Шпоры по Истории Первобытного Общества

В настоящие время существует Много спорных взглядов на историю. Исторический процесс делят на разные этапы но не у кого их историков не существует сомнений что первый этап истории это первобытный строй охватывающий весь период времени от появления человека на земле до образования первых классовых обществ, а так же сопутствующее этому появление письменности.

Этот начальный этап существования человечества и есть предмет первобытной истории. Она в отличии от других исторических дисциплин, основываться не на письменных источниках, так как таких источников в своем распоряжении не имеет. ЕЕ реконструкция результат синтеза данных других наук в первую очередь этнологии археологии. Однако она все таки является разделом истории, так как основной критерий систематики областей знания – их классификация по предмету изучения

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной, возникали в седой древности первобытного общества. Например, земледелие скотоводство брак семья нравственность этикет искусство религия и т.д. Чтобы разобраться в этих понятиях часто приходиться возвращаться к их истокам – это познавательное значение ИПО.

В числе проблем исследуемых на материалах ИПО немало таких в решении которых десятилетиями, а иногда и сейчас происходит водораздел между разными мировоззрениями. Например, как появился на земле сам человек? Как и когда возникла частная собственность. В этом состоит мировоззренческое значение ИПО.

Еще один аспект ИПО не лишен практического значения так как многие народы Азии Африки Латинской Америки Океании еще совсем недавно находились на разных этапах разложения первобытного общества и остатки этого строя в их жизни требуют анализа оценки учета в государственном экономическом и культурном устройстве.

Первобытное общество было теснейшим образом связано с природной средой. Поэтому и история первобытного общества с самого начала складывалась как комплексная историческая дисциплина, являющаяся полноправной частью исторического знания но в это же время вписывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. ИПО является компетенцией разных наук как гуманитарного так и естественно исторического циклов.

Археология – снабжает прямыми фактами ИПО имеющее более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающаяся на метод. Хронологически она охватывает полностью временную границу существования первобытного общества Многие стороны формирования общественных отношений известны лишь по этнографическим описаниям четвертичная геология снабжает историков первобытности об изменении земной поверхности на протяжении времени, в рамках которого вмещается история человечества, уровне океана на протяжении четвертичного периода, динамики этого уровня, о местных особенностях серьезных изменениях природной обстановке. Археозоология изучает костные остатки животных из раскопок будь то дикие или домашние формы это важно для определения характера охоты, рыболовства и собирательства для восстановления древних ареалов многих современных видов для разработки проблем доместификации и др. Археоботаника определяет состав культуры флоры. В раскопках обнаруживаются пыльца и семена древних диких и культурных растений что дает нам информацию о введении в агрикультуру растениях и характере использования диких растений эта наука уже снабдила историков сведениями о состоянии культурной флоры многих районов мира с первичным земледелием много дала для понимания очагов возникновения вторичного земледелия. Физика и химия позволяют установить абсолютную хронологию. Например радиокарбоновый или радиоуглеродный метод. Лингвистика восстанавливает историю отдельных языков и их генетического ветвления реконструирует проязык диалекты для многих языковых семей устанавливает внешние связи для каждой языковой семьи с другими семьями. Письменные же источники занимают второстепенной место так как они часто фантастичны из-за непонимания увиденных обычаев. Антрапология наука о морфологических и физиологических особенностях современного человека и людей прошлых эпох а так же их ископаемы обезьяноподобных предков выделявшая внутри себя специальный раздел исторической анрапологии. Этнография наука всесторонняя исследующая культурно бытовые особенности различных народов или этнографических групп внутри того или иного народа рассматривающая каждое явление в его исторического развитии.

Вопрос 2

Одни относят появление древнего человека ко времени 1,5-1 млн лет назад другие более 2,5 млню лет назад(олеблятьс в пределах 5 тысяч лет.

Не проще с периодизацией. Так как их много.

Археологическая – наиболее важна, основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Делиться на 3 века каменный бронзовый(медный) и железный. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита) который включает верхний (поздней) средний и нижний (ранний). среднекаменный (мезолит). Новокаменный век (неолит).

Бронзовый (медный) век.

Железный век.

Для датировки используются различные методы естественных наук. Археологическая периодизация дает широкие возможности для абсолютной и относительной датировки:

    калий-аргонный (время распада радиоактивных элементов)

    геохронологический (по годичным слоям ленточных глин).

    Дендрохронологический( по кольцам деревьев)

    Архиомагнитный

    Научный синтез.

А начиная с бронзового появляеться клендарная истенная датрвка на основе памятников древних цивилизаций соседствовавших с первобытными обществами.

Синхронизация исторических эпох с геологическими периодами истории земли.

Время существования человека ( четвертичный период)

Предледняковая эпоха ледниковая

Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной степени мезолиту, а неолит уже время голоцена.

Археологическая периодизация из глобальной превратилась в совокупность региональных.

Палеоантропологическая периодизация.

По критериям биологической эволюции человека.

Ископаем. современный

(наоантроп)

Древнейший чело

век(архантроп)

древний (палеантроп)

В XVIIIв. Морган основываясь на периодизацию эпох – дикость варварство и цивилизаций. Выделил среди этих эпох высшую среднюю и нзшую.

ДИКОСТЬ:

    низшая начинаеться с появления человека и членораздельной речи

    средняя с возникновения рыболовства и применения огня

    высшая с возникновения лука и стрел

ВАРВАРСТВО:

    низшая растространение керамики

    средняя освоение земледелия и скотоводства

    высшая внедрение железа.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ:

    с изобретения письма

Эта периодизация была заимствована Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру.

Период человеческого

Стада.

Период родовой общины

Период соседской общины

Производящее и высокоспециализированное

хозяйство (присваивающее) избыточный продукт трудовое распределение и уровнит.

Присваивающее хозяйство

Жизнеобеспечивающий продукт

(уравнительное распределение)

общественная собственность.

Проблема соотношение первобытной истории и первобытного строя.

