Экономическое развитие западных стран в послевоенный период

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н.Прянишникова

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН

В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

студента

экономического факультета

Пермь

2000

СОДЕРЖАНИЕ

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 гг.)

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    ОБЩИЙ РЫНОК И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

    ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗАПАДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

    ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 гг.)

Развязывая Первую и Вторую мировые войны, Германия ис­ходила из того, что сумеет избежать борьбы на два фронта. Это­го, однако, не случилось и ей снова пришлось воевать против коалиции государств (главные участники: Советский Союз, США и Великобритания), военно-экономический потенциал которой значительно превосходил возможности Германии и ее главных союзниц — Италии и Японии. Неблагоприятными оказались для Германии и морально-политические факторы: расовая теория способствовала сплочению немецкого народа вокруг Гитлера, его готовности к войне, но практика расизма («новый поря­док») в захваченных Германией в первый период войны европейских странах вызвала глубокую ненависть народов, породи­ла широкое освободительное движение. Германский «новый порядок» стоил населению Европы 10 млн. жизней мирных лю­дей, убитых и замученных немецкими оккупантами.

Вторая мировая война почти вшестеро превзошла Первую по общему количеству жертв: 50 млн. человек. Далеко позади оста­вила Вторая мировая Первую и по развитию военной экономи­ки. Суммарные военные расходы составили 962 млрд. долларов против 208. Если Первая мировая война носила по преимуществу позиционный характер, то Вторая сразу же получила маневренный характер и стала вой­ной моторов, что связано с огромными расходами на углеводо­родное топливо. Танковые войска и авиация, игравшие в Пер­вой мировой войне тактическую роль, полностью приобрели стратегический характер. Появились первые ракеты.

Как и в Первой мировой войне, английский и американский флот заблокировал Германию. Несмотря на то, что вся оккупи­рованная Европа работала на Германию (ежегодно производи­лось свыше 20 тыс. танков, 25 тыс. самолетов, 50 тыс. орудий и минометов; в Германии трудилось свыше 7 млн. согнанных туда насильно иностранных рабочих), экономика страны к исходу войны была истощена. Хозяйственные потери победителей были велики. Англия оказа­лась не в состоянии ни производить нужное количество воен­ной техники, ни оплачивать ее импорт, и США вынуждены были поставлять ей вооружение и материалы взаймы (ленд-лиз). Анг­лийский внешний долг возрос в 8 раз.

Главными социально-экономическими последствия­ми Второй мировой войны, как и Первой, стали изменения в Восточной Европе. Государственный суверенитет освобожден­ных вооруженными силами Советского Союза стран был на­сильственно ограничен; в 40—50-х гг. сложилась мировая социа­листическая система, куда вошли зависимые от СССР страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Вен­грия, Болгария). Не­смотря на старания создать внутрисоциалистический рынок, силы сцепления этой системы носили внеэкономический характер. Когда они ослабли, мировая социалистическая система и рынок распались; затем распалась сама социалистическая метрополия — Советский Союз. Противостояние в итоге второй мировой вой­ны мировых экономических систем — капиталистической и социалистической определило социально-экономическое содер­жание истории второй половины XX в.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Противостояние систем внешне имело мирную, идеологичес­кую форму («холодная война»), хотя и были предприняты опре­деленные «разведки боем» — самые значительные: с социалистической стороны — война в Корее (1950—1953 гг.), установка ракет с атомными боеголовками на Кубе (1962 г.), война в Афганистане (1979—1989 гг.), а с капиталистической — война во Вьетнаме в 1960-х гг. Все они окончились провалом. Суть «хо­лодной войны» состояла в беспримерном соревнований по про­изводству современных вооружений между западным (Североатлантический договор) и восточным (Варшавский договор) во­енными союзами.

