Классическая социально-экономическая доктрина и реалии истории ислама
Классическая социально-экономическая доктрина и реалии истории ислама.
Уже с первых десятилетий существования ислама мусульманским теологам и правоведам (а также светским авторам произведений исторической и юридической литературы) приходилось сталкиваться с различными проблемами экономической деятельности общины (уммы) и экономической политики мусульманского государства (халифата). Это было обусловлено особенностями исторической судьбы ислама, ставшего уже во времена пророка Мухаммеда не только религией, но и официальной идеологией государства, осуществлявшего бурную внешнюю экспансию. Уже в эпоху «праведных халифов» возникла острая необходимость идеологического (исламского) обоснования хозяйственной активности государства в условиях почти непрерывного расширения его территории.
Коран и сунна (у шиитов – ахбар) являются первоисточниками всех положений ислама. «Исламская социально-экономическая доктрина, основанная на этих источниках, сформирована в рамках теории мусульманского права (фикх), каждая из школ (мазхабов) которого придавала ей свои специфические черты, хотя различия между ними носят в основном частный характер» . Школы мусульманского права окончательно сложились в 1Х-Х веках, и четыре из них получили официальное признание среди суннитов. Позднее к числу признанных ортодоксальным исламом добавилась и джафаритская школа, основанная шиитским имамом Джафаром ас-Садиком. Основатели всех четырех мазхабов имели право на иджтихад. Однако в Х веке в суннитском исламе практика иджтихада была прекращена, а четыре мазхаба – канонизированы. Таким образом, социально-экономическая доктрина в исламе сформировалась в ранний период и отражала социально-экономические условия именно этого этапа развития феодализма на Ближнем Востоке. В последующие столетия практическое применение канонизированных норм «экономического поведения» нередко выходило за рамки теории, однако сама социально-экономическая доктрина оставалась неизменной.
В ходе завоеваний, в особенности за пределами Аравийского полуострова, арабы-мусульмане столкнулись с новыми для них формами хозяйственной деятельности, которые также требовали определенного осмысления и интерпретации.
Потребности бурно развивавшейся торговли делали необходимой регламентацию взаимоотношений не только между самими торговцами, но и между ними и государством. В рамках государственного регулирования экономики особое место занимала строго разработанная налоговая система.
Наиболее стройное изложение исламской социально-экономической доктрины можно найти у средневековых правоведов, а также историков и других светских авторов. Определенный итог развития этих взглядов средневекового ислама подводит Ибн Халдун.
Ибн Халдун родился 27 мая 1332 года в Тунисе. Средневековые источники и сравнительные исследования современных авторов рисуют образ крупного политического деятеля Х1У века. Начав карьеру простым придворным писцом, Ибн-Халдун становится в дальнейшем личным секретарем султана Абу-Инана в Фесе, затем – специальным эмиссаром нового фесского султана Алу-Салима, посланником гранадского султана Мухаммада к королю Кастилии Педро Жестокому, наконец – хаджибом у султана Бужи Абу-Абдаллаха. Это была вершина политической карьеры Ибн-Халдуна. Последние годы его жизни прошли в Каире, где он был судьей и преподавал законоведение в местных медресе . Он переходил из лагеря в лагерь, делил славу с победителями и терпел поражения. Мотивы его поступков коренятся в его представлениях о государстве и о связях экономики и государства .
Ибн Халдун рассматривал широкий круг теоретических вопросов экономики, хотя и подходил к ним с социальной точки зрения. В сфере его внимания – проблемы стоимости, цен, спроса и предложения, разделения труда . Последнему он уделял пристальное внимание, считая, что разделение труда является необходимой предпосылкой существования общества и ведет к превращению продукта в товар. Особое место в теории Ибн Хальдуна отводилось роли государства в регулировании хозяйственной деятельности.
Источником всех материальных благ является труд. Приобретение (касб), из которого люди извлекают пользу – это стоимость человеческих трудов. Его размеры, или «стоимость труда», зависят от количества самого труда, от спроса на него, от степени сложности.