Вопрос 3

Хорошо сохранились находки Юж. Адорики ( сейчас 5 ископаемых видов антропоморфных обезьян открыто) они выделяются в подсемейство семейство Австралопитековых. В это семейство и входит Австралопитек

Предполагается не отличались по росту от дриопитеков, но отличались относительно крупный мозгом (550-600см³) передвигались на задних конечностях, что говорит о приспособлении к жизни в открытой местности исследование фауны говорят о том что вели хищнический образ жизни и охотились на мелких животных.

Большое найденное с ними количество черепов и расколотых трубчатых костей травоядных животных а так же расколотые черепа павианов говорит это о том что охотились на павианов а черепа раскалывали с помощью острых камней( в качестве орудий так же могли использовать деревянные палки а так же рога и кости травоядных животных. Знакомство с огнем слишком спорно.

Определения геологического возраста позволили датировать их эпохой нижнего плейстоцена.

Есть предположения, что австралопитеки не были прямыми потомками семейства гоминид а представляли собой специализированную ветвь антропомородного ствола законсервировавшуюся в условиях относительной изоляции Африканского материка дожившего до эпохи появления гоминид.

С 1967г экспедициями в Эфиопии долине реки Омо найдены костные остатки почти 10 индивидуумов(относят многих их к австралопитекам) Возросто которых от 4-2 млн. лет В тех же соях галичные орудия.

Билет 4

Истинную грань между животными и человеком кладет появление социального (прежде всего социально-экономического отношения) утверждение социальных отношений не могло начаться раньше чем зарождение воли мышления языка. Начало формирования общественного бытия и общественного сознания было одновременно и началом превращения объединения животных в особые организмы началом становления человеческого общества, а тем самым и человека. Формирование человеческого общества началось с переходом хабилисов к питекантропам.

Открытие палеоантропологии археологии конкретизировали и подтвердили теорию Маркса Энгельса :Труд создал человека»

Потребовался 1млн лет чтобы развитие производственной деятельности привело к превращению животных в первых людей и их объединения в формирующееся общество еще 1 миллион лет к появлению готовых людей сформировавшегося общества.

Становление общества было процессом формирования первой формы его существования – первобытного общества.

Формирование человеческого общества представляло собой процесс превращения животного объединение в социальный организм процесс становления общественных отношений.

Начало становления социально-эономических отношений представляло собой зарождение новых социальных факторов поведения. Завершение этого процесса превращение этих факторов в безраздельно господствующее всецело определяющее поведение человека.

Происходил процесс ограничения поведения инстинктов социальными факторами процесс обуздание зоологического индивидуализма, введение инстинктов в социальные рамки. Борьба социального и биологического в течении всего периода формирования общества носило упорных характер. Появляться запреты в форме табу

Социально экономические отношения прежде всего отношения собственности были отношения распределения первая уравнительная.

Формы объединения предлюдей. Формы объединения у животных вообще у обезьян в частности зависит прежде всего от тех условий внешней среды которой живет вид. Появление предлюдей было связано с изменениями не только морфологической функции но и среды обитания и всего образа жизни в целом это неизбежно должно было претерпеть изменения и их объединения. Маловероятно что у них возникали гаремные группы. За исключением тех кто обитал в саванне и в саванном редколесье.

Открытость и опасность врагов прямо пропорционально зависит сплоченность и стабильность(самое опасное место саванна)Эта форма объедения охватывала всех без исключения индивидуумов.

Необходимое условие существования всякого сколько ни будь прочного зоологического объединения является систематическое согласования сталкивающихся стремлений всех животных входящих в его состав оно осуществляется путем доминирования (это когда одно животное имеет право удовлетворять свои инстинкты с потребностями второго или за его счет) Доминирующее животное более сильное.

Способ установление статуса – угроза драка.

Статус с возрастом меняется. Чем сплочение объединение, тем более жесткая у него иерархическая система.

Билет 5.

Путь развития homo начинается с homo habilis человек умелый – первый изготовитель орудий. Вероятно, они был потомками австралопитеков. При раскопках в Олдувае было обнаружено много слоев третьем слое были найдены черепа по своему строению ближе к черепам архантропов(или древнейших людей)обнаруженных позже при раскопках севернее Олдавая. Этим последним и было присвоено имя homo erectus Вполне вероятно что erectus был предком живших намного позднее неандертальцев(схожи черепа челюсти и инструменты).

Homo praeniandertnalesis промежуточная форма между erectus и неандертальцем. Но путь развития от homo erectus до homo sapiens прошел мимо неандертальцев.

В период оледенения была вполне освоена технология разведенья и поддерживания огня. Который использовался для обогревания приготовления пиши в первую очередь мяса и защиты от диких зверей. По видимому были известны простейшие приемы выделки и применения шкур убитых животных.

Сама охота требовала координации действий что предполагает подготовку планирование и осуществление текущего контроля за ходом выполнения этой совместной деятельности. Повышая вероятность успеха приемы и способы такой социальной координации фиксировались и получали дальнейшее развитие.

Усложнение и совершенствование этих процессов приживалось на основ мотивации и запоминания.

Успех предприятия зависел от силы знания и умения участков охоты конкретного распределение орудий, которое могло меняться от случая к случаю. В последующий период следует потепление В Европе повсеместно устанавливается климат субтропического типа. Но потом следует 3 чрезвычайное похолодание Резкое оледенение началось 250 тыс лет назад продолжалось около 125 ты лет но даже в таких условиях многие потомки людей жили в пещерах(в одной их пещер.

Помимо каменных орудий обнаружены особого вида жилища (постройки палаточного типа) делавшиеся из шкур животных. Шкуры натягивались на каркас из веток предохраняя жителей пещер от пронизывающего ветра сырости, капель. Характерно что входы в палатку всегда ориентированны в сторону противоположную входу в пещеру. В каждой из палаток сразу за входом лежал череп волка.

Homo erectus имел более крупный мозг и тело чем его вероятный предок хабилис и во многом похож на своего крепко сложенного непосредственного потомка современного человека его череп хотя и имел самые толстые стенки по сравнению со всеми представителями человеческого..

Череп длинный и низко посаженный подбородок отсутствовал объем мозга 880-1100 смене которые взрослые особи достигали 180 см

Он жил от 1,6 до 200 тыс лет назад

Появившись в Африки распространился в Европу.

