Социальная политика Англии в начале ХX в.
Социальная политика Англии в начале ХX в.
А. Голубев, аспирант кафедры всеобщей истории
Начало ХХ в. в Великобритании было ознаменовано значительными преобразованиями в социальной сфере. Реформы, проведенные либеральным правительством в предвоенное время, стали той основой, на которой покоится вся социальная система современной Британии. И немаловажным является тот факт, что в принятии предложенной либералами социальной стратегии, принимали непосредственное участие сами британцы. Тем самым, подтверждая, в который раз, известное изречение римского философа Сенеки: "Глас народа - глас божий". И неоднократно население высказывалось в поддержку намеченного курса либералов.
Ясно высказанная поддержка большей части электората и решила исход парламентского поединка между консерваторами и либералами, в пользу последних. Проведение реформ было связано с деятельностью таких политических деятелей, как Г. Асквит, Д. Ллойд Джордж, У. Черчилль, супруги С. и Б. Вебб и еще многих других, обеспечивавших проведение реформ в жизнь.
История социального законодательства в Англии насчитывает две попытки разрешения проблемы занятости, социальной помощи неимущим и заботы о людях преклонного возраста, прежде чем либералы предложили свой проект решения проблемы. Результатом этих попыток явился знаменитый акт 1834 г. Согласно закону о бедных, создавались работные дома и туда в принудительном порядке помещали всех обращавшихся к общественной помощи (разорившихся ремесленников и крестьян, безработных, инвалидов труда). В этих заведениях был введен самый тяжелый режим, с целью заставить бедняков из страха попасть в работный дом искать работу на фабриках.
Создание работных домов не решило проблему бедняков. Многие предпочитали влачить жалкое существование, страшась одной лишь мысли попасть в это заведение. Так продолжалось на протяжении всего девятнадцатого века. В конце ХIХ - начале ХХ вв. в английском обществе все чаще появлялись призывы по пересмотру существующего положения, связанные с необходимостью решения проблемы неимущих. Возникшее в 80-х г. ХIХ в. фабианское общество, чьи идеи стали позднее компонентом лейбористской идеологии, было одним из тех, кто привлекал внимание общественности к положению бедняков и необходимостью разрешения этого вопроса. Фабианцы прославились как пионеры идеи постепенного перехода к социализму без революционных потрясений (3).
На стыке веков настоящий фурор произвели исследования двух историков, произведших обследование условий жизни английских низов: в столице Великобритании - Ч. Бутом и г. Йорка - С. Раунтри. Работа Ч. Бута "Жизнь и труд населения Лондона" рисует страшную картину нищеты в этом городе. Статистические таблицы Бута показывают, что 30.7% четырехмиллионного населения Лондона относятся к подразделенной им на четыре разряда бедноте (2), среди которых целые семейства зарабатывают не более гинеи в неделю. Систематизировав статистические данные, он изобразил8 в своем социологическом изыскании неутешительную картину большого процента неимущих в столице Соединенного Королевства.
Близкой по целям, в исследовании условий существования и жизни класса неимущих, была и работа С. Раунтри "Бедность - изучение городской жизни". Эта книга освещает бедственное положение значительного количества жителей г.Йорка. Население этого города, по данным С.Раунтри, составляло в 1899 году 75 812 человек. При этом, общее число граждан г. Йорка, живших в состоянии нужды было 20 302 чел., или 27.84% от всего населения города (3). Таким образом, С.Раунтри ясно показал, что проблема существования большого процента неимущих, описанная Бутом, характерна не только для столицы , но и для провинциального города Йорка и надо полагать имела место в других городах страны.
Данные, обнародованные названными выше учеными, не могли оставаться без внимания общественности. "Если в 1897 г. мы и замечаем многосторонний прогресс по сравнению с 1837 г., - писал Сидней Вебб, - то все-таки нельзя слишком гордиться этим. С 1837 г. мы страшно немного поднялись, и было большой с нашей стороны виной, если бы, при громадном росте национального богатства, мы не сделали за это время никакого успеха" (4). С. Вебб состоял в рядах фабианского общества, а позже в лейбористской партии. В своих публикациях он утверждал, что необходимо улучшить положение бедняков и рисовал неутешительную картину их существования.