Способы добывания средств к существованию подразделяются философом на два вида – «естественные и неестественные». К первым относятся охота, собирательство, земледелие, ремесла и торговля. Ко вторым – контрибуция и фиск, что Ибн Хальдун называет также словом «имара», то есть эмирство, или те материальные блага, которые дает положение эмира, султана, правителя.
Экономика, как и государство, обладает, по его мнению, своей собственной природой, своими собственными закономерностями. Столкновение этих двух «природ» приводит к нарушению, а в дальнейшем и к разрушению экономической жизни. Так, цены товаров зависят от производственных расходов, от расходов на транспортировку, от рыночных колебаний, спроса и предложения. Наконец, на цены товаров влияют подати и налоги.
Государство может существовать только благодаря денежным поступлениям в казну. Это неизбежно вынуждает государство вмешиваться в экономику. Формы этого вмешательства различны, но все они имеют целью увеличить поступления в казну . Первая форма – это увеличение налогообложения путем введения новых видов налогов. Вторая форма – это прямое вмешательство государства в «естественную» конъюнктуру рынка, во внутреннюю и внешнюю торговлю. Еще одна форма вмешательства государства в экономическую жизнь – это прямая экспроприация имущества зажиточных людей.
Различные формы вмешательства приводят, по мнению, Ибн Халдуна, только к негативным последствиям . Так, налоги становятся чрезмерными, и рынки приходят в упадок, что сказывается на государстве. Происходит это потому, что налоги приносят подданным стеснение и тягость, ведут к исчезновению доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей. В результате прекращаются поступления в казну, ибо подавляющая часть налогоплательщиков – земледельцы и купцы. Опасность изъятия собственности заставляет богатых людей создавать своего рода «государство в государстве» — набирать наемную охрану своих владений. В конце концов, происходит «утечка богатств» за пределы государства.
Государство гибнет, так как уничтожает ту экономическую основу, на которой только и может существовать. Но гибнет не государство вообще. Гибнет конкретное династическое государство. Формы его гибели или разрушения могут быть различны. Возможно распадение государства на более мелкие, захват данного государства другим, более сильным и т. д. В любом случае, считает Ибн Халдун, каждое государство обречено на гибель, подобно тому, как обречен на смерть человек. Предвестником гибели государства является роскошь. Стремление государственных людей к роскошной жизни приводит к росту дороговизны и, в конечном счете, к разрушению экономики. Государство по Ибн Халдуну – сила, которая вызывается к жизни объективными причинами и по объективным же причинам гибнет.
При всей кажущейся широте охвата вопросов хозяйственной деятельности, которых касались средневековые авторы, классическая исламская социально-экономическая доктрина фактически содержала разработку трех ключевых вопросов
1. Учение о собственности, основанное на положении о том, что «абсолютным собственником» всех земных благ является лишь Аллах. А отдельный человек не может полностью распоряжаться по своему усмотрению тем, что мусульманское право определяет как его собственность. Уже в раннем исламе существуют серьезные разногласия относительно трактовки понятия собственности. Расплывчатость положений этого учения позволила в новейшее время высказывать противоположные точки зрения относительно права собственности на средства производства.
2. Учение об источниках приобретения богатства (земных благ), главным среди которых называется труд: любое богатство является дозволенным с точки зрения ислама только в том случае, если оно приобретено собственным трудом. Причем каждый мусульманин должен принимать участие в деятельности, направленной на повышение благосостояние всей общины (государства).
3. Учение об использовании богатства. Материальные блага, являющиеся собственностью общины или одного мусульманина, должны быть использованы «наилучшим образом», то есть с максимальной пользой для индивидуума и общества. В рамках этого же учения существует и положение о необходимости справедливого распределения материальных благ.
Основные принципы исламской социально-экономической доктрины сводятся к следующему :
· регламентация в соответствии с нормами ислама экономической деятельности (например, шариатский запрет на риба – выплату и получение процентов);
· признание в качестве основ экономики двух видов собственности – частной и общественной (на которые распространяется ряд ограничений);
· принцип обеспечения социальной справедливости, который реализуется, в частности, посредством закята ;
· обеспечение справедливого распределения в обществе;
· признание права государства вмешиваться в экономическую деятельность;
· равное распределение риска между партнерами по экономической деятельности с помощью системы договоров (акд).