Они обладали как крупным мозг так и более развитым интеллектом еще большей приспособленностью.

Билет 6.

Произошёл от архаичной формы хомосапиенс 300 тыс. лет назад. Неандерталец получил своё имя по ископаемым остаткам найденным в долине Неандерталь (Германия). Так называемый классический неандерталец из Европы имея крупную удлинённую голову мозг был больше нашего, а стенки черепа толще, чем у нас. Имел мощные надглазничные валики и покатый лоб. Чётко выраженный похожий на шишку затылочный бугор с большим основанием. Лицевая часть была сильно выдвинута вперёд и скошена назад по бокам. Большой нос мог быть плоским или выступающим. Крупные зубы. Не было подборочного выступа. Плотное телосложение помогало им сохранить тепло в холодных условиях жизни. Но отдельные особи и популяции имели свои особенности.

К 80-м годам ХХ века учёные нашли в Европе остатки двухсот неандертальцев. Находки были сделаны в пещерах. Более половины происходят из Франции. Черты характерные для неандер. Присущи также двадцати особям со стоянки Крапина (Югославия), из Италии, Бельгии и т.д. Возраст находок колеблется от 250 до 30 тыс. лет. Также неандер. Обитали в юго-западной Азии, возможно в Африке. Но у них отсутствуют грубые черты, которые у северных сложились в результате холодного климата. Некоторые имели более прямые и тонкие конечности, менее мощные надглазничные валики и укороченные менее массивные черепа.

Билет 10

Человеческая материальная культура возникла вместе с человеком и развивалась по мере развёртывания процессов антропогенеза (тогда когда приспособление в окружающей среде стало деятельностью основывающееся на труде).

Началось с приметеивного изготовления оружия.

ПИТЕКАНТРОПЫ

Древнейшие люди впервые научились придавать каменным изделиям стандартизированную форму. Сколы и отщепы (возможно).

СИНАНТРОПЫ

Ручные рубила, орудия разнообразные и нестандартизированные из камней обчёсанных бессистемными сколами. Больше разнообразие и большое совершенство изготовления. Усовершенствование ручного рубила (меньше по размеру острый рабочий край).

Похолодание заставило людей искать укрытие в пещерах. Искусственные жилища – овальная в форме хижин , сооружения из ветвей.

Древнии люди
Следующий этап связан с эпохой среднего и части верхнего плейстоцена
Мустьерская культура

Значительное усовершенствование каменных орудий.

Отщепы- заготовки для изготовления стали более правильной формы (благодаря предварительной обработки нуклеусово. Наиболее распространенное орудие остроконечники и скрёбла (с вторичной обработкой отщепов.) Более развит стал приём ретуши.

Тонкий и правильный по форме отщепы и пластины.

Продолжает совершенствоваться обработка дерева. По средствам строгания каменным скобелем палки изготавливались рогатины с конусообразным заостренным концом.

Были предприняты попытки обработки кости.

В качестве орудий использовались рога копытных.

Кремневые орудия для обработки шкур и кожи.

В качестве жилищ – пещеры.

Позже искусственные жилища – шалаши (обтянутые шкурой мамонта).

Высказываются предположения, что на этой стадии использовалась одежда из шкур и что уже есть простейшие транспортные средства (для переноски груза в виде мешка из шкур). Оружие – дубина, копьё.

Билет 11

Эволюция семейства гоминид создала благоприятные предпосылки для достижения последней ступени этой эволюции-возникновение современного вида. Древний представитель рода неандерт. Человек имел все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы – большой нос, подвижную руку, устойчивую походку, выпрямленной положение. Но строение его мозга характеризовалось наличием примитивных признаков, а подвижность руки могла быть ограничена, что с ужало его возможности, поэтому их коллектив имел малые потенциальные возможности в развитии общественных форм жизни.

Наиболее вероятная теория факторов появления человека современного вида исходит из преимуществ современного человека как социального существа. Увеличение высоты черепной коробки и выпрямление лобной кости привели в конце концов к уменьшению рельефа лобной кости и исчезновению надбровного валика, Возможно это оказало какое-то влияние и на перестройку лицевого скелета (совершенствование речи и перестройку речевого аппарата).

Острая дискуссия развернулась по вопросу о месте формирования человека современного вида. Считается, что расы людей произошли от рас неандер. И таким образом весть Старый Свет можно назвать их прародиной. Согласно этой гипотезы (Полицентризма 1939г. Китай Франц Вайденрайх). В пользу этой гипотезы приведены археологические данные. Другая гипотеза (Моноцентрическая 1947г. Я.Я.Рогинский) исходит из отсутствия связи между современными расами и расами неандер. Тип современного человека сложился в центре ойкумены (передняя Азия и средиземноморье) вследствие интенсивного смещения различных представителей неандер. типа. В общем проблема далека от своего решения. К числу признаков относится широкое низкое лицо, низкие орбиты, удлиненная форма черепной коробки. Возможно она отражает неполную завершённость в формировании морфологического типа современного человека на ранних этапах его истории.

РАСОГЕНЕЗ

Расширение первоначальной ойкумены способствовало расовой дифференциации. Находки черепов говорят о том, что основные особенности деления человечества существующих в настоящее время уже были выражены в эпоху позднего палеолита, достаточно отчётливо.

Европеоидная раса – в Европе, монголоидная – в Азии, негроидная – Африка, Австралия.

Классические представители негроидной расы имеют тёмную кожу. Курчавые волосы, очень широкий нос, толстые как бы вывернутые губы. Этот комплекс пример приспособления к тем условиям среды. В которой живут негроиды (высокая температура, большая влажность). Тёмный цвет кожи образуется у них благодаря наличию меланина. Курчавые волосы создают вокруг головы воздушную прослойку.

Монголоидная раса (жаркий и сухой климат, сухой ветер и степной ландшафт). Это тоже вызвало ряд защитных приспособлений. Лицо покрыто слоем жира, глаза характеризуются узким разрезом и наличием во внутреннем углу глаза эпикантуса.

Европеоидная раса (сильно выступающий нос) как результат воздействия климата. В Европе сравнительно сухой климат и сильно выступающие носовые полости предохраняют организм человека от переохлаждения.