Гонка новых вооружений охватила все роды войск — сухопутные, воздушные, морские. Главным результатом явилось созда­ние, нового типа стратегического оружия: термоядерных (водо­родных) бомб (1955 г.), многократно превышающих разрушительную силу атомных зарядов, и их носителей — баллистичес­ких межконтинентальных ракет (1957 г. — первый вывод раке­той в космос спутника Земли) — как стационарных (в шах­тах), так и мобильных (на атомных подлодках). В 1961 г. испыта­ние советской сверхмощной водородной бомбы на Новой Зем­ле буквально потрясло земной шар, по которому трижды про­бежала сейсмическая волна, а «гриб» поднялся в небо на 67 км. Стало предельно ясно, что ракетно-ядерная война означает не­минуемую гибель цивилизации, в ней не может быть победите­лей и побежденных...

В середине 80-х гг. гонка вооружений, а с ней вместе и «хо­лодная война», завершилась победой западного блока во главе с США, нанесших Советскому Союзу два тяжелейших бескров­ных удара. Первый удар — установку в Европе американских тактических ракет повышенной мощности (подлетное время до Москвы — всего 5 мин.) — СССР парировал системой находя­щихся на океанских «лежбищах» вокруг североамериканского континента атомных подлодок с наведенными на главные центры Америки баллистическими ракетами. На второй удар — амери­канскую Стратегическую Оборонительную Инициативу («звездные войны») — разработку непреодолимого, по идее, для баллис­тических ракет лазерного щита, советская экономика, истощен­ная непосильным военным производством, оказалась бессиль­ной дать ответ. Это было равносильно поражению. СССР и США договорились о взаимном серьезном сокращении воору­жений, а поскольку военная угроза служила в Советском Союзе главным оправданием жертв и лишений, произошла перестрой­ка тоталитарного общественно-экономического строя. Советс­кий Союз распался, власть Советов прекратила свое существо­вание. Перестройка в СССР явилась главным итогом «холодной войны».

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Научно-технический прогресс после Второй мировой войны пошел такими высокими темпами, что превратился в подлин­ную научно-техническую революцию (НТР). Ее можно считать третьей технической революцией (первая в XVIII в., вторая — в конце XIX — начале XX вв). В ходе революции наука стала непосредственной производительной силой общества. Среди глав­ных компонентов НТР — широчайшее применение электроники и электронно-вычислительных машин (компьютеров), реак­тивной техники, ядерной энергии и квантовых генераторов (ла­зеров), полимерных материалов с заданными свойствами и по­этому гораздо более экономичными по сравнению с природны­ми материалами, генной инженерии в биологии и многое дру­гое. Машины в очень значительной степени заменили не только ручной, но и умственный труд человека. Персональный компь­ютер вошел в частную жизнь людей, стал домашней электрон­ной энциклопедией, советником и другом миллионов семей. Ин­дустриальная эпоха, таким образом, начала сменяться эпохой информационной.

НТР открыла буквально новую эру в развитии машинного производства — автоматизацию производственных процессов, что позволило неизмеримо поднять скорости рабочих процес­сов, ранее ограниченных возможностями человеческого орга­низма. Автоматические линии, цеха и даже целые предприятия, стали показателем нового типа промышленного производства, где объединены согласно избранному человеком варианту рабо­та двигателя, рабочих машин, транспортных устройств и уста­новок по упаковке готовой продукции.

Применение электроники, капельное орошение, химизация, выведение при помощи генной селекции особо высокоурожай­ных злаков («зеленая революция») подняли сельское хозяйство Запада и ряда развивающихся стран на небывало высокий уро­вень. «Зеленая революция» сняла продовольственную проблему в значительной части земного шара.

Родившись на военной стезе, НТР резко усовершенствовала и продолжает совершенствовать военную технику. Это касается не только ракетно-ядерной техники, но и обычных вооружений. Самый наглядный пример — трансформация обычного пехот­ного оружия.

НТР бессмысленна без повышения реальных доходов населе­ния: новейшая электронная бытовая техника и средства лично­го транспорта стали доступны широким слоям населения раз­витых стран. В социалистическом лагере этот процесс происхо­дил намного медленнее, поскольку основные плоды НТР по­глотила милитаризация.

