Ленд-лиз: сколько же мы должны?
Ленд-лиз: сколько же мы должны?
Н.Бутенина
15 мая 1940 г., в тяжелейшее для Великобритании время, премьер-министр страны Уинстон Черчилль обратился к президенту США Франклину Рузвельту с предложение о предоставлении Англии «во временное пользование 40 или 50 старых эсминцев» в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Этим письмом Черчилль подбрасывал американцам идею использовать во взаимоотношениях между двумя странами схему аренды, или, как это было бы названо сейчас, оперативного лизинга. Рузвельт сразу обратил внимание на предполагаемую особую форму арендных отношений, которая к тому времени уже имела прецеденты в американской истории. Сделка «эсминцы на базы» состоялась ровно через три месяца.
Черчилль предлагал американскому президенту три варианта взаимодействия: безвозмездная передача; осуществление поставок на прежних условиях оплаты наличными; лизинговые отношения или аренда оборудования. Первый вариант был для Англии наиболее предпочтительным. Однако, в отношении как первого, так и второго вариантов Черчилль не строил особых иллюзий, хорошо зная Рузвельта и его возможности в Конгрессе. Наиболее реальным представлялся третий — организация взаимоотношений между двумя странами на основе аренды или лизинга.
Для Рузвельта это тоже был наиболее приемлемый способ взаимодействия между двумя англо-говорящими странами, поскольку анализ общественного мнения и различные политические дискуссии, проводимые в стране, показали большую выгоду сдачи вооружения в аренду по сравнению с предоставлением кредитов. Кроме того, применение новой ленд-лизовской программы давало возможность не только открыть в США новые рабочие места, но и оказывать серьёзное влияние на политику государств — получателей помощи.
На американцев больше всего подействовала та форма, в какую облёк предложение о предоставлении помощи Рузвельт: «Представьте себе, что загорелся дом моего соседа, а у меня на расстоянии 400 — 500 футов от него есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар. Что же я делаю? Я не говорю ему перед этой операцией: "Сосед, этот шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов". Нет! Какая же сделка совершается? Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он вернул мне мой шланг после того, как закончиться пожар».
По распоряжению президента в министерстве финансов стала постепенно создаваться рабочая группа по разработке законопроекта о ленд-лизе. К работе подключили сотрудников военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 г. в Сенате и Палате Представителей начались слушания по новому законопроекту.
По распоряжению президента в министерстве финансов стала постепенно создаваться рабочая группа по разработке законопроекта о ленд-лизе. К работе подключили сотрудников военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 г. в Сенате и Палате Представителей начались слушания по новому законопроекту. 11 марта 1941 г. Закон о ленд-лизе был подписан, а уже 27 марта Конгресс США санкционировал первое ассигнование на военную помощь в размере 7 млрд. долл. Таким образом, Закон заработал сразу же после принятия.
Регулирование расчётов осуществлялось в соответствии со следующими принципами:
1) поставленные материалы: машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, - не подлежали оплате;
2) имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, полагалось оплатить полностью или частично на основе представленных США долгосрочных кредитов;
3) Закон предусматривал и возможный отказ в снабжении материалами по причинам секретности (в первую очередь, оборудования) и первоочередном удовлетворении нужд собственных вооружённых сил;
4) сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но правительство США оставляло за собой право истребовать их;
5) оборудование, производство которого не было завершено к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могли приобретаться странами, для которых они заказаны, с предоставлением американского долгосрочного кредита;
6) срок поставок по закону устанавливался первоначально до 30 июня 1943 г., а затем ежегодно продлевался.
В соответствии с этими условиями правительство США заключало соглашения с союзными странами. Каждое государство, подписавшее это соглашение должно было предоставить финансовый отчёт. Кроме этого, страны-лизингополучатели принимали на себя обязательство содействовать защите Соединённых Штатов и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, а также предоставлять различные услуги и информацию.
По Закону о ленд-лизе осуществлялись поставки не только вооружения, но и промышленного оборудования, торговых судов, автомобилей, продовольствия, топлива, медикаментов.
22 июня 1941 г., после начала войны Германии с СССР, Черчилль и Рузвельт пообещали Сталину снабдить Советский Союз максимальным количеством тех материалов, в которых нуждалась страна. Для этого в военно-морском министерстве была разработана, а в Конгрессе США проведена Программа Победы, предусматривавшая увеличение военного производства как минимум в два раза.
1 октября 1941 г. в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении Советского Союза до конца июня 1942 г. В конце месяца, 30 октября Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заём на сумму 1 млрд. долл. с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны (сам же закон был распространён на СССР 28 октября, т.е. за два дня до официального извещения).
В течение всей войны были подписаны еще три Протокола — Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, — названные так по месту подписания. Срок действия первого был определён с октября по 30 июня 1942 г., последующие же протоколы продлевались по июль 1943 г., июль 1944 г., май 1945 г. Официально ленд-лизовские поставки были приостановлены 12 мая 1945 г., и с этого дня вплоть до перехода Красной Армией маньчжурской границы завоз грузов осуществлялся уже по «спец программе 17 октября» и дополнительному к ней списку Молотова-Микояна. В соответствии с Протоколами устанавливались максимальные объёмы военных и гражданских материалов, которые США и Великобритания могли выделить Советскому Союзу.