Наряду с явно полезными признаками все ныне существующие расы характеризуются более или менее нейтральными признаками. По-видимому в сложении всех этих особенностей велика роль случайной изменчивости и изоляции.

Внутри европеоидной расы выделяются северная и южная ветви. Внутри монголоидной- азиатская и американская ветви. Внутри негроидной расы – африканская и австралийская.

Билет 12

В эпоху мустье хозяйство и материальная культура были созданы еще только формирующимся человеком тогда когда самые ранние находки культуры человека позднего палеолита принадлежали уже полностью сформировавшемуся человеку современного вида. Наше время в Европе Азии и Африки обнаружено значительное число памятник позднепалеолитической культуры. осодержанию и облеку очень разнообразны главный признак в общих тенденциях..

Они существовали и развевались в разных природных условиях. Приспособление человека к разнообразным природно климатическим условиям порождало разные формы хозяйства материальной культуры.

Условия жизни требовали создания сложных форм хозяйства материальной культуры сплочение социальных коллективов.

Обилие крупных и средних животных благоприятствовали высокому развитию охоты. И охотничью добычу составляли лени быки лошади различные виды копытных..

Охота велась коллективом. Древнейшие культуры этой эпохи представлены комплексом материальной культуры развитие продолжалось весь поздний палеолит).Облик и тенденции развитие орудий труда и оружия в разных климатических условиях в связи с разными направлениями хозяйства имели существенное различие. Общее было относительно быстрое развитие каменной индустрии, появление существенных новшеств в технике изготовления каменных орудий, расширении их ассортимента и улучшение качества. Появление новых орудий ( при том что физический облик людей был не изменен)

Расширение ассортимента орудий и улучшение качества стало возможным благодаря накоплению трудового опыта выработкановой техники обработки камня более тщательно стали дготавливать нуклеусы.

Появляется сверление

одноручное

двуручное

Первые опыты по шлифованию камня. Появляются специализированные изделия.

Новые виды вооружения лук стрелы бумеранг

Ножи для скобления и строгания, которым можно было работать от себя. Разработана техники выпрямления палок. Достигнуто значительно совершенство в обработки шкур и кожи животных, выделка меха.

Появляются составные орудия из камня дерева и кости открыты способы искусственного добывания огня .

Жилища-спальные навесы-гроты, устья пещер и искусств. Постройки (вход ограждался каменной кладкой).

Где не было естественных укрытий – землянки (круглые и овальные). В тропиках – шалаши.

Одежда в виде шкур (её совершенство зависело от природных условий).предполагается, что произошло дальнейшее развитие транспорта (для переноски тяжестей по сути могли использоваться волокши и носилки из жердей; через водные преграды – стволы деревьев, связки хвороста и камыша.)

Широко известно верхнепалеолитическое искусство (настенная роспись, гравировка по кости, мелкая резная скульптура, украшения).

Билет 18

Род и организация власти в раннепервобытной общине

Важнейшими ячейками эпохи были род и община.

Община состояла из группы или групп родственных семей, к которым могли примкнуть другие семьи.

1 группа– однородовая, больше одной – многородовая.

Хоз-во то в полном составе, то отдельными семьями.

Род – осознавший своё родство коллектив, связанный законами экзогамии.

Родство горизонтальное (общ.тотем). Но позже родство приняло форму филиаации.

Род не был единым произв. Коллективом в силу закона экзогамии.

Но именно род чаще всего считался собственником промысловой территории.

Род был носителем экзогамного начала, сплачивавшего коллектив и поддержки его связи с другими. Они считают, что ведущ. Значение имел род, другие-община.

Произв. Связи совпадали с родовыми; дислокальность брака; род и община совпадали.

Основа – отношения собственности вело связи с родством.

В раннепервобытной общине был принцип народовластия.

Авторитет – зрелые, опытные, мудрые люди (чаще старшее поколение) назхывались главари (может был совет старейшин).

Власть основывалась на их опыте. Молодёже внушалось послушание старшим. Власть – воплощение воли группы. Не было властного разделения (были лишь отдельные знахари и колдуны). Существовали охраняемые, соц. Нормы (обычаи). Наказание нарушевшему определялось старейшими, или же исполнялось. Старейшины старались подчинять интересы личности интересам коллектива.

Билет 16

Социально-экономические отношения раннепервобытной общине.

Общественные и прежде всего производственные отношения-отношения коллективистические.

Выжить можно было только в условиях коллектива. Продукт для физического существования и только.

Добыча мамонта, шерстистого носорога, загонная охота на лошадей, быков, оленей и т.д. Ловля рыбы (не утрач. даже в мезолите).

Сооружения жилищ, лодок требовало совместных усилий. Часто неудачи одних компенсир. Удачами других, и наоборот. Отсюда следует что присваивающее хоз-во охотников, рыболовов, собирателей давало исключить жизнеобеспечивающий продукт (оч.редко прибавочный).

В коллективной собственности была промысловая территория.

О личных вещах (то что они были) можно судить по захоронениям. Скорее всего, нестрогая личная собственность, подчиненная общему принципу коллективной собственности.

Уравнительное распред. Чаще предпочитают наз. равнообеспечивающим. Там, где был прибавочный продукт было трудовое распределение зарод.обмен. расширились и упрочились соц.связи (обмен сопр. Празднествами и пирами; может был и немой обмен)

Билет 13

Изменения в жизни человека в эпоху мезолита.

Эпоха таяния ледника следствие крупных миграций животных и людей.

Значительное увеличение подвижности населения в сравнении с поздним палеолитом.

Датируется эта эпоха (4-5 тыс.лет до н.э.)

Миграции населения были вызваны не только освобождением новых пространств, но и тем, что часть животных отходила вследствие за ледником на север.

Многие крупные животные вымерли.

Люди теперь селились преимущественно на открытых пространствах, по берегам морей, рек и озёр, где существовали благоприятные условия для охоты и рыбной ловли. В лесной полосе Европы охота велась на быка, оленя, свинью, зайца. Волка, лисицу и.т.д. В степных областях – на антилоп, оленей, кабанов, медведей и др. В Северной Африке охотничьей добычей были слоны, антилопы, газели, быки, буйволы, жирафы, страусы; в Южной индии – быки, газели, антилопы, носороги, медведи и др.

