Эволюция ранней христианской общины
Эволюция ранней христианской общины
Источники по истории ранней христианской общины. Иерусалимская община и другие харизматические общины. Иерархия внутри общины. Иерархия объединений общин. Становление епископата. Первые ереси. Монтанизм. Малые ранние соборы.
Основными источниками, по которым можно судить об организации, составе, внутренней жизни христиан являются Деяния апостолов, новозаветные послания, авторами которых церковь считает учеников Иисуса, а также апостола Павла. Не все послания, вошедшие в канон Нового Завета под именем Павла, принадлежат ему. Так многими исследователями отрицается принадлежность Павлу Послания к ефесянам, оно, вероятно, написано после смерти Павла. Некоторые считают, что послания к Тимофею и Титу были созданы уже после смерти Павла с возможным включением отдельных отрывков, взятых из подлинных его писем. Послание к евреям, в отличие от остальных, вообще анонимно, в его тексте нет никаких указаний, что оно принадлежит Павлу; это авторство оно получило позднее 1. Наиболее ранние послания (подлинные) были созданы до I-й иудейской войны (66-72 гг.) Послания других апостолов обычно датируются историками началом II века, и созданы после смерти поколения Двенадцати.
Деяния апостолов написаны, вероятно, в самом конце I века, Евангелие от Луки и Деяния написаны одним и тем же автором. Помимо новозаветных сочинений для рассмотрения структуры христианских общин имеет значение обнаруженное в конце прошлого века своеобразное руководство для христианских общин «Учение двенадцати Апостолов» или «Дидахе», которое восходит к началу II века. Слово «двенадцать» добавлено, возможно, позже, поскольку Евгений Кесарийский и Афанасий Великий называли в IV веке этот труд просто «Учение Апостолов».
Для второго века имеют значение источники: Два Послания, приписываемые Клименту Римскому, предполагаемому третьему епископу Рима, семь писем Игнатия Антиохийского (до 177 г.), труды Ипполита Римского (конец II — начало III века).
Структура описанной в посланиях Павла общины сильно отличалась от Иерусалимской. Иерусалимская община , согласно сообщению Деяний, имела четкое иерархическое деление с иерархической верхушкой, ведающей центральными вопросами теологических дискуссий. Согласно Деяниям, общиной руководили двенадцать апостолов, учеников Иисуса, которые могли пополнить свои ряды способом кооптации, бросая также жребий, чтобы выбрать одного из двух кандидатов. Возглавлял апостолов «брат Господень» Иаков. Община имела общее имущество. Апостолы считали своей главной задачей «служение слова» (Деяния 6;4), а для попечения о совместных трапезах члены общины выбирали «из среды самих себя семь человек». Греческое слово «диаконос» означает «служитель» или скорее прислужник за столом 2. Собрание общины выбрало диаконов, а апостолы затем их затем рукоположили их, «помолившись, возложили руки» (Деяния 6:6). Описание Иерусалимской общины слишком противоречиво 3. Оно рассчитано на то, чтобы показать идеальную общину. Когда же речь идет о других общинах восточного региона, Деяния рисуют другую картину: нигде нет и намека на продажу имущества. Также и Павел, укоряя коринфян за невоздержанность во время общих трапез, писал: «Разве у вас нет домов, чтобы есть и пить?"(1 Кор.) Размер и порядок взносов не был строго определен (1 Кор. 16.2). Совместные трапезы имели значение причащения к таинству и одновременно играли роль поддержки малоимущих. Павел призывал коринфян не допускать того, когда «иной бывает голоден, а иной упивается»(1 Кор. 11:21:22).
Причастительное богослужение восстанавливает некоторые древние иудейские традиции, отмеченные в манускриптах Мертвого моря. В античных полисах были также широко распространены различные формы раздачи денег и общественных причастительных трапез.