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

РАСПАДА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Колониализм как система просуществовал с начала XVI в. до второй половины. XX в. Экспорт капитала в колониальные страны и рост местной промышленности неизбежно вызывал освободительное движение. После образования социалистической системы , эти движение получило серьезную поддержку. Если в 1900 г., в самый разгар борьбы за передел уже поделенного мира, коло­нии составляли 55% территории и 35% населения, то накануне Второй мировой войны колониальный мир имел 31% глобаль­ной территории и 30% населения. Первая мировая война ликви­дировала сложившуюся в XIX в. германскую колониальную им­перию, а Вторая подточила до основания старые империи — английскую, французскую, голландскую. Освободительная борьба далеко не всегда носила мирный характер (Голландия, напри­мер, пыталась вооруженным путем не допустить освобождения Индонезии и пр.), но, как правило, кровь лилась там, где была нефть. Особенно явно это проявилось в Алжире. Благодаря воен­но-технической поддержке со стороны СССР дело окончилось победой алжирского национально-освободительного движения и почти полной репатриацией французского населения. Вообще стремление Франции сохранить империю намного превышало ее военно-экономический потенциал. Французская колониаль­ная война в Индокитае приняла характер вооруженного столк­новения между двумя мировыми системами — социалистичес­кую представляла бывшая французская колония Вьетнам, вое­вавшая советским оружием, капиталистическую — Соединен­ные Штаты, потерпевшие жестокое поражение и пережившие сильнейшее национальное потрясение. Англия же в общем мир­но ушла из своих колоний, сохранив там многие экономичес­кие позиции. В декабре 1960 г. ООН приняла Декларацию о пре­доставлении независимости всем колониальным народам.

Распад колониальной системы весьма серьезно отразился на экономике бывших метрополий и вообще развитых стран. Прежде всего изменился национальный состав населения стран Запад­ной Европы за счет весьма интенсивной иммиграции жителей бывших колоний, гонимых нищетой и насилием либо просто желающих воспользоваться плодами обустроенного западного быта. Неиссякающий поток иммигрантов (в основном нелегаль­ных) из Индии, Пакистана, Бангладеш, Алжира и многих других стран в Англию, Францию, Голландию, Бельгию, страны Скандинавии порождает там серьезные экономические пробле­мы, главным образом в области занятости.

Возникли и определенные трудности в сфере эксплуатации сырьевых ресурсов бывших колоний вследствие национализа­ции добывающей промышленности (нефтедобыча Ирака, газ Венесуэлы, медь Чили, нефтепровод через Сирию и пр.), по­вышения цен на сырье и т.д. Кроме того, обострилась междуна­родная конкуренция в связи с усилением в бывших колониях позиций американского, немецкого и японского капитала в ущерб капиталов бывших метрополий — Англии, Франции, Голлан­дии, Бельгии, занимавших, естественно, привилегированное положение в колониальный период.

В этих условиях бывшие метрополии стали на путь постепен­ной самообеспеченности сырьем и продовольствием. Западно­европейские государства начали форсировать разработку своих природных ресурсов (например, во Франции обнаружили при­родный газ, уран, расширили разработку железной руды, бок­ситов, нефти и пр.). Возросли инвестиции в добывающие отрас­ли бывших европейских переселенческих колоний, давно став­ших экономически развитыми самостоятельными государства­ми — Канады, Австралии, ЮАР и др. Произошла серьезная ин­тенсификация сельского хозяйства Западной Европы. В резуль­тате удельный вес бывших колоний в международном товаро­обороте не повысился, как ожидалось, а понизился.

