятий в недавно освоенных регионах (юг Украины, район Баку).
Не менее важной сферой мобилизации частных капиталов являлось банковское дело. В 1864—1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк (1866). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных ресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875—1881 годы охватывали около половины, а 12 банков — до 75% всех банковских ресурсов России. В те же годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, в том числе государственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе2.
2.3. Роль монополий в развитии торговли.
Формирование рыночной экономики России имело свои специфические особенности. Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступила на этот путь, то есть была в роли догоняющей страны, что позволило ей во многом использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в организации производства.
В 1880-х годах появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков — Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло не в промышленности, а в страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия1.
Первая промышленная монополия была основана в 1882 году, когда пять заводов по производству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшего синдиката и контролировал почти все заказы на изготовление рельсов для железных дорог. За ним последовало объединение заводов по изготовлению креплений к железнодорожным рельсам (1884), по строительству железнодорожных мостов (1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889). Из этого перечня объединений видно, что железнодорожное строительство было одной из самых мощных и передовых отраслей народного хозяйства. Тем более, что в этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, что облегчало сговор предпринимателей о количестве производимой продукции, о разделе рынка, о ценах, об условиях реализации.
При создании первых монополий в России важную роль сыграл иностранный капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов (1886) лежал германский капитал.
В 1888 году было заключено картельное соглашение о ценах и разделе рынка между железопрокатным, проволочным и Путиловским металлическим заводами. В нефтяной промышленности был образован синдикат с участием предприятий братьев Нобель и компании Ротшильда, а позже, в 1897 году, обе эти фирмы стали участниками международного нефтяного соглашения1.
Специфика возникновения первой монополии в сахарной промышленности (1887) выражалась в том, что большинство объединившихся владельцев сахарных заводов состояло из крупных помещиков. Через десять лет было создано Общество сахарозаводчиков, которое контролировало практически все производство сахара в стране и пользовалось открытой поддержкой правительства. В него входило 206 из 226 существующих заводов2.
В 1895 году был принят закон, по которому министерство финансов совместно с сахарозаводчиками определяли заранее на год вперед норму потребления сахара в стране: по 10,5 фунтов в год, а в Англии в это время душевое потребление составляло 92 фунта в год. Сахар, произведенный сверх этой нормы, следовало вывозить за границу и продавать там по демпинговым ценам, то есть ниже цен всероссийского рынка. Так, если внутри страны цена на сахар-рафинад равнялась 6 руб. 15 коп. за пуд, то в Лондоне он продавался по цене 2 руб. 38 коп. за пуд. В результате сахарная промышленность была одной из самых прибыльных отраслей. За 1890—1900-е годы вывоз сахара из России увеличился в четыре раза: с 3,3 до 12,5 млн. пуд3.
Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.
В пореформенный период Саратовская губерния заняла заметное место в общероссийской торговле. Этому способствовали развитие аграрного и промышленного капитализма, рост транспорта. Весьма заметную роль сыграло усиленное строительство железных дорог, которые связали Саратов и Царицын с различными регионами России. Важное значение для дальнейшего развития торговли имело волжское пароходство. Магазины, лавки, товарные биржи успешно конкурируют с ярмарками и базарами в розничной и оптовой торговле.
К 90-м годам XIX века на первое место в саратовской торговле выходит продажа зерна и муки. Саратовское зерно поставлялось в армию и на флот, продавалось в другие российские губернии, вывозилось за границу. На долю восьми юго-восточных губерний, в том числе и Саратовской, приходилось не менее 25 процентов экспорта зерна. Усиленно торговал Саратов и мукой, по производству которой он занимал первое место в Поволжье. Саратовская мука через балтийские порты постепенно стала поступать в европейские страны.
Табак занимал в торговле второе место. Разведение табака наладили немецкие колонисты. Благодаря местной сырьевой базе в Саратове развивается табачная промышленность, которая изготовляла нюхательный и курительный табак, сигары и папиросы. Три четверти продукции реализовывалось в поволжских губерниях.
Немаловажное значение имела торговля маслом, чему способствовали богатая сырьевая база и развитая транспортная сеть. С 1883 по 1893 год производство масла увеличилось с 0,5 миллиона пудов до 1,5 миллиона пудов, производство колоба (жмыха) достигло 3,5 миллиона пудов. Саратовское масло поступало в столичные города, в Астрахань, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону1.
Традиционным саратовским товаром оставалась соль, которая поступала с Эльтонского озера. Еще в первой половине XIX века в Саратове реализовывалось до 4 миллионов пудов соли разных сортов. Ее закупали торговые агенты из различных губерний, но чаще — из верхневолжских. В 1867 году в Саратове насчитывалось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лабазов. Некоторые из них имели оборот соли до 320 тысяч пудов, как, например, купец Ковалев, владелец 5 лабазов. С 1880-х годов из-за истощения Эльтонского озера началась разработка соляных богатств озера Баскунчак. Близость к Царицыну и льготные железнодорожные тарифы позволили оттеснить губернский центр на второе место в соляной торговле. Вывоз соли из Царицына в отдельные годы доходил до 5 миллионов пудов (а из Саратова не достигал и 2 млн. пудов). Положение саратовских солеторговцев ухудшило мелководье Волги, что удорожало доставку сюда соли. Поэтому достигнуть масштабов царицынских купцов саратовцам так и не удалось.