Несмотря на строгую регламентацию экономической деятельности шариатом, уже в средние века мусульманские правоведы признавали возможность выработки различных подходов к сложившимся установлениям. Такие известные авторы, как Абу Ханифа и Абу Йусхф, в практических вопросах отдавали предпочтение обычаю (урф, адат), перед предписаниями священных текстов.
Автор комментариев к мусульманскому праву (хидайа) Бурхан ад-Дин Али Маргинани считал, что с изменением обычаев тексты перестают им соответствовать и, следовательно, необходим новый подход с учетом новой ситуации .
Таким образом, в мусульманском праве при всей его догматичности сложилась практика достаточно свободного подхода к решению конкретных практических вопросов.
Особый интерес представляет приложение принципов исламской экономической доктрины в сфере кредитно-финансовой деятельности, широко развитой в странах мусульманского мира еще в средневековье. Специфика кредитно-финансовых институтов заключается в распространении на них шариатского запрета на выплату или получение процента (риба). В Коране неоднократно подчеркивается греховность риба . Однако этот запрет уже в первые века хиджры вошел в противоречие с экономической действительностью. Быстрое развитие товарно-денежных отношений, рост спроса на деньги обусловили необходимость «творческого подхода» законоведов к вопросу о прибыли: основываясь на положениях Корана, они разграничили собственно ростовщичество (т. е. получение процента с капитала) и прибыль, в процессе получения которой участвует человеческий труд.
Риба становится законным в том случае, если доход получен в результате производственной деятельности, причем к последней относится также и торговля. Таким образом, с точки зрения классического мусульманского права создание торговых корпораций и финансовых предприятий не только не осуждается, но и является одобряемым действием, поскольку создание таких институтов позволяет пускать капитал в оборот (хранение капитала является действием, осуждаемым исламом ).
Экономическая политика арабо-мусульманского государства в рассматриваемый период (УП – Х вв.) осуществлялась по двум направлениям: регулирование хозяйственного механизма внутри халифата и организация внешнеэкономических связей. Внутриэкономическая политика строилась на общих принципах социально-экономической доктрины, – главное внимание уделялось обеспечению функционирования налоговой системы и различным финансовым вопросам. О формах этой деятельности государства свидетельствует перечень ведомств, занимавшихся хозяйственными вопросами в халифате Аббасидов в 1Х – Х вв.:
· казначейство – диван бейт аль-маль;
· ведомство конфискаций – дар аль-мусадарин;
· ведомство благотворительности – диван аль-бии ва-садака;
· государственный «банк» – диван аль-джихбаза
· военное ведомство – диван аль-джейш
· почтовое ведомство – диван аль-барид
Общее регулирование хозяйственной жизни находилось в ведомстве двора (диван ад-дар) . Государство занималось также организацией ремесленного производства, о чем свидетельствует, в частности, существование государственных ремесленных мастерских (дар ат-тираз), регулировало аграрные отношения и т. д.
В средневековых мусульманских городах существовала категория специальных лиц, в функции которых входил контроль за соблюдением правил торговли и отчасти коммерческих операций. В восточных областях халифата Аббасидов этот чиновник назывался мухтасиб (осуществляющий хисбу). Мухтасиб имел право, не проводя специального разбирательства, вмешиваться в коммерческие дела, если они совершались в нарушение шариата, однако это право он мог применять только в общественных местах: в собственном доме купец был вправе совершать любые действия (кроме вероотступничества) по своему усмотрению, поскольку шариат гарантировал неограниченное право распоряжения собственностью.
Внешнеэкономические связи халифата в первые века хиджры носили достаточно ограниченный характер, осуществлялись преимущественно независимо от центральной власти и не нашли специального отражения в экономической доктрине. Сама по себе торговля строго регламентировалась шариатом, причем существовали различные правила торговли между мусульманами и мусульманами с «неверными». При первых халифах «межмусульманская» торговля осуществлялась внутри государства и представляла собой внутреннюю торговлю, и лишь с возникновением мусульманских общин за пределами халифата государство стало выполнять внешнеэкономические функции. Уже в УШ веке внешняя торговля халифата (а позднее целого ряда мусульманских государств) приобретает огромный размах, причем важную роль в ней играет государство (нередко в лице халифа и высшей знати ).