В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще преуменьшалось значимость поставок, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. Сегодня отношение в нашей стране к помощи союзников несколько изменилось.
В связи с этим, хотелось бы рассмотреть значимость и постараться дать наиболее объективную оценку значению ленд-лиза. По некоторым важным позициям без этих поставок армия и народное хозяйство нашей страны не могли обойтись. Необходимость в подобных иностранных поставках определялась как нехваткой материалов, так и возможностью получения новейших образцов вооружения для быстрого переустройства собственных военных заводов на выпуск гораздо более совершенной военной техники отчественого производства. В результате, Советский Союз постепенно становился производителем лучших видов оружия, что очень помогло ему в дальнейшем, в период уже «холодной войны».
Начальник Второго отдела Госплана в отчёте руководству уже после окончания войны, в конце 1951 г., касаясь проблемы наращивания производственных мощностей в довоенные годы, отмечал: «Мы шли почти исключительно путем строительства цехов и заводов и не учитывали такой важный резерв, как усовершенствование технологических процессов и внедрение новейших достижений науки и техники».
Нельзя сбрасывать со счетов и количественный фактор ленд-лизовской помощи, в результате чего были существенно снижены людские потери. Так, доля поставок по ленд-лизу в общем объёме поставок для армии и гражданских нужд составляла: по бронетанковой технике - 16 %; самолётам - 15,3 %; боевым кораблям - 32,4 %; зенитной артиллерии - 18,4 %; радиолокационной аппаратуре - свыше 80 %; тракторам - 20,6 %; металлорежущим станкам - 23,1 %; паровозам - 42,1 %; грузовым и легковым автомобилям - 66,1 %. Эта оценка дана только по количественным показателям без учета качественных характеристик машин, их грузоподъемности, мощности двигателя, проходимости.
Потери по автомобилям в течение войны составили 351,8 тыс. ед. При этом число доставленных в нашу страну машин превысило 427,7 тыс. ед. Многие проблемы доставки людей, грузов, техники были сняты за счёт «фордов», «доджей», «студебейкеров», «остинов».
Номенклатура поставок гражданского промышленного оборудования была очень большой и многообразной. Например, на Сталинградском тракторном заводе более половины всех машин и оборудования получены по ленд-лизу. Поставлялись производственно-технологические линии и даже заводы, в частности, американские нефтеперерабатывающие предприятия в Куйбышев, Гурьев, Орск, Красноводстк, шинный завод в Москве, завод по производству алюминиевого проката. В дальнейшем эти предприятия эффективно работали и в мирное время.
После окончания войны, Соединённые Штаты направили всем странам-лизингополучателям, предложение погасить задолженность. Правительство США не требовало оплаты военного оборудования и материалов, как и предусматривалось законом. Но за гражданские поставки: пароходы, паровозы, железнодорожные вагоны, тракторы, электростанции и другое оборудование, находившееся у нас по состоянию на 2 сентября 1945 г., — необходимо было заплатить.
На посвящённых этому вопросу переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить незначительную сумму и встретили хорошо прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн. долл., однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн. долл. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.
И только в 1972 г. в Вашингтоне состоялось подписание соглашения об урегулировании расчётов по ленд-лизу. По этому соглашению, СССР обязался до 2001 г. заплатить 722 млн. долл., включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн. долл., после чего дальнейшие выплаты прекратились. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — 674 млн. долл.
Список литературы
Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. Отдела печати. Оп. 10. Д. 667. Л. 12, 13.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 82. Оп. 2. Д. 417. Л. 203.
Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1998.
Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Под ред. Г.Ф.Кривошеева. М., 1993.
Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу // Международная жизнь. № 7. 1995.
Кащеев Л.Б., Реминский В.А. Автомобили ленд-лиза. Харьков, 1998.
Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз // Вопросы истории. № 9 — 10. 1991. С. 223 — 278.
Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании в Великой Отечественной войне. В 5 тт. Т. 1. Наука. М. 1982 — 1984.
Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны / Пер. с англ. М., ТЕРРА. 1995.
Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны. Т. 1. Наука. М., 1984.
Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны. Т. 1. Наука. М., 1984.
Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. Глазами очевидца. Т. 1, 2. М., Иностранная литература. 1958.
«Известия». 20 июня 1990 г.
«Правда». 31 мая 1955 г.
United States, Department of State. Report on War Aid Furnished by the United States to the U.S.S.R. Wash.: Office of Foreign Liquidation, Lend-Lease Export Summaries, 1945.
Kimball F. The most unsordid act: Lend-Lease, 1939 — 1941. N.-Y., 1973.
Soviet Supply Protocols. Wash., 1947.
Sutton A. Western Technology and Soviet Economic Development, 1930 — 1945. Vol. 1, 2. N.-Y., 1974.