Почти повсеместно большое распространение получает охота на птицу, что привело к сокращению числа красивых животных и усовершенствованию оружия и стрел с тупыми наконечностями, метательных палок.

Заселение водоёмов привело к развитию рыболовства. Совершенствуются орудия лова (найдены костные крючки, остроги, гарпуны с вкладышевыми наконечниками, плетёные из гибких ветвей верши. Возможно начали применять сети.

Сохранено значение собирательства. Предпринимаются дальнейшие шаги к приручению и одомашниванию животных.

Дальнейшее широкое распространение микролитической кремневой индустрии; появление изделий геометрического облика, постепенное отмирание некоторых позднепалеолитических форм, орудий.

Новые успехи в технике расщепления кремня привели к получению пластины более правильной формы. Совершенствуются приёмы ретуши.

В лесной зоне средней полосы и севера- кремневые наконечники в виде острия.

Каменные орудия-скребки, прокопки, резцы, обработанные платины и отщепы, нуклевидные орудия.

Изготавливаются сложные составные орудия из дерева, кости, камня.

Значительные успехи в обработке кости и дерева.

Первые предметы домашнего обихода: чаши, ложки.

Жилища главным образом в пещерах (перегородки, пристройки).

Искусственные – шалаши, шатры из палок и ветвей. Хижины из камня.

Усовершенствование транспортных средств (салазки) первые лыжи, лодки.

Билет 19

Высокоспециализированное хозяйство (присваивающее) по прежнему требовало кооперации и уравнительного распределения( к тому же обычай). Даже тогда когда больший прибавочный продукт действовала сила обычая, но возрастала роль трудового распределения.

Экономическую основу, как и раньше, составляла коллективная преимущественно родовая собственность на землю.

Возделываемая земля, пастбища, охотничьи угодья собирательские угодья.

Принадлежали

Роду. Рассматривались

Как принадлежность

Племени но были закреплены

За входившими в него родами

(отдельными).

Предметы созд. собственным трудом (скот, орудие, утварь) были личной собственностью.

Но ещё широко практиковалось заимствование. Наследовалось чаще в пределах рода.

Уравнительное распределение охват. Общину только в экстремальных случаях, а так же у группы родственников по крови или по браку.

Рост избыточного продукта, упрочнение личной собств. и замещ. уравнит. распред. Трудовым привело к развитию престижной экономики (обмен дарами) как среди общины, так и индивид.

Реципрокальность – взаимность, эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами.

Упрочивались соц.связи, укреплялись мирные отношения, усиливался авторитет общин, предводителей (дарообмен с «переплатой»).

Экономические

+ развит.производства

-непродукт.траты

социальные

+ стимулир.взаимоп.

-обществ. и имущ.рассп.

Вывод: господство родовой собственности, сочетание уравнительного и трудового распределения.

Билет 21

Род и организация власти в позднепервобытной общине.

Увеличилось количество многородовых общин. В связи с эти появилась потребность в кооперации труд и условия матрилокал. брачного поселения. Теперь многородовые общины в основном из нескольких групп сородичей. Целые группы со своими супругами образуют субобщину в общине (они могли делиться на ещё мелкие ячейки). Отсюда возникает соперничество и даже враждебность между отдельными родами.

В это время нужды трудовой организации,защиты от побегов и т.п. требования сплочения привело к появлению различных внутриобщинных институтов интеграции (н: дома для общ. собраний). Так же сплочению способствовала ставшая возможной эндогамия.

Эти потребности в широком смысле содействовали завязыванию связей на межобщинном уровне. Таких институтов как гостеприимство, побратимство, адапция (усыновление). Некоторые считают, что род возник лишь на этой стадии, другие, что он стал лишь более выраженным.

Роды разделились на внутриродовые группы, затем ещё на более мелкие группы сородичей. В отличие от мифических родов, роды стали более или менее кровными. Отсюда сегментарная организация, субклан (линидж). Род обеспечивая экономич., соц,идеологические ф-ия, линидж был родственным ядром домохозяйства. Родство теперь – генеалогически прослеживаемая связь. Отсюда связь могла быть унилинейным – по матерь или отц. и билинейным – по обеим линиям.

Было, где родвы продолжали группироваться во фратрии (исходные и искуственные). Либо объединялись в племена. Вероятно фратрии выступали в роли особых военных единиц.

Организация власти в большей мере сохраняла начала первоб. народовластия.

Вопросы решались на собраниях общинников или сородичей под руководством главы. Началась иерархизация органов коллективной власти.

В собраниях или на советах принимали участие взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя всё чаще они превращались в собр. Только взрослых мужчин и проходили в мужских домах. Стремились к единству мнения. Соподчинение органов коллективной власти могло достигаться путём представительства глав домохозяйств в общинных и родовых совтах, а глав таких советов – в советах фратрий и племён.

В советах домохоз. Решались внутр. Вопросы, на родовых советах – общеродовые вопросы, связанные так же и с взаимоотношениями родов и отношениями с другими родами (племенами).

Совет племени охранял высшие интересы соплеменников (утв. родовых глав, мог смещать их даже вопреки рода, улаживать межродовые конфликты, отправлял или принимал посольства, объявляя войну и координировал действия отд. Отрядов во время крупных военных походов, заключая мир и устанавливая межплеменные союзы).

Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных.

Там, где существовали сколько-нибудь институциолизированные возрастные категории, лидер должен был принадлежать к старшим из них, наиболее привилегированной.

Было важно, чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе (чаще это были группы первопереселенцев).

Появление избыточного продукта и личных богатств повели к этому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов.

Есть случаи выбора главы благодаря его высокому престижу.

Главенство как правило ещё не наследовалась, но это началось складываться.

За власть боролись «»выпендриваясь».

Главенство мужчин.

Члены линджа, рода, общины могли заступиться за своего, в случае смерти чащельстили.

Было теперь, что виновная сторона откупалась композициями.

Вывод: родоплеменная организация власти, как правило, жестко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона всё, что находилось за рамками высшего звена этой организации – племени.