Британское государство, не раз сотрясаемое социальными катаклизмами, в том числе и борьбой пауперов за улучшение своего существования, наконец, вознамерилось решить проблему неимущих, которая угрожала интересам безопасности империи. Это тем более ценно, что общественное мнение в Великобритании, осознав всю гибельность, от выявленного в процессе исследований нищенского существования низшего класса, все более утверждалось во мнении, что сильная нация - это здоровая нация.
Какие же проекты по изменению данной ситуации могли предложить лидеры двух основных партий либералов и консерваторов? Где они намеревались взять средства на проведение социальных реформ? За счет, каких слоев населения предполагали их проводить? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в этой статье.
В начале века, один из лидеров консервативной партии Дж. Чемберлен выдвинул план, согласно которому, как полагал автор, было возможно решение нескольких задач. Предложенный лозунг "протекционизма", помимо защиты национальной экономики, должен был решить и социальную проблему. Сталкиваясь с растущей конкуренцией со стороны иностранных промышленников и учитывая, что рынки континентальных стран и США были защищены от английских экспортеров пошлинами, многие предприниматели заявляли о необходимости введения ответных таможенных барьеров, тем самым, требуя отмены принципа "свободной торговли", которого Англия придерживалась уже длительное время. В колониях, предлагалось создать таможенную унию по образцу германского таможенного союза. В доминионах, которые ввели у себя охранительные пошлины, таможенный союз будет возможен, если и английский рынок будет огражден пошлинами - заявлял Чемберлен. Только тогда, будет возможно взаимное с колониями снижение тарифов или даже их ликвидация. В противном случае, от таможенного союза ни Канада, ни Австралия, ни другие "белые" колонии никакой выгоды не получат. "Хлебные пошлины лишь незначительно повысят стоимость продуктов питания, и недельные расходы семьи возрастут всего лишь на 4 или 5 пенсов, в то время как 10% пошлины на промышленные товары принесут огромный выигрыш: производство будет расти, исчезнет безработица, повысится заработная плата" (5). Программа консерваторов была адресована безработным и рабочим тех отраслей промышленности, которые испытывают спад производства после англо-бурской войны 1899-1902 гг. Тарифная реформа, по мнению консервативных политиков, дала бы необходимые средства, которые позволили бы государству провести социальные реформы без дополнительного налогообложения.
В бюджетной речи Остина Чемберлена, министра финансов в правительстве А. Бальфура, отмечалось, что "1904 г. был худшим годом, чем все предшествующие, как для занятости, так и для торговли, и концентрированные результаты депрессии последних лет бросаются в глаза в виде заметного роста пауперизма и нищеты" (6). Здесь ряд протекционистских мер, по мнению Дж. Чемберлена, выдвинутых под лозунгом: "Тарифная реформа - означает работу для всех", должны были быть тем средством, которое способно было решить социальную проблему. Тем не менее, перспектива проведения тарифной реформы в жизнь не нашла поддержки как у основной массы промышленников, которым протекционизм был пока не нужен, так и у широкой массы рабочих. В 1903 г. конгресс тред-юнионов высказался против тарифной реформы. Протекционистская политика была выгодна лишь крупным монополистам, страдающим от жестокой конкуренции других мировых держав и землевладельцам, которым были выгодны высокие цены на продовольствие. Основная масса населения полагала, что протекционизм ведет к дальнейшему повышению цен на хлеб и сырье, тогда, как принцип "свободной торговли" ассоциировался у большинства англичан с дешевым хлебом и сырьем для промышленности.