Долгое время важной торговой статьей являлась продажа рыбы разных сортов и различной обработки: осетры, белуги, стерляди, судаки, сельди, сазаны, тарань и другие; соленая, сушеная, вяленая, мороженая. Большое место среди продаваемой рыбы занимали осетровые породы. Свыше 90 процентов рыбы поступало в отдаленные от Волги губернии. Распродажа ее обычно начиналась поздней осенью, когда в Саратов приезжали крупные иногородние рыботорговцы, закупавшие одновременно тысячи пудов рыбы. Объем рыбной торговли составлял 3 миллиона рублей в год. Однако и здесь пальму первенства перехватил Царицын, где продавалось ежегодно до 12 миллионов пудов рыбы на сумму свыше 15 миллионов рублей1.
До 80-х годов Саратов занимался широкой продажей сахара, который поступал из украинских губерний. Ежегодно продавалось 2 миллиона пудов. Но и тут Царицын, благодаря строительству железных дорог, устанавливает связи с производителями сахара и оттесняет Саратов.
На берегу Волги велась лесная торговля. В Саратове насчитывалось 38 лесных пристаней. 27 из них торговали разнообразным лесным материалом, остальные продавали дрова. В начале 1890-х годов Саратовская губерния выходит на пятое место по объему лесопильного производства. Лесной материал отправлялся на Украину, на Дон, на Терек, в Ставрополье.2
Рост потребления нефти и нефтепродуктов в связи с широким использованием в народном хозяйстве паровых и дизельных машин превратил Волгу в главный путь доставки топлива из Баку. Саратов и Царицын стали крупными центрами торговли нефтью, керосином, мазутом. Ведущее место в торговле принадлежало товариществу «Братья Нобель».
В Саратове и Царицыне построены к концу века большие емкости для хранения нефтепродуктов. Их вместимость только в Царицыне составляла почти 20 миллионов пудов. Нефтепродукты поставлялись в центральные губернии, за границу. Основными их потребителями в крае были транспортные средства, заводы, мельницы.
В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступала посредником в совершении торговых сделок, упорядочивала торговлю. В 1890 году биржа открыла собственное здание (ул. Радищева, 41)1.
В 1872 году в Саратове было занято торговлей (вместе с временными купцами) 859 человек. Среди них купцов 1-й гильдии было 30, 2-й гильдии — 399. Право на торговлю давали особые свидетельства, которые также причисляли к купеческому сословию. Свидетельство 1-й гильдии стоило 265 рублей, 2-й гильдии — от 25 до 65 рублей. В документ вносились члены семьи, иногда родители и братья. Тем самым они причислялись к купечеству. При просрочке свидетельств купцы переводились в мещанское сословие. На каждое торговое или промышленное заведение купец обязан был покупать специальный билет.2
Купцам принадлежали ведущие позиции в Саратовской думе. В 1893 году из 58 гласных 34 были купцами, оказывая влияние на внутреннюю жизнь города.
Заключение.
Таким образом, можно говорить о пике развития торговли России того времени. Велась бурная торговля как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Основной чертой экономической жизни России в конце 19 века является активное развитие рыночного хозяйства. Этот процесс зарождался ещё во времена крепостничества, но именно реформы 1860-1870-х годов открыли широкую улицу новым социально-экономическим отношениям.
Развитие производства, увеличение производительности труда, широкая дифференциация производства опосредовали столь развитую торговлю.
С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли ( например, ярмарки ).
За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.
Русский рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.
К концу 19 столетия Саратов превратился в крупный торгово-промышленный город. Купечество обладало в крае солидной недвижимостью и обогащалось за счет эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше, но отчетливо проявился в 90-е годы. К этому времени капиталистический уклад, несмотря на пережитки прошлого, стал господствующим, оказав воздействие на все стороны народного хозяйства
Библиографический список:
Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв. – М., 1998
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997
Верт Н. История советского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е изд. М.: Прогресс-Академия, 1994
Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. – СПб., 1996
Выбор пути. История России 1861—1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. – Екатеринбург, 1995
Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ вв. – М., 1995
История СССР XIX -начало XX века. Учебник. / Под. ред. И. А. Федосова. – М., 1981
Кабанов П.И., Кузнецов Н.Д. и др. История СССР, 1861-1917. – М.,Просвещение,1984
Ковалевский М.М. Экономический строй России. – СПб.: 1900
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993
Павленко Н.И. и др. Россия в конце XVII – XIX. – М.: Просвещение, 1997
Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР. – 1990. – № 4
Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998
Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. М.: Высш. школа, 1982
1 Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 101.
1 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 77.
1 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 144.
2 Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 89.
1 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 146.
2 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 88.
3 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 144
1 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 146.
1 Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 69.
1 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 98.
1 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 150
2 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 154.
1 Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 74.
1 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 102.
2 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 160.
1 Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 88.
1 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 160.
2 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 106.
3 Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 163.
1 Очерки истории Саратовского Поволжья. – Саратов, 1993. Стр. 89.
1 История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 213.
2 Любомирова Л.Н. Крестьяне-дарственники Саратовской губернии в пореформенный период (60 – 90-ые годы XIX века) // Поволжский край. - Саратов, 1997, № 4
1 История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 200.
2 История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 128.