Билет 15

Становление производящего хозяйства.

Главным показателем того что возникло производящее хозяйство - скотоводство и земледелие.

Возникло в палеолите (вернее палеолитический человек приручил собаку.)

Но его можно считать действительным лишь тогда когда обеспеченное технологическими приемами стабильное воспроизведение общественного продукта.

А доместикация продуктивных животных произошла позже

Остатки культурных растений и животных относятся к IX-VIII тыс. до н. Э. и происходит из передней Азии Полестины Сирии Турции.

Перешли к такому хозяйству

    из-за увеличения численности населения

    лучше ознакомились с животным и растительным миром.

Растения найдены:

*ячмень

*чечевица

*пшеница и т.д.

При использовании плодов диких семян, растений какая то их часть оставалась не использованной и давала всход вблизи жилища. Это называется бессознательный отбор.

Вавилов сформировал гипотезу прерывистого очагового происхождения земледелия как в старом. Так и в новом свете и аргументировал её результатами тщательных исследований культурного растительного покрова планеты.

Возникновение земледелия и скотоводства сопровождалось другими сдвигами в развитиии произ-ых сил:

-прогрессировала техника изготовления каменных орудий труда;

-отжимной ретуши;

-шлифование, тонирование, пиление, сверление камня;

-использование нефрита,обсидиана;

-новые орудия труда.

Было возможно производящее хоз-во при относительной оседлости.

Появляется специализация.

Билет 28

Возникновение и развитие языка.

Предыстория языков.

Говоря о языке, мы говорим о изолированности, замкнутости стад питекантропов и неандертальцев.

В один из периодов истории начинает складываться экзогамный порядок заключения в брак. Возникает род, который был тесно сплочён и ествественно, здесь уже складывается язык. Затем в позднем палеолите складываются связи между отдельными группами, которые отражаются в появл. ярко выраженных локальных различий материалов культуры.И если эти связи отразились на материальной культуре, то они отражались и на языке, что привело к частичному его сближению и интеграции первоначальных «старых языков» (гипотеза 1950г.С.П.Толстого).

Все первобытные языки оказываются близки друг другу на положении позднейших диалектов или даже говоров. Нет лингвистических границ. Но! При удалении на расстояние взаимная понимаемость исчезает. Любое переселение, родов вызывает разрыв первобытной непрерывности (Н: люди в новой Гвинее, живущие на расстоянии ходьбы, говорят на разных языках).

Возражение гипотезе:

-гипотеза Толстого отрицает происхождение разных языков);

-говорилось, что при скрещение двух не возникает 3-ий язык, а побеждает один, что противоречит реальным фактам (креольские языки).

Развитие фонетики.

Т.е. не только определённых звуков, а более широкой сов=сти явлений. Сначала слог был не разложим – единое целое. В котором не различались согласные и гласные, смыслоразличит. Роль играли место артикуляции звука и его относит. Высота.

Трудно представить, как могли перейти к совр. языкам

Рассуждая о последовательности появл. звуков, речи нужно учесть, что история звуков распадается на два чётко определённых периода – до и после формирования речевого слуха. Значит свистящие и шипящие звуки надо поставить на второе место, а взрывные и спиранты оказываются ближе к концу. На первом месте это сонорные – шумные.

Вообще учёные находятся в тупике, запутались в собственных исследованиях и утверждают, что работы тут непочатый край.

Развитие грамматического строя языка.

Человек должен был уметь сказать какое трудное действие он совершил, самое главное выразить сам факт действия;

Важно для человека и обозначить его собственное поведение (т.к. в конце сустьерского периода и homo sapiens зарождается уже сложная высокоорганизованная форма общества – род). Отсюда можно предположить, что при переходе к H.S. 2 структурных типа высказыв.:

1)трудовое действие + объект действия

2)субъект действ. + действие нетрудовое)

Так во многих языках все глаголы делятся на 2 группы активного и пассивного действия (Н. Когда появляется термин «не-я» возник тип «моё» или «мне»).

К сожалению, все попытки представить эволюцию синтаксич строя оканчивались неудачей.

Язык должен пройти через 3 ступени: Н. Считается, что индоевропейские языки прошли через «яфетическую» кавказскую стадию.

Хоть и возник язык не совсем ясно, ясны пути возникновения сложного предложения (2 простых).

Язык и эволюция

Язык имеет три функции: закрепление и передача достижений чел-кого мышления; средство выражения эмоций.

Возникшие в процессе труда мышления потянуло за собой возникновен. языка. Эта присущая только человеку форма отражения объективной действительности. Исторически связана с развитием звуковой речи.

«Язык»,- по словам Маркса и Энгельса – так же древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей; язык возник лишь из потребности, из необходимости общен. с другими людьми.

Речь не была одинакова на всём протяжении истории, т.к. неолдинаковы были структура и содержание психич. процессов.По данным исследов.

Условия членораздельной речи:

Укорочение ротовой полости, более чёткая дифференциация ротового и носового резолаторов, гортанных мускулов и уплотнение свободного края голосовых связок.

Есть основание думать, что слова первоначально были неизменяемыми, они не имели ни рода, ни числа, ни падежа, ни лица.

Билет 27

Происхождение искусства.

Зародившись в младенческий период истории, искусство облагородило людей, ещё более возвысило их над животными, дало новое орудие в познании природы и став одним из средств общения, укрепило соц. Связи в первобытных коллективах.

Но оно не было изначальной способностью человеческого созидания отражать реальный мир в образной форме. Оно не возникло сразу с появлением людей. Более 1,5 млн. лет протекло прежде. Чем на основе упражнений в процессе труда появилась гибкость руки, верность глаза, достигшее опред. Зрелости органы чувствительности и сознания, развивалась способность обобщать. Зачатки искусства возникают по-видимому только у неандерт., хотя это оспаривается некоторыми исследователями. В мустьерских слоях ряда пещер, находим куски минеральной краски, кости животных с поперечными линиями, насечками и составляющими узор нарезками. По-видимому нет оснований истолковывать эти и др. следы изобразительной деятельности.