Переход власти к либералам был способен, в какой то мере воспрепятствовать надвигающемуся подъему рабочего движения. Либералы предлагали проводить внутреннюю политику путем уступок и реформ. В то время, как консерваторы проводили в жизнь политику жесткого подавления политической самостоятельности рабочего класса, о чем свидетельствует и дело Таффской долины, и процесс Осборна. Союзницей либералов в этом вопросе могла стать лейбористская партия, появившаяся в 1900 гг. В лейбористской партии состояли многие деятели фабианского общества, которые еще в к. ХIХ в. призывали пересмотреть закон о бедных 1834г. По многим вопросам социальной политики взгляды руководителей обеих партий были близки. Между либеральной и лейбористской партиями был заключен неформальный союз по проблемам внутренней политики. "Мы -заявил Ллойд Джордж в октябре 1910 г. в Кардифе, - должны учесть, что до сих пор не было попыток противодействовать распространению социализма среди рабочих. Нам нужно содействие рабочей партии, чтобы указать направление политики либерализма и дать силу и умение его авангарду. Если бы ловкие люди, которые полагают, что они сейчас наилучшим образом служат прогрессу, пытаясь разгромить либерализм, направили свои способности на то, чтобы укрепить либерализм и сделать его разумным, - они оказали бы прогрессу более высокую и значимую услугу. Парламент не сделал ничего для устранения социальной нужды, позорно плохих жилищных условий и нищеты, для устранения причин нужды" (7). Настроения в обществе наглядно продемонстрировали первые в начале века результаты выборов в Парламент, которые ясно свидетельствовали о недовольстве большей части электората планами консерваторов в сфере внутренней политики.
В конце 1905 г. либералы впервые в этом веке сформировали кабинет во главе с Г. Кемпбелл-Баннерманом . Надо сразу же отметить, что новый кабинет отличался по своему составу от прежних и может быть уже по этому вызывал надежды на перемены . Дело в том, что прежние кабинеты состояли почти целиком из земельных собственников ; с 1906 г. в Парламенте стали превалировать люди с капиталом и профессиональные политики. Канцлером казначейства стал Г. Асквит. Либералы в этом правительстве имели прочное большинство:
таб. №1 Итоги выборов в Парламент в 1905 г.
|
число голосов поданных в Парламент за партию |
Кол-во мест у партии в Парламенте |
Процентное соотношение партий в палате общин |
Консерваторы |
2.451.454 |
157 |
24% |
Либералы |
2.757.883 |
400 |
59% |
Лейбористы |
329.748 |
30 |
4,5% |
Ирландские Депутаты |
35.031 |
83 |
12,3% |
Подсчитано по: Lloyd T. Empire, Welfare State, Europe. N.Y. - Oxford. 1993. P.9
Aikin K. The Last years of Liberal England 1900-14. Collins London & Glasgow.1985. p.55.
Экономическая ситуация в Великобритании, к моменту прихода консервативной оппозиционной партии, явно находилась не в лучшем состоянии, что естественно отражалось и, на без того бедственном положении простого народа. Либералы, в сложившейся обстановке, предложили проект реформ по повышению жизненного уровня рабочего класса. Социальные реформы должны были начаться с введения правительством пенсионных выплат престарелым людям. В подготовке законопроекта по пенсиям, предполагалось участие многих членов правительства, но, несомненно, определяющей фигурой должен был стать Г. Асквит. В дальнейшие планы реформаторов входило улучшение функционирования министерства торговли. Было намечено создание трудовых бирж и в следующем бюджете 1909г., соединив все накопленные ресурсы, стимулировать промышленное развитие и дальнейшее развертывание реформ. И, наконец, третьей стадией в 1910 г., должен был стать проект закона страхования по болезни, который готовил Д. Ллойд Джордж. Финальным аккордом, планировалось провести закон о страховании по безработице, разрабатываемый У. Черчиллем. Таковы были стратегические планы реформаторов.
В Германии уже имелся живой пример аналогичных реформ проведенных в 1880-х гг. канцлером О. Бисмарком. Они были апробированы и дали положительные результаты . 17 ноября 1881 г., О. Бисмарк объявил о внесении в рейхстаг серии законопроектов о социальном страховании, а также провозгласил намерение создать с целью изыскания необходимых средств "корпоративные товарищества под государственной охраной и при государственном поощрении" (8).