В структуре общины различались общинные и всеобщие церковные должности. Внутри общины четкой иерархии ещё не сложилось. Нельзя согласиться с мнением Ленцмана, что в «Послании Титу» мы впервые встречаем упоминание епископов, которые считаются признанными главами не только общин, но даже и их объединений» 4. Действительно Титу предписывалось «поставить по всем городам пресвитеров» (Тит. 1,5). Но Тит вовсе не является епископом, он ученик Павла и не занимает определенной должности. Кроме того, автор послания после указания, какими качествами должен обладать пресвитер, резюмирует: «Ибо епископ должен быть непорочен» (Тит. 1.7). То есть, у автора нет четкого разграничения этих должностей. Пресвитер (старейшина) и в других посланиях Павла и Деяниях часто называется епископом (блюстителем, надзирателем). Функции блюстителей или пресвитеров были по преимуществу хозяйственными, но Павел говорил также, что надо «оказывать сугубую честь, особенно тем, кто трудится в слове и учении» (Тим. 5.17-18). По сообщению «Дидахе» епископы и дьяконы «тоже исполняют службу пророков и учителей» 5. Епископы, пресвитеры и дьяконы выбирались общиной и утверждались (рукополагались) апостолом или его учениками, такими как Тит или Тимофей. На исполнение каких-либо служб избирались вдовицы, не младше 60 лет, которые находились на попечении общины (1-е Тим. 5.5-16). Предполагалось, что у общины или ее должностных лиц была функция третейского суда. «Как смеет кто из вас, имея дело друг с другом, судится у нечестивых, а не у святых?"(1-е Кор. 6.1,5). Объединение общин не было иерархизировано. Павел требует от общины такого же уважения к своим решениям, как он уважает свободу общины. В условиях отсутствия стоящего над верующими клира важную роль в общинах играли различные пророки, обладающие благодатью (харизмой), которые впадали во время собраний в религиозный транс. Было распространено представление, что благодать (харизма) Святого Духа может проникнуть в каждого рядового христианина. Рядовой верующий, на которого снизошла благодать, назывался пророком. Ранние общины в церковной литературе получили название харизматических. Трудно согласиться с мнением Голубцовой Н. И., что пророки становились руководителями общины 6, поскольку наделенные такой «благодатью» встречались в большом количестве. Так, видимо, случалось, что вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить неземными голосами» (1-е Кор. 14, 23). Но, несомненно, пророки пользовались авторитетом, причем большим, чем епископы, и дьяконы. В «Дидахе» рекомендовалось: «Рукополагайте себе епископов и дьяконов… они тоже исполняют у вас службу пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, они — ваши почтенные, наряду с пророками и учителями». По посланиям Павла, пророк — не какая-либо определенная должность, а один из видов благодати. Христиане имеют разные дары Святого Духа, « одних Бог поставил апостолами, других пророками и учителями, «иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12. 27). Все эти дары равны между собой. Должности епископов, пресвитеров, дьяконов не упоминаются среди даров. Лишь много позднее, со становлением епископальной церкви, стало утверждаться, что клир наделён особой благодатью. Только в «Дидахе» пророки названы первосвященниками, но это скорее гипербола или знак уважения. Уже по сообщениям Игнатия Антиохийского (до 117 г.) церковь получает конфессиональный смысл, т. е. она отличается от христианских групп, которые не подчиняются епископу. Единственным гарантом церковности всех деяний теперь является епископ. Церковные учреждения теперь четко разделены, епископ возглавляет их. Ему подчиняются пресвитеры и дьяконы. Внутренние службы централизованны, таким образом, затруднено проникновение в общину бродячих пророков 7. Евхаристия утрачивает значение трапезы и обставляется строгими правилами. Она должна совершаться в храме, где служит епископ, и отсюда дьяконами разноситься по всем христианам.
Итак, внутри одной епископии все службы уже централизованы, но межепископальная иерархия ещё не сложилась 8. Иерархия существует повсюду во главе с епископом, во главе с пресвитерами и с дьяконами, «все последуйте епископу, как ИИСУС ХРИСТОС отцу, пресвитерам как апостолам. Дьяконов же почитайте как Заповедь Божию» 9.
Пресвитеры составляли при епископе совет или пресвитериат, дьяконы несли служебные обязательства и были органами исполнительной власти. Так организованные общины назывались парикиями, т. е. отдельными, местными, епископальными церквями.
Как объединялись между собой эти общины? До конца II века еще существовали странствующие миссионеры, которые по свидетельству Оригена назывались апостолами («Против Цельса»), их роль постепенно сводилась на нет при усилении власти епископства. в начала II века в роли объединительных центров выступали отдельные епископии, чьи кафедры располагались в наиболее крупных городах. Уже святой Ириней (180 год) развивает учение о правопреемстве епископской власти от апостолов; следствием этого учения явилось то, что христианские общины должны были отказаться от права отрешать от должности недостойного епископа. Кроме того, епископы крупных городов постепенно возвеличивались над более мелкими.
Далеко не все христиане признавали авторитет епископов. Как реакция на учение о преемственности епископской власти от апостолов, на отказ от демократических идеалов первоначального христианства во II веке появляется новое течение в христианстве — монтанизм, точнее сказать это было оживление древнехристианского движения пророков. Новое движение зародилось во Фригии в середине II века и в течение нескольких лет охватило общины Востока и Запада, проникло в Галлию и Северную Африку. Основатель движения Монтан, в прошлом жрец фригийской богини Кибеллы, принял христианство, отрекся от всего имущества и начал проповедовать в ряде областей Малой Азии, главным образом Фригии. Монтан и его сторонники возродили общие трапезы христиан, во время которых проповедовали пророки и пророчицы. Среди сподвижников Монтана называют пророчицу Присциллу и Максимиллу 10. Монтанисты обещали скорое второе пришествие Христа, которое должно было произойти во Фригии, в городе Пепузе в 176 году.