По всему мусульманскому миру широкое распространение нашли торговые дома, занимавшиеся нередко не только торговлей, но также и банковским делом. Существовали и объединения ряда домов, специализировавшихся на определенных видах торговли. С ХП века такие объединения известны в Египет и Сирии, а позже – в других странах. Чаще всего купцы объединялись по принципу этнической принадлежности. С возникновением в исламе сектантских движений торговые дома иногда стали создаваться на религиозно-общинной основе. С расширением границ исламского мира на характер торговой кооперации существенный отпечаток наложили различные местные реалии: в Западной и Восточной Африке, Индии, позднее в Юго-Восточной Азии складывалась практика коммерческого сотрудничества, носившая внешне «типично исламский» облик, однако фактически основанная на национальной традиции.
Кроме постоянно действовавших торговых домов существовали и временные объединения купцов. И в том и в другом случаях эти объединения создавались на принципах мушарака. Члены коммерческого объединения заключали договор (акд), в котором предусматривалась форма участия каждого из компаньонов и доля его прибыли. Размер прибыли и возможная доля участников договора определялись по-разному каждым из мазхабов. Одной из наиболее распространенных форм принципа соучастия являлся кирад (одалживание) – заключение соглашения между владельцами имущества (или денег) и непосредственным исполнителем торговой операции (например, между купцами и капитаном судна, перевозившего их товары и т. п.).
В УШ – Х вв. в мусульманском мире широкое распространение получили платежные средства типа векселей, кредитных писем и т. п., что характеризовало уровень развития кредитно-финансовых отношений того времени. В собрании хадисов имама Бухари сообщается о распространении долговых писем (сакк), имевших широкое хождение в халифате. Сакк представляли собой платежные распоряжения, выдаваемые владельцем состояния на имя доверенного лица. Существовала специальная категория лиц. Занимавшихся кредитными операциями. Причем операции наиболее крупных «банкиров» простирались в самые отдаленные уголки мусульманского мира. Путешественник У1Х века Ибн Баттута рассказывал о встреченных им представителях одного и того же «финансового дома» в Китае и в Западной Африке .
По свидетельствам средневековых авторов, все финансовые и кредитные операции осуществлялись строго в соответствии с требованиями шариата. Вместе с тем, средневековые авторы приводят многочисленные примеры всевозможных ухищрений мусульманских купцов и банкиров с целью извлечения максимальной выгоды, причем эти ухищрения с помощью законоведов возводились в ранг «поощряемых» или, во всяком случае, «не осуждаемых» шариатом действий. В мусульманском праве существует практика применения так называемых хийал – хитростей, юридических уловок, суть которых «может быть определена как применение законных средств для достижения незаконных целей» . С помощью таких уловок запрещенный ссудный процент фактически становится дозволенным. Например, одновременно с предоставлением денег в долг между теми же лицами осуществляется купля-продажа какого-либо товара по заведомо завышенной цене. Разница между суммой долга и назначенной ценой товара и составляет замаскированный риба и т. п.
Таким образом, « торговое ремесло на мусульманском Востоке прошло длительный путь развития, разрывая рамки феодально-патриархальных и племенных разграничений. Фиксирование же в исламе деятельности торговой компании-ширкета свидетельствует, что уже в период установления законов шариата существовал сравнительно высокий уровень развития купеческого капитала» .
Классическая исламская социально-экономическая доктрина как совокупность представлений средневековых мусульманских авторов и шариатской регламентации хозяйственной деятельности в целом соответствовала и отвечала потребностям практики экономических отношений в мусульманских странах на протяжении ряда столетий, хотя нередко обнаруживались противоречия между теорией и практикой.
Положение существенно изменилось с проникновением в страны Востока капиталистических отношений. Новые социально-экономические реалии сделали необходимым пересмотр целого ряда положений классической доктрины, в особенности тех ее частей, которые касались ссудного процента и закята. Фетва Мухаммада Абдо 1899 г., разъяснявшая, что получение процентов на банковские вклады не является греховным ростовщичеством. Ознаменовала начало широкой полемики по вопросам соотношения исламских норм с реальными явлениями хозяйственной жизни.