С целью ознакомления с немецким опытом, в Германию ездили многие члены либеральной партии в начале ХХв., а после посещения этой страны Д. Ллойд Джорджом, им с У. Черчиллем был выработан уже упомянутый стратегический план действия. Надо отметить, что Г. Асквит, Д. Ллойд Джордж и У. Черчилль задумывали реформы, как систему социального законодательства для помощи не всем, а главным образом обычным рабочим семьям в их борьбе за выживание, создав альтернативу так ненавидимому пролетариатом закону по бедности. Согласно Ллойд Джорджу: " Это проблемы больных и немощных людей, всех тех, кто не способен найти путей зарабатывания средств к существованию ... это проблемы, с которыми государство тоже должно иметь дело и которыми пренебрегало слишком долго" (9).
В 1907 г. Г. Асквит, будучи еще канцлером казначейства, стал использовать бюджет в качестве инструмента для социальных преобразований. Впервые в бюджете стали делать разграничения между заработанными и не заработанными доходами при уплате налогов. В то время налог, взимаемый с капитала свыше 160 ф. ст. в год составлял 1 шиллинг. Г. Асквит настоял на том, что уровень налога на заработанные доходы, доходящие до 2 000 ф. ст. в год, был снижен до 9 пенсов (10). Остальные же платили 1 шиллинг, как и раньше.
В апреле 1908 г. в правительстве произошли изменения. Г. Кемпбелл Баннерман объявил о своей отставке, в связи с состоянием здоровья. Пост премьер-министра занял Г. Асквит. Канцлером казначейства стал Д. Ллойд Джордж, а У. Черчилль возглавил министерство торговли. Несмотря на то, что представление нового бюджета находилось в компетенции канцлера казначейства, новый 1908 г. бюджет Г. Асквит огласил сам, т.к. в него был включен законопроект о пенсиях, означавший начало социальных реформ.
Согласно закону о пенсиях, пенсионные пособия выплачивались всем лицам, достигшим возраста 70 л. Минимальная сумма, на которую мог прожить человек, едва сводя концы с концами, была определена в 4 шиллинга 7 пенсов в неделю. Пенсия составляла 5 ш. в неделю. Кроме того, была определена скользящая шкала, по которой человек получающий пособие в 5 ш. мог иметь дополнительный доход до 8 ш. 8 п. в неделю. Тем, кто зарабатывал больше, размер пенсий уменьшался таким образом, что бы максимальная сумма составляла чуть более 13 ш. Тем, кто зарабатывал 12 ш. и больше, пенсия не выплачивалась вообще (11). Так как размер пенсии был довольно мал, на это пособие пенсионер мог жить, едва сводя концы с концами, поэтому как бы сама собой предполагалась поддержка семьи. Кроме того, в условиях выдачи пенсии не было ограничений для лиц, имеющих работу, за исключением уже упоминавшихся. Размер пенсии, если и был довольно небольшим, все же избавлял лиц пожилого возраста от необходимости идти в работные дома.
Следующим шагом в осуществлении социальных преобразований, явилось установление 8 ч. рабочего дня для шахтеров в 1908 г. Это был первый случай, когда Парламент принял закон о сокращении рабочего дня для мужчин.
Этими двумя конституционными актами либеральная партия создавала хороший почин для дальнейших социальных преобразований в Великобритании. В марте 1908 г., в либеральном еженедельнике "Нэйшн", У. Черчилль определил социальные реформы, как "непроторенную область политики" (12). Реформы, проводимые либералами, автор приведенной цитаты считал как альтернативу социализму. В его интервью репортеру Дейли Мэйл, в августе 1909 г., У. Черчилль заявил: "Мысль такова, что необходимо повысить стабильность наших институтов, давая массе промышленных рабочих прямой интерес - поддерживая их. Если дать им материальную поддержку, в форме страхования в "черные" для них дни, то эти рабочие не будут обращать внимания на широкие обещания революционного социализма" (13).