Пепузу они называли новым Иерусалимом. Христианский писатель Иероним говорил: «У нас место апостолов занимают епископы, у них епископ на третьем месте, а первое занимают патриархи города Пепузы, второе — так называемые «товарищи», и, таким образом, епископы скатываются на третье, почти последнее место». Сотни сторонников учения шли в Пепузу. Пророки — монтанисты вдохновлялись идеей явления Святого Духа Параклита (Утешителя), который был обещан Иисусом в Евангелии от Иоанна. Монтанисты придавали своим пророчествам общеканоническое значение. Изречения Монтана, Присциллы и Максимиллы записывались и дополняли книги Ветхого и Нового Завета 11. Монтан учил, что любой верующий может обрести дар пророчества. Этот дар приходил в состоянии экстатического возбуждения. Как говорил влиятельный сторонник монтанистов Тертуллиан, новое пророчество должно отличаться характером «внеумным», ум как бы потемнялся, «обилием божественного света» 12.
Пророчицы и пророки теряли сознание и говорили от лица Бога или от лица Параклита. Монтану приписывалось выражение: «Человек подобен лире, и дух соприкасается с ним как смычок» 13. Женщины Присцилла и Максимилла говорили о себе в состоянии транса в мужском роде: «Господь послал меня благословителем и истолкователем нового обетования». Ожидание второго пришествия побуждало к более суровым нравственным требованиям. Монтанисты решительно запретили второй брак. Тертуллиан говорил, что брак дозволен Богом, но он не есть уже поэтому благо 14.
Новые пророки, по словам Иеронима, устраивают три сорокадневных поста в год. О внутренней жизни монтанистских общин известно мало.
Борьба с монтанизмом, как и начавшаяся чуть раньше борьба с гностическими учениями, ускорила создание канона священных книг. Фрагмент одного такого списка, так называемого «Мураториева канона» составлен около 200 года. Что интересно, автор исключает из канона «Пастырь Гермы» на том основании, что он написан «недавно», «в наше время», а число пророков «отныне определено», и «апостольские времена уже завершились» 15. Так епископальная церковь защищала себя от новых пророков. Чтобы выработать общую линию поведения в отношении монтанизма, епископы созвали так называемые малые противомонтанистские соборы. Это были первые церковные соборы (если не считать Иерусалимского собора, описанного в Деяниях). Ранние малые соборы проводились в 60-70 гг. II века и в 170 году большой Иерапольский собор. Евсевий («Церковная история», V, 16) говорит: «По сему случаю верующие начали часто и во многих местах собираться и исследовать новое учение, объявили его нечестивым». Исследователь истории первых соборов Покровский А., на основании этих слов Евсевия делает вывод, что эти соборы были не съездами епископов и пресвитеров, а «пленарными заседаниями отдельных церквей» 16. Но собор в Риме, на который вез послание от лионских мучеников пресвитер Ириней, был уже собранием епископов. После соборов осудивших сторонников Монтана, съезды епископов отдельных областей становятся фактором формирования церковной организации.
Итак, как раз в то время, когда подтверждается по источникам появление первых христианских общин в Западных провинциях, в центре империи и в Восточных ее провинциях происходит становление епископальной церкви и борьба против монтанизма.
Поэтому следует рассмотреть влияние монтанизма на христианские общины западных провинций, прежде всего Галлии и Северной Африки.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа
1 Косидовский З. Сказания евангелистов. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985., и др.
2 Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990. - С.403.
3 Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985. - С.125-126.
4 Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1960. - С.157.
5 Дидахе., XVI / / Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. - С.198.
6 Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. - С. 5.
7 Atlas zur Kirchengeschicte. Freiburg, 1988. - K.3.
8 Поснов М.Э. История христианской церкви. Ч.1. М., 1990. - С.160.
9 Игнатий Антиохийский (Смирн. VII. 1)
10 Филастерий. Ереси. 491. / / Ранович А.В. Первоисточники по истории раннего христианства. - С.224.
11 Болотов В.В. Т.2. - С.350.
12 Болотов В.В. Т.2. - С.353.; Донини А. У истоков христианства. М., 1985. - С.153.
13 Евсевий Памфил., 18.
14 Болотов В.В. Т.2. - С.360.
15 Болотов В.В. Т.2. - С.360.
16 Покровский А.И. Соборы древней церкви эпохи первых трёх веков. Сергиев Посад. 1915. - С.12.