Только Homo sapiens в высокой степени обладающий абстрагирующей способностью интеллекта приобрёл возможность воплотить в глине, камне, мысли и чувства, обобщить закрепить накопившийся коллективный опыт осмысливания окр. мира. В худ образах исключительный интерес вызывает пещерная живопись.

Животные изображаются жёсткой контурной линией на стенах пещер, известняковых плитах или прочерченные по сырой глине.

Найдены стоящие обнажённые женские фигуры, с прижатыми к телу руками, согнутыми в локтях и плотно сведёнными в коленях ногами.

Верхнепалеолитическое искусство не лишено было ендостатков, что обуславливолось примитивностью пр-ва. Художниками ен была познана связь явлений в природе, поэтому онине знали развёрнутого сюжета. Композиций, животных изображали разрозненно.

Мезолитические люди были преимущественно охотниками. Поэтому наскальная живопись и гравировка изображения использовали охотничьи следы и лишь отчасти военные и культовые.

Согласно исследованиям Формозова, вероятный возраст самых ранних рисунков – мезолитический. Но не искл. их датировка неолитом и энеолитом.

Второй период первобытного искусства соответствует патриархату. Памятники живописи и скульптуры утратили яркость и худ. Силу. Уже начиная с мезолита изобр. Людей и животных становятся грубее по рисунку.

Люди и животные особенно в бронзовом веке изображ. всё более схематично. Чаще стали появляться изображения домашних животных.

Изменение роли женщин и мужчин в общ.пр-ве привело к тому. Что женские статуэтки встречаются в раскопках всё реже. Сменяясь мужчинами. Возникшая родоплеменная знать и купечество. Теперь искусство стало вторгаться в сферу идеологической борьбы..

Искусство было связано непосредственно с повседневной жизнью людей, принадлежало всему народу.

Билет 17

Брак и семья в раннепервобытной общине

Исходя из работ Морана и Энгельса многие исследователи считают, что первой формой был экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором все чины одного рода имели право и должны были вступать в брак со всеми членами др. опр. Рода. Во-первых запрещен. Брака с сородичами, во-вторых требование взаимобрачия 2-х опр. Родов. В-третьих требование супружеской верности.

Её универсальность и глуб. древность доказываются огромным этнограф. материалом.

Супружеская общность основывается на анализе сохранившихся брачно-семейных институтов и форм и классификаций родства.

Этот брак ещё оставался очень несовершенной формой соц. Регулирования.

Брак сузился до групп, принадлежащих к одному поколению, женились двоюродные братья и сёстры. Запрещались браки между между перекрёстно=двоюроднями братьями и сёстрами.

Предполагают, что уже к концу эпохи раннеродовой общины постепенно сложился парный брак.

Хотя в парном браке соединялась только одна пара кросс-кузенов, он прод. оставаться непрочным.

Полиандрия – многомужество.

Сорорат-брак с сёстрами.

Гетеризм-порядок, по которому девушка перед втупл. В брак должна поочереди отдаваться своим потенциальным мужьям.

Долго парн. Браку сопутствовало терпимое отношение к добрач. И послебрачным половым связям.

Но некоторые начинают историю семейно брачных отношений непосредственно с парной семьи.

Возможно был парно-групповой брак. Всё ещё является спорным вопросом.

Билет 20

Брак и семья позднепервобытной общине.

Возникновение трудового распределения при котором отец получал возможность материально заботиться о своих детях, повлекло за собой по мнению одних исследователей появление. А по мнению других – укрепление парной семьи. Однако, хотя производственные и потребительские ф-ции парной семьи несколько расширились, она по-прежнему имела несоизмеримо меньшее экономическое значение, чем родовая община. Пара не имела общей собственности. Если мужу случалось нанести ущерб имуществу жены, он должен был рассчитаться с ней или её родственниками. Мужчина переходя в общину жены не порывал хоз.связей с собственной общиной и работал на два дома. Дети даже если знали своего отца, фактически оставались ему чужими. У некоторых племён живших материнскими и домовыми общинами в понятие «семья» включалась только родня со стороны матери.

Как и раньше брак был легко расторжим по желанию любой из сторон и дополнялся остатками групповых брачных отношений.

Были присуще черты женского превосходства. Часто в заключении брака инициатива принадлежала женщине. Было, что рождению мальчиков предпочиталось рождение девочек. Отсюда следует, что в современной литературе предложено наименование парных брака и семьи первобытноэталитарными (равноправные).

Билет 22

Разложение первобытного общества.

Предпосылки:

Появление регулрног избыточного продукта что привело к появлению отчуждаемого прибавочного продукта.

Особенности первобытного искусства.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери.

И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики.

Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенк и штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных и. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее

Билет23

Становление институтов классового общества.

С зарождением в эпоху класообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества – частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность делавшая возможным существования других институтов.

Становление частной собственности было результатом: роста производительного труда и его специализации способствовали индивидуализации производства что делало возможным появление прибавочного продукта. И во вторых производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально дляя обмена.

Особенности первобытного искусства.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери.

И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики.

Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенк и штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных и. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее

Архантропы . Итак , в одной из ветвей ствола австралопитеков возникла и развивалась способность к производству орудия труда , что было тесно связано с дальнейшим развитием прямохождения и головного мозга. Тогда же , вероятно , произошло широкое освоение огня. Около 2млн лет назад началось быстрое расселение H. habilis Африке, Средиземноморью и Азии . Расселяясь и попадая в новые условия существования они образовывали отдельные изолированные формы. Эти формы жили с 2млн до 140тыс лет назад и были названы архантропами. Внешне они были похожи на современного человека , хотя по прежнему имели место мощное развитие надбровного валика и отсутствие настоящего подбородочного выступа. Масса их головного мозга (около 800-1000 г) значительно превосходила H. habilis и даже превосходила низшие пределы нормально развитого мозга современного человека (средняя масса мозга H. sapiens около 1300 г)

Средний рост тела у древнейших людей, несомненно, был неодинаков, но считается, что средний рост их был примерно 160 см(у мужчин) и около 150 см у женщин. Возможно встречались и более крупные формы. Эти существа отличались хорошо развитой орудийной деятельностью, они могли свободно разделывать убитых животных, успешно охотились на слонов, буйволов, носорогов, оленей, грызунов и крупных птиц. По прежнему имели место быть случаи каннибализма. Значительную роль в пище играли ягоды, плоды и коренья. Древние люди жили в основном в пещерах, но уже были способны строить примитивные укрытия из крупных камней. На местах постоянных стоянок использовался огонь. Вопрос о добыче огня до сих пор не ясен, скорее всего он поддерживался долгое время зажженный однажды молнией. Суровая жизнь во многом еще походила на звериную; была высокая детская и юношеская смертность.