Комментируя высказывание одного из лидеров либералов, необходимо вспомнить политическую ситуацию, которая сложилась в конце ХIХ - начале ХХ вв. в рабочем движении, во многих странах Европы. Активность рабочих явно росла, росло их самосознание. Многие реформаторы и У. Черчилль в том числе, на наш взгляд, путем реформирования пытались направить рабочее движение в нужное русло: улучшая положение рабочих, избежать возможных социальных катаклизмов. У. Черчилль отстаивал необходимость проведения социальных преобразований правительством, с тем, чтобы не упускать инициативу и не доводить ситуацию до крайности. Д. Ллойд Джордж с пониманием относился к классу радикально настроенной оппозиции, которая смотрела на класс земельных собственников снизу. Здесь необходимо вспомнить и изменение мнения среднего класса, сводившегося к позиции необходимости улучшения жизненного уровня рабочего класса и таким образом необходимости социальных реформ, что так же подтверждается результатами выборов 1905 и 1910 гг., в период проведения реформ. Взгляды Д. Ллойд Джорджа и У. Черчилля базировались на интересах классов, их породивших, которые совпали в данное время, при определенных условиях насущной необходимости социальных перемен.
В апреле 1909г. министр финансов представил первый бюджет. В бюджетной речи, Д. Ллойд Джордж выдвинул ряд положений, на основе которых он намеревался строить налоговую политику. "Первый принцип, на котором я базирую свои финансовые расчеты таков, что хотя налогообложение, предложенное мною на рассмотрение, и принесет доход в текущем году не более, чем требуем, для покрытия годовых расходов, он должен обеспечить поступление достаточного количества средств в следующем году, что, тем самым, позволит выполнить все наши намеченные обязательства; и более того, доход будет увеличиваться, по мере роста потребностей социальной программы, ...что позволит избежать ввода новых налогов уже к тем, какие я прошу Парламент одобрить сейчас" (14). Вторым принципом, декларируемым министром финансов, было стремление последнего установить такую норму налогов, которая не нанесла бы вреда торговле и коммерции, "составляющие источник нашего благосостояния". В качестве третьего принципа, Д. Ллойд Джордж высказал свое твердое убеждение в том, что "все слои общества, в этой критической финансовой ситуации, должны внести свой посильный вклад".И далее следовало заявление о том, что в предлагаемой налоговой системе будет учитываться финансовое положение налогоплательщика. Лицо, получающее больший доход, согласно новым налоговым правилам, будет платить и больший процент налога.
К моменту воплощения планов реформаторов в жизнь, разразившаяся депрессия 1909 г. усугубила ситуацию в экономике, сократив государственный доход. Первоначально Ллойд Джордж намеревался уменьшить государственные расходы на вооруженные силы на 2 млн. фунтов, стремясь уменьшить последствия кризиса в экономике. Но в это самое время адмиралтейство потребовало выделение средств на постройку 6 новых линкоров, для обеспечения своей доминирующей позиции над морями. Это означало, что канцлер казначейства должен был изыскать дополнительно 3 млн. фунтов для военно-морских нужд. Кроме того, пенсионные пособия потребовали значительных дополнительных средств, т. к. вместо 572 000 пенсионеров, которым государство должно было выплачивать пенсии, их число оказалось 668 000 , т.е. на 96 000 больше. Это означало потребность выделения дополнительных еще 2.5 млн. фунтов. Таким образом, дефицит бюджета доходил до 16-17 млн. фунтов. Падение государственного дохода составляло 6млн. фунтов, а сумма дополнительных расходов - 10млн. фунтов (15). Ситуация казалась катастрофической. Над социальными реформами нависла угроза.
В сложившейся обстановке, реформы можно было спасти, лишь с помощью увеличения прямых налогов, а также введя новый. Было предложено повысить в 1909г. подоходный налог на 2 пенса. Сумма налога составила 1 шиллинг 2 пенса на незаработанные доходы свыше 700 фунтов и на заработанные средства, превышавшие 2 000 фунтов. У лиц, имеющих заработанный доход ниже 2 000 ф. ст., ставка налога осталась прежней, т. е. - 9п.; и налог составлял 1 ш. у тех граждан, чей уровень дохода находился в границах от 2 000, до 3 000 ф. ст. Это принесло дополнительных 2.75 млн. фунтов еще (16). Тем самым лица, получающие больший доход и платили больший размер налога.