5. ОБЩИЙ РЫНОК И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В условиях начавшегося распада колониальной системы евро­пейские страны вернулись к свободной торговле, но на более высоком уровни. Договаривающиеся страны не просто отменяли или сокращали пошлины, как в XIX в., а добровольно делегиро­вали определенную часть своего суверенитета руководящему вы­борному органу. В этом и заключалась интеграция. Еще в начале 1950-х гг. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люк­сембург учредили специальным договором Европейское объеди­нение угля и стали на базе западно-германских и французских запасов топлива и металла. Следующим этапом явилось созда­ние таможенного союза, предусматривающего свободное дви­жение товаров, лиц, капиталов и услуг в пределах государств-членов Европейского сообщества, а также общие таможенные тарифы в торговле с государствами, не входящими в сообще­ство. Соответствующий договор подписан той же шестеркой го­сударств в 1957 г. в Риме. Так был создан первый в истории экономики общий рынок (тогда же возникло и европейское объе­динение атомной промышленности — Евратом). Создание об­щего рынка потребовало сложной и длительной работы по гар­монизации национальных законодательств, неоднократно воз­никал кризис, сложно было найти сочетание интересов быв­ших монополий в своих бывших колониях с интеграцией эко­номики в общем рынке. Эту проблему постепенно разрешили на основе интеграции: 66 государств Африки, Карибского бас­сейна и Тихоокеанского региона являются ныне ассоциирован­ными членами Европейского союза, включающего уже 15 госу­дарств (кроме 6 учредителей, — Великобританию, Ирландию, Испанию, Португалию, Грецию, Австрию, Данию, Швецию, Финляндию).

Наиболее сложные экономические проблемы состояли в интег­рации европейского агрорынка (с 1964 г.) и валюты (с 1972 г.). Это удалось достигнуть на базе общих финансовых ресурсов, образованных таможенными пошлинами в торговле с нечлена­ми содружества. Так появилась возможность компенсировать западноевропейскому фермерству убытки вследствие сокраще­ния выпуска сельхозпродукции при ее перепроизводстве. Со­зданная на той же базе евровалюта (ЭКЮ) до конца столетия носит расчетный характер; с 2000 г. в ЕС действует общая валюта (евро). Сообщество довольно быстро вышло за пределы рынка и стало небывалым еще в истории свободным политическим союзом государств континента с избираемым пря­мым голосованием парламентом и правительством. После рас­пада коммунистической системы абсолютное большинство ев­ропейских государств стремится войти в ЕС.

Таким образом, крушение колониальной системы подтолк­нуло Европу не к упадку, а к серьезному экономическому и политическому подъему. ЕС ныне концентрирует, исключая тор­говлю стран-членов союза между собой, 22% мирового импорта и 20% экспорта (США — соответственно 18 и 16, Япония — 9 и 12, Канада — 4 и 5%, остальной мир — по 47%). На долю ЕС приходится примерно 8% мирового импорта и столько же экспорта продовольствия, 7 и 12% сырья, 13 и 2% электроэнергии, 7 и 13% химических материалов, 30 и 41% машин, 35 и 34% остальных промтоваров.

6. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗАПАДА

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Послевоенному восстановлению народного хозяйства разви­тых европейских стран, занявшему 5—6 лет, весьма способствовала американская экономическая помощь в рамках «плана Маршалла» (по имени госсекретаря США). По этому плану в 1948—1951 гг. 17 странам Ёвропы были поставлены на сумму около 17 млрд. долларов, — частично под займы, частично как дотации, — американское продовольствие, одежда, топливо, сырье, промышленное оборудование, запчасти и др. товары. Местная ва­люта, вырученная от продажи на внутренних рынках потреби­тельских американских товаров, укрепляла денежное обраще­ние европейских стран, способствовала снижению инфляции, превращалась в инвестиции для отечественной тяжелой индус­трии. План Маршалла оказал благотворное воздействие и на европейскую, и на американскую экономику. За 1947—1950 гг. объем продукции основных отраслей в Западной Европе увели­чился более чем наполовину, а по таким видам как минераль­ные удобрения, сталь, цемент, транспортные средства, нефте­продукты — от 65 до 200%, что означало быстрое развитие зем­леделия, строительства, путей сообщения. Оживилась внешняя торговля: за 1948—1952 гг. экспорт из Западной Европы возрос наполовину.

Подавляющая часть американской помощи адресовалась главным европейским странам — Англии, Франции, ФРГ (Западной Германии), Италии. Здесь восстановительный процесс прохо­дил особенно быстро. Уже через 5 лет после окончания войны душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень довоенного 1938 г. Особенно большой скачок сделала энергетика. В Англии за указанное время производство электро­энергии на душу населения возросло с 711 до 1251 кВт/ч,; во Франции – с 506 до 791, в ФРГ — с 348 до 929. Этот пример наглядно показывает, насколько выросло на Западе уже в первые годы после войны производство всех товаров, находящих спрос на рынке. Повышенным спросом, естественно, пользовались това­ры, рожденные научно-технической революцией, — электро­ника, реактивный транспорт, современные автомобили, обо­рудованное новейшей техникой жилье и т.д. За 1950-1980 гг. энер­гетика, а с ней весь хозяйственный комплекс Запада, сделали новый взлет: душевое производство электричества в Англии в 1990 г. составило 5543, во Франции — 7442, в Германии — 7213 кВт/ч. Эти данные говорят о том, что произошла технологическая модернизация в развитых западных странах.

Тем не менее, во второй половине нашего столетия неравно­мерность экономического развития государств Запада сохрани­лась, хотя производство в европейских странах суще­ственно приблизилось к американскому уровню. Ныне валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения Франции составляет примерно 78%, Германии — 76%, Анг­лии — 70% от американского уровня (24302 долл.).

В настоящее время неравномерность экономического раз­вития не грозит мировыми войнами, периодически возникаю­щие межгосударственные конкурентные бескровные войны — автомобильные, текстильные, обувные и др. — заканчиваются компромиссами. Предсказания, сделанные в начале XX в., что вследствие неравномерности экономического развития стран империалистические войны являются неизбежными, не подтвер­дилось.

Не подтвердилось и предсказание о полной монополизации эко­номики и ликвидации свободной конкуренции. Наряду с круп­нейшими, в том числе наднациональными корпорациями в на­родном хозяйстве Запада с успехом функционируют сотни ты­сяч средних и мелких фирм и предприятий. Существует мнение о том, что нынешний этап экономического развития можно считать «постиндустриализацией», при которой решающая хозяйствен­ная роль переходит от производства к сферам услуг, образования, науки; управление экономикой — от бизнесменов — к ученым и профессионалам. Технико-экономическое развитие и разме­щение современного хозяйства является предметом таких дис­циплин как экономическая география и мировая экономика.

7. ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Послевоенный, период связан с изменениями методов регу­лирования рыночного хозяйства. Рынок оказался уже не в со­стоянии играть роль единственного автоматического регулято­ра экономики (вне кризисов и войн государство считалось «ночным сторожем» при рынке). В послевоенное время, пожалуй, глав­ным средством экономической политики на Западе стала наци­онализация. С одной стороны, она представляла собой как бы естественное продолжение небывалой милитаризации экономики в период войны, когда всем практически распоряжалось госу­дарство. С другой, считалась самым простым методом изыскания средств для ускоренной модернизации экономики. Наконец, победа Советского Союза породила в мире социалистические иллюзии.

В 1940-1960 гг. собственностью британского государства ста­ла угольная, металлургическая, энергетическая, в значитель­ной степени электротехническая и автомобильная промышлен­ность, а также банковская система. Еще более решительно прохо­дила национализация во Франции, отказавшейся после войны от политики Международного ростовщичества. В конце 1950-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, обо­ронная, железнодорожный транспорт, банки и пр. В общем, го­сударство владело около 40% национального богатства и произ­водило на своих предприятиях 13% ВВП.