Именно архантропы переступили рубикон. Судя по размерам мозга они должны были обладать настоящей речью (рубиконом для этого считается масса близкая к 750-800 г; именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок современного человека) Речь несомненно была очень примитивной, но это была уже речь, а не отдельные сигналы животных. Моделирование речевого аппарата показали, что архантропы, жившие в пещерах Южной Франции около 450 тыс. лет назад были в состоянии издавать такие звуки, как «Аах», «чен» или «реу» и овладели уже всеми гласными. Возникновение речи,

основанное на трудовой деятельности , должно было дать мощный толчок развитию в том же прогрессивном направлении - выделении человека из мира органической природы. Эволюция архантропов направлялась все еще биологическими факторами - жесткий естественный отбор, связанный с внутривидовой борьбой за существование.

Неандертальцы (палеоанторпы). Более чем в 400 местах Европы, Азии и Африки были найдены остатки существ, живших от 250 до 40 тыс. лет назад. Они были промежуточным звеном между архантропами и Homo Sapiens как по строению тела, так и по развитию культуры. По месту первой находки (долина реки Неандерталь) они были названы неандертальцами. Они имели низкий скошенный лоб, сплошной надглазный валик , большое лицо с широко расставленными глазами , слабое развитие подбородочного выступа , крупные зубы, короткая массивная шея и небольшой рост (155-165 см) Пропорции тела были близки к таковым человека. Масса мозга была около 1500 г при чем более сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Применение огня для приготовления пищи имело широкое распространение, о чем свидетельствуют находки на местах стоянок обгорелых костей, при чем не только животных, но и самих неандертальцев, что говорит о каннибализме. Объектами охоты обычно были крупные млекопитающие. Орудия же неандертальцев были намного совершеннее чем примитивные обработанные гальки.

Именно среди неандертальцев появились первые зачатки такого понятия как общество. Они выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов., что и привело 50-40 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим мы. - Человека Разумного- Homo sapiens

Антропогенез (происхождение человека) и социогенез (происхождение общества) как единый процесс.

Что следует закладывать в основание системы взглядов, определяющих положение человека в мире - антропоцентризм или социоцентризм? Иначе говоря, чьи приоритеты изначальны: человека или общества? Что должно быть на первом месте: индивидуализм или коллективизм?

Схема диалектического взаимодействия, взаимополагания, взаимообусловленности общества и личности появляется в "Тезисах о Фейербахе" К.Маркса. Третий из этих тезисов гласит: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, это - учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.2.). Казалось бы, человек поставлен здесь на первое место.

Впоследствии К.Маркс неоднократно выражал свою приверженность этому взгляду на человека и общество. Но, как ни странно это звучит в свете вышесказанного, во всех своих главных работах К.Маркс фактически вставал на позиции последовательного социологизма, рассматривая людей именно и только в качестве "продуктов обстоятельств и воспитания".

В.И.Ленин не создал целостного учения о человеке, но анализ его произведений показывает, что при всей фрагментарности и незавершенности своих воззрений, он стоит на позиции социоцентризма, как и К.Маркс. В среде отечественных обществоведов широко распространено мнение, что подлинно диалектический взгляд на соотношение общества и личности, на роль личности в истории наиболее тонко и полно выражен Г.В.Плехановым в его известнейшей работе "К вопросу о роли личности в истории". Но и это не совсем так. Плеханов балансирует на грани антропо- и социоцентризмом и в конце концов соскальзывает на более простые и устойчивые социоцентрические позиции. Но кто же прав в споре антропо- и социоцентризма?

Авторы исследования "Теория познания" делают, на наш взгляд, единственно верный вывод: "В споре антропо- и социоцентризма нет и не может быть победителя на манер спортивных соревнований. Антиномия не имеет окончательного разрешения в той плоскости, в какой оно отыскивается уже несколько столетий. Ну, а конкретные спорные вопросы могут иметь однозначное решение, причем именно благодаря спору антропо- и социоцентризма" (Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальной реальности. М.,1995. С.163.).

Но в чем же тогда причины устойчивого господства социоцентризма в России? Ответ, который, казалось бы, лежит на поверхности (это следствие господства тоталитаризма) оказывается далеко не полным. Дело в том, что в российском мировосприятии сильны традиции, которые веками складывались в коллективистском сознании крестьянской общины. Социоцентризм, превозношение общих интересов над индивидуальными, из поколения в поколение формировался общиной, патриархальной семьей, патриархально-самодержавным государством.

Идеология, формируемая этими институтами, состоит из утверждения безусловного приоритета общего перед частным, коллективного перед личным. Любая сторона жизнедеятельности человека, включая экономическую, политическую, национальную, духовную регулируется этой идеологией, всякий раз приобретая соответствующее воплощение.

Подавление личного коллективным, частного общественным вездесуще и универсально, оно проникает во все сферы общественной жизни. Например, с позиций социоцентризма проблема прав личности, включая и ее естественные права на жизнь, свободу и независимость, снимается автоматически, так как названных прав вообще быть не может: ибо, согласно этому воззрению, правами наделяет человека общество, а какие-то естественные, присущие человеку от рождения права - полный абсурд.

"Общественная природа", "общественная сущность" человека всячески выпячиваются и трактуются с позиций доведенного до абсурда коллективизма. Личность в данной системе миропонимания рассматривается как величина малая, а потому незначимая, как "винтик", которому при поломке или неисправности всегда может быть найдена замена. В чем порок такого взгляда на человека? Он рассматривался человека не как цель и самостоятельную ценность, а лишь в качестве средства для достижения каких-то надличностных, а потому абстрактных целей и результатов.