Дополнительные налоги на наследство должны были составить 4.8 млн.; гербовый сбор- 1.25 млн. Дополнительные налоги на алкоголь составили 1.8 млн., на табак - 2млн. Кроме того, был введен новый налог на "сверхприбыль" и взимаемый с лиц, получавших доход свыше 5 000 фунтов в год. Это составило еще 1.6 млн. фунтов (17).
Вводились так же и вызвавшие большие дискуссии в Парламенте земельные налоги. Д. Ллойд Джордж предлагал обложить 20% налогом увеличивающуюся стоимость земли, при передаче ее в другие руки (продаже или сдаче в аренду) и накапливаемую со дня ее оценки, до даты продажи. Оценка стоимости земли была произведена 30 апреля 1909 г. Взимать налог предполагалось только со стоимости необработанной земли. Налог включал в себя денежный сбор, в количестве 1 пенса, с 1 фунта стерлинга, от общей стоимости земли, цена которой превышала сумму в 50 ф. ст. за акр. Это принесло бы 0.5 млн. уже в первый год (18).
Планируя бюджет, и министр финансов, и многие члены кабинета министров сознавали о той борьбе, которую им предстояло выдержать в защиту документа. Поэтому Ллойд Джордж закончил бюджетную речь словами: "Мне говорят, что не было еще канцлера казначейства, который вынужден, был бы ввести такие высокие налоги в мирное время. Поэтому это "военный бюджет", ведущий непримиримую борьбу против нищеты и бедности. И я не могу не надеяться, что еще при жизни этого поколения мы значительно продвинемся вперед по пути ликвидации бедности и нищеты, и что человеческая деградация, сопутствующая жалкому существованию, будет так же далека от людей этой страны, как небо от земли" (19).
Необходимо отметить, что не все в правительстве единогласно поддержали проект бюджета. Он обсуждался 14 раз в течении марта и апреля. В первоначальном виде бюджет поддерживали Г. Асквит, У. Черчилль, лорд Каррингтон и Холдейн. Противниками были Л. Харкот, У. Рансимен, Р. Мак Кенна и Джон Бёрнс. Оппоненты высказывали опасение, что предложенный размер налога был таков, что либералы, опиравшиеся на поддержку среднего класса, могли ее лишиться. Р. Мак Кенна критиковал намерение министра финансов ввести земельный налог. Джон Бернс называл бюджет "самым калейдоскопическим, который когда-либо планировался". А Льюис Харкот выражал опасения, что "Этот бюджет обеспечит триумф тарифной реформе" (20). Кроме того, было выражено сомнение по поводу дефицита, считая его завышенным.
В процессе доработки бюджета кабинетом, были проведены некоторые изменения, не затрагивающие сути документа. Налог на землю был сокращен до 0.5 пенса. Следующая поправка явилась налоговым послаблением тем, у кого доходы не превышали 500 фунтов в год. Этой категории предусматривалась налоговая льгота на детей до 16 лет - 10 фунтов (21). Поправки правительства не снижали значения радикального характера бюджета. Расчет был сделан на освобождение среднего класса с умеренными доходами от больших выплат налогов. Согласно "народному бюджету", как назовут его позже, главный источник дохода государства был перемещен с косвенного налогообложения на прямое.
В Парламенте представленный бюджет вызвал резкое его отторжение консервативной частью палаты общин. Особенно резкое неприятие вызвали два пункта: введение налога на землю и нового налога на "сверхприбыль". Депутаты, выражавшие интересы класса земельной аристократии, восприняли введение налога на землю, как "смертельный удар" по их традиционному доминирующему положению в стране.
Столкновение противоборствующих интересов вылилось за стены Парламента, вызвав широкое обсуждение налоговых новшеств в обществе. Массивная пропаганда сторонников и противников финансового билля развернулась на страницах многих газет. Была организована даже Лига протеста против бюджета, в числе учредителей которой, значились такие известные банкиры, как Ротшильды. Реформаторам приходилось отвечать на критику оппонентов, выступая с разъяснениями своих целей. У. Черчилль, в свою очередь, возглавил Бюджетную Лигу, созданную для отражения нападок на бюджет. Политическая атмосфера лета 1909г. была накалена до предела.
И, хотя "народный бюджет", при доминирующем положении либералов в палате общин, должен был быть одобрен, его ожидала еще и ратификация в палате лордов. Предчувствуя отклонение билля верхней палатой, Д. Ллойд Джордж в своей речи в Ньюкасле в октябре 1909г. выступил с предостережением к лордам: "Давайте осознаем, что они (лорды) намереваются сделать. Они подталкивают к революции, и они ее получат. Лорды могут провозгласить революцию, но направлять и руководить ею будут простые люди" (22).
После отказа палатой лордов ратифицировать бюджет, премьер министр распустил правительство и назначил новые выборы в Парламент, тем самым, вынося проект бюджета на одобрение страны. По итогам выборов в Парламент 1910 г., в законодательном собрании образовалось уверенное коалиционное большинство либералов, лейбористов и ирландских депутатов, что позволило реформаторам провести бюджет 1909г. в палате общин еще раз, придав ему, таким образом, статус закона.
Принятием "народного бюджета"1909г., закончилась первая стадия реформ, намеченных либеральным правительством для улучшения положения рабочего класса. В результате введения новых налогов на землю, а также "сверх налога" на доходы, превышавшие 5 тыс. ф. ст., в бюджете появились средства для проведения дальнейшей программы реформирования.
Список литературы
(1) Ходнев А. С. Международная организация в ожидании приговора? Лига наций в мировой политике. 1919 - 1946 гг. Ярославль: ЯГПУ им.К. Д. Ушинского. 1995. с 55
(2) Booth Ch. Life & Labour of the People in London. First series. Vol. 2 New York. 1970. Pp.20 -21 .(Репринтн. воспр. изд. 1889 года).
(3) Read D.(ed.).Documents from Edwardian England (1901 - 1915). London. 1973. Pp. 203 - 208.
(4) Вебб С. Положение труда в Англии за последние 60 л. СПБ. 1899 с. 5
(5) Кертман Л. В. Дж. Чемберлен и сыновья М. 1990 с. 227
(6) Цит. по: Кертман Л. В.: Указ. Соч. с. 230
(7) Цит. по: Мадор Ю.А. Подъем рабочего движения в Англии в 1910-13 М. 1966 с.46
(8) Цит. по: Чубинский В.В. Бисмарк. М. 1988. С.343
(9) Цит. по: Pugh M. Lloyd George. L. - N. Y. 1994. P.40
(10) Ibid. P.43
(11) Handcock W.(ed.). English documents. ХII(2). 1874 - 1914. London. 1977. Pp.582 - 585. ; Johnson P. (ed.). 20th century Britain. L.& N.Y. 1995. p.85
(12) Цит. по: Robbins K. Churchill. L. - N.Y. 1993. P.42
(13) Цит. по: Blаke & Louis. Churchill. Oxford. 1994. P.62
(14) Du Parcq H.(ed.).Life of David Lloyd George. vol. IV Speeches. London. 1914. P.6 66
(15) Pugh M. Op. Cit. P.45
(16) Handcock W. (ed.). Op. cit. P.117. ; Pugh M. Op. Cit. P.46.
(17) Murray B. The people's budget 1909/10:Lloyd George & Liberal politics. Oxford. 1980 p.143; Pugh M. Op.cit. p.46
(18) Emy H. The Land campaign: Lloyd George as a social reformer 1909-14. //Lloyd George:Twelve essays. /Taylor A.J.P. (ed.). U.K. 1993. P.44-45 ; Murray B. Op. Cit. P.131
(19) Pike E. P. Human documents of the Lloyd George era. London. 1972. P.105
(20) Murray B. The people's budget 1909/10: Lloyd George & Liberal politics. Oxford. 1980. P.149
(21) Pugh M. Op. Cit. P.46 ; The Daily News Year Book of 1910. Brighton. 1972. P.18
(22) H. Du Parcq. (ed.). Op. Cit. P.696
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа