Кимаки - народ Ураанхай-Саха?
Кимаки - народ Ураанхай-Саха?
В.Ушницкий, аспирант Института гуманитарных исследований АН РС(Я).
В преданиях народа саха говорится о том, что их предки пришли из страны Ураанхай, которая находилась в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря. Там они жили вместе с кыргысами и татарами. Киргизами в царской России именовали казахов. Предками же казахов и татар являются средневековые кыпчаки, или, как их называли по русским летописям, - половцы. Этноним "кыпчак" по-казахски и по-башкирски звучит как кыпсак, кыпшак.
В большинстве случаев в якутских эпосах олонхо события разворачиваются около "Араат Байгал" или "Арылы Байгал". По мнению П.А.Ойунского, "Араат" и "Арылы" должно означать Аральское море. Исходя из этого, Платон Алексеевич считал это море прародиной саха и родиной олонхо. Там и жил, согласно эпосам, славный народ ураанхай-саха.
Известный казахский историк и археолог С.М.Ахинжанов всю свою недолгую научную жизнь доказывал, что реальным самоназванием кимаков было слово "уран-каи". Л.Н.Гумилев называет кимаков странным этносом. Этот народ создал могущественный каганат, просуществовавший с IХ до ХI века на огромной территории: на юге от Аральского моря на севере до Оби, на западе от Волги и на востоке до Алтая. Между тем неизвестны ни их потомки, ни их предки.
Ахинжанов кимаков считал народом змей. Так-как кай означает по-монгольски "змея", так же это слово переводится в тюркских языках. Например, по-якутски эриэн уон - змея. Отсюда и сложный этноним уранкай. Действительно, среди тюркских племен огузов и кыпчаков известны племена уран и каи. Например, каи-канглы ушли под давлением монголов в Малую Азию и основали Османскую династию. А этноним "кимак" казахский ученый считал книжным названием, известным только среди арабо- и персоязычных информаторов.
Оказывается, топонимы с основой уран или хай распространены на картах Маньчжурии, Монголии и Казахстана. В Казахстане есть речка, поселок, гора и место старинного города под названием Уранхай. Напомним, слово "уранхай" - это старинное самоназвание народа саха. Многих гипотеза Ахинжанова отпугивала тем, что ни среди казахов, ни среди других современных тюркских народов Средней Азии не встречается этноним "уранхай". Разве что среди башкир имеется племя под названием Уран.
Кимаки переселились в Казахстан в IХ веке с Маньчжурии. Там они были известны китайским источникам под названиями уранкай и кумохи. Отождествление кимаков с монголоязычными кумохи имеет давнюю историю. Достаточно упомянуть русского ученого В.В.Григорьева и известного тюрколога с мировым именем О.Прицака. Но надо сказать и о том, что известный советский синолог-китаевед Н.В.Кюнер доказал, что в китайских летописях под названиями уранхай и его вариантами известны широко известные кумохи или хисцы.
Китайские летописцы считали племя "хи" или правильнее "кай" прямыми потомками хуннов. Зарубежные тюркологи Э.Пуллибланк и Г.Дерфер пришли к мнению, что язык хуннов не относится к алтайским, а является неизвестным языком. При этом вспоминается гипотеза академика В.В.Радлова о происхождении языка саха. По его мнению, язык саха сначала был неизвестным. Затем, на второй стадии, относился к монгольским наречиям и лишь на третьей - был отуречен. Как следует из гипотез Григорьева, Маркварта и Ахинжанова, кимаки-кумохи сначала были монголоязычными и только после прихода на Иртыш были отуречены.
Есть отдельное предание о том, что Омогой прибыл из страны народа Монкуур. Из восточных источников известно, что в середине страны кимаков находилась гора Манкур. Среди поздних кыпчакских племен зафиксировано племя манкуроглы, в которых можно увидеть потомков кимаков. А династия племени уран, то есть кимаков в кыпсакском объединении, правила в Восточном Казахстане и на Дону. Предки саха, вполне вероятно, пришли оттуда.
В "Эллэйаде" Г.В.Ксенофонтова имеются десятки преданий о предке саха Шури-хане, который воевал с русскими князьями и, потерпев поражение, бежал с сыном Эллэем на Лену. Шури-хана считали своим предком кангаласцы. Во времена Владимира Мономаха был знаменитый Шарукан, в течение 40 лет грозивший существованию Древней Руси. Он же Шарк-Великан украинских былин. После того, когда он потерпел поражение в глубокой старости от Мономаха, половцы были вынуждены оставить степи Южной Руси. Считается, что сын Шарукана Артык увел орду на Кавказ, где они разгромили полчища турок-сельджуков и спасли грузин, армян от истребления.
Отметим тот факт, что ряд мотивов легенд о происхождении кимаков полностью совпадает с преданиями саха об Омогое и Эллэе. Точно так же младший сын татарского владыки, поссорившись с братьями, убегает от них и переселяется в место, где есть большая река. Да и сам сюжет о том, как пастух Омогой Бая Эллэй отделяется от него и постепенно все богатство и власть Омогоя переходит к нему, перекликается с историей кимако-кыпсакских племен.
Так из состава кимаков, то есть уранкаев вышли кыпсаки, распространившиеся от Дуная до Алтая в домонгольский период. Надо отметить, что во главе кыпсаков стояла династия племени Эльбури. Представители этой династии правили одно время в Индии, в Египте, в Сирии и в Болгарии, куда кыпсаки попали будучи проданными в рабство монголами. Но там из них создали отборную гвардию -- мамлюков, которые постепенно прибрали власть к своим рукам.
Ряд сюжетов и мотивов "Эллэйады" представляет полную аналогию тюркского эпоса об Идиге и Тохтамыше, распространенной от Крыма до Алтая. Якутский эпос имеет схожие мотивы и с легендарными сказками казахов и легендой о Сельджуке -- основателе государства огузов. Истоки всех этих преданий, по нашему мнению, уходят в кимакскую легенду. Наш вывод один: "Эллэйада" создана на южной прародине саха. То есть история эпического народа "ураанхай саха" не начинается только на Средней Лене.
Оговоримся сразу, что в этой статье речь идет только о потомах Омогоя, в основном, намских саха. Другие центральные якутские улусы происходят, по нашему мнению, от не менее известных племен, так же вошедших в состав средневековой кыпсакской народности. Да и все это отнюдь не опровергает мнения других исследователей о том, что у народа саха есть южносибирские, прибайкальские и, конечно, местные корни.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа