Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии

План:

1. Цивилизация и культура.

2. Понятие формации

3. Понятие цивилизации

4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии общества.

5. Заключение

Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека: цивилизация, формация и культура.

Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т.е. противопроставляется культуре, как материальное, техни­ческое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникаль­ному и гуманному. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культу­ры... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультур­ное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных об­ществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире сущест­вует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях.

Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глу­бинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретичес­ки неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - чело­века, способного воспроизводить условия цивилизации и разви­вать ее.

Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает на­личия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменя­ет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные об­щественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации.

Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления об­щественным развитием, ориентируясь либо только на формацион­ный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социо­культурная.

Понятие формации имеет значение как системообразующего на­чала всего социально-экономического и политического строя дан­ного общества. Формации различаются по доминирующим формам

собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен

сменой форм собственности на основные средства производства,

происходящей под влиянием прогресса производительных сил, отк­рывающего новые материальные возможности для человеческой дея­тельности, для формирования общественных отношений.

В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественно­го, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на ос­нове им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют раз­личные цивилизации, так сказать "формационные": капиталисти­ческая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В ито­ге цивилизационный подход терял свою относительную самостоя­тельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория фор­маций ориентирована на выявление закономерностей, присущих об­ществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совер­шенно иные познавательные задачи. Две из них являются главны­ми. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности лю­дей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от рас­пада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совер­шенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устра­няется, то начинается деградация связанных с ним социальных

структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед

в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Ги­бель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исто­рического движения, потому что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механиз­мов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общест­ва развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.

Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, - выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культу­ры, как меры развития человека, его способности к деятельнос­ти.

Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем ут­верждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и про­цессами.

Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между со­бой.

Используемая литература:

"Цивилизации" под редакцией М.А.Барг

1 и 2 выпуски