Создание обширного госсектора экономики не могло не по­влечь за собой применение государственного средне- и долго­срочного народнохозяйственного планирования. Пальма первенства принадлежала Франции, осуществившей в 1947—1980 гг. семь народнохозяйственных планов. Если госсектор этих государств (как в СССР ) получал прямые плановые задания, то планиро­вание частного сектора потребовало косвенных мер (фиксирова­ние цен, предоставление сырья и кредитов, нормирование ино­странной валюты, а также разнообразные меры финансового контроля). Вот как, например, осуществлялись инвестиции в экономику Франции согласно планам 1960-х гг.: государство ин­вестировало электроэнергетику (примерно наполовину), сельс­кое хозяйство (около 1/5), транспорт (на четверть), сферу об­разования и быта (на треть). Остальные инвестиции представля­ли собой среднесрочные банковские кредиты, средства различ­ных фондов, ценные бумаги и пр. В отличие от директивного социалистического планирования (план — это закон!) данный вид экономических программ носил индикативный, необяза­тельный, взаимовыгодный характер и являлся формой государ­ственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. При помощи индикативного плани­рования страны Западной Европы восстановили и существенно модернизировали экономику после Второй мировой войны.

Огосударствление хозяйства стран Запада положительно ска­залось на их социально-экономическом развитии в первом после­военном двадцатипятилетии. Но понижение темпов экономичес­кого роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся на­учно-техническая революция, создавшая условия для кардиналь­ного изменения технологической базы. Повышение эффектив­ности хозяйства подразумевало новый подход к управлению про­изводством, в первую очередь, серьезное сокращение государст­венного регулирования. Для этого главные капиталистические страны в 1970—1980 гг. провели широкую приватизацию — пе­редачу права собственности на капитал государственного пред­приятия частным лицам или акционерным обществам. Особая сложность приватизации состоит в том, что ее проведение тре­бует определенного времени, поскольку необходим капитал и решение проблемы занятости на тот период, когда частные соб­ственники смогут выйти на рынок со своей конкурентоспособ­ной продукцией. Функции государства сосредоточиваются глав­ным образом в сфере регулирования финансов и кредита, нало­говой системы. В результате приватизации укрепляется малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем биз­несе было занято 2/3 работающих). Можно утверждать, что про­цесс приватизации явился «палочкой-выручалочкой», выведшей мир из тупика, в который его привела национализация. В большинстве слу­чаев либерализация экономики, возвращение к частной соб­ственности привели к экономическому росту и повышению бла­госостояния людей.

В Германии пос­левоенная модернизация экономики происходила под началом американской военной оккупации. Здесь было либерализировано народное хозяйство, находившееся в тисках тоталитарного управления немецкого нацистского государства. Поэтому главное условие господства свободного предпринимательства состояло в демократизации государства и социальной жизни. Гарантируемая оккупационными властями демократизация обеспечила не только гигантский скачок Германии из военной разрухи, но и определенные сдвиги в психологии особенно новых поколений немцев, ко­торые представляют собой не рабов своих военных империй, а свободных доброжелательных людей.

Окончание «холодной войны» и интеграционные процессы в экономике и политике поставили, в первую очередь, перед промышленноразвитыми странами вопрос от­носительно целей и перспектив дальнейшего экономического развития. Производство для производства не бывает, экономика, сколь не важна она для жизни людей, смыслом жизни служить не может. В мире все более ширится представление о необходи­мости введения специального критерия развития, выраженного в количественной форме, для сопоставления уровня благосос­тояния различных стран. В специальном докладе ООН подчер­кивается, что подобным критерием не может быть уровень про­мышленного развития, ВВП или количество и качество воору­жений. Критерии. ООН — это состояние окружающей среды, здравоохранения, санитарных условий, а также наиболее низкий процент детей до трехлетнего возраста, имеющих вес ниже нормы; родов без медицинской помощи; детей, не посещающих школу; женской неграмотности.

Список литературы:

    Алексашкина Л.Н. Новейшая история 1945 - начала 1990-х годов: События, люди, проблемы. - М.: 1995 г.

    Кредер А.А. Новейшая история. Ч. 2. 1994 г.

    Лойберг Н.Я. История экономики. – М. 1997 г.

    Шевченко Л.М. и др. Страны и народы. 1979 г.